Что означает понять структуру потребности
Какие потребности человека – 5 основных теорий в психологии
Данная статья разработана в рамках рубрики: Психология.
Раздел: Философия.
Каждый человек, обучаясь в школе, не раз слышал про потребности человека (базовые потребности, первичные, вторичные). Более того, каждому известна теория Маслоу о классификации потребностей. Поэтому всем нам известно – каждому человеку необходима пища, вода, жилище, социализация для существования. Но что такое потребность? Как рассматривается в психологии понятие «потребность»? Почему такие потребности присущи только человеку? Какие существуют теории групп потребностей? Давайте вместе разберемся в этом базовом понятии психологии и гуманитарных наук.
Что такое потребности
Термин «потребность» изучается многими науками, в том числе психологией, обществознанием, философией. Поэтому трактовки могут разительно отличаться.
По общему правилу, потребность – это необходимость человека в чем-либо (вещи, объекты, люди, процессы социализации), без которых человек не ощущает комфорт, безопасность и стабильность. Простыми словами, это нужда человека в чем-либо.
По иному подходу, потребность – это внутренне психологическое и функциональное ощущение человека, которое выражается в недостатке каких-либо объектов или предметов, статуса, которые изменяются в отличие от содержания каждой конкретной личности и соответствующей ситуации.
Важно отметить, что сам термин характерен не только для людей, но и для представителей животного мира. У них также есть необходимость в чем либо – в еде, воде, безопасности. Однако людей отличает наличие духовных и социальных стремлений, которые как таковые отсутствуют у животных.
Основные признаки
В нашей жизни встречаются разные категории общественного и психологического характера. И «потребность» – это один из таких терминов. Но что отличает его от иных понятий, которые на первый взгляд покажутся любому достаточно схожими. Давайте рассмотрим основные признаки:
Сама по себе иерархия потребностей (пирамида потребностей) характеризует этапы становления личности.
Значение в жизни человека
Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.
Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.
Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.
Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.
Психологическая структура потребностей
Но как же выглядит психологическая структура человеческой потребности (как первичной, так и вторичной)? Потребности человека подразделяются на два структурных элемента. Давайте их рассмотрим.
В данном случае потребности личности рассматриваются в качестве конкретных категорий, вещей, предметов материального мира. То есть фактически у человека всегда есть осознание того, что поможет ему удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому удовлетворение потребностей происходит путем получения каких-ибо объективно выраженных результатов человеческой деятельности.
Когда потребности личности не удовлетворены, у человека возникает дискомфорт. Это, своего рода, стресс. Который выражается в том, что при отсутствии возможности в удовлетворение потребностей у личности возникает стрессовая ситуация, агрессия, раздражённостью и другие характеристики.
Таким образом, структура потребностей выглядит следующим образом. Во-первых, это то, чем можно удовлетворить то или иное стремление. Во-вторых, это то, что будет испытывать человек, еси потребность не удовлетворена. То есть это своего рода мотивация, хоть и основанная на негативных ощущениях.
Развитие потребности
Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:
Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.
Виды потребностей
В психологии достаточно часто потребности разделяются на группы. Они характеризуются и объединяются по определенным признакам и факторам. Давайте рассмотрим каждую такую группу более подробно.
Биологические потребности
Такие потребности часто называют «базовые потребности» или «физические потребности человека». Это означает, что такой набор желаний и представлений характерен абсолютно для каждой личности. В данном случае не имеет значения, какой характер у человека, или какие у него ценности. К биологическим потребностям относят:
Такие потребности также именуют как естественные потребности. Более того, существует классификация низших и высших потребностей. Биологические потребности выступают как низшие потребности человека.
Материальные потребности
Многие исследователи включают в состав материальных потребностей также и биологические. Хотя это не совсем верный подход. Конечно, с помощью предметов материального мира можно удовлетворить естественные потребности. Однако их удовлетворение не является предметом материальных.
Что же включается в состав материальных потребностей? Мы можем выделить следующие виды:
Можно сказать, что материальные потребности – это то, с помощью чего удовлетворяются базовые и более высшие уровни потребностей человека.
Социальные потребности
Общение и социализация – это двигатель нашего прогресса и развития. Поэтому практически с рождения. ребенка появляется твердая необходимость во взаимодействии. Например, маленький ребёнок до 3-4 лет привязан к своей матери. То есть его развитие зависит от привязанности к матери и удовлетворения его социальных потребностей.
В группу социальных потребностей включаются следующие элементы:
Что означает понять структуру потребности
1.2 Структура потребностей человека
Потребности, их виды. Классификация потребностей
Потребности – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.
Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.
Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу
Выдвинутая Маслоу классификация человеческих потребностей включает:
Потребность в принадлежности к определенной социальной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости окружающим, человеческие контакты.
Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей присущи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и развитие людей с тремя основными потребностями: власти, успеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естественный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обычно искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышенного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стремление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответственность за решение проблем, предпочитают ставить перед собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим результатам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружеских взаимоотношений, оказании помощи коллегам по работе.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигиенические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, коллегами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.
Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей
Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности – это потребности, опосредованные производственными отношениями. В их систему входят, прежде всего, предметные потребности (материальные и духовные) – в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности – в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Общественные потребности реализуются частично внеспроса – через социальные функции государства (например использование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потребность – результат реальных противоречийобщественного производства, выражает несоответствие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противоречий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению постоянно возрастающих потребностей.
Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда – отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.
Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов
В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Человек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономических успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально новых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обществе необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не просто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступает особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию инвестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использование лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного менеджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является человек. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономического поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гарантированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при минимуме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффективность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к производству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, затраты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельности, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, навыков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни – годами жизни, образование – годами обучения, доход – покупательской способностью, грамотность взрослого населения – процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 – это минимум, а 1 – максимум (табл.23).
Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП
Потребности человека по пирамиде Маслоу: как использовать иерархию в жизни, маркетинге и менеджменте
Иерархия потребностей Маслоу — одна из популярнейших теорий мотивации. У нее есть ряд последователей и противников, на основе этой теории созданы десятки новых концепций, которые сейчас применяют как в обычной жизни, так и в бизнесе. В этой статье мы рассмотрим основы теории Абрахама Маслоу, ее недостатки и преимущества, а также выясним, можно ли ее использовать в современном мире.
Что такое пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу — это описание потребностей человека: от низменных желаний до возвышенных.
Абрахам Маслоу сформулировал теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он структурировал желания и нужды человека и создал иерархию потребностей.
Теория иерархии потребностей Маслоу
Ниже — таблица с описанием уровней теории потребностей от низшего к высшему.
Уровни иерархии потребностей | Определения | Пояснения |
Физиология | Удовлетворение жизнедеятельности организма | Сон, еда, естественные нужды, здоровье, секс |
Безопасность | Чувство защищенности и комфорта, защита от внешних угроз и собственных страхов | Крепкие стены и крыша над головой, защита дома от ЧП, страховка на дом или жизнь |
Любовь и принадлежность | Общение, привязанность, семья, дружба — социализация | Поиск друзей и партнера, создание семьи, уверенность, что человека поймут и примут таким, какой он есть |
Уважение и признание | Желание быть важным и получить признание в обществе | Заработать больше и показать свой статус, добиться успеха |
Творчество и познание | Стремление к новым знаниям | Путешествия, второе образование и семинары, повышение квалификации |
Эстетика | Поиск гармонии и радости через искусство и красоту | Изучение культуры других стран, поход в музеи и театры, творчество и коллекционирование |
Самоактуализация | Поиск смысла жизни, переосмысление ценностей | Реализация мечты, анализ духовных ценностей, поиск себя и развитие талантов |
Классическая пирамида выглядит так:
Пирамида Маслоу. Источник
Мы немного разбавили строгую иерархию эмодзи, чтобы вы могли легко запомнить ключевые моменты:
Пирамида Маслоу — потребности человека
Суть теории
Психолог исследовал стимулы и мотиваторы, а также степень их удовлетворения, которые выступают движущей силой и призывом к действию. Он предположил, что у каждого человека есть определенные потребности к комфортной жизни, к которым он стремится.
Маслоу сформулировал несколько принципов, характеризующих природу человека:
Запросы бывают первичными и вторичными, причем в последних какая-либо ступень может быть пропущена. Поэтому теория отражена в виде пирамиды, а не диаграммы.
Первичные или физиологические нужды у человека заложены с рождения. Это то, что помогает ему существовать — еда, вода и движение.
Вторичные или психологические мотиваторы приходят с опытом и развитием человека: успех, уважение, власть, причастность к чему-либо и стремление к благосостоянию.
Важно обратить внимание, что пока индивид не удовлетворит базовые желания: физиологические потребности по Маслоу и обеспечение безопасности — ему будет сложно думать о высших стремлениях.
Например: если вы работаете на износ, ухаживаете за больными родителями и занимаетесь всеми домашними делам, вам некогда размышлять о саморазвитии и познании себя.
Высшие потребности характеризуют личность человека и показывают широкий спектр культурных индивидуальных различий, однако их крайне сложно измерить. По подсчетам автора теории, только 2% населения Земли достигают наивысшего удовлетворения — самоактуализации. При этом Маслоу не идеализирует такого человека — у них также есть недостатки, раздражительность, упрямство и невнимательность к окружающим.
Абрахам провел исследование и сформулировал 15 черт, которые присущи самореализующейся личности:
Преимущества и недостатки
А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.
Преимущества
Недостатки
Применение в маркетинге
В маркетинге пирамида Маслоу служит отправной точкой в поиске целевой аудитории и ее сегментации, а также для анализа рынка. Опираясь на полученные от пользователей данные, специалисты могут узнать, какие потребности преобладают у ЦА.
К примеру, пользователь долго не может сделать заказ — возможно, есть какие-то страхи — и специалисту нужно рассказать о гарантиях. Либо показать ценные качества продукта, которые помогут улучшить его комфорт: техника для приготовления пищи, сигнализация для защиты дома, ручка Parker как индикатор успешности и состоятельности человека.
Важно! Пирамида — это материал для размышлений, который поможет понять общую картину, но не решить конкретную задачу.
Благодаря концепции есть возможность планировать долгосрочные цели, чтобы отслеживать динамику изменений потребностей аудитории и видеть их путь взаимодействия с брендом. То есть компания может спрогнозировать спрос, разработать стратегию и оценить риски. А для каждого сегмента проработать уникальное предложение и соответствующий продукт.
Например, потребитель ищет пылесос. Он следует по классическому пути клиента:
Применение в жизни
Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.
Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Люди идут работать, чтобы удовлетворять физические потребности и обеспечивать безопасность, иными словами — в поисках стабильности. Когда вы уже сможете покрывать свои ежедневные нужды, настанет время стремиться к карьерному росту, успеху и признанию.
А предприниматели в свою очередь могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их: повышать по службе, увеличивать заработную плату, проводить корпоративы на Мальдивах, открыть бесплатную столовую, обеспечить обучение. Сюда также относится улучшение рабочего процесса: подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Альтернативные теории
Концепция Маслоу дала толчок для развития теорий мотивации. В этом разделе мы рассмотрим несколько популярных учений, которые также применяют в бизнесе и в жизни.
Прочитать подробнее обо всех теориях можно в научных изданиях, например в книге американского экономиста и маркетолога Филипа Котлера «Основы маркетинга».
Теория Альдерфера
Клейтон Альдерфер взял идею Маслоу и усовершенствовал ее. Он объединил потребности и создал три группы:
Суть теории заключается в том, что иерархии как таковой не существует. Движение может быть как снизу вверх, так и сверху вниз. Ее можно изобразить в виде пирамиды или взаимосвязанных параметров, как на скриншоте ниже.
Теория ERG Альдерфера
Концепция дает простор для изучения человеческих ценностей и расширяет границы в познании мотивации. Ее также можно использовать в бизнесе и в жизни.
Теория МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд предположил, что потребности низшего уровня всегда удовлетворены в той или иной мере, поэтому сконцентрировался на нематериальной мотивации высшего уровня: власть, успех и причастность.
Потребность во власти | Потребность в успехе | Потребность в причастности |
Желание отстаивать свои позиции и не бояться брать ответственность за проект и участников команды | Человек выполняет сложные задачи или берется за что-то новое, чего раньше не делал | Следование социальным нормам. При этом человек боится, что его отвергнут, если он совершит ошибку |
Радуются победам и поддерживают соревновательный дух | Люди принимают похвалу и отзывы о своей работе | Готов сотрудничать, помогать и оказывать поддержку |
Мотивируют других людей | Стараются удерживать и прогнозировать риски | Избегает рискованных и конфликтных ситуаций. Боится неопределенности |
Желают контролировать все процессы | Желание демонстрировать свою компетентность и мастерство | Человек хочет, чтобы его замечали, слушали и адекватно воспринимали его идеи |
Автор концепции утверждал, что у любого человека существуют только три потребности — независимо от расы, пола, возраста и культурного кода. По его мнению, желания и запросы формируются благодаря жизненному опыту, а не являются врожденными. Собственно, поэтому труд МакКлелланда также называют теорией изученных потребностей.
Теорию используют в компаниях, чтобы понять, как лучше взаимодействовать с сотрудниками и структурировать бизнес-процессы.
Теория Герцберга
Двухфакторная теория Фредерика Герцберга направлена на изучение оценки удовлетворенности от выполненной работы. Он исследовал анкеты сотрудников компаний и пришел к выводу, что только два фактора влияют на них: мотиваторы и удержание, также называемое гигиеническими факторами.
ССхема двухфакторной теории Герцберга
Основные тезисы концепции:
Теорию применяют к внутренним процессам в компании, чтобы понять потребности сотрудников, помочь им и выстроить систему благоприятных отношений.
Теория Портера — Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали концепцию комплексной модели мотивации, в которую входит пять переменных:
Суть теории заключается в том, что человек за свою работу получает денежное вознаграждение и за счет него удовлетворяет личные потребности.
Главный вывод из учения: результативный труд, который приносит человеку вознаграждение, порождает удовлетворенность.
Схема комплексной модели мотивации Портера — Лоулера
Идея применяется в бизнесе для оценки деятельности сотрудников компании. Руководители, следуя такой модели поведения, должны ставить четкие и понятные задачи, контролировать их выполнение и грамотно поощрять работников.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели теорию потребностей Маслоу и варианты ее развития в концепциях мотивации.
А полученную информацию можно использовать для общения с клиентами и сотрудниками с помощью сервиса SendPulse и его инструментов: email рассылок, Viber и SMS оповещений, а также чат-ботов в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем