Что означает понятие невербальный способ

Значение слова «невербальный»

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

неверба́льный

1. не связанный со словом, речью; не имеющий вербального выражения

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: проинструктировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «невербальный&raquo

Предложения со словом «невербальный&raquo

Понятия, связанные со словом «невербальный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «невербальный&raquo

Таким образом, можно понять, что наш невербальный язык частично наследуется, частично – результат обучения, частично – подражание.

Невербальный сигнал неудовольствия послужил ключевым свидетельством, которое позволило выявить конкретную проблему и тут же найти её решение.

В тех ситуациях, когда вербальный и невербальный способы передачи сообщений не соответствуют друг другу, возникает ощущение дискомфорта, недоверия и разочарования.

Синонимы к слову «невербальный&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Способы невербального общения

Чтобы создать целостный образ о процессе общения, учитываются невербальные (не словесные) способы взаимодействия партнеров. Более половины данных о человеке можно получить просто при наблюдении за его поведением, это значит, что сперва мы видим и слышим человека, только потом у нас формируется представление о нем. Ученые обнаружили и зарегистрировали более тысяч невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабином было установлено, что слова передают только 7% информации, звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука) – 38%, а невербальные средства – 55%.

Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (рис. 1).

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ
Рис. 1. – Виды невербальных средств общения

Невербальные проявления при общении

Появляется интересны вопрос, а можно ли обмануть собственное тело? На самом деле, нельзя, потому что совпадения между жестами будут отсутствовать. К примеру, раскрытые ладони говорят о честности, но, если обманщик раскроет вам свои объятия и улыбнётся, говоря при этом ложь, микросигналы его организма отразят его тайные мысли. Это может проявиться суженными зрачками, поднятой бровью, искривленными уголками рта. Такие сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.

Лицо используют в разы чаще, чем какую-нибудь другую часть тела, чтобы скрыть ложные высказывания. Человек улыбается, кивает головой, подмигивает, чтобы скрыть неправду, но, к несчастью для обманщика, тело использует знаки, которые говорят истинную правду, и наблюдательный человек быстро заметит несоответствие между сигналами, которые считает с лица и тела, и словами. Поэтому изучение выражения лица можно назвать искусством.

На невербальных средствах общения оставляют след конкретные социально-культурные условия, поэтому не существует общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны необходимо изучать так же, как и вербальный.

Например, во Франции жест «О’Кей» значит «ноль» или «ничего», в Японии им обозначают «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна его используют для обозначения гомосексуальности мужчины.

В Америке, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец используют в трёх значениях. Обычно его используют при «голосовании» на дороге. Во втором случае его используют как «всё в порядке», но если большой палец резко выбросить вверх, это будет расцениваться как оскорбительный знак, который значит нецензурное ругательство. Некоторые страны, например, Греция, этот жест используют в значении «заткнись», поэтому можете представить себе, как будет выглядеть русский турист, который пытается поймать попутную машину на греческой дороге.

Наиболее распространённые жесты

Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры.

Рукопожатия

С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.

Закладывание рук за спину

Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности человека в себе и, кроме того, чувства превосходства над другими. Жест, когда руки закладывают за спину и захватывают запястья, означает, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

Жесты «лжи»

Быстрый темп некоторых жестов и их порядок зависят от возраста человека. Например, когда пятилетний ребёнок говорит неправду своим родителям, то сразу после этого он закроет руками рот. Если неправду скажет подросток, то рука прикрывает рот примерно так же, как и у пятилетнего ребенка, но только пальцами он будет слегка обводить линию губ. Когда лжет взрослый человек, мозгом ему посылается импульс прикрыть рот, чтобы задержать слова обмана, как это делают дети, но в последний момент человек убирает руку ото рта и прикасается к носу, потирает века, уши, оттягивает воротник.

Почёсывание шеи

Почёсывание шеи означает сомнение и неуверенность человека, который говорит: «Я не уверен, что я с вами соглашусь».

Скрещивание на груди рук

Руки в замке на груди показывают стремление спрятаться от неблагоприятной ситуации. Скрещивание рук – это универсальный жест, который практически во всех ситуациях означает оборонное или негативное состояние человека.

Наиболее эффективным способом заставить человека разомкнуть руки является предложение взять любой предмет, при взятии которого человек протянет руки вперед. Так он примет более открытое положение, и его состояние может измениться.

Но в ситуации, когда человек не только скрещивает руки на груди, но сжимает пальцы в кулак, это знак его враждебности и наступательной позиции. А если кисти скрещенных рук находятся на плечевой части руки, то это сигнализирует о том, что человек сдерживает негативные ощущения.

Скрещивание ног

Закидывание ноги на ногу может обозначать взволнованное состояние, сдержанную или защитную позицию. Когда кладут ногу на ногу с образованием угла, это показывает, что наблюдается соперничество и противоречие. Эта поза популярна у мужчин, которые имеют бойцовский характер. Человек, имеющий быструю реакцию, очень трудно изменяющий свою точку зрения в споре, чаще сидит, положив ногу на ногу и обхватывая ногу руками. Это значит, что перед вами твердый, упрямый человек, который требует к себе особый подход для нахождения общего языка.

Курение

Курение сигареты – это способ, с помощью которого подавляется внутреннее напряжение, которое позволяет тянуть время перед принятием решения. При этом, люди постукивают, помахивают сигаретой, что указывает на то, что человек испытывает напряжение. Если человек часто сбрасывает пепел с конца сигареты, то у него имеется высокое внутреннее напряжение и, возможно, его нужно успокоить. Когда курильщик зажигает сигарету, но сразу же гасит её, ещё не докурив до своей обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.

Таким образом, кратко проанализированные особенности невербальной коммуникации говорят о том, что они занимают важное значение в процессе общения. Вместе с вербальной системой коммуникации с помощью них происходит обмен информацией, которая нужна людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.

Основные выводы

Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми, главная цель которого представлена выработкой общего смысла, общей точки зрения и согласия в различных ситуациях или проблемах.

Коммуникативные барьеры являются психологическими препятствиями на пути правильной передачи информации от одного партнера по общению к другому. Коммуникативные барьеры бывают трёх типов: понимания, социально-культурного различия и отношения.

Вербальной коммуникации свойственно использовать в качестве знаковой системы человеческую речь, которая является самым универсальным средством коммуникации. С помощью речи кодируется и декодируется информация. Незаменимый инструмент этого процесса – обратная связь, которая представлена сообщениями, посылающимися человеком в ответ на сообщения другого.

Обратная связь бывает:

Психологической сущностью процесса обратной связи является необходимость людей выработать общую знаковую систему и одинаковое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.

Совокупность определенных мер, которые направлены на повышение эффективности речевого воздействия, называется убеждающей коммуникацией.

Речевая деятельность является деятельностью общения между людьми с помощью языка и речи. По степени направленности выделяется внешняя и внутренняя речь. Внутренняя речь происходит беззвучно, как скрытое мышление в словесной форме, мышление про себя и для себя. Внешняя устная речь делится на монологическую и диалогическую.

Невербальным общением называется такой вид общения, при котором используются пара-лингвистические средства передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные.

Источник

Общение — невербальные средства

Важными средствами коммуникации людей являются невербальные средства общения, которые помогают передать информацию, не прибегая к речи. Речь не является единственным способом информирования в обществе.

Понятие невербального общения

Невербальное общение — это коммуникация при помощи жестов, взгляда, тактильного контакта. По-другому такой вид общения называют «язык тела». Не произнося ни слова, человек может транслировать массу информации окружающим мимикой, положением тела, движением глаз.

Истоки невербальных способов общения

Если понаблюдать за животным миром, то в этой среде общение с помощью поз, движений тела определяющее. Человек это результат многовековой эволюции из животной сущности. Современный невербальный язык, как средство коммуникации, появился вместе с человека разумным, задолго до первого словаря.

Какой именно арсенал жестов имели наши предки, сказать сложно, ведь в культуре каждой нации имеются свои особенности общения.

Японцы, корейцы, китайцы и другие представители азиатского этноса при встрече и знакомстве выражают своё уважение поклоном, в то время как европейцы обмениваются рукопожатием.

Существует много сугубо национальных жестов в той или иной стране. Формирование невербального запаса происходит из поколения в поколение. Набор жестов обусловлен климатическими, историческими, физическими особенностями народности.

Функции невербального общения

У людей с нарушениями слуха и произношения слов язык жестов является единственным способом коммуникации.

Для обычного человека умение эффективно посылать и принимать невербальные сигналы — очень полезный навык, например;

Сигнальная функция. С помощью жестов можно предупредить об опасности, попросить о помощи, указать на человека или предмет.

Средства невербального общения

Мимика

Каждый имеет уникальные мимические привычки, но есть и рефлекторные, такие как:

Прикосновения.

Физический контакт, по нормам приличия, допустим только в ближнем круге. Одним из способов телесной коммуникации являются объятия, они бывают:

Жесты.

Жестикуляция собеседника способная много рассказать, как о его характере, так и внутреннем состоянии в данный момент, например:

Тело может излучать много невербальных посланий. Умение считывать невербальные знаки – полезный навык в искусстве общения.

Виды невербального общения

Невербалика подразделяется на осознанную и бессознательную.

Осознанное невербальное общение используется:

Бессознательные невербальные послания.

Каждый человек, неосознанно, сообщает о себе массу информации окружающим. Люди интуитивно считывают друг друга и спустя 30 секунд общение составляют первое впечатление о собеседнике.

70% информации человек получает из невербальных источников.

О перцептивной стороне общения можно почитать в следующей статье.

Источник

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

Что означает понятие невербальный способ. Смотреть фото Что означает понятие невербальный способ. Смотреть картинку Что означает понятие невербальный способ. Картинка про Что означает понятие невербальный способ. Фото Что означает понятие невербальный способ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Данная работа посвящена анализу невербального общения.

В последние десятки лет в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения повысился, т.к. этот компонент социального поведения человека играет в жизни людей очень важную роль.

Эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятна речь собеседнику, но и умением правильно понять визуальную информацию, т.е. взгляд партнёра, мимику и жесты, позы, телодвижения, дистанцию, темп и тембр речи.

Актуальность исследования системы неречевых форм в современных условиях определяется возрастающей потребностью людей в применении невербальных компонентов в новых прикладных сферах, таких как юриспруденция, реклама, телевидение и др., а также желанием сохранить традиции и обычаи, которые выступают источником неречевых форм, являясь объектом культурной памяти народа, и влияют на современные коммуникации.

Объектом исследования являются невербальные средства общения.

Цель данной работы – выявить особенности невербальных средств общения.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

1) ознакомиться с основами невербального общения;

2) рассмотреть особенности невербального общения;

3) изучить функции невербального общения.

В ходе написания данной работы был произведен анализ:

— специальной учебной литературы;

— ресурсов сети Интернета.

1 Невербальные средства общения

Невербальное общение – это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, получаемые от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными.

Некоторые ученые, упоминая о неречевых формах общения, используют термин «невербальные средства», другие же говорят о «паралингвистических средствах». Особенно это проявляется в отечественной науке.

Существуют различные классификации невербальных средств общения.

Кинесические средства зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые в общении выполняют выразительно-регулятивную функцию. Они являются наиболее значимыми. К ним относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эту группу называют визуальной.

Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.

Взгляд, или визуальный контакт тесно связан с мимикой и составляет важную часть общения. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Визуальный контакт при этом свидетельствует о расположении к общению.

Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются. 8

Поза является элементарной единицей пространственного поведения человека. Это положение тела человека, типичное для данной культуры. Человек может принять около тысячи различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц.

Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу.

Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают. 9

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

— коммуникативные – жесты приветствия, прощания, запретов, привлечения внимания, отрицательные, утвердительные, вопросительные и т.д.;

— описательные – жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания;

— модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.). 10

Походка – стиль передвижения человека. По походке легко узнать эмоциональное состояние человека. Так, самая тяжелая походка при гневе, а легкая – при радости, угнетенная походка – при страданиях.

Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д.

Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания.

Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе.

Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие. Т.е. скорость речи также является важной характеристикой чувств.

Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства.

Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам.

Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции. Выделяют четыре зоны:

— интимная (до 50 см) – общение близких людей;

— персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

— социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;

— публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями. 11

У разных народов пространственные зоны различны.

Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

2 Особенности невербального общения

В отличие от вербальных невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю. Т.е. невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить еще такую особенность, как намеренность и ненамеренность. Язык может лгать, тело нет. Так, З.Фрейд придавал большое значение невербальному языку своих пациентов.

Знак – элемент внешности, поведения, движений индивида, несущий в себе информацию, которую другой индивид воспринимает независимо от воли и намерений первого. Если отправитель использует его осознанно с целью передавать какую-то определенную информацию получателю, то знак становится сигналом.

Различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Знак, не осознаваемый отправителем, (случайный взгляд) может быть воспринят как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. А специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетания осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, т.к. каждый из них может занимать определенную позицию.

3 Функции невербального общения

Невербальные средства общения позволяют людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать своё поведение, глубже понимать друг друга и строить свои отношения, быстрее воспринимать социальные нормы и корректировать свои действия.

Это общее назначение невербального общения, которое может быть выражено более подробно в ряде его информационных функций.

С помощью невербального общения можно передать информацию о признаках расовой (национальной), социальной и социально-демографической принадлежности человека; о его физическом и психологическом состоянии; об эмоциональном отношении человека к кому-то или к какой-то ситуации; о возможных вариантах поведения и способах действий человека в тех или иных ситуациях; о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.; о психологическом климате в группе.

Особенно важная функция невербального общения заключается в обмене информацией о личностных и индивидуальных свойствах между субъектами общения, таких, как их отношение к людям, самооценка, энергичность, склонность к доминантности, общительность, темперамент, скромность, невротичность и т.д. 13

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, регулировать течение процесса общения, отражать истолкование ситуации.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.

Таким образом, помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.

Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.

Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 368 с.

Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.

Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – 600 с.

Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

1 Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

2 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

3 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

4 Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – С. 8.

5 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – С. 92.

7 Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – С. 159.

8 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 133-134.

9 Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 155.

10 Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 176.

11 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 145.

12 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 124.

13 Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 124-125.

14 Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *