Что означает показатель товарный запас в пятерочке
Управление запасами: как посчитать сколько товара должно быть в магазине
Управление товарными запасами магазина напрямую влияет на прибыль. С одной стороны, закончившийся товар и его отсутствие на полке — означают потерю прибыли от несостоявшихся продаж. С другой стороны, полный склад не распроданного товара — это «замороженные» оборотные средства и риск потерь от списания нераспроданных остатков (из-за истечения срока годности, сезонности товара или иных причин).
Эффективное управление товарными запасами — это поиск и поддержание баланса между двумя противоречащими друг-другу задачами: минимизацией складских остатков и их пополнением.
Товарный запас и способы его измерения
Товарный запас — это товары, находящиеся на складе магазина и предназначенные для реализации. Если речь идет о предприятии сферы услуг, то к товарным запасам относятся расходные материалы, комплектующие и запасные части (товарные запасы в салоне красоты — это косметика и краска для волос).
Товарные запасы можно разделить на:
Товарный запас измеряется несколькими способами:
Управление товарными запасами в магазине
Существует много вариаций расчета оптимального товарного запаса, от простых до очень сложных. Для обычного розничного магазина, подходит самый простой метод — опытно-статистический. Он основан на анализе оборачиваемости, истории продаж, сроков хранения и других факторов. К сожалению, точно предсказать продажи невозможно. Но можно учесть сезонность и иные факторы, влияющие на продажи.
Единой формулы расчета оптимального товарного запаса не существует, так как у каждого бизнеса свои особенности. Но для поддержания оптимального товарного запаса необходимо учитывать:
После того, как вы определили набор факторов, которые необходимо учесть, рекомендуется посчитать размер неснижаемого остатка (минимальная величина товарного запаса).
Как только показатель приближается к этому значению, формируется заявка поставщику. При этом нужно учитывать и сроки поставки, чтобы сделать это заранее. Если товар везут 5 дней, успеете все распродать и остаться без продукции. В этом случае неснижаемого остатка должно хватать приблизительно на 7 дней, чтобы компенсировать возможные задержки поставки и оставить себе время для маневра.
Неснижаемый остаток рассчитывается для каждой позиции в отдельности, так как у продукции различное время хранения, разные сроки поставок и продаются они тоже по-разному.
Поддерживать оптимальные остатки в ручном режиме практически невозможно. Для этого используют систему складского учета. Например, в SUBTOTAL вы можете:
Оборачиваемость товара
Помимо поддержания оптимального уровня складских запасов, важно оценивать прибыльность той или иной позиции для бизнеса. Для этого используется показатель оборачиваемости товара.
Оборачиваемость товара – это время, за которое продается товар, т. е. вложенные в товар средства возвращаются с прибылью. Одна из важных характеристик, используя которую можно:
Оборачиваемость товара можно посчитать в днях (срок оборачиваемости) или в разах (коэффициент оборачиваемости).
Формула оборачиваемости товара «в днях» (срок оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в днях показывает, за какое количество дней продается средний товарный запас.
Об = Ср.ТЗ * Д / ТО, где
Об – оборачиваемость товара;
Ср.ТЗ – средний товарный запас, который рассчитывается так: (остатки на начало периода + остатки на конец периода)/2. Считается в штуках или денежных суммах (по цене закупки);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде (месяце);
ТО – товарооборот, количество проданных товаров или сумма стоимостей всех проданных товаров (в ценах закупки) за рассматриваемый период (месяц).
Например, средний товарный запас (Ср.ТЗ) средства для мытья посуды «Наша марка» за месяц (30 дней) составил 300 шт., а его товарооборот (ТО) – 250 шт. Тогда оборачиваемость товара считается так:
Об. = 300 * 30 / 250 = 36
Это значит, что нужно 36 дней, чтобы реализовать средний запас средства для мытья посуды «Наша марка». Если закупка данного товара происходит раз в неделю, необходимо уменьшить его количество пр составлении заказа поставщику, что приведет к снижению суммы склада без ущерба для продаж.
Формула оборачиваемости товара «в разах» (коэффициент оборачиваемости)
Оборачиваемость товара в разах или коэффициент оборачиваемости товара (К.Об.) — это частное товарооборота (ТО) и среднего запаса за период (Ср.ТЗ).
Коэффициент оборачиваемости определяет, сколько раз за выбранный период товар обернулся (был продан). Рассмотрим тот же пример: Ср.ТЗ средства для мытья посуды «Наша марка» – 300 шт., ТО – 250 шт. за месяц. Посчитаем коэффициент оборачиваемости:
К.Об. = 250 / 300 = 0,83
То есть, за месяц товарный запас товара не был реализован полностью.
Товарный запас в днях и управление товарными запасами в торговле
Содержание
Товарный запас в торговле – один из ключевых индикаторов эффективной работы магазина. Благодаря ему возможно оценить, какой товар в достаточном объеме, а какой не успеет реализоваться до окончания срока годности.
Давайте посмотрим на супермаркет. Проходя по рядам, мы видим стройную выкладку. Молоко стоит в пять рядов, ряженка в два ряда, а элитный алкоголь – в единичном экземпляре. Как понять, какое количество необходимо для поддержания запаса в магазине? У молока и алкоголя разные сроки годности, различные продажи и в результате – различные товарные запасы.
Приведем всё к единому показателю – к дням. Товарный запас в днях – это за сколько дней товар будет реализован, с учетом текущих остатков и средней реализации. Теперь мы знаем, что молока – на 4 дня, а алкоголя – на неделю.
Отчет по товарным запасам в днях позволит сократить излишние объемы и обеспечит достаточное количество для поддержания продаж.
Описание отчета “Товарный запас в днях”
Отчет формируется по товарам с товарным запасом, превышающим установленную границу. Например, формируем отчет с товарным запасом более 30 дней
Причины роста товарных запасов в торговле
Крупные нерегулярные покупки, которые не исключили при формировании заказа
В магазине был всплеск продаж. Но при формировании заказа на поставку его не исключили. Заказ пришел в большем объеме, чем необходимо, и увеличил товарный запас магазина.
Например, в магазине продают 5 бутылок шампанского в день. Один раз покупатель выкупил 50 штук на свадьбу. Данные продажи значительно превышают регулярные.
Заказ формируется на основе прошлых продаж, и если не исключить 50 шт., то в магазин придет больший объем, чем нужно.
Некорректные страховые запасы магазина
Страховой запас – это объем товара до следующей поставки в магазин. Страховые запасы включают в себя выкладку и прогнозируемый объем продаж до следующей поставки.
Причины некорректного страхового запаса:
Пересортица товара
В результате пересортицы одна позиция продается и уходит в отрицательные остатки, а другая стоит без движения. Из-за путаницы на остатках висит товар, которого нет, что формирует виртуальный товарный запас в программе.
Коммерческая выкладка товара
Например, было оплачено место для рекламной стойки, которую заполняют товаром, чтобы она не стояла пустая. Выкладка большая, а продажи недостаточные, и в результате товарный запас в днях растет.
Продукции нет в торговом зале
Товар заставлен на складе или выложен в недостаточном объеме. Для покупателя товара нет. Если товар не доступен, то продажи снизятся, а запас вырастет.
Поставка сезонного товара
Ожидается сезон, и товар завозят к его началу. Поставки большие, но продаж еще нет. Такие отклонения допустимы и не требуют корректировок.
Например, поставка новогоднего ассортимента в ноябре приведет к росту показателей. Продажи еще недостаточные, а поставки – с учетом роста реализации в праздники.
Излишки
В магазин пришел больший объем, чем было заказано, но расхождения не проведены в программе. В результате фактические остатки расходятся с данными в программе.
Норма товарного запаса в днях
Норма товарного запаса в днях показывает, за какое количество дней товар будет реализован. Показатель рассчитывается из текущих остатков и средних продаж.
Директор магазина должен выдерживать норму товарного запаса по магазину от 20 до 24 дней. Для того чтобы достигнуть нормы, вначале определяем причины возникновения товарных запасов, далее сокращаем их по группам.
Норма товарного запаса в днях по категориям
Категория | Норма товарного запаса в днях |
---|---|
Овощи и фрукты | 3 дня |
Молочная продукция | 3-4 дня |
Мясная гастрономия | 7 дней |
Рыбная гастрономия | 7 дней |
Регулярность
Группировка отчета
Показатели отчета
Управление товарными запасами в торговле
Управление товарными запасами в торговле – это всегда баланс между излишками и недополученными продажами. Если товарного запаса недостаточно – продажи снизятся, если товарного запаса много – растет списание в магазине.
Для поддержания баланса контролируем товарный запас по каждой категории отдельно.
Мы уже определили, что товарный запас в днях – это за какое количество дней товар будет реализован. Получается, что чем меньше срок годности товара, тем быстрее он должен быть продан. Не может быть запас для молока 20 дней, если его срок годности неделя. Через неделю его придется списать. С другой стороны, излишки стирального порошка могут храниться очень долго.
Но излишние объемы одного товара приводят к тому, что другого товара недостаточно.
Скоропортящийся товар
Норма товарного запаса рассчитывается как половина от срока годности. Например, если средний срок годности неделя, то норма товарного запаса должна быть в два раза меньше — 3–4 дня. Если остаток больше – необходимо принимать меры, чтобы успеть реализовать до окончания срока годности.
Если рассчитывать товары длительного хранения так же, то норма для стирального порошка составит 365 дней при сроке годности 24 месяца. В торговле это недопустимо. Товарный запас в торговле – замороженные деньги, чем быстрее они оборачиваются, тем большую прибыль получает компания.
Товары с длительным сроком годности
Для продукции со сроком годности более 1,5 месяцев норма определяется как средний показатель товарного запаса в днях в разрезе каждой категории. Товары, превышающие среднее значение по категории, проверяем. Особое внимание ТОП-5 позиций с максимальным товарным запасом в днях.
Например, анализируем моющие средства. Общий показатель по категории 24 дня – норма. Заглянем внутрь. Предположим, сейчас январь, формируем отчет по моющим средствам. Наибольший товарный запас – по группе “Средства для мытья окон”. Кто будет мыть окна зимой? Данная позиция не будет продаваться еще полгода, поэтому принимаем меры.
Если не сформировать детальный отчет внутри категории, “Средства для мытья окон” останутся незамеченными считая, так как посчитают, что норма в категории выполнена и нет необходимости что-то делать.
Чтобы выявлять позиции, увеличивающие товарный запас в днях, рассматриваем каждую группу товаров в отдельности.
Как сократить товарный запас в торговле
Проверяем правильность проведения документов: возвраты, приемка, списание, оприходование.
Проверяем фактическое наличие. Идем в торговый зал и находим товары с большими товарными запасами. Когда мы видим товар, многое становится понятно. Он может быть заставлен, может идти агрессивная акция на аналог, из-за чего объемы нашей позиции снизились, и чаще всего – товара нет в торговом зале.
Ежедневно контролируем товары без движения. Отчет “По последнему чеку” позволяет находить позиции без продаж.
Например, мы видим на остатке 60 бутылок воды, приход был вчера, а дата последнего чека – полгода назад. Товарный запас по позиции превысит норму, но причина в том, что его только поставили и еще не успели выставить в торговый зал.
Показатели отчета
● Дата последнего чека по товару
● Остаток (шт./руб.)
● Средние продажи в неделю
● Дата последнего прихода Сокращаем остатки по товарам:
Стимулируем увеличение продаж:
В крайнем случае – уценяем. Уценка – это реализация по себестоимости и ниже нее. Когда – продать хотя бы по какой-то цене лучше, чем не продать совсем. Снижая цену, магазин теряет прибыль, поэтому задача – сократить товарный запас за счет первых пяти пунктов.
Что Означает Показатель Товарный Запас в Пятерочке
Управление товарными запасами (5)
Товарные запасы — это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю [2, c. 15].
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных товарных предприятий.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:
1)время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
3) несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
5) условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, то есть регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости составляют процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота.
3) единицам измерения: абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении) и относительные (в днях товарооборота);
6) сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
7) досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
целевые товарные запасы (для осуществления определенных целевых мероприятий) [6, c. 35-36].
Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий. В противном случае из-за недостатка запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий.
Целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия. Первым этапом процесса управления является идентификация всех затрат по завозу и хранению запасов.
Затраты по хранению. Эта широкая категория затрат включает расходы на складское оборудование и помещения, обработку, страховку, а также расходы, связанные с мелкими кражами, порчей, старением, обесцениванием, налогами, и издержки неиспользованных возможностей капитала [16, c. 123]. Затраты этого типа в основном увеличиваются прямо пропорционально среднему размеру запасов.
Затраты по размещению и выполнению заказов. В отличие от затрат по хранению, которые находятся в прямой зависимости от среднего размера запасов, затраты по размещению и выполнению заказов в большинстве случаев являются постоянными [16, c. 155]. Например, такие затраты, как почтовые расходы или расходы на междугородные телефонные переговоры, наладку оборудования и приемку партии, как правило, не зависят от размера одной партии.
Потери, связанные с нехваткой запаса (дефицитом). Когда запас какого-либо изделия исчерпывается, заказ на это изделие либо ожидает, пока его запас будет пополнен, либо должен быть отменен. Существует определенный компромисс между расходами на поддержание уровня запаса и потерями, являющимися следствием исчерпания запаса. В этом случае иногда не удается добиться разумного баланса, поскольку часто невозможно оценить упущенную прибыль, последствия утраты клиентов и величину штрафов за несвоевременное исполнение условий контракта.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами.
Управление — это творческая деятельность. Она должна активно создавать необходимые для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке [24, c. 18].
Цель создания запасов, образование определённого буфера между последовательными поставками товаров, и исключение необходимости непрерывных поставок.
Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами — это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами.
1. Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца [24, c. 68].
2. Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость [24, c. 103]. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27 на 3; следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода.
3. С учетом пропорциональности колебаний уровня запасов колебаниям объема реализации. Это так называемый метод пропорционального отклонения. В основу этого подхода положен принцип, по которому отклонения фактического запаса от среднего всегда должны быть вдвое меньшими (составлять 50%), чем отклонения объема реализации от среднемесячного [24, c. 142]. Например, если объем реализации в феврале на 50% больше, нежели среднемесячный за год или за какой-либо другой период, служащий базой для планирования, то товарные запасы, имеющиеся на 1 февраля, должны быть на 25% большими, чем средние запасы на начало месяца.
4. По базовому (минимальному) товарному запасу. Этот способ применим для предприятий, где оборачиваемость товарных запасов составляет 6 раз в год или менее. Товарные запасы, которые необходимо иметь на начало месяца, определяют путем сложения объема реализации, намечаемого на этот месяц и разницы между средней величиной товарных запасов и среднемесячным объемом реализации.
Ни один из этих методов не является безупречным, все они разработаны на основе длительного опыта и поэтому являются чисто эмпирическими. Торговой организации следует оценить различные методы и выбрать тот, который больше всего подходит именно для нее. Наилучшим, естественно, следует считать такой метод, при котором:
Чтобы управлять товарными запасами, необходимо в любой момент времени точно знать величину текущих товарных запасов в стоимостном выражении.
Следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении. Оба вида учета дают возможность:
1) выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом;
2) оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли;
3) повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и, обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, можно основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.
В принципе контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров. В списке (а это, не что иное, как документационная модель ассортимента) приводятся необходимые объемы запасов по каждой позиции и товарной группе, пороговый уровень (при уменьшении запаса до этого уровня необходимо заказывать товар для пополнения запаса), сроки поставки, темпы реализации и другие сведения.
Делая заявку на товар, необходимо поддерживать баланс между спросом и предложением так как излишество или недостаток товара всегда сопровождается издержками. В торговом предприятии запасы — это деньги, а деньги, как известно, любят счёт. Поэтому управление запасами играет не маловажную роль для нормального функционирования предприятия.
Что Означает Товарный Запас в Пятерочке
🗣 Например, продукты питания с минимальными сроками реализации (хлебобулочные, кисломолочные изделия и т. п.) всегда представлены в более широком ассортименте и количестве, чем элитный алкоголь, где речь может идти об 1-2 бутылках на весь супермаркет.
☑ что такое товарный запас в пятерочке
Как рассчитать товарный запас в днях: формула
Расчет оптимального размера товарного запаса для магазина «Пятерочка №4177»
Данные табл.2.3.4 говорят о том, что товарооборот по товарным группам магазина «Пятерочка №4177» в 2021 году по сравнению с 2021 годом увеличился за счет увеличения поступления товаров (95906-33161, 2=62744, 8 тыс. руб.) и увеличения товарных запасов на начало года(14698 – 12672=2021 тыс. руб.).
АВС — анализ ассортимента магазина «Пятерочка №4177» за 2021 год
Как было выявлено в предыдущей главе, наиболее слабые позиции в ассортиментной политике предприятия связаны с товарной группой чай. Далее представим варианты решения проблем для товарной группы чай в магазине «Пятерочка №4177». Основные мероприятия по решению проблемы представлены на рис.3.1.1.
Далее представим варианты решения проблем для товарной группы чай в магазине Пятерочка 4177.
2. Пути повышения качества управления ассортиментом на предприятии
2.1. Основные направления совершенствования ассортиментной политики предприятия
Доступность товара в розничном магазине
Некорректные страховые запасы магазина
Товарный запас в днях и управление товарными запасами в торговле
Причины роста товарных запасов в торговле.
Излишки
Чтобы выявлять позиции, увеличивающие товарный запас в днях, рассматриваем каждую группу товаров в отдельности. Скоропортящийся товар
Норма товарного запаса в днях
расширенная выкладка по товарам с низкими продажами. по категориям
§ Итак, товарный запас в днях для каждого вида продукции – период, за который этот запас будет реализован. В каждом конкретном случае расчета учитывают такие обстоятельства:
🏫 Рассмотрим порядок расчета запаса товаров для скоропортящейся продукции и продукции с длительным сроком использования.