Что означает подчеркнуть морфемы

Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть слова.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Слово «мор­фе­ма» явля­ет­ся линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном, исто­ки кото­ро­го най­дем в гре­че­ском языке.

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

Например:

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Суффикс

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после», fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «меж­ду», fixus — «при­креп­лён­ный») — струк­тур­ные эле­мен­ты слов, кото­рые не выра­жа­ют ника­ких зна­че­ний, а выпол­ня­ют толь­ко соеди­ни­тель­ную функ­цию меж­ду их частя­ми. Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Видеоурок

Источник

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Источник

ПОДЧЕРКНУТЬ

Смотреть что такое ПОДЧЕРКНУТЬ в других словарях:

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчеркнуть сов. перех. 1) Однокр. к глаг.: подчёркивать. 2) см. также подчёркивать.

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчеркнуть сов. см. подчёркивать

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчеркну’ть, подчеркну’, подчеркнём, подчеркнёшь, подчеркнёте, подчеркнёт, подчеркну’т, подчеркну’л, подчеркну’ла, подчеркну’ло, подчеркну’ли, подчеркни’, подчеркни’те, подчеркну’вший, подчеркну’вшая, подчеркну’вшее, подчеркну’вшие, подчеркну’вшего, подчеркну’вшей, подчеркну’вшего, подчеркну’вших, подчеркну’вшему, подчеркну’вшей, подчеркну’вшему, подчеркну’вшим, подчеркну’вший, подчеркну’вшую, подчеркну’вшее, подчеркну’вшие, подчеркну’вшего, подчеркну’вшую, подчеркну’вшее, подчеркну’вших, подчеркну’вшим, подчеркну’вшей, подчеркну’вшею, подчеркну’вшим, подчеркну’вшими, подчеркну’вшем, подчеркну’вшей, подчеркну’вшем, подчеркну’вших, подчёркнутый, подчёркнутая, подчёркнутое, подчёркнутые, подчёркнутого, подчёркнутой, подчёркнутого, подчёркнутых, подчёркнутому, подчёркнутой, подчёркнутому, подчёркнутым, подчёркнутый, подчёркнутую, подчёркнутое, подчёркнутые, подчёркнутого, подчёркнутую, подчёркнутое, подчёркнутых, подчёркнутым, подчёркнутой, подчёркнутою, подчёркнутым, подчёркнутыми, подчёркнутом, подчёркнутой, подчёркнутом, подчёркнутых, подчёркнут, подчёркнута, подчёркнуто, подчёркнуты. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

1) Орфографическая запись слова: подчеркнуть2) Ударение в слове: подчеркн`уть3) Деление слова на слоги (перенос слова): подчеркнуть4) Фонетическая тран. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ подчеркну, подчеркнёшь, сов. (к подчеркивать), что. Провести черту под строчкой для выделения ее. Подчеркнуть в рукописи особенно важные места. Подчеркнуть три строчки. || перен. выделить голосом (слово), как особенно важное. «Надо ехать, и сегодня же», подчеркнул он. || перен. Обратить особенное внимание (слушателя, читателя) на что-н., выделить как чрезвычайно важное (книжн.). В своей речи на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 г. товарищ Сталин подчеркнул, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, решающим и самым ценным капиталом являются люди, кадры.

ПОДЧЕРКНУТЬ

(иноск.) — дать особенное значение (интонацией) произнесенному слову, чтобы обратить на него внимание слушателя (как для той же цели в письме подчеркив. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

Подчеркнуть (иноск.) дать особенное значеніе (интонаціей) произнесенному слову, чтобы обратить на него вниманіе слушателя (какъ для той же цѣли въ пис. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

сов., вин. п.1) subrayar vt2) перен. destacar vt; poner énfasis (en)подчеркнуть важность вопроса — hacer resaltar (realzar) la importancia del problema. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

1) souligner vt подчеркнуть слово — souligner un mot2) перен. souligner vt, appuyer vt; mettre vt en relief подчеркнуть важность вопроса — mettre en re. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

1. poängterar hon poängterar risken—она подчеркнула наличие риска han poängterar att resultatet är preliminärt—он подчёркивает, что это. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

прич. страд, прош. подчӗркнутый) глаг.сов., что1. аялтан турт, йӗр туртса палӑрт; подчеркнуть нужные слова кирлӗ сӑмахсене йӗр туртса палӑрт2. (син. выделить) уйрӑмах палӑрт, палӑртса кала; подчеркнуть сложность обстановки ларутару йывӑррине палӑртса кала. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

unterstreichen (непр.) vt; перен. тж. betonen vt, hervorheben (непр.) vt

ПОДЧЕРКНУТЬ

сов. что1.астын сызу;- подчеркнуть в рукописи особенно важные места қолжазбаның аса маңызды жерлерінің астын сызу;2.перен. ерекше көңіл аудару, айрықша баса айту;- подчеркнуть важность вопроса мәселенің мақыздылығын баса айту. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчеркнуть подчертить, сделать упор, выделить, выпятить, отчеркнуть, оттенить, маркировать, обратить внимание, акцентировать, сделать акцент, заострить, особо отметить, выдвинуть на первый план, упереть

ПОДЧЕРКНУТЬ

Ударение в слове: подчеркн`утьУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: подчеркн`уть

ПОДЧЕРКНУТЬ

• podtrhnout• podškrtnout• vypíchat• vypíchnout• vyzdvihnout• vyzvednout• zdůraznit

ПОДЧЕРКНУТЬ

Czasownik подчеркнуть podkreślić akcentować

ПОДЧЕРКНУТЬ

сов. В 1) sottolineare vt 2) (особо выделить) accentuare vt, rimarcare vt, mettere in evidenza / risalto / rilievo, dare (particolare) rilievo / risalto (a qc) Итальяно-русский словарь.2003. смотреть

ПОДЧЕРКНУТЬ

1. alla kriipsutama2. esile tõstma3. rõhutama4. toonitama

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

1) tübüni çızmaqподчеркнуть заглавие — serlevanıñ tübüni çızmaq2) (особо выделить) qayd etmek, ayrıca köstermek

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

сов. что 1. сызуу, сызып коюу, астын сызуу; 2. перен. (особо выделить, обратить внимание) айрыкча көңүл буруу, бөтөнчө белгилөө, айрыкча белгилөө.

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчеркнутьהִבלִיט [לְהַבלִיט, מַ-, יַ-]; הִדגִיש [לְהַדגִיש, מַ-, יַ-]

ПОДЧЕРКНУТЬ

aláhúzni* * *см. подчёркивать

ПОДЧЕРКНУТЬ

совsublinhar vt; прн sublinhar vt, realçar vt, frisar vt

ПОДЧЕРКНУТЬ

сов., см. подчёркивать

ПОДЧЕРКНУТЬ

подчёркивать несов.) 1.астына сызу 2.күч.кит.ассызыклау, басым ясау; п. важность вопроса мәсьәләнең мөһимлеген ассызыклау

ПОДЧЕРКНУТЬ

1) тюбюни чызмакъ подчеркнуть заглавие серлеванынъ тюбюни чызмакъ 2) (особо выделить) къайд этмек, айрыджа косьтермек

ПОДЧЕРКНУТЬ

فعل مطلق : خط كشيدن ؛ خاطر نشان كردن

ПОДЧЕРКНУТЬ

1. podkreślić;2. uwydatnić, uwypuklić, położyć nacisk, zaakcentować;

ПОДЧЕРКНУТЬ

1.таргамс китькскаса (провести черту); 2. перен. няфтемс, шарфтомс мяль (особо выделить)

ПОДЧЕРКНУТЬ

(подчёркивать; подчеркнуть)unterstreichen vt; перен. тж. betonen vt, hervorheben vt.

ПОДЧЕРКНУТЬ

ПОДЧЕРКНУТЬ

Подчеркнуть- linea subter ducta exprimere; exprimere; subnotare;

Источник

Морфема как значимая часть слова

Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть фото Что означает подчеркнуть морфемы. Смотреть картинку Что означает подчеркнуть морфемы. Картинка про Что означает подчеркнуть морфемы. Фото Что означает подчеркнуть морфемы

Морфема как значимая часть слова

I. В языкознании уже отмечалось, что в толковании термина «мор­фема» наблюдаются «очень глубокие расхождения»[1]. Эти расхождения продолжают все больше и больше углубляться, затрагивая принципи­альные вопросы, имеющие прямое отношение к самой сущности морфе­мы. В исследованиях по словообразованию и морфологии термином «морфема» нередко обозначаются части слов, которые не обладают важ­нейшим ее свойством — семантикой, т. е. не имеют ни вещественного (лексического, деривационного), ни грамматического значения.

Как позволяют судить различные исследования (особенно послед­них лет), посвященные описанию морфологической и словообразова­тельной структуры слова в различных частях речи, не все выделяемые в слове части можно относить к морфемам. «В структуру слова входят разнообразные по функции компоненты, которые трудно подвести под су­ществующие понятия морфемы. В связи с этим предпринимаются по­пытки расширить определение морфемы, чтобы оно могло охватить все вычленяемые в составе слова элементы. Нередко у одних и тех же ис­следователей наблюдаются существенные расхождения и противоречия между тем, как определяется морфема, и тем, что в действительности под этим понимается. Разрыв между традиционным и современным по­ниманием морфемы все больше и больше увеличивается. Это требует специального изучения проблемы морфемы в свете современных дости­жений общей теории словообразования. Необходимость дальнейшей разработки теории морфемы определяется и тем, что учение о словооб­разовании не может успешно развиваться, не имея точных определений своих основных объектов. Центральной единицей словообразовательного уровня языка является морфема.

II. Термин «морфема» был введен де Куртенэ в 70-х гг. XIX в. Так, он использовал его в «Подробной программе лекций в 1877—76 учебном году», где писал, о «морфологических частях (мор­фемах)»[2]. Постепенно в дальнейших работах де Куртенэ возникало стройное и последовательное учение о морфеме, хотя он и не
написал ни одной специальной работы, посвященной этой лингвистиче­ской единице.

В работе Бодуэна «Некоторые отделы «сравнительной грамматики» славянских языков» (1881) морфема была охарактеризована как неделимая далее морфологическая единица языка. Он писал: «Неделимое с антропофонической точки зрения есть звук, неделимое с фонетической точки зрения есть фонема, неделимое с морфологической точки зре­ния есть морфема»[3]. Здесь еще отсутствует указание на семантику морфемы. «Значимый характер» морфологических частей слова, которые он называет «морфемами», особенно подчеркивается в его статье «Ни­колай Крушевский, его жизнь и научные труды» (1888).

В некоторых трудах Бодуэна имеется определение морфемы. В ра­боте «Опыт теории фонетических альтернаций» морфема определяется как минимальная значащая часть слова: «Морфема = любая часть слова, обладающая самостоятельной психической жизнью и далее не­делимая с этой точки зрения (то есть с точки зрения самостоятельной психической жизни). Это понятие охватывает, следовательно, корень, всевозможные аффиксы, как суффиксы, префиксы, окон­чания, служащие показателями синтаксических отношений»[5]. Сло­ва «состоят из морфологически и семасиологически неделимых единиц, которые мы называем морфемами»[6]. «Морфема — дальше не де­лимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышления. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде корень, префикс, суффикс, оконча­ние и т. п. Считать подобный термин лишним — это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными названиями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т. д.»[7]. Таким об­разом, по Бодуэну, морфема — это далее неделимая значимая часть слова.

В дальнейшем определение морфемы претерпело существенные из­менения. При определении морфемы часто или не учитывался признак минимальности, или игнорировалась семантика. Многие зарубежные языковеды определяли ее без учета обоих признаков. Термином «мор­фема» иногда обозначали все грамматические средства языка (аффиксы, служебные слова, ударение, чередование звуков и даже инто­нацию). Такого взгляда придерживался Ж. Вандриес[8]. Близка к нему точка зрения Ж. Марузо, изложенная в «Словаре лингвистических тер­минов» (М., 1960,стр.160), а также Г. Глисона[9] и др.

Наряду с семой В. Скаличка сохраняет и понятие морфемы. Друг от друга они отличаются прежде всего как «означаемое» и «означаю­щее»: «Морфема имеет формальную основу, сема — основу смысло­вую»[12]. Но различия между ними этим не исчерпываются: «Сема обыч­но выражается непрерывным фонематическим рядом, и это означает, что она является одновременно и семой и морфемой (морфема равна семе или сочетанию сем, которые сами по себе или с помощью других морфем выражены непрерывным рядом морфем). Но так бывает не всегда. В приведенном слове две из пяти сем выражены самостоятель­ными морфемами, три остальные объединены в одной морфеме. Итак, мы опять-таки сталкиваемся с двумя весьма близкими друг другу еди­ницами, которые в большинстве случаев совпадают»[13]. Понятие морфе­мы как бы расщепляется на ряд частных понятий, которые иногда по­глощают друг друга или совпадают и перекрещиваются[14]. Ср.: «Семема — любая грамматическая единица (сема, морфема, слово и т. д.)»; «Сема — грамматический элемент»; «Формема — единица, противопоставленная семантеме (очень часто называемая «морфемой»)»; в другом месте: «Формемы в свою очередь можно разделить на формальные слова, приставки и суффиксы»[15]; «Морфема — комбинация сем, которая выражается непосредственно или с помощью других морфем непрерывной цепочкой фонем»[16]. В то же время встречаются и такие утвержде­ния: «Сема большей частью, хотя и не всегда, выражается непрерывной последовательностью фонем, то есть она обычно является тем, что принято называть «морфемой»[17].

Скалички не получила широкого распространения. С критикой отдельных положений его теории выступил другой предста­витель Пражского лингвистического кружка — Л. Новак. Полемизируя с В. Скаличкой, он отмечает: «Сема не может быть основной единицей грамматической системы»[18]. К такому выводу Л. Новак пришел в ре­зультате анализа соединительных гласных венгерского языка: «Здесь мы имеем дело с морфемами, которые явственно выделя­ются, то есть отделяются от остальных морфем, но которым в функциональном плане не соответствует никакое элементарное формальное значение, то есть никакая сема»[19]. «Поэтому, — делает он отсюда вывод, — основной еди­ницей грамматической системы в дальнейшем сле­дует считать морфему»[20]. Л. Новак рекомендует сохранить оба термина, разграничив их сферы применения следующим образом: «Тер­мин «морфема» следует сохранить при формальном анализе, а термин «сема» — при функциональном анализе». Тем не менее он считает, что «проблема более точного и адекватного определения понятий, соответ­ствующих терминам «морфема» и «сема», остается открытой»[21].

Подобные определения допускают включение в состав морфем основ слова (производ­ных, непроизводных, связанных), сочетаний морфем и т. д. и не способ­ствуют правильному отграничению морфем от остальных значимых еди­ниц или их совокупности.

III. Морфема как минимальная значимая единица языка[28] (а не только единица слова) не могла бы выполнять свои функции, если бы не обладала свойством воспроизводимости. Как известно, любая единица языка обязательно воспроизводится. Это особенно подчеркива­ет : «Морфемы, как морфологические единицы, характери­зуются тем, что они обладают свойством воспроизводимости: и их значе­ние, и их материальное воплощение всегда воспроизводятся. Они не яв­ляются результатом творческого акта, они представляют собой готовое средство, воспроизводимое в необходимых условиях»[29].

Данное свойство в разных единицах языка реализуется по-разно­му, ибо воспроизводимость слова и воспроизводимость морфемы не сов­падают: «Слова могут быть не только воспроизводимыми единицами, но и образованиями, создаваемыми говорящими или пишущими в про­цессе общения (именно этому их свойству и обязано своим существова­нием словопроизводство как языковое явление). Морфемы же всегда
воспроизводимы (свойство «творимости» им не характерно совершенно) и являются поэтому конечными значимыми элементами языка, извлекаемыми нами из памяти в качестве готовых и целостных единиц»[30]. Различия в проявлении признака воспроизводимости у разных единиц язы­ка обусловлены их спецификой. Фонема, как не обладающая семанти­кой, воспроизводится только в плане выражения, тогда как значимые единицы языка, к которым относится и морфема, воспроизводятся и в плане выражения и в плане содержания.

В отличие от слова воспроизведение морфем носит связанный ха­рактер. Слово воспроизводится свободно, т. е. его воспроизведение не вызывает обязательного воспроизведения других единиц[31], в то время как воспроизведение морфемы возможно лишь в составе слова, в сочетании с другими морфемами, составляющими вместе с ней слово (в том числе и с нулевыми).

Таким образом, в результате краткого обзора определений, кото­рые достаточно полно отражают основные направления в развитии тео­рии морфемы, в качестве важнейших признаков этой лингвистической единицы можно отметить: 1) наличие значения; 2) минимальность, дальнейшую нечленимость на части, имеющие значение; 3) связанную воспроизводимость в плане выражения и содержания.

VI. Нетрудно заметить, что все существующие определения морфе­мы основываются на семантике. Стало общепризнанным мнением, что способность обладать семантикой является основным свойством морфе­мы. Это особенно подчеркивал Бодуэн де Куртенэ: «Против деления ре­чи на предложения, предложений на слова, слов на морфологические единицы немного, пожалуй, можно сказать. Ибо это все более подроб­ное деление опирается постоянно на одну и ту же основу, исходит по­стоянно из того же самого принципа: здесь везде играет роль значение, элемент морфологически-семасиологический. Но на морфологической единице, или, как я ее назвал, «морфеме», это деление кончается»[33]. Все остальные свойства морфемы так или иначе опираются назначение, связаны с ним, вытекают из него.

Как правило, во всех исследованиях определение морфемы строит­ся на базе семантического признака. Никто в языкознании не выступал против семантики морфемы. Однако многие исследователи, теоретиче­ски признавая ее, не всегда считаются с ней в практике лингвистическо­го анализа. Дело в том, что в процессе описания структурных частей слова как морфемы обычно рассматриваются любые отрезки, независи­мо от того, имеют они значение или таковым не обладают. Были неод­нократные попытки охарактеризовать части слова, лишенные семанти­ки, как морфемы. В современном языкознании вводится даже специаль­ный термин для обозначения таких частей слова — «асемантические морфемы»[34]. Возникла проблема «пустого морфа»[35].

Анализируя данные венгерского языка в сопоставлении c резуль­татами, которые получил на материале русского языка, Л. Новак пришел к выводу, что «сам принцип возникновения соедини­тельных гласных касается лишь звуковой стороны языка, точнее, звуко­вой стороны морфологии, а не функционального плана», что «в функци­ональном плане» им не соответствует никакое значение[44]. Включение их
в состав морфем лишает смысла само это понятие. «Понятие «пустого
морфа», как морфа «без значения», противоречит содержанию понятия
морфемы как мельчайшей значимой единицы языка, в каких бы разно­видностях определений оно ни проявлялось», — пишет ­ва[45]. Такого же мнения придерживается и : «Пустые морфы характеризуются именно тем, что не представляют никакой морфемы»[46].

Отсюда вытекает другое не менее важное положение: эти части сло­ва не являются знаковой единицей. «Семантика — такой же конституи­рующий элемент двусторонней языковой единицы, как и звучание: взя­тое без семантики, звучание не является языковой единицей, а пред­ставляет лишь одну ее сторону, ее звуковую оболочку»[47].

Состав структем в русском языке разнообразен и богат. Сбор, систематизация и описание их безусловно будет способствовать выявлению и лучшему пониманию структурных особенностей русского слова.

«Уникальные» части слов недостаточно исследованы. Между тем «изучение нерегулярных образований» имеет «большое значение для познания словообразовательной системы языка как в развитии, так и в синхронном плане»51. О них имеются лишь отдельные высказывания, касающиеся их морфемного статуса.

Окончательное решение вопроса в этом духе наталкивается на целый ряд препятствий. Приведенные слова тем и характеризуются, что они не входят в систему синхронного словообразования, а выступают как изолированные явления и не взаимодействуют с другими сло­вами в пределах каких-либо действующих моделей словообразования, они «внемодельны». Одна часть их связана с мертвыми моделями (сло­ва типа пас-тух), другая никогда не имела отношения к словообразова­тельным моделям в русском языке (заимствования). Для них не всегда можно подобрать слова, образованные по действующим моделям слово­образования. Если слово попадья (ср. поп) можно поместить рядом со словами ударница, поэтесса, курсантка, как это делает ­ва, то вряд ли можно подобрать подходящий ряд для образований ти­па почтамт, солдафон, клейстер, маскарад, юмореска, павлин и т. п. Слишком очевидна условность, натянутость таких сопоставлений, как рисунок : рисовать = плевок : плевать и т. п. При этом следует также учесть, что среди «остаточных» частей слов немало таких, которые ни­когда не были полноценной морфемой, и слова, имеющие их, естествен­но, не могли состоять с какими-либо другими словами в словообразова­тельных отношениях и в диахронном плане.

Иллюзия наличия значения при исследовании, «одиночных» частей слова создается потому, что рядом с ними существуют однокоренные слова, не имеющие их (ср. почтамт и почта, попадья и поп). Поскольку такие слова отличаются друг от друга не только формально (наличием или отсутствием этих элементов), но и по значению, семантические различия между ними приписываются этим внешним показателям. В отли­чие от производных слов, семантика которых всегда двухкомпонентна — состоит из лексического значения производящей основы и словообразо­вательного значения, выражаемого словообразовательным аффиксом, слова с «одиночными» частями обычно семантически отчетливо нераз­ложимы55. Они являются немотивированными.

В мотивировке значения производных слов (слова с «одиночными» частями к ним не относятся56) участвуют не только производящие ос­новы, как принято думать, но и словообразовательные аффиксы. Се­мантика слова является безусловно мотивированной, если оно вступает в два ряда отношений — с однокоренными словами и с одноструктурными образованиями, т. е. входит и в парадигматические, и в синтагма­тические ряды.

Нередко слова с уникальными частями не без основания сопостав­ляют с фразеологизмами, которые включают в свой состав компоненты, не употребляющиеся в свободных сочетаниях; например, ср. у черта на куличках, не видно ни зги и почт-амт, поп-адья. Общность их заклю­чается в фразеологичности значения.

«Одиночные» части слова отличаются и от рассмотренных выше ти­пов структем, так как не выполняют «связочных» функций. Однако они участвуют в структурном оформлении слова, структурно значимы. Именно благодаря их наличию слова, в состав которых входят такие элементы, являются структурно оформленными. При этом они не имеют словообразовательного значения. Тем не менее «одиночные» части слов имеют отношение к выражению лексического значения слова. Но выра­жают они его лишь в сочетании с корнем, отчетливо выделяемом на фоне родственных слов. В этом заключается структурно-семантическое своеобразие слов с уникальными элементами.

Несмотря на указанные отличия, «одиночные» части слова можно рассматривать как структемы, так как они выполняют структурную функцию, хотя и специфическую.

Различение морфем и структем имеет прямое отношение к опреде­лению границ морфемного и словообразовательного анализов, которые ставят разные задачи и решают их, пользуясь далеко не одинаковой ме­тодикой.

«Филологические науки», 1971, №6, С. 39-52.

[1] Общий анализ многочисленных определений морфемы, используемых в нашем и зарубежном языкознании, дан в статье «О некоторых расхождениях в понимании термина «морфема» («Ученые записки ЛГУ», № 000. Серия филологических наук, вып. и в брошюре «К проблеме значения морфемы», изд. ЛГПИ им. Герцена, 1963.

[6] Там же, т. II, стр. 249.

[7] Там же, стр. 290-291. Отдельные спорные моменты и неточности, имеющиеся в учении Бодуэна де Куртенэ о морфеме (например, отнесение к морфеме основы слова и др., заимствованные у него некоторыми его учениками – и др.), здесь не рассматриваются.

[8] См.: Ж. Вандриес, Язык, М., СОЦЭКГИЗ, 1937, стр. 76-90. См. также примечания к разделу «Слова и морфемы» книги Ж. Вандриеса на стр. 345-349.

[9] См.: Г. Глисон, Введение в дескриптивную лингвистику, М., 1959, стр. 43, 92-95, 160-165 и др.

[10] См.: Пражский лингвистический кружок, М., «Прогресс», 1967, стр. 210. Ср. также другие определения, включенные в «Лингвистический словарь Пражской школы» Й. Вахека (М., «Прогресс», 1964, стр. 121).

[11] В. Скаличка, Асимметрический дуализм языковых единиц, в кн.: «Пражский лингвистический кружок», стр. 122.

[15] В. С к а л и ч к а. Указ. раб., стр. 178.

[18] «Пражский лингвистический кружок», стр. 215.

[24] Цит. по раб.: Э. Хемп, Словарь американской лингвистической терминологии, М., «Прогресс», 1964, стр. 117.

[31] Иное дело, когда речь идет о словах, которые входят в состав фразеологических единиц. Слово в них становится компонентом целого, которое в (пропущено) ся целиком. Как и морфемы, компоненты таких единиц воспроизводятся (пропущено) чно. Иначе устойчивое сочетание разрушается.

[38] 3. Оливериус. Роль структурного параллелизма при идентификации морфем и определении их типов, Ceskoslovenska rusistika, 1968, 2, стр. 77.

[42] См. также: Грамматика русского языка, т. 1, М., АН СССР, 1953, стр. 17.

[44] «Пражский лингвистический кружок», стр. 214.

[50] Однако в современном русском языке употребление «асемантических» частей слова не всегда связано с морфонологическими условиями, так как по аналогии они распространились на словообразовательные типы и модели, в которых сочетание производящих основ и аффиксов возможно и без применения «прокладок». Закон аналогии, играющий здесь большую роль, способствует активизации процесса переразложения, как результат которого возникают и формируются многие типы таких частей слова.

55 Неопределенность, неясность «словообразовательного значения» (?) таких «от­резков» в словах пас-тух, конферанс-jе, кафе-терий, один-ок-ий, бел-ес-ый отчетливо вы­является в статье В. Лопатина и И. Улуханова «Словообразовательный тип и способы словообразования» («Русск. яз. в нац. шк.», 1969, № 6, стр. 7—8).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *