Что означает понятие каузальная атрибуция
Что означает понятие каузальная атрибуция в психологии
Эффект каузальной атрибуции в социальной психологии – это феномен человеческого восприятия, при котором один индивид объясняет поступки другого, опираясь на свои предположения и умозаключения. При этом он не имеет необходимого количества знаний в конкретной ситуации, поэтому дорисовывает картину у себя в голове. Из статьи читатель узнает, какие основные виды каузальной атрибуции существуют и почему в условиях дефицита информации происходит приписывание причин поведения другому человеку.
Виды каузальной атрибуции
Определение феномена каузальной атрибуции пришло из латыни (causa означает причину, attribution – приписывание). Чтобы лучше понимать сущность когнитивных искажений, рассмотрим основные типы каузальной атрибуции.
Культурные предубеждения
Под этим термином понимается присваивание определенного поведения человеку в зависимости от его межкультурного различия и происхождения. Например, для нас представители европейской культуры преимущественно индивидуалисты, а азиатской – коллективисты. Также существует большое количество анекдотов о евреях и их склонности схитрить, обмануть.
Фундаментальная ошибка
Фундаментальная ошибка каузальной атрибуции заключается в объяснении поступков других индивидов внутренними факторами, а своих – внешними. Пример из жизни: человек может назвать другого скучным, тогда как свои аналогичные действия он связывает со сложившимися обстоятельствами.
Есть ряд причин появления фундаментальной ошибки:
Для большего понимания вышесказанного разберем следующий пример. Представьте, что вы с приятелем писали одну контрольную работу или сдавали зачет. Вы получили хорошую оценку, тогда как ваш друг провалил тест. Вам начинает казаться, что он и раньше плохо разбирался в этом предмете. Позже вам начинает казаться, что человек просто ленится и не уделяет внимания своему обучению. Суть этой типичной ошибки состоит в том, что вы не учли объективные факторы. Возможно, ваш приятель не успел подготовиться к зачету из-за семейных обстоятельств. Также не исключено, что у него может быть другой склад ума (гуманитарии, технари).
Или представьте следующую ситуацию. Вы идете по улице и встречаете человека, неспособного твердо стоять на ногах. Многие в подобной ситуации посчитают, что пьян. Значит, он алкоголик, и ему нельзя помочь. Это тоже неверно, ведь высока вероятность, что этому человеку резко стало плохо по пути на работу или учебу.
Внешняя диспозиция заключается в противоположном. Вину за проваленный тест вы возложите не на недостаток своих знаний, а на сложность билета.
Участник не является наблюдателем
Очень часто мы оцениваем других людей сквозь призму собственного мировоззрения. Если мы имеем отношение к какой-либо ситуации, то наше мнение относительно нее может отличаться, т. к. участник и наблюдатель смотрят на обстоятельства с разных сторон. С другой стороны, наше мнение относительно этой ситуации становится иным, если мы становимся ее участником.
Диспозиционная атрибуция
Диспозиционная атрибуция – приписывание поведения людей их личности. Например, если таксист ответил вам в грубой форме, вы можете подумать, что он плохой человек. Подавшись внешним факторам, мы характеризуем личность индивида по одному лишь его поступку. Хотя причиной грубого ответа могло послужить плохое настроение человека или сложные жизненные обстоятельства.
Гипотеза защитной атрибуции
Эта гипотеза проявляется в виде убеждений, которые необходимы индивиду для собственной защиты от ощущения беспокойства. Они позволяют ему оправдывать себя при столкновении с проблемами.
Человек с такими предубеждениями часто бросается из крайности в крайность. К примеру, если случилось ДТП, он начинает во всем винить водителя. При этом он может быть убежден, что с ним подобная ситуация однозначно не произойдет.
Своекорыстная атрибуция
Например, если бухгалтера повысили на работе, это событие он начинает приписывать своим профессиональным навыкам. Если же повышение дали его коллеге, тот бухгалтер начинает чувствовать себя недооцененным руководством и начинает думать, что коллега занял его место.
В прошлом ученые полагали, что так человек защищает самооценку. Но позже выяснилось, что своекорыстная атрибуция формируется вследствие влияния внутренних причин.
Каузальная атрибуция и локус контроля
Локус контроля – свойство человека причислять свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Локус демонстрирует, что реакция на конкретную ситуацию выбирается индивидом сознательно. А в случае с каузальной атрибуцией на умозаключения наблюдателя большое влияние оказывают стереотипы и двойные стандарты.
Получив неудовлетворительную оценку, студент может отреагировать двумя способами:
В отличие от каузальной атрибуции в основе локуса лежит сила воли. Для изменения локуса индивиду необходимо перестать быть жертвой и начать брать ответственность в случае неудачи, даже если большое влияние на последствия оказали причины, мало зависящие от вас.
Каузальная атрибуция и выученная беспомощность
Под понятием «выученная беспомощность» понимается определенное состояние индивида, находясь в котором он отказывается решать свои проблемы, имея все для этого. Это случается, если предыдущие попытки заканчивались неудачей.
Селигман доказал, что после ряда неудач люди прикладывают меньше усилий для решения какой-либо задачи. Индивид начинает думать, что и последующие попытки не приведут к положительному результату.
А теория каузальной атрибуции указывает на то, что индивид не удваивает усилия, чтобы не понижать самооценку. Если он снова потерпит неудачу, то начнет связывать ее с личностными качествами. Тогда как если не прилагать больших усилий, то проблему можно спихнуть на внешние факторы. И это распространенное явление. Как часто вы отказывались от принятия того или иного решения, боясь потерпеть очередную неудачу?
Теория Келли
Теория Келли – модель, появившаяся в 60-х годах XX века. Автор сформировал ее, чтобы определить, должно ли конкретное действие присваиваться внутреннему фактору или обстоятельствам. Слово «ковариация» значит, что у человека есть информация из ряда источников, которую он получил в разные периоды времени.
Келли отметил, что индивид при определении причин поведения людей руководствуется 3 видами доказательств;
Разберем пример. Представьте компанию приятелей, которые пришли на развлекательное шоу. Главного героя зовут Сергей, и ему нравится юмор всех участников. Если остальные друзья также смеются, то консенсус высокий. Если Сергею нравятся шутки отдельного юмориста, то это говорит о высокой отличительности. Если он всегда смеется над шутками симпатизирующего ему комика, значит, согласованность высокая.
Теорию каузальной атрибуции используют в социальной и общей психологии. Полученные результаты можно использовать в любой сфере, включая экономическую. К примеру, для оценки вклада, который внес конкретный участник в корпоративную деятельность группы.
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ» в других словарях:
каузальная атрибуция — Этимология. Происходит от лат. causa причина и attribuo наделяю. Автор. Ф.Хайдер. Категория. Феномен социального взаимодействия. Специфика. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно… … Большая психологическая энциклопедия
Каузальная атрибуция — (от лат. causa причина лат. attributio приписывание) феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных… … Википедия
Каузальная Атрибуция — (от лат. causa причина и attribuo наделяю) феномен социального взаимодействия, автор Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В… … Психологический словарь
Атрибуция каузальная — (атрибуция лат. causa причина) приписывание другим людям определённых причин поведения, хотя на самом деле эти люди могут руководствоваться совсем другими побуждениями и мотивами. Так, поведение других людей объясняется тем, что они агрессивны,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Атрибуция — – приписывание характеристик социальным объектам. Ср. стереотипизация. * * * приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков. * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Атрибуция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Атрибуция (значения). Атрибуция (лат. attributio приписывание) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека. В частности, это может быть… … Википедия
атрибуция каузальная — (от лат. causa причина и attribuo придаю, наделяю) интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение А. к. исходит из следующих положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются… … Большая психологическая энциклопедия
атрибуция — (от англ. attribute приписывать, наделять) приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку… … Большая психологическая энциклопедия
каузальная схема — (от лат. causa причина) понятие, используемое в социальной психологии для обозначения: а) принципов анализа причинности в сфере социального восприятия (см. перцепция социальная); б) устойчивых представлений о конкретных причинных связях. Это… … Большая психологическая энциклопедия
Атрибуция — [англ. attribute приписывание] приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение,… … Психологический лексикон
Понятие каузальной атрибуции в социальной психологии
Социально-психологические явления изучаются на четырех уровнях социально-психологической реальности:
Социально-психологические явления на межличностном уровне изучает психология общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [3]. Исходя из определения, можно выделить психологическую структуру общения:
В рамках изучения перцептивной стороны общения выделяются два основных механизма межличностного восприятия: атрибуция и стереотипизация. Атрибуция, таким образом, – это социально-психологический феномен в области восприятия человека человеком, предполагающий осуществление межличностного познания общающихся.
Атрибуция (от лат. attribuo — придаю, наделяю) – это приписывание себе или партнеру по общению каких-либо качеств, интерпретация субъектом своего восприятия поведения других людей. При этом атрибуция осуществляется не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и т.д., а путем приписывания личности или группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия: люди наделяются приписываемыми им свойствами априорно в условиях недостатка информации или нежелания ее анализировать.
Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) – это составная часть межличностного восприятия и познания, заключающаяся в приписывании социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) причин и мотивов поведения, т.е. причинная интерпретация личностью своего и чужого поведения.
Таким образом, каузальная атрибуция возникает и развивается в процессе социального взаимодействия и связана с индивидуальным опытом субъекта социальной перцепции.
Феномен каузальной атрибуции относится не только к восприятию человека человеком, но и к мышлению, т.к. он заключается в конструировании, «достраивании» той части информации, которой недостает человеку для создания полных и систематизированных представлений о том или ином объекте.
Согласно психологическим закономерностям, логическому мышлению препятствуют эмоции; поэтому закономерности казуальной атрибуции как таковой наиболее ярко проявляются в тех случаях, когда эмоциональные явления блокируют протекание процесса мышления по законам логики. Поэтому каузальная атрибуция наиболее ярко проявляется в интерпретации причин своих и чужих успехов и неудач, т.к. результаты деятельности с точки зрения их позитивности или негативности всегда эмоционально окрашены.
Процесс каузальной атрибуции и его результаты преимущественно индивидуальны, но имеют и общие особенности.
Результат каузальной атрибуции можно определить как отнесение причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. В первом случае причины каких-либо событий приписываются преимущественно действиям обстоятельств, во втором случае – действиям определённых личностей. «Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка» [9].
Таким образом, существует два основных вида каузальной атрибуции – внешняя и внутренняя. По параметру устойчивости выделяют также стабильные и вариативные каузальные атрибуции [6].
Некоторые авторы считают, что разделение каузальной атрибуции на внешний и внутренний виды можно отнести только к результатам действия. «Действия и лежащие в их основе намерения всегда обусловлены только внутренне. Теоретико-атрибутивное подразделение внутренних и внешних каузальных факторов уместно применять лишь в отношении результатов действия (событий). Действия и лежащие в их основе интенции могут, разумеется, осуществляться в расчете на внешние факторы, однако последние не являются их «побудителями». В отличие от них результат действия не полностью зависит от субъекта, так как его наступление всегда обусловлено отчасти внутренними (зависящими от субъекта) и отчасти внешними (зависящими от окружения) факторами» [13].
Каузальная атрибуция в зарубежной психологии рассматривается как универсальный механизм социальной перцепции. В отечественной психологии принято считать, что «необходимость в приписывании возникает в нестандартных ситуациях, когда наблюдаемый демонстрирует необычное, непонятное поведение. Атрибуция — приведение такого поведения к привычным объяснительным схемам» [4]. Процесс каузальной атрибуции, согласно теоретикам отечественной психологии, возникает в тех случаях, когда какое-либо поведение социального объекта выходит за рамки типичного поведения (является уникальным) и социально желательного (выходит за пределы социальных норм).
Вывод: исходя из вышесказанного, исследование каузальной атрибуции охватывает, в первую очередь следующие вопросы:
Что такое каузальная атрибуция: почему от ошибки не застрахована даже рассудительная ты
Понятие атрибуции состоит в том, чтобы понимать и правильно воспринимать собственное поведение. Также в него входит то, как проявляют себя другие люди. Характеризуемые этим понятием качества личности не выделяются явным образом. В поле восприятия их нет. То есть атрибуция — это черты, которые приписываются людям на основании логических умозаключений и интуиции. Понятие указывает и на результат, который вполне может не соответствовать действительности. Также всегда имеется вероятность того, что анализ будет неправильным.
Что такое атрибуция
Всё началось со стремления людей объяснять мотивы собственного поведения и поведения других людей. Очень скоро термин был расширен, в результате чего удалось выйти за начальные рамки.
Атрибуция — это приписывание разных психологических свойств человеку на основании наблюдения за ним. Здесь могут иметь место даже неосознанные умозаключения о ком-либо, а также рассматриваться причины поведения.
Сейчас атрибуция — это не только определение особенностей чьего-либо поведения. Она представляет собой ряд психологических характеристик, которые могут быть направлены на прочие объекты. В любом случае атрибуция является основным механизмом социального восприятия.
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, которое возникло от попыток объяснения мотивов собственного и чужого поведения. Но в скором времени термин был расширен. Современная психология направлена на выявление причин поведения, которому сопутствует приписывание разного рода особенностей.
Каузальная атрибуция — это в психологии понятие, введенное психологом Ф. Хайдером. Бывает нужно спрогнозировать чьё-либо поведение, но для этого не хватает данных. Поэтому мотивы и качества личности часто додумываются. Также характеристики разного рода (не представленные в поле восприятия) могут приписываться социальной общности и группе.
Кроме того, каузальная атрибуция — это в психологии пример объяснения поступков, мыслей, чувств другого человека. Таким образом, происходит поиск причин, объясняющих поведение индивидуума. Как показали исследования, каждый человек предпочитает ряд схем причинности. То есть он объясняет чужое поведение, руководствуясь привычными схемами. Кроме того, у каждого человека имеется собственный ряд систем и вариантов. Также действуют определённые личные методики причинности, объясняющие чужое поведение.
Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля
Локус контроля — это свойство человеческой личности приписывать успехи и поражения влиянию внешних и внутренних факторов. И оно имеет некую связь с каузальной атрибуцией. И в том, и в другом случае индивид не хочет видеть истинные причины происходящего.
Но есть между понятиями и ряд отличий. При каузальной атрибуции работают двойные стандарты. Локус контроля же побуждает самостоятельно определять реакцию на то, что происходит вокруг.
И снова пример с экзаменом. Здесь локус может проявиться 2 способами:
Другое отличие локуса контроля и каузальной атрибуции — наличие у второго феномена силы воли. Плюс ко всему, его можно изменить. Достаточно лишь избавиться от комплекса жертвы, научиться брать на себя ответственность.
Необходимость атрибуции
Информация, которую можно получить посредством наблюдения, является недостаточной. Её не хватает для полноценного взаимодействия человека с происходящим. Поэтому подобные сведения нужно «достраивать».
Всё происходит для прогнозирования действий интересующего индивидуума в будущем. Для осуществления атрибуции может использоваться коллектив или отдельный человек.
Бывает сложно понять чьё-либо поведение. Для этого не хватает чувствительности, знаний в психологии или просто информации. В результате чужое поведение подвергается домысливанию.
Виды атрибуции
Люди, у которых развита личностная атрибуция, ориентированы на нахождение виновника того, что произошло. Если приписывать причину ситуации определённому человеку, то проявляется личностная атрибуция в психологии. Примеры не являются сложными: «Мы не успели приехать вовремя, потому что ты опоздал на поезд».
Если у человека развита обстоятельная атрибуция, то он часто обвиняет внешние факторы. Поиски конкретного лица его не интересуют.
Стимульная атрибуция состоит в обвинении предмета. Стакан упал и разбился, так как находился на краю стола. Также причина может состоять в том, что сам пострадавший виноват.
Примеры атрибуции в психологии
Вот пример того, как это работает:
Каждый день человек приписывает человеческому поведению разнообразные мотивы и причины. Если человек полагает, что избитая жена была безобидной женщиной, доведенной до отчаянного действия ужасными обстоятельствами, то он, вероятнее всего, проголосует за оправдательный приговор.
С другой стороны, если он приписывает ее действия мести или же дьявольскому характеру, то, вероятно, присяжный будет стремиться вынести серьезное обвинение.
Ошибки восприятия
Изучение каузальной атрибуции привело к выявлению разных закономерностей, которые приводят к ошибкам восприятия. Примечательно, что успешность посторонних и личные неудачи люди объясняют, используя ситуативную атрибуцию. Обычно мы стараемся к себе относиться мягче и лояльнее, чем к посторонним. А вот для анализа собственных успехов и неудач других используется личностная атрибуция в психологии. В этом состоит особенность человеческой психики.
Также интересен факт того, что причина успеха обычно связывается с собственными заслугами. А вот в неудачах обвиняют обстоятельства. Человек полагает, что он успешен, потому что является трудолюбивым и умным. А неудача у него произошла исключительно по вине внешних факторов.
Но вот если речь заходит о другом человеке, то атрибуция в психологии общения проявляется противоположно. Пример: ему повезло, он проныра и подхалим, у этого человека отношения с руководителем не являются формальными. Или же его неудачи связаны с ленью, недостаточным количеством ума.
Реферат на тему: «Каузальный подход»
Глава I. Особенности каузального подхода
Актуальность исследования. Каузальный подход позволяет наметить широкую программу научно-исследовательской и научно-практической работы, направленную на обобщение опыта практической работы психологов и создание специальных средств их диагностической деятельности. Перспективы научно-исследовательской и научно-практической работы в рамках каузального подхода связаны с построением математического аппарата, приспособленного для выявления причинно-следственных связей объекта исследования.
Тема исследования: «Каузальный подход в экспериментальной психологии».
Цель исследования: Изучение каузального подхода в экспериментальной психологии.
Объект исследования: Каузальный подход.
Предмет исследования: Каузальный подход в экспериментальной психологии.
Задачи исследования: изучение литературы по заданной тематике.
Гипотеза исследования: Каузальный подход имеет глубокие корни своего происхождения и остается актуальным в экспериментальных исследованиях в современном периоде.
Методы исследования: библиографический метод.
Практическая значимость исследования: применение информации, полученной в ходе исследования, в теоретических изысканиях и практической профессиональной деятельности.
Данная работа включает в себя введение, одну главу, выводы, заключение, список литературы. В качестве источников информации была использована современная литература, Интернет-источники по заданной тематике.
Глава I. Особенности каузального подхода
1.1 Понятие каузальности
Одним из традиционных подходов в изучении действительности, определяющих развитие научных методов ее исследования, является каузальный, или причинностный, подход, положенный в основу классического научного исследования. Он направлен на изучение взаимосвязей явлений, прежде всего — причинно-следственных. Сущность явления при данном подходе определяется из природы его частей и их внутренних связей. Событие А является причиной события В, если в результате события А событие В становится более вероятным. В рамках этого подхода наибольшее развитие получил научный опыт, или экспериментальный метод.
Понятие каузальности образуется как обобщение того опыта, что нечто, «действие», имеет место тогда и только тогда, если имело место нечто другое, «причина».
1.2 Исторические предпосылки появления каузального подхода
Понятие причинности, при его видимой простоте, в действительности является довольно многогранной интеллектуальной конструкцией. Первое систематическое обсуждение каузальных отношений предпринято Аристотелем, который выделил 4 типа причин у каждой вещи и события. Их смысл удобно проиллюстрировать на примере. Пусть группа дорожных рабочих возводит столб с дорожным знаком. У этого события имеется четыре аристотелевских причины:
Причина материальная. Ею является материал, из которого изготовлен столб и сам знак. Сталь, жесть, краски — всё это является причиной установки столба, потому что без них этого события не могли бы случиться. Не появись на свете железо, жесть и краски, вероятность возведения столба оказалась бы равной нулю. Следовательно, эти материалы действительно являются причиной события. Упрощенно, этот тип причин связан с ответом на вопрос «Из чего?» сделано событие.
2. Причина формальная. Материалы, из которых изготовлен столб и знак, организованы в особую конструкцию, форму. И эта форма также является необходимой причиной возведения столба как события, поскольку если бы стали и жести была бы придана какая-то другая, странная форма, дорожные рабочие не стали бы её устанавливать, а если бы и стали, это было бы совсем другое событие. Можно сказать, что эта причина отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?». У нас это дорожный знак.
3. Причина деятельная (движущая). Это самая очевидная причина возведения столба как события. Ею являются источники движущей силы, приводящей к событию. В нашем случае это дорожные рабочие. Можно сказать иначе: движущая причина это ответ на вопрос «Почему?». Почему столб поднимается над дорогой? Потому что его устанавливают рабочие.
Причина целевая. Однако, конкретно для дорожного знака более «важной» причиной нежели движущая является целевая причина, которая отвечает на вопрос «Для чего?». Дорожный знак возводится для повышения безопасности движения.
Аристотель полагал, что у каждой вещи или события имеется все четыре причины, которые удобно схематически отобразить следующим образом:
Из выделенных Аристотелем четырех типов причинности лишь два — деятельная и целевая — сегодня рассматриваются как каузальные.
В истории философии принцип каузальности впервые чётко сформулирован Демокритом, а причинная связь происшествий — стоиками и Эпикуром. В средние века вопрос о точной каузальности в природе, можно сказать, был совершенно предан забвению и только естествознанием нового времени (Бэкон, Галилей, Кеплер и др.) принцип каузальности природы, без какого-либо сверхъестественного вмешательства, вновь стал усиленно исследоваться.
Современные трактовки каузальных отношений восходят к учению Д. Юма о регулярном причинении. Юм обосновал первый перечень критериев причинных связей: пространственно-временная смежность, временной порядок и постоянство сочетания причин и следствий. Он отказал каузальному механизму в онтологическом статусе, рассматривая его как субъективную конструкцию. В концепциях более поздних философов все три критерия и предположения Юма были поставлены под сомнение.
Кант считал всеобщий принцип каузальности априорным, но имеющим значение только в сфере опыта. Шопенгауэр различает три формы каузальности: причину в собственном смысле (для неорганического мира), раздражение (в органически-растительной жизни) и мотив (в поступках всех сознательных существ). Милль, Спенсер и др. пытались понять и объяснить каузальность исходя из одного лишь опыта, с помощью индукции. Позитивизм (Конт, Авенариус, Мах и др.) заменяет понятие каузальности понятием функциональной зависимости, понятие причины — «условием».
Каузальный подход имеет ряд современных предпосылок своего возникновения. Прежде всего, это каузально-динамический анализ — методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским. Он предназначен для выделения „единицы“ психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально-динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально-динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития.
Другим источником каузального подхода является деятельностный подход, согласно которому любой психический процесс следует рассматривать в составе конкретной деятельности (практической или умственной). Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, мотив является побуждением к деятельности, формирует ее направленность и регулирует ее. Человеческим действиям свойственна полимотивированность. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.
В качестве следующего источника возникновения каузального подхода выступают экспериментальные психологические исследования психологического мышления, акцент в которых ставится на решение задач по определению действующей причины данного состояния объекта исследования.
3 Каузальный подход в экспериментальной психологии
Фиксация и анализ поведения являются прерогативой каузального подхода. Он лежит в основе бихевиористских представлений о том, как формируется поведение конкретного человека. Изучение социальных ролей человека, формы его социального поведения, составляющих основу его адаптации к окружению, позволяет понять, как может модифицироваться поведение человека в зависимости от тех последствий, которые оно вызывает в определенных ситуациях. С точки зрения бихевиористов, воздействие внешней среды позволяет понять, каким образом ослабевают одни формы поведения и возникают другие, подкрепляемые внешними факторами.
Каузальный подход исходит из того, что на основе научных данных можно не только оценивать состояние элементов объекта исследования, но и выявлять его реально действующие причинно-следственные связи, оптимальные стратегии научного мышления, закономерности общения экспериментатора с обследуемым. Каузальный подход исходит также из того, что средствами исследовательской деятельности психолога являются не только научно обоснованные диагностические методики, но и научно обоснованные схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы.
Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков, или условий, существования причинной связи между двумя явлениями.
разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию.
наличие статистической связи между причиной и следствием. Изменение величины одной переменной должно сопровождаться изменением величины другой.
должны быть исключены иные возможности объяснения связей двух явлений, кроме как причинной, а также все другие альтернативные причины возникновения конкретного явления. Это условие трудней всего соблюсти, т.к. существует вероятность того, что кажущаяся каузальная связь фактически обусловлена действием третьей переменной, которая и вызывает те или иные последствия. К примеру, замкнутость подростка, на первый взгляд, может быть вызвана неблагоприятной обстановкой в семье, однако на самом деле причина может быть другая, например, плохие отметки в школе или конфликт со сверстниками.
Наличие причинно-следственных связей означает, что имеющиеся изменения меняют вероятностные характеристики последствий. В процессе каузального анализа выявляются связи между потоками непосредственных событий в прошлом, настоящем и будущем, а также их последствиями. Каузальный анализ — это своего рода анализ последовательностей. Более того, последствия представляют собой комплекс связанных событий, которые разворачиваются во времени, что позволяет привести точную характеристику с помощью регрессионного анализа и других статистических методов. Данный анализ позволяет понять сущность принятия решений, оценить эффективность данных, а также понять эволюцию различных изучаемых характеристик.
Эксперименты являются средством проверки каузальных гипотез. Для проверки гипотезы о причинной связи двух явлений экспериментатор моделирует предполагаемую причину (независимую переменную), варьирует ее, регистрирует изменение следствия (зависимой переменной) и контролирует внешние (побочные) переменные.
В качестве независимой переменной могут выступать:
характеристики заданий (стимулы или материал задания, типы ответов (вербальные, невербальные), цели задания, средства решения поставленной задачи, система поощрений и наказаний и т.п.);
особенности ситуации, или внешние условия (температура в помещении, освещенность, обстановка, присутствие постороннего наблюдателя и т.п. );
управляемые особенности (состояния) испытуемого (физические, биологические, психологические, социальные и др. признаки).
Психологи имеют дело с поведением испытуемого, поэтому в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. Зависимая переменная должна быть надежна и валидна. Важным ее свойством является сензитивность — чувствительность к изменению независимой переменной.
В тщательно контролируемом эксперименте независимая переменная является единственно возможной причиной любого следствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи.
В рамках каузального подхода разработан метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности — каузометрия. Это биографический метод исследования, направленный на описание не только прошедших, но и предполагаемых будущих этапов жизненного пути. Для применения каузометрии проводится ряд процедур в форме интервью: формирование списка значимых событий; причинный анализ межсобытийных отношений; обозначение сфер принадлежности событий и др.
Результаты интервью изображаются в виде каузограммы — графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в физическом и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни, о структуре взаимосвязей событий. Каузометрия позволяет сделать выводы о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов, об особенностях стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим и будущим. Каузометрия применима для исследования индивидуального и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в профессионально — ориентационных, семейных, психогигиенических консультациях. На ее основе разработана компьютерная диагностическая программа «Биограф».
4 Научная дискуссия по поводу каузального подхода на современном этапе
Среди современных ученых ведется обсуждение типов каузального анализа. Так, французский ученый Р.Том говорит о двух типах: первый состоит в объяснении явлений действующей причиной, второй, математический, опирается на систему дифференциальных уравнений, решение которых определяется начальными условиями. Первую схему можно усложнить допущением цепи промежуточных причин и следствий. Вторую можно упростить, но соединение двух типов каузального анализа, как утверждает Р. Том, в принципе невозможно. По мнению Р. Тома, относительно каузальных факторов должно быть предпринято более тонкое исследование; следует различать существенные факторы и подчиненные, имеющие лишь инструментальное и случайное значение. Это демонстрирует пример, приведенный Р. Томом: на автостраде в километре от моста человека сбивает машина (это — следствие). Теперь экспериментатор убирает мост. На этот раз машина на полной скорости падает в овраг. В этом случае человек не сбит машиной. Следовательно, можно утверждать, что мост является причиной его смерти в первом случае. Однако более глубокое исследование показывает, что мост имеет всего лишь случайное значение, а машина и скорость, с которой она ехала, являются существенными факторами.
Исторический создатель экспериментального метода Фрэнсис Бэкон считал, что для каузального анализа явления достаточно одних экспериментов. Р. Том утверждает, что одно лишь экспериментирование не может выявить причину. Необходимо продолжить реальное в область воображаемого, а затем проверить те воображаемые элементы, которые продолжили реальность. Такую ментальную операцию, «мысленный эксперимент», не заменит никакой прибор. Иными словами, «чтобы иметь научное значение, экспериментальная деятельность не должна пренебрегать мышлением».
Каузальный подход находит выражение в концепции решения задач психодиагностики, науки, выросшей из экспериментальной психологии. Ее образуют представления о специфике диагностической деятельности психолога; о принципах решения диагностических задач, регламентирующих диагностический поиск; о системе понятий, характеризующих диагностический процесс; предсказательных утверждениях, предполагающих эмпирическую проверку; требованиях к разработке специальных средств диагностической деятельности психолога.
При реализации каузального подхода психолог является подлинным субъектом психодиагностической деятельности. Он осуществляет как распознавание психологических особенностей объекта исследования, так и намечает пути решения существующих психологических проблем.
В настоящее время каузальный подход образует фундаментальное направление исследований. Он позволяет выделить особый предмет исследования, новое направление научной работы в области психодиагностики, — диагностическое мышление психолога.
Каузальный подход создает условия для выполнения психологом профессиональной роли «высококвалифицированного диагноста» и позволяет реализовать такой способ ответа на поставленные вопросы как выдвижение и проверка научно обоснованных диагностических гипотез.
Достоинство каузального подхода состоит в том, что он позволяет максимально повысить эффективность исследовательской деятельности психолога, осуществить моделирование диагностических задач. Слабая сторона каузального подхода в его недостаточной разработанности.
Практическая значимость каузального подхода заключается в том, что этот подход позволяет поставить и решить ряд актуальных практических задач. В числе задач, которые находят решение с позиций каузального подхода, повышение эффективности исследовательской и практической деятельности психологов, оценка уровня квалификации и отбор психологов-исследователей и психологов-диагностов, формирование и развитие их диагностического мышления, создание банка диагностических случаев из различных областей психодиагностической практики, разработка научно-методических пособий, учитывающих все основные компоненты научных основ экспериментальной психологии.
Атрибуция при оценивании подчинённых
В любой организации типичными являются конфликтующие предубеждения в отношении атрибуции. Это в основном касается разных ситуаций, а именно действующих предубеждений.
Если руководителей попросить рассказать о причинах неэффективности работы подчинённых, то они в основном приводят в качестве причин внутренние факторы. Они состоят в недостатке усилий и способностей. При этом внешние факторы, такие как недостаточная поддержка, ими указываются гораздо реже. Таким образом, происходит переоценка влияния индивидуальных факторов в поведении других людей. Эти результаты свидетельствуют о склонности к недооцениванию влияния ситуационных и преувеличению воздействия индивидуальных факторов.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20
Условия причинного вывода.
Направленность решений о выборе переменных в психологическом эксперименте диктуется, с одной стороны, содержанием гипотезы, а с другой возможностью выполнения условий причинного вывода. В психологическом эксперименте проверяется причинно-следственная, или каузальная, психологическая гипотеза. Активность экспериментатора связана именно с тем, чтобы при помощи организации экспериментальных воздействий и других форм экспериментального контроля обеспечить обоснованный вывод о том, что полученные эмпирические данные соответствуют высказыванию «переменная Х воздействует на переменную Y таким образом, что…».
Обозначим Х и Y соответственно НП и ЗП, т.е. переменные, которые в гипотезе связываются направленным отношением «X воздействует на Y».
Проверка каузальной гипотезы требует такой организации опытов, чтобы исследователь отвечал благодаря функциональному контролю переменных за причинно-следственный характер устанавливаемого отношения и не было возможности утверждать обратное: «Y воздействует на X». Для этого переменная Х во времени должна предшествовать Y. Это первое требование, или условие, причинного вывода, принятое в психологическом исследовании вслед за логикой естественно-научного эксперимента и оспариваемое в иных контекстах понимания причинности («динамической» причинности в исследованиях К. Левина, «синхронной» причинности у Ж. Пиаже и др.). В любом случае вывод будет касаться результата действия НП, за «причинным» пониманием которой стоит проявление какого-то психологического закона.
Вторым условием каузального вывода на основе опытных данных является установление закономерной связи в изменениях переменных, или ковариации Х и Y. Детерминистские утверждения в психологических гипотезах могут оцениваться вероятностно, т.е. на основе использования статистических критериев. Вывод о достоверном, т.е. не случайном, характере изменений ЗП, при определенных уровнях НП также вносит свой вклад в возможность утверждать, что влияние заданного условиями экспериментального фактора определяло изменения ЗП.
Практически во всех случаях нелабораторных экспериментов не отдельный изолированный фактор, а создание комплекса, или системы, условий вызывает изучаемые явления и процессы, т.е. функциональная связь приобретает характер причинной, или каузальной, при определенных соотношениях детерминистских и вероятностных утверждений. Сама по себе статистическая ковариация не включает предположений о каузальных зависимостях. Итак, управление независимой переменной, или Х-воздействием, приобретает формы функционального контроля условий в эксперименте и позволяет переходить к условным высказываниям типа «если… то…». Произвольное управление со стороны экспериментатора уровнями НП позволяет рассматривать эту переменную Х (в системе других побочных факторов) в качестве причинно-действующего фактора.
Третье условие причинного вывода ликвидация угроз выводу о том, что Х воздействует на Y, со стороны других объяснений изменений Y другими («третьими») переменными или другими гипотетическими интерпретациями. Выделение любой НП не исключает того, что на изучаемый базисный-процесс влияют сопутствующие или систематические изменения других переменных, не входящих в гипотетическое отношение между Х и Y. Назовем эти переменные смешивающимися (СП). В некоторых учебниках синонимом выступает название «побочные переменные» (ПП).
Выполнение первых двух условий причинного вывода не означает, что не может быть указано каких-то других переменных, воздействующих на НП, ЗП или на связь между ними. Деятельность экспериментатора направлена и на то, чтобы избежать влияний на изучаемую зависимость этих СП, или ПП. Если это ему удается плохо, то эксперимент характеризуется плохой внутренней валидностью. Это означает низкую степень доказательности того, что эмпирически установлена связь именно между переменными Х и Y, а не Х и Z или Y и Z.
При обосновании того, что внутренняя валидность эксперимента была недостаточной, остается возможность утверждать, что обнаружена иная, чем представленная в экспериментальной гипотезе, зависимость между переменными.
Для демонстрации возможного ошибочного, т.е. артефактного, вывода о причинной зависимости воспользуемся схемой 4.1, которую приводит для демонстрации нарушения внутренней валидности эксперимента Г. Бреденкамп [73]. Стрелка с двойными концами указывает на ковариацию или корреляцию, т.е. на наличие статистической связи между Х и СП; направление этой связи неизвестно или не рассматривается в гипотезе. Стрелка от СП к Y означает, что СП причинно воздействует на Y. Наблюдаемое в результате эксперимента изменение Y вслед за Х обусловлено в соответствии со схемой этой третьей переменной (СП). В данном случае сами условия опытов дают возможность иной интерпретации изменений ЗП (или Y), без того чтобы рассматривать конкурирующие теории.
Атрибуция для руководителей
Если к руководителям обратиться с просьбой определения их неэффективности, то большинство выбирает недостаток поддержки, то есть внешний ситуационный фактор. Это связано со склонностью начальников разного уровня отрицать свою ответственность в ситуации. Подобный подход также примечателен принятием ответственности за успех. Атрибуция в психологии — это характеристика, которая проявляется в оценивании собственной деятельности менеджерами.
Было отмечено увеличение эффективности их труда при улучшении уровня поддержки. Они не считали, что их способности, а также желание трудиться усердно являются значимыми факторами. Но в отношении подчинённых настаивали на значимости этих аспектов.
А вот люди с развитым чувством эмпатии быстро понимают ощущения других. Кроме того, им свойственно рассматривать подобное поведение, как своё.
То есть атрибуция — это домысливание чьего-либо поведения при отсутствии дополнительной информации. Все мы стараемся получить как можно большее представление о собеседнике или коллективе на основании каких-то данных. Но вот при их недостаточном количестве возникает атрибуция, которая может соответствовать реальности или ей противоречить. Подобные моменты следует учитывать.
Правильно ли события упорядочены во времени?
Надо убедиться, что события X и Y произошли в правильной последовательности, то есть либо сначала X, потом Y, либо одновременно. Но никак не сначала Y, а потом X.
Заметим, что взаимосвязанные события X и Y могут быть оба результатом чего-то третьего. Например, человек может совершать много покупок в каком-либо магазине (X) и иметь платежную или дисконтную карточку этого магазина (Y). Что здесь причина, а что — следствие? Ведь понятно, что если у человека есть карточка магазина, его тянет зайти в этот магазин. И наоборот — если ему этот магазин удобен, то велика вероятность, что именно он захочет пользоваться карточкой.
Другой пример. Замечено, что люди стали чаще принимать решение о покупке прямо в магазине. Это происходит из-за того, что в магазинах появилось больше рекламы? Или, наоборот, рекламы стало больше из-за того, что руководство магазинов заметило изменения в поведении людей?
Рассмотрим снова гипотезу, что сервис в магазине приводит к росту продаж. Надо убедиться, что сначала персонал был специально обучен или нанят новый персонал, а в последующие месяцы росли продажи. Либо, допустим, одновременно идет обучение персонала и независимо от этого — повышение продаж. Оба эти варианта не противоречат гипотезе о существовании причинной связи. Но ведь может оказаться и не так: возможно магазин, заметив подъем продаж, направил часть дополнительной выручки на дополнительное обучение персонала.
3. Исключено ли возможное влияние других факторов?
Вернемся к примеру об анализе влияния образования на покупку модной одежды. Совместная вариация с образованием здесь, как мы видели, наблюдается. А как с влиянием других факторов? Ведь модная одежда дороже, а образованные люди обычно зарабатывают больше! Если разделить респондентов еще и по доходу, мы увидим, что эта корреляция — ложная: разницы в процентах между каждой парой столбцов практически нет (табл. 3). Иллюзия же создавалась из-за того, что среди лиц с высоким образованием относительно состоятельных триста из пятисот, а среди лиц с низким образованием — только двести из пятисот.
Теперь продолжим разговор о сервисе и продажах. Чтобы сделать вывод, что хороший сервис увеличивает продажи, надо быть уверенным, что одновременно с улучшением сервиса не изменились другие факторы: цены, реклама, широта предложения товаров, качество товаров, конкуренция и т. д.
Факторов обычно так много, что, изучая ситуацию постфактум, никогда нельзя с уверенностью сказать, все ли они были исключены.
Предположим теперь, что мы все же убедились в наличии совместной вариации, правильной последовательности событий и отсутствии других возможных воздействий. Что нам еще надо, чтобы сделать окончательный вывод о наличии причинной взаимосвязи? Кроме всех этих свидетельств у нас должно быть содержательное внутреннее понимание того, почему такая связь может и должна существовать. Для проверки трех названных нами условий и получения оснований для внутренней убежденности проводятся контролируемые маркетинговые эксперименты.