Что означает политический характер
Значение слова «политический»
2. Осуществляющий политику (в 1 знач.). Политическая партия. Политический деятель. Политический отдел армии.
3. Государственно-правовой. Политический режим. Политический строй. Политическое устройство.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОЛИТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Прил., по знач. связанное с политикой (в 1 знач.). Политические события. Политическая борьба. П. деятель. Политическое воспитание масс. Будучи идеологически разбиты большевистской партией, потеряв всякую почву в рабочем классе, троцкисты перестали быть политическим течением и превратились в беспринципную карьеристскую клику политических мошенников, в банду политических двурушников. История ВКП(б). Основную борьбу против «экономизма», за создание самостоятельной политической партии пролетариата провела организованная Лениным нелегальная газета «Искра». История ВКП(б). Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Ленин. Речь большого политического значения. Политические процессы. Политическая забастовка (с предъявлением политических требований). П. преступник. 2. Государственный, граждански-правовой. П. строй. П. устройство. П. режим. Политические права. Политическая система. 3. в знач. сущ. полити́ческий, ого, м., и политическая, ой, ж. Лицо, имевшее отношение к революционному движению (дореволюц. разг.). После. двух месяцев в остроге с уголовными, жизнь теперь с политическими, несмотря на всю тяжесть условий, в которых они находились, казалось Катюше очень хорошей. Л. Толстой. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
полити́ческий
1. связанный с политикой, то есть с государственно-правовыми сторонами жизни общества ◆ Если к предыдущим выборам олигархи не были готовы, то теперь они готовятся заранее установить политический контроль над Думой. Иосиф Гальперин, «Власть „делом“ занимается» // «Совершенно секретно», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. осуждённый по статье закона, связанной с политикой ◆ В деревне, где учительствовала Наталья Арсеньевна, было много политических ссыльных. Екатерина Маркова, «Тайная вечеря», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ У нас люди, которые всю жизнь боролись за то, чтобы честь и достоинство стали нормальной атрибутикой российской жизни, умирают — умер Михаил Михайлович Молоствов, диссидент, правозащитник, политический зэк, который в декабре-январе 1994–1995 гг. добровольно взял на себя роль живого щита для женщин и детей в корчащемся под бомбами Грозном. Евгения Альбац, «Почему полковники умнее генералов» // «Новая газета», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
3. субстантивир. заключённый, узник, осуждённый по такой статье
Виды режимов
9 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение политического режима
Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:
Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.
Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.
Факторы формирования политических режимов
Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:
Виды политических режимов
Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.
В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:
Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.
Тоталитарный режим
Тоталитаризм (от лат. totalis «весь, целый, полный») — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.
Чаще всего в рамках тоталитарного режима власть реализуется одним человеком либо узкой группой лиц через распространение единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.
Признаки тоталитарного политического режима:
Подвиды тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.
Авторитарный режим
Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.
Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.
Признаки авторитарного политического режима:
Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:
Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.
Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.
Демократический режим
Демократия (греч. δημοκρατία «народовластие») — политический режим, при котором единственным источником власти является народ. Власть осуществляется по воле и в интересах народа. Проще говоря, под демократией понимают метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Выделяют три вида демократии:
Прямая демократия — система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Такая система возможна в небольших поселениях.
Представительная демократия — система, при которой решение значимых политических, социальных и других вопросов принимают выбранные представители, у которых есть полномочия. Такой вид демократии распространен в современном мире.
Плебисцитарная демократия — система, в которой проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. Сейчас такой вид демократии реализуется через референдумы.
Все три вида демократии могут существовать в рамках одного государства в один момент времени.
Главная особенность демократического политического режима заключается в возможности гражданам принимать непосредственное участие в политической жизни государства.
Признаки демократического политического режима:
Признаки политических режимов
Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.
Признак
Тоталитаризм
Авторитаризм
Демократия
Участие граждан в выборах органов власти
отсутствует либо имеет формальный характер
ограниченное с допуском отдельных категорий
полное через свободные выборы
Гарантии прав и свобод
Особенности политического лидерства
харизматический правитель с неограниченными полномочиями
сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов
глава государства избирается гражданами на демократических выборах
Степень верховенства закона
все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен
неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя
полное верховенство закона, правовое государство
Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений
учитываются у отдельных категорий
учитываются и выполняются властью
Политический плюрализм
существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
Многопартийность
имеет формальный характер
Место СМИ
подчинены и контролируются государством
формально свободны, но реально связаны с государством
независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные
1. Политический характер обществ
Кода человека называют политическим существом, то это должно означать, что он – не только живущее в общении, но и обладающее стремлением к господству животное. Общество нельзя рассматривать только как механическое соединение многочисленных отдельных существ – оно обладает внутренней организацией, т.е.
Стремление к господству есть социальное проявление физического самосохранения и размножения. Оба они согласуются первоначально, естественно и инстинктивно, с жизненными интересами вида. Внутренняя организация животного стада является необходимым средством к поддержанию и усовершенствованию вида в борьбе за существование. Не иначе обстоит дело и с первыми общественными состояниями людей. Борьба с животными, как естественными конкурентами человека, принуждает, при общих охотах, к своего рода правлению руководящих лиц; эта борьба принуждает также, из тактической необходимости, во время предприятия, носящего одновременно военный и экономический характер, одних – приказывать, других же – повиноваться.
Еще более, нежели внешняя борьба, способствует возникновению одной центральной власти конкуренция между человеческими группами. Лишь только более сильное размножение начинает вызывать недостаток в средствах прокормления или же естественные события приводят к эмиграции, происходит столкновение различных социальных групп, и естественным следствием этого являются вражда и борьба. Внешняя солидарность и внутреннее дифференцирование выражаются резче, и борьба требует уже более твердого и напряженного руководства – с одной стороны, и дисциплины и подчинения – с другой.
Где существует постоянное военное состояние, там это руководство, носившее сначала временный характер, становится постоянным, а затем уже, путем привычки и предания, оно превращается в санкционированное господство.
Если же военное состояние бывает только временным, то узы господства и подчинения ослабляются в периоды мира, и выступают экономические задачи и искусства. Напряженная организация удерживается, однако, там, где нужна все-таки организация защиты в интересах социального сохранения.
Таким образом война, включая охоту и грабеж, делается важнейшей причиной политической организации. Всякая политика бывает сначала внешней и является продуктом военной тактики.
Во время процесса политического дифференцирования из естественных сил физического самосохранения и размножения вытекают, в пределах того же социального союза, противоположности интересов различных индивидуумов и групп, которые и приводят к внутренним трениям и к политическому подчинению физически и политически более слабых слоев.
Или, как это большею частью случается, другие племена той же или чужой расы попадают в подвластное положение и включаются как служащий член в социальную общину, из чего происходят внутренние противоречия и увеличиваются расстояния, которые еще обостряют борьбу групп. Тогда становится необходимой воинственная политика, направленная внутрь, против восстаний и возмущений. Однако хорошо понятые интересы отдельных групп, как и внутренние перемещения сил и общий интерес внешней обороны, побуждают борющиеся силы к уравнивающему распределению общественных прав и обязанностей. Таким путем возникает внутренняя политика, которая имеет своей задачей – сначала только интересы господствующих лиц, но потом начинает сознательно и целесообразно заниматься интересами индивидуумов и групп, стараясь по возможности согласовать их друг с другом.
Между тем как в стаде животных, а первоначально и в человеческой орде, власть и авторитет представляли только чувственный факт, вызывающий подчинение на основании чувственных восприятий, борьба за господство в прогрессе просвещения и цивилизации принимала все более интеллектуальный характер. Г.Ратценгофер делает следующее остроумное и глубокое замечание, что политика – это лишь одна из форм развития борьбы за существование, и что борьба за существование, ставшая политикой, получила у человека интеллектуальное содержание.
Самый первоначальный источник политической силы и деятельности надо искать, как это уже было указано, в семье, причем в основании его заложено физиологическое развитие полов и возрастов. Власть мужчины над женщиной и родителей над детьми, в особенности отца или дяди, является самой примитивною формой политического господства, которое находит свое выражение в различном степенях семейном праве.
Дальнейшим источником политической силы и деятельности служит дифференцирование внутри собственного племени, естественное неравенство физических, хозяйственных и умственных способностей. Старость, обладающая опытом и упражнением, как и традиционным достоинством, сила и ловкость, ум и красноречие возвышают отдельных индивидуумов или группу индивидуумов, делая их представителями реальной общественной силы и ответственности. Где путем обыкновения и традиции общественные должности и звание становятся наследственными в семьях и родах, и последние замыкаются в особые сословия, обладающие привилегиями, там и сословные права становятся вместе с тем частью общественно-политических прав.
Важнейший и обильнейший источник политической власти составляет, однако, военное и интеллектуальное превосходство одного племени или одной расы над другими антропологическими группами.
Различие между частными и публичными правами, в том виде, в каком оно существует у вполне развитых цивилизованных государств, первоначально не имело места. По мере того как вследствие развития более сложных общественных организаций правящая власть переходила из рук семьи в более широкие круги человеческой орды или племени и, наконец, в руки целого народа, многие полномочия частного права становились публичным правом, которое, как возвышающееся над семьями и племенами право, достигает своего полного развития впервые только в государственно-организованном народе. История семейных и сословных прав и связанных с ними политических функций находится поэтому в обратном отношении к развитию общественных прав. Господство мужа над женой, родителей над детьми, высших сословий над большой толпой ограничивается, вместе с прогрессирующей цивилизацией, в пользу тех общественных властей, которые в интересах целого принимают на себя защиту отдельных индивидуумов и отдельных групп.
Морган, Маркс, как и следующие за ними историки и социологи, предполагают существование исторического и принципиального контраста между обществом и государством. Они учат, что правовой строй государства возник только наряду с частной собственностью, оседлостью и территориальным единством народа в начале цивилизации. Только вместе с «государством» является и общественная власть, и образуется тот настоящий политический аппарат, который служит для защиты интересов господствующих классов и держит в повиновении угнетенных. Морган сводит все формы общественного управления к двум, по его взгляду, фундаментально-противоположным, основных формам. Первая, старейшая, основана на лицах и чисто личных отношениях – родовое управление; позднейшая основывается на земельной собственности – государственное управление. Первая форма произошла из отношений рождения и происхождения степеней кровного родства; последняя – из экономических причин.
Хотя и несомненно, что родовое управление было древнейшей общественной формой старых азиатских и европейских племен, однако не следует забывать, что эта форма равным образом связана с внешними местными и экономическими отношениями, как и «государство», и что она с самого начала имеет политический характер, так как в ней соединяются господство и власть. Начала и первые ступени государства имеются уже в ордах и у племен, разделяющихся на роды, причем можно даже найти указания и на более древние животные социальные состояния. С чисто биологической точки зрения, всякая общественная организация носит в себе государственные элементы и централизованные силы.
Общественное право всякого политически-организованного общества покоится либо на обычае, либо на писаной, законно формулированной конституции. Обыкновение и зависящие от него обычай и традиция представляют древнейшее интеллектуальное средство правовых мотивов и приспособлений. Но даже там, где обычай превратился в законное право и возникла настоящая система частных и публичных правовых норм, обыкновение, обычай и общественное мнение все же остаются самым мощным источником и контролем правовых законодательств. «Обычай, – говорит Пиндар, – есть царь всех людей».
В обычае и общественном мнении выражаются как существующие, так и новые потребности и интересы, которые волнуются в глубинах общества. Это старый опыт политической правовой истории, что «законы без обычаев бесплодны», когда они не согласуются с характером и привычками, с религиозными предрассудками и унаследованными обыкновениями народа или, по меньшей мере, не связываются с ними органически во время своего развития. «Древнейшее обыкновение, – гласит законодательство Ману (I. 108), – есть самый совершенный закон, одобренный в священном писании и в постановлениях божественных законодателей».
Даже суровейшие деспоты связаны правилами традиции, общественным мнением и их одобрением и неодобрением. В Китае хотя слово императора – закон, но сам он – раб предания. Традиция и голос народа даже в самых примитивных негрских деспотиях являются политической силой, с которой правители должны считаться. В цивилизованных государствах общественное мнение само создает в прессе и литературе, в собраниях и речах самостоятельную силу политической критики контроля и инициативы.
Теория государства и права. Краткий курс
Политический характер государства выражается в действии государства по обеспечению общих интересов всех граждан. Государство всегда должно действовать в порядке консенсуса (общего согласия граждан). Консенсуальный характер государства впервые был зафиксирован древнегреческим мыслителем Аристотелем, который дал следующее определение: «Государство – союз свободных людей, действующих ради общего блага, попеременно властвующих и подчиняющихся». У политического характера государства есть содержательная (материальная) и формальная (процедурная) составляющие. Материальная сторона политического характера государства выражается в действии ради общих интересов всех граждан. Государство не должно принадлежать частной группе лип или отдельному лицу. В реальной политической практике политический характер государства не выдерживается полностью, он ослабляется действием института лоббирования. Формальная сторона политического характера государства складывается:
• из всеобъемлющего характера государственного объединения граждан. Государство является единственной организацией, объединяющей всю их совокупность;
• института политических выборов – замещение должности в государственном аппарате посредством волеизъявления граждан, когда ни к избирателям, ни к кандидатам на должность не предъявляются никакие квалификационные требования. Избирательные барьеры не носят профессионального характера. Государственная власть выступает незаинтересованным арбитром в процессе волеизъявления граждан и подчиняется целям, которые ставит ей победившая на выборах группа граждан;
• правомерного характер управления (правовой связанности государства) – действия государственной власти осуществляются на основе и во исполнение законов, принимаемых народными представителями;
• конституционного законодательствования народа: конституция принимается посредством референдума – волеизъявления граждан, имеющего обязательный характер.
Итак, политический характер государства предполагает, что народ (совокупность граждан) выбирает управляющих им должностных лиц, сам устанавливает основные (конституционные) законы и превращает государственный аппарат в средство обеспечения интересов общества.
5. Функции государства и формы их реализации
1. Функции государства – постоянные, наиболее значимые действия государственной власти, реализующие ее общественную сущность. Понятие функции всегда предполагает наличие системы, в данном случае общественной, и реализуется внутри нее. Функция фиксирует зависимое состояния системы и ее элементов от действия одной из составляющей. Функцией государства является управление обществом, т. е. такое воздействие на него, которое позволяет обществу воспроизводиться во времени и пространстве.
Функции государства различаются по количеству и объему проявления. Количество – совокупность предметов ведения, подлежащих государственному регулированию. Объем – величина компетенции (набора прав и обязанностей) государственных органов по реализации предмета ведения, влияющая на частоту, интенсивность государственного регулирования и степень обязательности государственных велений. Интенсивность государственного регулирования осуществляется либо как императивное (повелительное, безальтернативное), либо как диспозитивное регулирование – предоставление на выбор нескольких одинаково разрешенных, т. е. ненаказуемых, вариантов поведения.
Количество функций государства зависит от степени его развитости и господствующего в обществе типа политического сознания. Тип политического сознания – индивидуальное, субъективное определение значимости государства. Существуют три типа такого сознания:
1. Этатизм – представление о государстве как о благе и о человеке как о средстве для достижения государственных целей. Его существо удачно выразил Бенито Муссолини: «Все для государства, все посредством государства, ничего против государства». Этатизм обосновывает патерналистскую модель объема государственных функций – представление о государстве как о всеобщем опекуне и о гражданах, как не обладающих моральной автономией (самостоятельная выработка представлений о добре и зле).
2. Либерализм – представление о свободе как о благе и о государстве как о минимальной положительной ценности. Либерализм предполагает, что граждане не рассчитывают на помощь государства в деле обеспечения их благосостояния. Либерализм в своем классическом выражении создает представление о «минимальном государстве» – государство должно обладать минимальным количеством функций, для обеспечения которых все граждане согласны претерпевать одинаковые юридические обременения.
3. Анархизм (представление о государстве как об отрицательной ценности для человека) – не формулирует представлений о необходимых функциях государства.
В начале XX в. и особенно в его середине либеральное понимание объема государственных функций сменяется на другую модель. Эта модель называется социально-правовым государством. В ней усилены экономическая и социально-гарантийная функции. Впервые принципы социального-правового государства были зафиксированы в конституции ФРГ. Данная модель предполагает, что гражданин не только надеется и вправе требовать правомерного государственного бездействия, не только получает услуги по обеспечению безопасности и правосудия, но и приобретает положительные государственные гарантии на некоторые жизненные блага. Эти блага характеризуются как необходимые и достаточные для поддержания достойного человека жизненного уровня.
2. Классификация функций государства осуществляется по нескольким основаниям. Все функции государства по предмету их применения делятся на внешние и внутренние. Внешние функции – действия государства за пределами своей территории. К ним относятся:
• обеспечение безопасности государства;
• осуществление защиты и покровительства гражданам, находящимся за рубежом;
• обеспечение международного сотрудничества;
• регулирование внешнеэкономических отношений.
Внутренние функции – действия государства в пределах его территории:
• обеспечение внутренней безопасности и правопорядка;
• экологическая функция государства (защита окружающей среды обитания);
• страховая функция государства (гарантийная) – действия государства в чрезвычайных обстоятельствах;
• функция создания и поддержания социальной инфраструктуры.
Функции государства объективны, т. е. реализуются устойчиво, постоянно, независимо от смены конституционного строя, формы правления и персонального состава властвующих. Это не означает, что усилия руководителей государства и политическое сознание не влияют на количество и особенно на объем этих функций. Такое воздействие осуществляется посредством целей и задач, сознательно ставящихся перед государством.
3. Форма – определенный, устойчивый порядок соединения элементов. Под формой осуществления государственных функций понимается определенный установившийся порядок (т. е. последовательность действий), который обнаруживает государственная власть, реализуя свои цели. Существует три формы реализации, которые принято называть юридическими формами, поскольку их содержание определяется следующими юридическими актами.
1. Правотворческая форма. Государственная власть может реализовать свои функции посредством формулирования предписаний общего, периодичного, возобновляемого характера. В этом случае она выступает как правотворец (законодатель).
2. Исполнительная форма (форма активного правоприменения). Государственная власть может реализовать свои функции посредством отдачи однократных, индивидуальных предписаний на основании и во исполнение своих правовых норм. В этом случае государственная власть выступает как правительственная власть. Устойчивыми способами осуществления правительственной (исполнительной) власти считаются действия:
• по государственному управлению;
• по надзору за соблюдением и исполнением правовых норм;
• по охране правопорядка.
Правоприменение, осуществляемое правительством, называется активным, так как государственные органы реализуют право в инициативном порядке, на основании собственного волевого решения.
3. Судебная форма (форма пассивного правоприменения), или отправление правосудия. Государство может выступать и в роли арбитра в споре между гражданами или между гражданами и органами государства о нарушении их прав и обязанностей. Реализация правосудия включает:
• правоконстатацию – установление юридического факта, т. е. определение того, были ли нарушены права и не исполнены обязательства;
• правовосстанавливающее действие – восстановление нарушенных прав и компенсацию причиненного ущерба.
Правосудие называют также формой пассивного правоприменения, поскольку судебные органы принимают решение о юридическом споре не по собственной инициативе, а по запросу заинтересованных лиц.
Совокупность органов государственной власти, специализирующихся на реализации функций государства преимущественно в какой-то одной юридической форме, принято называть ветвями власти.
6. Классификация государств
1. Первый научно значимый образец классификации государств был предложен древнегреческим мыслителем Платоном и усовершенствован Аристотелем.
Классификация государств, по Аристотелю.
1. По характеру цели, которую реализует государство:
• правильные государственные формы – государственные образования, которые действуют ради общих интересов всех: монархия, аристократия, политая;
• неправильные государственные формы – государство действует в частных интересах, а не в интересах всех: тирания, олигархия, демократия.
2. По характеру замещения высших государственных должностей:
• государственные образования, где власть передается по наследованию: монархия, аристократия, тирания, олигархия;
• государственные образования с выборным характером замещения высших государственных должностей: демократия, полития.
3. По количеству должностных лиц, участвующих в управлении государством:
• власть одного: монархия, тирания;
• власть, действующая коллегиально и формирующаяся путем волеизъявления нескольких лиц: аристократия, олигархия;
• власть многих: демократия, полития.
4. По социальному положению находящихся у власти:
• власть богатых: монархия, тирания, аристократия, олигархия;
• власть бедных: демократия;
• власть среднего класса: полития.
2. Аристотелевская классификация положила начало двум различным традициям в классификации государств: юридической и внеюридической. Последняя предполагает, что государство рассматривается как часть общественной системы и существенными признаками государства становятся значимые черты общественных отношений. Внеюридическая классификация государств реализуется в следующих вариантах.
1. По источнику формирования бюджета:
• аграрные государства (формирующие бюджет государства из доходов сельского хозяйства);
• торговые государства (существующие за счет удобного географического положения в точках пересечения торговых путей);
• редестрибутивные государства (существующие за счет обложения данью других сообществ);
• индустриальные и постиндустриальные государства (государства, формирующие бюджет из доходов промышленности или оказания услуг).
2. По отношению к религии:
• клерикальные государства (управляемые церковной властью);
• атеистические государства (преследующие религию);
• секуляризованные (светские) государства (признающие религиозные убеждения свои граждан их частным делом).
3. По правовому и политическому положению государствообразующего этноса:
• этнократии, или националистические государства (наделяющие особыми привилегиями членов господствующего этноса);
• толерантные (признающие правовое равенство граждан любой этнической принадлежности);
• полиэтнические и мультикультурные (признающие особые права этнических меньшинств, выступающие как привилегии в отношении господствующего этноса).
4. По положению политических партий:
• многопартийные (признающие равные права политических партий на участие во власти);
• однопартийные (допускающие существование только одной, правящей партии);
• беспартийные (запрещающее все партии как потенциальные источники раскола нации).
5. По геополитическим характеристикам:
• государство – сверхдержава (оказывающие решающее влияние на международные отношения в целом);
• региональные державы (оказывающие решающие воздействие на локальные международные отношения);
• государства-сателлиты, «провалившиеся государства», которые не могут обеспечить выполнение основных государственных функций, а также бывшие сверхдержавы и державы. Всех их объединяет то, что они не имеют собственных значимых внешнеполитических целей, кроме самосохранения.
Вариантами внеюридической классификации являются формационная и цивилизационная классификации государств.
3. Авторами формационной классификации были Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Она предусматривает, что государства объединяются в группы на основе их принадлежности к общественно-экономической формации (господствующему в локальном социальном организме способу организации производства и распределения). Предполагается, что государственная власть есть продолжение и видоизменение экономической власти того общественного класса, который владеет собственностью, а та в свою очередь зависит от используемой технологии производства, характера орудий труда. Формационная концепция выделяет следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
В зависимости от типа и объекта собственности формируется и тип общественных отношений. В условиях рабовладельческой формации главным объектом собственности является человек как носитель живой деятельности. Феодальное государство возникает в условиях, когда не столько личность работника, сколько земля оказывается главным объектом собственности. Различия в качестве рабочей силы компенсируются более сложными, чем при рабовладении, орудиями труда. Появляется более значительный объем прибавочного продукта, для изъятия которого не требуется такого жесткого контроля над личностью работника, как при рабовладении. Отношения личной зависимости приобретают характер крепостной зависимости, когда собственность на средства производства распределяется (хотя и в неравных долях) между господствующим классом и непосредственным работником. В буржуазном обществе главным объектом собственности становится овеществленный индустриальный труд, обеспечивающий высокую производительность, значительный объем прибавочного продукта и не требующий от работника универсальной квалификации (как в предшествующих формациях). В силу этих обстоятельств отношение между собственником средств производства и непосредственным работником приобретает характер вещной зависимости при личной свободе последнего. На очень высокой стадии технологического развития, когда доля неквалифицированного труда становится очень незначительной и наука становится «непосредственной производительной силой», функция управления производством отделяется от функции собственности.
Постепенно против марксистской классификации государств был сформулирован ряд существенных аргументов:
• в истории государства не наблюдаются линейная и прогрессивная последовательности формаций и соответствующие им типы государств. Многие феодальные государства образовались, минуя стадию рабовладения на своей территории;
• формационная концепция не объясняет многообразия форм государства в пределах одной формации;
• формационная концепция слабо применима к исследованию государств Востока, в которых лишь очень условно можно говорить о какой-либо собственности;
• формационная концепция не может убедительно объяснить многочисленные факты, когда государственная власть выступала против интересов экономически господствующего класса.
4. Независимо от формационной классификации сложился и получил развитие цивилизационный подход к классификации государств. В его рамках государства группируются по признаку принадлежности к одной цивилизации (культуре). Этот подход носил ярко выраженный идеалистический характер. Если марксизм настаивал на производности сознания от практики производства вещей и общественных связей, то сторонники цивилизационного подхода (М. Вебер, А. Вебер, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби-младший, Н. А. Бердяев), напротив, видели в материальных условиях жизни людей объективацию их коллективного сознания, руководимого устойчивыми ценностными предпочтениями. Ценности в сознании народа отнюдь не носили характер реакции на условия производства, а предшествовали им. Эти ценности определяют смысл жизни человека и диктуют выбор экономического поведения, устройства общества и государства в целом.
Существо цивилизационного подхода в том, что он отказывается видеть соизмеримость, преемственность и смену разных цивилизаций и оценивать их в терминах «более высокие» / «менее высокие», как это принято в формационной концепции. Количество цивилизационных типов государств определяется авторами по-разному, но традиционным является выделение двух главных типов государств, соотнесенных с глобальными цивилизациями: Востока или Запада. Восточная государственность несет в себе следы восточной цивилизации с ее теоцентрическим мировоззрением.
7. Формы государства
1. Юридическая классификация предполагает отнесение реального государства к определенной государственной форме.
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.
Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает три взаимосвязанных аспекта:
2) форму государственного устройства;
3) форму политического режима.
Понятие формы государства дает представление о процессе воспроизводства государственной власти в целом, показывая источник власти, т. е. как группа лиц превращается в ее носителей, как образовавшаяся власть распределяется по территории и каким образом организуется взаимодействие власти с ее источником.
Юридический подход носит формальный и институциональный характер:
• исследует процедуры, образующие государственную власть, ее распределение между государственными органами и территориальными образованиями, а также способы взаимодействия государственной власти с гражданами (подданными) государства;
• исследует эти процедуры в виде юридических институтов, т. е. правил, зафиксированных в юридических актах. Государство, таким образом, сводится к законодательству о государстве, или точнее, рассматривается как форма правовой организации общества.
2. Форма правления – принцип организации государственной власти.
Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования. Монархия подразделяется на несколько видов в зависимости от объема властных полномочий монарха:
• абсолютную монархию: все правомочия государства – законодательные, правительственные и судебные – сосредоточены в одном лице. В таком государстве нет граждан, а есть только подданные, лишенные политических прав. Абсолютное государство относится к своим подданным как к потенциальным правонарушителям и потому широко применяет меры превентивной (предупреждающей) репрессии против них;
• ограниченную (конституционную) монархию, часто называемую также «дуалистической»: действия монарха регламентированы правовыми нормами – конституцией, которая всегда носит октроированный (дарованный) характер; монарх является не только главой государства, но и главой исполнительной ветви власти; конституционная монархия предполагает неизменяемость конституции по произволу монарха, наличие избираемого законодательного органа (парламента) при широких полномочиях монарха в этой области по образцу английской конституционной формулы «king in parliament»;
• парламентскую: реальная власть принадлежит правительству и парламенту, глава государства выполняет номинальные (представительские) функции.
Республика – форма правления, когда должность главы государства, а также иные высшие государственные должности замещаются на определенный срок в порядке политических выборов либо посредством утверждения их непосредственными представителями народа, избранными в ходе политических выборов (депутатами парламента, президентом). Республиканская форма правления предполагает, что государство – это государственно организованный народ. В зависимости от этого выделяют:
• прямую республику (непосредственную демократию) – народ не только является источником суверенитета, утверждая конституцию и определяя тем самым исходные начала государственного строя, но и сам осуществляет этот суверенитет. В прямой республике отсутствует либо слабо выражен государственный аппарат;
• представительную республику – народ выступает только источником государственного суверенитета – создателем конституции, который тем самым определяет основные начала государственного устройства. Однако народ не является носителем государственной власти. Свое суверенное право народ делегирует своим представителям прямо (через политические выборы либо косвенно – через назначение на должности, которое осуществляют собственной властью избранные им представители. В представительной республике государство включает в себя два субъекта государственного суверенитета: народ и государственный аппарат.