Что означает понятие функции социального управления

Социальное управление: понятие, структура

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

При характеристике общества, что ему присущи социальное управление, социальное регулирование, власть. Обратимся к социальному управлению.

В теории управления это упорядочение системы, приведение ее в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде.

С учетом этого социальное управление есть целенаправленное воздействие на людей, их объединения, общество в целом, осуществляемое для достижения определенных результатов, соответствующих объективным закономерностям развития общества. Такой подход позволяет рассматривать управление в обществе не на основе идеологических и политических оценок (определенный результат), а на основе выявления объективных закономерностей общественного развития, сформулированных вне зависимости от идеологических и политических пристрастий.

Социальное управление – это управление в социальных системах, т.е. в системах, элементами которых являются люди. Различают субъект (тот, от кого исходит управляющий импульс) и объект управления (тот, на кого направлен управляющий импульс). Управление осуществляется органами власти в обществе. Органы власти и управления исторически изменяются, соответственно изменениям формы социальной организации

Механизмы управления в обществе:

а) механизм сознательного управления, целенаправленного, целеустремленного управления, поскольку осуществляется людьми, наделенными волей и сознанием, для достижения определенной цели;

б) механизм стихийного регулирования, когда упорядоченность является результатом массы случайных, единичных актов.

Основные виды управления: координация и властное воздействие. Когда первобытное стадо попадает в изменяющуюся внешнюю природную среду, для выживания необходимо объединить усилия людей. Момент объединения усилий и означает совместную, скоординированную деятельность, т.е. управление, и, следовательно, группа людей превращается в систему как совокупность и взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции для достижения единой цели.

Властное воздействие возможно, если элементы (подсистемы) общества находятся в состоянии иерархии, т.е. соподчиненности. Субъект управления властно воздействует, объект должен выполнить управленческую команду, при невыполнении применяется принуждение. Общее собрание рода, старейшина, вождь, жрец в родовом обществе являются такими властными субъектами управления.

Функции социального управления.

Признаки социального управления:

1. Сознательный, волевой характер, т.е. управление осуществляется через сознание и воздействует на волю людей.

2. Интегрирующее воздействие на общество.

3. Властный характер механизма управления, власть обеспечивает единство воль и подчинение их управляющей воле.

4. Историчность управления, его конкретный механизм зависит от этапа развития общества.

5. Способы управления :

а) командное, принудительное;

б) стимуляционное, добровольное;

в) программное (заложена программа).

6. Цикличность управления означает стадии управленческой деятельности :

а) сбор и обработка информации;

б) принятие управленческого решения;

в) реализация решения;

г) контроль за исполнением решения, корректировка.

В силу общественного развития неизбежно нарастание многообразия элементов, входящих в систему и нарастание ее внутренней сложности общества. В то же время для сохранения управляемости обществу как объекту управления должен соответствовать не меньшей сложности субъект управления для обеспечения доминантности. Этот объективный закон лежит в основе постоянно усложняющейся системы управления и постоянного роста управленческого аппарата.

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Поскольку у систем есть объективные пределы сложности, за которыми начинаются процессы дезорганизации, постольку субъект управления должен переходить от отношений иерархичности к отношениям кооперирования. Именно таким образом в обществе процессы управления дополняются процессами самоуправления, в этом проявляется закономерность демократизации управления. В истории человеческого общества, в различных государствах периоды республик сменялись периодами империй и, наоборот, на смену демократическим режимам приходили авторитарные и тоталитарные режимы, далее цикл повторялся в видоизмененных формах.

Социальное регулирование: понятие, виды

Социальное регулирование – целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения с помощью персональных указаний или правил поведения. Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования: индивидуальное регулирование и нормативное регулирование.

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам. Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Понятие социальных норм. Воздействие на поведение людей оказывают нормы различного характера: природного, технического, социального. В природе действуют законы, которые мы можем назвать природными нормами: физические, химические, биологические, физиологические, астрономические, геологические и другие. Они действуют каждый раз, когда осуществляется тот или иной процесс: падение твердого тела с ускорением на землю, окислительная реакция металлов т.д., т.е. действуют в ста случаях из ста и не зависят от сознания и воли людей.

Человек приспосабливает природные объекты для использования путем создания технических средств. Технические средства опосредуют отношения между человеком и природными объектами. Правила обращения с ними диктуются глубиной познания данного объекта и конструктивными особенностями технических средств. Их называют техническими нормами.

Особую группу норм составляют правила обращения людей с животными, это естественно-социальные нормы.

Социальное нормативное регулирование осуществляется при помощи социальных норм. Социальная норма – это правило поведения людей общего характера, содержащее меру свободного (дозволенного), обязательного или запрещенного поведения, направленное на организацию общественных отношений, обеспеченное в своем действии каким-либо социальным институтом или обществом в целом.

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление – результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках – правовые нормы).

6. Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы – обществом в целом, религиозные нормы – религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

7. Содержание их обусловлено социально-культурным и экономическим уровнем развития общества.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная – воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная – предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Экспектационная – указывают людям, каковы должны быть их ожидания.

4. Транслирующая – передают определенный социальный опыт.

5. Воспитательная – воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Основные виды социальных норм:

1. С точки зрения содержания и сфер действия различают следующие виды социальных норм: экономические, политические, юридические, эстетические, этические, религиозные, моральные, языковые, мифы, обряды, ритуалы и другие.

2. По регулятивным особенностям различают: обычаи, мораль, право, корпоративные нормы. Эта классификация имеет наибольшее значение в юриспруденции. Регулятивные особенности перечисленных норм зависят от способов возникновения, форм закрепления, регулятивного воздействия, способов и методов обеспечения и субъектов, обеспечивающих реализацию.

Регулятивной особенностью каждого из перечисленных видов норм является то, что они поддерживаются властью какого-либо социального института – родовой общины, корпорации (церковь, политическая партия, бизнес-структура), обществом в целом либо государством. Таким образом, социальное управление и социальное регулирование осуществляются властью.

Источник

Функции социального управления: понятие и виды

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Шестерикова Эльза Фаридовна

Задание на 04.09.2020 (пятница)

Тема «Понятие социального управления, его виды, система управления, структура и ее функции».

Цель занятия: получение новых теоретических знаний в сфере социального управления.

Ход работы:

1. Изучите лекционный материал (Приложение А).

2. Изучите Федеральный Закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Изучите Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции».

4. В тетради, ответив на вопросы, составьте краткий конспект и таблицу с применением изученного материала (Приложение Б).

Сроки выполнения задания04.09.2020 года

Требования к оформлению и предоставлению выполненной работы преподавателю:

Фото выполненной работы отдельным файлом с указанием ФИО студента, № группы и даты занятия необходимо выслать по адресу электронной почты: Elza_777@mail.ru или в сообщество по адресу https://vk.com/club198433749

Организация обратной связи:

выполненная работа каждым студентом предоставляется на электронную почту: Elza_777@mail.ru или в сообщество по адресу https://vk.com/club198433749

5. Форма контроля работы –письменная работа в тетради.

Приложение А

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате кᴏᴛᴏᴩого достигается ее упорядоченность, развитие в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с поставленными целями.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

3. направлено на достижение определенной управленческой цели;

4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

6. объект управления будет подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение кᴏᴛᴏᴩого должно изменяться в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указаниями субъекта;

7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Стадии процесса управления:

Функции социального управления: понятие и виды

Что означает понятие функции социального управления. Смотреть фото Что означает понятие функции социального управления. Смотреть картинку Что означает понятие функции социального управления. Картинка про Что означает понятие функции социального управления. Фото Что означает понятие функции социального управления

Признаки функций социального управления:

Учитывая зависимость от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

Учитывая зависимость от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

Учитывая зависимость от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

Организация и функционирование системы МВД России основываются на общих принципах государственного управления. В то же время эта система имеет ряд особенностей, поскольку объектом воздействия в системе органов внутренних дел Российской Федерации выступает определенный комплекс общественных отношений, обладающих специфическими свойствами. Свойства объекта также определяют собственно характеристики системы управления, ее задачи, функции, формы и методы деятельности.

С точки зрения теории управлениясистема управления – это совокупность людей, методов и средств управления, целенаправленно воздействующих на общество или определенную социальную группу для их сохранения и совершенствования.

Специфика деятельности органа внутренних дел как разновидности управляемых социальных систем выражается понятиями: общественный порядок, общественная безопасность, законность, уважение прав человека и другими категориями, относящимися к содержанию правоохранительной деятельности. При этом система управления органов внутренних дел наделена компонентами, которые необходимы для осуществления организационно-управленческой деятельности. Орган внутренних дел решает основные организационно-управленческие задачи, отнесенные законодательством к его компетенции. Выполнение этих задач в ряде случаев осуществляется самостоятельно, а в наиболее ответственных вопросах деятельности – под руководством вышестоящих уровней управления.

Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (по отношению к нижестоящим), и управляемой системой (по отношению к вышестоящим системам).

Процессу управления в каждой сфере общественной жизни присущи только ему свойственные особенности применения способов и средств воздействия на объект управления. Социальное управление неоднородно по содержанию, формам и методам управления. Одновременно с этим управление едино с точки зрения технологии, методов, арсенала средств и т.д. В этом отношении все виды социального управления (по сферам) едины. Меняется лишь «набор» методов, средств, их соотношений и т.д. В этой связи важно выделить общие и специфические признаки различных сфер социального управления.

· Государственное управление (управление делами государства) имеет пределы распространения в границах государственно-территориального образования. Субъектом его выступают органы государственной власти и управления в рамках своей компетенции. Организационно-управленческие функции этих органов распространяются на государственный сектор, связанный, прежде всего, с обеспечением законности и правопорядка, безопасности (внутренней и внешней), социального обеспечения, производства, оказания различных услуг, финансовой деятельности и т.д.

· Управление в негосударственной сфере производства и оказания услуг связано с конституционными принципами обеспечения коммерческой деятельности независимо от государственного управления. Свобода этого вида деятельности, осуществляемой в рамках закона, гарантирована на всей территории Российской Федерации. Ее субъекты осуществляют функции управления в различных секторах экономики, таких, как: кредитно-банковская деятельность, промышленное производство, оказание услуг населению и т.д.

· Управление в сфере деятельности органов местного самоуправления является одной из развивающихся сфер народовластия, которая реализуется независимо от государственного управления. Оно призвано регулировать отношения в области муниципальной собственности, транспорта и коммуникаций местного значения, благоустройства территорий и т.д. Территориальные границы деятельности органов местного самоуправления соответствуют границам административно-территориальных образований.

· Управление в сфере деятельности общественных движений и образований выступает в качестве основы демократического общества. Деятельность общественных объединений, в соответствии с конституционными принципами, осуществляется на основе свободы мысли и слова, равенства всех объединений перед законом. Реализация этих принципов не должна быть направлена на подрыв конституционных основ государства. Субъекты управления в этой сфере имеет разную направленность деятельности. В частности, это – политика, культура, спорт, социальная помощь населению и т.д. Границы сферы деятельности определяются целями объединений, зафиксированными в их уставах или других учредительных документах.

· Управление в сфере духовной жизни общества связано с деятельностью учреждений в области воспитания и образования, средств информации, деятельностью религиозных конфессий и некоторых других. Субъекты этой сферы осуществляют деятельность в соответствии с законодательством, основой которого являются конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, запрет на любые ограничения прав, свободный доступ к информации, свобода вероисповедания, независимость церкви от государства и пр. Особенностью управления в сфере духовной жизни человека является то, что она затрагивает интересы государства в части воспитания человека и гражданина. Соответственно, в этой сфере функционируют органы государственного управления (министерства культуры, образования и их структуры), а также органы координации деятельности с негосударственными структурами (комитеты и комиссии при органах власти).

В любой из перечисленных сфер социального управления следует выделять и отдельные направления деятельности. Например, правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.

Принципы– это одно из ключевых понятий науки управления. В широком смысле под этим понятием понимаются основополагающие идеи какой-нибудь теории, учения, науки; мировоззрение; руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы социального управления в наиболее общем виде отражают сущность управления и механизма его воплощения.

Основой принципов являются законы и система ценностей, действующих в обществе, которые существуют независимо от сознания и воли людей и их целенаправленной деятельности. Познание этих законов осуществляется посредством изучения форм их проявления в процессе развития социально-экономических отношений.

Законы и принципы имеют разную природу, они не тождественны по форме проявления. Законы непосредственно реализуются в развитии общества, а принципы, в силу своей субъективности, не могут рассматриваться как прямое следствие объективных законов. Под законом обычно понимают устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями, определяющие объективные условия существования и развития данного социального феномена. Диалектика выделяет три основных закона развития мира: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицаний. Познавая законы и формулируя принципы, человек осуществляет сознательную целенаправленную деятельность. В процессе этой деятельности он формулирует принципы. В частности, в настоящее время в социальной практике выделены: принципы политического руководства, принципы организационной деятельности, принципы научной деятельности, принципы воспитания и т.д.

Принципы управления, в том числе управления в органах внутренних дел, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно-политической природы и содержания. Выявление и обоснование принципов управления должно соответствовать определенным требованиям:

· отражение главных, объективно необходимых проявлений управления;

· характеристика устойчивых отношений и связей;

· охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению;

· отражение специфики и различий видов управления.

Познание принципов управления является основой для разработки теории управления в конкретной отрасли деятельности. Оно позволяет не только уточнить область правового регулирования этой деятельности, но и организовать на научной основе процесс управления, а также выбрать средства для его осуществления. При этом следует иметь в виду, что выделение принципов управления возможно только в результате действия самого механизма управления, ибо принципы – не исходный пункт познания, а его закономерный результат.

Подразделение принципов управления по их отраслевой принадлежности способствует их различению даже в смежных областях деятельности. Закономерности, проявляющиеся в сфере деятельности органов внутренних дел, будут частным случаем по отношению к более сложной системе правоохранительных органов, а выделяемые для этих систем управления принципы будут отражать лишь некоторый аспект закономерностей государственного управления. Соответственно следует разделять уровни действия принципов управления.

В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня действия принципов управления.

1. Общественно-политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются с Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно-политических принципов, которые распространяются на деятельность органов внутренних дел, относятся:

· Принцип демократизма. Он раскрывается в положении о том, что народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы.

· Принцип равноправия. Этот принцип проявляется в том, что граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства.

· Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям. Права и свободы человека в обществе определяют его взаимосвязь с государством, защиту его интересов, определенные обязательства государства по отношению к человеку, а также систему юридических гарантий его прав и свобод.

· Принцип социальной ориентации государственного управления означает подчинение государственного управления интересам социальной политики. В своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти.

· Принцип разделения властей обеспечивает создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола. В основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

· Принцип деидеологизации государственной власти и управления запрещает устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии. Этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения.

· Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права устанавливает правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы.

· Принцип свободы деятельности общественных объединений проявляется в отсутствии каких-либо дополнительных ограничений, кроме установленных законом, на создание общественных объединений граждан, выбор ими руководящих органов и решение прочих урегулированных законом отношений.

· Принцип законности свидетельствует о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоят в практической реализации законов.

· Принцип гуманизма характеризует направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина.

· Принцип гласности устанавливает открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов; с другой стороны – специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие:

· Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности органов внутренних дел, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно.

· Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления.

· Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников.

· Принцип сочетания территориальных и отраслевых начал формирует специфику деятельности органов внутренних дел исходя из отдельных уровней управления, территорий, а также отдельных подсистем.

· Принцип сочетания линейных и функциональных начал является исходным для создания такой структуры управления, которая наиболее рационально учитывает многоцелевой характер деятельности органов внутренних дел.

· Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием устанавливает определенное соотношение прав и обязанностей субъектов управления в структуре управления при осуществлении их полномочий.

· Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях.

· Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности органов внутренних дел и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т.д.).

В числе организационных принципов управления органами внутренних дел выделяют также мотивацию, цикличность, рациональное соотношение целей и ресурсов, иерархичность и некоторые другие. Однако они отражают не закономерности, а свойства процесса управления.

3. Принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно-управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений). Чаще всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и другие.

Предметная управленческая деятельность в органах внутренних дел объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности и не может осуществляться без наличия общих исходных политических и организационных идей и правил. К этой группе принципов относятся:

Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке.

Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности.

Принцип точности является проявлением высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности.

Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления.

Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления, а также информации, циркулирующей в структуре органов внутренних дел.

Принцип сочетания непрерывности и дискретности свойствен всем основным направлениям управленческой деятельности и проявляется, во-первых, в постоянном (круглосуточном) обеспечении управления; а во-вторых, в строго установленной периодичности (цикличности) отдельных процедур управления (учет сведений, сбор информации, ее анализ и т.д.).

Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в органах внутренних дел. На обеспечение готовности к решению задач, возлагаемых на органы внутренних дел, направлена вся система принципов управления.

Всю совокупность принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование органов внутренних дел в системе органов государственной власти. Обладая высокой степенью нормативности, система принципов в этой сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих деятельность.

Выраженные в правовой форме принципы становятся руководящими правилами, обязательными для воплощения в правоохранительной деятельности. Одновременно с этим, являясь идеями, сформулированными в результате субъективного восприятия процессов общественного развития, принципы управления изменяются во времени, так как не являются стабильной субстанцией. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *