Что означает плохому танцору яйца мешают
parashutov
parashutov
ЧТО И ПОЧЕМУ МЕШАЕТ ТАНЦОРУ?
Все знают поговорку о том, что «плохому танцору яйца мешают». Но мужская физиология здесь ни при чем. Эта поговорка возникла еще в Средневековье, примерно в XVI веке, когда в Нидерландах и Германии появилась народная традиция — танец с яйцами («Eiertanz»). В живописи «Танец с яйцами» был отображен как голландскими и немецкими мастерами, так и живописцами других стран. Предлагаю вашему вниманию галерею «яичных танцев»!
Pieter Aertsen, aka Pietro Lungo (Dutch, 1508-1575) Der eierdans. 1557 г.
Pieter Aertsen, aka Pietro Lungo (Dutch, 1508-1575) The Egg Dance. 1552 г. Rijksmuseum, Amsterdam
Этот танец исполняли во время карнавалов или в пасхальное воскресенье. Танцующие пары становились в круг, в котором на полу были разложены сырые яйца. Они должны были станцевать, не задевая яиц и не раздавив ни одно из них. Танцоры старались не наступить на яйца, что редко удавалось из-за, как правило, нетрезвого их состояния.
Jan Havickszohn Steen (Dutch, 1625-1679) The Egg Dance. Peasants Merrymaking in an Inn. 1675 г. English Heritage, London
Hieronymus Bosch (Dutch, 1450-1516) The battle between Carnival and Lent (Битва между Карнавалом и Постом). between 1600 and 1620 гг. Rijksmuseum, Amsterdam
Hieronymus Bosch (Dutch, 1450-1516) The battle between Carnival and Lent, detail. 1600-1620 гг. Rijksmuseum, Amsterdam
Такие танцы были популярны также и на свадебных торжествах, когда среди разложенных на полу сырых яиц танцевали жених и невеста. Если молодая пара только встречалась, то после такого удачного танца они считались обручёнными, не зависимо от желания их родителей. Этот обычай был шансом для молодых людей, чьи родственники противились их свадьбе.
К тому же, яйцо всегда символизировало плодородие, возрождение.
Jan Jacobsz Molenaer (Dutch, 1654-1684) The Egg dance.
Dutch School 17th Century The Egg Dance.
Очень часто, чтобы позабавить народ или устроить соревнование танец с яйцами исполнялся сольно, как игра. В этом случае танцор находился в маленьком, нарисованном мелом кружке, и должен был, не прекращая танцевать, выкатить ногой яйцо из миски, а потом перевернуть миску так, чтобы накрыть ею яйцо. Соревнование было выиграно, если танцору удавалось станцевать, не разбив яйца.
Pieter Bruegel the Younger (Belgian, 1564-1638) The Egg Dance. 1620 г.
Graver Frans Huys (Dutch, 1522-1562) The Egg Dance.
Иоганн Вольфганг Гёте в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796) описал такой сольный танец: «Миньона завязала себе глаза, подала знак и, словно заведенный механизм, начала двигаться под музыку, подчеркивая кастаньетами такт и напев. Ловко, легко, быстро и четко выполняла она танцевальные па. Так смело и решительно вонзалась носком между яйцами и рядом с ними, что, казалось, вот-вот она либо раздавит одно, либо в стремительном повороте отшвырнет другое. Но нет! Она не задели ни одного».
German School (20th Century) The Egg Dance. Scene from «Wilhelm Meister’s Apprenticeship» by Johann Wolfgang von Goethe.
Историки пишут, что «яичные танцы» исполняли не только крестьяне, но и знать. Известно описание танца с яйцами, который исполнили в 1498 году на Пасху Маргарита Австрийская и Филиберт Савойский. «Сотня яиц была разбросана на поверхности, посыпанной песком, и молодые пары, взявшись за руки, принялись танцевать. После того, как три пары потерпели неудачу и были осмеяны зрителями, Филиберт Савойский преклонил колено перед Маргаритой, умоляя ее дать согласие на танец. Восхищенная толпа кричала, «Савойя и Австрия!», а когда танец был закончен и оказалось, что все яйца остались целы, энтузиазм переполняющий всех присутствующих было сложно передать словами». «Яичный танец» пользовался большей популярностью в XVI-XVII веках.
Cornelis Saftleven (Dutch, 1607-1681) The Egg Dance. 1637 г. National Museum, Warsaw
Circle of Frans Verbeeck I (active in Mechelen, 16th-17th century) The Egg Dance.
Martin de Vos (Belgian, 1532-1603), gravé par Crispijn van de Passe the Elder (Dutch, 1564-1637) La Danse de l’oeuf.
Painter of French School (16th century) The Rustic Dance.
Anonymous Tanzende Bauern beim Eiertanz Oberrhein, um 1510 г.
К XVIII веку, на основе этой традиции возник один из шоу-номеров в развлекательных заведениях, когда этот танец исполняли бродячие артисты – профессиональные танцоры или акробаты. Причем, высшим классом считалось, когда номер исполнялся танцором с завязанными глазами.
John Maler Collier (English, 1850-1934) Egg Dance.
Что мешает плохому танцору?
Кому сегодня не известно выражение «Плохому танцору яйца мешают»? По смыслу оно означает, что человек что-то плохо делающий, но страстно желающий показать свои умения, всегда ссылается на некие причины, мешающие показать себя достойно. При этом обычно все понимают эту фразу буквально: плохому танцору мешает часть его организма. На самом же деле это выражение произошло от немецкого «Eiertanz», то есть «танец меж яйцами» и относится к совсем другой культурной традиции и к совсем другим яйцам. С помощью обычных куриных яиц можно было законно соединить влюблённых или даже насолить политикам…
Вначале «танец меж яиц» был традиционной пасхальной игрой. Существовало даже две вариации этого танца – сольный и парный. В первом случае танцор, находящийся в маленьком, нарисованном мелом кружке, должен был, не покидая его пределов и используя лишь одну ногу, достать яйцо из миски, после чего накрыть его той же миской. Игра считалась выигранной, если танцору удавалось проделать всё вышеперечисленное, не разбив яйца.
Парный же вид танца с яйцами совсем иной. Для этого танца на пол выкладывали много яиц, среди которых пара должна была станцевать танец, не раздавив их. Пара, после танца которой все яйца оставались целыми, считалась обручённой даже вне зависимости от желания родителей танцоров. Подобный обычай тогда был реальным шансом для молодых людей, чьи родственники противились их свадьбе.
С первого взгляда может показаться, что подобные забавы были распространены исключительно в крестьянской среде, но это не так. Самое раннее упоминание о танце с яйцом относится к далёкому 1498 году. Тогда в пасхальный понедельник этот танец станцевали Маргарита Австрийская и Филиберт Савойский.
Вот как описывали это событие: «Итак, грандиозный танец с яйцами, специальный танец этого времени года начался. Сотня яиц была разбросана на поверхности, посыпанной песком, и молодые пары взявшись за руки принялись танцевать. Если они закончат танец, не разбив ни одного яйца, они будут обручены, и даже упрямые родители не смогут воспрепятствовать свадьбе. После того как три пары потерпели неудачу и были осмеяны зрителями, Филиберт Савойский преклонил колено перед Маргаритой, умоляя её дать согласие на танец. Восхищённая толпа кричала: «Савойя и Австрия!», а когда танец был закончен и оказалось, что все яйца остались целы, энтузиазм переполняющий всех присутствующих, было сложно передать словами».
К XVIII веку танец с яйцами перешёл из области обрядовой в сугубо развлекательную. Это уже был, скорее, один из любопытных уличных шоу-номеров, когда бродячие акробаты при массовом скоплении народа лихо отплясывали на полу, на котором случайным образом разбрасывали куриные яйца. Суть мастерства заключалась в том, чтобы танцор не раздавил или даже не сбил с места ни одного яйца.
Танцор должен был и в самом деле владеть высочайшей виртуозностью и мастерством этого танца. А уж совсем высшим пилотажем считалось, когда этот номер выполнял танцор ещё и с завязанными глазами.
В живописи этот танец неоднократно запечатлён у многих немецких и голландских живописцев, включая знаменитого Питера Брейгеля. У Гёте в его «Годах учения Вильгельма Мейстера» имеется такой пассаж: «Миньона завязала себе глаза, подала знак и, словно заведённый механизм, начала двигаться под музыку, подчеркивая кастаньетами такт и напев. Ловко, легко, быстро и четко выполняла она танцевальные па. Так смело и решительно вонзалась носком между яйцами и рядом с ними, что, казалось, вот-вот она либо раздавит одно, либо в стремительном повороте отшвырнёт другое. Но нет! Она не задела ни одного».
То есть личное «имущество» танцора реально не имеет ничего общего с этим выражением. Но в русском языке и культуре, которая никогда не знала такого экзотического танца, выражение стало прочно ассоциироваться с отнюдь не пасхальными яйцами плохого танцора и полностью поменяло свой смысл. В европейской же традиции это выражения (Eiertanz) про танцора и яйца означает сложные действия, малейшая ошибка в которых грозит серьёзными последствиями.
Это выражение стало вполне устойчивым и всем понятным, а со временем перекочевало во многие сатирические памфлеты и карикатуры. В газетах по всему миру стали появляться изображения, как очередной политик-танцор выделывает различные па, дабы извлечь для себя выгоду в непростых условиях меняющихся обстоятельств. А материальным воплощением его усилий являются яйца, для большей ясности подписанные.
Например, вот карикатура неизвестного автора 1863 года на Отто фон Бисмарка, канцлера Германской империи, в балетной пачке танцующего между яйцами. Тут яйца под ногами Бисмарка вполне понятны – это «Закон», «Конституция», «Выборы», «Реформы», «Пресса».
Вот так выражение про танец и яйца, уже пройдя весьма длинный исторический путь, продолжает жить и в современности, правда, как обычно бывает, Восток и Запад понимают его абсолютно по-разному.
Новое в блогах
«Плохому танцору мешают яйца»? Не ошиблись? Выражение родом из XVI века
Есть предположение, что эта поговорка пришла из немецкого языка. Наш русский фразеологизм — это калька с немецкого «Eiertanz».
Картина Корнелиса Сафтлевена
Что такое Eiertanz
В немецком есть такая поговорка: einen Eiertanz aufführen, которая переводится как «танцевать яичный танец», что обозначает «ловко подходить к решению какой-либо проблемы». Но что это за яичный танец?
Картина художника Яна Моленара
Eiertanz появился в XVI–XVII веках, на многих картинах известных художников (Артсена, Брейгеля, Ван Остаде, Сафтлевена) можно встретить танцующих людей, у которых под ногами лежат яйца. Суть средневекового развлечения в танце между яйцами. Нужно быть аккуратным и ни в коем случае не раздавить их.
Гёте описал этот танец в романе «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796): «Миньона завязала себе глаза, подала знак и, словно заведенный механизм, начала двигаться под музыку, подчеркивая кастаньетами такт и напев. Ловко, легко, быстро и четко выполняла она танцевальные па. Так смело и решительно вонзалась носком между яйцами и рядом с ними, что, казалось, вот-вот она либо раздавит одно, либо в стремительном повороте отшвырнет другое. Но нет! Она не задели ни одного».
Картина художника Питера Артсена
Предположительно появился этот танец в Нидерландах и очень быстро распространился по Северной Европе. Дворовая забава превратилась в шоу акробатов. Цирковые артисты исполняли опасные акробатические номера, лавируя между разложенными сырыми яйцами по арене. Важно не только не разбить яйцо, но не сдвинуть его с места. Высшим уровнем мастерства считалось выступление с завязанными глазами!
Постепенно эта забава ушла из обихода, но сохранилась на полотнах художников и в выражении, которое мы считаем вульгарным, но это не совсем так.
Плохому танцору.
«Превосходящие нас многократно
силы нас держат в искусственной тьме. »
Владлен Лагун http://www.stihi.ru/2016/03/04/10262
Плохому танцору и яйца мешают! –
пословица эта известна давно –
искусство жить людям от Бога дано,
но каждый прославиться чем-то мечтает.
Кому-то мешает народ жить и власти,
кому-то мешает жить лучше закон,
а кто-то свободу поставит на кон,
в боях чтоб отвергнуть любые напасти.
Свобода внутри быть должна, не снаружи:
свобода от Бога нам воли дана,
и можно использовать это сполна,
коль воля во благо людей только служит.
Но если использовать волю с корыстью,
направив желания людям во вред,
то трудно избавиться будет от бед –
придётся бороться за жизнь свою рысью.
«Жизнь – это борьба» – написал Блок когда-то,
и жизнью своей доказал – это так,
но Ганди – великий индийский чудак –
потом доказал, что бороться не надо.
Насилие – зло, а борьба есть насилье,
а злом невозможно добиться побед,
им можно умножить число наших бед,
с которыми мы побороться не в силах.
Должны приниматься решенья такие,
какие бы принял в покое ума,
тогда их природа исполнит сама
совсем без усилий – здесь силы другие.
Но каждый прославиться чем-то мечтает,
хотя жить искусство от Бога дано,
и действует так, как известно давно:
плохому танцору и яйца мешают.
Что означает плохому танцору яйца мешают
что мешает плохому танцору?) танцор
Музыка, воспитание, плохой учитель, экономическая ситуация в стране, плохая экология, неудобные туфли, плохой паркет, недосып, усталость, странно смотрящие люди, Юпитер не в той фазе, атмосферное давление.
ахахах, есть поговорка такая- плохому танцору яйца мешают! ну смысл поговорки конечно, не в прямом смысле
Как говорил известный теле-радиоведущий: «Хорошему танцору ничего не мешает. Жаль человека!»
Мышечная зажатость на физическом плане, и негативные эмоции на тонком уровне. Наверно)))
Нет «плохих танцоров». Есть те, кому нравится танцевать, и те, кому этого вообще не надо.
Плохому танцору мешает отсутствие ритма, плохая пластика, не умение слушать музыку.
Дык то лапа болит, то хвост отваливается, а когда и линька
ну обычно говорят что яйца но я думаю что это отсутствие чувства ритма
плохие судьи которые не верят в его способности продвинуться дальше
как говорят яйца-зато у плохого танцора детей может быть много)))))))))
Если он мужик,то яйца.А если,как сейчас модно педераст,то я не знаю.
Люди!!которые смеются как танцует танцор!!ну и плохой Хареограф!
Глупое жюри которое не понимает всю глубину и красоту танца )
аха точно не ноги хотя разве если он косалапыЙ то да ноги!))
да ничего не мешает, дайте человеку шанс и он себя покажет