Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Мэйнстриминг

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

В традиционной российской системе образования дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

Однако за последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Началось формирование другого отношения к проблеме: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Вследствие этого стали появляться различные концепции включения людей с особенностями здоровья в нормальную жизнь общества.

Одним из таких направлений является мейнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Однако данное направление работы с детьми с ограниченными возможностями имеет свои плюсы и минусы.

Развитие важных личностных компетенций: социальной (коммуникативность, заботливость, гибкость); навык решения проблем; навык целеполагания; независимость; уверенность; самоуважение

Ограниченные временные рамки

Развитие эмпатии – способности представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Неудовлетворенность отношениями со сверстниками

Источник

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Мейнстриминг— страте­гия, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей.

Интеграция предполагает приведение в соответствие потребностей детей с психиче­скими и физическими нарушениями с системой образования, ос­тающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей-инвалидов (причем ученики с инва­лидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети).

Инклюзия требует реформирования школ и перепланировки учебных поме­щений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Это такая организация обучения, при кото­рой все дети учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства.

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Принцип инклюзивного образования состоит в том, что раз­нообразию потребностей учащихся с инвалидностью должен со­ответствовать континуум услуг, в том числе такая образова­тельная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Это понятие обозначает следующий шаг по сравнению с интеграцией и мейнстримингом.

В За­коне США 1977 года «Образование для всех детей-инвалидов» приведен перечень соответствующих дополнительных услуг, необ­ходимых для помощи детям-инвалидам в получении специального образования: транспорт, логопедия, аудиология, психологические услуги, физиотерапия, рекреация, оккупацион­ная терапия, ранняя идентификация, медицинские услуги, школьный врач или медсестра, школьный социальный работник, психолог, услуги социальной работы для детей и семьи, консуль­тирование и подготовка родителей.

В 1990-е годы в США прини­маются закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.

Инклюзивные школы обучают всех детей в классах и школах по месту житель­ства, реализуя следующие принципы:

1) все дети должны быть вклю­чены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

3) все дети, а не только дети с инвалидностью, обеспечиваются такой поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощу­щать безопасность и уместность.

Инклюзивные образователь­ные сообщества во многом изменяют роль учителя. Учителя вовле­каются в разнообразное взаимодействие с учениками, что позволяет узнать индивидуальные особенности каждого. Кроме того, учителя участвуют в широ­ких социальных контактах вне школы, в том числе с обучающи­ми ресурсами и родителями. Способствуя активизации по­тенциала учащихся, учителя сотрудничают с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения на специальных и массовых педагогов (2).

Источник

МЕЙНСТРИМИНГ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МЕЙНСТРИМИНГ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается одна из форм включения детей с особыми образовательными потребностями в среду массовой общеобразовательной школы; описываются достоинства и недостатки данной формы объединения учащихся; говорится о возможных путях устранения недостатков.

Ключевые слова: мейнстриминг в образовании, обратный мейнстриминг, учащиеся с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование.

Annotation: The article deals with one of the forms of inclusion of children with special educational needs in the environment of a mass secondary school; describes the advantages and disadvantages of this form of student unification; It says about the possible ways of eliminating deficiencies.

Key words: mainstreaming in education, reverse mainstreaming, students with special educational needs, inclusive education.

Ведущей идеей современной системы Российского образования является гуманизация, ставящая в центр процесса обучения – ученика, с его интересами и возможностями, требующая учета особенностей его личности. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится новая задача –

обучать детей с физическими, психическими, интеллектуальными, культурно

– этническими, языковыми и иными особенностями развития. Данную задачу призвано решить инклюзивное образование. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и предполагает обучение детей с особыми образовательными потребностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом они по – прежнему могут получить образование в специальных учреждениях. Вследствие этого, в системе образования стали появляться различные концепции включения учащихся с особыми образовательными потребностями в нормальную жизнь общества. Одной из таких концепций является мейнстриминг – стратегия, при которой ученики с особыми образовательными потребностями включаются в обычные классы в рамках внеурочной деятельности (праздники, досуговые программы и т.д.). Так же, возможен обратный мейнстриминг, который относится к практике привлечения учащихся не имеющих особых образовательный потребностей в специализированные классы на часть дня, либо на весь учебный день. Важно отметить, что целью мейнстриминга прежде всего является расширение возможности социальных контактов, а не достижение образовательных целей.

Как показывает практика, применение данной формы объединения учащихся имеет ряд достоинств и недостатков.

1. Преимуществами для учащихся с особыми образовательными потребностями.

 Улучшение социальных навыков: мейнстриминг позволяет учащимся изучать социальные навыки посредством наблюдения, лучше понимать окружающий мир и становиться частью «нормального» общества.

 Повышение самооценки: будучи включенным в обычное учебное заведение, учащиеся показали, что они более уверены и демонстрируют качества повышенной самооценки.

 Более высокие академические достижения: применение мейнстриминга оказалось эффективным в повышении академических навыков. Было выявлено, что по сравнению с очной занятостью в специальном образовательном учреждении, как неполный, так и полный рабочий день в обычном классе, улучшает успеваемость учащихся.

2. Преимущества для учащихся без особых образовательных потребностей.

 Повышение самооценки, терпимости, лучшее понимание других людей: совместная форма обучения « разных» учащихся создает атмосферу понимания и толерантности, которая лучше подготавливает учащихся к жизни в мире, выходящим за пределы школы. Ученики становятся более чувствительными к тому, что сверстники с особыми образовательными потребностями могут нуждаться в дополнительной помощи.

3. Недостатки применения мейнстриминга.

 Внимание учителя: одним из серьезных недостатков является то, что учащемуся с особыми образовательными потребностями, включенному в основной курс, может потребоваться гораздо больше внимания со стороны

учителя, чем на других учащихся. Таким образом, время и внимание можно отнять от остальной части класса, чтобы удовлетворить потребности одного ученика. Однако, во многих случаях эту проблему можно смягчить разместив тьютора (помощника, сопровождающего) в классе.

 Неподготовленность учителей. Часто родители опасаются, что учителя общего образования не имеют образование и навыков для работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. Решением данной проблемы является – дополнительная профессиональная подготовка учителей.

 Социальная адаптация. Учащиеся с особыми образовательными потребностями могут чувствовать себя незаметными или социально отвергнутыми своими одноклассниками. Они могут стать мишенью для издевательств. Наличие дополнительных услуг, например, тьютор, помогающий в письменной работе или в управлении поведением, может вызывать у ученика чувства смущения, стеснения. Чтобы решить данную проблему, важно проводить психологами, педагогами грамотные подготовительные мероприятия для всех участников образовательного процесса. Необходимо проводить работу по организации в классе дружеских, товарищеских, партнерских отношений строящихся на доброте, понимании, поддержки.

Таким образом, несмотря на наличие недостатков, существуют вполне реальные пути их устранения. Решение каждой проблемы зависит от особенностей участника образовательного процесса и ресурсов, доступных для поддержки обучения.

1. Алехина С., Силантьева Т. Инклюзивное образование в России. URL: http://inclusion.vzaimodeystvie. ru/mterview/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii (дата обращения : 15.10.2018)

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Инклюзивное образование в России и за рубежом

Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образованияЧто означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образованияЧто означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образованияЧто означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образованияЧто означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Смотреть картинку Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Картинка про Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования. Фото Что означает подход мэйнстриминг mainstreaming в практике инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России и за рубежом

Киселёва Елена Владимировна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №277 Санкт-Петербурга

К сожалению, в России понятия «инклюзия» и «инклюзивное образование» не знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены законодательно, а само образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ).

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

По данным опроса ЮНЕСКО (1989 г.) установлено, что ¾ стран (43 из 58 опрошенных) признают необходимость развития интегрированного обучения детей с особыми потребностями. Изучение проблем интеграции отнесено к приоритетным направлениям научных исследований в более чем половине всех стран, участвовавших в опросе.

В недавней истории образовательной политики США и Европы получили своё развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (wideningparticipation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion).

Мейнстриминг относится к такой стратегии, когда ученики с инвалидностью общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей.

Интеграция означает приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: массовые школы не приспособлены для детей-инвалидов (причём ученики с инвалидностью, посещая массовую школу, не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети).

Инклюзия – это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.

Инклюзивные школы нацелены на принципиально новые образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. (1) Этот ценностный императив, очевидно, показывает, что все члены школы и общества связаны между собой, и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и усиливают друг друга, когда принимают решения по поводу процессов в аудитории. (2)

Педагоги, работающие в школах на принципах инклюзии, принимают на себя следующую ответственность: обучать всех учеников, которые к ним приписаны; принимать гибкие решения в вопросах преподавания и осуществлять их мониторинг; обеспечивать обучение в соответствии с типичной учебной программой, адаптируя детали в том случае, когда прогресс, достигаемый детьми, отличается от ожидаемого. Они должны уметь преподавать для разнообразной аудитории, координировать поддержку для учащихся, требующих более интенсивных услуг, чем те, что предоставляются их сверстникам. Деятельность учителя постепенно трансформируется, появляется желание:

1) взаимодействовать с учениками, отличающимися от своих сверстников;

2) освоить навыки, необходимые для обучения всех школьников;

3) изменить свои установки в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в кооперативное научение и групповое решение задачи;

4) использовать активные стратегии – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Липски и Гартнер (3) считают, что учителя способствуют активизации потенциала учащихся, сотрудничая с другими преподавателями в междисциплинарной среде без искусственного разграничения между специальными и массовыми педагогами. Учителя вовлекаются в разнообразные интеракции с учениками, так что узнают каждого индивидуально. Кроме того, учителя участвуют в широких социальных контактах вне школы, в том числе с обучающими ресурсами и родителями.

В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х годов, ведётся разработка и внедрение пакета нормативных актов в отношении расширения образовательных возможностей инвалидов.

В США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное школьное образование, в связи с этим были сформированы классы для детей, которые считались умственно недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В этот же период Национальная ассоциация образования создала Департамент специального образования. Развивались тесты измерения интеллекта, прибывали потоки иммигрантов, росло количество организованной рабочей силы, развивались психологические теории. Все эти факторы повлияли на школьную систему, в которой складывались принципы измерения и определения индивидуальных различий и потенциала. В 60-70-е годы раздаются голоса критики против школы, которая повинна в неудачах учеников. В исследованиях Джейн Мерсер (4) подчеркивалось, что каждая социальная система дает человеку новые определения, поэтому инвалидность является продуктом социальных договоренностей.(5)

М. Рейнольдc(6) пишет историю специального образования как постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы — в отношении расположения школ, принципов отбора. Этот исследователь утверждает, что улучшение обучения в условиях массовой школы приведет к уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы, а также то, что во многом программы, предоставляемые для учащихся с разными видами инвалидности, не отличаются от программ, по которым учатся так называемые дети в ситуации риска. Кроме того, он полагает, что сегодня в американском обществе фиксируется стабильный рост интереса к реструктуризации школ таким образом, чтобы они могли включать всех учащихся.

В 1962 году Рейнольдс предложил (7), а затем И.Дено усовершенствовал (8) понятие каскада сервисов. Этот каскад, или континуум, представляет модель для конструирования услуг по удовлетворению потребностей отдельных учащихся и ранжируется от обучения при больнице и домашнего обучения до спецшкол, спецклассов и, наконец, обычных классов массовой школы.

В Законе 1977 года «Образование для всех детей-инвалидов» приводится перечень соответствующих дополнительных услуг, необходимых для помощи детям-инвалидам в получении специального образования»: транспорт, логопедия, аудиология, психологические услуги, физиотерапия, рекреация, оккупационная терапия, ранняя идентификация, медицинские услуги, школьный врач или медсестра, школьный социальный работник, психолог, услуги социальной работы для детей и семьи, консультирование и подготовка родителей. В 1990-е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.

Понятие инклюзии (включения) было введено в теорию и политику современного образования благодаря работам г-жи Мадлен Уилл, экс-ассистента госсекретаря департамента образования США.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте в принципе уже был предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов:

— Декларация прав ребенка (1959);

— Декларация о правах умственно-отсталых (1971);

— Декларация о правах инвалидов (1975);

— Конвенция о правах ребенка (1975).

Но чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.

Интегрированное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики. Но в связи с этим для подобной реформы образовательной системы существует целый ряд препятствий, среди которых неприспособленность школьной среды, неподготовленность педагогических кадров и неадекватность финансирования системы образования.

Сегодня эта актуальная проблема обсуждается недостаточно, хотя некоторые учебные заведения действуют с опережением, предвосхищая централизованные реформы, которые уже не за горами. По данным Министерства образования РФ, несмотря на экономические и социальные трудности, в системе высших заведений ведется работа по созданию условий доступности высшего профессионального образования для инвалидов. Но пока еще не разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, не разработаны механизмы материально-технического, социального, психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей в условиях интегрированного обучения. Очевидно, вузам следует развернуть более активную деятельность по обеспечению доступности высшего образования для инвалидов, созданию безбарьерной среды и разработке новых технологий обучения. Для этого должна быть разработана концепция федеральной системы интегрированного среднего и высшего профессионального образования инвалидов, а также соответствующее нормативно-правовое обеспечение сопровождения профессионального образования инвалидов и рекомендации по составлению штатного расписания школ и вузов, где учатся инвалиды.

Список использованной литературы

1. Ferguson D. L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L. and Zingo J. Figuring out what to do with groupings: Flow teachers make inclusion «work» for students with disabilities // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1992. № 17. P. 218—226.

2. Salisbury СL., Palombaro M. M, Hollowood W. M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. P. 75-84.

3. Lipsky D. К., Gartner A. Achieving full inclusion: Placing the student at the center of educational reform // W. Stainback and S. Stainback (Eds). Controversial issues confronting special education: Divergent perspectives. Boston: Allyn & Bacon, 1991. P. 3-13.

4. Mercer J. R. The meaning of mental retardation // R. Koch and J. СDobson (Eds). The mentally retarded child and family. New York: Brunner/Mazel, 1971.

5. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструированиие инвалидности //Социологические исследования. 1999. №4. С.38-45.

6. Reynolds M. An historical perspective: The delivery of special education to mildly disabled and at risk students // Remedial and special education. 1989. № 10 (6). P. 7-11.

7. Reynolds M. A framework for considering some issues in special education // Exceptional children. 1962. №28. P. 367-370.

8. Deno E. Special education as developmental capital // Exceptional Children. 1970. № 54 (2). P. 229-237.

9. Материалы к заседанию Государственного Совета РФ 29.08.2001 г. М: УНИКУМ-ЦЕНТР, 2001.

10. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.

Источник

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *