Что означает поэтическая строка
НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.
Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)
«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «
Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:
«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.
И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «
«прижав карманы
и голос к глоткам. «
И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):
«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «
Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:
«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «
Менее коряво было бы:
«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «
«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.
«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»
Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)
Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.
Что такое поэтические строки?
Что такое поэтические строки?
Пожалуйста помогите Заранее спасибо.
Это стихотворные строки, которые характеризуются наличием рифмы и интонации.
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка»?
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».
Заранее огромное спасибо если есть возможность за час ).
Что такое сравнение в литературе?
Что такое сравнение в литературе?
Помогите?
Нужен стих на 8 строк про природу.
Описание бородинского поля с мспользованием стихотворных строк : пожалуйста?
Описание бородинского поля с мспользованием стихотворных строк : пожалуйста!
Помогите?
Вопрос : Летит сосулька из зимы в весну.
— в чем поэтическое открытие, заключенное в этой строке?
Станция»Поэтическая»Допиши стихотворные строки?
Станция»Поэтическая»Допиши стихотворные строки.
Помогите пожалуйста придумать колядку?
Помогите пожалуйста придумать колядку!
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка»?
Напишите небольшое размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».
Жил военный и был у него меч и мог он им всех порешать и всё! И вот однажды случилось шёл он по бульвару ночью и напал напало на него чудище чудное глаза как у мухи руки как у таракана и туловище как у стрекозы! Испугался военный чудища достал свой..
Название нормативного или правового акта, обычно издаваемый главой государства.
Всмысле не понятно.
Бедный высокого сердца ходил он по свадьбам магуль мегери получить её руку.
Бедный выокосердечный развитый музыкант влюбчивый.
Анто́н Па́влович Че́хов—русскийписатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессииврач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности(1900—1902). Один из самых известныхдраматурговм..
Занятие «Чудеса и тайны поэтических строк»
Дидактический материал:
Ход занятия
Песня на стихи А.Киняевой, муз. Р.Воротникова «Чудо» (1 куплет и припев).
Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна.
В: Скажите, ребята, кому знакома эта песня?
О: Эту песню написал наш урайский композитор Рудольф Воротников на стихи ученицы 7 класса школы – гимназии Анастасии Киняевой.
В: Ребята, а кто из вас пробовал писать стихи? Прочтите. У вас сегодня есть прекрасная возможность поместить свои стихи и рассказы в газету «Литературный альманах» (по одному экземпляру на стол) по адресу, указанному на карточке № 3 (дидактический материал).
В: Каждый из вас, ребята, чрезвычайно талантлив. Можно я буду вас называть юными дарованиями?
Педагог: (Способ стимулирования, поощрения) Самая активная группа получит I-ый сборник стихов литературного объединения «Юность». А поскольку мы работаем со стихотворением, тема занятия: «Чудеса и тайны поэтических строк» (створки доски раскрываются).
В: Вы готовы открывать чудеса и тайны поэтических строк?
В: Что же есть такое в стихотворении, что отличает его от прозаического произведения – прозы, т.е. рассказа, сказки, повести?
В: А какие вы знаете размеры стихосложения?
О: Ямб, хорей (2-х сл.), дактиль, амфибрахий, анапест (з-х сл.).
Дидактический материал № 2
В: Итак, каким размером написано стихотворение?
О: Хореем (2-х сложный размер стихосложения).
Определение способа рифмования.
В: Давайте вполголоса прочтем вместе четверостишье. Окончание каких строк одинаково звучит? (Работа с доской)
В: Какой это способ рифмования?
В: А какие, вы знаете еще способы рифмования?
О: Перекрестный, кольцевой или опоясывающий.
Вывод: Итак, какие мы с вами узнали первые тайны поэтических строк?
Педагог: Давайте проверим, как вы сумеете определить размер стихотворения. Есть интересная игра «Подскажи словечко» (по книге детской поэтессы Елены Мироновой “Стихи для маленьких детей”).
В: Какой способ рифмования в этом стихотворении? (Парный).
В: А каким размером оно написано?
Хореем /_? _/ 2-х сложным способом рифмования.
В: Назовите размер стихосложения?
В: А каким же способом рифмования оно написано?
Педагог: Ребята вам понравились стихи? Хотите еще поиграть?
Давайте поиграем, а отвечать на вопросы будем по плану на доске; начиная с цифры 2.
1) прочесть выразительно;
2) о чем это стихотворение? (тема стихотворения);
3) какая главная мысль?
4) назвать способ рифмования.
5) определить размер стихосложения.
Педагог: Вы готовы? Слушайте, ребята новое стихотворение!
О ком это стихотворение? (О комаре)
Главная мысль: защитить себя от комара.
2. Угадайте название стихотворения.
«Кап – кап…» – капает водичка.
Кто испачкал мне так личико?
Это кашка – замарашка,
А не девочка Наташка.
Есть я вовсе не хотела –
Я за маму с папой ела.
Вы, друзья, теперь не стойте –
Сами мне лицо и мойте!
В: Как бы вы назвали стихотворение?
О: Наташка – замарашка.
В: Значит, какая главная мысль в этом стихотворении?
О: Девочка не любит умываться
В: О ком стихотворение?
Размер – /__? __/ хорей
В: А как бы вы назвали стихотворение?
В: О ком это стихотворение?
(о бледнолицем, об индейце, о мальчике).
Главная мысль – не любит мыло и мочалку.
Рифма парная и перекрестная
В: Какие еще тайны поэтических строк мы сейчас с вами определяли?
О: О чем стихотворение, главная мысль стихотворения?
В: А хотите сами посочинять? Давайте поиграем еще в одну литературную игру, а называется она “буриме”.
Педагог: “Буриме” – это рифмование по опорным словам, на которые должна заканчиваться стихотворная строчка:
В: Что такое буриме?
О: Игра в рифмы по опорным словам.
Дидактический материал № 3
В: Что же получилось?
Прочитайте выразительно, напишите на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: Итак, юные дарования, я вас поздравляю. Вы написали первые стишки.
В: В какие литературные игры мы играли?
О: «Угадай словечко», «Буриме».
Педагог: А теперь прочтите внимательно тексты, ребята, и скажите, как использовали эти слова для рифмования русские поэты Иван Никитин, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев? Прочтите внимательно и посмотрите на доску.
В: Какой пункт плана мы еще не использовали в ответе?
О: Прочесть выразительно.
Б) Анализ стихов по плану
I группа: Какое животное выбрали?
В: Прочтите, что получилось?
Педагог: Напишите аккуратно на цветной бумаге и прикрепите на доску.
Вывод: По вашим стихам ребята становится ясно, что вы очень любите своих животных. Молодцы! Мы должны о них заботиться, они доверяют нам. Дома вы можете продолжить свое стихотворение или написать новое. Можно написать рассказ на любую тему и принести по указанному адресу на карточке № 3.
Стихотворение о собаке Алеши Иванова (может прочесть любой, кому оно понравилось).
Появился пекинес
И не понарошку.
Друг – собачка Пекинес,
А зовут Антошкой
Неразлучны целый день –
Все одни игралки.
А уроки делать лень –
Только из-под палки.
Все вверх дном перевернем:
Коврики, паласы;
Под кровать играть нырнем,
Прихватив колбасы.
Стал сырое мясо есть.
Братец мой, Антошка.
И уже на теле шерсть
Подросла немножко.
В школу я, а пес скулит –
Хоть бери с собою!
Итоги: Какая же группа была самая активная? А кто был самый-самый способный к литературному творчеству? (сборники стихов в подарок).
Мы сегодня с вами открывали чудеса и тайны поэтических строк.
А где же чудеса? Можно поэзию назвать чудом?
Чудо – это то, что нас окружат.
Педагог: Давайте, ребята, разучим песенку “Чудо” Насти Киняевой, текст у вас перед глазками (дидактический материал).
II куплет и припев песни «Чудо».
Спасибо вам, ребята за урок! Я рада была с вами познакомиться и жду вас в гости на занятия литературным творчеством.
(Детям на память подарки, сувениры, книги).
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Словарь поэтических терминов
форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.
Анаколуф –
синтаксическая несогласованность членов предложения.
Анакруза –
безударные слоги в начале стиха до первого ударения.
Аритмия –
нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.
Астрофичность –
свободное расположение рифмованных метрических стихов.
Белый стих –
нерифмованный метрический стих.
Внутренняя рифма –
созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.
Вольный стих –
обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.
Девяти-десятистишье (децима) –
виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.
Дипиррихий –
двойной пиррихий.
Диссонанс –
неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.
Доля или такт –
сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.
Дольник –
русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.
Звукопись –
фонетическая инструментовка стиха.
Инверсия синтаксическая –
неправильный порядок расположения членов предложения.
Интонация поэтическая –
средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.
Константный ритм –
ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.
Краткий слог –
слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.
Лимерики –
особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).
Магистрал –
заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.
Монорим –
стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.
Напевный стих –
один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.
Народный стих –
тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).
Одиннадцатисложник –
силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.
Октава –
восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.
Опорный согласный –
согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.
Параллелизм –
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут»; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.
Парцелляция –
интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.»)
Пастораль –
жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.
Перенос –
несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.
Пиррихий –
стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.
Поэтическая этимология –
двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.
Проклитика –
перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.
Раешный стих –
дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.
Рефрен –
повторение стиха или группы стихов в конце строфы.
Ритм –
периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.
Сицилиана –
восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.
Словораздел –
граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.
Слог –
единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.
Сонет –
четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.
Стиховедение –
отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.
Строфа –
группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
Стык –
звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.
Тактовик –
тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.
Терцет –
трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д.
Терцина –
трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.
Триолет –
восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.
Ударник –
акцентный стих.
Фигурные стихи –
стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.
Хокку (хайку) –
нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5.
Холостой стих –
нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.
Цезура –
словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.
Четверостишье –
строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.
Эпифора –
повторение слов или словосочетаний в конце стихов.
Эхо-рифма –
парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.
Света Антонова, обозреватель интересного