Что означает понятие правовой статус личности
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и структура правового статуса
Правовой статус – это определенное, юридически закрепленное положение гражданина в обществе, выражающееся в системе гарантируемых и признанных государством прав и обязанностей данного субъекта.
Правовой статус закрепляет социальный статус лица, это совокупность прав и обязанностей гражданина, признанная законодательством и Конституцией. Ядро правового статуса составляют права и обязанности гражданина. Правовой статус отражает всю совокупность связей человека с государством, обществом и окружающими людьми.
Основу правового статуса личности представляют ее свободы, права, интересы, обязанности в единстве. Правом личности является ее свобода. Правовой статус базируется на международных правовых документах, устанавливающих правовые стандарты прав и свобод, определяющих уровень, ниже которого государство просто не имеет права опуститься.
Правовой статус личности отображает достигнутые данные общество и юридически закрепленные объемы свободы личности. В основе правового статуса лежат идеи о том, что: человек является свободным от рождения, никто не имеет права отчуждать его естественные права, а охрана и обеспечение этих прав должны быть гарантированы государством; свобода личности заключается в праве делать все, что не несет вреда другому человеку; границы свободы определяются законом, соответствующем праву, при этом право выступает мерой свободы; права могут быть ограничены исключительно с целью содействия для достижения в демократическом обществе общего благосостояния.
Принципы правового статуса:
Структура правового статуса личности
Готовые работы на аналогичную тему
Структура правового статуса включает следующие элементы:
На социальное значение и содержание правового статуса личности значительное влияние оказывают гарантии реализации прав и обязанностей. Однако без создания государством конкретных условий для реализации данных прав, свобод и обязанностей все это остается «заявлением о намерениях». Факторами реализации правового статуса личности (но не элементами структуры системы) являются общесоциальные (политические, экономические, идеологические и т.д.) и специально-социальные, или юридические, гарантии.
Виды правового статуса
Набор правовых статусов достаточно большой. Разные виды правового статуса отображают соотношения таких философских понятий, как «общее», «отдельное» и «особенное».
Выделяют следующие основные виды правового статуса:
В Конституции РФ закреплена совокупность прав гражданина и человека, которая общепризнана мировым сообществом и отражена в нормах международного права, а также минимум социальных свобод и благ, необходимых для достойной жизни любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
Перечисленные правовые статусы соотносятся, как общее, единичное и особенное. Все они неразделимы, тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Каждое лицо может одновременно быть гражданином, принадлежать к определенному социальному слою или группе, представлять собой отдельную неповторимую личность.
Также предусмотрена классификация правового статуса личности, согласно которому выделяют:
Правовой статус человека и гражданина
Понятие и сущность правового статуса
Все многообразие сложнейших связей между государством и человеком находит свое выражение в юридической форме, опосредуемой государственной волей (властью). Это проявляется посредством фиксирования в нормативно-правовых актах различной юридической силы юридических прав, свобод и обязанностей людей и государства, в которых и обнаруживается та самая правовая (юридическая) связь между государством и человеком. Такая совокупность прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством в самом общем виде и носит название правового статуса.
Наряду с термином-понятием «правовой статус» в литературе и в языке юридической практики нередко встречается понятие «правовое положение». Иногда в этот же ряд включается и понятие «правовое состояние». В одних случаях они рассматриваются как однопорядковые понятия (термины), другие авторы трактуют их по-разному. В последнее время все чаще встречается термин «правовой статус», тем самым термины «положение» и «состояние» рассматриваются как синонимы с термином «статус».
Если раньше термин «правовой статус» употреблялся лишь в отношении отдельно взятой личности, то сегодня в языке юридической науки и практики все чаще говорится и пишется, например, о правовом статусе субъекта Российской Федерации.
Термин и понятие «правовой статус» (как и его синонимы) прежде использовались преимущественно языком общей теории государства и права в связи с рассмотрением вопроса о субъектах права (в теме «Правоотношение»). Значительно реже о правовом статусе говорилось в отраслевых юридических науках, в том числе, как это не покажется странным, в конституционном (государственном) праве. Однако развитие юридической науки и особенно конституционного права в последнее время привели к осознанию того обстоятельства, что при рассмотрении вопроса о месте и роли российских граждан в обществе и государстве, в том числе и особенно вопроса о взаимоотношении государства и личности совершенно недостаточно ограничиться лишь анализом основных прав и обязанностей личности (гражданина), а также гарантий этих прав и обязанностей (а именно так обычно традиционно трактовался правовой статус: совокупность прав, обязанностей и их гарантий). Закономерно возник такой аспект изучения содержания правового статуса как соотношение прав, обязанностей и понятия гражданства. Теперь гражданство, права и обязанности личности должны рассматриваться в комплексе, тесном единстве между собой. Кроме того, исследование правового статуса в наше время должно начинаться с обращения к Конституции страны как такому законодательному акту, в котором именно и кроется сущность и содержательные элементы того, что называется правовой статус. Проще говоря, конституционная характеристика правового статуса есть сущностное представление о правовом статусе, представление, которое начинает конкретизироваться в законах и подзаконных актах.
Главное о сущностных, точнее сказать, конституционных основах правового положения (статуса) личности в обществе и государстве, следует обратить внимание на четыре момента.
Второе. Используемые Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» обозначают в социальном плане, прежде всего, членов общества. Однако в политическом отношении личность, в соответствии с Конституцией РФ, выступает в нескольких качествах: а) российского гражданина, б) лица без гражданства, в) иностранного гражданина (подданного), г) беженца, д) вынужденного переселенца.
Третье. В Конституции содержатся исходные посылки для определения как структуры комплексного института правового положения личности, так и места каждого его составного элемента. При этом интересно и важно иметь в виду, что в нашей Конституции эти исходные положения закрепляются в двух главах: в ст. 64 главы I «Основы конституционного строя», и во всем содержании главы II «Права и свободы человека и гражданина». Если в ст. 64 говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации», то во II главе раскрываются (закрепляются) элементы этого правового статуса.
Четвертое. В области регламентации отношений государства и личности Конституция устанавливает исходные начала такой регламентации. Иными словами, Конституция лишь закрепляет основы правового положения (статуса) личности в обществе. Но в этих основах содержится то общее (фундаментальное), что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои, страты), например, по профессиональному, политическому, возрастному, социальному, экономическому и иным признакам. Другими словами, основы правового положения личности (общее) конкретизируется в особенном, т.е. в правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками.
Уместно заметить, что ни одна их прежних советских конституций не содержит термина «правовое положение (статус) личности, в то время как действующее законодательство достаточно широко использовало соответствующее понятие. В действующей Конституции термин-понятие «правовой статус» употребляется для закрепления одноименного политико-правового института.
Конституционно-правовая характеристика сущностных оснований правового статуса позволяет сделать вывод, что хотя понятия «конституционный статус» и «основы правового положения личности» идентичны по своему объему и содержанию, между ними все же имеется как единство, так и различие.
Единство состоит, в частности, в общности исходных позиций: как конституционный статус, так и его правовые основы опираются на одни и те же устои.
Различие же в том, что, если конституционный статус включает в себя лишь конституционные положения (нормы), то основы правового статуса наряду с ними развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве.
Итак, как же можно определить правовой статус с учетом высказанного выше?
Под правовым статусом целесообразно понимать систему предусмотренных действующим национальным или международным законодательством, прежде всего Конституцией, устанавливающей исходные начала взаимоотношения общества, государства и личности, и взаимообусловленных субъективных прав и юридических обязанностей различных субъектов права, а также юридических гарантий их осуществления, которая определяет общее, особенное и индивидуальное положение и правовую роль индивидов и организаций в общественных отношениях.
Несколько слов о предметах «привязки» термина «правовой статус». Выше в основном говорилось о правовом статусе личности. Действительно, понятие «личность» является исходной «привязкой». Но есть и иные понятия: «человек», «индивид», «гражданин». Какие здесь имеются особенности?
Когда мы начинаем размышлять о человеке как субъекте общественных отношений, мы употребляем термины и понятия, которые и выражают эту социальную связь: «индивид», «личность» и «гражданин». Именно с помощью этих понятий становится возможным выявить реальное (фактическое) и правовое положение, т.е. место и роль человека в обществе. Поэтому понятие «Правовой статус человека» не используется в научном и нормативно-правовом обороте, а употребляются понятия «правовой статус индивида», «правовой статус личности», «правовой статус гражданина», «правовой статус организации», «правовой статус субъекта федерации» и т.д.
Напомним некоторые из приведенных понятий и попытаемся связать их с понятием правового статуса.
Структура и виды правового статуса личности
Относительно структуры правового статуса в научной литературе имеются определенные разногласия (см. работы B.C. Нерсесянца, Н.В. Витрука, В.А. Кучинского, Л.Д. Воеводина и др.). Однако большинство ученых склонны включать в структуру правового статуса следующие элементы:
Названные элементы хорошо известны по курсам общей теории государства и права, конституционного права, гражданского права. Поэтому нет особой необходимости обращаться к ним подробно. Студенту достаточно будет вспомнить их, обратившись к соответствующим учебным пособиям, конспектам и, конечно же, к научной литературе по соответствующей проблематике. При этом особое внимание следует обратить на содержание понятий «субъективное право» и «юридическая обязанность», образующих смысловое ядро понятия правового статуса.
Обратимся к видам правового статуса.
В научной литературе общепризнанным является следующая классификация видов правовых статусов:
Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (скажем, студентов, военнослужащих, учителей, пенсионеров, рабочих, предпринимателей и т.д.).
Индивидуальный статус фиксирует конкретную «привязку» правового статуса к отдельной личности (лицу), учитывая пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу др.). Этот статус, в отличие от общего, подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни данной личности переменами различного характера.
Можно выделить и иные виды правовых статусов.
Международно-правовой статус (индивида или организации). Это статус, опосредованный нормами международного права. Субъектами здесь могут выступать отдельные физические лица (например, беженцы или вынужденные переселенцы, лица, находящиеся в международном розыске за совершение преступлений международного характера), государства, международные организации и т.д.
Отраслевой правовой статус: конституционный, административно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой статусы и др.
С временной точки зрения можно выделить постоянный, временный и разовый правовые статусы. Например, если депутата Государственной Думы включают в парламентскую комиссию по расследованию какого-то чрезвычайного события, то по окончании работы данной комиссии депутат лишается своего статуса члена данной комиссии. Сам же депутат избирается в Государственную Думу на 4 года. В течение этого времени данное лицо будет обладать статусом депутата ГД со всеми вытекающими последствиями. Но этот же гражданин будет обладать и постоянным правовым (конституционным) статусом до тех пор, пока он, например, не сменит гражданство.
Конституционные принципы правового статуса личности
Принципы правового статуса есть лежащие в основании его исходные, руководящие начала, ведущие идеи и установки. Эти принципы отражают коренные отношения между государством и человеком (если речь идет о правовом статусе личности) в связи его местом и ролью в обществе.
Принципы правового статуса есть, по сути дела, идеологические категории, и как таковые, они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле. Поэтому-то принципы не могут существовать и проявляться вне сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека.
В то же время эти принципы (как и идеология вообще) не есть абсолютные, навечно данные идеи. По мере развития общественных отношений, изменения исторической ситуации в обществе, эти принципы неизбежно будут претерпевать трансформацию.
Все принципы, лежащие в основании правового статуса личности (как уже отмечалось, именно об этом статусе мы преимущественно ведем речь), могут быть представлены следующей системой (Л.Д. Воеводин):
1. Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности.
В основу всякой современной цивилизованной правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в ходе исторического развития общецивилизованный характер. Эти ценности составляют природу человеческой личности, а их утрата по существу оказывается уничтожением личности как таковой, потерей личностью самое себя. К неотъемлемым и неотчуждаемым правам, конечно, не могут быть отнесены все без исключения права и свободы. Речь идет о самых важных, прежде всего личных правах и свободах, особенно праве на жизнь. Данный принцип обнаруживается в ч.2 ст. 17 Конституции, ст.ст. 20,21,23, 24, 28, 34, 40,46-54, 55 и др.
3. Равноправие человека и гражданина как универсальный принцип правового статуса личности.
В широком смысле равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечиваются ему на равных основания.
В наиболее полном объеме данный принцип равноправия записан в ч.2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные возможности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».
Этот же принцип обнаруживается в других нормах основного закона: ст. ст. 5,8, 13, 14,19, 40 и др.
Равноправие по Конституции РФ непосредственно проявляется в:
4. Гуманистическая направленность правового статуса личности.
5. Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.
Принцип этот нашел свое наиболее яркое выражение в ст. 32 Конституции РФ. Речь здесь идет, в частности, о выдвижении принципа всеобщности избирательных прав. Согласно этому принципу, все граждане Российской федерации, достигшие определенного возраста, независимо от каких-либо социально-политических условий, имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в референдуме и отправлении правосудия. В ст. ст. 37, 40, 41, 43, 59 и др. этот принцип также нашел свое яркое выражение.
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
• права и обязанности;
• правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции.
Специальный статус фиксирует особенности положения определённых категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус — комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.
В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов).
Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.
Понятие прав человека и гражданина
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.
Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права человека — это универсальная категория, представляющая собой вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека рассматриваются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.
Правам человека присущи следующие признаки:
• они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
• складываются объективно и не зависят от государственного признания;
• принадлежат индивиду от рождения;
• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
• являются непосредственно действующими;
• признаются высшей социальной ценностью;
• выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.
Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.
Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного
Классификация основных прав и свобод личности, признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.
Классификация основных прав и свобод личности
Права человека и гражданина — весьма сложное и многообразное явление. Они могут быть классифицированы на основе следующих критериев:
1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:
Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);
Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «позитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспечивающих мер (например, право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);
Третье поколение — права коллективные или солидарные, порожденные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;
2) в зависимости от содержания — на:
— гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);
— политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);
— экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.);
— социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);
— культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).
3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);
4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;
5) в зависимости от степени распространения — на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);
8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Единство государства и права состоит в том, что они:
• возникают и развиваются совместно;
• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии;
• выступают средствами управления, инструментами власти;
• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
• основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.
Различия между государством и правом заключаются в следующем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:
1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
2) если государство выражает силу, то право — волю;
3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.
Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:
1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).
Государство: проблемы правового ограничения
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества.
Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).
В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.
Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, которое выступает лишь политической частью общества, исторически призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ничего не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».
Таким образом, государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.
Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.
Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тенденции к неограниченному расширению? С помощью чего государственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяина», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно использовать в целях минимизации произвола и различных злоупотреблений?
На эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего противопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого. » Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.
Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «безвластие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.
Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолютизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий,