Что означает первая скрипка в оркестре
Как стать первой скрипкой оркестра
Тимоти Ли рассказал, как стать первой скрипкой и построить карьеру в оркестре. Он проработал больше 20 лет в Симфоническом оркестре Цинциннати и является профессором консерватории по классу скрипки.
За плечами Тимоти Ли сольные концерты в Карнеги-холле, выступления на телевидении, радио, участие в фестивалях и конкурсах.
Что делает первая скрипка оркестра
Первая скрипка занимает ведущую роль в коллективе и очень часто является публичным лицом. Она работает в тесной связке с дирижёром. Перед началом выступления они пожимают друг другу руки, после чего скрипач руководит процессом настройки и подаёт дирижёру знак, когда оркестр готов начинать. Первая скрипка исполняет все скрипичные соло и размечает в партитуре все нюансы и штрихи для остальных участников струнной группы.
Почему дирижёр и концертмейстер пожимают друг другу руки
Таким образом дирижёр и концертмейстер демонстрируют уважение и признательность их ролям в оркестре. Если бы дирижёр захотел поздороваться с каждым участником оркестра, это заняло бы целую вечность. Так что этот символический жест рукопожатия с первой скрипкой означает приветствие дирижёра всему оркестру.
Где сидит первая скрипка
Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.
Тимоти Ли рассказывает: «Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.
В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.
На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».
Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».
Карьерный рост
Должность первой скрипки — важная веха в карьере скрипача. Большинство музыкантов начинают в небольших региональных оркестрах, в ансамблях, эстрадных оркестрах, в балетных или оперных оркестрах.
Скрипачи могут работать помощником, заместителем первой скрипки, и, наконец, самой первой скрипкой. Конечно, такие должности есть далеко не во всех оркестрах, а только в более-менее крупных.
Образование
Большинство музыкантов в оркестре имеют диплом об окончании четырёх-пяти-летних программ по исполнительской специальности. Некоторые идут дальше и получают научные степени.
«Я не знаю почти никого кто хотел бы стать именно первой скрипкой. Всё происходит не так. С опытом музыкант становится всё более и более искусным. Затем он получает работу, которая подчёркивает его лучшие исполнительские стороны»
Тот кто претендует на роль первой скрипки в обязательном порядке должен одинаково хорошо владеть сольным материалом, справляться с камерной музыкой, и, конечно, знать стандартный оркестровый репертуар. Работа первой скрипки помимо регулярных репетиций с оркестром требует исполнения и сольной, и камерной музыки.
Необходимые навыки
Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.
«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое. Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.
Надо быть гибким и в стиле игры. Первая скрипка должна уметь вначале встроиться в звучание струнной группы, а в следующую секунду вдруг переключиться на своё соло так, чтобы его было слышно на дальних рядах большого зала.
Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.
Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.
Личные качества
Чтобы стать первой скрипкой, нужно иметь определённый склад характера.
«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов. Гибкость противостоит закостенелости. Благодаря гибкости мы работаем с максимальной отдачей как в личном, так и в музыкальном плане. При этом музыкант должен быть непоколебим, должен уметь не поддаваться любому давлению. Умение сосредоточиться и не отвлекаться — самая необходимая черта успешного лидера.
«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов»
Образ жизни
Первая половина моей недели (с понедельника по четверг) состоит из дневных занятий и репетиций. В субботу и воскресенье у меня тяжёлые вечера, обычно у меня 2-3 выступления в неделю. Бывают иногда исключения, но, как правило, днём у меня репетиции, а по вечерам концерты. Конечно, помимо всего этого у меня должно быть время побыть со скрипкой наедине, подготовиться к репетициям в оркестре и к разным другим сольным и камерным выступлениям.
Как начать карьеру первой скрипки
Первая скрипка становится первой скрипкой после прослушивания, точно так же как и все остальные музыканты оркестра. Многие начинают свой путь в маленьких региональных оркестрах и по мере накопления опыта продвигаются по более престижным должностям.
Трудно ли попасть в оркестр?
Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.
Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.
Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.
Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».
Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».
Сколько зарабатывает первая скрипка
По данным Adaptistration, в настоящее время максимальная зарплата первых скрипок составляет примерно 622 000 долларов. Первая скрипка с самым высоким доходом играет с Кливлендским симфоническим оркестром.
Конечно, не все получают так много.
«По моему опыту, большинство концертмейстеров получают зарплату на основе процентной шкалы. То есть у большинства оркестрантов есть базовая зарплата — минимальная сумма, которую получает каждый музыкант в оркестре. Первая скрипка помимо этого получает дополнительные проценты в зависимости от их уровня, опыта и умения договариваться.
В США нормой считается платить первой скрипке как минимум в два раза больше базовой зарплаты. Однако в последние пару десятилетий стали платить уже в три раза больше. В некоторых случаях зарплата первой скрипки превышает стандартную в четыре раза! Во всех известных мне случаях первая скрипка это самый высокооплачиваемый музыкант оркестра (не считая дирижёра).
Кроме того, во всех оркестрах, кроме самых маленьких, договор включает в себя заработную плату, оплачиваемый отпуск и медицинскую страховку».
Полезные ресурсы
Orchestra Excerpts — сайт, на котором перечислены все основные отрывки для скрипки (и других инструментов) с нотами и несколькими записями каждого. Полезно для подготовки к прослушиванию.
Musical Chairs — ресурс, где можно найти оркестровые вакансии и информацию о прослушиваниях.
Audition Cafe — еще один сайт со списками вакансий в оркестре.
Как начать карьеру скрипача
Почему первой стала именно скрипка?
Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.
Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?
Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.
«Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот»
Какую главную ошибку совершают люди, когда пытаются попасть в оркестр?
Очень часто музыканты пытаются выдать в своей игре то, что как им кажется хочет от них слышать конкретный оркестр или комиссия. Они подстраивают свой стиль игры под каждый конкретный оркестр. Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот.
У меня огромный опыт работы в таких комиссиях, и я могу сказать, что все, кто занимается прослушиванием, хотят чтобы в их ряды попал самый лучший музыкант. Исполнитель должен сообщать что-то в своей игре каждой деталью, каждым штрихом, вовлекать слушателей в произведение.
Нужно ли быть в хорошей физической форме для того чтобы быть первой скрипкой?
Хорошее физическое состояние будет огромным преимуществом в такой работе. Мы часто испытываем стресс, физическое напряжение, умственное переутомление. С этим проще справляться, если вы будете регулярно делать упражнения на гибкость и концентрацию.
Мы должны быть очень чуткими к тому как ведёт себя наше тело в момент игры, чтобы в нужный момент мы смогли его отрегулировать и продолжить играть в свободной и непринуждённой манере.
Чем ещё вы занимаетесь в своё свободное время?
Я очень люблю делать всякие вещи для дома своими руками и кататься на велосипеде в хорошую погоду.
Вы можете описать одним словом, что принесло вам успех?
Трудно одним словом. Я бы сказал: страсть, упорство и гибкость.
Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.
Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
«Первая скрипка»: значение фразеологизма, синонимы и толкование
Содержание статьи
Из всего многообразия музыкальных инструментов скрипке отводится особое место. Благодаря выразительности проникновенного звучания ее называют королевой оркестра. Своей формой инструмент повторяет линии женского тела, по тембру удивительно похож на звучание человеческого голоса. Да и происхождение примы оркестра стало поводом для рождения немалого количества преданий. Нередко легенды связывают инструмент с потусторонними силами, наделяя музыкантов, играющих на ней, особым даром.
Большой оркестр
Фразеологизм своим появлением в русском, английском и других языках обязан музыкантам, играющим в оркестре. Смысл выражения – играть ведущую роль в чем-либо, верховодить. Скрипке в оркестре всегда отводилась особая роль. Состав симфонического оркестра отличался сложность. В него включено несколько инструментальных групп:
К струнно-смычковым относят виолончели, контрабасы и скрипки с альтами. Духовые деревянные – это кларнеты, гобои, флейты и фаготы. К медным дубовым принадлежат трубы, тромбоны, валторны и тубы. Тарелки, колокольчики, литавры, ксилофон, челеста, виброфон, трещотки, кастаньеты, бич, маракасы, барабаны и тамтам – это ударные. Клавикорд, фортепиано, орган и клавесин относят к клавишной группе, а добавочная – это арфа.
Струнные смычковые являются фундаментом современного оркестра, его основой. В этой группе безусловным лидером признана скрипка. Обычно ей получают исполнение главой мелодии произведения. Такая честь выпала инструменту за поющий нежный тембр и удивительное звучание, идеально сочетающееся с голосом вокалиста. Да и сам инструмент на протяжении веков – постоянный участник концертов.
Даже среди неодушевленных предметов есть уважение к старшим. В оркестрах выделяют первую и вторую скрипичные группы. Главный исполнитель есть в каждой и них. Его называют концертмейстером. Концертмейстера первой группы именуют главным музыкантом оркестра или его первой скрипкой. Он задает всему выступлению нужный темп, основную линию. На него должны равняться или подстраиваться под него все остальные инструменты.
Прямой смысл
В этом специфика классического оркестра. Игра на первой скрипке – занятие почетное и весьма ответственное. Эта партия получается настоящему профессионалу. Невозможно точно назвать период, когда в речь вошло крылатое выражение. Однако его возраст исчисляется несколькими столетиями. Играть первую скрипку – занятие ответственное. Поэтому поручают его только признанным мастерам.
Истолковать смысл распространенного высказывания очень легко. Первой скрипкой именуют человека, выполняющего к любой команде либо деятельности ведущую роль. Так, в футбольном клубе «Барселона» первой скрипкой стал Меси. Ранее эту роль отводили Хави. Выражение «первая скрипка» употребляется в нескольких ситуациях:
Нередко фразеологический оборот употребляется в разговорной речи образованных людей. Но встречается выражение и в литературных произведениях. Если в качестве понятного примера брать сферу образования, то есть школу, то роль первой скрипки нередко играют заслуженные учителя, удостоенные множества наград и сохранившие интерес к работе.
В иных случаях это место отведено молодым и деятельным кадрам, наполненным энергией. При этом нельзя игнорировать того что на ведущие роли претендовать имеют право лишь те, кто уже достиг определенного профессионального уровня, квалификации. Если же пока что рубеж не преодолен, то звание примы оркестра – пустая формальность, претенциозность.
Синоним лидерства
Иногда требуется выразить смысл распространенных выражений в краткой форме. Одним словом, первую скрипку называют лидером. При употреблении музыкальной метафоры имеют в виду человека, отличающегося не только выдающимися способностями, но и способного вести за собою всех остальных людей. Обычно такое лидерство проявляется рано.
Есть заводные и подвижные дети. В свои игры они вовлекают всех окружающих малышей. Но это не единственный вариант вожака. Иногда лидера в себе человек воспитывает, ставя перед собой подобную цель. Многие актеры, исполнившие главные роли в культовых боевиках, признавались, что в детстве были неспортивными и слабыми. Поэтому они решили заниматься боевыми искусствами. Так рассказывал о себе известный артист Жан-Клод Ван Дамм. Такая трансформация доступна каждому. Это классический вариант прямого компенсирования.
Человек не отличается талантами на уроках физвоспитания. Поэтому свой недостаток он исправляет в спортивной секции. Правда, большее распространение получила компенсация косвенная. Если человек в силовом либо мускульном спорте несилен, зато великолепен в умственном труде, то и развивает он свои сильные стороны. При этом личность успеха добивается в иной сфере деятельности, чем спортивная. В любом их вариантов применяется определенный вид психологической защиты. При этом неизменным остается главный смысл: желание играть роль примы.
Добиться уважения желает каждый. Одним это нужно просто так, для других такое положение вещей является жизненной необходимостью. Для достижения цели такие люди прилагают немало усилий, которые в итоге вознаграждаются. В технологических цивилизациях решающая роль отводится человеку науки. Потому и говорят, что первую скрипку должны играть ученые.
Вперед мир двигают научные открытия. При этом возникает вопрос, есть ли ограничения в таком развитии. Так, при все большем увлечении техническими новинками, все дальше отодвигается культурная реальность. Вряд ли человечество при таком положении дел становится лучше в нравственном плане. На этом фоне лишь некоторым странам удалось решить проблемы преступности, брошенных детей.
Яркие примеры таких достижений – Голландия и Исландия. В последней нет детских домов, а первая закрывает тюрьмы. Именно с этой целью и есть смысл мобилизовать ученых, работающих в определенной отрасли, то есть философии этноориентации. Они способны четко обозначить очевидные проблемы моральной сферы. Однако практически всегда их не слышат в дальнейшем. Это уже вопрос для самостоятельных размышлений.
Совсем не хуже
Есть антонимичный известному выражению фразеологизм «играть вторую скрипку». На языке профессиональных музыкантов такое высказывание означает исполнение сопровождающей или второй партии. В общепринятом смысле оборот означает не быть главным, оставаться в каком либо деле ведомым, подчиненным.
Однако распространенное высказывание можно трактовать иначе. В переносном плане второй скрипкой именуют явление, когда человек на главные роли не претендует, не желая выделяться.
В музыкальном плане свою партию он ведет так, что на его фоне становятся более заметными все нюансы исполнения темы первым скрипачом. Стоит при этом второй скрипке замолкнуть, как первая уже не слышна. Поэтому нередко на роль второй скрипки претендуют так называемые «серые кардиналы».
Научившемуся играть на скрипке человеку подвластно очень многое. Синхронное исполнение мелодии в группе требует от музыкантов огромных усилий. Только при условии исполнения в одинаковом ритме, темпе, без фальшивых нот обеспечивает эффект единого инструмента со множеством оттенков и струн в который превращается вся струнная группа. Это – результат неимоверных усилий, многих репетиций.