Что означает понятие модальность
Значение слова модальность
Словарь Ушакова
| Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности, напр. наклонение (линг.).
Словарь лингвистических терминов
Грамматико-семантическая категория, выражающая отношение говорящего к высказываемому, его оценку отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное ели невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т. д. Модальные значения вместе со значениями времени и лица образуют категорию предикативности. Модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формами наклонений, модальными словами и частицами, интонацией).
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от лат. modus — вид и способ) — вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость. Модальный — обусловленный обстоятельствами.
Проективный философский словарь
совокупность отношений и действий, логическое описание которых включает предикат «мочь». Всевозможные сочетания «мочь» с предикатами «быть» и «знать» и с отрицательной частицей «не» позволяют охарактеризовать многообразие известных модальностей и их соотношение.
«Способ, каким суждение (или утверждение) описывает свой предмет или прилагается к нему. Соответственно «модальность» относится к характеристике явлений или состояний, описываемых модальными суждениями». Кембриджский словарь философии. The Cambridge Dictionary of Philosophy, general editor Robert Audi, 2-nd edition. Cambridge University Press, 1999, p. 574.
«Модальная значимость утверждения есть способ или «модус», согласно которому оно истинно или ложно. » Оксфордский справочник по философии.The Oxford Companion to Philosophy, ed. by Ted Honderich. Oxford, New York: Oxford University Press, 1995, p. 581.
«Способ, каким предложение может характеризовать другое соотнесенное предложение или суждение как истинное, т.е. модус, в котором оно истинно. Например, логическая модальность может быть приписана суждению p, если сказать, что логически необходимо, или случайно, или логически невозможно, что p». Словарь философии. A Dictionary of Philosophy, ed. Antony Flew. New York: St. Martin Press, 1979, p. 235.
Под вышеприведенные определения модальности как «способа бытия», или «способа отношения к бытию», или «способа характеристики суждения как истинного или ложного» можно подвести в принципе любое суждение или предикат. Например, разве «расти» не есть способ бытия, или «видеть» не есть способ отношения к бытию, или «лгать» не есть способ характеристики суждения как ложного?
Модальность специфически определяется как (1) такой способ суждения, который (2) характеризуется предикатом мочь, (3) в самостоятельной форме либо в сочетаниях с предикатами быть и знать, (4) и может выражаться как положительно, так и отрицательно (с частицей не). Иными словами, код, на котором производится все разнообразие модальных сообщений, состоит из четырех знаков: мочь, быть, знать и не.
Именно понятие «мочь» является общим элементом таких основополагающих модальных категорий, как возможное, необходимое и случайное (онтические модальности); предположение, уверенность и сомнение (эпистемические модальности).
Основные онтические модальности:
Возможное: может быть
Случайное: может не быть
Невозможное: не может быть
Необходимое: не может не быть
Сходным образом распределяются эпистемические модальности, связующие предикаты «мочь» и «знать»:
Предположение: может знать
Сомнение: может не знать
Непостижимость: не может знать
Уверенность: не может не знать
Последовательное выведение модальных категорий из одного общего определения позволяет соотнести все модальные категории по принципу минимальных различий, то есть показать, что в языке модальности, как и на других структурных уровнях языка (фонетическом, грамматическом), каждая категория относится к другой на основании наличия или отсутствия какого-то минимального признака, в данном случае, одного из четырех знаков модального кода: «мочь», «быть», «знать» и «не». Таким образом удается описать 28 модальных категорий, исчерпывающих все возможные сочетания указанных предикатов, и провести модальный анализ и систематизацию таких понятий, как «способность» и «потребность», «разрешение» и «запрет», «принуждение» и «попущение», «воление» и «желание», «власть» и «любовь», «чудесное» и «должное».
Alan R. White. Modal Thinking. Ithaca: Cornell University Press, 1975.
The Possible and the Actual: Readings in the Metaphysics of Modality. Ed. by Michael J. Loux. Ithaca and London: Cornell University Press, 1979.
David Lewis. On the Plurality of Worlds. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.
Modern Modalities. Studies of the History of Modal Theories from Medieval Nominalism to Logical Positivism. Еd. S. Knuuttila. Dordrecht (Holland) a. o.: Kluwer Academic Publishers,1988.
М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Это случилось в тот день, когда я пригласил в ресторан пять или шесть своих друзей, чтобы отметить выход номера журнала, над которым мы когда-то вместе работали. В их числе оказались А. и Ф. – оба заметно выделявшиеся на общем фоне еще в годы учебы на подготовительном отделении в университете, а за прошедшие 20 лет ставшие известными учеными в области истории философии, добившиеся признательности в академических кругах и действительно настоящие мыслители. Они не видели друг друга довольно давно, но я знал, что каждый из них по-прежнему хранит к другому искреннее уважение и самые дружеские чувства. Поначалу разговор, как водится, шел о пустяках, но очень скоро Ф. прервал его. «Хочу задать тебе один вопрос, – обратился он к А. – Как ты считаешь, возможно ли построение последовательной мировоззренческой системы без категории модальности?» На несколько секунд установилась тишина. А. молча пыхтел своей трубкой и думал. А потом ответил: «Нет». Да, подумалось мне тогда, наверное, бывают и более теплые встречи бывших однокашников и более яркие проявления эмоций. Но уже тогда меня восхитила и продолжает восхищать, во всяком случае в мышлении, именно эта способность смотреть в корень проблемы, которую я называю подлинным взлетом интеллекта. Она отнюдь не исключает участия чувств, но не позволяет им затмевать суть философского спора. Прошло еще несколько лет, и я напомнил одному из друзей заданный им вопрос. Оказалось, он совершенно о нем забыл, как забыл и полученный на него ответ. Sic transit gloria mentis. (Так проходит слава мысли (лат.). По аналогии с известным латинским изречением: «Sic transit gloria mundi» – так проходит мировая слава. – Прим. пер.)
Итак, что же такое модальность? Видоизменение суждения, вернее, его статуса. «Модальность суждений, – подчеркивает Кант, – есть совершенно особая функция их; отличительное свойство ее состоит в том, что она ничего не прибавляет к содержанию суждения […], а касается только значения связки по отношению к мышлению вообще. Проблематическими называются сужения, в которых утверждение или отрицание принимается только как возможное (по усмотрению). Ассерторическими называются суждения, в которых утверждение или отрицание рассматривается как действительное (истинное), а аподиктическими – те, в которых оно рассматривается как необходимое» («Критика чистого разума», Аналитика понятий, глава I). Из сказанного Кант выводит наличие трех категорий, вернее, трех пар категорий модальности: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность. Почему без них предположительно можно обойтись? Потому что они касаются не объекта (как категории количества или качества) и не отношений между объектами (как категории отношения), а всего лишь отношения к этим объектам нашего рассудка. Если попытаться по возможности осмыслить сам мир, то создается впечатление, что его реальность есть все; что существование, как говорил Кант, есть его единственно допустимая модальность. Но тогда надо признать, что реально все, что является возможным, что реальное необходимо, а невозможное и случайное суть ничто (что они могут существовать лишь в воображении). Именно таков, в общих чертах, мир Спинозы. Примерно таков же мир стоиков. Является ли он последовательным? Полагаю, является. Обходится ли он без категорий модальности? Не совсем. Но он, что называется, ставит их на свое место: одни относит к бытию или Богу (реальность, возможность, необходимость; возможно только реальное, и оно всегда необходимо, в результате чего три указанные категории в конечном счете сливаются в одну); другие к разумным или воображаемым существам (невозможность, несуществование, случайность; все это суть способы осмысления того, чего нет). Это и позволяет такому миру оставаться когерентным – не потому, что он не может существовать без этих категорий, а потому, что без них мы не могли бы его осмыслить. Таким образом, всякое последовательное представление о мире должно включать категории модальности (ведь наше мышление является частью мира), что отнюдь не подразумевает необходимости превращать их в формы бытия. Я не могу осмысливать мир, не делая различия между возможностью реального и его невозможностью, но это не значит, что сам мир в свою очередь проводит такое различие. Моя мысль является частью мира, но мир отнюдь не является частью моего мышления.
Энциклопедический словарь
категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. Выражается специальными формами наклонений, интонацией, модальными словами (напр., «возможно», «необходимо», «должен»); в логике такие слова называются модальными операторами, с их помощью указывается способ понимания суждений (высказываний).
Словарь Ожегова
МОДАЛЬНОСТЬ, и, ж.
1. В теории познания: статус явления с точки зрения его отношения к действительности, а также сама возможность познания такого отношения.
2. В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию высказывания (к действительности) и выражающаяся категориями наклонения глагола, интонацией, модальными словами (напр. должен, возможно, необходимо). Субъективная м. (выражающая отношение говорящего). Объективная м. (выражающая отношение сообщения к действительности).
Человек испытывает массу ощущений, большая часть которых тесно переплетается и взаимодействует друг с другом. В итоге образуются причудливые сочетания, которые по своей сути являются субъективным отражением реальности. В научном мире это явление принято называть модальностью.
Содержание
Над определением, описанием и характеристиками модальности специалисты работают уже давно. Наиболее активно ее изучали в рамках экспериментальной психологии. Первые эксперименты в этой области проводил В. Вундт.
Что такое модальность: краткая информационная справка
Если говорить простыми словами, то под модальностью принято понимать качественные характеристики ощущений. В совокупности из них и складывается восприятие индивидом предметов или явлений. По своей сути модальность можно представить в виде каналов, через которые человек считывает информацию об окружающем мире.
Термин произошел от латинского слова modus, которое в дословном переводе означает «способ».
Психологи используют более сложное толкование понятия. Модальность – это, в психологии, отражение внешних раздражителей через определенные сенсорные системы. То есть, тот или иной раздражитель проходит только через канал (сенсорно-перцептивную систему), который может его распознать и обработать.
Всего таких систем пять:
Каждая сенсорно-перцептивная система работает со своими сигналами, но иногда раздражитель одного направления вызывает реакцию, свойственную для другого.
На примере, эта особенность может выглядеть следующим образом. Предположим, что в кухне сидят два человека. Один пьет чай, а другой ест половинку лимона. Первый человек, получая только зрительные сигналы о лимоне, будет параллельно ощущать повышенное слюноотделение и оскомину, как будто сам попробовал кислое.
Модальность отражает реальный мир посредством закодированных сигналов, понятных человеку. Раздражитель любой сложности может быть классифицирован и обработан.
Термин «модальность» употребляется не только в рамках психологии. В других научных направлениях его трактуют как меру протекания тех или иных явлений либо способ их существования/протекания.
Если рассматривать модальность в сегменте психологии, то она делится на следующие виды:
Эти группы самые обширные, но не единственные. Отдельно выделяют болевую модальность. Она дает качественную характеристику боли и позволяет проводить:
Также стоит отметить и модальность эмоций. Она проявляется через разные качества, характеризующие испытываемые человеком эмоции: отрицательные/положительные/нейтральные (для последней категории иллюстрацией послужит удивление).
У 10% людей активна дискретная модальность. Она очень редка и представляет собой способ получения информации путем использования логических выводов, которые образуются из уже имеющихся представлений и данных.
Существует и иная классификация модальности. Она рассматривается как качественная определяющая суждений. Согласно действующей системе, выделяют такие распространенные категории как:
Каждый человек использует перечисленные виды в разных ситуациях. Допустимо в процессе обсуждений переходить от одной модальности к другой.
Ведущая модальность
Ученые уже давно заметили, что люди, побывавшие в одной и той же ситуации, описывают ее по-разному. С помощью экспериментов и исследований было выяснено, что это связано с ведущим каналом восприятия действительности. Причем остальные виды модальности индивидом тоже используется, но основным является только один:
На основе ведущей системы людей классифицируют как:
В чистом виде такие типажи встречаются крайне редко – их не более 3% от общего числа людей на планете. Но преобладание одной из категорий свойственно каждому индивиду.
Выявить ведущую модальность достаточно просто – необходимо прислушаться к тому, как говорит человек:
Модальность – это важная система, понимая принципы действия которой, можно упростить процесс взаимодействия между людьми и быстрее добиться взаимопонимания.
модальность
Полезное
Смотреть что такое «модальность» в других словарях:
Модальность — (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия
модальность — и, ж. modalité f. Свойство модального. Крысин 1998. Я всегда знал эту девушку за самую скромную, и даже, позвольте мне вам заметить, что модальность ея мне всегда казалась утрированной. Я упрекал ее в отсталой тенденции идей и недостатке… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — (от лат. modus мера, способ) оценка связи, устанавливаемой в высказывании, данная с той или иной т.зр. Модальная оценка выражается с помощью модальных понятий: «необходимо», «возможно», «случайно», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно»,… … Философская энциклопедия
Модальность — Модальность ♦ Modalité Это случилось в тот день, когда я пригласил в ресторан пять или шесть своих друзей, чтобы отметить выход номера журнала, над которым мы когда то вместе работали. В их числе оказались А. и Ф. – оба заметно выделявшиеся… … Философский словарь Спонвиля
МОДАЛЬНОСТЬ — (в философии) обозначает такое суждение, в котором высказывающий его определяет степень достоверности самого суждения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МОДАЛЬНОСТЬ Такое суждение в философии, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. Выражается специальными формами наклонений, интонацией,… … Большой Энциклопедический словарь
модальность — отношение, статус Словарь русских синонимов. модальность сущ., кол во синонимов: 2 • отношение (30) • … Словарь синонимов
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной) … Психологический словарь
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, модальности, жен. (от ново лат. modalis прил. к modus, см. модус) (книжн.). Категория, выражающая степень достоверности суждения (филос.). || Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности, напр.… … Толковый словарь Ушакова
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. В теории познания: статус явления с точки зрения его отношения к действительности, а также сама возможность познания такого отношения. 2. В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию… … Толковый словарь Ожегова
Модальность
Полезное
Смотреть что такое «Модальность» в других словарях:
Модальность — (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия
модальность — и, ж. modalité f. Свойство модального. Крысин 1998. Я всегда знал эту девушку за самую скромную, и даже, позвольте мне вам заметить, что модальность ея мне всегда казалась утрированной. Я упрекал ее в отсталой тенденции идей и недостатке… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — (от лат. modus мера, способ) оценка связи, устанавливаемой в высказывании, данная с той или иной т.зр. Модальная оценка выражается с помощью модальных понятий: «необходимо», «возможно», «случайно», «доказуемо», «опровержимо», «обязательно»,… … Философская энциклопедия
модальность — (от лат. modus способ) одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик… … Большая психологическая энциклопедия
Модальность — Модальность ♦ Modalité Это случилось в тот день, когда я пригласил в ресторан пять или шесть своих друзей, чтобы отметить выход номера журнала, над которым мы когда то вместе работали. В их числе оказались А. и Ф. – оба заметно выделявшиеся… … Философский словарь Спонвиля
МОДАЛЬНОСТЬ — (в философии) обозначает такое суждение, в котором высказывающий его определяет степень достоверности самого суждения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МОДАЛЬНОСТЬ Такое суждение в философии, в… … Словарь иностранных слов русского языка
МОДАЛЬНОСТЬ — категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, отношение последнего к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания и др. Выражается специальными формами наклонений, интонацией,… … Большой Энциклопедический словарь
модальность — отношение, статус Словарь русских синонимов. модальность сущ., кол во синонимов: 2 • отношение (30) • … Словарь синонимов
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной) … Психологический словарь
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, модальности, жен. (от ново лат. modalis прил. к modus, см. модус) (книжн.). Категория, выражающая степень достоверности суждения (филос.). || Грамматическая категория, обозначающая отношение содержания речи к действительности, напр.… … Толковый словарь Ушакова
МОДАЛЬНОСТЬ — МОДАЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. В теории познания: статус явления с точки зрения его отношения к действительности, а также сама возможность познания такого отношения. 2. В языкознании: категория, обозначающая отношение говорящего к содержанию… … Толковый словарь Ожегова
Модальность
(от ср.-лат. modalis — модальный; лат. modus — мера, способ) — функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является языковой универсалией, она принадлежит к числу основных категорий естественного языка (см. Категория языковая), «в разных формах обнаруживающихся в языках разных систем. в языках европейской системы она охватывает всю ткань речи» (В. В. Виноградов). Термин «модальность» используется для обозначения широкого круга явлений, неоднородных по смысловому объёму, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях языковой структуры. Вопрос о границах этой категории решается разными исследователями по-разному. К сфере модальности относят: противопоставление высказываний по характеру их коммуникативной целеустановки (утверждение — вопрос — побуждение); противопоставление по признаку «утверждение — отрицание»; градации значений в диапазоне «реальность — ирреальность» (реальность — гипотетичность — ирреальность), разную степень уверенности говорящего в достоверности формирующейся у него мысли о действительности; различные видоизменения связи между подлежащим и сказуемым, выраженные лексическими средствами («хочет», «может», «должен», «нужно») и др.
Категорию модальности большинство исследователей дифференцируют. Один из аспектов дифференциации — противопоставление объективной и субъективной модальности. Объективная модальность — обязательный признак любого высказывания, одна из категорий, формирующих предикативную единицу — предложение. Объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности (осуществляемости или осуществлённости) и ирреальности (неосуществлённости). Главным средством оформления модальности в этой функции является категория глагольного наклонения. На синтаксическом уровне объективная модальность представлена противопоставлением форм синтаксического изъявительного наклонения формам синтаксических ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, долженствовательного). Категория изъявительного наклонения (индикатива) заключает в себе объективно-модальные значения реальности, т. е. временно́й определённости: соотношением форм индикатива («Люди счастливы» — «Люди были счастливы» — «Люди будут счастливы») содержание сообщения отнесено в один из трёх временных планов — настоящего, прошедшего или будущего. Соотношением форм ирреальных наклонений, характеризующихся временно́й неопределённостью («Люди были бы счастливы» — «Пусть бы люди были счастливы» — «Пусть люди будут счастливы»), при помощи специальных модификаторов (глагольных форм и частиц) то же сообщение отнесено в план желаемого, требуемого или необходимого. Объективная модальность органически связана с категорией времени и дифференцирована по признаку временно́й определённости/неопределённости. Объективно-модальные значения организуются в систему противопоставлений, выявляющуюся в грамматической парадигме предложения.
Субъективная модальность, т. е. отношение говорящего к сообщаемому, в отличие от объективной модальности, является факультативным признаком высказывания. Семантический объём субъективной модальности шире семантического объёма объективной модальности; значения, составляющие содержание категории субъективной модальности, неоднородны, требуют упорядочения; многие из них не имеют прямого отношения к грамматике. Смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции. Субъективная модальность охватывает всю гамму реально существующих в естественном языке разноаспектных и разнохарактерных способов квалификации сообщаемого и реализуется: 1) специальным лексико-грамматическим классом слов, а также функционально близкими к ним словосочетаниями и предложениями; эти средства обычно занимают в составе высказывания синтагматически автономную позицию и функционируют в качестве вводных единиц; 2) введением специальных модальных частиц, например, для выражения неуверенности («вроде»), предположения («разве что»), недостоверности («якобы»), удивления («ну и»), опасения («чего доброго») и др.; 3) при помощи междометий («ах!», «ой-ой-ой!», «увы» и др.); 4) специальными интонационными средствами для акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста, иронии и других эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного отношения к сообщаемому; 5) при помощи порядка слов, например вынесением главного члена предложения в начало для выражения отрицательного отношения, иронического отрицания («Станет он тебя слушать!», «Хорош друг!»); 6) специальными конструкциями — специализированной структурной схемой предложения или схемой построения его компонентов, например построениями типа: «Нет чтобы подождать» (для выражения сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося), «Она возьми и скажи» (для выражения неподготовленности, внезапности действия) и др.
Средства субъективной модальности функционируют как модификаторы основной модальной квалификации, выраженной глагольным наклонением, они способны перекрывать объективно-модальные характеристики, образуя в модальной иерархии высказывания квалификацию «последней инстанции». При этом объектом факультативной оценки может оказаться не только предикативная основа, но любой информативно значимый фрагмент сообщаемого; в этом случае на периферии предложения возникает имитация дополнительного предикативного ядра, создавая эффект полипредикативности сообщаемого.
В категории субъективной модальности естественный язык фиксирует одно из ключевых свойств человеческой психики: способность противопоставлять «я» и «не‑я» (концептуальное начало нейтрально-информативному фону) в рамках высказывания. В наиболее законченном виде эта концепция нашла отражение в работах Ш. Балли, который считал, что в любом высказывании реализуется противопоставление фактического содержания (диктума) и индивидуальной оценки излагаемых фактов (модуса). Балли определяет модальность как активную мыслительную операцию, производимую говорящим субъектом над представлением, содержащимся в диктуме. В русском языкознании глубокий анализ функционального диапазона модальности и, в частности, конкретных форм проявления субъективной модальности на разных уровнях языковой системы представлен в работе Виноградова «О категории модальности и модальных словах в русском языке», послужившей стимулом для ряда исследований, направленных на углубление поиска собственно языковых аспектов изучения модальности (в отличие от логической модальности), а также на изучение специфики оформления этой категории в условиях конкретного языка с учетом его типологических особенностей. Во многих исследованиях подчёркивается условность противопоставления объективной и субъективной модальности. По мнению А. М. Пешковского, категория модальности выражает только одно отношение — отношение говорящего к той связи, которая устанавливается им же между содержанием данного высказывания и действительностью, т. е. «отношение к отношению». При таком подходе модальность изучается как комплексная и многоаспектная категория, активно взаимодействующая с целой системой других функционально-семантических категорий языка и тесно связанная с категориями прагматического уровня (см. Прагматика). С этих позиций в категории модальности усматривают отражение сложных взаимодействий между четырьмя факторами коммуникации: говорящим, собеседником, содержанием высказывания и действительностью.