Что означает покрыты мздою очеса

Значение слова «очеса»

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очесаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: несознательность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «очеса&raquo

Предложения со словом «очёс&raquo

Цитаты из русской классики со словом «очеса»

Сочетаемость слова «очёс&raquo

Понятия, связанные со словом «очеса»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «очёс&raquo

Не ходите вслед похоти очёс своих и не раслабляйтеся сердцем своим.

Земля на ристалище посыпалась толстым слоем песка или покрывалась перемешанными с соломой очёсами, образуя смягчающую поверхность в случае падения всадников.

Вставленные в зазор пряди пакли, куски войлока или очёсы уплотняют деревянной или металлической конопаткой.

Синонимы к слову «очеса&raquo

Сочетаемость слова «очёс&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

«Властителям и судиям» (Г. Державин)

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: ода («гневная ода» Державина в жанровом отношении сближается с духовной одой).

Вид лирики: гражданская (попрание чиновниками справедливости и необходимость торжества правды).

История создания

Державин занимал высокие государственные должности (в частности, был губернатором). И во время своей работы он с негодованием отмечал, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Чтобы обличить пороки общества, Державин и создал это стихотворение, которое сам называл «гневной одой».

При создании стихотворения «Властителям и судиям» Гавриил Романович использовал 81-й псалом из Псалтири. По всей видимости, этот псалом соответствовал духу времени: именно его распевали якобинцы во время Великой Французской революции.

«Всевышний бог» (высшая правда) судит «земных богов» (чиновники, государственные деятели и даже цари), чтобы заставить правителей прекратить «щадить неправедных и злых». Автор подчёркивает, что «властители» должны блюсти закон и защищать слабых. Между тем в Российской империи процветают взяточничество и ложь.

Лирический герой обращается к «царям» (имея в виду, надо полагать, всех лиц, облечённых властью). Он признаётся, что считал их сверхлюдьми («никто над вами не судья»), а теперь убедился: власти предержащие — простые люди с теми же пороками и недостатками, что и у прочих.

Разочарованный лирический герой обращается к Богу и просит о справедливом наказании для разнузданных чиновников («Приди, суди, карай лукавых!») и торжестве высшей справедливости («И будь един царём земли»).

Метрика

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: всевышний, земных, увядший.

Метафоры: «покрыты мздою очеса», «злодейства землю потрясают», «неправда зыблет небеса», «Цари! Я мнил, вы боги».

Сравнения: «вы, как я подобно, страстны», «И так же смертны, как и я», «И вы подобно так падёте, / Как с древ увядший лист падёт!», «И вы подобно так умрёте, / Как ваш последний раб умрёт».

Архаические слова: доколе, очеса, с древ.

Риторическое восклицание: «Не внемлют! видят — и не знают!».

Риторическое обращение: «Цари!».

Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Инверсия: «Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять», «спасать от бед невинных», «От сильных защищать бессильных», «Как с древ увядший лист».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

К кому обращается Гавриил Державин в стихотворении «Властителям и судиям»?

Ответ. К правителям (крупным государственным деятелям и царям).

Каково личное отношение автора к тем, кому адресовано стихотворение?

Ответ. Державин подчёркивает, что властители и судьи несправедливы в своих решениях. Они должны предстать перед лицом высшей правды и быть разоблачены. Автор негодует и просит Бога наказать неправедных властителей и судей.

Источник

Властителям и судиям. Державин Г.Р. Анализ оды

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Тема оды: несправедливость, бездействие царей, взывание к Богу о справедливости. Образы: лирический герой – неспокойный, переживающий человек, борющийся за справедливость.

История создания. Стихотворение было написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой, в 1788 году напечатано в журнале «Зеркало», в 1795 году Державин включает произведение в рукописный сборник, подаренный Екатерине I, после чего встречает во дворце крайнюю холодность.

Строфа – четверостишие, всего строф 7. Тематически можно разделить стих на 3 части. Первые 3 строфы – напоминание царям об их обязанностях перед народом; 4 строфа – горестный итог этим увещеваниям: представители власти и закона не оправдали надежд, оказались слепы и глухи к мольбам народа («Не внемлют! видят – и не знают!

Покрыты мздою очеса…»); 5-7 строфы – требование наказания виновных, указание на то, что все люди смертны и предстанут пред Божьим судом, но Божий суд представляется далёким, и автор в 7-й строфе умоляет Бога покарать виновных при жизни: («Приди, суди, карай лукавых»). Произведение отличается краткостью, лаконичностью. Ода и сатира сливаются в нём воедино.

По интонации стихотворение страстно, взволнованно, оно изобилует риторическими вопросами и восклицаниями («Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, Боже! Боже правых!») – для передачи эмоционального состояния героя. Написано 4-хстопным ямбом.
Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Прослушайте стихотворение Державина “Властителям и судиям”

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
1780

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Анализ оды Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Жизнь настоящего поэта, его творчество неотделимы от судьбы Родины. Система государственной власти в России, установившаяся в конце ХYIII – начале ХIХ века и отличавшаяся абсолютной монархией, полным равнодушием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.

Известный поэт Г.Р.Державин тоже не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Властителям и судиям» он и пытается пробудить в правителях совесть, заставить их исполнять свои обязанности, как подобает.

Уже первые строки стихотворения как будто кричат, что дальше так жить нельзя, даже всевышний не может больше смотреть на правление нынешних властителей:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…

Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли свой долг. Вместо помощи сиротам, вдовам и всем несчастным они «взирают на лица сильных», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных».

Родную землю «потрясают злодействы», а государственные чиновники не видят этого, власть слепа к участи простого народа. Царит произвол чиновников, не соблюдаются законы:

Не внемлют! Видят – не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю сотрясают,
Неправда зыблет небеса.

Державин собрал в своем стихотворении все пороки государственной власти. Словами, полными отчаяния и разочарования, обращается он к ним:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

Такую монархию автор считает настоящей трагедией русского народа. Всем ясно, что стоящие у власти люди совсем не похожи на богов ни своей жизнью, ни своими поступками.
В заключительных строках стихотворения Державин уже не взывает к чести и совести «властителей и судией», он больше не верит в исправление пороков власти. Единственный путь к спасению России – справедливый божий суд:

Воскресни, Боже! Боже правых!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Анализ стихотворения “Властителям и судиям” Державина Г.Р.

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись’ вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

Основные темы и идеи

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»

Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций. В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.
Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Источник

Что означает покрыты мздою очеса

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть фото Что означает покрыты мздою очеса. Смотреть картинку Что означает покрыты мздою очеса. Картинка про Что означает покрыты мздою очеса. Фото Что означает покрыты мздою очеса

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Вспомните определения стихотворения из учебников 5 и 6 классов. Прочитайте приведённое ниже определение. Что нового о стихотворении вы узнали?

Определение стихотворения из учебников 5 и 6 классов: Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Мы узнали о том, что т ермин «стихотворение» объединяет разнообразные стихотворные жанры: оду, элегию, послание и др. О том, что такое рифмовка и какие виды рифмовок бывают.

Какие значения слов сонм, мзда, внимать на ваш взгляд, наиболее уместны при осмыслении стихотворения Г.Р. Державина?

Определите тему стихотворения.

Письменно сформулируйте идею произведения.

Стихотворение звучит, как упрек властителям об отсутствии правосудия. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом.
По мнению автора, никто не останется безнаказанным: возмездие придет, и неправедные правители будут наказаны.
Идея стихотворения: указать на пороки, нечестность судей и чиновников, призвать к честному выполнению гражданского долга.

В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы, защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа

Как характеризуют Г.Р. Державина высказанные им мысли? Подберите ключевые слова для ответа на данный вопрос.

Ключевые слова: честный, порядочный, смелый, принципиальный, отважный, заступник, защитник.

Как вы понимаете концовку стихотворения?

Последние строфы библейского стиха призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд. Мы слышим призыв лирического героя к Богу карать нечестных и быть единым царем земли.

Найдите в тексте стихотворения риторические фигуры. Объясните их выразительную роль.

Использование риторических фигур для обличения пороков общества.

Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание:
…Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Цари! Я мнил, вы боги властны…

Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «…Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.

Обратите внимание на художественные средства поэтической речи Г.Р. Державина: повторы, сравнения, метафоры, эпитеты. Выпишите их. Какую художественную функцию они выполняют?

Изобразительно-выразительные средства языка оды «Властителям и судиям»:

— эпитеты: всевышний Бог, земной бог (метафорический эпитет, так как властители образно названы земными богами), боги властны, вы страстны, вы смертны, увядший лист.

— сравнения: «Но вы, как я подобно, страстны, / И так же смертны, как и я». «И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! / И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!»

Попробуйте сформулировать тезис о сходстве и различии стихотворения Г.Р. Державина и оды М.В. Ломоносова.

Найдите элементы классицизма в стихотворении.

Источник

очеса

Смотреть что такое «очеса» в других словарях:

очеса — ОЧЕСА, очес. см. око. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОЧЕСА — ОЧЕСА, см. око. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

очеса́ть — очесать, очешу, очешешь … Русское словесное ударение

очеса — сущ., кол во синонимов: 1 • очи (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

очеса́ть — очешу, очешешь; прич. страд. прош. очёсанный, сан, а, о; сов., перех. (несов. очесывать). 1. Очистить чесанием. Очесать лен. Очесать хлопок. Очесать шерсть. 2. Чесанием пригладить, сделать более ровным. Очесать стог … Малый академический словарь

очеса — очес а, оч ес (устар. книжн. к очи) … Русский орфографический словарь

очеса — очи … Църковнославянски речник

очесать — очесать, очешу, очешем, очешешь, очешете, очешет, очешут, очеша, очесал, очесала, очесало, очесали, очеши, очешите, очесавший, очесавшая, очесавшее, очесавшие, очесавшего, очесавшей, очесавшего, очесавших, очесавшему, очесавшей, очесавшему,… … Формы слов

Очесать — сов. перех. см. очёсывать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

очесать — чешу, чешешь; очёсанный; сан, а, о; св. что. 1. Очистить чесанием. О. лён, хлопок, шерсть. 2. Чесанием пригладить, сделать более ровным. О. стог. ◁ Очёсывать, аю, аешь; нсв. Очёсываться, ается; страд. Очёсывание, я; ср. Очёска, и; ж. Разг … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *