Что означает первая цифра в штрихкоде
Расшифровка штрих-кодов, штрих-код страны
Штрихкод (штриховой код) – графическая информация о товаре в виде последовательности штрихов и пробелов различной ширины и нескольких цифр, расположенных под ними. Код наносится на поверхность самого изделия, на этикетку или упаковку.
Штрихкод позволяет читать сведения о товаре с помощью специальных электронных устройств – считывателей штрихкода. В настоящее время считыватели штрихкода можно увидеть на кассе почти любого магазина.
Проверка штрих-кода – это необходимый атрибут образа жизни современного человека, который хочет покупать только подлинные товары. С помощью данного сервиса, можно определить подделку. Еще одно достоинство сервиса – определение страны-производителя. Зачем покупать товар, заявленный, как произведенный во Франции, на самом деле являющийся типичным Китайским ширпотребом.
Расшифровка штрих-кодов
В России применяется в основном 2 вида штрих-кодов: 13-разрядные коды европейской системы EAN, введённые в 1986 г., и системы кодирования расчётных и платёжных документов, совместимые с EAN.
Как рассчитать контрольную сумму штрих-кода
И эта контрольная цифра получается только при достоверном нанесении предыдущих двенадцати. Фактически, соответствие контрольной цифры и расчетной говорит о том, что штрих-код подлинный, и товар прошел сертификацию в EAN, произведен законно.
Введите в поле цифры и нажмите кнопку Проверить штрих-код
Конечно, мы можем проверить подлинность штрих-кода при помощи специальных онлайн-сервисов. Но гораздо интересней рассчитать контрольную цифру самостоятельно. Это можно сделать так:
1. | Сложить цифры, стоящие на четных местах ШК | 9+7+0+7+0+1=24 |
2. | Полученную сумму умножить на три | 24*3=72 |
3. | Сложить цифры, стоящие на нечетных местах ШК (кроме самой контрольной цифры) | 5+9+2+7+1+0=24 |
4. | Сложить числа, полученные в пунктах 2 и 3 | 72+24=96 |
5. | Отбросить десятки | 96-90=6 |
6. | Из числа 10 вычесть полученное в пункте 5 | 10-6=4 |
Результат должен совпадать с контрольной цифрой
Проверка страны изготовителя по штрих-коду
Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «cделано во Франции», а штрих-код не соответствует этой стране. Причин может быть несколько.
ТОВАРНЫЙ ШТРИХ-КОД ПРОИЗВОДИТЕЛЯ стран и его расшифровка (Таблица)
Штрих-код производителя — это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка). Штриховые коды используются в торговле, складском учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработка документов. В мировой практике торговли принято использование штрихкодов символики EAN для маркировки товаров. В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит на него штриховой код, формируемый с использованием данных о стране местонахождения производителя и кода производителя. Код производителя присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрих кодов.
Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются цифровые коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные символики: EAN-13, EAN-8, UPC-А, UPC-Е, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов – обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:
Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный штрих-код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Ниже показаны примеры двухмерных штрих-кодов по порядку QR-код, Datamatrix, PDF417 (акцизные марки на алкогольной продукции), Aztec.
Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров.
Для считывания штрих-кодов используются специальные сканеры 1D (для линейных) и 2D (для двумерных), QR-код можно считывать камерой телефона и распознать через специальное приложение.
Расшифровка штрих-кода производителя
C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский универсальный товарный штрих-код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенные EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).
Расшифровка штрих-кода стран производителей EAN-13:
Возьмем, к примеру, цифровой код 4820024700016 и расшифруем его:
482 (код страны) — первые две или три цифры означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, в данном случае это Украина,
0024 (код изготовителя) — следующие 4 или 5 цифр, в зависимости от длинны кода страны, говорят кто предприятие-изготовитель,
70001 (код товара) — еще пять цифр это наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет.
6 (контрольная цифра) — последняя цифра используется для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Поле «кода товара» в свою очередь тоже расшифровывается:
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Как читать штриховой код
Как читать штриховой код
Штрихи истории
Начало использованию штриховых кодов было положено в средине XX века. В то время на железной дороге в штате Пенсильвания молодой инженер Давид Коллинз занимался учетом и сортировкой вагонов, выясняя их номера и отслеживая дальнейший путь. Чтобы упростить это однообразное дело, Давид решил освещать номера вагонов прожекторами и считывать отражаемый свет с помощью фотоэлементов.
Для облегчения распознавания он предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом из синих и красных полос, которые наносились бы на стенки вагонов в прямоугольник длиной до полуметра.
Позднее, в 1968 году, для сокращения расхода электроэнергии, прожекторы были заменены сфокусированным лазерным лучом. От знакомого, который работал на складе магазина, Давид узнал как много времени уходит на поиск нужного товара и решил, что штриховой код пригодится не только на железной дороге. Так штриховой код появился в торговле и далее везде.
Параллельно над похожей идеей работали Бернард Сильвер и Джозеф Вудланд. С самого начала они понимали, с каким эффектом такую технологию можно применить в торговле. Поэтому в 1949 году подали заявку на изобретение и 7 октября 1952 получили патент. Эта дата и считается официальным днем рождения штрихового кода.
Что такое штриховой код
Штриховой код – это знак, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются.
После вступления в EAN неевропейских государств система получила международный статус и широко используется в настоящее время во всем мире. Ее применение координирует Международная ассоциация EAN.
Классификация и сферы применения штрих-кодов
Различные штриховые коды имеют различное применение.
Используется для маркировки упаковки и/или товаров небольшого размера
От EAN-13 этот тип штриховой код отличается сокращенной информацией и меньшими размерами, поэтому его наносят на малогабаритные товары, на которых не помещаются полные номера.
Наносится на любые упаковки и/или товары, если позволяет площадь.
Если товар продается вместе с упаковкой, то применяются только коды EAN-13
применяется только для транспортной упаковки.
Этот штриховой код крупнее, для нанесения его не требуется высококачественная печать. не содержит информации о товаре и не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазине
Что означают цифры штрих-кода
Принцип штрихового кода – кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), считывание с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.
На рисунке что в начале и конце штрихового кода помещены удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода. Расшифровка кодов осуществляется сканирующими устройствами.
Первые две цифры штрихового кода обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковые номера. Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться в отечественном и зарубежном банках данных.
Каждой стране Ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов. Коды чаще всего двузначные (Франция — 30-37, США и Канада — 00-09, Япония — 45-49), но могут быть и трехзначные (Россия — 460-469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.
Штрих-коды некоторых стран:
20-29 Резервные номера (EAN)
Обратите внимание: нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Широкое распространение штрихового кода привело к кодированию всех товаров независимо от их качества и престижности фирм-изготовителей. Кроме того, штриховые коды сами стали объектом фальсификации. В этой связи важно уметь распознавать этот вид информационной фальсификации, сопровождающий другие виды фальсификации (ассортиментную, качественную).
Итак, обобщив все сведения о штрих-кодах развенчаем несколько мифов:
Миф 1. Наличие штрих кода свидетельствует о качестве товара
На самом деле: К качеству товаров штрих код не имеет отношения. Он и создан-то был не столько для потребителей, сколько для производителей и, главное, продавцов. Единственное, что может по штриховой кодировке определить потребитель, так это страну-производителя. Однако и здесь есть свои сложности. Если указанная на этикетке страна-производитель не совпадает с данными штрих-кода, это не всегда означает, что вы напали на подделку. Некоторые фирмы, производя товары в одной стране, регистрируются в другой или размещают в третьих странах свои филиалы. А возможно, это совместное производство.
Миф 2. Штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара
На самом деле: Если изготовитель товара не нанес штриховой код, то это может сделать поставщик (импортер). На этикетке указывается «Поставщик: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.
Миф 3. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара: изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее
На самом деле: Штриховой код – это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в интернете и ввести интересующий вас код.
Миф 4. Если кода интересующего товара нет в регистре GEPIR, то товар поддельный
На самом деле: Отсутствие введенного штрих кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.
Штрих-коды стран мира – таблица и расшифровка
Штрих-код – это уникальный идентификатор (ID) для каждого товара. По задумке, каждый товар от каждого производителя каждой страны должен иметь свой уникальный штрихкод, если у двух разных товаров код одинаков – кто-то где-то ошибся и может понести за это наказание. Ниже – о том, какие штрихкоды существуют, как их расшифровывать, можно ли проверить подлинность товара по штрихкоду, как получить «свой» код для товара.
Подробнее о штрих-кодах
Правильное название – штриховой код, но все пользуются сокращенными: штрихкод или штрих-код, по вкусу. Штрихкод был разработан в середине прошлого века американским инженером. Идея была такова: сделать для каждого товара, выпускаемого на рынок США, уникальный код, который можно было бы просто присвоить во время создания и просто считать во время продажи в магазине. Перебрав несколько вариантов, инженер остановился на такой схеме: берем 12 цифр, 2 оставляем для префикса, 4 выделяем на ID производителя, 5 – на ID самого товара, последнюю резервируем в качестве проверочной. Механизм есть, но осталась проблема с реализацией – сканеры того времени не умели считывать цифры, это было слишком сложно.
В итоге инженер разработал систему битового кодирования чисел с помощью полосок – каждой цифре была назначена своя уникальная последовательность черных и белых полос.
Может показаться, что все – просто и прозрачно, но это не так. Как уже упоминалось, сканеры того времени были очень примитивными, и это накладывало свои ограничения. Во-первых, кроме самих закодированных цифр в штрихкоде есть разделители – начало, середина и конец. Это – 3/5/3 полоски, которые немного длиннее остальных, они помогают сканерам ориентироваться. Тихая зона, в свою очередь, помогает сканеру найти эти самые разделители. Во-вторых, перед инженером стоял непростой вопрос: как считать штрихкод, если его сканируют перевернутым? Решение состояло в том, что линии, кодирующие цифры в левой и правой половине кода, отзеркалены по цвету – если вы присмотритесь, то увидите, что 0 из левого кода – «негатив» 0 из правого кода. Если сканер при считывании первой цифры натыкается на «негатив» – он понимает, что штрихкод перевернут, и считывает остальные символы так же в «негативе». Так инженеры и «крутились» вокруг ограничений в прошлом веке, когда технологии еще не были развитыми.
Итак, система прижилась в США – появился регулятор, который начал выдавать уникальные ID производителям, производители разработали систему присваивания уникальных ID своим товарам, и каждый товар в итоге получил свой штрихкод. Сама система получила название UPC – Universal Product Code. Постепенно товары с «отметками» проникли на рынок Европы, и европейские производители тоже заинтересовались штрихкодами – уж очень они были практичными. Но тут же обозначилась проблема: с помощью UPC нельзя узнать, чья страна является производителем, код не содержит такую информацию. При этом проблему нужно решить так, чтобы сканеры могли считывать и новый код, содержащий информацию о стране, и старый, не содержащий эту информацию, с минимальными изменениями в ПО сканера. Выход оказался простым – добавили еще одну цифру в начале. Первые 3 цифры стали кодом страны, а пул цифр, начинающийся на 0 или 1, оставили за США и Канадой в целях обратной совместимости. Если в штрихкоде только 12 цифр – это американский штрихкод, сканер автоматически добавляет к нему 13-ю цифру в начале – 0. Новый формат назвали EAN-13 (European Article Number), иногда можно встретить название UPC/EAN-13.
Последний момент о штрихкодах, который хочется обсудить – разнообразие форматов. Все штрихкоды делятся на 2 больших семейства: линейные и матричные (двухмерные). Линейные – это когда вся закодированная информация располагается в линию, они выглядят вот так:
В матричных кодах информация располагается в двумерной матрице, из-за чего в код можно добавить намного больше информации. Выглядят они вот так:
Есть еще радиокоды – дальнейшее развитие технологии. Радиокоды «вшиваются» либо в защитные замки, которые вешают в товар, либо в специальные стикеры на товаре, считываются такие коды специальными радиоустройствами. Ниже мы будем расшифровывать самый популярный линейный штрихкод – EAN-13.
Таблица штрих-кодов производителей стран мира
Если код начинается на 0, 1 или имеет 12 цифр – товар произведен в США или Канаде. Что касается остальных производителей – ниже предоставлены таблицы. Для удобства разобьем штрих коды стран производителей по первой цифре, чтобы вам было удобнее ориентироваться.
Страна | Штрихкод |
Франция | 300-379 |
Болгария | 380 |
Словения | 383 |
Хорватия | 385 |
Босния и Герцеговина | 387 |
Страна | Штрихкод |
Германия | 400-440 |
Россия | 460-469 |
Киргизия | 470 |
Эстония | 474 |
Латвия | 475 |
Азербайджан | 476 |
Литва | 477 |
Узбекистан | 478 |
Шри-Ланка | 479 |
Филиппины | 480 |
Беларусь | 481 |
Украина | 482 |
Молдавия | 484 |
Армения | 485 |
Грузия | 486 |
Казахстан | 487 |
Таджикистан | 488 |
Япония | 490-499 |
Страна | Штрихкод |
Великобритания | 500-509 |
Греция | 520 |
Ливан | 528 |
Кипр | 529 |
Албания | 530 |
Северная Македония | 531 |
Мальта | 535 |
Ирландия | 539 |
Люксембург | 540-549 |
Бельгия | 540-549 |
Португалия | 560 |
Исландия | 569 |
Дания | 570-579 |
Польша | 590 |
Румыния | 594 |
Венгрия | 599 |
Страна | Штрихкод |
ЮАР | 600-601 |
Гана | 603 |
Бахрейн | 608 |
Маврикий | 609 |
Марокко | 611 |
Алжир | 613 |
Кения | 616 |
Кот-д’Ивуар | 618 |
Тунис | 619 |
Сирия | 621 |
Египет | 622 |
Ливия | 624 |
Иордания | 625 |
Иран | 626 |
Кувейт | 627 |
Саудовская Аравия | 628 |
ОАЭ | 629 |
Финляндия | 640-649 |
Китай | 690-695 |
Страна | Штрихкод |
Норвегия | 700-709 |
Израиль | 729 |
Швеция | 730-739 |
Гватемала | 740 |
Сальвадор | 741 |
Гондурас | 742 |
Никарагуа | 743 |
Коста-Рика | 744 |
Панама | 745 |
Доминиканская Республика | 746 |
Мексика | 750 |
Канада | 754-755 |
Венесуэла | 759 |
Швейцария | 760-769 |
Колумбия | 770 |
Уругвай | 773 |
Перу | 775 |
Боливия | 777 |
Аргентина | 779 |
Чили | 780 |
Парагвай | 784 |
Эквадор | 786 |
Бразилия | 789-790 |
Страна | Штрихкод |
Италия | 800-839 |
Испания | 840-849 |
Куба | 850 |
Словакия | 858 |
Чехия | 859 |
Черногория | 860 |
Сербия | 860 |
Монголия | 865 |
КНДР | 867 |
Турция | 869 |
Нидерланды | 870-879 |
Республика Корея | 880 |
Камбоджа | 884 |
Таиланд | 885 |
Сингапур | 888 |
Индия | 890 |
Вьетнам | 893 |
Индонезия | 899 |
Страна | Штрихкод |
Австрия | 900-919 |
Австралия | 930-939 |
Новая Зеландия | 940-949 |
Мала й зия | 955 |
Отметим, что есть 3 специальных кода: 977, 978, 979. Первый предназначен для журналов и газет, второй – для книг, третий – для музыкальной продукции. При этом изготовитель не обязан пользоваться ими – к примеру, типография, расположенная в России, может использовать для книг как 978 в начале, так и 461.
Расшифровка штрих-кода производителя
Здесь мы объясним, как осуществляется расшифровка EAN-13.
Страна
Чтобы узнать, штрих код какой страны перед вами находится, вам нужно посмотреть на первые 3 цифры 13-значного штрихкода. Если код содержит только 12 цифр – добавьте к нему 0 в начале. Полная таблица кодов, позволяющая определить страну, будет предоставлена ниже, здесь же поговорим про коды, первая цифра которых – 0, 1 или 2. Если код начинается на 0 или 1, то проверить страну очень просто – это гарантированно будет либо США, либо Канада. Причины мы уже объясняли выше, из-за введения 13-й цифры и обратной совместимости с 12-значными кодами Северной Америки было предложено начинать штрих коды стран этого континента с 0, позже за ним «подтянулась» единица.
Если же вы нашли штрихкод, первая цифра которого – 2, то перед вами либо «липовый» код, либо на производстве произошла какая-то ошибка. Дело в том, что коды, начинающиеся с двойки, зарезервированы для внутреннего применения у производителя. То есть для каких-то своих дел (отметить брак, например) производитель может использовать абсолютно любой код, начинающийся с 2, но в продажу выпускать товары с такими штрихкодами запрещено, регулятор за это наказывает. Штрих коды стран никогда не начинаются с 2.
Производитель
Если вы хотели полностью расшифровать код самостоятельно, то здесь вас ждет первая плохая новость – код производителя в разных странах имеет разную длину, от 4 до 6 цифр. И даже в одной стране, к примеру – в России, эта длина может различаться, потому что у России есть несколько кодов страны (от 460 до 469) и для каждого отдельного кода регулятор может указывать свои длины кода производителя/кода товара. Самый простой способ точно узнать код производителя – взять 2 разных товара от него и сравнить между собой штрихкоды. Но это не будет гарантировать вам 100%-ный результат – если, например, первая цифра товара у обоих товаров будет одинаковой, вы можете ошибочно принять эту цифру за последнюю цифру кода производителя.
Товар
За цифрами, обозначающими производителя, следуют цифры, обозначающие номер товара, от 3 до 5 штук. Обратите внимание – номер товара. Внутренний номер, который лично вам ничего не скажет. Эти цифры имеют значение только для самого производителя и для продавца – с их помощью можно вести учет товара. Никаких «скрытых знаний» код товара не несет, код 48 (40, 2, 4, 20, 69..) ничем не отличается от любого другого. Хотя здесь вы можете запомнить 2 полезных момента:
Контрольная цифра
Последняя цифра кода – контрольная. С помощью нее сканер проверяет, верно ли он считал весь код. Как считают контрольную цифру для штрихкода в 12 символов:
Для примера возьмем вот этот штрихкод:
Цифры на нечетных позициях: 0, 6, 0, 2, 1, 5. Цифры на четных позициях: 3, 0, 0, 9, 4. Все нули откинем. Умножаем оставшиеся цифры из первой группы на 3, получаем: 18, 6, 3, 15. Складываем все: 18 + 6 + 3 + 15 + 3 + 9 + 4 = 58. 5 откидываем, 8 оставляем. Вычитаем восьмерку из 10, получаем 2. Проверочная цифра – 2. Все совпало, штрихкод верен.
У EAN-13 тоже есть проверочная цифра, 13-я. Но так просто рассчитать ее не получится, потому что информация о первой и последней (проверочной) цифре закодирована не в банальном вычислении, а в разности расположения цифр левой половины кода. Для проверки правильности штрихкода из 13 цифр вам лучше воспользоваться онлайн-базами, о которых мы расскажем в следующем разделе, потому что для ручной проверки вам придется «обложиться» сложными таблицами.
Как узнать товар по штрих-коду онлайн
Для проверки товаров по штрихкоду есть множество онлайн-сервисов. Давайте протестируем их, для проверки возьмем вот эту вот колбасу из Пятерочки:
Progaonline
Barcodesdatabase
Учитывая, что эта база предназначена больше для товаров из ЕС и США – неудивительно, что в базе ничего не нашлось.
Service-online
Можно сделать вывод, что товары из СНГ лучше искать в русскоязычных базах, товары из других стран – в англоязычных базах.
Как проверить товар по штрих-коду на подлинность
Если вкратце – то почти никак. Создать поддельный штрихкод – очень просто, вычислить поддельный штрихкод – очень сложно. Есть 2 момента, на которых можно поймать нечестных на руку производителей:
Все, других вариантов нет. Некоторые источники, к примеру, говорят, что знак «>» в конце кода указывает на «подлинность произведенной продукции», но это не так – этот знак просто указывает сканеру, что достигнут конец строки. Кроме того, даже если вы по штрихкоду определите страну производителя, это может вам ничего не дать. К примеру: в России выращивают чай, который потом в виде сырья переправляют в Англию. В Англии производитель этот чай обрабатывает и сортирует по упаковкам, на которые и наносит штрихкод. По итогу вы получаете российский чай с английским штрихкодом. Или юрлицо, производящее чай, зарегистрировано в Великобритании – тогда оно имеет право наносить британский штрихкод даже тогда, когда сам товар производится в другой стране (если за чаем зарегистрирован бренд). В общем, в плане определения качества штрихкод – сомнительный помощник. Подлинность штрихкода как такового проверяется через онлайн-сервисы и указывает только на подлинность штрихкода, но не товара.
Как сделать штрих-код для товара самостоятельно
Сделать штрих код на товар самостоятельно проще всего в специально разработанных для этого сервисах. Как пример: https://barcode.tec-it.com/ru/EAN13
Выбираете тип штрихкода, выбираете начальные данные, задаете параметры последовательности – получаете список штрихкодов и картинки линий штрихкода для скачивания.
А вот получить разрешение на использование штрихкодов – куда сложнее. Выдачей разрешений занимается компаний GS1. Вам нужно написать заявление на вступление в Ассоциацию автоматической идентификации (нужна подпись руководителя и печать), оплатить это вступление (25 000 рублей) и послать заявление + чек на рассмотрение. Вас примут в Ассоциацию, после чего можно будет пользоваться штрихкодами. За членство нужно ежегодно платить 15 000 рублей.
Ответы на частые вопросы
Что делать, если столкнулся с «липовым» штрихкодом?
Для начала – указать руководству магазина на ошибку. Претензию можно внести в книгу жалоб и предложений, в этом случае вам должны будут дать письменный ответ. Скорее всего ответом будет или «извините, производитель ошибся, мы его уведомили», или «производитель сам виноват – с ним и разбирайтесь». Во втором случае вы можете либо просто перестать покупать товары у этого производителя, либо, если есть время и желание, написать жалобу в Роспотребнадзор.
Насколько можно доверять определению «родины» товара на основании штрихкода?
Штрихкод не очень информативен в этом плане, потому что его может наносить не только изготовитель, но и упаковщик/дистрибьютор. Если товар произведен в одной стране, а упакован в другой – наносится тот штрихкод, где товар был упакован. Если вы пытаетесь отследить по штрихкоду родину товара от крупного бренда – у вас ничего не получится, потому что штрихкод будет принадлежать родине бренда, а не товара. Более достоверной будет информация, полученная от штрихкода неизвестного бренда.
На некоторых товарах есть основной штрихкод на 13 цифр, а рядом с ним – дополнительный. Что это за дополнительный код?
Иногда производители добавляют в такие добавочные коды дополнительную информацию – рекомендуемая цена, срок годности и так далее. Учитывая разнообразие кодировок, вам вряд ли удастся узнать, что именно «вшито» в этот дополнительный код. Если есть желание – можете спросить у сотрудников магазина.
На товаре нет 13 цифр, но есть QR-код. Стоит ли мне опасаться?
Нет. 12- или 13-значный код (UPC/EAN-13) очень распространен по историческим причинам, но производитель может выбрать и другой формат – QR, Data Matrix, Aztec и так далее. Главное, что код есть – это значит, что производитель заключил договор с регулятором.
На пачке сигарет нашел штрихкод из 8 цифр. Что это?
Это – EAN-8, упрощенная система «обычного» штрихкода. Она содержит информацию о стране (первые 3 цифры) и информацию о товаре, кодировка производителя опускается. EAN-8 используется на небольших вещах, на которых EAN-13 просто не помещается: сигаретные пачки, ручки, пачки жвачек и так далее.
Вместо вывода
Штрихкод – это уникальный набор цифр и соответствующих им графических символов, который маркирует определенный товар и позволяет отличить один товар от другого. Штрихкоды бывают разными и по виду, и по длине, но самый распространенный – EAN-13, состоящий из 13 цифр. Он содержит в себе код страны, производителя и товара, последний символ – проверочный. Несмотря на информативность для магазинов, штрихкод дает очень мало информации для обычного человека – по нему можно плюс-минус достоверно узнать страну производителя и его идентификатор, информацию непосредственно о товаре он не содержит.