Что означает подчеркнуть орфограммы
Что такое орфограмма?
Орфограмма – это написание в слове, соответствующее орфографическому правилу. Проще говоря, это та часть слова, в которой легко можно допустить ошибку. В переводе с греческого языка орфограмма означает «правильная буква», где слово orthos переводится как «правильный», а gramma – «буква».
В качестве примера можно привести написание, основой которого является различение глухих и звонких парных согласных, находящихся в корне слова. Для правильного его написания необходимо изменить форму или же подобрать подходящее однокоренное слово.
Рассмотрим слово дуб, выделив его корень (т.е. в данном случае – всё слово). Здесь можно ошибиться, написав вместо буквы б букву п. Следовательно, буква б находится в слабой позиции, а значит, представляет собой орфограмму. Подчеркнув эту букву, вы выделите орфограмму. Данный случай относится к «Написанию глухих согласных в корне слова».
Изменив форму слова и подобрав к нему однокоренное, мы увидим следующее:
Теперь написание стало соответствовать произношению. Орфограммы в слове дубы нет.
Орфограмма может находиться в различных частях слова, как в приставке и корне, так и в суффиксе и окончании. Если вам нужно выделить орфограмму, то также обозначьте ту часть слова, в которой она располагается.
К примеру, если вам попалась орфограмма, относящаяся к «Чередующимся безударным гласным в корне слова», выделите корень и подчеркните гласную в корне, которая и является орфограммой.
В слове расположился нередко допускают ошибку в корне лож, здесь орфограммой считается написание буквы о. Необходимо выделить корень, подчеркнуть букву о одной чертой и букву ж двумя, т.к. после чередующейся безударной гласной о следует согласная буква ж, от которой зависит написание орфограммы.
Бывает, что в слове расположился допускают ошибку и при написании приставки. Следует выделить приставку, подчеркнуть букву с и следующий за ней согласный п, т. к. написание в этом случае зависит от того, каким является согласный, находящийся после приставки, звонким или глухим. Букву с нужно подчеркнуть одной чертой, п — двумя.
В этом же слове необходимо отметить орфограмму в приставке по. Для этого выделите приставку, подчеркнув букву о.
Так становится понятно, что в слове расположился следует выделять не одну орфограмму, а сразу несколько.
Как опознать орфограмму?
Чтобы уметь правильно писать, нужно научиться обнаруживать орфограммы. В первую очередь стоит уделять внимание:
безударным гласным в корне, приставке, суффиксе и окончании (важно знать состав слова и хорошо понимать принципы словообразования);
гласным, следующим после шипящих и буквы ц;
мягкому знаку, находящемуся после шипящих в конце слов;
правописанию не в разных частях речи.
Вместе со статьёй «Что такое орфограмма?» читают:
Каким образом обозначить орфограммы
Как правило, большинство родителей, как молодых, так и в возрасте, забывают быстро школьную программу и иногда, чтобы помочь своим детям им приходится пристально изучать все по-новому. К таким вещам можно отнести и частые просьбы учителей в наше время об обозначении орфограммы в словах предложения. Многим детям это сделать сложно, а наша статья вполне подойдет родителям, которые просто забыли, как это сделать.
Итак, предлагаем Вашему вниманию простую инструкцию по определению и обозначению орфограммы в словах. А для этого Вам нужно знать, что орфограммы — это написание слова немного по-другому и делается это для понимания правил русского языка.
То есть, когда у Вас возникает сомнение по поводу того или иного слова. Возьмем слово «зуб» и если писать согласно правилу «Написание глухих согласных в корне слова», то Вы все сделаете правило, хотя здесь присутствует орфограмма на конце слова, потому что слышится буква «п» на конце слова. Если изменить форму слова и применить множественное число, то мы получим слово «зубы», где орфограммы уже нет и беспокоится уже не о чем. Соответственно делаем вывод, что обозначить орфограмму нужно в букве «б», подчеркиваем ее.
Есть и другие, более сложные формы орфограмм, например «Буквы З, С на конце приставок», где есть закономерность правонаписания перед гласными и звонкими согласными пишется буква З, перед глухими согласными — С. А приставки «З» и вовсе нет в русском языке.
Присутствуют орфограммы и в более сложном исполнении, к примеру, в слове «расположился» есть орфограмма в букве «О» и букве «Ж», их необходимо выделить, так как бывают и другие буквы в этих словах в зависимости от их написания, например, «располагаться». Есть орфограмма и в приставке, где нужно выделить буквы «С» и «П», об этом читайте немного выше.
Таким образом, нам кажется, что знание и умение правильно выделять и обозначать орфограммы в словах дают возможность детям изначально научиться грамотно писать слова и предложения. Орфограммы показывают, в каких местах в слове можно допустить ошибку и в будущем стараться не делать этого. А ниже вы можете просмотреть полный список всех имеющихся в русском языке орфограмм, как для начальных классов, так и для ребят постарше:
Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки
Безударная гласная в корне слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
Разделительные ъ и ь знаки.
Список обязательных орфограмм первого класса
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Идём – орфограмм нет.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
. – В конце предложения ставится точка.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
Выделите орфограмму! Для чего школьники постоянно разбирают слова по частям
Выделить орфограмму в слове, подчеркнуть ее зеленой ручкой одной черточкой, а объяснение — двумя, потом — в следующем слове… Иногда начинает казаться, что педагоги на уроках русского языка акцентируют внимание на выделении орфограмм просто из любви к графике. Почему так происходит, объясняет Андрей Кирилин, учитель русского языка и литературы московской школы № 1955.
Общий контекст
Повышенное внимание к вопросам орфографии, к орфограмме как к явлению письменной речи часто объясняется возросшей безграмотностью детей. Но я бы посмотрел на эту проблему шире. Не очень грамотны сегодня, собственно говоря, и взрослые. Несоблюдение орфографических норм порой демонстрируют даже люди, имеющие выход на большую аудиторию: журналисты, блогеры, публичные люди, которые много пишут в соцсетях.
Зачастую допускаются такие ошибки, которые не должен делать и выпускник начальной школы. Следствие ли это желания сэкономить на редакторско-корректорской работе или расчет на то, что в современном обществе, в котором мы видим не слишком большое уважение к языку, просто ничего не заметят, я, честно говоря, не знаю.
Недавно, например, в письме от учреждения, которое одним из приоритетов своей деятельности называет повышение квалификации людей, работающих в сфере образования, я увидел фразу «Режим цены!» Я прочитал эти два слова как два существительных и некоторое время не мог понять, что же значит это бессмысленное словосочетание. Из контекста стало ясно, что первое слово — глагол, а речь идет о необходимости снижать цены: режем цены, чтобы сделать деловое предложение привлекательным. Ошибка была допущена в безударном личном окончании глагола — это основы изучения орфографии. Досадно, что неправильное написание здесь не просто мешает восприятию смысла, но и бросает тень на репутацию организации.
Для чего подчеркиваем
Практика подчеркивания орфограмм в слове (одной черточкой — орфограмму, двумя черточками — ту букву, которая позволяет проверить написание) — часть традиций советской школы. Мы ни от чего не отказываемся и чего-то существенно нового не вносим.
А дальше — вопрос индивидуальной работы учителя. Мне, например, нравится аналитический путь, когда дети работают над орфограммой, используя запись, похожую на математическую дробь.
Разбирая конкретный случай, мы задаемся вопросом: а где именно, в какой части слова представлена орфограмма, к какой части речи относится слово, — и только потом уже либо подбираем проверочное слово, либо вспоминаем, как слово пишется, если его проверить нельзя. Или же вспоминаем орфографическое правило.
Графическое выделение помогает видеть орфограммы, дает возможность учителю донести до учеников идею, что нужно быть внимательным при записи каждого слога, каждой буквы в составе слова. Особенно если это связано с какими-то отдельно взятыми частями слова — морфемами.
Можно ли снижать отметку за грамматическую ошибку в задаче по математике?
Например, взяв существительное «режим», мы будем говорить о том, что орфограмму в корне слова проверить нельзя. Плюс здесь есть еще одна орфограмма — «Неизменяемые буквосочетания жи-ши».
Правописание одной или двух букв «н» в словах различных частей речи в школьной практике обычно связано с изучением орфограмм конкретного тематического блока
То есть мы выясняем, что для существительных есть одно правило, для прилагательных — другое, а в случае с наречиями и причастиями действует свой закон. Когда материал по этому вопросу уже каким-то образом накоплен, удобно пользоваться как раз такого рода алгоритмами, когда мы пошагово выбираем правильное написание.
То есть мы останавливаемся на каждом слове, в котором нужно писать «н» или «нн», задаем себе вопросы и в случае утвердительного или отрицательного ответа либо двигаемся дальше в поисках объяснения, либо останавливаемся на выбранном написании.
Еще более наглядный пример — с правописанием «не» с различными частями речи. Остановившись в предложении «Небольшая река протекала поблизости» на слове «небольшая», спрашиваем себя, употребляется ли это слово без «не». Отвечаем, что, да, употребляется, и это не глагол, не глагольное слово, поэтому двигаемся дальше, смотрим, есть ли противопоставление слова, усиливающего отрицание, пытаемся подобрать синоним без «не»: небольшая — то есть маленькая, значит, «не» — приставка, которая в составе слова пишется слитно.
Важно уметь видеть орфограмму в слове, и этому как раз способствует запись, о которой я сказал выше. Она приучает к мысли о том, что орфограмма — фрагмент слова, в котором имеются варианты написания, и только один из них верный. Основа правописания в орфографической его части — выбор с опорой на использование знакомого алгоритма.
Такой подход вырабатывает умение видеть орфограмму, классифицировать, опознавать ее. Естественно, что любая методика должна быть сбалансированной: важно, чтобы школа не отбила у ребенка желание анализировать, совершенствоваться во всем, в том числе в правописании.
Зачем орфограммы старшеклассникам
Особенно востребовано выделение орфограмм в начальной школе и в ранних классах средней школы, когда у детей формируется навык грамотного письма. Но хорошо бы периодически возвращать их к этому вне зависимости от того, на какой ступени школьного обучения ученики находятся.
Например, от своих 11-классников я иногда требую, чтобы они показывали орфограммы и выделяли их графически — при помощи разного рода условных обозначений. Ведь навык грамотного письма важно закреплять в любом возрасте, а это один из способов такого закрепления.
Старшеклассники с пониманием относятся к тому, что мы вновь и вновь обращаемся к выделению орфограмм
Это не кажется им «детскостью», возвращением к их славному начальному прошлому, топтанием на месте.
На тех уроках, которые связаны именно с орфографией, мы этим занимаемся постоянно, это часть нашей учебной практики. Если же мы переходим к синтаксису, разбор можно сделать, когда мы встречаем, например, какое-то интересное слово и когда есть необходимость освежить то или иное орфографическое направление. В этом плане для нас как раз удобнее именно алгоритмы, потому что они позволяют более точно охарактеризовать явление, о котором мы говорим в данный момент. То есть мы не вспоминаем материал в полном объеме, а говорим именно о том явлении, которое встретили в конкретном тексте.
Русский — скучно или нет? Как сделать уроки в началке интересными
Я не склонен думать, что сейчас идет глобальное перераспределение ресурсов изучения русского языка, сильное смещение акцентов. Орфографии как уделялось, так и уделяется большое внимание. Хотя общий процент безграмотности тоже приходится учитывать.
Возможно, в прошлом орфографическая разметка слова, разного рода приёмы графического выделения орфограмм не использовались так активно
Но с усилением стремления полагаться на визуальное восприятие информации в современной жизни их роль существенно возросла. Кроме того, отмечу, что мои собственные предпочтения в вопросах такого рода формировались за счёт сравнения моей ученической и учительской деятельности, вырабатывались из желания сделать не совсем простой и, будем откровенными, не самый любимый в изучении материал более доступным для учеников, из потребности посмотреть на предлагаемые обстоятельства их глазами.
Естественно, с течением времени могут меняться способы подачи материала, но это просто значит, что с каждым педагогом мы можем говорить об индивидуальных решениях, разработках, методах, которые себя хорошо зарекомендовали.
Фото: Shutterstock / Коллаж: Вика Шибаева для «Мела»
Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова
Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных….
Особенности
Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.
Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква. Распространенная ошибка – применение к одной морфеме правила для другой или попытка проверить, например, гласную в суффиксе с помощью гласной в окончании родственного слова.
Область применения правила
Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.
Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.
Разновидности
Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:
От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.
Непроверяемые
Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:
Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.
Проверяемые
Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:
Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:
гора́ – го́рка, в го́ры.
Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:
В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.
Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:
Древнерусский вариант | Церковнославянский вариант | Примеры |
-оро- | -ра- | город ограда |
-оло- | -ла- | полотно платок |
-оло- | -ле- | молоко млечный |
-ере- | -ре- | берег прибрежный |
Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.
«ОЁ после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда О (шёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).
Виды орфограмм в корне
Чередования
Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.
ВАЖНО! Чередования и проверяемые орфограммы в корне слова подчиняются разным правилам, проверять их одинаково невозможно.
Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.
Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.
Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.
Последующие согласные
От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать,
гласной А: кос-//-кас- (коснуться – касание)
сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):
Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.
Ударение
В словах с чередованиями:
в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.
Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.
Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.
Ударение в словах
Оттенки значения
Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:
-мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.
-плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.
-скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.
-равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.
Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.
Выбираемые гласные
Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.
К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:
Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный сверхинтересный).
Часть 1. Орфограммы в корне гласные
Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.
Вывод
Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.