Что означает понятие небо в конфуцианстве

Конфуцианство

Небо, ритуал и предопределение

Понятия неба и ритуала очень важны для конфуцианства и китайской культуры в целом. В этой части узнаем почему.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианстве

Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианстве

Разберем такие важные для китайской философии и конфуцианства понятия как Небо, Ритуал, предопределение.

🌌 Небо (тянь) — высшая божественная, не личностная сила, управляющая миром.

🌍 У Конфуция Небо приводит в движение четыре времени года и «рождает сто вещей». Оно не проявляет свою волю непосредственно, ибо «безмолвствует», но тем не менее оно ниспосылает предопределение, которое может и должно быть познано человеком, поскольку только в таком случае человек выполняет свое предназначение.

❓Одной из центральных для конфуцианства была проблема разграничения компетенции высших сил (тянь) и человека.

Решение вопроса о связи «небесного» и «человеческого» выразилось в нескольких формулах👇

1️⃣ Совпадающее единство Неба и человека: «Небо, Земля и человек суть единое дао», но различаются ипостасями: ипостасью («деятельным проявлением») Неба является «предопределение», ипостасью человека — «[индивидуальная] природа».

2️⃣ Взаимный отклик Неба и человека: на ошибки в управлении страной и плохую организацию социума Небо реагирует сначала предупреждениями в виде стихийных бедствий, затем чудесными знамениями, а если люди продолжают нарушать общекосмические законы, социум приходит к гибели. Должное устроение жизни социума гармонизирует все природные процессы.

3️⃣ Разграничение Неба и человека: существует «постоянство небесного движения», астрономические и природные циклы не зависят от человеческих деяний, процветание и беды социума порождаются деятельностью самих людей.

С духовной составляющей китайского народа тесно связано понятие «Поднебесная».

☁️ Символом веры китайцев является Небо и главный представитель Неба это император, глубоко почитаемый и уважаемый его народом.

👑 Понятие Поднебесная появилось в период династии Шан (1600–1046 до н.э.), которая являлась первым государственным образованием в истории Китая.

🙏🏻 Небо — место обитания великих духов предков, с течением времени Небо стало великим божеством, которому все поклонялись.

🙇🏻‍♂️ Император считался Сыном Неба, который почитал предков и проводил обряды от имени всего народа.

🌌 Древние китайцы полагали, что Небо — это круглый диск, покрывающий землю, которая имеет форму квадрата, однако эти понятия распространялись только на территорию народа Хан — китайцев.

🚪 По преданию, Китай находился под входом в Небо, священную обитель и начало всего.

🙆🏻‍♂️ Все, что было за территорией Поднебесной, это территории варваров, и Неба, по мнению китайцев, у них не было.

🌍 В настоящее время термин Поднебесная употребляется в Китае в значении «весь мир».

Важнейшим понятием конфуцианства является ли, обычно переводимое как правила, ритуал или церемониал.

🎎 Ни Конфуций, ни его последователи никогда не давали четкого определения этому понятию, но этого и не требовалось, поскольку ритуальное понималось как мистически-невыраженное, как «воля Неба», воплощенная в действиях человека.

📖 Можно сказать, что ли — это сложнейший свод правил и внутренних переживаний, устанавливающий связь человека с Небом.

🔗 Реализация Ритуала в повседневной жизни основывалась на довольно сложной взаимосвязи человека и Неба, человека и человека, личности и государства. Например, человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. Это и есть единая система взаимосвязей на основе закона —Ритуала.

🍃 Считалось, что Ритуал существует абсолютно независимо от человека, он дан от природы, как всякий естественный закон.

🌟 Следование этим нормам поведения должно было привести и государство, и отдельного человека к процветанию.

👉 В этом высказывании — исток и суть учения Конфуция. Подчиненность Ритуалу, правилам поведения, культурному началу — в этом коренится смысл жизни человека.

Что же включал в себя ритуал?

😌 Определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый человек: человеколюбие, долг, преданность, искренность, сыновняя почтительность, забота о младших, честность.

🙏 Определенные жесты, слова и действия. С внешней стороны содержание ритуала могли составлять многочисленные поклоны, сложные формы подхода к правителю и вышестоящему чиновнику, формы обращения со старшим и равным себе, нормативы коммуникации в обществе.

👻 Поддержание постоянной связи с духами прямых предков. В Ритуале для Конфуция главное — внутреннее переживание, мистическое перевоплощение в тех духов, к которым обращены молитвы.

➡️ Понять Ритуал трудно — это не обычный церемониал, жесты которого можно просто заучить. Ритуал нужно пережить, ощутить душой.

📜 Янь Юань спрашивает о человечности

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Конфуций ответил:

— Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.

— А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань.

— Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу.

— Я хоть и несметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Благостный из Старших спросил о том, что такое сыновняя почтительность. Конфуций ответил:

— Это то, когда не нарушают ритуалов.
Позднее Фань Чи вез Учителя, и тот сказал:
— Старший Сунь спросил меня о том, что такое сыновняя почтительность, и я ответил: «Это то, когда не нарушают ритуалов».
— Что это значит? — спросил Фань Чи.

Учитель ответил:
— Служи родителям по ритуалу, умрут — похорони по ритуалу и чти их жертвами по ритуалу.
Воинственный из Старших спросил о том, что такое сыновняя почтительность.

Учитель ответил:
— Это то, когда отца и мать лишь одно и тревожит — как бы сын не захворал.
Цзы-Юй спросил о том, что такое сыновняя почтительность.

Учитель ответил:
— Ныне сыновняя почтительность сводится лишь к содержанию родителей. Но ведь содержат и животных. В чём будет тут отличие, если не проявлять самой почтительности?
Цзы-Сы спросил о том, что такое сыновняя почтительность.
Учитель ответил:
— Выражение лица — вот в чем ее трудность. Когда же появляется какое-либо дело, и младшие берут о нем заботу, а появляется вино, еда — и ими потчуют преждерожденного, то в этом ли состоит сыновняя почтительность?

Кроме долга и морали Конфуций считал обязательным для благородного мужа «познание предопределения» (чжи мин).

🔎 В конфуцианстве предопредление постигается не мистическим образом, а внимательным изучением собственной индивидуальной природы (син).

🗣 Внук Конфуция Цзы сы: «Предопределяемое Небом называется природой».

🗣 Конфуций: «Если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть».

У Мэн цзы предопределение приобретает более гуманистический и оптимистический оттенок: оно рационально и не фатально.

🗣 «Нет ничего, что не было бы не предопределено (мин), но следует воспринимать только правильное [предопределение]. Поэтому знающий предопределение не станет под нависшей [и готовой рухнуть] стеной».

👉 Субъект может «утвердить предопределение» либо «устранить» его.

✉️ Возможность изменить предопределение важна и в политическом смысле. В Китае традиционно легитимность правителя определялась через понятие «небесный мандат» — буквально «небесное предопределение».

🤨 Согласно Мэн цзы, безнравственность правителя могла стать поводом его свержения, то есть «небесный мандат» не считался вечным.

🔥 Слово «предопределение» — «мин» присутствует и в китайском переводе термина «революция» — гэ мин — радикальная смена предопределения.

Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианстве Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианстве

Пост-пост, мета-мета: как понять идеи современного мира

Источник

Небо и государь в учении Конфуция

Небо и государь в учении Конфуция

Как упоминалось, культ Неба в чжоуском Китае постепенно вытеснил более древний культ Шанди, а само обожествление Неба с первых же шагов приобрело несколько рационалистический оттенок. В отличие от предка-покровителя Шанди Небо выступало в виде абстрактной регулирующей силы и было олицетворением разума, целесообразности, высшей справедливости. Конфуций и конфуцианцы усилили эти рационалистические черты культа Неба, превратив его в своеобразный символ верховного божественного порядка, в главный регулятор Вселенной, центром которой, естественно, считался Китай. При этом – в полном соответствии с общим духом и основной направленностью учения – конфуцианство почти совсем исключило из сферы своих интересов отношение к Небу как к элементу великой Природы, натурфилософского Бытия и т. п. Небо воспринималось конфуцианцами лишь в качестве основной пружины социальной жизни, верховного регулятора человеческих отношений на земле. Соответственно были выработаны и нормы взаимоотношений людей с Небом.

По традиции, свято соблюдавшейся и возвеличенной конфуцианством, главным агентом социального организма в его общении с Небом выступал государь. Верховный правитель Китая, «сын Неба», не только почитался в качестве родоплеменного главы и первосвященника чжоусцев, но и выступал в виде посредника между миром людей и миром богов и духов. Усилиями конфуцианцев «сын Неба» с течением времени превратился в фактически единственного носителя божественной благодати и оказался на положении полубога.

Санкционированный конфуцианцами культ государя привел к тому, что начиная с Хань император в Китае всегда был наделен почти божескими почестями. Согласно выработанным конфуцианством принципам, нет большей доблести для подданного, чем служить императору и беспрекословно повиноваться ему. Показательно, что даже термин чэнь, который в Инь и в начале Чжоу соответствовал понятию «подданный», «сподвижник», к середине Чжоу приобрел иной оттенок, сохранившийся и впоследствии, – «ваш слуга», «ваш покорный раб». Государь, высоко вознесенный конфуцианством, стал как бы олицетворением государства. Как отмечается в некоторых работах, в китайской политической мысли никогда не развивалась идея о государстве как абстракции, о государстве вне государя, как то было характерным для Европы [655, 56 – 67]. Преданность государству означала лояльность по отношению к государю, к династии. Государь в конфуцианском Китае был господином его подданных, «отцом Отечества». Однако, как и всякий отец в учении Конфуция, он имел не только права и почести, но и обязанности, причем немалые.

Будучи по форме деспотией, правление китайского императора официально ограничивалось конфуцианским учением о добродетели и нормами обычного права [726, 172 – 185]. Каждый шаг и поступок императора, его одежда, пища, жены, гарем, слуги и колесницы, приемы и выезды – буквально все, до самых мелочей, было строжайшим образом регламентировано. И что особенно важно, все эти многочисленные обязательные ритуалы непременно связывались с волей Неба, божественным порядком, якобы строго-настрого предписанным всем государям Поднебесной и идущим еще от великих древних правителей, мудрость и заветы которых свято чтут и хранят окружающие государя ученые-конфуцианцы.

На тот случай, если бы государь все же пренебрег всеми церемониями и попытался править самолично и самовластно, а не при помощи министров-конфуцианцев, конфуцианство выработало свой знаменитый тезис о переменчивости божественного небесного мандата. Согласно этому тезису, небесный мандат мин на право управления Поднебесной вручается Небом только высокодобродетельному правителю и безжалостно отбирается у государя недобродетельного. Другими словами, делая ошибки, император тем самым терял право управлять [332, 17]. Значительная часть отредактированного Конфуцием текста «Шуцзин» была посвящена иллюстрации именно этого крайне важного для конфуцианства положения. Во многих главах этой древней книги говорится о том, что Небо в свое время отняло свой мандат на правление Поднебесной у ставших на путь распущенности последних правителей легендарной династии Ся и отдало его мудрому и добродетельному иньскому Чэн Тану. То же самое повторилось несколько веков спустя, когда опять?таки «развратный и недостойный» последний иньский ван Чжоу Синь был лишен Небом власти, переданной «справедливому, добродетельному и мудрому» чжоускому Вэнь-вану.

Практически этот бдительный надзор ревнителей старины осуществлялся посредством специальных наблюдений за «волей Неба», проявлявшейся в небесных предзнаменованиях. Эти наблюдения были функцией придворных астрономов, важная политическая роль которых особенно возросла с эпохи Хань. Как показали в специальных исследованиях Г. Биленстейн и В. Эберхард, все «небесные предзнаменования» – затмения солнца и луны, появление комет, стихийные бедствия и т. п. – играли в руках опытных конфуцианских придворных роль могучего орудия запугивания и шантажа [210; 360]. Так, в периоды правления абсолютно «добродетельных» ханьских императоров (Гао-цзу или Вэнь-ди) не только не были зафиксированы некоторые затмения, но не была даже замечена яркая комета Галлея (163 год до н. э.). В то же время небесные явления меньшего масштаба выпячивались и старательно обыгрывались в другие периоды, например в годы правления узурпировавшей власть императрицы Люй-хоу, когда эти явления использовались в качестве грозных небесных предупреждений. Отсюда следует, что с помощью нарочитого выпячивания или замалчивания небесных явлений, всегда воспринимавшихся в виде грозного предупреждения Неба, конфуцианцы подвергали косвенной критике деяния неугодных им правителей. Такая критика с помощью «небесных предзнаменований» со временем стала нормой в Китае. Китайские источники полны сообщений о том, как в годы стихийных бедствий, невзгод, небесных знамений и т. п. китайские императоры, вполне сознававшие свою ответственность за деяния, вызвавшие «гнев Неба», шли в храмы, приносили обильные жертвы и униженно каялись в своих прегрешениях23. Бывали, однако, в истории Китая случаи, когда такого рода «косвенная критика» не помогала, когда какой?либо самовластный император стремился освободиться от мелочной опеки и удручающего однообразия социального порядка конфуцианства и править по своему усмотрению. В поисках поддержки такой император, как травило, обращался к своему ближайшему окружению (евнухи, родственники, родня жен, советники и т. п.), подчас весьма влиятельному, и стремился противопоставить его могущество традициям конфуцианских чиновников [765, 138 – 141]. Момент наибольшего обострения такого рода спорадических столкновений приходится на эпоху Мин (XIV – XVII века), когда в правящем стане разгорелась ожесточенная борьба конфуцианцев и евнухов.

Источник

Культ Неба в китайской культуре: Небо, Сын Неба, Небесный мандат

Небо (天 тянь) — одна из основополагающих категорий китайской культуры. Китай часто называют Поднебесная. Китайский император носил титул «Сына Неба». Считалось, что Небо вручает ему Небесный мандат на правление. Лишь император имел право приносить жертвоприношения Небу и перед Небом отвечал за благополучие народа.

Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианствеКруглый алтарь в Храме Неба в Пекине. В эпохи Мин и Цин в день зимнего солнцестояния император совершал здесь церемонию жертвоприношения перед священной табличкой Неба.

Небо (тянь)

В древнекитайских текстах слово тянь 天 трактовалось по-разному:

Небо-тянь никоим образом нельзя соотнести с понятием Бога авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Бог является Личностью, а Небо – сила обезличенная. Тянь – это высшая мироустроительная сила, благодаря которой сменяются времена года, день и ночь, зреет урожай и др.

Существует несколько версий появления культа Неба в Китае. Согласно одной из них, наиболее авторитетной, вера в Небо как высшую силу была распространена у племени чжоу, которые во II тыс. до н.э. поселились на северо-западной окраине государства Шан-Инь (1600-1027 до н.э.), позднее уничтожили его и основали собственное государство под властью династии Чжоу (1045-221 до н.э.).

У иньцев существовал культ Верховного первопредка Шан-ди 上帝. Шан-ди переводится как «Верховный первопредок», «Высшее божество», «Верховный правитель». В древних текстах он также именуется просто ди 帝. По мнению ряда ученых, иероглиф ди 帝 первоначально означал сжигание жертвы, а потом трансформировался в божество, которому приносят жертву. Со временем Шан-ди стали почитать как божество-покровителя государства Шан-Инь. При чжоусцах возник культ Тянь-ди 天帝 (Небесного первопредка), первоначально наделенного личностными чертами, а затем – обезличенного, абстрактного Неба тянь 天.

Иероглиф тянь 天 встречается уже в иньских гадательных надписях (2-я половина II тыс. до н.э.). По всей видимости, он восходит к изображению человека 人 жэнь, которое пересекают две горизонтальные черты: 天, то есть человека с раскинутыми руками (иероглиф «большой» 大 да) и пространства над его головой. Некоторые исследователи полагают, что это изображение человека с большой головой.

人 (жэнь, человек) — 大 (да, большой) — 天 (тянь, небо).

… Совершенные мудрецы древности, [прислушиваясь] к гром­ким звукам [в природе] (сяо), постигали с их помощью Небо и Землю и называли [эти звуки названиями или] званиями (хао). [Они прислушивались] к пению [птиц и крикам животных], на­рекали их [по этому признаку] и называли это именами. В имени (мин) выражаются, [таким образом], пение (мин) и наимено­вание (мин). В звании (хао) выражается, [таким образом], громкий звук (сяо) и постижение (сяо). Итак, громкие звуки (сяо), с помощью которых постигаются Небо и Земля, это [на­звания или] звания (хао). Пение [и крики животных] (мин), с помощью которых давались названия, это – имена (мин)… Имена и звания хотя и разнятся по звучанию, но основа у них еди­ная. Имена и звания – [это способ] проникнуть в мысли Неба. Небо не говорит, оно заставляет людей выражать его мысли. Небо не действует, оно заставляет действовать людей, находя­щихся [в его власти]. Таким образом, имена являются [тем спо­собом, которым] совершенные мудрецы выражали мысли Неба. [А следовательно], их нельзя не [подвергнуть] глубокому рас­смотрению.

Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»)

Сын Неба (тянь цзы)

В китайской культуре Небо рассматривалось как источник императорской власти. До 1912 года правители Китая носили титул «сын Неба» (тянь-цзы 天子). Считалось, что император поддерживает взаимодействие между тремя членами Великой триады — Небом, Землей и людьми, что нашло свое отражение в иероглифе ван 王 — правитель. В качестве верховного жреца только он мог приносить жертвы Небу и Земле. Его жертвоприношения духам земли и зерна обеспечивали процветание всей Поднебесной. Также император являл собой образец сыновней почтительности, принося жертвы в Храме предков.

Жизнь императора как Сына Неба была четко регламентирована. Большую часть времени он проводил в своем дворце, скрытый от глаз подданных. Только приближенные имели право лицезреть императора. Его символом был Дракон с пятью когтями.

Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть фото Что означает понятие небо в конфуцианстве. Смотреть картинку Что означает понятие небо в конфуцианстве. Картинка про Что означает понятие небо в конфуцианстве. Фото Что означает понятие небо в конфуцианствеХрам Урожая — центральное сооружение Храма Неба в Пекине. В день зимнего солнцестояния императоры династий Мин и Цин совершали здесь церемонию жертвоприношения Небу

Небесный мандат на правление (тянь мин)

Только самый достойный мог стать Сыном Неба. В эпоху Чжоу конфуцианцы обосновали идею, что Небо вручило Вэнь-вану (1152-1056 до н.э.) «небесный мандат» (тянь мин 天命) на правление, отобрав его у последних правителей династии Шан-Инь, погрязших в грязных делах и лишившихся милости Неба. Аналогично в свое время Небо отобрало мандат на правление у династии Ся*, передав его иньцам.

* Ся (XXI-XVII вв. до н.э.) — первая династия в истории Китая, историчность которой, однако, не подтверждена археологическими данными. Иногда связывается с археологической культурой раннего бронзового века Эрлитоу (близ Лояна, пров. Хэнань).

Таким образом, личные заслуги основателя династии становились основанием для получения «мандата Неба» на правление. Считалось, что он обладал дэ 德* (благодать, добродетель).

* Дэ 德 (благодать, добродетель) – одна из фундаментальных категорий китайской философии. Первоначально означала магическую силу вождя. В самом общем смысле – «качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи» (А.И.Кобзев).

Если избранник оказывался недостойным, лишенным благой силы, вел неправедный образ жизни, то Небо, как считалось, лишало его власти, посылая сигналы в виде стихийных бедствий – ураганов, неурожаев, нашествий саранчи, войн, эпидемий и т.п., высказывая тем самым свое негативное отношение к правителю. Народ мыслился как «глас Неба», который может свергнуть деспота. Забота о народе ставилась выше заботы о духах.

В древнекитайском трактате «Мэн-цзы», где содержатся высказывания и описания деяний великого конфуцианца, «второго совершенномудрого» Мэн Кэ (372-289 до н.э.), дано развернутое описание того, как должна происходить передача власти:

– Было ли так, что Яо отдал Шуню* Поднебесную?

– Нет, этого никогда не было. Сын Неба не может отдать Поднебесную никому.

– В таком случае кто же дал Поднебесную Шуню, когда он воцарился в ней?

– Значит ли, что Небо громогласно поведало ему, когда давало Поднебесную?

– Нет, Небо не говорит. Оно внушило это ему своими действиями и делами, вот и все.

– Как же оно могло внушить своими действиями и делами?

Мэн-цзы ответил так:

– Сын Неба может представить человека на утверждение Небу, но не может побудить дать тому Поднебесную. …

В прежние времена Яо представил Шуня Небу, и оно приняло его; он показал Шуня народу, и тот тоже принял его.

Вот почему я и говорю, что Небо не говорит, а только указывает своими действиями и делами, вот и все.

– Осмелюсь спросить, как же происходило представление Шуня Небу и оно приняло его, предложение его народу и народ принял его?

– Было велено Шуню совершить обряд жертвоприношения, и все духи насладились жертвами. Значит, Небо приняло его.

Было велено Шуню вершить делами, и все дела были приведены в порядок; все сто семейств, составляющие весь народ, были успокоены этим. Значит, народ принял его.

Небо дало ему Поднебесную, люди дали ему ее. Вот почему я и говорю, что Сын Неба не может дать никому Поднебесную. …

В «Великой клятве» сказано: «Небо видит глазами и слышит ушами моего народа», вот о чем как раз здесь и говорится.

* Яо (2352-2234 до н.э.) и Шунь (2294-2184 до н.э.) — легендарные четвертый и пятый совершенномудрые императоры древности. Конфуций считал их и Юя, основателя династии Ся, «тремя совершенными людьми».

Благодаря такому представлению о Небе возникла и своеобразная идея легитимности власти: если глава мятежников смог покорить столицу и отстранить правителя от престола, это означало, что Небо вручало новому правителю мандат на правление, и новая власть считалась законной. Если же правительственным войскам удавалось подавить сопротивление, мятежников казнили как врагов государства.

Правитель, получающий мандат Неба, есть великое проявление [воли] Неба. Тот, кто служит отцу, должен проникнуть в его мысли, а тот, кто слу­жит государю, должен постичь его стремления. Так же и со слу­жением Небу. Ныне Небо явило себя в великом проявлении. Ес­ли же [все] унаследовать от прошлого и все оставить прежним, то [это означает] не проявить и не восславить [намерений Не­ба]. И это не есть замысел Неба. Поэтому обязательно нужно изменить место пребывания [государя] (столицу. – А.М.), на­звание государства, календарь и цвет [официального] облаче­ния. И это не что иное, как нежелание противиться замыслу Неба и ознаменование самопроявления. Что же до великих ос­нов, человеческих отношений, путей и принципов политического управления, воспитания нравов и письменности, то все должно остаться по-старому. Да и как это менять? Поэтому [пришедший к власти] государь меняет лишь имена в системе управле­ния, но сохраняет сущность Пути. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Чуский Чжун-ван»)

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Та важная особенность китайского менталитета, что отмечена в последнем абзаце (перед цитатой), давно обратила мое пристальное внимание. Эта особенность поразительно контрастирует с Японией, где одна династия правит с 660 года до Р.Х.
Естественно, я не даю этому оценок. Просто констатирую факт, как исключительно значимый для восприятия национальной истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *