Что означает политика нового мышления
Новое политическое мышление
Содержание
Истоки «Нового политического мышления»
Определение и сущность «нового политического мышления»
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов
Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.
В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.
Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.
Из приведенных ниже документов можно сделать именно такой вывод. Джек Метлок свидетельствует следующее, подкрепляя своё мнение документами ЦРУ [7]
— Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ). – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 155-157.
США, поначалу недооценивавшие масштабы перестройки, впоследствии изменили свою позицию. Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989) [9] :
— Золов А. В. США: борьба за мировое лидерство (К истории американской внешней политики. ХХ век) [10]
Новое политическое мышление 1985-1991 годов
Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.
Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:
Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство. Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.
Первые шаги новой политики
До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:
Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.
Поиск партнерства с Соединенными Штатами
Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987, и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве
Начиная с 1988 года СССР оказывается в крайне серьезном положении. В стране образовался «застой», но не экономический, как нам часто говорят, а застой элиты и Горбачев решил сделать ставку на американский капитал. Для этого ему пришлось идти американцам на любые уступки. Практически все двусторонние договора подписывались на крайне невыгодных условиях для СССР, но таков был уже мир к тому моменту. Советская элита перестала делать ставку на развитее страны, и стала делать ставку на становления собственников (буржуа) из самой сея (из элиты).
Разблокирование региональных конфликтов
Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:
Новое политическое мышление в СССР привело к тому, что некоторые локальные конфликты были разрешены, и было снято международное напряжение. Но какой ценой этого удалось добиться? Фактически СССР «сдает» Ливию, Ирак, Африку, Ближний Восток, Монголию, а в замен не получает ничего! Происходит сознательное ослабление своих позиций для того, чтобы вызвать одобрение Запада. И это также стало лакмусовой бумагой окончания власти Советов. Горбачев фактически во всеуслышание заявил, что сделает все для одобрения Западом, в том числе и откажется от своих геополитических интересов, и оставит в сложном положении союзников. Ведь в Ливии и Ираке были правительства дружественные СССР, и вот от этих самых правительство СССР просто отворачивается! И это только вершина айсберга, куда масштабнее и трагичнее оказались дела в Европе, но об этом чуть ниже…
Отказ от поддержки социалистического лагеря
После победы во 2-ой мировой войне Советский Союз получил свою зону влияния – Восточную Европу (Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания, Венгрия, Польша). В этих странах (напомню, что все они, кроме Польши, против Германии не воевали, а против СССР – воевали) были установлены советские военные части, шла поддержка социализма, интеграция экономик и другие процессы. И вдруг в 1989 году, из-за взглядов новой политики, это все сворачивается – армия выводится, поддержка социализма прекращается, экономическая связь обрывается. К чему это привело? Ко вполне логичному результату на рубеже 1989-1990 годов во всех странах прокатились революции в поддержку капитализма, против социализма. То есть Горбачев «кинул» Восточную Европу и вызвал ее праведный гнев.
В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.
Итоги нового политического мышления
Новое политическое мышление имело следующие результаты:
Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.
Какова была роль экономики?
Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.
Источники и дополнительный материалпо теме:
«Новое мышление» во внешней политике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Концепция «нового политического мышления»
В начале правления М. Горбачева его политический курс не отличался от традиций его предшественников, но в 1987-1988 гг. он предложил новую внешнеполитическую концепцию, которая существенно отличалась от прежних – «новое политическое мышление». Этому способствовало несколько причин:
Концепция «нового политического мышления» была разработана и описана Горбачевым в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», которая была издана в 1987 г.
Суть новой политики
«Новое мышление» основывалось на нескольких принципах:
Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.
Готовые работы на аналогичную тему
Согласно «новому политическому мышлению», внешняя политика СССР осцществлялась по трем основным направлениям:
Концепция «Нового политического мышления» оказала положительное воздействие на советско-американские отношения: начался процесс ядерного разоружения. В 1985 г. состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом, что стало началом потепления отношений между СССР и США. В 1987 г. был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Этот документ впервые в советско-американских отношениях устанавливал не сокращение, а сразу ликвидацию вооружений, что, несомненно, стало большим шагом вперед.
В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.
Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.
В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.
Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.
В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.
В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.
Результаты новой политики
Результатами политики «нового мышления» были: снижение международной напряженности, разрушение «образа врага»; уничтожение целых классов ядерного оружия; * активная интеграция СССР и «дружественных ему стран» в мировые структуры.
Новое политическое мышление
Новое политическое мышление (новое мышление) — появившееся во время Перестройки выражение и концепция последнего главы СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Концепция была изложена в вышедшей в октябре 1987 года книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира» (термин появился в феврале 1986 года). Концепция обосновывала курс на прекращение холодной войны с Западом, разрядку, отказ от гонки вооружений. Включала в себя принципы деидеологизации внешней политики и отказ от классовой борьбы. Политика СССР, основанная на новом политическом мышлении, привела к ликвидации Варшавского договора и социалистического лагеря, при этом НАТО как военный союз западных стран ликвидировано не было.
Содержание
[править] Происхождение
Пришедший к власти в марте 1985 года в СССР М. С. Горбачев в ходе политических реформ во время Перестройки провозгласил концепцию «нового политического мышления» в качестве государственной. Курс на прекращение гонки вооружений был провозглашен почти сразу.
Как убедительную демонстрацию доброй воли Советского Союза, его искреннего стремления к честному диалогу и поиску реалистических решений, которые ослабляли бы напряженность в мире, помогали бы перекрыть пути гонки вооружений, расценивают зарубежные средства массовой информации, видные политические и общественные деятели разных стран беседу М. С. Горбачева с редактором газеты „Правда“. В многочисленных комментариях отмечается, что нельзя упускать существенные возможности для улучшения советско-американских отношений и оздоровления общей международной обстановки.
Как пишет К. Н. Брутенц, впервые новую программу выдвинул М. С. Горбачев на выступлении в МИД в мае 1986 г. Здесь не прозвучало словосочетания «новое политическое мышление», но совокупность отдельных положений фактически представляло собой новую внешнеполитическую программу. М. С. Горбачев говорил: «не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…» [2] Всё это впоследствии превратилось в «новое политическое мышление».
В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года Горбачев заговорил также о необходимости перестройки мышления. Тогда же прозвучал сам термин «новое политическое мышление», Э. А. Шеварднадзе связал его с отказом от «устаревших философий и отживших доктрин»: [3]
Собравшись на ответственейшем рубеже, съезд не может не продуцировать новые, соответствующие времени идеи. Перед нами впервые изложенный свод принципов нового политического мышления, позволяющих сделать кардинальные для судеб человечества выводы.
Первый. Между реальностями ядерного века и пониманием стоящих перед миром задач возник опасный разрыв. Коренной пересмотр и решительный отказ от устаревших философий и отживших доктрин — первоочередная, жизненная необходимость.
Второй. Новые экономические, научно-технические факторы формируют целостный взаимозависимый мир, в котором действительность предъявляет руководителям каждого государства повышено жесткие требования, диктует предельную ответственность в поведении и принятии решений.
В 1987 году вышла книга Горбачева «Новое политическое мышление для нашей страны и всего мира», в которой концепция нового мышления излагалась подробно.
[править] Основы
Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: [4]
Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе
Концепция нового политического мышления включила в себя: [5]
К этим принципам нового политического мышления примыкают провозглашенные при Горбачеве в СССР плюрализм и политика гласности. Также из нового политического мышления вытекает политика разоружения.
[править] Результаты
Фактическое поражение СССР в Холодной войне («Второй холодной войне»), распад СССР и Восточного блока (блока стран «Варшавского договора»).
[править] Мнения
А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:
Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.
В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за её пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов
[править] Особенности
При произношении фразы «новое политическое мышление» М. С. Горбачев в слове мышление делал ударение не на второй, а на первый слог.
Новое политическое мышление 1985-1991 годов
В 1985 году к власти пришел энергичный Михаил Горбачев. Период его правления ознаменовался рядом изменений, в том числе и во внешней политике. Внешнеполитический курс Горбачева получил название «новое политическое мышление».
Предыстория
В 1979 году советские войска вошли в Афганистан, а затем стали принимать активное участие в боевых действиях. Мировое сообщество расценило эти действия как агрессию. Отношения Советского Союза и Запада вновь обострились, поэтому политики заговорили о новом этапе «холодной войны».
К середине 1980-х несостоятельность внешней политики Советского Союза стала очевидной. Идеологические «табу» и гонка вооружения ограничивали внешнеэкономическую деятельность страны, мешая дальнейшему ее развитию. В связи с этим требовались перемены во внешней политике.
Начало перемен во внешней политике
В 1985 году Горбачев, придя к власти, попытался улучшить отношения с США. Он осознавал, что только «миролюбивая» внешняя политика сможет оздоровить международную обстановку и прекратить гонку вооружений. Однако 1-я встреча Горбачева и президента США Рейгана окончилась лишь подписанием формальной Декларации о недопустимости ядерной войны.
В следующем году была подвергнута коррективам политика СССР в Афганистане. Советский Союз, сменив афганское руководство, подготовил почву для вывода своих войск из страны. В 1986 году США бомбардировало Ливию. Советский Союз, находясь в «дружественных» отношениях с этой страной, выразил свой протест, однако активного участия в конфликте не принял.
Осенью 1986 года состоялась встреча лидеров СССР и США в Исландии. Горбачев выразил готовность пойти на уступки давнему противнику. Эта встреча положила начало нового советского внешнеполитического курса. Основные его идеи были изложены Горбачевым в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (1987).
Принципы новой политики заключались в следующем:
В соответствии с этими принципами были определены 3 ключевых направления внешней политики:
Новое мышление в 1987-1991 годах
Новая внешняя политика Советского Союза вскоре дала результат. В 1987 году США и СССР подписали важный договор об ликвидации ракет средней и малой дальности. Напряженная обстановка в мире существенно разрядилась.
В 1990 году в Париже странами-представителями НАТО и Организации Варшавского договора, в том числе и СССР, был подписан договор о лимитировании вооружений и техники. В следующем году Советский Союз и США заключили соглашение о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 15 лет. Этот документ стал большим шагом на пути к безъядерному миру.
В период перестройки СССР начал образовывать новые экономические отношения с Америкой и другими капиталистическими странами. Советское правительство надеялось получить политическую поддержку и экономическую помощь, поэтому зачастую шло на уступки Западу. В итоге это привело к падению авторитета Советского Союза.
В 1988 году СССР начал вывод вооруженных сил из Афганистана. В этом же году Горбачев заявил о сокращении армии и переходе на производство гражданской продукции предприятий оборонного комплекса.
Осенью 1989 года в странах Восточной и Центральной Европы пал коммунистический режим. Новое правительство этих государств заявило об отказе от тесного сотрудничества с Советским Союзом. В 1991 году Организация Варшавского договора (ОВД) прекратила существование. Биполярный порядок в мире разрушился, и советский режим оказался обречен.
Итоги
Благодаря переменам во внешней политики СССР произошла разрядка международной напряженности. Народы многих стран мира получили возможность развиваться без вмешательства извне. США и СССР ослабили противоборство и начали процесс ядерного разоружения.
Вместе с тем политика Горбачева привела Советский Союз к поражению в «холодной войне», а также к: