Что означает поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан
Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан
Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан
Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 — 1877).
Используется: как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX—XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого некрасовского стихотворения, в которых была выражена та же мысль — в несколько иной форме:
Ах, будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов.
Но нужно, нужно нам граждан!
Смотреть что такое «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» в других словарях:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан — Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова Поэт и гражданин (1856). Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан — крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан — (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ) о необходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений
быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь
быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений
Некрасов — Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия
ОБЯЗАННЫЙ — обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова
ПОЭТ — [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова
Армянская литература — АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан
Смотреть что такое «Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан» в других словарях:
Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан — Из стихотворения «Поэт и гражданин» (1856) Н. А. Некрасова (1821 1877). Используется: как шутливо ироническая форма напоминания об общественном долге. В конце XIX XX вв. в России, помимо вышеприведенных, часто цитировались другие строки этого… … Словарь крылатых слов и выражений
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан — крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (1856) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан — (из стих. Н.Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ) о необходимости защитить кандидатскую диссертацию … Живая речь. Словарь разговорных выражений
быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, будьте; был, была, было (с отриц.: не был, не была, не было, не были); буду, будешь; бывший; будучи; нсв. 1. Существовать. Думаю, инопланетяне есть. Здесь когда то была Троя. * В … Энциклопедический словарь
быть — наст. вр. нет (кроме 3 л. ед.: есть; книжн., 3 л. мн.: суть); будь, бу/дьте; был, была/, бы/ло см. тж. быть по сему, быть так, как не быть, может быть, быть може … Словарь многих выражений
Некрасов — Николай Алексеевич (1821 1877) виднейший русский революционно демократический поэт. Р. 4 декабря 1821 в семье зажиточного помещика. Детство свое провел в усадьбе Грешнево Ярославской губ. в исключительно тяжелой обстановке зверских расправ отца с … Литературная энциклопедия
ОБЯЗАННЫЙ — обязанная, обязанное; обязан, обязана, обязано. 1. с инф. Имеющий своею обязанностью что н.; такой, что должен что н. исполнить, как свою обязанность. «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность…» … Толковый словарь Ушакова
ПОЭТ — [по] поэта, м. [греч. poietes]. 1. Писатель–художник, создающий поэтические произведения. «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи.» Сталин. «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном… … Толковый словарь Ушакова
Армянская литература — АРМЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА НА ДРЕВНЕ И СРЕДНЕАРМЯНСКОМ. Памятники А. Л. могут быть подразделены на три разряда, соответственно трем периодам, различаемым в истории А. яз.: древнеармянскому («грабарному»), среднеармянскому и… … Литературная энциклопедия
«Поэт и гражданин»: социально-политическая тематика лирики Некрасова
Российская империя. 1855 год. Некрасов работает над новым произведением, в котором собирается раскрыть специфику социально-политической ситуации своего времени. Речь идет о стихе «Поэт и гражданин». Сто лет спустя (может быть, немножко больше) в СССР примут так называемый «закон о тунеядстве». Под действие этого закона подпадет и поэт, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. В стенограмме, которая осталась после допроса автора «Набережной неисцелимых», Бродский называет себя поэтом и переводчиком. Писателю, в свою очередь, задают вопрос: учился ли он на поэта, заканчивал ли он университет, чтобы быть поэтом? Бродский ответил, что поэтическое дарование дается Богом. Так вот, Некрасов предлагает свою версию взаимоотношений поэта и общества. Какую? Давайте разберемся.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и Гражданин.
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.
Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.
Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».
Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».
Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
Анализ стихотворения Н. Некрасов «Поэт и гражданин»
Вариант 1
Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.
Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.
К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».
Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.
Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.
Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?
Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, о. Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.
Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».
Вариант 2
В стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем Н. А. Некрасов включает в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом»). Стихотворение написано в целях полемики поборника гражданственной поэзии со сторонниками так называемого чистого искусства.
Пришедший к поэту гражданин призывает его проснуться и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие: «Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв».
Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет: «С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…». Гражданин рисует поэту образную картину плывущего по воде корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз. А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам.
В ходе спора выясняется, что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос поэта — это как раз и есть голос общества. Поэт в стихотворении называется «избранником неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возникает образ Музы, угрюмой красоте которой идет терновый венок.
Содержание произведения перекликается с работами В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также отсылка к пушкинскому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья…»). А также переложение… строки из поэмы К. Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт, а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». Материал с сайта //iEssay.ru
Интересна история создания стихотворения. Первоначально Н. А. Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Современника» за 1855 год с названием «Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался с цензурными искажениями.
История создания
Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».
Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.
Темы и проблемы
Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.
Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:
В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.
Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.
В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы», чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших». Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.
Основная идея
Главная мысль стихотворения выражена в афоризме, упомянутом в монологе Гражданина: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Имея данный талант, личность обязана служить своему народу и отечеству, применяя свой дар во благо.
Смысл произведения — донести до читателей и авторов истинное предназначение таланта поэта. Некрасов призывает всех современников оглянуться вокруг и увидеть, как обстоят дела в стране, как живется обществу. Если ответы неутешительные, то необходимо использовать все свои силы, чтобы исправить ситуацию.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.
Преобладают в тексте метафоры: «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами – ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллитерация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».
Некрасов и особенности его творчества
Николая Некрасова можно по праву назвать классиком русской литературы. Случай писателя раскрывает взаимосвязь биографии, деятельности и мотивов, присутствующих и постоянно появляющихся в творчестве. Николай Алексеевич занимался не только художественной литературой, но также публицистикой. Например, до 1866 года Некрасов был вовлечен в руководство литературным и общественно-политическим журналом, названным «Современником». После 1868-го писатель занялся редактированием «Отечественных записок». На страницах этого журнала, в частности, вышло множество текстов и самого Некрасова.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с анализом стихотворения “Русские женщины” Николая Некрасова, которое он посвятил женам офицеров, поднявших восстание в декабре 1825 года.
Некрасов – фигура неоднозначная. О своеобразии личности писателя литературоведы спорят до сих пор. Некрасов представлял на страницах своих произведений проблему страданий крестьян, описывал идиллический характер сельской жизни, а также трагедии, сопровождавшей крестьянское существование в российской империи. Возможно, наиболее ярко подобная тематика предстала в «Русских женщинах», также принадлежащих перу Некрасова. В данном случае, писатель вдохновился судьбой и самоотверженностью жен офицеров, поднявших бунт, вошедшее в историю под названием «восстание декабристов».
Язык некрасовских текстов
По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.
Ремарка: об истории написания «Поэта и гражданина»
Итак, Некрасов начал работу над стихотворением в 1855-м. Публикация же «Поэта и гражданина» пришлась на 1856 год. Более того, произведению отвели почетную роль предисловия к поэтическому сборнику Николая Алексеевича. Некрасов всегда старался выразить свою гражданскую позицию и мнение касательно общественного уклада Российской империи. Например, существуют даже исследования, посвященные образу революционной демократии, приверженцев которой Некрасов неоднократно выводил на страницах своих текстов.
Литературное направление и жанр
Некрасов – поэт-реалист. Стихотворение «Поэт и Гражданин» относится к жанру гражданской лирики. Оно ставит проблему: должна ли лирика всегда проявлять гражданскую позицию автора?
Как вы понимаете высказывание Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»? Аргументы А. И. Куприн «Чудесный доктор», В. Распутин «Уроки французского» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Все мы являемся гражданами своего государства, получаем от него защиту в виде прав и свобод. У нас есть и обязанности, которые мы должны выполнять: не нарушать общественный порядок, не загрязнять окружающую среду, беречь свой язык, ибо он во многом определяет развитие государства. Всё перечисленное важно, но этого мало.
В. Г. Белинский писал, что «кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин».
Прекрасны слова критика: без ложного пафоса и по сути. Быть человеком — это не только родиться биологическим видом, им ещё надо стать. Нравственность определяет значимость человеческой личности и её гражданства. Кажется, всё просто: будь неравнодушным, отзывчивым, совершай добрые дела. В этом нет героики, но как они важны в обыкновенной жизни каждого из нас. Так живут люди с огромным сердцем, они-то и есть сокровище нации, настоящие граждане своей страны.
В подтверждение хочется привести небольшой рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Емельян Мерцалов, глава семьи, которая переживает тяжкие времена, от безысходности склоняется к мысли о самоубийстве. В зимнем саду он встречает человека, который не только его внимательно выслушал, но и предложил помощь: осмотрел больную девочку, выписал бесплатный рецепт, дал денег на дрова, еду. А ведь мог бы пройти мимо! Чуткое сердце, умение сочувствовать отличали этого человека. Уже потом Мерцаловы узнали, что этим добрым ангелом был выдающийся русский хирург — профессор Пирогов. Такие люди являются гражданами не по обязанности, а по велению сердца.
Другим примером настоящего гражданина является обыкновенная учительница Лидия Михайловна в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». Её поведение основано на понимании, любви и деятельном сострадании. Теплотой и заботой окружает она своего подопечного строптивого ученика, нарушает педагогическую этику, чтобы не позволить ему голодать. В простой юной девушке бьётся отзывчивое сердце, которое делает её прекрасным человеком и гражданином.
Безусловно, я соглашаюсь с Белинским, что человеческое делает людей достойными гражданами своей страны. Помощь одному не изменит в корне весь мир, но хотя бы одну жизнь спасёт и направит правильно. Хороший человек! Простые слова! Но сколько в них мудрости и глубины!
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Поэт и Гражданин. Гражданская поэзия
Поэтический диалог Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин» — один из ярчайших образцов русской гражданской поэзии. Автор здесь представил себя в двух лицах — и гражданина, и поэта.
Судя по содержанию диалога можно предположить, что от имени Поэта говорит его рассудок, а от имени Гражданина – совесть.
Гражданин упрекает поэта в бездействии, когда Родина-мать в беде:
«В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…»
Поэт, как бы не желая вступать в спор, пытается прикрыться цитатой из Пушкина:
“Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв”,
Хотя и сам осознаёт свою неправоту,- у Пушкина много произведений именно такого гражданского накала, о каком говорит Гражданин.
Но Пушкина нет и потому Гражданин продолжает:
“Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…”
Совесть поэта упрекает его рассудок – в годину горя стыдно воспевать природные красы и ласки с милыми.
И ещё более усиливает упрёки:
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…»
В годину горя! А горе Поэт не только видит повсеместно, но и сам хлебнул его в своей жизни достаточно. И лира его вовсе не спит, не молчит, но горюет о том, что мало видит поддержки в обществе. Мало вокруг него людей с активной гражданской позицией. А преследования, репрессии нарастают. И вот уже совесть с разумом соединяются в едином:
“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!”
Некрасов опубликовал это стихотворение в своём сборнике стихотворений (1856 г.), Чернышевский в журнале “Современник” перепечатал “Поэта и гражданина”. И “Современник”, и сборник Некрасова попали в опалу. Перепечатка стихотворения и статей о нём была запрещена.
Много трудностей и бед выпало и на долю Некрасова. Его журналы арестовывались или закрывались, произведения запрещались к печати. Это подрывало и без того слабое здоровье поэта. 27 декабря 1857 года в возрасте 56 лет он скончался.
Хоронили поэта на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В день похорон был очень сильный мороз, но проститься с поэтом пришли тысячи человек, в большинстве – молодёжь. С прощальным словом выступил Достоевский, поставивший Некрасова в ряд: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Однако, из толпы раздавались крики: “выше Пушкина!” Так высоко в то время ценила молодёжь гражданскую поэзию Некрасова.
«Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.»
Немало было в прошлом произведений гражданской поэзии и после Некрасова. Здесь большой простор и для тематики, и для поэтического накала. Некрасовская поэзия тем и характерна, что она в значительной мере сконцентрировала в себе то и другое.
Но время неумолимо течёт, рождаются новые и новые имена, новые и новые поэтические произведения. Не уходит ли время гражданской позиции в поэзии?
Гражданская позиция в поэзии, диктуется мировоззрением поэта, его отношением к окружающей действительности, тем, что он считает главенствующим в жизни. Если беды народа остро отдаются на сердце поэта, в его душе, то и содержание его творчества наполняется соответствующим образом. Поэт возмущается и порой бунтует против порядков в государстве, приносящих народу беды. А поскольку порядки в государстве устанавливает власть, то поэт попадает в неугодные, против него ополчается цензура, а порою применяются и прямые репрессии.
Так какова же она сегодня — гражданская поэзия?
Захожу на Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. Однако, рубрики «Гражданская поэзия» тут не нахожу. Есть правда рубрика «лирика гражданская», но само определение «лирика» в моём представлении может быть лишь частью гражданской поэзии, и далеко не главной. Понятие «лирика» восходит к древности, когда стихи пели, и потому оно связано с лирой — символом музыки в древности. Но как связать с музыкой вот эти слова (авторов не указываю, так как они и без меня очень широко известны):
«глаголом жечь сердца людей»?
«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!»?
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».
Это всё несомненно — гражданская поэзия, но никак не лирика.
А к «лирике гражданской» я отнёс бы вот такие слова, автор которых несомненно — Гражданин своей страны:
«Если крикнет рать святая:
‘Кинь ты Русь, живи в раю!’
Я скажу: ‘Не надо рая,
Дайте родину мою’.»
Так что же мы видим в современной гражданской поэзии на примере сайта «Стихи.ру»?
На страницах Стихиры вижу немало стихов, в которых авторы оплакивают развал СССР, последовавшие в результате этого беды России. Иные пишут об этом в сатирической форме, другие высмеивают “рулевых” приведших страну к развалу. Как пример, приведу отрывок одного из стихотворений (а их последовало огромное множество), рождённых реакцией на широко известное высказывание нашего Премьера во время его пребывания в Крыму. Ответ пенсионерке на жалобу о слишком малой пенсии и отсутствии её индексации СМИ широко распространили, представив его слова в сжатом виде: “денег нет, но вы держитесь”.
“А россиянам наш премьер
Даёт такой ответ:
В России в целом всё О КЕЙ!
Но просто — ДЕНЕГ НЕТ.
Но вы держитесь, – всё путём,
Не упрекайте нас.
Как только деньги мы найдём,
Накормим вас тот чАс!
Рубрика “Лирика гражданская” на Стихире очень активно наполняется. Ежедневно тут публикуется от 700 до 1600 публикаций. Конечно, не все их них являются стихотворениями,- поэтическая дисциплина на сайтах со свободной публикацией сильно хромает, но большая часть всё же – стихи, хотя некоторые из них в эту рубрику вставлены по ошибке.
Из стихотворений, которые по тематике более-менее соответствуют определению “гражданские”, большую часть я отнёс бы к лирическим (я не говорю о качестве, а лишь о содержании). Стихотворений с явно выраженной гражданской позицией значительно меньше. К тому же многие из них декларативны, обличают всё и вся вообще:
“наш мир становится безумным”,
”одна нажива их [людей] земной удел”,
”Люди сверхприбыли извлекают”.
Но, пребывая на Стихире уже более 8-и лет, год за годом, месяц за месяцем, ежедневно читая по несколько стихотворений в этой рубрике, вдруг встречаешь нечто, соответствующее нашим горестным нынешним реалиям, к тому же облачённое в форму широко известного произведения, из которого взят и эпиграф к этому стихотворению:
“С чего начинается Родина?
С предательства нашей страны,
С развала Союза Республик,
Которому были верны.
А может, она начинается
С измены всех наших верхов
И с места, где совесть кончается
У властных продажных дельцов.”
“Во Емеля создал царство!
От стыда б сгорел и бес.
В этом самом государстве
Кто не трудится, тот ест.”
А вот и прямой мостик от некрасовской поэзии к современной. Привожу лишь конец стихотворения:
“Вой на Руси стоит великий,
Но терпеливо ждёт народ,
Что вдруг прозреет светлоликий
И сам по старости уйдёт.”
“С кого начинается Родина?
Сейчас не понять и врагу.
Страну превратила в уродину
«Элита» в российском стогу.
Кормили нас лживыми фразами,
Что все мы в едином строю,
А сами уловками разными
Всё прятали прибыль свою.
Себя окрестив «патриотами»,
Прибрали ресурсы к рукам,
А нам, дуракам с идиотами,
Любовь прививают к гробам.”
Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал.
Чего уж там, нас так и так осудят.
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!