Что означает понятие правовой статус личности

Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и структура правового статуса

Правовой статус – это определенное, юридически закрепленное положение гражданина в обществе, выражающееся в системе гарантируемых и признанных государством прав и обязанностей данного субъекта.

Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей гражданина, признанная законодательством и Конституцией. Ядро правового статуса составляют права и обязанности гражданина. Правовой статус отражает всю совокупность связей человека с государством, обществом и окружающими людьми.

Основу правового статуса личности представляют ее свободы, права, интересы, обязанности в единстве. Правом личности является ее свобода. Правовой статус базируется на международных правовых документах, устанавливающих правовые стандарты прав и свобод, определяющих уровень, ниже которого государство просто не имеет права опуститься.

Правовой статус личности отображает достигнутые данные общество и юридически закрепленные объемы свободы личности. В основе правового статуса лежат идеи о том, что: человек является свободным от рождения, никто не имеет права отчуждать его естественные права, а охрана и обеспечение этих прав должны быть гарантированы государством; свобода личности заключается в праве делать все, что не несет вреда другому человеку; границы свободы определяются законом, соответствующем праву, при этом право выступает мерой свободы; права могут быть ограничены исключительно с целью содействия для достижения в демократическом обществе общего благосостояния.

Принципы правового статуса:

Структура правового статуса личности

Готовые работы на аналогичную тему

Структура правового статуса включает следующие элементы:

На социальное значение и содержание правового статуса личности значительное влияние оказывают гарантии реализации прав и обязанностей. Однако без создания государством конкретных условий для реализации данных прав, свобод и обязанностей все это остается «заявлением о намерениях». Факторами реализации правового статуса личности (но не элементами структуры системы) являются общесоциальные (политические, экономические, идеологические и т.д.) и специально-социальные, или юридические, гарантии.

Виды правового статуса

Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».

Выделяют следующие основные виды правового статуса:

В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.

Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.

Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:

Источник

Правовой статус человека и гражданина

Понятие и сущность правового статуса

Все многообразие сложнейших связей между государством и человеком находит свое выражение в юридической форме, опосредуемой государственной волей (властью). Это проявляется посредством фиксирования в нормативно-правовых актах различной юридической силы юридических прав, свобод и обязанностей людей и государства, в которых и обнаруживается та самая правовая (юридическая) связь между государством и человеком. Такая совокупность прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством в самом общем виде и носит название правового статуса.

Наряду с термином-понятием «правовой статус» в литературе и в языке юридической практики нередко встречается понятие «правовое положение». Иногда в этот же ряд включается и понятие «правовое состояние». В одних случаях они рассматриваются как однопорядковые понятия (термины), другие авторы трактуют их по-разному. В последнее время все чаще встречается термин «правовой статус», тем самым термины «положение» и «состояние» рассматриваются как синонимы с термином «статус».

Если раньше термин «правовой статус» употреблялся лишь в отношении отдельно взятой личности, то сегодня в языке юридической науки и практики все чаще говорится и пишется, например, о правовом статусе субъекта Российской Федерации.

Термин и понятие «правовой статус» (как и его синонимы) прежде использовались преимущественно языком общей теории государства и права в связи с рассмотрением вопроса о субъектах права (в теме «Правоотношение»). Значительно реже о правовом статусе говорилось в отраслевых юридических науках, в том числе, как это не покажется странным, в конституционном (государственном) праве. Однако развитие юридической науки и особенно конституционного права в последнее время привели к осознанию того обстоятельства, что при рассмотрении вопроса о месте и роли российских граждан в обществе и государстве, в том числе и особенно вопроса о взаимоотношении государства и личности совершенно недостаточно ограничиться лишь анализом основных прав и обязанностей личности (гражданина), а также гарантий этих прав и обязанностей (а именно так обычно традиционно трактовался правовой статус: совокупность прав, обязанностей и их гарантий). Закономерно возник такой аспект изучения содержания правового статуса как соотношение прав, обязанностей и понятия гражданства. Теперь гражданство, права и обязанности личности должны рассматриваться в комплексе, тесном единстве между собой. Кроме того, исследование правового статуса в наше время должно начинаться с обращения к Конституции страны как такому законодательному акту, в котором именно и кроется сущность и содержательные элементы того, что называется правовой статус. Проще говоря, конституционная характеристика правового статуса есть сущностное представление о правовом статусе, представление, которое начинает конкретизироваться в законах и подзаконных актах.

Главное о сущностных, точнее сказать, конституционных основах правового положения (статуса) личности в обществе и государстве, следует обратить внимание на четыре момента.

Второе. Используемые Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» обозначают в социальном плане, прежде всего, членов общества. Однако в политическом отношении личность, в соответствии с Конституцией РФ, выступает в нескольких качествах: а) российского гражданина, б) лица без гражданства, в) иностранного гражданина (подданного), г) беженца, д) вынужденного переселенца.

Третье. В Конституции содержатся исходные посылки для определения как структуры комплексного института правового положения личности, так и места каждого его составного элемента. При этом интересно и важно иметь в виду, что в нашей Конституции эти исходные положения закрепляются в двух главах: в ст. 64 главы I «Основы конституционного строя», и во всем содержании главы II «Права и свободы человека и гражданина». Если в ст. 64 говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации», то во II главе раскрываются (закрепляются) элементы этого правового статуса.

Четвертое. В области регламентации отношений государства и личности Конституция устанавливает исходные начала такой регламентации. Иными словами, Конституция лишь закрепляет основы правового положения (статуса) личности в обществе. Но в этих основах содержится то общее (фундаментальное), что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои, страты), например, по профессиональному, политическому, возрастному, социальному, экономическому и иным признакам. Другими словами, основы правового положения личности (общее) конкретизируется в особенном, т.е. в правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками.

Уместно заметить, что ни одна их прежних советских конституций не содержит термина «правовое положение (статус) личности, в то время как действующее законодательство достаточно широко использовало соответствующее понятие. В действующей Конституции термин-понятие «правовой статус» употребляется для закрепления одноименного политико-правового института.

Конституционно-правовая характеристика сущностных оснований правового статуса позволяет сделать вывод, что хотя понятия «конституционный статус» и «основы правового положения личности» идентичны по своему объему и содержанию, между ними все же имеется как единство, так и различие.

Единство состоит, в частности, в общности исходных позиций: как конституционный статус, так и его правовые основы опираются на одни и те же устои.

Различие же в том, что, если конституционный статус включает в себя лишь конституционные положения (нормы), то основы правового статуса наряду с ними развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве.

Итак, как же можно определить правовой статус с учетом высказанного выше?

Под правовым статусом целесообразно понимать систему предусмотренных действующим национальным или международным законодательством, прежде всего Конституцией, устанавливающей исходные начала взаимоотношения общества, государства и личности, и взаимообусловленных субъективных прав и юридических обязанностей различных субъектов права, а также юридических гарантий их осуществления, которая определяет общее, особенное и индивидуальное положение и правовую роль индивидов и организаций в общественных отношениях.

Несколько слов о предметах «привязки» термина «правовой статус». Выше в основном говорилось о правовом статусе личности. Действительно, понятие «личность» является исходной «привязкой». Но есть и иные понятия: «человек», «индивид», «гражданин». Какие здесь имеются особенности?

Когда мы начинаем размышлять о человеке как субъекте общественных отношений, мы употребляем термины и понятия, которые и выражают эту социальную связь: «индивид», «личность» и «гражданин». Именно с помощью этих понятий становится возможным выявить реальное (фактическое) и правовое положение, т.е. место и роль человека в обществе. Поэтому понятие «Правовой статус человека» не используется в научном и нормативно-правовом обороте, а употребляются понятия «правовой статус индивида», «правовой статус личности», «правовой статус гражданина», «правовой статус организации», «правовой статус субъекта федерации» и т.д.

Напомним некоторые из приведенных понятий и попытаемся связать их с понятием правового статуса.

Структура и виды правового статуса личности

Относительно структуры правового статуса в научной литературе имеются определенные разногласия (см. работы B.C. Нерсесянца, Н.В. Витрука, В.А. Кучинского, Л.Д. Воеводина и др.). Однако большинство ученых склонны включать в структуру правового статуса следующие элементы:

Названные элементы хорошо известны по курсам общей теории государства и права, конституционного права, гражданского права. Поэтому нет особой необходимости обращаться к ним подробно. Студенту достаточно будет вспомнить их, обратившись к соответствующим учебным пособиям, конспектам и, конечно же, к научной литературе по соответствующей проблематике. При этом особое внимание следует обратить на содержание понятий «субъективное право» и «юридическая обязанность», образующих смысловое ядро понятия правового статуса.

Обратимся к видам правового статуса.

В научной литературе общепризнанным является следующая классификация видов правовых статусов:

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (скажем, студентов, военнослужащих, учителей, пенсионеров, рабочих, предпринимателей и т.д.).

Индивидуальный статус фиксирует конкретную «привязку» правового статуса к отдельной личности (лицу), учитывая пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу др.). Этот статус, в отличие от общего, подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни данной личности переменами различного характера.

Можно выделить и иные виды правовых статусов.

Международно-правовой статус (индивида или организации). Это статус, опосредованный нормами международного права. Субъектами здесь могут выступать отдельные физические лица (например, беженцы или вынужденные переселенцы, лица, находящиеся в международном розыске за совершение преступлений международного характера), государства, международные организации и т.д.

Отраслевой правовой статус: конституционный, административно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой статусы и др.

С временной точки зрения можно выделить постоянный, временный и разовый правовые статусы. Например, если депутата Государственной Думы включают в парламентскую комиссию по расследованию какого-то чрезвычайного события, то по окончании работы данной комиссии депутат лишается своего статуса члена данной комиссии. Сам же депутат избирается в Государственную Думу на 4 года. В течение этого времени данное лицо будет обладать статусом депутата ГД со всеми вытекающими последствиями. Но этот же гражданин будет обладать и постоянным правовым (конституционным) статусом до тех пор, пока он, например, не сменит гражданство.

Конституционные принципы правового статуса личности

Принципы правового статуса есть лежащие в основании его исходные, руководящие начала, ведущие идеи и установки. Эти принципы отражают коренные отношения между государством и человеком (если речь идет о правовом статусе личности) в связи его местом и ролью в обществе.

Принципы правового статуса есть, по сути дела, идеологические категории, и как таковые, они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле. Поэтому-то принципы не могут существовать и проявляться вне сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека.

В то же время эти принципы (как и идеология вообще) не есть абсолютные, навечно данные идеи. По мере развития общественных отношений, изменения исторической ситуации в обществе, эти принципы неизбежно будут претерпевать трансформацию.

Все принципы, лежащие в основании правового статуса личности (как уже отмечалось, именно об этом статусе мы преимущественно ведем речь), могут быть представлены следующей системой (Л.Д. Воеводин):

1. Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности.

В основу всякой современной цивилизованной правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в ходе исторического развития общецивилизованный характер. Эти ценности составляют природу человеческой личности, а их утрата по существу оказывается уничтожением личности как таковой, потерей личностью самое себя. К неотъемлемым и неотчуждаемым правам, конечно, не могут быть отнесены все без исключения права и свободы. Речь идет о самых важных, прежде всего личных правах и свободах, особенно праве на жизнь. Данный принцип обнаруживается в ч.2 ст. 17 Конституции, ст.ст. 20,21,23, 24, 28, 34, 40,46-54, 55 и др.

3. Равноправие человека и гражданина как универсальный принцип правового статуса личности.

В широком смысле равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечиваются ему на равных основания.

В наиболее полном объеме данный принцип равноправия записан в ч.2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные возможности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».

Этот же принцип обнаруживается в других нормах основного закона: ст. ст. 5,8, 13, 14,19, 40 и др.

Равноправие по Конституции РФ непосредственно проявляется в:

4. Гуманистическая направленность правового статуса личности.

5. Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.

Принцип этот нашел свое наиболее яркое выражение в ст. 32 Конституции РФ. Речь здесь идет, в частности, о выдвижении принципа всеобщности избирательных прав. Согласно этому принципу, все граждане Российской федерации, достигшие определенного возраста, независимо от каких-либо социально-политических условий, имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в референдуме и отправлении правосудия. В ст. ст. 37, 40, 41, 43, 59 и др. этот принцип также нашел свое яркое выражение.

Источник

Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности

Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности

Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со­вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос­ти составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие эле­менты, как:

• права и обязанности;

• правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего­рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп­ленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз­несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне­ния их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран­цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуаль­ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз­нообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет уви­деть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз­можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней­шего их совершенствования.

Правовой статускомплексная категория, отражающая взаи­моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин­дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не­одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода­лизм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При­чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов).

Правовой статус личности в современной России весьма проти­воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело­века (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес­кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при­роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей­ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра­тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за­работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо­ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста­вителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка­чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.

Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть фото Что означает понятие правовой статус личности. Смотреть картинку Что означает понятие правовой статус личности. Картинка про Что означает понятие правовой статус личности. Фото Что означает понятие правовой статус личности

Права человека — это универсальная категория, представляю­щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо­ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со­временный период права человека рассматриваются как общесо­циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове­ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и соци­альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих­ся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают­ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной фор­мой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес­ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте­ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус­тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди­ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос­ледние могут существовать независимо от их государственного

Классификация основных прав и свобод личности, признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражаю­щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз­ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу­ющих критериев:

1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю­щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об­ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи­лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере­дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно­го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от­личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по­зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе­чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо­ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо­вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, по­рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа­щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро­дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз­витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про­блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания — на:

гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ­единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про­гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча­ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель­ные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения — на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально­го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос­ти, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

• возникают и развиваются совместно;

• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­гии;

• выступают средствами управления, инструментами власти;

• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

• основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следу­ющем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических госу­дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­телем (характерно для правовых государств).

Государство: проблемы правового ограничения

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер­вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас­тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко­торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об­щества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти­тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли­там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).

В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин­ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе­ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.

Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко­торое выступает лишь политической частью общества, историчес­ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче­го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Таким образом, государство, подобно любому явлению, способ­но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега­тивные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь­зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя­тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот­ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши­рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле­нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле­нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен­денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ­ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи­на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис­пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот­реблений?

На эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплиту­да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про­тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере­сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого. » Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря­дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра­ционального взаимодействия с экономикой и другими организую­щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го­сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли­тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без­властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся­кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст­венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю­тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на­зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *