Что означает понятие континентальность россиеведение
Континентальность
Смотреть что такое «Континентальность» в других словарях:
КОНТИНЕНТАЛЬНОСТЬ — условия, присущие континенту и отличающие его от океана. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь
континентальность — и, ж. continental, e adj. Свойство континентального. БАС 1. Благодаря континентальности и сухости климата в Сибири здесь замечены особыя электрическия явления даже в домах. ВО 1888 4 12. По сравнению с климатом соответствующих широт Европейской… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
континентальность — сущ., кол во синонимов: 1 • климат (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
континентальность — континент альность, и … Русский орфографический словарь
континентальность климата — Степень, до которой климат подвержен влиянию континента, противоположно океаничности … Словарь по географии
Континентальность климата — совокупность свойств климата, определяемых влиянием больших площадей суши на атмосферу и климатообразующие процессы. Основные различия в климате материков и океанов обусловлены особенностями накопления ими тепла. Поверхности материков… … Большая советская энциклопедия
Лесорастительные зоны — К удалению|29 мая 2008 Лесорастительные зоны (Природные зоны России) В распределении тепла и влаги на поверхности Земли наблюдается широкая зональность. Поэтому растительность и почвы распределяются также зонально, образуя систему последовательно … Википедия
Урал (регион) — Урал Урал (ср. каз. Арал и монг. Арал остров) географический регион в России, протянувшийся между Восточно Европейской и Западно Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система … Википедия
Уральские го́ры — Урал Урал (ср. каз. Арал и монг. Арал остров) географический регион в России, протянувшийся между Восточно Европейской и Западно Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система … Википедия
Юридический разбор вопроса: Континентальный шельф и юрисдикция России
Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституция РФ.
Что входит в территорию России?
Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.
В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.
В соответствии с ч.1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя:
—территории её субъектов, т.е. территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции;
—внутренние воды, к которым относятся порты, заливы, бухты, губы, лиманы, линия границ которых определяется по методике в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
—территориальное море — морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам Российской Федерации, линия границ также определяется в соответствии с законом N 155-ФЗ. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
—воздушное пространство над перечисленным выше.
Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.
Что такое континентальный шельф?
Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий.
Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства.
В соответствии с федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию (пределы правомочий) в отношении:
-морских научных исследований;
-защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
-прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
PS: Термин «юрисдикция» означает властные правомочия. Юрисдикция в международном праве — полномочия государства давать правовую оценку фактам, решать какие-либо правовые вопросы, устанавливать правила, применять административные меры.
Значение слова «континентальность»
континентальность
1. свойство или состояние по значению прилагательного континентальный ◆ Континентальность климата этого обширного края варьирует в больших пределах. Г.И. Галазий, «Климат озера Байкал и Прибайкалья», 1966 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: балахон — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «континентальность»
Предложения со словом «континентальность»
Понятия, связанные со словом «континентальность»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «континентальность»
Внутриматериковое положение и резкая континентальность климата налагают здесь печать пустынности и на равнины, и на горные области.
Чем дальше на восток, тем больше континентальность климата – короче весна и осень.
Суровость и континентальность климата нашей страны, её огромная протяжённость с запада на восток и с севера на юг, расположение в разных климатических поясах (арктическом, субарктическом и умеренном) создают определённые трудности в освоении имеющихся ресурсов.
Особое значение природно-географических факторов для развития России связано с самим их характером, то есть, с природными особенностями того географического пространства, на котором протекала и в целом продолжает протекать история России. Представители евразийского движения назвали его ЕВРАЗИЕЙ.
Континентальные цивилизации существенно отличаются от цивилизаций МОРСКИХ. Для морских цивилизаций характерна близость всей территории или, как минимум, ее основных центров к морскому побережью. В связи с этим, значительная часть торговых путей проходит через моря, и лишь относительно небольшая осуществляется сухопутно. Типично морской цивилизацией является, например, Западноевропейская. В значительной степени морской являются цивилизация в США.
В условиях отдаленности основной части территории России от морского побережья ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕТАЮТ РЕКИ. Они связывают российскую территорию, по преимуществу, в меридиональном отношении: только одна из величайших рек России, Амур, течет в широтном направлении. Реки способствуют развитию внутренней торговли. Не случайно, крупнейшая всероссийская торговая ярмарка расположена в Нижнем Новгороде, городе, занимающем выгодное положение в средней части Волги. Реки сыграли огромную роль в территориальном расширении страны. Река нередко выступает в роли кормилицы, источника продовольствия, рыбы, икры и других продуктов, что особенно важно в условиях неустойчивого земледелия, характерных для российского климата.
Северное расположение ДОПОЛНЯЕТСЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ РОССИЙСКОГО КЛИМАТА, что выражается, в частности, в несоответствии погоды тем параметрам, которые она должна была бы иметь согласно календарю:
В тот год осенняя погода
Держалась долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
А. С. Пушкин.
Очевидно, что в словах выдающегося мыслителя и патриота заключен глубокий смысл. Они, разумеется, должны быть восприняты не как упрек в адрес прошлых поколений, а как наказ современному и будущим. Их актуальность в современных условиях не уменьшилась, а возросла, поскольку быть на высоте национально-государственных задач, не подменяя их классовыми, групповыми и личными, сегодня еще более важно, чем в прошлом. Что же имел в виду Ильин, характеризуя Россию как «организм природы и духа»?
Вообще говоря, всякое длительно существующее и относительно устойчивое общество можно уподобить некой целостности, во многих отношениях схожей с живым организмом. Живой же организм требует для своего нормального существования обеспечения определенных условий, таких как, вода, пища, свет, воздух.
Наши предки прекрасно осознавали тот факт, что жизнь в российских климатических и природных условиях предполагает готовность к самоотверженному труду, терпение, настойчивость, могучую силу воли. Современник и друг Пушкина поэт Петр Вяземский писал, обращаясь к соотечественникам:
История России свидетельствует, что с учетом суровости российского климата наиболее жизнеспособной оказывалась моральная установка, содержащая значительный элемент АСКЕТИЗМА готовности к самоограничению. Вместе с тем, аскетические элементы постоянно подвергались и подвергаются разрушающему воздействию со стороны установки на потребительство, на быстрое достижение высокого уровня комфорта и качества жизни.
Признание важности элементов аскетизма не означает, что в России не достижим уровень материальной обеспеченности и комфорта, характерный для стран Запада. Оно говорит лишь о том, что достижение этого уровня предполагает приложение более значительных усилий, а также использование особых механизмов и нетривиальных решений, соответствующих природно-географическим реалиям России, а не какой-либо иной страны. Прошлые неудачи не избавляют от необходимости новых поисков, поскольку слепое следование иноземным образцам заведомо не способно привести Россию к благополучию и процветанию. В этом выводе можно усмотреть один из важнейших природно-географических императивов российской цивилизации.
Понятие природно-географического императива позволяет объяснить многие события российской истории НЕ с точки зрения субъективной прихоти русских самодержцев и не с точки зрения агрессивных политических устремлений российской власти, а как то, что обусловлено самими особенностями географического положения России.
Здесь мы подходим к вопросу, имеющему КЛЮЧЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ для рассмотрения России как «организма природы и духа»: являются ли природно-географические факторы единственными, исходя из которых, можно исчерпывающим образом объяснить все богатство проявлений цивилизации?
В общем виде ответ на него должен быть ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ: играя важную роль, эти факторы не являются единственными для понимания сложной структуры цивилизации. Именно такой точки зрения придерживались многие русские мыслители в своих размышлениях о России.
Так, сторонники евразийской концепции видели одну из своих важнейших задач в том, чтобы обратить пристальное внимание на роль природно-географических факторов. С этой целью ими было использовано специальное понятие «месторазвития», призванное подчеркнуть значение природно-географической среды. Вместе с тем, они ясно отдавали себе отчет в том, что к понятию месторазвития нельзя свести все проявления цивилизации. Один из представителей евразийства П. Н. Савицкий в 1926 году писал: «Не только начала месторазвития встречаем в социально-историческом мире. Наряду с ними существуют также начала внеместные (курс. Савицкого). Утверждение понятия месторазвития не равнозначно проповеданию «географического материализма». Это последнее имя подходило бы к системе «географического монизма», которая все явления человеческой истории и жизни возводила бы к географическим началам. Концепция «месторазвития» сочетаема с признанием множественности форм человеческой истории и жизни. Сторона явлений, рассматриваемая в понятии «месторазвития», есть одна из сторон, а не единственная их сторона.»
Среди «внеместных» факторов евразийцы особо выделяли религию, прежде всего, православное христианство, пришедшее в Россию из Византии. Вместе с тем, они справедливо подчеркивали, что явления, рожденные в иных природно-географических условиях, при переносе на новую почву претерпевают известные изменения. Эти изменения связаны в первую очередь с АДАПТАЦИЕЙ, приспособлением к новым условиям. Если говорить о православии (и религии вообще), то такого рода изменения касаются, конечно, не догматического содержания вероучения, а иных сторон. Очевидно, что суровый российский климат, совершенно не сравнимый в этом отношении с благодатными природными условиями Византии, не мог не наложить своего отпечатка на особенности русского православия. Можно, в частности, предположить, что он способствовал усилению аскетической направленности, рождению особой этики, для которой характерно признание высокой нравственной ценности труда и ряд других черт.
Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Это справедливо и в отношении природных условий. Как правило, природные условия создают определенные трудности, преодолевая которые общество мобилизует творческую энергию, совершенствуется и развивается. Конечно, не исключено, что в ряде случаев вызов может иметь разрушительные последствия, общество оказывается не в состоянии дать на него адекватный ответ. В другом варианте оно уклоняется от вызова тем, что народ, испытавший вызов, мигрирует в другую географическую местность, с более благоприятными природными условиями. В этих случаях внутренних изменений в обществе не происходит: природные вызовы не становятся фактором внутренних изменений. Цивилизация возникает лишь тогда, когда общество принимает вызовы природных условий, совершенствует и усложняет свои внутренние механизмы, обнаруживает способность освоить тот или иной тип природно-географической среды.
Таков ход рассуждений Тойнби. Достоинством данного подхода является отказ от попытки рассматривать взаимодействие природы и общества в понятиях детерминизма, т. е. видеть в природных условиях причину того или иного устройства общества. В его рамках значительная роль отводится творческому потенциалу общества и человека.
Цивилизации приходится отвечать на вызовы природной среды не только в период рождения, но и в последствие, в ходе дальнейшего развития. Относительное равновесие природы и духа, достигнутое в результате соответствующих ответов, разрушается новыми вызовами со стороны природных факторов. Цивилизация вновь и вновь встает перед задачей поиска ответов, перестраивает внутреннюю структуру, вынуждена создавать новые формы общения и совместного бытия людей.
Особенно характерен постоянный поиск ответов для России, поскольку вся история России это почти непрерывное движение в разных направлениях, на север, на восток, на запад, на юг, это освоение огромных пространств с ранее неизвестными или непривычными природно-географическими условиями.
Даже в сегодняшних (после1991г.) границах России сохраняются значительные неосвоенные территории, что само по себе примечательно, если учесть тотальную обжитость и освоенность Западной Европы и США.
o Российский опыт освоения новых территорий. «Секреты» успехов русских казаков.
Конечно, далеко не все из присоединенных территорий были колонизированы в подлинном смысле, т. е. освоены и превращены в органическую часть России. Освоение гораздо более трудный и сложный процесс, чем простое присоединение. Он требует не только значительных усилий, но и особых механизмов, способных обеспечить не временное, а длительное и устойчивое существование на вновь обретаемых территориях. В чем же состоял российский механизм освоения огромных пространств? Как развивался процесс присоединения и освоения новых территорий? Какие качества проявили россияне, сумев освоить столь значительные пространства в столь суровых природно-климатических условиях?
К сожалению, отечественная историческая наука, привычно выискивая во всех событиях прошлого и настоящего пресловутую «классовую борьбу» и «усиление эксплуатации», на поставленные вопросы ответа не дает. Во всяком случае, их бесполезно искать в большинстве учебников по истории России. Найти ответы на эти вопросы можно, как правило, лишь в трудах историков-энтузиастов, в исторических романах некоторых отечественных писателей и в работах зарубежных специалистов.
Подобно тому, как современные западные «строители империи» подавили своих примитивных противников превосходящей материальной мощью, казаки подавили кочевников, опираясь на развитую КУЛЬТУРУ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. Казаки обезоруживали кочевников весьма оригинальным способом. Они обосновывались на реках, представлявших собой естественное препятствие для кочевых племен. Реки были серьезной преградой для кочевников-скотоводов, не имевших навыков использовать их как транспортные артерии, тогда как русский крестьянин и дровосек, издавна знакомый с традицией мореплавания, был мастером речной навигации. Следовательно, казаки, когда они выходили из русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право на естественное обладание степью, имели все возможности с успехом применять свое древнее наследственное искусство. Научившись у кочевников верховой езде, они не позабыли и своих исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не коня проложили путь в Евразию.
Замечательное описание Мангазеи 30-х годов 17 века находим в работе современной исследовательницы Г. А. Леонтьевой. «Крепость имела форму, близкую к квадрату, со сторонами до 70 метров. Стены имели четыре глухие и одну проезжую башню. Такой город можно было обойти по периметру за четверть часа. Самый большой дом внутри городских стен предназначался для воевод. Здесь же рядом находились приказная изба и амбары для государевой соболиной казны, хлебных и соляных запасов. В углу городской стены располагался зелейный погреб с порохом и ядрами для пушек и пищалей.
Чем только не торговали в гостином дворе этого заброшенного в далекую тундру северного городка! Здесь предлагали пушнину: меха соболей, песцов, лисиц; продовольствием: хлеб, мясо, рыбу, соль, мед, вино, квас; металлические и деревянные изделия: котлы, ножи, сковородки, тарелки, рыболовные крючки, ложки; охотничье снаряжение и приспособления для ловли пушного зверя: капканы, ловушки, сети; средства передвижения: лодки, каюки, нарты, оленьи упряжки, лыжи.»
В пунктах, подобных Мангазее, намечались маршруты, сколачивались артели и «ватаги», обговаривались условия будущих предприятий, готовилось необходимое снаряжение. В 17 веке центрами организации экспедиций кроме Мангазеи были Енисейск и Якутск, бывшие к тому же и административными столицами, резиденциями воевод.
К середине 17 века организация сибирских экспедиционных отрядов была четкой, продуманной и отработанной. Однако, вполне очевидно, что эта четкая система складывалась далеко не сразу, а была результатом народного творчества, обобщением более раннего опыта освоения необъятных пространств России.
Процесс колонизации Сибири пошел особенно интенсивно после реформы 1861г. Отменив крепостное право, российское правительство приняло меры к тому, чтобы способствовать заселению неосвоенных земель. Желающим переселиться были предоставлены льготы и оказана поддержка в организации сложного переезда на новое место жительства. На восток устремились тысячи переселенцев из Воронежской, Вятской, Орловской, Пермской, Тамбовской и других губерний.
По-иному предстает жизнь российских колонистов в очерке Г. Успенского. Успенский обнажает нищету и неустроенность жизни крестьян-переселенцев. В отличие от Н. Задорнова, Успенский выступает в роли стороннего наблюдателя, хотя и внимательного и сочувствующего. Такой взгляд вполне оправдан. В сравнении с желаемым уровнем комфорта и обеспеченности быт сибиряков выглядит убогим и неустроенным. Писатель рисует картину жизни растерявшихся людей, не находящих в себе духовных сил для противостояния трудностям, смирившихся с повседневной бессмысленной рутиной. Они не способны к самоорганизации и коллективному действию. В их среде не находится решительных людей-организаторов, способных повести за собой других. Они погрязли в мелочах, не готовы сообща подступиться к проблеме, в решении которой заинтересованы все. Они недоверчивы и подозрительны.
Следует признать, что картину, нарисованную Успенским, можно отнести не только к Сибири, но и к другим регионам. Ее не назовешь нетипичной. Она не менее правдива, чем картина, выписанная на страницах романа Николая Задорнова «Амур-батюшка». Поэтому только в сопоставлении двух противоположных взглядов можно получить верное представление.
Действительно, суровость российского климата и особенности природы таковы, что выдвигают перед человеком тяжелые и непростые задачи. Немудрено и сломиться под их тяжестью. ОДНАКО ТРУДНОСТИ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО СЛОМИТЬ, НО И ЗАКАЛИТЬ ДУХ. И ТОЛЬКО ЗАКАЛЕННЫЙ ДУХ СМОГ ПОКОРИТЬ ОГРОМНУЮ ТЕРРИРОРИЮ, СОЗДАВ В БОРЬБЕ ЗА ЕЕ ОСВОЕНИЕ ВЕЛИКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ.
Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О континентальном шельфе Российской Федерации
Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года
(В редакции федеральных законов от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 22.04.2003 № 50-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 148-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 04.11.2006 № 188-ФЗ, от 06.12.2007 № 333-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 18.07.2008 № 120-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 28.12.2010 № 420-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 30.12.2012 № 287-ФЗ, от 30.12.2012 № 323-ФЗ, от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 30.09.2013 № 268-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 14.10.2014 № 307-ФЗ, от 02.05.2015 № 127-ФЗ, от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 28.11.2018 № 443-ФЗ, от 16.12.2019 № 431-ФЗ, от 13.07.2020 № 207-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 338-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации
Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.
С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Статья 2. Делимитация континентального шельфа
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.
Статья 3. Карты и перечни географических координат
Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в «Извещениях мореплавателям».
Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Статья 4. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф
Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию в отношении:
морских научных исследований;
защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов. (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе
В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;
2) координация деятельности федеральных органов государственной власти в отношении континентального шельфа и деятельности на нем, защиты законных прав и интересов Российской Федерации на континентальном шельфе и охраны его природных ресурсов; (В редакции федеральных законов от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
6) контроль за рациональным использованием минеральных ресурсов и водных биоресурсов и их охрана; (В редакции федеральных законов от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
7) федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности; (В редакции федеральных законов от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
9) заключение соглашений о разделе продукции;
10) введение ограничений и особых условий пользования морским дном и его недрами на отдельных участках континентального шельфа в связи с перспективами освоения минеральных ресурсов, а также в местах нереста водных биоресурсов; (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
12) объявление отдельных районов континентального шельфа закрытыми для проведения иностранными государствами, физическими и юридическими лицами Российской Федерации, физическими и юридическими лицами иностранных государств и компетентными международными организациями морских научных исследований в связи с ведением (или планированием ведения) в указанных районах работ по разведке континентального шельфа и разработке его минеральных ресурсов и водных биоресурсов с сообщением координат закрытых районов в «Извещениях мореплавателям»; (В редакции федеральных законов от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
15) установление ограничений рыболовства; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
16) разработка мер по предотвращению гибели водных биоресурсов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности и судоходства; (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
17) установление системы платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за пользование природными ресурсами континентального шельфа; (В редакции федеральных законов от 08.08.2001 № 126-ФЗ; от 11.11.2003 № 148-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
18) регулирование деятельности по созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, установок и сооружений; (В редакции федеральных законов от 22.04.2003 № 50-ФЗ; от 04.11.2006 № 188-ФЗ; от 03.12.2008 № 250-ФЗ; от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;
21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;
22) проведение государственной экологической экспертизы, федерального государственного экологического контроля (надзора) и государственного мониторинга континентального шельфа; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
23) ведение Российского государственного фонда данных о состоянии континентального шельфа и состоянии его минеральных и водных биоресурсов; (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;
25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в «Извещениях мореплавателям»; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
27) обеспечение выполнения мероприятий, направленных на охрану континентального шельфа, его минеральных и водных биоресурсов, пресечение нарушений настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, и привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных действий; (В редакции Федерального закона от 04.11.2006 № 188-ФЗ)
28) разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;
29) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;
ГЛАВА II. РАЗВЕДКА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И РАЗРАБОТКА ЕГО МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Статья 7. Предоставление пользователям недр участков континентального шельфа
(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Участки предоставляются пользователям недр для:
регионального геологического изучения;
геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;
осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных Законом Российской Федерации «О недрах».
(Часть в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)
Порядок предоставления в пользование участков и пользования участками регламентируется настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 18.07.2008 № 120-ФЗ; от 30.12.2012 № 323-ФЗ; от 28.11.2018 № 443-ФЗ)
Пользователям недр, которые соответствуют требованиям