Что означает период средних веков для стран европы кратко
Эпоха Средневековья является одним из самых загадочных и противоречивых периодов в истории человечества. Сегодня у многих людей, особенно романтически настроенных, представление об этом периоде складывается на основании книг, фильмов и сериалов. Эти источники информации пестрят описанием балов, где дамы щеголяют в роскошных туалетах, рыцарских турниров, романтических отношений между рыцарями и красавицами, в честь которых совершаются подвиги. Начитавшись таких историй, многие юные особы даже сожалеют о том, что не родились и не жили в те времена. Но так ли красива была реальность?
Начало периода Средних веков
476 год нашей эры ознаменован падением Западной Римской Империи. Последний римский монарх Ромул Август вынужден был под давлением варваров отречься от престола. Многовековое государство, известное развитой цивилизацией, большими научными и культурными достижениями для того времени, прекратило свое существование. 476 год был годом конца истории древнего мира.
Падение Рима повергло в шок и самих завоевателей-варваров, не говоря уже о простом населении. Начался всеобщий хаос, на смену которому пришло забвение. Множество открытий, культурных и технических достижений, сделанных учеными Римской Империи, было забыто. Вся Европа по своему развитию откатилась на несколько столетий назад.
Становление феодального строя
После падения Рима Европа состояла из «варварских королевств», которые управлялись властью монархов. Короли делали земельные пожалования дворянам, а также церковному руководству и монастырям. Это стало благоприятной почвой для развития синьориальной власти. Новоявленные сеньоры подчиняли себе и эксплуатировали население, которое проживало на подаренных им землях. Крестьяне, проживающие на земле феодала, не являлись его собственностью. Однако за пользование земельным наделом они были вынуждены нести определенные повинности или вносить высокую плату.
В это время произошло расслоение самого дворянского общества на сеньоров и вассалов. На самой высокой ступени феодальной лестницы стоял король. Его вассалами были герцоги и графы, которые в свою очередь имели вассалами баронов. Самой низшей аристократической ступенью были рыцари, являющиеся дворянами, но не имеющие титулов.
Само понятие рыцарь произошло от немецкого глагола «ездить» и буквально обозначало «всадник» или «наездник». Рыцарское сословие появилось у франков. Как правило, рыцари несли военную службу, но при этом были землевладельцами.
Возникновение городов
В самом начале эпохи средневековья на всей территории европейских государств преобладало натуральное хозяйство. Все необходимое для жизни производилось внутри феодальной вотчины. Крестьяне производили для себя и своего сеньора продукты питания, ткани, посуду и прочие предметы необходимости. Однако не все товары можно было произвести самостоятельно. Например, соль и изделия из металла приходилось покупать. Кроме этого Европу нередко посещали купцы с Востока, которые предлагали приобрести у них предметы роскоши. Таким образом, начала развиваться торговля. Ремесленников в то время было мало, но в результате частых неурожаев немало представителей крестьянского населения сочли для себя за лучшее изучать ремесла. Это приносило больший доход, а также давало возможность не быть привязанным к земельному наделу, предоставленному феодалом, за который необходимо было платить немалую ренту.
Ремесленники создавали свои поселения на землях, принадлежащих дворянам или монастырям. Они выбирали место для поселения рядом с торговыми путями или на берегах рек. Чтобы защититься от нападений и грабежей, ремесленники окружали свои поселения прочными стенами, а также просили защиты у сеньора. В обмен за проживание и обеспечение безопасности они должны были платить феодалу. Таким образом в период с ХI по ХVI век на территории средневековой Европы происходит развития городского строя как экономической и политической системы.
Создание ремесленных цехов
Государственная и церковная власть поощряли развитие городов, так как последние являлись источниками крупных денежных поступлений. Постепенно происходило расслоение городского общества, в котором выделился господствующий класс, впоследствии получивший название – буржуазия. Богатые горожане требовали для себя улучшенных условий для жизни и различных предметов роскоши. Спрос на все это можно было удовлетворить, подготовив профессиональных ремесленников. Те, кто в совершенстве владел каким-либо видом ремесла, брали себе учеников и подмастерьев.
Среди ремесленников была жесткая конкуренция. Чтобы защититься от нее представителям данного сословия приходилось объединяться в цеха. Основной функцией цеха являлась монополизация ремесла, которым он занимался. Каждый цеховой мастер имел в своей собственности средства производства, которые использовал при работе в собственной мастерской. Сыновья мастера получали мастерскую и чин по наследству. Если же кто-то со стороны заинтересовался ремеслом и захотел стать членом цеха, то он должен был сначала поступить в ученики к какому-нибудь цеховому мастеру после этого стать подмастерьем и лишь затем мастером.
Некоторые представители буржуазии, накопившие достаточно крупные капиталы занялись ростовщичеством – предоставлением денег в долг под проценты. Это стало началом возникновения банковской системы.
Городской быт
Что касается быта населения средневековой Европы, то это было одной из самых больших проблем данной эпохи. Как уже говорилось выше, все достижения цивилизаций древнего мира были забыты. Остались только обрывочные воспоминания, из которых представителями церкви были созданы целые философии порой крайне нелепые и приносящие большой вред.
Примером может послужить, вопрос личной гигиены. В воспоминаниях средневековых церковников осталось то, что когда в Риме было легализовано христианство, то пришедшие к власти представители нового вероисповедания, немедленно закрыли все общественные бани. Не потрудившись изучить причины этого нововведения, представители духовенства сделали «логичный» вывод: раз их единомышленники закрыли бани, то мыться – грех.
Однако причина была совсем в другом. Языческая Римская Империя отличалась очень низким моральным уровнем. Культы, которые там практиковались, разрешали абсолютно все – от беспорядочной сексуальной жизни до противоестественных пороков. О супружеской верности в Древнем Риме не было и речи. И очень часто местами, где предавались разврату, становились бани (в Римской Империи их называли термы). Зачастую горожане посещали эти заведения не с целью навести чистоту, а для далеко не невинных развлечений. Учитывая благосостояние государства в то время, каждый мог помыться у себя дома. Именно в целях борьбы с безнравственностью христиане, пришедшие к власти, ликвидировали эти порочные точки. Однако, на основании подобных сведений, населению внушалось, что мыться не следует вообще. Дошло до того, что подобную процедуру возвели в ранг медицинской и производили один или два раза за всю жизнь. Среди медиков того времени существовало заблуждение, что мытье открывает поры и дает возможность проникать в организм человека различных болезней. Следствием подобных заблуждений являлась подверженность организма различным опасным заболеваниям. Годами немытое тело, вши становились причиной заболеваний дизентерией, тифом, чесоткой и т.п.
Не лучшим образом дело обстояло санитарным состоянием городских улиц. Население не знало, что такое водопровод и канализация. Эти конструкции широко применялись Древнем Риме, но впоследствии были забыты, как и многое другое. Если в сельской местности возводились примитивные уборные с выгребными ямами, в городах для известных целей использовались ночные горшки, содержимое которых, равно как и помои, выливали из окон прямо на улицу. Никакой уборки не проводилось. Во время дождя потоки нечистот неслись по городу и сливались в ближайший водоем, из которого брали воду для питья и прочих хозяйственных нужд. Скученность и антисанитария приводили к возникновению распространению инфекционных болезней. Самыми страшными были эпидемии чумы и оспы, которые за короткое время опустошали целые города.
Улицы средневекового города были очень тесными. Самым просторным местом была центральная площадь, на которой располагались торговые ряды и ратуша (здание, где собирались представители местной власти). На площади находился большой колокол, в который звонили, оповещая горожан, о каких-либо бедствиях (пожар, нападение врагов, начало эпидемии).
Власть церкви
Большинство государств средневековой Европы было были христианскими. Вероисповедание связывало между собой даже враждующие страны. Церковь требовала от населения одинаковых взглядов на мир и выполнения определенных правил поведения.
В XI веке произошло обострение отношений между представителями христианской церкви Византии и Западной Европы. Основной причиной разногласий стала роль папы римского в церковной жизни. Духовенство Западной Европы признавало его владыкой всего христианского мира, с чем не были согласны представители византийского духовенства.
В 1054 году христианская церковь раскололась на католическую и православную. Католическая церковь подчинялась папе римскому, а главой православной стал византийский патриарх.
В средневековой Европе католическое духовенство стало главным сословием. Церковь существовала за счет церковных десятин, которые обязаны были оплатить все жители государства. Налоги духовенство не платило.
С течением времени представители католической церкви стали стремиться к обогащению и окружать себя роскошью. Церковные должности продавались и покупались, богатства церкви достигли таких размеров, что стали вызывать зависть у феодалов. Поведение священников очень сильно отличалось от праведной жизни представителей первоапостольской церкви. Все это не могло уйти от внимания народа – церковь начала терять авторитет в его глазах. Последней каплей стал выпуск индульгенцией – документов гарантирующих спасение души после смерти. Чтобы получить такую бумагу, нужно было заплатить большие деньги и нередко люди продавали все для покупки себе места в раю. В результате стали появляться проповедники, разоблачающие церковные догматы и призывающие народ вернуться к жизни по Евангелию, как это делали первые христиане. Католическая церковь называла таких проповедников еретиками и жестоко их преследовала.
Для борьбы с еретиками папа римский учредил специальный орган – инквизицию. Представители этой структуры занимались слежками и доносами с целью выявления еретически настроенных граждан. Тех, кто попадал в руки инквизиции, жестоко пытали и зачастую приговаривали к смерти. Основным видом казни было сожжение заживо на костре.
Несмотря на все карательные меры со стороны инквизиции, количество недовольных увеличивалось. После введения индульгенций один из монахов по имени Мартин Лютер начал открытую борьбу против государственной религии. Деятельность Лютера ознаменовалась тем, что он прибил к двери одной из церквей пергамент, содержащий 95 тезисов с критикой учения католицизма. Народ, уставший от произвола церковников, с готовностью поддержал нового лидера. Так началось движение реформации, которое привело к возникновению нового христианского течения – протестантизма.
История Средних веков кратко
Коротко об истории европейского Средневековья.
Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.
Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.
Периодизация и основные характеристики
У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:
— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);
Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.
Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.
В числе таких базовых характеристик:
— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;
— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;
— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;
— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.
Великое переселение народов
Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.
Византия и арабский халифат
Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.
В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.
Империя франков и возникновение европейского рыцарства
В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).
В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.
В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.
Высокое Средневековье
С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (1095—1270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.
В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.
Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация
В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.
В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.
Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.
В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.
Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.
В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.
Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.
Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.
Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления
В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.
Средневековье — зарождение европейской цивилизации
Средние века — важная веха в истории человечества. От падения Рима до эпохи Возрождения мир получил массу удивительных явлений.
Отправной точкой в знакомстве с этой исторической эпохой будет, конечно же, история появления термина «Средние века» и его значение. Средневековый мир обособлен в силу специфики восприятия человеком более поздних эпох. Между Античностью и Новым временем образовалась некая лакуна. Естественно, эта пропасть очень условна. В какой-то степени она была сродни перезагрузке отдельных характеристик предыдущей эпохи и взрастила ряд поворотных явлений, которые оказали влияние на новый этап развития человечества.
Человек, находившийся внутри Средневековья, средневековым себя не называл и не осознавал. Он скорее являлся элементом единого христианского мира, который уже к 11−12 векам обрёл вполне осязаемые контуры. В этом мире всё исчерпывалось христианской доктриной и учением церкви. [Сборник: Пять чувств Средневековья]
Если мы обратимся к Библии, то увидим, что там есть сведения о прошлом, настоящем и будущем. Грехопадение, допотопная и постпотопная история, четыре монархии, последняя из которых, Римская империя, просуществует до конца века. Далее — светопреставление. Поэтому средневековый человек, который постиг библейское учение, не воспринимал проблему прошлого и будущего: всё было предрешено. Эта проблема появится лишь тогда, когда люди в отдельных регионах Западной Европы начнут задумываться о том, где они живут.
Сандро Боттичелли «Весна». Источник: pinterest.com
Словосочетание «Средний век» впервые возникло в Италии: оно вышло из-под пера итальянских гуманистов. Итальянское Возрождение породило понятие «Средневековье». Гуманисты полагали, что идеал людской жизни и светлое будущее наступят только тогда, когда они обратятся к античному прошлому. Именно Франческо Петрарка ввёл первое определение «maedii aevi» — Средние века. Столпы Возрождения видели в Средних веках очень печальный отрезок времени, мрачный тоннель, который отделял золотое прошлое от золотого будущего. Будто райская птица залетела в это тёмное пространство, ищет свет в конце тоннеля, бьётся о стены готического собора и попадает, наконец, в золотую эпоху Возрождения. Интеллектуальная элита Ренессанса считала Средние века временем господства мракобесия, забвения, Вульгаты, ограниченности. Иными словами, чёрная полоса в истории человечества. [Сборник: Ренессанс]
В начале 16-го столетия в Европе началась Реформация: единому христианскому миру настал конец. Лютер полагал, что предыдущие столетия, в которых господствовала старая церковь, — время, в котором так и не раскрылась божественная сущность для человека. Средневековая церковь превратилась в тирана и отошла от старых заповедей и устоев. Критический взгляд на Средние века сохранился. Однако уже во второй половине 17-го века появились первые ростки осознания предыдущей эпохи. Немецкий историописец Кристиан Цемадрий издал пособие по истории, в котором Средним векам отводилась тысяча лет: от падения Рима в 476 году до падения «второго Рима», Константинополя, в 1453 году. [Сборник: Реформация]
В эпоху Просвещения Средние века также не жаловали, но уже видели отдельные корни нового мироощущения в сюжетах из истории европейского Средневековья. Сочинения Вольтера подчёркивали ужасы и социальную несправедливость тёмного для Европы времени. Французская революция и Наполеоновские войны старательно рыли могилы Средневековью, предавая забвению и документы эпохи, и отдельные изобретения времени.
Но вместе с тем эпоха Романтизма в 19-м столетии обращает внимание на Средневековье. Псевдоготика, музыка, эпос, романы — всем этим романтики пытались реабилитировать «тёмную» эпоху. В 20-м столетии Средние века уже выделяют как особый период в развитии человечества, рассматривая отдельные детали. Средневековье становится модным не только в среде учёных, но и в массовой культуре.
Раннее Средневековье
Западная Римская империя уже в 4-м столетии терпела ряд серьёзных внутренних и внешних потрясений. Рим был совершенно не тот, что раньше: кризисы, интриги, мигранты-варвары, в которых империя хоть и нуждалась, но совершенно не была готова к такому потоку новой силы. Рубеж 4−5 столетий станет настоящей проверкой на прочность, казалось бы, незыблемого государства. 9 августа 378 года военная машина Рима терпит сокрушительное поражение от готов на полях Адрианополя. 410 год развеет миф величия Вечного города: его займут ватаги вестготов Аллариха. Через 45 лет вандалы под предводительством своего вождя Гейзериха вновь чудовищно разграбили Рим. [Сборник: Падение Рима]
До и после судьбоносной даты падения Западной Римской империи в 476 году (эту дату средневековые европейцы не помнили и не знали) на её территории возникает ряд варварских королевств, которые заняли отдельные провинции и восприняли политическую культуру величайшей цивилизации Античности. Вестготы осели сперва в районе Тулузы в 418 году, а после перебрались на Пиренейский полуостров; вандалы заняли Северную Африку в 430 году, Аттила продолжил натиск на Рим; англы, саксы и юты вторглись на Британские острова, а франки к 486 году окончательно закрепились в Галлии. [Сборник: Варвары]
Остготы захватили в конце 5-го века Италию, но уже в 6-м столетии они стали жертвой завоеваний лангобардов. Великое переселение народов сильно изменило карту Европы. Новые варварские королевства перенимали традиции управления и сам образ власти Рима, наивно полагая, что являются наследниками его величия (Хлодвиг принял титул военного магистра, а короля остготов Теодориха считали принцепсом). Варвары христианизировались: в Европе появились первые монастырские обители, короли внимательно следили за деятельностью церкви и пытались заново отстроить ранее работавшие механизмы общественной жизни.
Юстиниан Великий. Источник: pinterest.com
Однако на Востоке по-прежнему оставалась часть империи — Византия. Она выстояла под ударами гуннов и персов, а также смогла стать самой передовой державой Средневековья. В 6-м веке при императоре Юстиниане Великом Восточная Римская империя начала реконкисту — возвращение своих провинций, захваченных варварами. Византийская армия высадилась в Северной Африке, Испании и Италии: земли были отвоёваны, однако цена такой стремительной внешней политики была слишком высокой. Внутренние кризисы, иконоборчество и враг у границ истощали империю, но долгое время этот причудливый оплот греко-римской цивилизации был примером для всей Европы. [Сборник: Византия]
В 7-м веке результатом брожения на Аравийском полуострове стало появление на Ближнем Востоке и в Африке арабских завоевателей, вдохновлённых проповедями пророка Мухаммеда. Под предводительством четырёх праведных халифов началось крупномасштабное завоевание территорий: сасанидский Иран был покорен, Византия еле сдерживала натиск, а королевство вестготов с центром в Толедо в 711 году пало под ударами арабов. [Сборник: Арабские завоевания]
Европа впервые столкнулась с новой верой — исламом. Остановили это стремительное движение смуты внутри халифата и проворные франки, которые в 732 году при Пуатье во главе с майордомом Карлом Мартеллом сдержали напор арабов. Так или иначе, арабская культура и ислам в значительной мере повлияли на средневековую Европу, обогатив её культуру.
Во Франкском королевстве, которое издавна считалось защитником апостольского престола, потомки майордома Карла Мартелла в 753 году сменили на престоле династию Меровингов. Сын Пипина Короткого Карл Великий воплотил в жизнь главную идею Средневековья — возрождение величия Римской империи (Renovatio imperii Romanorum). В 774 году он завоевал королевство Лангобардов, начал кровопролитную войну с язычниками-саксами, в 782 году подчинил Баварию, воевал против арабов и славян, разгромил Аварский каганат в 797 году. Активное расширение границ христианского мира, объединение Европы под одной короной, возрождение культуры создали все предпосылки для создания империи. В рождество 800 года Карл Великий стал императором: у Византии появился достойный противник на Западе.
Карл Великий. Источник: pinterest.com
Однако 9-й век оказался для Европы совсем не простым временем: вторжение мадьяров и грабительские походы викингов доставили немало хлопот христианскому миру. Империя Карла при его потомках уже была не так сильна. В 843 году под Верденом внуки «отца объединённой Европы» разделили империю на три части, дав таким образом жизнь современной Франции, Италии и Германии.
Раннесредневековые правители так или иначе обращали внимание на задел, оставленный в истории Карлом Великим. В 962 году представитель саксонской знати Восточно-франкского королевства, сын первого короля Германии Генриха Птицелова Оттон получил императорскую корону от римского понтифика.
Во многом этот удачливый полководец и харизматичный лидер повторил успехи своего венценосного предшественника: разобрался с внутренними смутами в королевстве, обуздал мадьяр на реке Лех в 955 году, продолжил христианизацию отдалённых уголков Европы. На карте образовалась Священная Римская империя, которая просуществует до 1806 года. [Сборник: Священная Римская империя]
Высокое Средневековье
К середине 11-го столетия произошёл ряд серьёзных сдвигов и изменений — нормандское завоевание Англии в 1066 году стало концом эпохи викингов, великая схизма 1054 года разделила христианство на две конфессии, авторитет церкви заметно вырос, и папская власть вступила в борьбу с властью светской (изначально с императором Священной Римской империи). В христианском мире стало тесно: вассалы бились с сеньорами за землю, начали расти города, но при этом болезни и неурожаи доставляли массу проблем простому населению.
Для накопившейся энергии был найден выход: сперва Клюнийская реформа церкви, которая подталкивала к подвижничеству, а после уже и вторжение турок-сельджуков и мольбы о помощи византийского императора Алексея I Комнина. На церковном соборе во французском Клермоне 1095 года папа Урбан II произнёс поистине судьбоносную речь: христиане должны освободить Святую землю от неверных. Так начались крестовые походы — экспансия на Восток, которая оказала огромное влияние на уклад жизни в Европе. [Сборник: Крестовые походы]
Появление университетов, бурный рост городов и возникновение городских корпораций, становление средневековой архитектуры, литературы и музыки, а также оформление таких явлений, как рыцарство и военно-монашеские ордены — именно это характеризовало «зрелое» Средневековье. Типичное понимание современным человеком Средневековья так или иначе связанно с временным промежутком между 12-м и 14-м веками.
Однако нельзя не обратить внимание на драматичные явления эпохи: непрекращающиеся войны, появление церковного суда — инквизиции, эпидемия чумы и нашествие с Востока монгольских завоевателей. [Сборник: Инквизиция]
Осень Средневековья
Пожалуй, одним из самых значимых серьёзных конфликтов средневековой Европы была Столетняя война. Кровавое столкновение Англии и Франции, продолжавшееся с 1337 по 1453 год, вызвали династические споры: короны Плантагенетов и Капетингов были неразрывно связаны. Английский монарх имел вассалов во Франции, и между подданными двух королей происходили постоянные конфликты. Также Эдуард III был одним из реальных претендентов на французский трон, но, согласно Саллической правде, наследовать престол могли лишь родственники по мужской линии, коими являлись представители династии Валуа. На полях Столетней войны сложили свои головы ярчайшие представители европейского рыцарства. Это столкновение стало полигоном для испытания новых тактик боя и видов вооружений.
Битва при Азенкуре. Источник: pinterest.com
На фоне военных действий проходили серьёзные социальные и демографические катаклизмы: набирала обороты эпидемия чумы, жакерия во Франции 1358 года и восстание Уота Талера 1381 года в Англии. Совершенно разные и драматичные периоды столкновения Франции и Англии подарили миру легендарных личностей. Это Бертран Дюгеклен, Жанна д’Арк, Чёрный принц, Генрих V и многие другие. Несмотря на военные успехи англичан и захват Парижа, армия французского монарха сумела постепенно отвоевать захваченные территории. Конфликт подошёл к концу, когда за англичанами во Франции оставался единственный порт Кале. Два государства вступили в фазу централизации. Англия погрузилась в войну Алой и Белой розы, а французский король Людовик XI вступил в схватку с одним из могущественных соперников объединения — бургундским герцогом Карлом Смелым. [Сборник: Столетняя война]
Помимо бурления внутри Западной и Восточной Европы, с Востока к европейским границам во второй половине 14-го века подбирались турки-османы, которых использовала в своих внешнеполитических играх слабеющая Византия. В 1389 году на Косовом поле османы одержали победу над войском балканских князей и тем самым узаконили своё право на владение этим регионом. Венгрия и Священная Римская империя фактически сразу отреагировали на появление у своих границ мусульманских завоевателей: на рубеже 14−15 веков европейским крестоносцам так и не удалось сдержать османов на Балканах.
Султаны грезили о захвате Константинополя и византийских владений, но османам постоянно что-то мешало: то в 1402 году под Анкарой турецкие войска разбил Тамерлан, то преградой становился очередной крестовый поход из Европы и попытка объединения Византии с католическим Западом. Но 29 мая 1453 года Византийской империи не стало: султан Мехмед II штурмом взял Константинополь. [Сборник: Падение Константинополя]
Именно с этим событием часто связывают финал эпохи Средних веков. Однако конечная точка всё равно не до конца осязаема, ведь множество явлений и институтов общественной жизни сохранились вплоть до Первой мировой войны. Ряд французских историков вполне справедливо поддерживают концепцию «долгого Средневековья». Но, безусловно, такие явления, как Великие географические открытия, книгопечатание, Ренессанс и Реформация возвестили о наступлении иных времён.