Что означает понятие импрессионизм в переводе с французского impression
Что такое Импрессионизм
Значение импрессионизма
Импрессионизм (от франц. impressionnisme, impression — впечатление, ощущение) — это стиль, течение в искусстве, живописи, литературе и музыке.
Возникло в 60–70-х годах 19 века — начале 20 века во Франции.
Изначально импрессионизм зародился во французской живописи, а затем проследовал и в другие сферы искусства.
Импрессионист — это художник, поэт, музыкант, который творит в манере, присущей импрессионизму.
Отличительные черты импрессионизма в искусстве
Живые люди и природа
Течение характеризуется изображением живых людей за их повседневными занятиями и природу.
Импрессионисты изображали настоящую жизнь, окружающую реальность, а не пейзажи и постановочные натюрморты.
И до возникновения импрессионизма художники рисовали с натуры. Но люди, изображённые на картинах, не имели недостатков. Художники делали их похожими на античные статуи: красивые округлые формы, утончённые черты лица, совершенные пропорции.
На античность в целом делался большой акцент. До эпохи импрессионизма на картинах появлялись сюжеты из древнегреческих мифов и легенд или исторические события.
Техника грубых мазков
Так как импрессионисты рисовали повседневность, жизнь и природу как они есть здесь и сейчас, им нужно было быстро фиксировать происходящее на своих картинах.
Так родилась техника крупных мазков краски. Создаётся ощущение, что картина нарисована каплями.
На картину наносилось несколько слоёв краски. Но, во-первых, каждый новый слой наносился до того, как высохнет предыдущий. Это создавало эффект движения на картине, как будто она вибрирует и мерцает.
Во-вторых, краски, как правило, не смешивались. Они располагались рядом друг с другом, но не заходили друг на друга. Это создавало эффект отражения, зеркальности в картинах художников-импрессионистов.
До появления этого течения считалось, что чем ровнее лежала краска на картине, тем искуснее был художник.
Отсутствие чёрного цвета
На картинах импрессионистов практически отсутствует чёрный цвет. Поэтому картины излучают тепло, солнечный свет и очень красочны.
Возникновение импрессионизма
Само название течения пришло от французского слова impression, что значит «впечатление», «ощущение».
В 1874 году в Париже проходит первая выставка художников-импрессионистов. На ней была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
После этого такая техника рисования и выбор объектов стали называться импрессионизмом.
То есть произошёл уход от мифологии и истории — основных тем картин до последней трети 19 века. Изображаться стали живые люди, природа, естественность происходящего.
Художники фиксировали мир посредством наблюдения. Вместе с происходящим они передавали и свои чувства и эмоции.
Импрессионизм в литературе
Импрессионизму как стилю в литературе были присущи следующие черты:
К поэтам-импрессионистам относят:
Черты импрессионизма можно найти и в произведениях Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Антона Павловича Чехова, Шарля Бодлера, Александра Блока, Эмиля Золя.
Импрессионизм в музыке
Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).
Их произведениям были присущи:
Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси «Отражения на воде».
В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.
Импрессионизм в скульптуре
Среди скульпторов-импрессионистов выделяют француза Огюста Родена (1840–1917), итальянца Медардо Россо (1858–1928) и русского скульптора Анну Голубкину (1864–1927).
Скульптуры эпохи импрессионизма как будто не завершены. Они находятся в движении, пойманы мастером в какой-то один момент.
Постимпрессионизм
К концу 19 века наметился упадок в течении импрессионизма. Ему на смену пришёл постимпрессионизм.
Основные черты постимпрессионизма схожи с его предшественником. Художники лишь экспериментировали с подачей материала: сочетанием цветом, светотенью и т. д.
Читайте также про другой художественный стиль Экспрессионизм.
Значение слова «импрессионизм»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.
ИМПРЕССИОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [фр. impressionisme] (искус.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
импрессиони́зм
1. искусств. направление в искусстве последней трети XIX — начала XX вв., основанное на стремлении художников отразить реальный мир в его подвижности, изменчивости, передать свои непосредственные, мимолётные впечатления
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: амбициозный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Особенности импрессионизма
В конце XIX века в искусстве возник острый конфликт между академическими порядками в живописи и желанием художников свободно выражать свое мнение. Появились мастера, которые писали в новой, необычно технике. Но старые классические школы, учителя и критики не готовы были их принять.
Первым повстанческим направлением был импрессионизм. Позже именно он станет родоначальником модернизма – современного искусства, отличающегося от всего классического. Также, благодаря именно этому течению, появятся и другие новые виды живописи – постимпрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм и другие.
Понятие импрессионизма
Изначально компания французских художников предпочла выйти за рамки написания картин внутри помещения, по правилам и канонам классической школы. Мастера начали писать на открытом воздухе. Так появилось понятие пленэр.
Клод Моне. Вид Антиба с Плато Нотр-Дам
Молодые люди не заботились о тщательной прорисовке деталей и классическому исполнению композиции. Главной их задачей стала передача эмоций, ощущений. Живописцы пытались как можно более естественно и непринужденно запечатлеть конкретный момент быстропротекающей жизни.
Одной из картин художника Клода Моне, основателя стиля, была работа «Впечатление. Восходящее солнце». По-французски «впечатление» звучит как «impression» (импрессион). Известный критик Луи Леруа, увидевший данную работу заявил, что она скорее не картина, а небрежная мазня, неоконченный набросок. Именно он придумал название «импрессионизм», стараясь обидеть художника. Но так он дал название новому стилю.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Родина импрессионизма
Будущие импрессионисты познакомились в Париже. Здесь они учились, отдыхали, общались, здесь же в 1874 году прошла их первая выставка. Основателем ее стал Клод Моне вместе с единомышленниками. До 1886 года состоялось 8 независимых выставок.
Далеко не все были в восторге от представленных картин. В XVII веке в Париже была образована Королевская академия живописи и скульптуры. Именно она устанавливала определенные правила работы для мастеров, следила за тем, чтобы мастера не отходили от классики. Здесь проводились выставки-салоны, где мечтал участвовать любой художник.
Появившаяся новая выставка вызвала негодование у преподавателей Академии, художественных критиков, членов жюри салона и даже репортеров. Но, несмотря на яркую общественную реакцию, молодое движение громко заявило о себе и начало свою деятельность.
Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже
Многие художники откликнулись на призыв Моне, понимая значимость происходящего. Среди участников выставки было 30 художников, многие работы которых отвергались официальным салоном Академии. Среди них А. Гийомен, Э. Дега, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, П. Сезанн, А. Сислей. Молодых людей поддержали и уже известные живописцы– Э. Буден и Ш. Добиньи. Только признанный мэтр Эдуард Мане отказался принимать участие в выставке, хотя давно понимал необходимость изменений, и уже сам писал не классические картины. Он присоединится к импрессионистам чуть позже, в тот момент боясь попасть в немилость Академии.
Характерные черты стиля импрессионизм
Новое направление изменило все стороны живописи. Поменялась академическая техника письма, появились совершенно новые сюжетные линии и жанры. Исчезали многие цвета, возникали интересные тона и оттенки.
Новая техника письма
В работах импрессионистов рисунок наносится отдельными мазками, цветными пятнами. Краски на мольберте уже не смешиваются, цветовое решение можно полностью разглядеть, лишь отступив подальше от холста. Это делалось для того, чтобы рисунок перестал быть статичным и получил динамику.
Арман Гийомен. Мельница
С помощью такой техники очертания перестают быть четкими, они более зыбкие и воздушные. Часто в картинах достигается такой эффект – если ходить вокруг работы, можно увидеть, как цветы, воздух или вода на холсте в буквальном смысле шевелятся, плывут и двигаются.
Цветовые решения
Пытаясь запечатлеть красоту окружающего мира, импрессионисты использовали яркие, чистые цвета. В академической технике тени кладут серыми и черными тонами. Новые художники утверждали, что у природы нет таких цветов, и полностью от них отказались.
Особенно импрессионисты интересовались комплементарными, то есть контрастными цветами. При смешивании их в равных пропорциях получается серый цвет. А при использовании их рядом рисунок становится ярче и свежее. Сочетания оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый, красный и зеленый чаще всего стали использоваться в картинах мастеров.
Клод Моне. Заказ в Венеции
Сюжеты
В классической живописи было принято писать картины на религиозные или античные сюжеты, пользовались спросом натюрморты, портреты знатных или богатых людей. Импрессионисты же шокировали публику «незначительными» и даже вульгарными темами.
Самые распространенные сюжеты – пейзажи. Появляется и понятие городского пейзажа. Повсюду строятся заводы и фабрики, улицы заполнены людьми и экипажами, жизнь кипит днем и ночью.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт ночью
Получают распространение сюжеты с обычными людскими развлечениями. Артисты, публика, завсегдатаи театров, ночных кафе и прочих увеселительных заведений – одни из главных участников картин.
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Импрессионисты с удовольствием рисуют портреты своих друзей, членов семьи, ничем не примечательных прохожих и обычных тружеников. Появляются на картинах простые эпизоды из жизни. Женщины, расчесывающие волосы или укладывающие ребенка, сельские будни крестьян и простых рабочих, продавцов и официантов, чтение газеты – все эти сюжеты раньше вызывали только возмущение у критиков.
Эдгар Дега. Гладильщицы
Появление пленэра
В переводе с французского «пленэр» означает «открытый воздух». Это сейчас нам кажется, что без данного процесса невозможно становление настоящего художника. Особенно того, кто специализируется на изображениях природы. Но в XIX веке даже природу писали в замкнутых стенах – по памяти и по правилам академического изображения.
Именно импрессионисты посчитали, что правильно передать ощущение воздуха, природы и света возможно только в «живых» условиях. Писать необходимо только на пленэре.
Альфред Сислей. Мост в Севре
Ракурсы картин
Главным в импрессионизме становится не сюжет картины, а общее от нее впечатление. Для этого используются не только световые и цветовые эффекты, но и необычные ракурсы.
Рисунок становится фрагментарным, ракурсы очень рискованными и неожиданными. Многие фигуры и объекты остаются срезанными, словно случайно попавшими в кадр.
Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой
Живописцы стали выходить за пределы мастерской и писать в любых условиях. Дождь, снег, град – ничего не останавливало их творчество. Клод Моне настолько любил водные пейзажи, что даже построил себе плавучую мастерскую. Писсаро не мог часто выходить на улицу из-за болезни глаз, многие пейзажи рисовал из окна гостиниц, которые специально снимал для этого. Художники выбирали настолько неожиданные ракурсы, что писали стоя на стремянке, сидя в лодках и даже лежа в канаве.
Импрессионизм и постимпрессионизм
Технические приемы нового направления оказали огромную роль в появлении другого течения – постимпрессионизма. Последователи стиля провозгласили непринятие художественных методов своего предшественника. В отличие от цветовых пятен и мазков первого, здесь применялся строгий способ деления красок и цвета.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Художники нового направления пытались выразить жизнь не сиюминутной, а длительной и более существенной. П. Сезанн старался отобразить материальность окружающего мира, П. Гоген рассказывал о гармонии мира и единении человека с природой, В. Ван Гог – выразительность формы и цвета. Благодаря последнему появилось и следующее течение – экспрессионизм. Последователи Гогена стали родоначальниками стиля модерн.
Поль Гоген. Три таитянки
Одним из направлений постимпрессионизма стал неоимпрессионизм. Художники проводили опыты с цветом, получая самые неожиданные результаты. Он подарил миру такие имена, как Ж. Сёра, П. Синьяк.
Представители импрессионизма
Основателем импрессионизма является Клод Моне. Многие его полотна очень велики – он хотел, чтобы люди чувствовали себя возле картины, словно у настоящего пруда или сада.
Моне часто писал один и тот же сюжет с разных ракурсов, в разное время суток, или даже года, чтобы запечатлеть игру света. Например, он создал 25 разных картин, изображающих одни и те же стога сена.
Клод Моне. Стога сена
Камиль Писсарро писал сельские и городские пейзажи. Самые известные его картины – виды любимого Парижа. Он был одним из самых убежденных последователей импрессионизма, участвовал во всех выставках коллег.
Камиль Писсаро. Место дю Гавр. Париж
Пьер Огюст Ренуар был другом Моне. Они вместе учились в одной школе живописи. Именно поэтому он поддержал бунтарский дух товарища. Его картины пронизаны ощущением мягкого тепла и солнечного света. Больше всего он предпочитал изображать людей, причем с натуры, но без академического позирования. Например, он несколько дней таскал огромное полотно на танцплощадку, чтобы написать картину «Бал в Мулен-де-ла-Галетт».
Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен-де-ла-Галетт
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдуард Мане был немного старше импрессионистов и уже имел собственное имя. Он не участвовал в их выставках, но часто общался с Клодом Моне, Дега и другими художниками. Это также внесло определенные изменения в его творчество.
Эдуард Мане. В уголке во время концерта
Единственной женщиной среди французских импрессионистов была Берта Моризо. В те времена считалось, что основное назначение женщины – вести домашнее хозяйство. Но эта женщина стала повстанцев не только в искусстве, но и в жизни. Она писала жанровые сценки с участием женщин и детей. Новый взгляд воспринимался любителями живописи с восхищением.
Берта Моризо. У колыбели
Кроме самых ярких французских представителей следует отметить несколько живописцев из других стран. Среди американцев это Морис Прендергаст, Теодор Робинсон, Джон Слоун, Джон Туокмен. В Италии самыми известными импрессионистами считаются Федериго Зандоменеги, Джованни Больдини, Джузеппе де Ниттис. В Англии – Уолтер Сикерт, Филипп Стир. В Германии – Ловис Коринт, Генрих Трюбнер, Август Финк, Пауль Фогель.
Ловис Коринт. Купание Сусанны
Среди импрессионистов также встречались и женщины. Харриет Баккер – норвежская художница, Мэри Кассат – американская, Ольга Бознаньская – польская.
Русский импрессионизм
В. Д. Поленов стоял у истоков русского импрессионизма. Именно он рассказал о новом направлении и о молодых французских художниках. Хотя сам написал всего три картины в данной технике.
К.А. Коровин стал импрессионистом благодаря своему учителю Поленову, огромной любви к природе и своей поездке в Париж на одну из выставок молодых мастеров. Он моментально перенимает технику письма и новые веяния стиля.
Константин Алексеевич Коровин. В саду
Его друг В.А. Серов тоже иногда причисляется к импрессионистам. Но в его работах часто встречаются черные и серые тона, используются разные техники. Лишь несколько работ написаны именно в данном стиле.
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками
Н.М. Гущин учился в нескольких художественных училищах – в Москве, Франции и Монако. Работы художника отмечены романтической образностью, тщательно продуманным декоративизмом.
Гущин воплощал в своих работах идею совмещения различных видов искусства. Достаточно увидеть его картины «Моя симфония» (1964), «Лунная соната», «Музыка Баха», «Ноктюрн», «Песня без слов», «Элегия» (60-е) – все они показывают синтез музыки, слов и живописи. Ведь все это творчество построено на одной основе – гармонии, ритме и единстве. Много работ также посвящены космосу и идее мироустройства.
Николай Михайлович Гущин. Вечность
М.Н. Аржанов в 50-х годах познакомился с Н.М. Гущиным. Его идеи сильно повлияли на его творчество. Он изучает работы импрессионистов, кубистов и фовистов, осваивает новую технику, изучает цветовые интерпретации. Его работы полны некоей взволнованностью письма, усилением роли света и цвета. С каждым годом он все дальше уходит от принципов академизма и совершенно меняет направление своего творчества.
Среди тех, кто пробовал себя и в импрессионизме, и в постимпрессионизме, и в других техниках, следует отметить В.Э. Борисова-Мусатова, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова, Н.В. Мещерина.
Игорь Эммануилович Грабарь. Иней
Музеи импрессионизма
Крупнейшие музеи мира хранят коллекции известных импрессионистов. Среди них множество музейных комплексов, объединенных из нескольких художественных музеев: Баварские государственные собрания картин и Государственные музеи Берлина.
Огромное количество работ импрессионистов хранится на родине стиля – в Париже. Здесь следует отметить крупнейший художественный музей мира Лувр и музей ОРСЭ (музей искусства XIX века). Одни из лучших собраний западноевропейской живописи находятся в Национальной галерее Лондона, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Национальном музее в Стокгольме.
В России основными хранителями полотен импрессионистов считаются Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Эпоха импрессионизма
Эпоха импрессионизма оказала огромное влияние на все последующее искусство ближайших 100 лет. Ее начало означало конец натурализму и классической обязаловки. Он стал толчком для появления абстрактного искусства не только в живописи, но и в других видах. Постимпрессионизм, кубизм, конструктивизм, ташизм – теперь можно писать в любом направлении, придумывать новое, не боясь, что будешь осмеян.
Пьер Огюст Ренуар. Завтра гребцов
Импрессионисты произвели революцию в живописи, заставили людей взглянуть на мир и искусство новыми глазами.
Импрессионизм – первое художественное течение, которое позволило художникам по-новому взглянуть на мир. Не отличаясь масштабностью, оно дало толчок к развитию множества других видов направлений в искусстве. Изучение новых приемов и принципов оказало огромное влияние на дальнейшее развитие художественной школы. Недаром историю живописи делят на две части – до и после возникновения импрессионизма.
Импрессионизм
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Содержание
Импрессионизм в живописи
Истоки
В эпоху Возрождения живописцы венецианской школы пытались передать живую реальность, используя яркие краски и промежуточные тона. Их опытами воспользовались испанцы, наиболее отчётливо это выражено у таких художников как Эль Греко, Веласкес и Гойя, чьё творчество впоследствии оказало серьёзное влияние на Мане и Ренуара.
В это же время Рубенс делает тени на своих полотнах цветными, используя прозрачные промежуточные оттенки. По наблюдению Делакруа, Рубенс отображал свет при помощи тонких, изысканных тонов, а тени — более теплыми и насыщенными цветами, передавая эффект светотени. Рубенс не использовал чёрный цвет, что позднее станет одним из основных принципов живописи импрессионистов.
На Эдуара Мане влияние оказал нидерландский художник Франс Халс, писавший резкими мазками и любивший контраст ярких красок и чёрного цвета.
Переход живописи к импрессионизму также подготовили английские живописцы. Во время франко-прусской войны (1870—1871) Клод Моне, Сислей и Писсарро отправились в Лондон, чтобы там иметь возможность изучить великих пейзажистов — Констебла, Бонингтона и Тёрнера. Что же касается последнего, то уже в его поздних работах заметно как исчезает связь с реальным изображением мира и уход в индивидуальную передачу впечатлений.
Сильное воздействие оказал Эжен Делакруа, он уже различал локальный цвет и цвет, приобретаемый под воздействием освещения, его акварели, написанные в Северной Африке в 1832 году или в Этрета в 1835 году, и особенно картина «Море в Дьеппе» (1835) позволяют говорить о нём как о предшественнике импрессионистов.
Последним элементом, который повлиял на новаторов, стало японское искусство. С 1854 года благодаря прошедшим в Париже выставкам молодые художники открывают для себя мастеров японской гравюры таких как Утамаро, Хокусай и Хиросиге. Особое, неизвестное доселе в европейском изобразительном искусстве, расположение изображения на листе бумаге — смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу, завоевали расположение импрессионистов и их последователей.
История
Начало поисков импрессионистов относится к 1860 годам, когда молодых художников уже не устраивают средства и цели академизма, вследствие чего каждый из них самостоятельно ищет иные пути развития своего стиля. В 1863 году Эдуард Мане выставляет в «Салоне отверженных» картину «Завтрак на траве» и активно выступает на встречах поэтов и художников в кафе Гербуа, которые посещали все будущие основатели нового течения, благодаря чему стал главным защитником современного искусства.
В 1864 году Эжен Буден приглашает Моне в Онфлёр, где он прожил всю осень, наблюдая как его учитель пишет этюды пастелью и акварелью, а его друг Йонкинд накладывает краску на свои работы вибрирующими мазками. Именно здесь они научили его работать на пленэре и писать светлыми тонами.
В 1871 году во время Франко-прусской войны, Моне и Писсарро уезжают в Лондон, где они знакомятся с творчеством предшественника импрессионизма Уильямом Тёрнером.
Возникновение названия
Первая важная выставка импрессионистов проходила с 15 апреля по 15 мая 1874 года в мастерской фотографа Надара. Там было представлено 30 художников, всего — 165 работ. Холст Моне — «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant), ныне в Музее Мармоттен, Париж, написанный в 1872 году дал рождение термину «импрессионизм»: малоизвестный журналист Луи Леруа в своей статье в журнале «Le Charivari» для выражения своего пренебрежения обозвал группу «импрессионистами». Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Название «импрессионизм» достаточно бессодержательное в отличие от названия «Барбизонская школа», где хотя бы есть указание на географическое расположение художественной группы. Ещё меньше ясности с некоторыми художниками, которые формально не входили в круг первых импрессионистов, хотя их технические приемы и средства полностью «импрессионистические» Вистлер,Эдуард Мане, Эжен Буден и т. д.) К тому же технические средства импрессионистов были известны задолго до XIX века и их (частично, ограниченно) использовали ещё Тициан и Веласкес, не порывая с господствующими идеями своей эпохи.
Была еще одна статья (автор Эмиль Кардон) и еще одно название — «Выставка мятежников», абсолютно неодобрительное и осуждающее. Именно оно точно воспроизводило неодобрительное отношение буржуазной публики и критику к художникам (импрессионистам), которое господствовало годами. Импрессионистов сразу обвинили в аморальности, мятежных настроениях, несостоятельности быть добропорядочными. В настоящий момент это вызывает удивление, потому что непонятно, что аморального в пейзажах Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, бытовых сценах Эдгара Дега, натюрмортах Моне и Ренуара.
Прошли десятилетия. И новая генерация художников придет к настоящему развалу форм и обнищанию содержания. Тогда и критика, и публика, увидела в осужденных импрессионистах — реалистов, а немного позже и классиков французского искусства.
Специфика философии импрессионизма
Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
Как и искусство ренессанса (Возрождение), импрессионизм строится на особенностях и навыках восприятия перспективы. Вместе с тем ренессансное виденье взрывается доказанной субъективностью и относительностью человеческого восприятия, которое делает цвет и форму автономными составляющими образа. Для импрессионизма не так важно, что изображено на рисунке, но важно как изображено.
Преимущества импрессионизма
К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм. По инерции, искусство и в XIX веке считалось монополией аристократов, высших слоев населения. Именно они выступали главными заказчиками на росписи, монументы, именно они — главные покупатели картин и скульптур. Сюжеты с тяжелым трудом крестьян, трагические страницы современности, позорные стороны войн, бедности, общественных неурядиц осуждались, не одобрялись, не покупались. Критика кощунственной морали общества в картинах Теодора Жерико, Франсуа Милле находила отзыв лишь у сторонников художников и немногих знатоков.
Импрессионисты в этом вопросе занимали достаточно компромиссные, промежуточные позиции. Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.
Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа. Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской.
Техника
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане. В первую очередь импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие: фиолетовый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный, но поскольку синий — разновидность голубого, то их число сводится к шести. Две положенные рядом краски усиливают друг друга и, наоборот, при смешении они утрачивают интенсивность. К тому же все цвета разделены на первичные, или основные и сдвоенные, или производные, при этом каждая сдвоенная краска является дополнительной по отношению к первой:
Таким образом стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это же впоследствии стало поводом отказа от чёрного.
Затем импрессионисты перестают концентрировать всю работу над полотнами в мастерских, теперь они предпочитают пленэр, где удобней схватить мимолётное впечатление от увиденного, что стало возможным благодаря изобретению стальных туб для краски, которые в отличие от кожаных мешочков можно было закрыть, чтобы краска не высыхала.
Также художники использовали укрывистые краски, которые плохо пропускают свет и непригодны для смешивания поскольку быстро сереют, это позволило им создавать картины не с «внутренним», а «внешним» светом, отражающимся от поверхности. [2]
Технические отличия способствовали достижению иных целей, прежде всего импрессионисты пытались уловить мимолётное впечатление, мельчайшие изменения в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток, наивысшим воплощением стали циклы картин Моне «Стога сена», «Руанский собор» и «Парламент Лондона».
В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо. Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.
Хронология по художникам
Импрессионисты
Выставки
Адрес: ул. Лепелетье, 11 (Галерея Дюран-Рюэля). Участники: Базиль (посмертно, художник погиб в 1870), Белиар, Бюро, Дебютен, Дега, Кайботт, Кальс, Левер, Легро, Лепик, Милле, Моне, Моризо, Л. Оттен, Писсарро, Ренуар, Руар, Сислей, Тилло, Франсуа
Адрес: ул. Лепелетье, 6. Участники: Гийомен, Дега, Кайботт, Кальс, Кордей, Левер, Лями, Моне, Моризо, Моро, Пьетт, Писсарро, Ренуар, Руар, Сезанн, Сислей, Тилло, Франсуа.
Адрес: авеню Опера, 28. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кальс, Кассат, Лебур, Моне, Пьетт, Писсарро, Руар, Сомм, Тилло, Форен.
Адрес: ул. Пирамид, 10. Участники: Бракемон, госпожа Бракемон, Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кайботт, Кассат, Лебур, Левер, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.
Адрес: бульвар Капуцинок, 35 (ателье фотографа Надара). Участники: Видаль, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кассат, Моризо, Писсарро, Рафаэлли, Руар, Тилло, Форен.
Адрес: Фобург-Сент-Оноре, 251 (У Дюран-Рюэля). Участники: Виньон, Гийомен, Гоген, Кайботт, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей.
Адрес: ул. Лаффитт, 1. Участники: госпожа Бракмон, Виньон, Гийомен, Гоген, Дега, Дзандоменеги, Кэссет, Моризо, Камиль Писсарро, Люсьен Писсарро, Редон, Руар, Сёра, Синьяк, Тилло, Форен, Шуффенекер.
Импрессионизм в литературе
В литературе импрессионизм не сложился как отдельное направление, но его черты нашли отражение в натурализме и символизме.
Прежде всего характеризуется выражением частного впечатления автора, отказа от объективной картины реальности, изображением каждого мгновения, что должно было повлечь за собой отсутствие сюжета, истории и заменой мысли восприятием, а рассудок — инстинктом. Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур в своём произведении «Дневник», где знаменитая фраза «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» стала центральным положением для многих писателей.
В натурализме главным принципом была правдивость, верность натуре, но она подвержена впечатлению, а потому облик реальности зависит от каждой отдельной личности и её темперамента. Наиболее полно это выражено в романах Эмиля Золя, его развернутых описаниях запахов, звуков и зрительных восприятий.
Символизм, наоборот, требовал отказа от материального мира и возвращения к идеальному, однако переход возможен только через мимолётные впечатления, раскрывая в видимых вещах тайную сущность. Яркий пример поэтического импрессионизма — сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874). В России влияние импрессионизма испытали Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.
Также эти настроения коснулись драматургии (импрессионистская драма), в пьесы вторгается пассивное восприятие мира, анализ настроений, душевных состояний, цельная композиция распадается на ряд сцен, наполненных лиризмом, а в диалогах концентрируются мимолётные разрозненные впечатления. Драма становится одноактной, рассчитанной на интимные театры. Эти признаки нашли своё полное отражение в творчестве Артура Шницлера.
Импрессионизм в музыке
Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.
Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.