Что означает понятие физическое образование

Физическое образование или образование по физической культуре?

Одно из ключевых понятий теории и методике физической культуры – «физическое образование» – было предложено П.Ф. Лесгафтом. В процессе эволюции всей науки о физической культуре (физкультурологии) оно мало подвергалось анализу, и содержание его до настоящего времени существенных изменений не претерпело. К настоящему времени назрела необходимость анализа содержания понятия «физическое образование» в соответствии с достижениями современной науки физкультурологии.

Что означает понятие физическое образование. Смотреть фото Что означает понятие физическое образование. Смотреть картинку Что означает понятие физическое образование. Картинка про Что означает понятие физическое образование. Фото Что означает понятие физическое образование

Физическое образование

Физическим образованием называются процесс и результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Имеется в виду процесс обучения, но с использованием только одного из средств физического образования – физических упражнений.

Данное определение понятия «физическое образование» составлено исходя из определения «образование», которое приводится в «Большом советском энциклопедическом словаре» в следующем виде: «Образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков как необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». В учебном пособии для студентов институтов физической культуры «Введение в теорию физической культуры» (1989) определено, что обучение движениям – это процесс системного освоения человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. В данном определении раскрывается содержание обучения, а также основная цель образования по физической культуре.

Физическое воспитание

Главный путь получения образования – обучение в образовательном учреждении, где оно связано с воспитанием. Эти понятия взаимосвязаны, но они означают параллельно развивающиеся процессы. Критерии физического образования и физического воспитания разные. Физически воспитанный человек и физически образованный человек – это не одно и то же, поскольку пути развития этих процессов различны. Процесс физического воспитания может осуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям, при этом физическое воспитание не будет направлено на развитие основных физических способностей.

Физическая культура

В учебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет «физическая культура», основная задача которого – достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся.

Однако статус школьного предмета «физическая культура» изменился, так как роль образования по физической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла. Изменилось и содержание данного предмета: образовательная и воспитательная задачи решаются одновременно. На уроках физической культуры наряду с овладением техникой выполнения физических упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры. Рамки школьного предмета «физическая культура» значительно расширились и включают в себя задачу физического воспитания. Безусловно, физическое воспитание как педагогическая система физического совершенствования человека остается понятием ключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культуры человека.

Образование по физической культуре

Образование по физической культуре как часть общего образования может быть начальным, средним, высшим. В начальных классах общеобразовательных школ в рамках учебного предмета «физическая культура» решается задача общего образования по физической культуре как составной части общего начального образования. В средних общеобразовательных учреждениях главной задачей этого предмета является содействие формированию физической культуры школьников как составной части общего среднего образования. Образование по физической культуре в средних общеобразовательных учреждениях может быть с профессиональной направленностью, т.е. с учетом получаемой профессии. Высшее образование по физической культуре решает более профессиональные задачи – формирование физической культуры с точки зрения требований конкретной профессии, и средства для достижения этой цели значительно отличаются.

Образование по физической культуре – это непрерывный процесс, который предполагает результат на каком-то конкретном отрезке времени. Как результат итоговой образованности выдается типовой документ об образовании по физической культуре, или же в типовой документ об общем образовании вносится оценка по физкультуре.

Теперь вспомним, что слово «физическое» – прилагательное, образованное от слова «физика», что, как известно, означает природу. Поскольку природы без движения не существует, эти понятия стали неотделимыми. Вместе с тем, понятие «физическое образование» означает образование по физике, и оно возникло значительно раньше, чем физическое образование применительно к образованию по физкультуре. Поэтому использование словосочетания «физическое образование» для обозначения содержания образования по физкультуре нам кажется неправомерным, ибо оно заимствовано из другой науки – физики. Понятие «физическое образование» большинство людей воспринимают как образование по физике.

Понятие «двигательное образование», часто встречающееся в литературе как синоним физического образования, на наш взгляд, означает содержание двигательной деятельности. Средствами двигательного образования являются в основном физические упражнения. Понятие «двигательное образование» значительно уже, чем «образование по физической культуре», так как образование по физической культуре состоит из двигательного образования и его результата – телесного образования, которое получило свое развитие еще во времена П.Ф. Лесгафта.

Нами предложено понятие «образование по физической культуре». Во всех учебных заведениях есть учебный предмет «физическая культура», а в вузах функционируют кафедры физической культуры, имеются факультеты и институты физической культуры, где обучающиеся получают соответствующее образование по физической культуре. Следовательно, образование по физической культуре более логично по аналогии с образованием по истории, образованием по математике, образованием по биологии и др. По нашему мнению, можно предложить такое определение понятия «образование по физической культуре»: «Образование по физической культуре есть составная часть общего образования – процесс формирования физической культуры личности». При этом образование по физической культуре выступает как главный фактор в формировании физической культуры личности.

Источник

Физическое образование

Система овладения в учебных заведениях знаниями по физике (См. Физика), способами применения их к решению инженерно-технических и исследовательских задач. Подразделяется на общее Ф. о., обеспечивающее овладение знаниями основ физической науки, и специальное Ф. о., вооружающее знаниями физики, необходимыми специалистам высшей квалификации для производственной деятельности, научно-исследовательские и преподавательские работы как в области физики, так и в связанных с ней отраслях науки и техники. Общее Ф. о. даётся в средней общеобразовательной школе, средних специальных учебных заведениях, средних профессионально-технических учебных заведениях. Оно служит задачам формирования у учащихся материалистического понимания мира, практического применения знаний физики в жизни, развития творческих способностей, подготовки молодёжи к труду и продолжению образования в высшей школе. Специальное Ф. о. приобретается в различных высших учебных заведениях – университетах, институтах и др. Его задачи и объём содержания зависят от профиля подготовки в них специалистов (физика, химия, математика, авиация, геология, геодезия, геофизика, радиофизика, машиностроение, строительная техника, энергетика, электротехника, электроника и т.д.). Содержание Ф. о. изменяется в зависимости от развития физики и требований производства.

Общее физическое образование. В дореволюционной России общее Ф. о. стало развиваться с начала 2-й четверти 18 в., когда в Академической гимназии (См. Академическая гимназия) начал изучаться курс экспериментальной физики. В 1746 М. В. Ломоносов опубликовал краткое изложение «Экспериментальной физики» Х. Вольфа под название «Вольфианская экспериментальная физика». Эта книга стала первым руководством (учебником) по физике. Другое распространённое в это время руководство по физике составлено академиком Г. В. Крафтом, преподававшим в той же гимназии. После открытия Московского университета (См. Московский университет) общее Ф. о. как часть курса философии вводится в созданных при университете средних учебных заведениях – Московской (1755) и Казанской (1758) гимназиях, Благородном университетском пансионе (1779). В конце 18 в. преподавание основ механики и физики включается в учебные планы главных народных училищ, с начала 19 в. уездных училищ и вновь открывавшихся гимназий, со 2-й половины 19 в. двухклассных начальных училищ и городских училищ. Новые учебники для общеобразовательных учебных заведений были написаны М. Е. Головиным, последователем М. В. Ломоносова, И. А. Двигубским (См. Двигубский), Э. Х. Ленцем, К. Д. Краевичем и др.

Если в 18 в. содержание общего Ф. о. главным образом составляли описания отдельных физических явлений и опытов, изучение действия физических приборов и устройств, то с 19 в. в курсах физики средних учебных заведений всё большее внимание стало уделяться освещению основных законов физики, общих физических принципов и теорий. Со 2-й половины 19 в. преподавание физики заняло большее место (по сравнению с гимназией) в реальном училище (См. Реальное училище) и коммерческом училище (См. Коммерческие училища), а с конца этого века в различных средних технических училищах (механических, химических, горнозаводских, строительных, железнодорожных, мореходных и др.), что диктовалось требованиями развивавшегося капиталистического производства. С начала 20 в. улучшилось преподавание физики и в гимназиях. С 1912 её основы стали изучаться также в открывавшихся высших начальных училищах. Пересмотр содержания и методов преподавания физики в средних учебных заведениях с начала 20 в. был связан с общественно-педагогической деятельностью учёных-физиков Н. А. Умова, О. Д. Хвольсона, Ф. Н. Шведова и др., возглавивших движение прогрессивных научных и педагогических сил за реформу Ф. о. Вопросы его постановки обсуждались различными комиссиями, совещаниями и съездами учёных и учителей. Министерству народного образования пришлось частично пойти на удовлетворение требований жизни и научно-педагогической общественности. В средних учебных заведениях улучшаются система и структура курса физики, вводятся лабораторно-практические работы, создаются новые учебники и методические руководства. Лучшие из них – «Начальная физика» (ч. 1 – 1910, ч. 2 – 1915) А. В. Цингера и «Физика для средних учебных заведений» (в. 1–3, 1915–18) А. И. Бачинского (См. Бачинский) использовались сов. школой в начале 1920-х гг.

После Октябрьской социалистической революции 1917 общее Ф. о. способствует формированию научного, диалектико-материалистического мировоззрения, оно стало одним из средств политехнического образования (См. Политехническое образование) и связи обучения с жизнью, потребностями социалистического производства. В 1930-е гг. учебные программы по физике были составлены с учётом важнейших физических открытий. В содержание общего Ф. о. вошли новые разделы и темы, раскрывавшие природу и механизмы физических явлений: молекулярные явления в газах, жидкостях и твёрдых телах, электропроводность жидкостей и газов, электромагнитная природа света, строение атома и др.

Научно-техническая революция потребовала изменения содержания и структуры общего Ф. о. Оно осуществлено в 1960-е гг. и направлено на соответствие содержания курса физики новому уровню развития науки, усилению политехнической направленности общего Ф. о., развитию технического мышления учащихся. Курс физики в сов. средней школе ведётся в 6–10(11)-х классах и вооружает учащихся основами знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, геометрической и волновой оптике. Он знакомит их также с основными положениями и важнейшими следствиями теории относительности и квантовой механики, основами молекулярно-кинетической теории, теорией строения атома, даёт представление о структуре ядра и элементарных частицах. В содержание курса входит знание принципов действия электро- и радиоустройств, понятия о физических принципах, лежащих в основе действия важнейших технических механизмов, умение применять знания к наиболее типичным объектам техники в перспективных её областях (энергетика, транспорт и связь, измерительная техника, машиностроение, строительная техника и т.д.). В средних учебных заведениях по курсу физики осуществляется система обязательных лабораторно-практических работ, учебных экспериментов, природоведческих и производственных экскурсий, используется техническое моделирование. В создание сов. школьных учебников и развитие методических идей по физике большой вклад внесли Г. И. Фалеев, А. В. Пёрышкин, И. И. Соколов, Е. Н. Горячкин, П. А. Знаменский, Г. С. Ландсберг, Л. Д. Ландау, Я. Б. Зельдович, И. К. Кикоин и др.

Учащиеся, проявляющие повышенный интерес к изучению физики, посещают факультативные занятия, физические кружки в школе и детские внешкольные учреждения, вечерние физико-математические школы при некоторых университетах и технических вузах. В СССР существуют также средние школы и отдельные классы с углублённым изучением физики и радиоэлектроники. В ряде технических средних специальных учебных заведений даётся, в зависимости от профиля подготовки специалистов, больший (по сравнению со средней общеобразовательной школой) объём знаний по отдельным разделам и темам курса физики.

В зарубежных социалистических странах общее Ф. о. развивается на единых с СССР научно-методологических и организационно-педагогических основах. В капиталистических странах в различных средних учебных заведениях Ф. о. даётся в разных объёмах, внутри одного и того же заведения сильно варьируется в зависимости от принятой в нём фуркации (См. Фуркация) и деления учащихся в школах многих стран на сильную, среднюю и слабую параллели. Так, в грамматических школах (См. Грамматические школы) Великобритании курс физики изучается обстоятельно в классах естественно-математического направления, в значительно меньшем объёме в гуманитарных, а в т. н. средней современной школе (самой массовой) некоторые сведения из физики лишь включены в курс общего естествознания. В США преподавание физики в средней школе поставлено полней в классах академического профиля, ориентированного на подготовку учащихся для университетов, а на др. профилях (общем и особенно на практических) даётся весьма ограниченно. В лицеях (См. Лицей) Франции основы физики наиболее основательно представлены лишь на естественно-математических (в последних двух классах – физико-математических) секциях. В ФРГ, в отличие от старших классов народной школы, где начальные сведения по физике даются в общем курсе естествознания, физика как самостоятельный предмет изучается в естественно-математических гимназиях. В Японии её преподавание в большем объёме ведётся на естественно-математическом цикле академического потока общеобразовательного отделения в старших средних школах.

Специальное физическое образование. Упрочение системы специального Ф. о. связано с возникновением и развитием университетов, где оно вначале являлось частью философского образования. В ряде зап.-европейских университетов с 18 в. стали создаваться при философских факультетах физико-математического отделения, на базе которых с 19 в. основывались самостоятельные физические факультеты. В России начало специальному Ф. о. положено в Академическом университете (См. Академический университет) введением в начале 2-й четверти 18 в. курса экспериментальной физики. Положительное влияние на постановку в университете Ф. о. оказали Л. Эйлер, Г. В. Рихман, Г. В. Крафт и особенно (с 1742) М. В. Ломоносов, читавший лекции по экспериментальной физике, физической химии и с 1758 руководивший университетом и его гимназией. Студенты пользовались физическим кабинетом, астрономической обсерваторией, лабораториями и мастерскими Петербургской АН. В открытом по инициативе Ломоносова Московском университете читался 3-годичный курс физики на философском факультете. Учительская семинария этого университета (или бакалаврский факультет, 1779–82; с 1782 Филологическая) готовила преподавателей механики и физики для самого университета и для его гимназий в Москве и Казани, а также для пансионов и др. закрытых учебных заведений. Петербургское главное народное училище (1783–86) и созданная при этом училище петербургская Учительская семинария вели подготовку преподавателей механики и физики для главных народных училищ.

В 30-е гг. 19 в. на философских факультетах университетов России создаются отделения физических и математических наук. Содержание специального Ф. о. в университетах включало теоретическую и экспериментальную физику, чистую и прикладную математику, астрономию, химию, минералогию и др. Подготовка преподавателей физики в 1-й половине 19 в. велась в открывавшихся с 1804 3-годичных педагогических институтах при университетах (Московском, Казанском, Харьковском и др.); Петербургском педагогическом институте (1804–16); на физико-математическом отделении Главного педагогического института (См. Главный педагогический институт) в Петербурге; на педагогических курсах при учебных округах (до 1863), на которые принимались лица, окончившие университеты. Со 2-й половины 19 в. в Московском, Петербургском, Казанском, Харьковском, Киевском, Дерптском (ныне Тартуский), Новороссийском (ныне Одесский), Виленском (ныне Вильнюсский), Томском университетах открыты самостоятельные физико-математические факультеты. Содержание специального Ф. о. расширилось, приобрело ясно выраженную профессиональную направленность на подготовку исследователей в области физики и смежных с ней наук, инженеров, преподавателей физики высших и средних учебных заведений. На физико-математических факультетах университетов углубляется Ф. о. по механике и др. отраслям физики, а также геодезии, астрономии, химии, геологии, минералогии и т.д. К 1917 физико-математические факультеты имели все 11 университетов страны. Наиболее крупными центрами Ф. о. были университеты Московский, Петербургский (в 1914–24 Петроградский, ныне Ленинградский), Киевский, Казанский. Ф. о. со 2-й половины 19 в. всё больше становилось частью подготовки инженерных кадров в высших технических учебных заведениях – институтах политехнических (Петербург, Киев и др.), технических (Петербург, Харьков, Томск), инженеров путей сообщения (Петербург, Москва). гражданских инженеров (Петербург), электротехническом (Петербург), горных (Петербург и др.), в Московском техническом училище (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана) и т.д. Выдающиеся учёные-физики Н. А. Умов, А. С. Попов, А. Г. Столетов, П. Н. Лебедев и др. явились основоположниками новых отраслей и направлений физики, способствовали развитию Ф. о. Учителями и преподавателями физики в средних и высших учебных заведениях со 2-й половины 19 в., как правило, назначались окончившие физико-математические факультеты университетов. Учителя физики для двухклассных начальных, городских и высших начальных училищ готовились в учительских институтах, на физико-математических отделениях высших женских курсов, на физико-математическом отделении Женского педагогического института в Петербурге (с 1903). Окончившие различные высшие учебные заведения получали знания по педагогике, психологии и методикам преподавания (в т. ч. физики) в Педагогической академии (См. Педагогическая академия) в Петербурге и Педагогическом институте имени П. Г. Шелапутина (См. Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина) в Москве. Московский городской народный университет им. А. Л. Шанявского (см. Шанявского университет) с приходом туда в 1911 П. Н. Лебедева становится одним из центров Ф. о. В 1892–1915 вышли в свет 4 тома «Курса физики» О. Д. Хвольсона (тт. 5–6 в 1920–26). Этот «Курс» стал основным пособием для студентов высшей школы и использовался также в 1920-е–1930-е гг.

После Октябрьской социалистической революции 1917 развитие социалистического производства потребовало расширения сферы практического приложения физической науки, повышения роли специального Ф. о. и поднятия уровня подготовки как исследователей и преподавателей, так и инженеров-физиков. С начала 1930-х гг. специальное Ф. о. усиливается во всех высших технических учебных заведениях, в большинстве сов. университетов создаются самостоятельные физические факультеты, открываются новые кафедры по отдельным отраслям физики, организация учебного процесса подчиняется новым задачам развития науки и производства. В содержание специального Ф. о. включаются обширные курсы как экспериментальной физики по разделам механики, теплоты и молекулярной физики, электричества и оптики, так и теоретической физики по разделам теоретической механики, термодинамики, статистической физики, электродинамики, квантовой механики и основам теории атома. В состав Ф. о. вошла математическая подготовка на уровне математических факультетов, обеспечивающая специалистам по физике свободное владение аппаратом и методами математического анализа, высшей алгебры, аналитической и дифференциальной геометрии, теории дифференциальных уравнений, математической физики. Система общих и специальных курсов по физике, практикумов, семинаров, дипломные работы (как правило, самостоятельного теоретического и экспериментального характера) поднимали уровень подготовки специалистов. Глубокое изучение философско-методологических дисциплин, введённых в высших учебных заведениях, создало фундамент для материалистического подхода в понимании физической картины мира, истолковании новых достижений науки. Ф. о. дифференцируется, общая физическая и математическая подготовка дополняется более специальной. Дифференциация специального Ф. о. шла как по методам физического исследования (теоретическая и экспериментальная физика), так и по отраслям физики (физика твёрдого тела, молекулярная, оптика, магнетизм, радиофизика, атомная физика и т.д.).

Развивающаяся научно-техническая революция потребовала включения в содержание специального Ф. о. знаний новых разделов физики и математики (теории ядра и элементарных частиц, нелинейной оптики, магнитогидродинамики, счётно-вычислительной техники и т.д.), усиления дифференциации и создания новых его видов, относящихся к пограничным с физикой областям науки (химическая физика, биофизика, геофизика, физика океана, атмосферы, астрофизика и т.д.). В 1976 самостоятельные физические факультеты имелись в 46 университетах из 65, в 16 работали физико-математические факультеты. В университетах Горьковском, Ереванском, Киевском, Харьковском, кроме физических факультетов, работают радиофизические, в Днепропетровском – физико-технический, Томском – оба таких факультета, Мордовском – факультеты электроники и автоматики, светотехники и источников света. В Тартуском университете работает физико-химический факультет.

Ведущие центры специального Ф. о., кроме университетов, – Московский инженерно-физический институт и Московский физико-технический институт. Ф. о. стало основой подготовки специалистов во всех технических вузах – политехнических, индустриальных, энергетических, электротехнических, радиотехнических, машиностроительных, приборостроительных, кораблестроительных, авиационных, геологических, горных, нефтяных, металлургических, химико-технологических, инженерно-строительных, геодезических, транспорта и связи, гидрометеорологических и др. (см. Высшее образование, Техническое образование), во многих высших военно-учебных заведениях. Подготовка специалистов по физике продолжается в аспирантуре.

Разработка структуры специального Ф. о., создание новых курсов физики связано с научной и педагогической деятельностью крупнейших сов. учёных – Л. А. Арцимовича, Н. Н. Боголюбова, Д. И. Блохинцева, Б. А. Введенского, С. И. Вавилова, А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, Л. И. Мандельштама, Д. В. Скобельцына, И. Е. Тамма, И. М. Франка, С. Э. Фриша и др. Новые достижения физики освещаются в специальных физических журналах (См. Физические журналы), помогающих в совершенствовании научного уровня её курсов в высшей школе.

Подготовка учителей и преподавателей физики для средней общеобразовательной школы и средних специальных учебных заведений ведётся на физико-математических факультетах педагогических институтов (в 1976 их было 188), где студенты, кроме общенаучных и специальных физико-математических дисциплин, изучают педагогику, психологию и методику преподавания физики и математики. Для учителей физики издаётся журнал «Физика в школе». Физические и физико-математические факультеты университетов и педагогических институтов регулярно оказывают помощь учителям и преподавателям физики средних учебных заведений в совершенствовании содержания и методики обучения этого учебного предмета, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя в работе институтов усовершенствования учителей.

Сов. учёные активно участвуют в Комиссии по Ф. о. при ЮНЕСКО. В Университете дружбы народов (См. Университет Дружбы народов) им. Патриса Лумумбы на факультете физико-математических и естественных наук ведётся подготовка специалистов по физике для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Ф. о. здесь широко представлено также на инженерном факультете.

Крупными центрами специального Ф. о. в социалистических странах являются университеты: Софийский (НРБ); Будапештский (ВНР); Берлинский, Ростокский (ГДР); Варшавский, Вроцлавский, Лодзинский, Люблинский, Познанский (ПНР); Бухарестский, Клужский (СРР); Пражский (ЧССР); Загребский, Люблянский (СФРЮ); технические университеты в Будапеште (ВНР), Дрездене (ГДР), Гданьске, Кракове (ПНР), Бухаресте, Клуже (СРР), Брно, Праге, Кошице (ЧССР) и др. Специальное Ф. о. в капиталистических странах удовлетворяет запросы промышленных концернов в подготовке научных и командных кадров. Крупными его центрами в этих странах являются университеты: Гарвардский, Калифорнийский, Колумбийский, Корнеллский (США); Кембриджский, Оксфордский, Стратклайдский (Великобритания); Болонский, Неаполитанский, Римский (Италия); Парижский, Лионский 1-й (Франция); Мюнхенский, Штутгартский (ФРГ); Токийский, Киотский, Нагой, Осаки (Япония); высшие технические учебные заведения – Массачусетсский технологический институт (США), политехнические институты в Турине, Милане (Италия); высшие технические школы в Ахене, Дармштадте, Карлсруэ; технические университеты в Ганновере, Мюнхене (ФРГ) и др.

Лит.: Коненков А. Ф., История физики в Московском университете с его основания до 60-х гг. XIX столетия. 1755–1859, М., 1955; Кудрявцев П. С., История физики, т. 1–3, М., 1956–71; Резников Л. И., Методика преподавания физики в средней школе, т. 1–4, М., 1958–63; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения в СССР, [М.], 1962; Спасский Б. И., История физики, т. 1–2, М., 1963–64; Шпольский Э. В., Очерки по истории развития советской физики. 1917–1967, М., 1969; Развитие физики в России, [под ред. А. С. Предводителева и Б. И. Спасского], т. 1–2, М., 1970; Иванов Н. П., Научно-техническая революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании, М., 1973; Прогнозирование физического образования в средней школе. [Сб. науч. трудов], в. 1–2, М., 1973–1974; Малькова З. А., Вульфсон Б. Л., Современная школа и педагогика в капиталистических странах, М., 1975.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *