Что означает понятие компенсация в афк
Что означает понятие компенсация в афк
Рейтинг:
Такой механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ, обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания и т.д. По мнению Ф.З. Меерсона (1981), поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, – самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации.
Во-первых, эти знания обогащают философско-медицинское мировоззрение и мышление педагога; во-вторых, являются важным ориентиром в постановке научной работы, так как позволяют более широко видеть проблемы адаптивной физической культуры и грамотно интерпретировать полученные научные факты; в-третьих, служат важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности; в-четвертых, являются методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации для инвалидов, т.е. целостной системы их физической активности.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы причины недостаточного развития адаптивной физической культуры в нашей стране?
2. Категория «целостность организма» и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
3. Понятие структуры и функции организма человека. Его роль в объяснении закономерностей адаптивной физической культуры.
4. Какова роль реактивности организма при занятиях физическими упражнениями?
5. Причинно-следственная связь как основа планирования занятий адаптивной физической культурой.
6. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Глава Ш
ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Одним из важнейших теоретических вопросов является определение функций адаптивной физической культуры (АФК). Их конкретизация позволит уточнить поле профессиональной деятельности специалиста-педагога в данной сфере, ее роль в жизни общества, определить возможные пути консолидации усилий ученых разных областей знаний.
Представляется логичным разделение функций АФК на две группы.
Первая представляет собой совокупность педагогических функций, которые характеризуют процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в разных видах адаптивной физической культуры – адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, адаптивном спорте, физической реабилитации. Методологической основой их являются философско-медицинские категории целостности организма и взаимосвязи структуры и функции (Ярыгин В.Н., 1985; Лисицын Ю.П., Петленко В.П., 1992; Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).
Вторая группа включает в себя функции, являющиеся сопутствующими, соподчиненными основным педагогическим. Их формирование обусловлено не только воздействием физических упражнений на организм и личность человека, но и влиянием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей жизни, другими социальными институтами, которые образуют устойчивые функциональные связи (Матвеев Л.П., 1997). Эти связи формируют социальные функции АФК, представляющие собой самоценность для общества в целом и каждого человека, имеющего стойкие дефекты и ограниченные функциональные возможности. Эти функции также характерны для всех видов адаптивной физической культуры.
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие функция означает деятельность, обязанность, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (БСЭ, 1984).
В.Г. Афанасьев (1977) характеризует это понятие как способность к действию, роль системы, ее свойства, значение, задачи. В теории физической культуры функция рассматривается как «деятельность, социальная обязанность, способ проявления активности» (Психология спорта в терминах, понятиях. 1996).
АФК является особым видом как общей, так и физической культуры, поэтому ей свойственны функции этих родовых по отношению к ней явлений.
Наиболее удачно функции культуры раскрыты в исследовании М.С. Кагана (1974). На основе анализа этой проблемы в мировой литературе автор утверждает, что в культуре существуют лишь две основополагающие функции: внешняя и внутренняя. Внешняя направлена на обеспечение общества всем необходимым для успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития. Внутренняя – на обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, постоянного повышения коэффициента их полезного действия, т.е. безостановочного самосовершенствования. «Третьей функции, – утверждает автор, – нет и не может быть. Однако каждая из них представляет собой некий ансамбль частных функций» (с. 235).
Основные понятия АФК: здоровье, инвалид, инвалидность, интеграция инвалидов, оздоровительные технологии, биологическая структура, компенсация, надёжность организма
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, с достаточным уровнем потенциальных возможностей и резервов организма.
Инвалид – человек, утративший трудоспособность вследствие увечья, болезни или старости.
Инвалидность – постоянное, длительное, полное или частичное потеря трудоспособности в своей профессии.
Интеграция инвалида – создание условий возвращения инвалида к полезному активному труду через упражнения и спорт, основанное на физкультурно-спортивных интересах, проводимое в организованных формах и самостоятельно, участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, а также в общественной физкультурной работе.
Оздоровительные технологии – рациональное использование всех видов физических упражнений, природных факторов, системы закаливания, тренажёров для укрепления и стабилизации здоровья.
Биологическая структура – строение и определённая организация тех или иных частей организма и их взаимоотношений.
Компенсация – выполнение функций организма другими (неповреждёнными) органами за счёт физических упражнений и реабилитации.
Надёжность организма – способность сохранять определенную устойчивость функционирования и развития в течение возрастного интервала времени.
Что означает понятие компенсация в афк
Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?
Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Насколько уникальна ваша личность?
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Популярные тесты
Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?
Никто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
Только 4% людей способны пройти этот тест с вопросами различной направленности
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Насколько уникальна ваша личность?
Тест на общие знания, который без ошибок проходят лишь единицы. А получится ли у вас?
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Если вы ответите верно на все наши каверзные вопросы, то точно не зря получали высшее образование
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Страница 15
Аналогичные компенсаторные процессы происходят при потере зрения, когда обостряется слух, и наоборот – при нарушении слуха компенсирующую функцию берет на себя зрение.
А.С. Солодкой (1996), анализируя морфофункциональные реакции у инвалидов после ампутации конечности, выделил следующие закономерные процессы, обязательно сопровождающие долговременную адаптацию: а) изменение взаимоотношений регуляторных механизмов; б) мобилизацию и использование физиологических резервов организма; в) формирование специальной функциональной системы адаптации к конкретной (трудовой или спортивной) деятельности.
Существенное значение для понимания процесса формирования функциональной системы, компенсирующей повреждения, имеют исследования П.К. Анохина (1956,1975). Он сформулировал несколько общих принципов, которые могут быть применены к самым различным компенсаторным процессам. Так, например, повреждение нижней конечности вызывает нарушение равновесия и акта ходьбы. Это влечет за собой изменение информации от рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц, рецепторов кожи, а также зрительных рецепторов. В результате переработки этой информации анализаторами центральной нервной системы функция моторных центров и мышечных групп перестраивается таким образом, чтобы восстановить равновесие и в измененном виде осуществить акт ходьбы (принцип сигнализации о дефекте). По мере увеличения повреждения сигнализация о дефекте возрастает, вовлекая в компенсацию новые нервные центры и соответствующие мышечные группы (принцип прогрессивной мобилизации запасных компенсаторных механизмов), В дальнейшем по мере эффективного осуществления компенсации состав афферентного импульсного потока сокращается, выключая определенные отделы функциональной системы, ранее участвовавшие в осуществлении компенсаторной деятельности (принцип обратного афферентирования этапов восстановления нарушенных функций) и т.д. В конечном итоге формируется стабильный анатомический дефект, который обеспечивает компенсацию – минимальную степень хромоты при данном повреждении.
Такой механизм компенсации является общим для любых нозологических групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления, при составлении тренировочных программ, обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания и т.д. По мнению Ф.З. Меерсона (1981), поддержание структурно-функционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающие компенсацию, – самый экономный вариант этого процесса, нежели многократные повторения деадаптации-реадаптации.
Во-первых, эти знания обогащают философско-медицинское мировоззрение и мышление педагога; во-вторых, являются важным ориентиром в постановке научной работы, так как позволяют более широко видеть проблемы адаптивной физической культуры и грамотно интерпретировать полученные научные факты; в-третьих, служат важным инструментом познания объекта профессиональной деятельности; в-четвертых, являются методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации для инвалидов, т.е. целостной системы их физической активности.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы причины недостаточного развития адаптивной физической культуры в нашей стране?
2. Категория «целостность организма» и возможности ее применения в адаптивной физической культуре.
3. Понятие структуры и функции организма человека. Его роль в объяснении закономерностей адаптивной физической культуры.
4. Какова роль реактивности организма при занятиях физическими упражнениями?
5. Причинно-следственная связь как основа планирования занятий адаптивной физической культурой.
6. Адаптация и компенсация в теории физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Одним из важнейших теоретических вопросов является определение функций адаптивной физической культуры (АФК). Их конкретизация позволит уточнить поле профессиональной деятельности специалиста-педагога в данной сфере, ее роль в жизни общества, определить возможные пути консолидации усилий ученых разных областей знаний.
Представляется логичным разделение функций АФК на две группы.
Первая представляет собой совокупность педагогических функций, которые характеризуют процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в разных видах адаптивной физической культуры – адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, адаптивном спорте, физической реабилитации. Методологической основой их являются философско-медицинские категории целостности организма и взаимосвязи структуры и функции (Ярыгин В.Н., 1985; Лисицын Ю.П., Петленко В.П., 1992; Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К., 1995).
Вторая группа включает в себя функции, являющиеся сопутствующими, соподчиненными основным педагогическим. Их формирование обусловлено не только воздействием физических упражнений на организм и личность человека, но и влиянием объективно существующих других социальных явлений и процессов окружающей жизни, другими социальными институтами, которые образуют устойчивые функциональные связи (Матвеев Л.П., 1997). Эти связи формируют социальные функции АФК, представляющие собой самоценность для общества в целом и каждого человека, имеющего стойкие дефекты и ограниченные функциональные возможности. Эти функции также характерны для всех видов адаптивной физической культуры.
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.