Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест

Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Смотреть фото Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Смотреть картинку Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Картинка про Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Фото Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест

Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле

Содержание

Политика протекционизма определение

Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.

С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам.

Развитие интеграционных процессов привело к появлению « коллективного протекционизма » — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. Ярким примером является Евросоюз. Франция и Германия, когда торгуют между собой никаких пошлин не платят, а вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело.

В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Виды протекционизма

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.

Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.

Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.

Основные виды протекционизма

В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли ( фритредерство ), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

Современный протекционизм

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.

Ярким примером страны с сильно развитым протекционизмом является Соединенные Штаты Америки (США). На протяжении всей истории она практиковала, и сейчас практикует, высокие пошлины на иностранные товары.

В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.

Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.

Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.

Недостатки протекционизма

К недостаткам протекционизма относят:

Политика либерализации в мировой торговле (Фритредерство)

После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли. В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции.

Фритредерство (свободная торговля) — поощрение свободной торговли, снятие таможенных барьеров

Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики. Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодных торговых операций. Для стран с сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.

Свободная торговля ведет к тому что на внутреннем рынке появляется большое разнообразие товаров и стоят они дешево.

Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия страны вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.

В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать «грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров. Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства.

Опыт «Азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5-6 %, а рост внешней торговли 9-10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.

Источник

Что такое протекционизм. Объясняем простыми словами

Протекционизм — государственная политика, при которой власти ограничивают импорт, чтобы поддержать отечественных производителей.

Яркий пример — политика импортозамещения, которую Россия ведёт с 2014 года. Власти надеялись заместить поставки импортных продуктов товарами внутреннего производства и ввели эмбарго на продукты (проще говоря — запретили) из стран Евросоюза. Предполагалось, что запрещённые товары будут заменены российскими.

Однако полностью эту задачу выполнить не удалось. Где-то планы реализовались частично, где-то просто провалились. Например, к 2020 году власти планировали сократить ввоз в страну овощей аж на 70,3%, но по факту вышло только на 27%. На смену европейским поставщикам пришли компании из других стран. По мнению экспертов, произошло не импортозамещение, а реэкспорт запрещёнки.

Пример употребления на «Секрете»

«У чиновников Минкульта основными KPI является доля российского кино в общей кассе. Какого размера будет эта касса, им, в общем, всё равно. Сегодня чиновники бодро рапортуют, что за прошлый год результаты проката российского кино выросли на 6%, или на 600 млн рублей. И всё это благодаря протекционизму и ручному управлению. Но при этом они забывают указать, что из-за того же протекционизма общий бокс-офис страны упал на 6%, или на 3,3 млрд рублей».

(Экс-СЕО сети кинотеатров «Формула кино» Юрий Кириллов — о протекционизме в киноотрасли.)

Нюансы

В широком смысле под это понятие подходят все меры по защите отечественных производителей от иностранной конкуренции, включая экспортные субсидии. Но в медиапространстве термин чаще всего обозначает государственную политику, защищающую национальных производителей от конкуренции со стороны импорта.

Дискуссия

Среди экономистов есть консенсус, что протекционизм отрицательно влияет на экономический рост, доходы страны в целом и покупательную способность её граждан.

«Не может без импорта обходиться современная экономика в эпоху глобализации. Если в России хотят доказать обратное, такую экономику можно лишь пожалеть. Конкуренция с иностранными поставщиками — вещь, конечно, неудобная. Но без неё всё загнивает. Зачем пытаться производить что-то лучшее, если и так купят?!» — указывает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.

Среди аргументов в пользу протекционизма — он защищает страну от:

Также сторонники протекционизма считают, что чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше для её экономики. «Например, предприятие, поддерживающее политику импортозамещения, заказывает услуги другим отечественным производствам, покупает отечественные комплектующие и платит специалистам, сопровождающим этот процесс. Таким образом, деньги остаются в экосистеме российской экономики», — уверен управляющий Курским электроаппаратурным заводом Ярослав Иванов.

Чтобы протекционистские меры принесли стране пользу, они должны быть временными, «пока получившие поддержку компании и отрасли не достигнут мирового уровня конкурентоспособности», — резюмирует заведующий отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев.

Источник

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА задания из ЕГЭ с ответами

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Контроль темы№11 « Мировая экономика »

1. Что не является предпосылкой международного разделения труда?

1) п риродные условия страны;

2) уровень экономики и научно-технического развития;

3) сложившиеся традиции в производстве;

4) политическая обстановка.

2. Международная торговля основывается:

1) на экономических механизмах;

2) желании избавиться от излишков производства в стране;

3) научно-техническом обмене;

3. Наибольшее преимущество в свободной торговле имеют те страны, у которых:

1) самые низкие цены на товары;

2) самое большое положительное сальдо;

3) самый большой импорт;

4) издержки производства аналогичных товаров ниже.

4. К политике протекционизма не относятся:

1) высокие ввозные пошлины;

2) льготное налогообложение отечественного производителя;

3) ограничение импорта с помощью квот;

4) свободная экономическая зона.

5. Что означает понятие «свободная торговля»?

1) о тсутствие регулирования;

2) торговля без таможенного контроля;

3) без вмешательства государства;

4) равные условия для всех участников.

6. К глобализации экономики не относится:

1) углубление международного разделения труда;

2) усиление интернационализации производства;

3) возникновение ТНК;

4) выравнивание уровня экономического развития разных стран.

7. Основой внешнеэкономической политики России является:

2) экспорт готовой продукции;

3) экспорт наукоемких технологий;

4) экспорт трудовых ресурсов.

8. Первое место в импорте России занимают:

1) машины и оборудование;

2) потребительские товары;

3) сельскохозяйственная продукция;

9. Основные партнеры России по импорту и экспорту:

1) Германия, Белоруссия, Индия, Китай;

2) Великобритания, США, Италия, Казахстан;

3) Аргентина, Япония, Финляндия, Иран;

4) Канада, Турция, Швеция, Норвегия.

10. Мировая торговля несет человечеству:

1) мир и процветание;

2) понимание и взаимодействие;

3) соперничество и вражду;

4) переход к автаркии.

1. Верны ли следующие суждения о глобализации?

А. Процесс глобализации мировой экономики несет как положительные, так и отрицательные последствия.

Б. Глобализация несет негативные последствия, проблемы и риски.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о регулировании в мировой экономике?

А. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в мировой торговле.

Б. Нетарифные методы регулирования являются частью политики протекционизма.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Верны ли суждения об экономическом взаимодействии между народами?

А. Чем выше уровень производства, тем интенсивнее экономическое взаимодействие между народами.

Б. Межнациональные экономические связи способствуют решению проблем жизнеобеспечения народов.

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Какие ответы правильные?

Причины глобализации мирового хозяйства заключаются в существовании:

1) военно-политических блоков;

2) экономической интеграции;

3) в семирной информационной сети (Интернет);

4) террористической угрозы;

5) активной мировой торговли;

6) нестабильности национальных экономик.

Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Смотреть фото Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Смотреть картинку Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Картинка про Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест. Фото Что означает политика протекционизма расширение экспорта защита интересов тест

6. Какое слово пропущено?

1) Политика государства, направленная на защиту интересов внутреннего производства от иностранной конкуренции, называется ________________________.

2) Все виды вложений иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли называются иностранные ______________.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

Тарифы, квоты, эмбарго, сальдо, демпинг.

8. Найдите соответствие.

1) пошлины на импортные товары;

2) ограничение вывоза отечественных товаров;

3) установление квот;

5) таможенные союзы;

МЕТОДЫ ПОЛИТИКИ
ПРОТЕКЦИОНИЗМА:

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

(1) Переход к рыночной модели экономического развития в России был одобрен Правительством в октябре 1991 г. (2) Авторы программы радикальных преобразований рассчитывали легко перевести экономику страны «на капиталистические рельсы» через либерализацию цен. (3) В результате этого освобождения цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. денежные средства населения были фактически конфискованы, так как люди лишились сбережений и вкладов. (4) Сегодня эта ситуация оценивается экспертами как начало глубочайшего социально-экономического и психологического кризиса.

Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.

Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря (1) ………. расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагая товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их (2) ………., что ведет к снижению (3) …….. на них. Реализация товаров на внешнем рынке – (4) ………. – позволяет странам, специализирующимся на определенных товарах и услугах, органично войти в мировое хозяйство.

11. Заполните таблицу «Свободная торговля»:

– насыщение рынка товарами и услугами;

– зависимость рынка от импорта;

– поступление в бюджет дополнительных налогов;

– сокращение отечественного производства;

– привлечение иностранных капиталов;

– дополнительная конкуренция отечественным товарам;

– дополнительные рабочие места;

– инвестиции национальной валюты в иностранную экономику.

12. Перечислите формы международных экономических отношений.

13. Работа с текстом.

Россия и процесс
экономической глобализации

По данным представительства Европейской комиссии в Москве, Европейский союз пришел к выводу, что членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой – чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд, а в долгосрочной – 64 млрд долл. в год.

Все чаще представители экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах глобализации дает ей шанс быстрее приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В то же время они констатируют затянувшееся отставание многих стран от передовых государств, во многом создавших постиндустриальные общества, что чревато угрозой выталкивания отстающих на «обочину» цивилизации, закрепления их подчиненного положения.

Однако слишком быстрое следование экономическим моделям глобализации без должного учета собственного весьма непродолжительного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.

Сказанное свидетельствует о важности роли государства в эпоху глобализации. Осуществляя либерализацию своих функций в области управления экономикой, оно не может полностью устраняться от выполнения стоящих перед ним задач в данной сфере. Напротив, как показывает мировой опыт, его регулирующая роль должна возрастать для предотвращения неизбежного хаоса из-за стихийного развития рыночных процессов. Не будучи членом ВТО, Россия не может в полной мере использовать преимущества международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка.

1) Найдите в тексте и выпишите два положения, подтверждающие необходимость вступления России в ВТО.

2) Автор формулирует выгоды и потери, которые ждут Россию в результате вступления в ВТО. Найдите и перечислите их.

3) Перечислите указанные автором три меры государственной поддержки, необходимые для адаптации российской экономики к рыночным условиям и успешного участия в процессе глобализации. Опираясь на знание фактов общественной жизни, проиллюстрируйте каждую меру соответствующим примером.

4) Назовите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три направления государственной политики протекционизма, способствующие адаптации отечественных производителей к условиям мирового рынка и использования выгод международного разделения труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *