Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией

Компетенция парламентов

В соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти.
В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая.
В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида.
В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма.
В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным.
Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы.
Относительно ограниченная компетенция парламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований.
В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов.
По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды:
1. Законодательная компетенция — это совокупность полномочий по принятию законов — главная компетенция парламентов.
Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.
Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация.
Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном — проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки.
Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании).
Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении.
2. Финансовая компетенция — это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги:
— утверждение государственного бюджета (Великобритания, США);
— принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция);
— установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.);
— создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др.
3. Ратификация и денонсация международных договоров.
Ратификация — это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме.
Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов.
5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах:
— выборы Президента (Греция, Чехия);
— формирование правительства (Италия, Германия, КНР);
— формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др.
Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре:
— по собственному усмотрению;
— по представлению других органов или должностных лиц;
— формирование органа целиком без определения его руководителя;
— формирование органа с назначением его руководителя;
— избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей;
— формирование части органа;
— участие в составе более широких коллегий, формирующих орган;
— дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица.
6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны.
Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий).
В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля:
— вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет);
— дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения;
— интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента;
— постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием);
— доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;
— парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах;
— парламентские расследования, которые проводят специальные комиссии, созданные парламентом;
— деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте;
— созыв специальных заседаний парламента для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (например, при введении чрезвычайного положения);
— импичмент — как правило, это выдвигаемое нижней палатой обвинение президента согласно установленной процедуры, которая может завершиться устранением от власти главы государства;
— контроль за делегированным законодательством.
7. Полномочия в области обороны и безопасности:
— право объявления войны и заключения мира;
— объявление военного положения, полной или частичной мобилизации (Конституции Италии, Германии, США Франции, Швейцарии).
8. Судебные полномочия не типичны для парламентов, но встречаются. Например, палата лордов Великобритании сама является высшей судебной инстанцией. Следственными полномочиями наделены все комитеты парламента США.
Право парламента возбуждать обвинение перед судебными органами против высших должностных лиц.
В некоторых странах парламенты могут создавать специальные судебные органы из своего состава.
9. Право принимать иные нормативные акты помимо законов.
10. Право делегировать полномочия.

Источник

Текст книги «Конституционное право зарубежных стран»

Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией. Смотреть фото Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией. Смотреть картинку Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией. Картинка про Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией. Фото Что означает понятие парламент с неограниченной компетенцией

Автор книги: Ирина Гоптарева

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 8 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Смешанные системы применяются в большинстве постсоциалистических стран. Кроме того, в Италии в результате реформы избирательной системы, также введена смешанная система: 3/4 состава обеих палат парламента с 1993 года избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а 1/4 часть – по пропорциональной системе, но с 4– процентным заградительным пунктом.

Референдум являются институтом прямой демократии в либеральнодемократических странах. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу решению рассматриваемого вопроса, а не мандату какого-либо лица.

Современные формы референдума представлены народной инициативой и народным законодательством. Народная инициатива – это право народа или отдельных групп населения выдвигать на обсуждение любые вопросы с целью реализаций своих общественных интересов. Хотя полномочия назначать общенациональный референдум принадлежит обычно главе государства или парламенту.

Народное законодательство означает принятие или отклонение законов народом, а также законодательную инициативу с целью принятия или отклонения закона. Референдум включает в себя и всенародный опрос, который проводится высшими государственными органами. В этом случае результат голосования не имеет обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. Например, в Швеции такой институт называется консультативным референдумом.

10.4.1 Предмет референдума определяет и характер референдума.

Факультативный референдум – это такой референдум, который можно проводить, а можно и не проводить, в зависимости от усмотрения органа компетентного назначать референдум. Если конституция не устанавливает ограничения в отношении вопросов, выносимых на референдум, то его предметом может стать практически любой вопрос государственного или публичного управления. Однако конституции ряда стран содержат такого рода ограничения. Так, согласно ч.2 ст. 75 итальянской Конституции на референдум не выносятся законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров.

Конституция Дании 1953 года в ч. 6 § 42 содержит довольно широкий перечень вопросов, которые не могут быть предметом референдума (в первую очередь это все финансово-бюджетные проблемы, предоставления гражданства, статус монарха и т.д.)

А вот швейцарская Конституции 1999 года, напротив, предусматривает согласие избирателей для установления и производства определенных публичных расходов, а также – в отношении ратификации международных договоров.

Факультативные референдумы в Швейцарии могут проводиться даже по международным договорам, если этого потребуют 50 тыс. избирателей или жители восьми кантонов.

Обязательный референдум имеет место в случаях, когда другим образом вопрос решиться не может или когда трудноразрешимая проблема затрагивает интересы большинства нации. Так, во Франции традиция плебисцитов берет начало со времен Наполеона. Особенно подробно положение о референдуме представлено в Конституции 1958 г. На национальном уровне референдум предусмотрен трижды:

Во-первых, ст. 89 основного закона разрешает проводить конституционный референдум для ратификации поправок, если авторами поправок будут парламентарии; если же инициатива внесения поправок исходит от правительства, то способ ратификации поправок определяет президент (это может быть и референдум, и иной способ).

Во-вторых, ст. 11 дает возможность избирателям принимать решения в отношении следующих важных государственных дел: а) организация государственных властей; б) ратификация таких международных договоров, которые, не противореча конституции, отразились бы на функционировании государственных институтов. Конституционная реформа 1995 года изменила некоторые положения ст. 11. Был расширен предмет референдума: включены вопросы о реформах экономической и социальной политики, что привело к изъятию из компетенции парламента (ст. 34) акты, принимавшиеся им в порядке простого законодательства. Еще в 1984 году по предложению Миттерана был расширен круг вопросов, выносимых президентом на референдум. Оппозиция увидела в этом посягательства на права и свободы граждан, например, права граждан на забастовку в государственных учреждениях. Еще одним новшеством в конституции стало предоставление для парламентариев возможности предварительно обсуждать любой проект закона, передаваемый на референдум, но окончательное решение было оставлено за правительством. Это означает, что парламентарии могут обсуждать проект, но не голосовать по нему.

Третий вид референдума (ст.53) – голосование по территориальным проблемам. На основании этой статьи во Франции после второй мировой войны было проведено несколько референдумов: в 1962 году по поводу предоставления автономии Алжиру; в 1974 году о статусе Коморских островов и др.

В Италии Конституцией предусмотрено 4 типа референдума:

– о полной или частичной отмене законов (ст. 75 устанавливает институт «народного вето» в отношении уже действующего закона; однако этот тип референдума не распространяется на законы о налогах, бюджете, амнистии, о полномочиях на ратификацию международных договоров);

– об отношениях к законам, вносящих изменения в конституцию;

– об изменении территориальной принадлежности провинций и коммун (ст. 132-133);

– о законах в области самоуправления (ст. 123). В первых двух случаях референдумы назначаются, если этого требуют 0,5 млн. избирателей.

Но, несмотря на значительное число голосований на национальном уровне, проведение референдумов в Италии ограничено разного рода мерами. Например, нельзя проводить референдум в форме народного вето в тот год, когда истекает срок полномочий одной из палат парламента и в течение шести месяцев после созыва избирательных комитетов для проведения выборов в парламент и т.д.

Тем не менее, политическая жизнь Италии характеризуется высоким уровнем народных инициатив. Именно таким образом была отменена монархия в 1946 году; отменены законы о запрете на развод (1974), о запрете на аборт (1983). В 1978 вынесенный на референдум вопрос о государственном финансировании политических партий показал антипартийную направленность большей части населения.

1. Избирательные системы есть одно из важнейших демократических средств формирования властных структур.

2. Выделяются два вида основных избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, которые внутри себя образуют множество подсистем.

3. Мажоритарная и пропорциональная системы имеют свои преимущества и недостатки. Их применение должно определяться социально-политической ситуацией в государстве, видом выборов, историческими традициями конкретной страны.

4. Смешанная избирательная система преимущественно стала складываться после второй мировой войны, вследствие несовершенства мажоритарной и пропорциональной систем; она позволяет в сложных условиях находить политико-правовой компромисс.

5. В ХХ веке значительно расширилась сфера применения референдума при решении важных вопросов как общенационального так и местного значения.

6. Процедура референдума используется для принятия конституций, поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В Швейцарии и США референдум широко применяется для решения местных вопросов.

Работа над ключевыми понятиями темы:

Мажоритарная система относительного большинства

Мажоритарная система абсолютного большинства

Мажоритарная система квалифицированного большинства

Система пропорционального представительства политических партий

Референдум: обязательный, факультативный, консультативный

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Где применяется мажоритарная система абсолютного большинства и где – относительного большинства?

2. Каковы преимущества и недостатки мажоритарной системы?

3. Назовите наиболее известные типы мажоритарной системы?

4. В чем заключается отличие мажоритарной системы от системы пропорционального представительства политических партий?

5. Что собой представляет заградительный пункт? При какой избирательной системе он применяется?

6. Охарактеризуйте современные формы референдума.

7. Назовите четыре типа референдума, установленных Конституцией Италии 1947 года.

11 Законодательная власть: Парламент

11.1 Общая характеристика парламента.

Рождения института парламента связывают с Англией (ХIII век), где власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов и прелатов. Постепенно такого рода собрания стали возникать во многих странах Европы. Со временем они эволюционировали в представительные органы и получили общее название «парламент».

В основе формирования современного парламента лежат две противоположные концепции: с одной стороны, Дж. Локка и Ш. Монтескье, авторов идеи разделения властей, ограничивающих роль парламента исключительно законодательной функцией, с другой, – Ж-Ж. Руссо, обосновавшего единство верхней власти и право законодательной власти в процессе осуществления контроля над исполнительной.

Юридическая природа современного парламента выражена двумя важными характеристиками: представительство и законодательство. Представительный характер означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа. Поэтому на первый взгляд кажется, что социальная функция парламента заключается в представлении интересов нации. Однако, по сути, это не совсем так, т.к. избранное народом лицо свободно в своих решениях, в принципе никому не подчиняется, правда, в рамках Конституции, которую сам же может изменить.

На практике смысл функций парламента оказывается более сложным, чем в теории27 27
См. подробнее: Маклаков, В.В. Парламенты стран – членов Европейского союза. – М.: ИНИОН РАН, 1994. – С. 78-79.

11.1.1 Конституционные компетенции парламента. Совокупность полномочий и функций парламента составляют его компетенции. Различают три вида конституционной компетенции парламента:

11.1.1.1 Неограниченная компетенция означает, что парламент наделен обширными полномочиями. Такой неограниченной компетенцией наделен парламент Великобритании, про который острословы говорят: «британский парламент может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот». Неограниченная компетенция в данном случае означает: – верховенство законодательства, т.е. никто не должен обладать правом принятия законы, кроме парламента; а парламентские законы по своей юридической силе выше, чем любые нормативно-правовые акты органов власти; – право утверждать бюджет и устанавливать налоги; – коллективную ответственность правительства перед парламентом; – право утверждать судей; – отсутствие других конкурирующих властей такого уровня как парламент28 28
Бромхед, П. Эволюция британской конституции. – М.: Юридическая литература, 1978. – С.199.

Японский парламент также наделен неограниченной компетенцией, но уже по другой причине, чем британский парламент: в Конституции Японии 1946 года нет статьи, содержащей перечень полномочий парламента, из чего и вытекает неограниченность его компетенций по предмету.

11.1.1.2 Абсолютно ограниченная компетенция парламента предполагает точный перечень вопросов, по которым только парламент может принимать законы и другие решения. Например, французский парламент имеет абсолютно ограниченную компетенцию, которая определяется тем, что неназванные в перечне вопросы, являются предметом регламентарной власти, в основном власти правительства. Однако в Конституции имеется заключительная часть статьи 34, определяющей круг законодательного регулирования. В этот круг входят следующие вопросы: а) гражданские права и основные гарантии; б) выборы в парламент и представительные органы местной власти; в) установление основных принципов законов, которые в дальнейшем должны конкретизироваться другими ветвями власти. Эта статья может быть дополнена органическими законами, в принципе расширяющими полномочия парламента.

Но если парламент примет закон по вопросу, не предусмотренному ст. 34, то согласно ч. 2 ст. 37 такой закон может быть изменен декретом правительства, подписанным президентом. Абсолютно ограниченная компетенция встречается почти во всех странах – бывших колониях Франции.

К слову сказать, французские конституциологи (в частности, Филипп Ардан) считают, что подобное разграничение компетенций практического значения не имеет, т.к. правительство опирается на парламентское большинство, а данное ограничение (ст. 34) заставляет правительство находить адекватные методы эффективной деятельности. Вообще же только Парламент во Франции имеет право принимать три основных вида законов: а) конституционные, б) органические, в) обычные29 29
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. Под ред. Б.А.Страшуна. – М.: Бек, 1997. – С. 124-125.

11.1.1.2 Относительно ограниченная компетенция парламента характерна для всех федеративных и децентрализованных унитарных государств. Поскольку в этих странах компетенция центральной власти ограничена правами субъектов федерации, то, конечно, парламент может действовать только в этих рамках. Например, поправка Х к Конституции США устанавливает, что полномочия, не делегированные Конституцией штатам и не возбраняемые для осуществления штатами, сохраняются для штатов. Таким образом, Конгресс США может осуществлять только такие полномочия, которые Конституция прямо отнесла к его ведению, или которые она запретила для штатов (разд. 8, 10 ст. 1).

11.2 Основные компетенции парламента.

11.2.1 Законодательная компетенция – это совокупность полномочий по принятию законов. Реализация этой компетенции занимает большую часть времени работы парламента. Здесь речь идет только о принятии законов, а не об издании. Принять закон конституционного характера может только парламент, а издавать законы могут и внепарламентские органы, в т.ч. и главы государства. В странах парламентской монархии (прежде всего это Англия, ее бывшие колонии и настоящие доминионы) глава государства – монарх – считается составной частью парламента. Так, британский парламент состоит из королевы, палаты лордов и палаты общин.

11.2.2 Делегированное законодательство. Французскими конституционалистами еще в начале ХХ века были выявлены два аспекта законов – формальный и материальный. Первый означает, что любое определение, исходящее от представительного органа, который в данной стране рассматривается как выразитель воли нации, будет законом. Материальный аспект означает, что всякий акт, который по существу своему является законом, таковым и будет, независимо от того государственного органа, который его создал. Это теоретическое расщепление понятия закона лежит в основе такой функции парламента, как делегированное законодательство.

Это означает, что законотворчество может осуществлять и исполнительная власть. Нет в мире стран, в которых не издавались бы правительственные акты – ордонансы. Ордонансы имеют юридическую силу законов в материальном, а не в формальном смысле, поэтому, как правило, они могут иметь и другое название, хотя, по сути, они являются тем же законом, что и закон, принимаемый парламентом. Это во Франции и Италии. В других же странах, например, в Германии – правительство или министр могут издавать правительственные постановления, которые носят подзаконный характер, т.е. не представляют собой законов даже в материальном смысле. Стало быть, в ФРГ правительство может издавать правовые акты только на основании уже имеющего закона.

Пример подробного регулирования делегированного законодательства дает Конституция Испании 1978 года. Согласно ст. 82 Генеральные кортесы могут делегировать правительству право издавать нормы по вопросам, которые не могут быть предметом органических законов. Законодательная делегация (от лат. delegare – уполномочивать) должна быть представлена в виде базового закона, а также по конкретному вопросу и с установлением срока ее осуществления. Это значит, что не может быть делегации абстрактной и переданной на неограниченное время. Она исчерпывается, когда правительство издает ордонанс, акт и т. д.

11.2.3 Финансовая компетенция. Это полномочие парламента утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги.

Надо отметить, что эта компетенция особая. Во-первых, она исторически появилась раньше законодательной. Например, в Англии парламент приобрел право устанавливать налоги XIII веке, а принимать законы в XIV веке. Во-вторых, законы, относящиеся к сфере бюджетной политики, принимаются по специальной процедуре, отличной от процедуры принятия обычных законов.

Государственный бюджет – роспись государственных доходов и расходов – принимается парламентом ежегодно. В нем указывается смета всех финансовых потребностей и всех доходов, необходимых для покрытия этих потребностей.

В некоторых странах бюджет имеет форму закона (Франция, Италия) и рассчитан на 1 год; в других – это финансовая программа, реализуемая через систему отдельных законов об ассигнованиях и государственных доходах (США, Великобритания, Япония). При этом финансовый год не обязательно должен совпадать с календарным.

Финансовая компетенция парламента, как правило, закреплена конституционными законами. Например, ст. 105 Основного закона ФРГ устанавливает, что федерация имеет исключительную законодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям. Раздел 7 ст.1 Конституции гласит, что все законопроекты о поступлениях доходов исходят от Палаты представителей.

11.2.4.1 Налоговая компетенция – это еще одна важная компетенция парламента. Конституции многих стран устанавливают, что сборы налогов, определение налоговых льгот входят исключительно в компетенцию парламента. В федеративных государствах конституции подробно регулируют законодательную налоговую политику, разграничивая полномочия между центром и регионами. Ст. 106 Основного закона ФРГ содержит подробный перечень полномочий в области налоговой политики законодательных органов на федеральном и на местном уровне. Кроме того, ст. 108 закрепляет за федеральной законодательной властью налоги на потребление, налоги на импорт и налоги, собираемые в рамках Европейского сообщества.

Вместе с тем, довольно часто законы, регулирующие налоговую систему, управомочивают нижестоящие органы публичной власти устанавливать определенные налоги и сборы согласно этим законам. Нередко Конституции закрепляют за парламентом функцию устанавливать основные налоги и указывать органы, в ведении которых находятся остальные налоги. Ст. 108 Основного закона ФРГ закрепляет за финансовыми органами земель ведение «прочих налогов».

11.2.4.1.2 Принятие решения о денежной эмиссии (выпуск в обращение денег и ценных бумаг) также может относиться к компетенции парламента, но не обязательно, например, Конституция Турции 1982 года это предусматривает, во многих других государствах этот вопрос регулируется не Конституцией, а текущим законодательством.

11.2.5 Судебные полномочия. Как правило, для современных парламентов подобная компетенция не типична. Однако парламенты многих стран выполняют отдельные судебные полномочия. Во-первых, это следственные комиссии, за редким исключением, речь идет о тех следственных комиссиях, которые создаются палатами парламента – для расследования «громких дел» (ст. 82 Итальянской конституции).

Конгресс США наделен широкими следственными полномочиями. Неявка на заседания следственного комитета Конгресса может повлечь уголовную ответственность, также как и неявка в суд.

Многим парламентам предоставляется право возбуждать перед судебными органами обвинение против высших должностных лиц. Например, Народное собрание Болгарии может выдвинуть обвинение против президента или вице-президента в государственной измене или нарушении Конституции, после чего дело рассматривается Конституционным судом.

В странах, где конституционно предусмотрена процедура импичмента (парламентское преследование), нижняя палата предъявляет обвинение, а верхняя – судит, причем наказанием может быть только отзыв (смещение) высшего должностного лица со своего поста, после чего возможно обычное судебное преследование. Процедура импичмента применяется только в отношении тех должностных лиц, которые пользуются определенным иммунитетом от обычного судебного преследования. Это обычная процедура для США, хотя пользуются ею редко. Она пришла из Англии, где последние 200 лет она вообще не применялась.

В Англии Палата лордов сама является высшей судебной инстанцией и выступает как Апелляционный суд, а иногда и как суд первой инстанции по делам пэров. Она рассматривает апелляции на решения по гражданским делам всех судов, а по уголовным – Англии, Уэльса, Северной Ирландии. Решения ее окончательны. Ее председатель – лорд-канцлер – считается главой всей судебной системы Великобритании. С 1844 года Палата лордов в полном составе не собирается, судебные дела рассматривает комитет палаты по апелляциям в составе лорд-канцлера, 11 ординарных лордов и 10 пожизненных пэров.

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии.

11.2.6 Формирование государственных органов и учреждений чаще всего является компетенцией парламента. Однако круг государственных органов, в наделении полномочиями которых участвует парламент, весьма различен. Также различны формы и способы этого участия:

– парламент может избирать или назначать только часть органа. Это относится в основном к способам формирования Конституционных судов (в Румынии, Франции и т.д.);

– парламент может дать свое согласие на формирование органа или назначение должностных лиц (по испанской Конституции председатель правительства назначается Королем только в том случае, если получит согласие абсолютного большинства парламента);

– парламент может формировать орган с избранием или назначением его руководителя (по Конституции Сербии 1990 года Народная скупщина избирает и смещает Председателя, его заместителей и министров Правительства).

Кроме того, в парламентских республиках глава государства – президент – избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента. Например, в Греции парламент избирает президента, а в Индии президент и вице-президент избираются специальной коллегией, в которую входят избранные члены обеих палат парламента, а также избранные члены законодательных собраний штатов.

Парламенты участвуют в выборах главы государства даже в президентских республиках, о чем свидетельствуют ХХII и XX поправки Конституции США: если кандидат в президенты не получил абсолютного большинства выборщиков, президента избирает Палата представителей из трех кандидатов с наибольшим числом полученных голосов, а если неизбранным оказался вице-президент, то его избирает Сенат из двух кандидатов с наибольшим числом голосов.

Однако чаще всего парламент занят формированием правительства, а не выборами президента. В первую очередь это касается парламентских и смешанных республик, а также монархий. Например, в ФРГ Бундестаг избирает федерального канцлера (а первое предложение о кандидатуре канцлера вносит федеральный президент, учитывая расстановку партийных сил в парламенте) – ст. 63 основного закона ФРГ.

По Конституции Японии парламент выдвигает премьер-министра, которого затем назначает микадо, а премьер-министр назначает министров с подтверждением микадо.

Эта компетенция парламента имеет место даже в президентских республиках: например, в США президент назначает членов своего кабинета с согласия Сената (разд. 2 ст. 2 Конституции США).

В Италии и во Франции, хотя президенты и формируют правительство, тем не менее, его новый состав должен получит одобрение парламента (в Италии – обеих палат, во Франции – нижней палаты).

Нередко парламенты участвуют в формировании судебной власти: в США президент назначает судей Верховного совета по совету и с согласия Сената (разд. 2 ст. 2); во Франции парламент из своего состава избирает Высокий суд правосудия (судебный орган для рассмотрения дел о государственной измене президента) и большую часть Суда правосудия республики (он рассматривает дела о должностных преступлениях членов правительства); в ФРГ парламент избирает судей Федерального конституционного суда.

Кроме рассмотренных компетенций парламента сюда относятся также и такие компетенции как:

– ратификация и денонсация международных договоров;

– контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц;

– полномочия в области обороны и безопасности.

11.3 Парламентские процедуры.

Следует обратить внимание на две основные парламентские процедуры: контрольные процедуры и парламентские расследования.

11.3.1 Контрольные парламентские процедуры . Прежде всего, к ним относятся запросы и вопросы парламентариев. Под ними понимают обращения либо отдельной палаты, либо группы парламентариев, либо отдельных его членов к правительству, отдельным его членам или отдельным государственным органам.

Запрос – подробно составленное обращение по какой-либо крупной политической проблеме (например, о доверии правительству), поэтому запрос обязательно включается в повестку дня заседания палаты. В этом случае запрос называется интерпелляцией, которая должна содержать в себе аргументированное обоснование по поводу недоверия. Запрос всегда оформляется письменно.

Вопрос может быть и/или устным и/или письменным. По форме он должен быть обычным, без предъявления обвинения. Регламент парламента в Великобритании, например, устанавливает открытие каждого заседания с «часа вопросов» депутатов членам правительства. По вторникам и четвергам на вопросы отвечает премьер-министр (в палате общин на это «час» отводится строго 55 минут, а в палате лордов – 20 минут).

Во Франции же, хотя регламент парламента и предусматривает интерпелляцию, к ней почти не прибегают, а заменяют ее резолюцией порицания.

На письменные вопросы ответы дают министры. Устные вопросы задаются парламентариями с места, отвечать на них может любое должностное лицо рангом ниже министра (например, государственный секретарь в Великобритании).

Регламент парламента также жестко фиксирует количество дней, отводимых на ответы.

11.3.2 Парламентские расследования . За парламентом закреплено право расследования, которое называется анкетным правом (от фр. «анкет»– расследование). С этой целью могут создаваться специальные следственные комитеты. Такой комитет собирает необходимые доказательства. При этом суды и административные власти обязаны оказывать правовую и ведомственную помощь; постановления комитетов не подлежат рассмотрению в суде. В основном здесь рассматриваются вопросы, связанные со злоупотреблением властью.

Подобная расследовательская деятельность широко практикуется в США. Комитеты и подкомитеты конгресса наделены серьезными полномочиями в области контроля за министерствами, департаментами и другими ведомственными учреждениями.

11.4 Современная роль парламента в жизни общества. В качестве подведения итогов о роли парламента в общественной жизни можно определить следующие положения:

– парламент обеспечивают правовую основу социального поведения людей во всех сферах жизнедеятельности;

– парламент является единственным институтом власти, в формировании которого участвует большинство нации;

– парламент во второй половине ХХ века начинает приобретать новые функции, отражая усложнения общественной жизни (увеличиваются объекты правового регулирования, растет число общественных объединений, организаций, движений, стремящихся так или иначе участвовать в представительной власти и т.п.);

– парламент конца ХХ века все больше испытывает потребность в профессионалах – высококвалифицированных юристах, экономистов, политологов и социологов;

– европейская интеграция и формирование Европейского парламента, а также расширение в целом внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности парламента говорит о том, многие парламенты начинают приобретать черты международного характера, что в какой-то степени раздвигает внутренние рамки деятельности парламента30 30
Котелевская, И.В. Современный парламент // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 11-13.

1. Функции парламента в ХХ веке значительно расширились и усложнились, что привело к превращению его в главный социально-политический орган государства.

2. Компетенция парламента включает в себя следующие укрупненные полномочия: а) законодательные; б) представительные; в) контрольные; г) учредительные. Однако их содержание, объем и соотношение между собой неодинаковы в различных странах и по большей части подвержены изменчивости, что определяется состоянием конституционных институтов того или иного общества.

3. Начиная с середины ХХ века и до сегодняшнего дня, парламенты всего мира испытывают сильнейшее влияние межпарламентских союзов и объединений, что в принципе способствует изменению природы парламента: многие парламенты (например, Конгресс США, европейские парламенты) не только решают внутригосударственные вопросы, но и активно участвуют в решении межгосударственных проблем.

Работа над ключевыми понятиями темы:

Абсолютно ограниченная компетенция парламента

Относительно ограниченная компетенция парламента

Неограниченная компетенция парламента

Законодательная компетенция парламента

Финансовая компетенция парламента

Судебная компетенция парламента

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Какая идея лежит в основе деятельности современного парламента?

2. Что означает верховенство законодательства в британском конституционном праве?

3. Какие новые компетенции появились у парламентов зарубежных стран во второй половине ХХ века?

4. Каков механизм применения делегированного законодательства в Испании и ФРГ?

5. В чем заключается особенность финансового полномочия парламента?

6. В конституциях каких стран подробно регулируется налоговая политика государства?

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *