Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Глава 4 Подстройка под состояние другого. Контроль эмоций

Подстройка под состояние другого. Контроль эмоций

Множество проблем, возникающих в процессе общения, связано с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве случаев мы предпочитаем отстраниться от человека, чей психический настрой не совпадает с нашим. Но этот рецепт срабатывает далеко не всегда. Вы прекрасно знаете, как раздражает чужое веселье, когда вам грустно. И напротив: чье-то унылое настроение способно испортить любой праздник. А ведь мы сейчас говорим о людях посторонних! Но что если в этом, противоречащем вашему, состоянии находится близкий человек? Или не близкий, но очень для вас значимый – например, партнер по переговорам или клиент? Пытаясь навязать ему свое состояние, вы только возведете стену непонимания между ним и собой. Гипнотизеру необходимо уметь моментально менять свое психическое состояние в соответствии с состоянием партнера.

Психическое состояние зависит от множества внутренних и внешних факторов, таких как эмоции, физиологический тонус, особенности мышления, стрессоустойчивость, воспитание, круг общения, условия жизни. Все эти факторы тесно связаны друг с другом. Малейшее изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение психического состояния. Трудно не согласиться с тем, что эмоции – самый изменчивый фактор. Действительно, эмоциональная сфера очень подвижна. В короткий промежуток времени человек может испытать десятки сильных и абсолютно противоположных эмоций. Под влиянием эмоций люди совершают такие поступки, о которых даже не помышляли.

Хороший гипнолог должен полностью контролировать свою эмоциональную сферу. Без этого контроля его психическое состояние будет невозможно не то что изменять, а хотя бы удерживать в стабильном состоянии.

Ключ к изменению психических состояний – в контроле над эмоциями. Упражнения этой главы помогут вам овладеть своими эмоциями, мгновенно менять «полюс» эмоций и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях.

«Изменить настроение жестом»

Эту технику я разрабатывал в течение нескольких лет. Ее назначение – помочь человеку изменить природу эмоциональных состояний. Особенно это важно для людей вспыльчивых, эмоционально нестабильных. Если вы остро реагируете на какие-то незначительные, пустяковые вещи или же замечаете, что ваше настроение меняется вдруг, ни с того ни с сего, – вам просто жизненно необходимо изменить природу этих реакций и метаморфоз. Без этого ни о каком серьезном самогипнозе, и уж тем более о гипнозе, и речи быть не может.

Расхожая мудрость говорит: чтобы устранить следствие, надо найти причину. Это верно только наполовину. Есть сферы, в которых через следствие можно изменить причину. Это касается и сферы эмоций. Изменяя физиологические ощущения, можно изменить эмоциональное состояние. Например, если в течение пяти минут держать кончики губ приподнятыми, то есть улыбаться, то настроение улучшается. А неудобное положение тела (например, при работе с механизмами или в путешествии) способно привести нас в скверное расположение духа.

Чтобы создать следствие, которое может изменить эмоциональную сферу, мы с вами обратимся за помощью к своему телу. Физические реакции на различные эмоциональные состояния отследить очень легко. Многие из таких реакций даже приносят дискомфорт: например, во время волнения сильно бьется сердце, подскакивает давление, может подняться температура, иногда появляется тошнота или головокружение.

Но есть и другие реакции, на которые мы не обращаем внимания, так как они происходят автоматически. Типичный пример таких автоматических реакций – человек хватается за голову, бьет себя по лбу или хлопает по бедрам, чешет лоб или затылок.

Однако бывают и нетипичные, индивидуальные реакции. У меня был клиент, который всякий раз, когда его вызывал начальник, в течение нескольких секунд стоял на одной ноге. Другой клиент, скандаля с женой, шел к холодильнику, хватался за ручку и говорил «х-ха!». Причем в обоих случаях люди не замечали своих движений, настолько они были привычны.

Возможно, что такое индивидуальное движение, являющееся реакцией на стрессовую ситуацию, есть и у вас. При желании вы можете проследить за собой (или попросить кого-то понаблюдать за вами со стороны). Но можете этого и не делать. А вот что вам просто необходимо сделать – это выработать новое, сознательное движение, которое вы будете производить всякий раз, когда градус ваших эмоций поднимется выше нормы.

Я предлагаю вам очень простую технику, которую без труда освоит даже ребенок. Единственная сложность заключается в том, что выполнять ее надо в несколько этапов (если вы очень эмоциональный человек).

Определите чувство, которое вы хотите научиться контролировать. Это может быть гнев или раздражение, внезапная тоска или скука. Кому-то, возможно, захочется получить контроль и над положительными эмоциями. Например, чрезмерный восторг или приступы смешливости порой мешают трезво мыслить.

После того как вы выбрали эмоцию, вам нужно придумать жест – движение, которое будет с ней связано. Жест должен быть нехарактерным для вас, но приемлемым в обществе других людей. Не выдумывайте сложных движений: вы их не запомните. Главное – простота и нехарактерность. Например, можно снять часы и убрать их в карман или в сумочку. Расстегивая ремешок, дайте себе мысленную установку: «Как только я спрячу часы, мое состояние изменится».

Для закрепления установки вам необходимо провести тренировочную практику. Алгоритм этой практики таков:

1. Придумайте нужную установку и движение, которое должно включить эту установку. Несколько раз «прорепетируйте» это движение, чтобы убедиться, что оно легко выполнимо.

3. Вспомните ситуацию, которая вызывает в вас нежелательную эмоцию. Какие чувства вы испытываете в этот момент? А что бы вам хотелось испытывать? Например, вы чувствуете гнев или обиду, а хотелось бы испытывать радость или безразличие.

4. Мысленно произнесите про себя гипнотическую установку и одновременно сделайте движение, включающее эту установку.

5. Выполните технику релаксации.

6. Повторите алгоритм еще 2–3 раза.

Попробуйте, и вы поймете, что это действительно работает. На каждую эмоцию придумайте свое особенное движение.

Каждому человеку полезно познакомиться с собой поближе. Особенно это нужно тем, кто занимается гипнозом. Это упражнение – медитация, в которой объектом медитации будете вы сами. Вы должны сконцентрироваться на своих мыслях о себе самом. В этом упражнении есть одна тонкость: вам нужно быть по отношению к себе как можно более беспристрастным. Это не значит, что обязательно надо выискивать в себе негативные стороны. Просто вы должны отстраниться от любых эмоций по поводу себя. В то же время нельзя представлять, что вы рассказываете о каком-то другом человеке. В этом упражнении очень важно местоимение «я». С этого слова должно начинаться каждое предложение.

Это упражнение выполняйте так, как вам удобно: стоя, сидя, лежа. Можете даже походить по комнате из угла в угол. А можете отправиться на природу, например, в лес. Никто не запрещает вам выполнять это упражнение, прогуливаясь по лесным тропкам. Все, что вам нужно – размышлять вслух на тему «кто я такой?».

Расскажите о себе все, что знаете. Как вы родились, во что любили играть в детстве, о чем мечтали в юности, что испытывали во время первой влюбленности. Подойдут любые воспоминания, мысли, мечты, главное, чтобы они начинались со слова «я». Чтобы вам было понятнее, как это должно звучать, я приведу в качестве примера рассказ о себе своей пациентки:

«Я родилась в три часа пополудни. Я появилась на свет в городке Сомерс в штате Висконсин. Я доставила своей матери немало хлопот, так как родилась недоношенной. Я не должна была выжить, поскольку в то время медицина была еще не столь продвинутой. Я росла замкнутым ребенком. Я любила лето, потому что в теплую погоду я могла лежать на траве, смотреть на облака и пить через трубочку молочный коктейль. Я пошла в школу для детей с отклонениями. Я не была ребенком с отклонениями, просто это была единственная школа, до которой я могла дойти пешком. Я не замечала разницы между собой и этими детьми. Я и сейчас думаю, что они ничем не хуже нормальных детей. Я дружила с девочкой по имени Ник, которая боялась высоты. Я мечтала купить воздушный шар и прокатить на нем свою подругу, чтобы ее страх исчез».

Рассказ о себе не должен быть длинным. Постарайтесь уложиться в 5 минут. Можете завести таймер. Не нужно за один раз вспоминать все сведения о себе. Оставьте что-нибудь на остальные занятия. Главное даже не в том, что именно вы говорите, а в том, что вы в течение пяти минут говорите о себе. Можете размышлять о своих планах, снах, о том, что бы вы сделали, будь у вас миллион долларов или способности человека-паука. Главное – будьте бесстрастны и начинайте любое ваше предложение со слова «я».

«Слушать, как уходит время»

Я разработал эту технику специально для клиентов с неврозами, возникающими на фоне переутомления, связанного с огромным количеством дел. У каждого из нас есть повседневные дела и обязанности, но порой люди взваливают на себя столько, что это доводит их до невроза. Чтобы избежать перегрузки, надо уметь ранжировать дела и тратить свои силы в первую очередь на то, что действительно важно и необходимо.

Это очень непросто, потому что все срочные дела кажутся важными. Но все меняется, когда человек понимает, что его жизненное время ограниченно, а всех дел все равно не переделаешь. Такое понимание обычно приходит слишком поздно, когда у человека уже не остается никакого времени. Предлагаемая техника помогает по-другому взглянуть на свое жизненное время, понять его ценность. Выполняйте ее каждый день – и вы станете более сконцентрированным, сдержанным на эмоции, перестанете отвлекаться на посторонние факторы.

Время выполнения от 5 до 7 минут. Можете поставить таймер, который даст сигнал, что упражнение пора заканчивать. После сигнала несколько раз глубоко вздохните, потянитесь и вставайте. Вы должны дойти до такой степени концентрации, чтобы тиканье часов стало для вас слышимым ходом времени. С первого раза это может не получиться, но при регулярных занятиях такая концентрация неизбежна.

В дальнейшем, когда вы научитесь мгновенно сосредоточиваться на звуке секундной стрелки, вам достаточно будет только услышать тиканье, чтобы войти в это состояние. Это очень поможет вам в решении трудных проблем, в эмоционально накаленных ситуациях.

С помощью этой техники вы сможете выработать контрольное ощущение, которое позволит вам мгновенно приводить в норму эмоции.

Я сам часто пользуюсь этой техникой. Это очень удобно. Когда эмоции хлещут через край, я говорю себе: «Сейчас я почувствую холод и давление, а когда эти ощущения исчезнут, я буду спокоен, как скала». Я достаю предмет, кладу его на середину ладони и на миг сосредоточиваюсь. Когда я убираю предмет, все эмоции улетучиваются.

Примите удобное положение (сидя, лежа или стоя – неважно). Закройте глаза, протяните правую руку ладонью вверх. На середину ладони положите небольшой металлический предмет. Например, зажигалку в стальном корпусе или ключ, но не слишком маленький. Главное, чтобы предмет производил легкое давление на кожу и вы могли бы почувствовать его вес. Важно и то, чтобы предмет был самым обычным, который вполне может оказаться в вашем кармане или сумке.

Положив предмет на середину ладони, сконцентрируйтесь на своих ощущениях в этом месте. Вы должны отслеживать два ощущения: холод и давление. Чтобы не отвлекаться на посторонние предметы, глаза можно закрыть.

Это упражнение не может быть длительным, так как от тепла руки металл неизбежно нагреется. Ваша задача – «поймать» первоначальное чувство холода и давление, и полностью погрузить в эти два ощущения свое внимание. Как только холод начнет исчезать, заканчивайте упражнение.

Благодаря этому упражнению вы на некоторое время почувствуете себя парфюмером. Но, разумеется, главная цель упражнения – в концентрации, благодаря которой происходит перестройка эмоций.

Вы, наверное, наслышаны об ароматерапии. Обычно ее назначают в качестве симптоматического средства при несложных расстройствах психики или упадке сил. Ароматы способны лечить бессонницу или же, наоборот, прибавлять энергии. Если вы увлекаетесь ароматерапией, это упражнение поможет вам достичь максимального эффекта от использования ароматов.

Для этого упражнения выбирайте ароматы не слишком сильные – особенно если у вас есть аллергия на резкие запахи. Лучше всего подходят натуральные запахи, например, запах сосновой смолы или листьев мяты. Можно использовать одеколон или эфирное масло. Только не выбирайте сложные ароматы: они более трудны для концентрации.

Данная техника особенно подходит женщинам, так как от природы у женщин обонятельные рецепторы развиты лучше.

Возьмите в руки источник аромата – сосновую веточку, листья мяты; салфетку, смоченную одеколоном или эфирным маслом. Поднесите к носу на такое расстояние, чтобы запах не был слишком резким и раздражающим. Закройте глаза и сосредоточьтесь полностью на обонятельных ощущениях. Вдыхать следует медленно, небольшими порциями: с сильным вдохом в нос попадает слишком большая порция эфирных веществ, и обонятельные рецепторы могут потерять чувствительность.

С чем ассоциируется у вас этот запах? Это могут быть картины природы или воспоминания детства. Может быть, вы вспомните песню или произведение искусства? Позвольте вашему воображению плыть по течению, однако не отвлекайтесь от запаха. Он должен быть главенствующим в ваших мечтаниях. Чтобы максимально связать запах с определенным состоянием, обязательно проговаривайте про себя то, что вы чувствуете и видите.

Время выполнения практики 10–15 минут.

Это упражнение желательно выполнять каждый вечер в течение недели, чтобы закрепить установку, ассоциированную с определенным запахом. После этого вы можете использовать этот запах для мгновенной перестройки эмоционального состояния. Для этого достаточно просто приложить к лицу платок, пропитанный выбранным ароматом.

Есть такое выражение «сгладить углы». Эта техника очень хорошо помогает сгладить острые углы психики.

У каждого человека есть внутренние «кнопки», «нажатие» которых приводит к эмоциональному взрыву. Это могут быть люди, которых вы недолюбливаете, темы в разговоре, определенные ситуации, реклама, прерывающая любимую передачу, то есть все то, что вызывает острое внутреннее неприятие и раздражение.

Такие эмоции очень омрачают нашу жизнь. И тем хуже, если эти ситуации повторяются изо дня в день. К негативным эмоциями приспособиться невозможно, но при постоянном негативном фоне они загоняются внутрь и становятся причинами неврозов.

Упражнение, которое я вам предлагаю, поможет вам предупредить такие «нажатия внутренних кнопок». Вы перестанете чересчур эмоционально реагировать на острые ситуации.

Сядьте удобно на стул без спинки. Закройте глаза. Сделайте несколько медленных, глубоких вдоха (дышать животом).

Представьте себе одну из тех ситуаций, которые выводят вас из себя. Нарисуйте яркую, полноцветную картинку, услышьте внутренним слухом слова, которые вас особенно задевают, погрузитесь в те обстоятельства.

Чем лучше сработает ваше воображение, тем глубже вы войдете в транс, а значит, техника будет результативнее. Как только вы начнете испытывать негативные эмоции, начинайте поглаживать ноги: от бедер к коленям. Поглаживания должны быть медленными, но сильными, как будто вы сгоняете воду.

Когда дойдете до колен, сделайте движение, словно вы стряхиваете мусор. Этот мусор – ваш негатив. Снова и снова возвращайтесь к верху бедра и медленно двигайте руки к коленям.

Продолжайте поглаживания до тех пор, пока эмоции не улягутся. Таким образом «проработайте» все ситуации, включающие ваши негативные кнопки.

Эта техника дает эффект уже после первого занятия, но если вы хотите научиться правильному способу реагирования на раздражающие ситуации, заниматься надо регулярно.

В конце каждой рабочей недели выполняйте это упражнение-медитацию по очищению сознания. Вам на нее понадобится не менее получаса времени. Вы должны остаться в одиночестве. Отключите телефон: в это время вас никто не должен беспокоить. Свет в помещении должен быть рассеянным и неярким. Хорошо подойдет настольная лампа с регулируемой яркостью. Я не рекомендую использовать свечи, так как пламя свечи очень чувствительно к движению воздуха. Колеблющееся пламя будет давать нестабильный свет, а это очень отвлекает.

Положение тела – сидя. Выберите позу, в которой вам будет удобно.

Закройте глаза и сделайте десять глубоких вдохов и выдохов. Вдыхая, представляйте, что воздух входит в область солнечного сплетения. Когда выдыхаете, представляйте, что погружаетесь туда сознанием.

Через солнечное сплетение вы «проваливаетесь» внутрь себя и оказываетесь в кинотеатре. На экране перед вами проходит вся прожитая неделя: где вы были, что делали, с кем встречались, о чем говорили. Все мысли, эмоции, все, что вы пережили. Вы словно смотрите кинофильм. Перед вами мелькают лица, ситуации, вы слышите слова, обрывки фраз.

На этом можно завершить медитацию – «обратным» путем выйти из солнечного сплетения, вдохнуть десять раз и открыть глаза. Но если хотите, можете «запустить» на экран новый фильм, в котором будет показано то, о чем вы мечтаете, или то, как вы планируете изменить нынешнюю ситуацию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 18 Подстройка к будущему

Глава 18 Подстройка к будущему Хотя подстройка к будущему – эта аспект, включенный во все техники, о которых шла речь на этих страницах, она заслуживает специального рассмотрения ввиду значительной теоретической и практической важности. Подстройка к будущему – процесс

67. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ

67. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения,

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

Практика. Быть в зоне: состояние CRASH и состояние COACH

Практика. Быть в зоне: состояние CRASH и состояние COACH Говорят, что мир постоянно меняется, но не всегда к лучшему. Во времена перемен и трансформации возникает множество проблем – например, страх неизвестного, необходимость справляться с потерями и общее состояние

Глава 8. Личный контроль

Глава 8. Личный контроль Прежде чем перейти к рассмотрению того, как теории этого раздела можно применять в жизни, мне бы хотелось предложить этику естественного контроля за нашим поведением, которая может послужить подспорьем в различных жизненных ситуациях.Как было

Глава 10. Контроль над проектами

Глава 10. Контроль над проектами В главах 4–9 представлены все трюки и методы, которые могут пригодиться вам для того, чтобы добиться кристально чистого сознания. Это горизонтальный срез, который требует вашего внимания и действий на горизонтальном жизненном

ГЛАВА 14. СОСТОЯНИЕ +24. ОСНОВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

ГЛАВА 14. СОСТОЯНИЕ +24. ОСНОВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Состояние 24, соответствующее вибрационному уровню 24 состояния сознания, называется основным положительным состоянием. Я называю его основным положительным состоянием профессиональным, потому что здесь нет

Глава 5. Контроль

Глава 5. Контроль В чем заключается конечная цель любого менталиста? Контроль над разумом, не так ли?Ладно, возможно, это слегка похоже на бред, но ведь на самом деле этому есть вполне разумное объяснение. Я не имею в виду массовое промывание мозгов и завоевание мирового

Глава 15. Подстройка. Снятие подстройки

Глава 15. Подстройка. Снятие подстройки Подстройка — это согласование макро- и микродвижений в процессе общения.Сильная подстройка наблюдается у всех людей и животных, которые долго живут вместе в согласии. Именно подстройка стала причиной поговорок: «Муж и жена — одна

Книга 10. Черты характера и состояние (состояние и восприятие)

Книга 10. Черты характера и состояние (состояние и восприятие) Для того что бы управлять женщиной, вы должны уметь управлять собой. Мы все несём ответственность за состояние нашего разума. Парень, который имеет сильные внутренние черты характера будет способен управлять

Контроль эмоций

Контроль эмоций 1. Манипулирование и сужение спектра чувств личности.2. Заставить людей чувствовать таким образом, что в любых проблемах всегда имеется их вина.3. Чрезмерное использование вины. Вина идентичности (личностной тождественности): кто ты (не живешь в

Глава 4. Подстройка под состояние другого – важнейшее умение гипнотизера. Как и контроль эмоций

Глава 4. Подстройка под состояние другого – важнейшее умение гипнотизера. Как и контроль эмоций Множество проблем, возникающих в процессе общения, связаны с тем, что люди не прислушиваются к чужому психическому состоянию и не пытаются подстроиться под него. В большинстве

Восприятие эмоций другого человека

Восприятие эмоций другого человека Принять эмоции другого человека означает показать ему, что мы понимаем его эмоциональное состояние, но он не будет сожалеть о том, что открылся нам. Нет необходимости давать советы, успокаивать, заверять, что мы совершенно с ним

Принятие эмоций другого человека и выражение своих

Принятие эмоций другого человека и выражение своих Принять эмоции другого человека не значит забыть о своей радости, страхах, гневе, привязанностях, неприятии и т. д. Наоборот, надо выражать свои эмоции, чтобы дать собеседнику возможность раскрыться.Мы часто действуем,

Источник

НЛП-практик:: Подстройка

Упражнение «Спор»

Мне бы хотелось, чтобы вы разбились на пары и нашли какую-нибудь тему, относительно которой вы расходитесь в мнениях. Это может быть что угодно: хороший ли фильм «Интерстеллар», что более важно при покупке одежды и какой будет курс доллара в следующем году.
После выбора темы обсудите её. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы. И большая просьба: сначала найдите тему, а лишь потом начинайте её обсуждение и садитесь в подстроенные позы.
.
Замрите, пожалуйста, в тех позах, в которых вы сейчас находитесь. Обратите внимание, что в некоторых парах вы сидите по-разному. Даже если оба сидят положив ногу на ногу, но один из собеседников скрестил руки на груди, а второй откинулся на спинку стула и обхватил ее руками – это всё-таки позы разные.
Но меня сейчас больше интересует, что произошло с теми, кто сейчас находится в одинаковых позах. Как у вас проходило обсуждение?
— Да мы уже забыли о начальной теме, где были не согласны друг с другом, и говорим о гораздо более приятном.
— Нашли, что общего у нас по этому вопросу.
— Да вроде как и не было особых противоречий.
А как проходило обсуждение у тех, кто сейчас сидит в разных позах?
— Поспорили.
— Как были несогласны, так и отстаивали каждый свою точку зрения.
— Как-то уже особо и говорить не о чем.
Хорошо, а теперь следующее задание: найдите тему, в которой вы согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения ваша задача все время находиться в разных позах. И та же просьба – сначала найдите тему, и лишь потом отстраивайте позы.
.
Попрошу опять вас застыть в тех позах, в которых сейчас находитесь! Я вижу, что довольно много пар в одинаковых позах. И что произошло с теми, кто честно выполнял задание, то есть общались в различных позах?
— Разругались совершенно!
— Мы уже и тему сменили, и поспорили от души.
— Я бы сказал, что обсуждать эту тему было не интересно.
А что скажут те, кто во время сигнала находился в одинаковых позах?
— Хороший человек, ну что с ним спорить?
— Спорить совершенно не хотелось. Мы просто о чем-то приятном и поговорили.
— А мы уже и про задание забыли.

О подстройке

Аналитическая и эмпатическая подстройка

Всё точно так же, как с калибровкой.

Копирование и присоединение

Дальше я хочу привести примеры упражнений на тренировку копирования (подстройка под позу), различных видов присоединения (подстройка под сенсорную модальность, скорость и энергию) и эмпатической подстройки.

Подстройка под позу

Калибровка

Начинаем, как всегда, с калибровки. Для того чтобы определить, подо что подстраиваться. Вспомним схему из главы про калибровку.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Итак, на что стоит обращать внимание при подстройке по позе:

Ваша задача выделить наиболее характерные элементы позы и потом скопировать их.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Например, для первого номера: поза ассиметричная расслабленная с опорой на стену, левое плечо выше, положение головы прямое, руки и ноги расслаблены, основная опора на правую ногу. Для пятого номера: поза расслабленная, симметричная, опора на обе ноги, плечи расслаблены и опущены, небольшая ссутуленность.

Подстройка

характеристики позы надо подгонять под себя.

Например, многие женщины могут «обернуть» одну ногу вокруг другой, из мужчин на такой подвиг способны только единицы. Так что при копировании мужчинами такой хитрой женской позы достаточно будет просто сесть «нога на ногу».

Обоснование смены позы

люди напряжённо реагируют на необычное поведение.

«Мужские» и «женские» позы

Все дальнейшие примеры «для большинства», «скорее всего» и «вероятно».

Прямая и зеркальная подстройка

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Под какие позы подстраиваться не стоит

Упражнение «Основные признаки позы»

В группах по 4-5 человек.
Водящий принимает какую-то позу. Задача остальных выделить три наиболее заметных признака этой позы и дать им сенсорно-очевидное описание:
— Поза расслабленная, небольшой наклон влево, ноги скрещены.
— Поза прямая, напряжённая, симметричная, руки скрещены на груди, голова поднята.
— Поза ссутуленная, голова опущена на грудь, руки на коленях.
На упражнение 15 минут.

Упражнение «Подстройка под позу»

В тройках: Оператор, Клиент и Режиссер.
Один из вас будет Оператором, он будет подстраиваться под Клиента, а всем процессом будет руководить Режиссер. Клиент принимает произвольную позу. Оператор калибрует наиболее характерные признаки и копирует их. После того, как он решит, что он хорошо скопировал позу, он сообщает Режиссёру. Тот же оценивает то, что получилось, со стороны и, при необходимости, подправляет позу Оператора.
По 5 минут на человека, потом смена ролей.

Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями.

На самом деле более правильно «сенсорная модальность». Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:
тактильные ощущения: ощущения кожи, осязание;
внутренние ощущения: мышечное напряжение, ощущения в желудке;
вкус;
запах;
мета-ощущения: оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.

Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Полезно знать о том, в какой сенсорной модальности сейчас находится собеседник, потому что

когда человек преимущественно находится в какой-то сенсорной модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться: то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса.

Калибровка

Вначале вам нужно откалибровать в какой сенсорной модальности находится собеседник.

Если у человека есть признаки и разных модальностей, тогда просто выбирайте, каких признаков больше.

Основные невербальные признаки сенсорной модальности.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Естественно, не все слова, описывающие свойства, будут соотноситься с сенсорной модальностью. Такие слова называют неопределёнными: приятно, осознавать, думать, понять, удивиться, настроение.
Некоторые слова могут относиться сразу к нескольким модальностям: слово «гул» может описывать как звук (Ат), так и ощущение (К).

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Так как у дигитальной модальности предикатов нет, то она определяется преимущественно по невербальным признакам.

Как подстраиваться

Упражнение «Калибровка предикатов»

В группах по четыре человека. Один человек рассказывает о чём-то, остальные отмечают количество предикатов каждой модальности. При чём каждый из слушателей отвечает за свою: визуальную, аудиальную или кинестетическую. Важно именно количество употреблённых слов, так что если слово повторяется в речи рассказчика несколько раз, можно просто рядом ставить плюсики:
смотреть +++++
увидел +++
ярко +++++
ясно
синий +++
Когда рассказчик заканчивает, остальные сообщают, какие предикаты и в каком количестве были использованы. После чего меняются ролями.
20 минут.

Упражнение «Подстройка под сенсорную модальность»

В группах по три человека: Клиент, Оператор и Режиссер.
Оператор с Клиентом беседуют на свободную тему. Режиссер из-за спины Оператора, так чтобы он не мог увидеть их даже боковым зрением, показывает карточки: В, А, К, АД. Клиент входит в эту модальность, а Оператор подстраивается. Режиссер оценивает ситуацию со стороны и меняет карточки не раньше, чем Оператор адекватно отреагирует на поведение Клиента. Если же Оператор реагирует недостаточно точно, карточка все равно через какое-то время меняется, но к «проблемной» модальности стоит возвращаться почаще.
15 минут.

Как тренироваться

Фрэнк Пьюслик это называет «супермаркет терапией».

Подстройка под скорость и энергию

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Это общие характеристики и они хорошо описывают состояние человека. В большинстве случаев для контроля собственного состояния и подстройки под чужое хватает навыка управления всего этими двумя характеристиками.
Скорость в первую очередь проявляется в скорости речи, ритме, дыхании, скорости движений.

И есть одно полезное правило, в своё время высказанное Ричардом Бендлером:

человек думает с такой скоростью, с которой говорит.

При этом есть определённая связь скорости и текущей модальности человека.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

И наоборот, при уменьшении скорости, в определённым момент человек перейдёт из визуальной модальности в кинестетическую.

Энергия проявляется в напряжении мышц (туловища, лица, рук), интонационности и «напряжённости» голоса.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Упражнение «Растяжка скорости и энергии»

Упражнение «Присоединение к скорости и энергии»

Собственно, ведение можно использовать и как проверку наличия раппорта.

В тройках: Клиент, Оператор, Наблюдатель.
Клиент с Оператором беседуют на свободную тему. Задача Оператора подстроиться под скорость и энергию Клиента, потом, меняя своё собственное состояние, изменить состояние Клиента: увеличить скорость и снизить энергию, уменьшить скорость, увеличить энергию и так далее.
Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь о том, как процесс выглядел со стороны. Ну и учится попутно.
4-5 минут тренировка, 2-3 минуты обратная связь, смена ролей.

Как тренироваться

Навык управления скоростью и энергией стоит потренировать в повседневном общении: сначала на простых вещах, можно даже подстраиваться под людей на видео; потом в необязательном общении с продавцами, официантами и случайными прохожими; а потом уже в ответственных ситуациях.

Да, естественно, немного меняться будет и содержание. Уровень энергии сообщает об уровне важности сообщения, скорость связана с модальностью, так что.

Или ваш собеседник в очень расслабленном состоянии. А вам нужно чтобы он приободрился. Калибруете его уровень энергии, подстраиваетесь и начинаете её увеличивать. Пока не получите желаемый уровень.

Эмпатическая подстройка

Ассоциация с другим

Ассоциация – это способ восприятия мира изнутри ситуации, включаясь в происходящее.

Но ассоциация тоже может быть разная. Есть ассоциации «с собой»: фокус на свои чувства, ценности, движения. Но ассоциироваться можно и с другим человеком: на время вы становитесь им, вживаетесь в его образ, максимально подстраиваетесь, думаете как он.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Например, когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Смотреть картинку Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Картинка про Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи. Фото Что означает подстройка под эмоциональное состояние жесткого судьи

Вот у этого типа ассоциации есть полезное свойство – если вы ассоциируетесь с собеседником, вы под него подстраиваетесь.

Понятно, что можно ассоциироваться в воображаемого героя (как актёры), животное, явление природы и т.д. При этом вы вполне подсознательно «считываете» определённые качества: стабильность скалы, подвижность воды, спокойствие буддийского монаха. И его состояние. То есть подстраиваетесь. Если вы в этот момент с этим человеком взаимодействуете – то создаётся раппорт.

Как делать

Способ подачи команды вполне классический, описанный в народном фольклоре и различных актерских техниках. Нужно войти в образ. Без кавычек. То есть вам нужно создать визуальный образ человека, под которого вы хотите подстроиться, а потом в него вполне физически войти. Или «надеть» этот образ на себя.

Люди часто в речи описывают свои внутренние процессы и стратегии. Все эти «встань на моё место», «посмотри на мир моими глазами», чаще всего не более чем вербализация того, как конкретно это человек делает, его внутренней стратегии. При этом человек может не осознавать, что именно он делает в данном конкретном случае, но язык хитрая штука…

Образ желательно создать максимально четким и резким из того, что вы можете создать.

Это не означает что он должен быть четким и резким. У некоторых людей внутренние образы практически всегда размыты, но даже размытый образ можно сделать более четким и резким.

А потом вы в него входите, «надеваете» на себя. А после этого «отпускаете» себя. Внимательно прислушиваетесь к собственному телу: как оно хочет двигаться, как оно хочет говорить, какие слова? Разрешите ему это сделать. Ваша задача образ удерживать, а тело само решить как лучше достигнуть состояния раппорта. Желательно при этом походить, подвигаться, поговорить.

Второй вариант: вы сами никуда не двигаетесь, но образ надеваете на себя, как костюм. Но в варианте с вхождением обычно работает лучше. Поэтому я обычно рекомендую сначала «вхождение», а потом только тренировать «надевание».

Этот этап обычно требуется только на этапе тренировки навыка. Потом это все станет вполне автоматическим – решил, что пора подстроиться, и движения тут же изменились, и голос стал слегка другим.

Правило «жены и тёщи»

Есть, как я его называю, правило «жены и тёщи». Оно состоит в том, что в нагрузку к жене вы обычно получаете тёщу (а к мужу – свекровь). Смысл – бессознательное берёт и считывает состояние человека целиком, не фильтруя. Со всеми восторгами, охами, проблемами, зажимами и болячками. И чем лучше вы входите в его состояние, тем больше вы от него берете. В аналитическом варианте мы можем контролировать «глубину погружения» выбирая, что и насколько сильно копировать. При эмпатическом же уровень подстройки нарабатывается на основе опыта.

По шагам

1. Образ

Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.

Можно даже сделать так: закройте глаза, создайте образ, а потом сравните с оригиналом. Подправьте, а потом опят сравните. Так можно сделать несколько раз, пока не будет достаточно похоже.

2. Ассоциация в другого

Войдите в образ (или «наденьте» его) и «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.

При этом ваш главный фокус внимания (на первых этапах) – «удержание» на себе этого образа.

3. Ведение

Попробуйте повести за собой партнера – смените дыхание, позу, двиньте рукой.

Как вы помните, единственный сенсорно-очевидный признак раппорта – возможность ведения.

Если не получается – вернитесь на первый шаг.

4. Общайтесь

5. Отстройка

После общения отстройтесь от собеседника. Как минимум – выйдите из его образа.

Упражнение «Ассоциации в другого»

Создайте образ в кого вы хотите ассоциироваться. Это не обязательно должен быть человек, это может быть и животное, и мультипликационный герой. Образ должен быть максимально чёткий и подробный, насколько это возможно для вас.
Теперь войдите в этот образ, совершенно физически. Наденьте его на себя. И «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.
Попробуйте выйти и войти обратно в образ – сравните внутреннее состояние, голос, позу, походку, движения.

Упражнение «Ведение»

В группах по три человека: Клиент, Оператор и Наблюдатель.
Клиент с Оператором беседуют на свободную тему. Задача Оператора во время беседы эмпатически подстроиться и повести. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь, как процесс выглядел со стороны.
20 минут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *