Что означает понятие человек экономический
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Полезное
Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» в других словарях:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — (economic man) Преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек. Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что… … Экономический словарь
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды. См. т.ж. ГОМО ЭКОНОМИКУС … Энциклопедический словарь экономики и права
Экономический человек — – идеальный тип личности (в капиталистическом обществе), который мотивирован максимальной самоотдачей и особенно выгодой от своей экономической деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экономический человек — ECONOMIC MAN (homo economicus). Представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте при определении им своих экономических целей и принятии решений соответственно поставленным целям. Предприниматель, например, задается целью … … Словарь-справочник по экономике
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — – главный творческий субъект рыночной экономики, который обладает свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
экономический человек — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды … Словарь экономических терминов
РАЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — Общая модель поведения, основывающаяся на допущении, что базовый, фундаментальный принадлежащий в основе человеческой природы рациональное преследование личных интересов, особенно экономической и материальной выгоды … Толковый словарь по психологии
ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — термин политической антропологии, означающий доминанту сознания и поведения, связанную с политикой, которая может решить наиболее значимые проблемы человеческого бытия. Хотя определение человека как существа политического принадлежит Аристотелю,… … Философская энциклопедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» в других словарях:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — (иногда разумный экономический человек ) (sometimes rational economic man ) Индивид, использующий свой труд или свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. Воображаемый человек, по поводу которого давно ломают копья ученые социологи.… … Политология. Словарь.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — (economic man) Преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек. Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что… … Экономический словарь
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды. См. т.ж. ГОМО ЭКОНОМИКУС … Энциклопедический словарь экономики и права
Экономический человек — – идеальный тип личности (в капиталистическом обществе), который мотивирован максимальной самоотдачей и особенно выгодой от своей экономической деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экономический человек — ECONOMIC MAN (homo economicus). Представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте при определении им своих экономических целей и принятии решений соответственно поставленным целям. Предприниматель, например, задается целью … … Словарь-справочник по экономике
экономический человек — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды … Словарь экономических терминов
РАЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — Общая модель поведения, основывающаяся на допущении, что базовый, фундаментальный принадлежащий в основе человеческой природы рациональное преследование личных интересов, особенно экономической и материальной выгоды … Толковый словарь по психологии
ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — термин политической антропологии, означающий доминанту сознания и поведения, связанную с политикой, которая может решить наиболее значимые проблемы человеческого бытия. Хотя определение человека как существа политического принадлежит Аристотелю,… … Философская энциклопедия
Homo economicus: что это такое и как объясняет человеческое поведение
Содержание:
Хотя наш вид Homo Sapiens, в определенных контекстах стали использоваться другие выражения.
Мы узнаем, что подразумевает термин homo economicus, в какой области была разработана эта концепция и в чем смысл ее использования для обозначения нашего вида и того момента эволюции, в котором мы находимся. Для этого мы рассмотрим все, что связано с этим именем.
Что означает человек экономический? История концепции
Понятие homo economicus, первоначально записанное как homo œconomicus, означает на латыни экономический человек. Очевидно, это выражение, объединяющее род нашего собственного вида, homo, Homo sapiens, включая термин, относящийся к экономике, поскольку возникает из таких контекстов, как теория игр, где этот homo economicus был бы полностью рациональным существом., который своими действиями всегда стремится к максимальной выгоде с минимальными усилиями.
Это термин, придуманный в 19 веке Джоном Стюартом Миллем, одним из лидеров классической экономической школы. Милль говорит о человеке экономическом в контексте политической экономии и о том, как человек принимает свои решения таким образом, чтобы оценивать их издержки и выгоды, чтобы последние всегда были максимально высокими. Однако, даже если он назвал это, на самом деле это понятие уже существовало раньше.
Первым экономистом, высказавшимся по этому вопросу, был никто иной, как Адам Смит., который в своем шедевре «Богатство народов» уже упоминает о рациональности человека в вопросах, касающихся нашего экономического поведения, и о том, как мы пытаемся достичь наиболее удовлетворительного результата в обмен на наименьшие потери ресурсов. Таким образом, мы можем утверждать, что концепция homo economicus зародилась в 1776 году.
Углубляясь в этот вопрос и возвращаясь к Дж. С. Миллю, этот автор предлагает не путать действия людей, которые, занимаясь своей профессией, дают другим людям возможность получать товары или услуги, с простым проявлением доброты. В этом смысле тот факт, что ремесленник дает нам одежду или что доктор лечит нас и лечит, не означает, что они добрые по своей природе, но что они ищут выгоды.
Как мы видим, идея концепции homoconomicus существовала уже давно, но именно с приходом 19 века экономисты-неоклассики схватили ее научно, то есть с помощью математических моделей, которые позволили объяснить и предсказать эту форму поведения так человечно. Особо выделяются такие авторы, как Уильям Стэнли Джевонс, Мари-Эспри-Леон Вальрас, Фрэнсис Исидро Эджворт и Вильфредо Федерико Дамасо Парето.
Уже в двадцатом веке экономист Лайонел Чарльз Роббинс создал теорию рационального выбора, подход, который только что кристаллизовал сущность человека экономического и дал ему окончательное определение: человек, поведение которого мотивировано рассуждениями, принимая во внимание его собственные интересы, среди которых есть желание получить выгоду (деньги или заработок от некоторых своего рода).
Модель человека экономикус
После проведенного исторического тура мы уже хорошо знаем значение homo economicus.. Мы видели, что сущность этого термина была предметом размышлений с древних времен. Однако именно в новейшей истории (XIX и XX веках) это наконец нашло отражение в математических, а точнее в экономических моделях.
Согласно подходам авторов, работающих с этим термином, они всегда исходят из предпосылки, что человек экономический будет стараться достичь максимально возможного благополучия, всегда калибруя как доступные им возможности, так и те трудности, которые создает окружающая среда в тот, который есть, включая администрации, которые экономически управляют системой.
Как мы и ожидали в предыдущем пункте, такое поведение должно быть рациональным, поскольку именно так человеку удается оптимизировать получение благосостояния (он достигнет максимума и в то же время будет пытаться потратить наименьшую часть своего благосостояния). доступные ему ресурсы). Следовательно, рациональность будет ограничена функцией достижения наилучшего результата.Но это не означает, что преследуемая цель рациональна сама по себе.
Важно проводить это различие, поскольку в противном случае мы утверждали бы, что человек экономический всегда будет каким-то образом знать, какие цели он должен преследовать, исходя из того, насколько они полезны для него в долгосрочной перспективе, когда очевидно, что во многих случаях нет рационального способа прийти к такому выводу, потому что у нас недостаточно информации.
Ограничения этой концепции
Хотя концепция homo economicus прошла долгий путь, и мы даже увидели, что на историческом уровне эта идея обсуждалась много веков назад, это модель, имеющая определенные ограничения, и она стала объектом различной критики со стороны части общества. авторы, полностью или частично отвергающие основы этой модели. Посмотрим на некоторые из них.
1. Критика со стороны антропологии
Это позиция таких авторов, как Карл Поланьи, Морис Годелье, Маршал Салинс или Марсель Мосс, все они антропологи и экономисты, которые приводят пример более традиционных культур, в которых принимаются все экономические решения, а не в зависимости от выгоды, которую получает отдельный человек. получает, но по принципу взаимности между обеими сторонами. То есть требуется, чтобы оба преимущества достигли одинаковой степени.
2. Критика австрийской школы.
Еще одна из основных критических замечаний по поводу модели человека экономикус в данном случае исходит от другой экономической школы, австрийской. Они ставят на стол вопрос о предполагаемом всеведении человека, который, согласно подходу, который мы видели ранее, всегда будет знать, какой вариант принесет наибольшую пользу.
Очевидно, что это не всегда так и что редко мы имеем полное представление обо всех последствиях того или иного действия. Поэтому утверждать, что испытуемый всегда будет принимать решение, которое принесет ему наибольшие выгоды, было бы слишком наивно и также имело бы значительную предвзятость.
Следовательно, важно всегда оценивать информацию, доступную человеку, чтобы знать, на чем основано его поведение.
3. Критика со стороны психологии
Точно так же в области психологии возникли мысли, которые ставят под сомнение обоснованность модели homo economicus. Например, израильские авторы Даниэль Канеман и Амос Тверски, эксперты по поведенческой экономике, утверждают, что Эта модель не учитывает ключевой вопрос для всех, кто принимает решения: как его ставить перед человеком..
Таким образом, это будет третья серьезная критика, которую получила модель homo economicus и для которой была предложена другая серия моделей, чтобы попытаться восполнить эти недостатки и, таким образом, рассмотреть больше переменных.
Тест на сжатие: как это делается, свойства, примеры
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК» в других словарях:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — (иногда разумный экономический человек ) (sometimes rational economic man ) Индивид, использующий свой труд или свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. Воображаемый человек, по поводу которого давно ломают копья ученые социологи.… … Политология. Словарь.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды. См. т.ж. ГОМО ЭКОНОМИКУС … Энциклопедический словарь экономики и права
Экономический человек — – идеальный тип личности (в капиталистическом обществе), который мотивирован максимальной самоотдачей и особенно выгодой от своей экономической деятельности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экономический человек — ECONOMIC MAN (homo economicus). Представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте при определении им своих экономических целей и принятии решений соответственно поставленным целям. Предприниматель, например, задается целью … … Словарь-справочник по экономике
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — – главный творческий субъект рыночной экономики, который обладает свободой выбора и принимает экономически рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и информации в соответствии со своими индивидуальными… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
экономический человек — условное общее понятие, представление о человеке как о рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной выгоды … Словарь экономических терминов
РАЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК — Общая модель поведения, основывающаяся на допущении, что базовый, фундаментальный принадлежащий в основе человеческой природы рациональное преследование личных интересов, особенно экономической и материальной выгоды … Толковый словарь по психологии
ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — термин политической антропологии, означающий доминанту сознания и поведения, связанную с политикой, которая может решить наиболее значимые проблемы человеческого бытия. Хотя определение человека как существа политического принадлежит Аристотелю,… … Философская энциклопедия
Понятие экономический человек
модель экономического человека
Когда мы рассматриваем основные положения современной экономической теории, то без конспирологии трудно объяснить отказ буржуазной политэкономии от теории трудовой стоимости. Проще объяснить поддержкой властями стран капитализма тех экономистов, которые были против марксизма. Понятие полезности изначально было субъективным, но так исторически сложилось, что отношения в экономике были сведены к бытовым представлениям обмена вещами. Особо страшно выглядит модель человека в экономике, как субъекта, движимого лишь неимоверной жадностью обладания вещами.
В оригинале статья называлась ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК в Википедии
Человек как экономическое существо
1.4. Сегодня Адам Смит считается основателем экономической науки, но само понятие экономический человек у Адама Смита и, можно сказать, всех экономистов, работающих в рамках политической экономии, так и не было сформировано.
1.5. Последователи Адама Смита изначально делились на два лагеря, водоразделом между которыми служило отношение к трудовой теории стоимости. Те экономисты, которые признавали труд как основу стоимости, большей частью были макроэкономистами, искавшими объективные причины явлений в экономике. Вершиной этого направления в политэкономии стал марксизм, в котором человек рассматривался как источник труда.
Человек в политической экономии
2.1. Построение модели человека в экономической теории является обычной практикой любой науки, так как наука может оперировать лишь с некими абстрактными представлениями. В буржуазной политэкономии концепция экономического человека начала складываться, когда в работах Джона Стюарта Милля человек в сфере экономических отношений стал рассматриваться лишь в плоскости его желаний заполучить максимальную выгоду оптимальным путем.
Эволюция экономического человека
Текст статьи ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК из русскоязычной Википедии.
человек экономический
Homo œconomicus (лат. «человек экономический», в ЭКОНОМИКСе в смысле «человек рациональный«) — понятие о том, что человек как существо, действующее разумно, всегда стремится к максимизации получаемой прибыли и делает выбор из-за значения экономических результатов этого выбора. В обычном смысле Homo economicus — это человек, действующий в соответствии с этим принципом.
Содержание
Основания парадигмы в экономических науках
Парадигма человека экономического (homo œconomicus) была представлена у Джона Стюарта Милля, для которого Homo economicus не был каким-то конкретным человеком, а только теоретической моделью. Его концепция экономического человека относилась к представленной шотландским экономистом и философом Адамом Смитом концепции нравственной природы человека, для которого личность свободна и эгоистична, но путём концентрации на собственных интересах способствует достижению общего блага, хотя и в значительно измененном виде, была принята классической политэкономией.
В экономических науках человек экономический определяется как гипотетический человек, так как в действительности человек не ведет себя рационально, а его решения не являются основанными исключительно на экономическом расчёте. Критичность предположения о рациональности в действиях человека понимали такие классики, как Джон Мейнард Кейнс, так как в реальности оказывается, что человек экономический не является рациональным, а в экономических теориях следует учитывать отсутствие рационализма человека в принятии решений.
Смешанные модели человека в экономической науке
На основе взаимосвязи между экономикой и социальными науками возникают понятия, относящиеся как к экономической традиции, так и к социологической, в частности, концепция социально-экономического человека, концепции избирательной рациональности и ограниченной рациональности, а также концепция семейной максимизации, которые апеллируют как к влиянию окружающей среды на личность и ее выбор, так и к недостатку информации, необходимой для полностью рационального поведения на рынке.
См. также
На этом заканчивается статья ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК Википедия, но при желании читатель может перейти к оригинальному тексту.
4.3. Так как теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов, то невольно на первое место выдвигался вопрос о субъекте экономики.
4.5. Оборотной стороной становилась теория рационального выбора (в которой допущение о рациональности в поведении человека стыдливо называется «гипотезой», хотя в неоклассике она является основной аксиомой), суть которой в том, что люди от рождения обладают полным знанием о всех ценах на всех рынке во всем мире.
Далее перевод статьи Homo economicus из англоязычной WikipediA.
economic man
В economics (что такое экономикс), homo economicus или экономический человек, это понятие, используемое во многих экономических теориях, изображающих человека, как последовательного рационального и узко корыстного субъекта (экономического агента), который, как правило, преследует субъективно определенные цели в максимальном объеме оптимальным путем.
Homo œconomicus (лат. «человек экономический», «человек рациональный») — понятие о том, что человек как существо, действующее разумно, всегда стремится к максимизации получаемой прибыли и делает свой выбор, исходя из значения экономических результатов этого выбора. В обычном смысле homo oeconomicus — это человек, действующий в соответствии с этим принципом.
Как правило, homo economicus пытается максимизировать полезность в качестве потребителя и получать прибыль в качестве производителя. [1] Эта теория экономического человека контрастирует с концепциями (например) поведенческой экономики (которая рассматривает фактическое экономическое поведение, включая широко распространенные когнитивные предубеждения и другие иррациональности) и homo reciprocans (что подчеркивает человеческое сотрудничество). В теории игр,гомо экономикус часто моделируются через (менее ограничительное) предположение о совершенной рациональности.
Содержание
История термина ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
Термин экономический человек в конце девятнадцатого века впервые появился у оппонентов Джона Стюарта Милля, критиковавших его работы по политической экономии (в которых он неявно использовал модель человека в политэкономии как субъекта, стремящегося к богатству). Милль не был автороммодели человека экономического в экономике, но некоторые его высказывания позволили критикам сформулировать понятие экономического человека, например, в нижней цитате он перечисляет те экономические цели человека, которые с точки зрения Милля, делают человека предметом изучения политэкономией:
«[Политическая экономика] не рассматривает всю природу человека как измененную социальным состоянием, ни всем поведением человека в обществе. Он заботится только о нем, как о существе, желающем обладать богатством и способном сравнить эффективность средств для достижения этой цели». [3]
В своих следующих работах Милль продолжал выяснять сущность человека экономического, о чем свидетельствует цитата, в которой он предлагает «произвольное определение человека (экономического), как существа, которое неизбежно делает то, с помощью которого он может получить наибольшее количество предметов первой необходимости, удобств и роскоши с наименьшим количеством труда и физического самоотречения, с помощью которого они могут быть получены».
Хотя этот термин человек экономический не использовался до XIX века, он (в economics) часто ассоциируется с идеями мыслителей 18-го века, таких как Адам Смит и Дэвид Рикардо. (Например) в «The Wealth of Nations» (Богатства народов) Адам Смит писал:
«Это не от благосклонности мясника, пивовара или пекаря, которого мы ожидаем от нашего обеда, а от их внимания к их собственным интересам». [4]
Экономикс считает, что идея экономического человека, которую можно увидеть в работах Милля, как разумного и корыстного агента, стремящегося к максимальному удовлетворению своих потребностей, как последовательное развитие представлений о человеке в экономике, которое было у Адама Смита и даже у великих мыслителей древности (хотя Смит в «Теории моральных настроений» лишь говорил, что люди сочувствуют благополучию других).
Аристотель в своей Политике (в книге II, часть V) так обсуждала характер личных интересов [5]:
Модель экономического человека
Хомо экономикс рассматривается как «рациональный» в том смысле, что благополучие, определяемое функцией полезности, оптимизируется с учетом воспринимаемых возможностей. То есть, в ECONOMICS делается допущение, что модельный человек стремится достичь очень конкретных и предопределенных целей в наибольшей степени с наименьшими возможными издержками. Обратите внимание, что такая «рациональность» не говорит о том, что фактические цели человека «рациональны» в каком-то более высоком этическом, социальном или человеческом смысле, и только он пытается достичь их с минимальными затратами. Только наивные применения модели homo economicus предполагают, что этот гипотетический индивидуум знает, что лучше для его долгосрочного физического и психического здоровья, и на него можно положиться, чтобы всегда принимать правильное решение для себя. Для получения полного представления читателю надо смотреть на Теорию рационального выбора и Теория рациональных ожиданий.
Как и в любой социальной науке, эти допущения-предположения в лучшем случае есть «приближения». Этот термин экономический человек часто используется в научной литературе, возможно, чаще всего у социологов, многие из которых предпочитают структурные объяснения тем, которые основаны на рациональных действиях отдельных лиц.
Использование латинской формы homo economicus, безусловно, давно установлено; Persky [2] прослеживает это обратно к Парето (1906) [6], но отмечает, что он может быть и старше. Английский термин экономический человек может быть найден еще раньше, в «Истории политической экономии» Джона Келлса Ингрэма (1888). [7] Оксфордский словарь английского языка (OED) приводит пример использования автором Charles Stanton Devas словоформы homo oeconomicus в его работе 1883 года. У критиков Милля можно найти несколько других формулировок, в которых они пытались описать роль человека в экономике:
В словаре OED есть несколько названий рода человеческого:
В названиях для Homo sapiens используется аспекты человеческой жизни или поведения (обозначенный приложением): Homo faber («feIb @ (r)) [H. Bergson L’Evolution Créatrice (1907) ii. 151], термин, используемый для обозначения человека как создателя инструментов.) Варианты часто комичны: Homo insipiens; Homo turisticus. [9]
Амартия Сен утверждала, что есть серьезные подводные камни, предполагая, что рациональность ограничена эгоистичной рациональностью. Экономика должна основываться на своих предположениях о том, что люди могут давать надежные обязательства в отношении поведения. Он демонстрирует абсурдность с узостью предположений некоторых экономистов со следующим примером двух незнакомцев, встречающихся на улице. [10]
Критика концепции экономического человека
Концепция Homo economicus основывается на личной «функции полезности» для каждого человека.
Эмпирические исследования Амоса Тверски поставили под сомнение предположение о рациональности инвесторов. В 1995 году Тверски продемонстрировал тенденцию инвесторов к тому, чтобы не подвергать риску выборы в выигрышах, а также выбирать риск потерь. Инвесторы проявили себя не очень склонными к риску за небольшие потери, но безразличные к небольшой вероятности очень больших потерь. Это нарушает экономическую рациональность, как это обычно понимается. Дальнейшие исследования по этому вопросу, показывающие другие отклонения от условно определенной экономической рациональности, проводятся в растущей области экспериментальной или поведенческой экономики. Некоторые из более широких вопросов, связанных с этой критикой, изучаются в новой теории принятия решений, для которой теории рационального выбора теперь является лишь подмножеством.
Другие критики теории экономического человека, такие как Bruno Frey, указывают на чрезмерный упор на внешнюю мотивацию (награды и наказания от социальной среды), а не на внутреннюю. Например, трудно, если не невозможно понять, как homo economicus будет героем на войне или получит неотъемлемое удовольствие от мастерства. Frey и другие утверждают, что слишком большой акцент на вознаграждениях и наказаниях может «вытеснить» (отбить) внутреннюю мотивацию: заплатить мальчику за выполнение домашних заданий может оттолкнуть его от выполнения этих задач «помочь семье» делать их просто ради награды.
Еще одна слабость освещаются экономическими социологами и антропологами, которые утверждают, что теория экономического человека игнорирует чрезвычайно важный вопрос, как истоки вкусов и параметры функции полезности социальными влияниями, обучением, образованием и т. п. экзогенность вкусов (предпочтений) в этой модели является основным отличием от homo sociologicus, в котором вкусы воспринимаются как частично или даже полностью определяемые социальной средой (см. Ниже).
Другие критики, изучая широко определенную психоаналитическую традицию, критикуют модель человека в экономической науке (в смысле ЭКОНОМИКС) как игнорирование внутренних конфликтов, которые испытывают люди реального мира, как между краткосрочными и долгосрочными целями (например, употребление шоколадного торта и потери веса), так и между индивидуальные цели и общественные ценности. Такие конфликты могут привести к «иррациональному» поведению, связанному с несогласованностью, психологическим параличом, неврозом и психической болью. Дальнейшее иррациональное поведение человека может происходить в результате привычки, лености, мимики и простого послушания.
Возникающая наука «neuroeconomics» предполагает, что существуют серьезные недостатки в традиционных теориях экономической рациональности. [15] Было показано, что рациональное принятие экономических решений приводит к высоким уровням кортизола, адреналина и кортикостероидов, связанных с повышенным уровнем стресса. Кажется, что допаминовая система активируется только после достижения награды, и в противном случае «болевые» рецепторы, особенно в передней лобной коре левого полушария мозга, демонстрируют высокий уровень активации. [16] Серотонин и окситоцинуровни сведены к минимуму, а общая иммунная система показывает уровень подавления. Такая картина связана с обобщенным снижением уровней доверия. Незапрошенная «подарочная подача», считающаяся иррациональной с точки зрения homo economicus, сравнивается, показывает повышенную стимуляцию схем удовольствия всего мозга, снижение уровней стресса, оптимальное функционирование иммунной системы, снижение кортико-стероидов и адреналина и кортизола, активация черной субстанции, то полосатое и acumbens ядро (связано с эффектом плацебо, все это связано со строительством социального доверия. Зеркальные нейроны привести к беспроигрышной игра с положительной суммой, в которой лицо, дающее подарок, получает удовольствие, эквивалентное получателю. [17] Это подтверждает результаты антропологии, которые свидетельствуют о том, что «экономика дарения» предшествовала более поздним рыночным системам, в которых применяются издержки от потери или потери риска. [18]
Ответы на критику
Экономиксисты склонны не соглашаться с этими критиками, утверждая, что может быть уместно проанализировать последствия просвещенного эгоизма, так как может быть целесообразным рассмотреть альтруистическое или социальное поведение. Другие утверждают, что нам нужно понять последствия такой замкнутой жадности, даже если только небольшой процент населения охватывает такие мотивы. Например, бесплатные райдеры окажут серьезное негативное воздействие на предоставление общественных благ. Однако прогнозы экономиксистов по спросу и спросу могут получить, даже если только значительное меньшинство участников рынка будет действовать как homo economicus. С этой точке зрения предположение о homo economicus может и должен быть просто предварительным шагом на пути к более сложной модели.
Однако другие утверждают, что модель экономического человекаявляется разумным приближением к поведению в рыночных институтах, поскольку индивидуализированный характер человеческой деятельности в таких социальных условиях стимулирует индивидуалистическое поведение. Мало того, что рыночные настройки способствуют применению простого исчисления затрат и выгод отдельными лицами, но они вознаграждают и тем самым привлекают более индивидуалистических людей. На чрезвычайно конкурентном рынке может быть сложно применить социальные ценности (в отличие от следующих корыстных интересов); например, компания, которая отказывается загрязнять, может оказаться банкротом.
Защитники модели экономического человека видят многих критиков доминирующей школы, используя технику соломы. Например, критики считают, что реальные люди не имеют без затрат доступа к бесконечной информации и врожденной способности мгновенно обрабатывать ее. Тем не менее, в теоретической экономике на высшем уровне ученые нашли способы решения этих проблем, модифицируя модели, чтобы более реалистично отобразить процесс принятия решений в реальной жизни. Например, модели индивидуального поведения при ограниченной рациональности и людей, страдающих от зависти, можно найти в литературе. [19] Прежде всего, когда речь идет о предельных предположениях, сделанных при построении моделей бакалавриата, приведенные выше критические замечания действительны. Эти критические замечания особенно актуальны в той мере, в какой профессор утверждает, что упрощающие предположения верны или используют их пропагандистским образом.
Более серьезные экономисты вполне осознают эмпирические ограничения модели человека экономического. Теоретически взгляды критиков могут быть объединены с моделью homo economicus для достижения более точной модели.
Перспективы
Homo sociologicus
См. Также
Я не стал перепечатывать сюда Примечания и ССЫЛКИ, к которым читатель может перейти по клику на заголовок.
Заключение от Владимира Точилина: Конечно, ученые вправе создавать любые модели субъектов и объектов своего изучения, но концепция экономического человека являет собой пример, когда изначально в основание теории был положен неверный постулат.
5.3. Эти три допущения и есть определение экономического человека, но вместе с подозрением о фантастичности такого субъекта встает вопрос о соотношении всей неоклассической экономической теории с реальностью. Советую читателю обратить внимание на то обстоятельство, что русскоязычная Википедиястесняется давать информацию об ECONOMICS, как называют неоклассику в англосаксонских странах, тогда как в России после 1991 года повсеместно обучение всех студентов на экономических факультетах происходит по западному учебнику ЭКОНОМИКС, переведенного с английского языка.