Что означает понятие рефрейминг
Что такое рейфрейминг? Просто о сложном
Сразу скажу тема долгая и интересная. Почему долгая? Потому что она не только включает в себя ответ на вопрос: что такое рефрейминг, но и учит с ним правильно обращаться и жить. Понимание термина стимулирует интерес к сути, а далее просто хочется изменить жизнь к лучшему и научиться видеть стакан наполовину полным, чем пустым.
Думаю будет даже не одна, а несколько статей на тему рефрейминга.
Что такое рефрейминг
Если озвучить термин простыми словами, то это умение смотреть на ситуации и проблемы «с другой стороны».
Если же вдаваться в переводы и точные значения, то получится такой расклад:
to reframe — поместить картину или фотографию в новую рамку.
То есть для привычной картины нужно просто сменить рамку, и она приобретет другой вид.
Термин «рефрейминг» впервые появился в НЛП, но сегодня его можно встретить где угодно.
Например, стандартная воронка продавцов в магазинах включает в себя работу с возражениями.
«Да, на наш товар нет скидок, зато мы работаем по ценам поставщика и предлагаем самую низкую стоимость на продукцию в городе». Это рефрейминг.
Также рефрейминг активно используют психотерапевты и коучи, обучая видеть за негативом позитив и важное среди посредственного.
Виды рефрейминга
Рефреминг может происходить как «объединение» или «разъединение». Понимание скрыто в самих терминах.
«Разъединение» – это дробление ситуации или проблемы на частные элементы. Проблему «все плохо» необходимо разделить на «что именно плохо». Тут могут быть варианты: здоровье, финансы, дети, муж, родители, работа, знакомые, отдых и т.д. Когда выяснено «что именно плохо», можно уже рассматривать саму проблему и искать ее решение.
«Объединение» соответственно, прорабатывается наоборот – с выходом на более высокий, иногда даже абстрактный уровень информации. Знаете, это их серии «раскрутить плохую ситуацию до самого конца», а дальше или ужаснуться и отпустить, или увидеть решение. Также в объединение попадает уход от личного. Тут хорошим примером могут стать форумы. Когда человек на них делиться проблемой, очень частыми ответами бывают «а у меня тоже такое случалось». Это помогает переключиться с личного восприятия на комплексное и абстрактное и увидеть решение проблемы.
В следующей статье более подробно расскажу о видах рефрейминга. С примерами.
Рефрейминг, виды рефрейминга
Статью, посвященную рефреймингу, уместнее всего предварить несколькими анекдотами и байками, которые позволят нам навести вас на мысли о том, что же такое рефрейминг, хотя, может быть, некоторые из этих историй вас слегка запутают.
А теперь о серьезном.
Рефрейминг – прием, позволяющий изменить точку зрения, а, следовательно, и восприятие события или предмета. Сам термин образован от слова frame – рамка, то есть прием изначально основан на изменении обрамления, окружения, за счет чего меняется и само восприятие.
С инструментальной точки зрения рефрейминг может быть осуществлен несколькими способами, мы рассмотрим пять из них.
1. Рефрейминг по контексту
Этот вариант рефрейминга основан на том, что за счет сравнения предмета с другими меняется его восприятие. Многократно проводился такой эксперимент: экспериментальной группе показывали геометрическую фигуру рядом с другой, большего размера. Контрольная группа видела ту же самую фигуру, но на отдельном листе бумаги. Обе группы должны были «на глаз» определить размер фигуры. При этом уровень технической подготовленности в обеих группах был одинаковым. Большинство людей, которые рассматривали фигуру рядом с большей, оценивали ее размер как меньший по сравнению с участниками контрольной группы. То есть мы видим, что выбрав определенный ряд для сравнения, мы можем изменить восприятие собеседника. Давайте проведем с вами небольшой эксперимент, только будьте честными сами с собой. Я сейчас описываю вам ситуацию и прошу честно ответить на вопрос после каждой части истории. После этого вы сами сможете сделать вывод о том, работает ли этот прием.
Если снова вернуться к продажам, то рефрейминг по контексту может быть эффективен и уместен во многих ситуациях:
2. Показ другой стороны
Большинство из нас подвержено стереотипам, с которыми очень сложно бороться, да многие и не пытаются.
В детстве я узнала такую шутку: надо просить людей как можно быстрее отвечать на вопросы одним словом. А вопросы были такие: известный поэт, фрукт, часть лица. Так вот, 8 из 10 людей называли такой ряд (можете, кстати, сверить с тем, что ответили бы вы сами) – Пушкин, яблоко, нос. То есть набор стереотипов встречается у большинства людей.
Если вернуться в бизнесу, то можно увидеть много типовых стереотипов, которые очень важно уметь разрушить с помощью рефрейминга. Прежде чем назвать некоторые из них и попросить вас по традиции поупражняться, приведу смешные примеры этого типа рефрейминга:
Надо умываться? – Будешь чистым и аккуратным/ Кожа сохнет
Модно одеваешься? – Производишь эффектное впечатление/ Такой же, как все
Такой как все? – Общество тебя одобрит/ Ты стандартный, лишенный индивидуальности
Маленький рост – Удобно разместиться в любом самолете, даже АН-24/ Тебя плохо видно во время публичной презентации
Дальше можно продолжать до бесконечности, как вы сами прекрасно понимаете.
Сделайте рефрейминг с помощью показа другой стороны для следующих ситуаций:
3. Рефрейминг при помощи ЗАТО
Пожалуй, это самый простой с технической точки зрения вариант рефрейминга: он похож на взвешивание или компенсацию некоторого недостатка значимым достоинством. Самый стандартный вариант «дорого, зато качественно». Как совет, делая рефрейминг, старайтесь избегать заезженных, стандартных формулировок, которые уже настольно навязли в зубах, что перестают нормально восприниматься (надо сказать, что это одна из известных психологических закономерностей: от слишком частого повторения где надо и не надо слова утрачивают убедительность и становятся «пустым звуком»). Всегда можно продумать, какие преимущества мы можем противопоставить недостаткам и подать их с помощью ЗАТО:
Задание 2. Осуществите рефрейминг при помощи ЗАТО. Вы можете вольно фантазировать на тему того, чем можно перевесить недостатки, которые указаны здесь:
4. Рефрейминг с помощью коннотаций (оценочных составляющих слова)
Случай из практики:
Клиент приобрел товар техническое устройство (неважно, мобильный телефон, компьютер или еще что-то подобное). Все бывает в этой жизни: устройство сломалось. Клиент, справедливо возмущенный и разгневанный, приходит в розничную точку, где совершил покупку. Он предъявляет претензию, в ответ на что продавец заявляет, что клиенту «придется» получить заключение сервисного центра, что он «должен» поехать и получить заключение после чего сможет поменять свою покупку или вернуть деньги. Задание 3. Постарайтесь переформулировать «призыв» к поездке в сервисный центр, так чтобы оно звучало позитивно.
Есть много примеров – всего три варианта и целых три варианта на выбор, обязательство и договоренность, вам придется и вы можете, проблема и вопрос, который мы можем обсудить. Таким образом, старайтесь всегда выбирать выгодные для вас формулировки, которые позволяют формировать то восприятие клиента, которое нам наиболее выгодно.
5. Работа на контрасте при использовании альтернативного вопроса ИЛИ.
Здесь хотелось бы вспомнить эпизод из старого советского фильма «Подкидыш», его обычно вспоминают по фразе героини Фаины Раневской: «Муля, не нервируй меня!». Так вот, эта самая героиня, желая убедить потерявшуюся девочку поехать с ними на дачу, строит вопрос так: «Девочка, что ты хочешь – с нами на дачу или чтобы тебе тут голову оторвали?» То есть сама по себе поездка на дачу может быть и не столь уж привлекательной, но по сравнению с оторванной головой, пожалуй, все-таки стоит подумать…
Таким образом, последний предлагаемый нами вариант реферейминга – это работа на контрасте, прием, позволяющий подчеркнуть именно то, что мы хотим заставить видеть нашего клиента в первую очередь.
Приведем несколько примеров, которые могут позволить обратить внимание клиента на выгодные для нас моменты.
Задание 4. Определите, какую именно мысль оптимально позволяет донести до клиента данный вариант рефрейминга:
Мы с вами имели возможность рассмотреть несколько вариантов использования такого эффективного приема, как рефрейминг, в переговорах и продажах. Вам остается только посмотреть ответы, предлагаемые автором, в конце главы. А теперь несколько слов в философском аспекте, что, как вы заметили, не характерно для этой прагматичной книги.
Надо отметить, что рефрейминг – это очень хороший и эффективный прием, который позволяет улучшить свою собственную психологическую атмосферу и, что называется, качество вашей жизни:
Прием рефрейминг полезен не только как эффективный прием ответы на сомнения и возражения, но и как хороший вариант предотвращения возражений. Так что старайтесь создать для себя как можно больше вариантов рефрейминга, которые помогут избежать появления тех сомнений, которые нам абсолютно не нужны, так как заставляют тратить время. Хотя можно посмотреть на это с другой точки зрения (рефрейминг): больше сомнений – больше тренировки – тем увереннее мы себя чувствуем и квалифицированнее становимся.
Ответы на задания
Сделайте рефрейминг с помощью показа другой стороны для следующих ситуаций:
Задание 2. Осуществите рефрейминг при помощи ЗАТО. Вы можете вольно фантазировать на тему того, чем можно перевесить недостатки, которые указаны здесь:
Задание 3. Постарайтесь переформулировать «призыв» к поездке в сервисный центр, так чтобы оно звучало позитивно.
У вас будет возможность быстро решить вопрос и получить квалифицированную услугу в сертифицированном сервис центре производителя. У вас будет возможность выбирать между квалифицированном ремонте и возврате денег на основании официального заключения
Задание 4. Определите, какую именно мысль оптимально позволяет донести до клиента данный вариант рефрейминга:
Рефрейминг в психологии это что, примеры, упражнения
В нейролингвистическом программировании (НЛП), особой популярностью пользуется относительно молодая техника рефрейминга, концепция которой строится вокруг событий из окружающего мира. Методика нашла применение не только в практике психологии, но и в продажах, образовании, менеджменте, других аспектах жизни.
Понятие рефрейминга в психологии
Рефрейминг в психологии – это феномен, направленный на изменение психических реакций (эмоциональной или поведенческой) субъекта путем установки новых когнитивных привычек.
Рефрейминг в психологии, что это такое.
Это позволяет трансформировать внутренние проблемные реакции или отношения к человеку для того, чтобы заставить его рассмотреть новые способы восприятия окружающей среды.
Хорошим примером понятия служит рамка вокруг фотографии. Так, в зависимости от того, что будет представлено по центру, видоизменяется информация об общем содержании нарисованного, следовательно — меняется и само восприятие.
Именно поэтому термин «рефрейминг» с английского обозначает «поставить в новую рамку» или «заново сформулировать».
Технология рефрейминга была разработана в 80-х г. XX века американскими психологами Р. Бендлером и Д. Гриндером, которые в ходе систематического исследования за психиатрической практикой вывели теорию.
Рефрейминг предоставляет возможность размещения индивида в 3 лице или мета-перспективе, которые относятся к реальности описываемого предмета. Техника способна изменять контекст, придавая ему альтернативное значение при помощи переноса в более позитивный смысл.
Добавленное значение НЛП заключается в союзе между теорией психического функционирования и овладением методологией изменений, реализуемой в рамках терапевтических отношений.
Подобные техники «влияния» описываются Карлом Юнгом в качестве обхода сопротивления, что позволяет получить доступ к бессознательным ресурсам, которые необходимы пациенту для преодоления трудностей.
Сторонники нейролингвистического программирования полагают, что рефрейминг — это основополагающий принцип, при помощи которого в любой ситуации можно отыскать позитивную составляющую. Главное, вовремя ее найти и постараться использовать на практике.
Примером искаженного восприятия позитивного типа выступает оптическая иллюзия, которая, сохраняя одну и ту же форму, может вызвать два разных чувства. Рефрейминг постулирует, что изменение восприятия вызовет новую, более подходящую реакцию.
Проще говоря, техника позволяет отображать альтернативное представление реальности, отделяя человека от вредных эмоциональных привычек.
Где применяется?
Методика рефрейминга применяется во многих сферах, однако именно психиатрическая практика — это наиболее используемая дисциплина, методы которой определяются и в других условиях.
Рефрейминг в психологии – это такой технический прием, который активно используется во время позитивной и когнитивно-поведенческой терапии. Основная задача — помочь индивиду справиться с проблемой, что возможно путем смены восприятия окружающего мира и обретения новых взглядов.
Это позволяет:
Такой метод позволяет избавиться от деструктивного мышления, которое включает в себя действия тревожного, зависимого или депрессивного спектра. Также рефрейминг эффективен исходя из изменения поведенческих паттернов.
В менеджменте
Рефрейминг часто применяют в менеджменте, что позволяет реорганизовать бизнес или вывести его из длительного застоя.
Помимо этого, техника дает возможность:
При использовании метода, сотрудники начинают по-новому смотреть на обыденную работу, что влечет за собой желание совершенствоваться и расти по карьерной лестнице. Также техника позволяет создать большие дружные коллективы, формируя у них ощущения преданности и ответственности перед компанией.
В продажах
Применяемый в продажах рефрейминг нужен как продавцам, так и покупателям. Первые используют его в качестве возможности, позволяющей посмотреть на имеющийся товар с иной точки зрения. Это дает возможность повысить общую мотивацию для быстрой и качественной реализации продукта.
В предпринимательской деятельности применяются 2 разновидности методики. Первая позволяет сконцентрировать внимание на самой выгоде от товара. Так, если на продаваемую продукцию отсутствует скидка, продавец может сказать о том, что в магазине наиболее низкие цены.
Следующая разновидность — использование дополнительных вопросов, которые могут предложить альтернативное мнение. К примеру, продавец может акцентировать внимание на положительных и качественных особенностях продаваемого товара.
В образовании
Образовательный рефрейминг используется в педагогической практике сравнительно недавно. Техника характеризуется наиболее вариативным изложением информации при помощи различных способов.
Хороший учитель, который заботится о том, чтобы все ученики поняли предмет, должен предложить сразу несколько вариантов, которые помогут более подробно изучить материал. Так, если ученик не увлекается химией, педагог может предложить посмотреть на научную сторону дисциплины с иной стороны.
В этом случае можно сводить класс в музей наук, где на примере экспериментов и выставок можно продемонстрировать различные химические явления. Это позволит повысить мотивацию учащихся, включая желание посетить следующий урок.
Виды рефрейминга
Рефрейминг в психологии – это когнитивный прием, который позволяет изменить устоявшуюся систему ценностей индивида. Однако прежде чем применять методику, следует определить те факторы, которые беспокоят или тревожат субъекта.
После чего выбрать технику выполнения рефрейминга из 2 видов: при помощи контекста или содержания. Рефрейминг контекста позволяет иначе взглянуть на ситуацию, поведение или объект, что возможно благодаря реализации новой характеристике и смысла.
Заключается в переносе несоответствующего поведения в определенном контексте. Этот метод, широко используется в коучинге, что позволяет субъекту «преобразовать» дефект в качество, изменяя контекст, в котором будет реализовано поведение
Рефрейминг содержания заключается в преобразовании смысла восприятия путем перехода от патогенного значения к утешительному. Характеризуется изменением самого события или мнения. Направлен на перемену восприятия ситуации, что происходит за счет смещения смысловой нагрузки.
6-шаговый метод
Наиболее эффективным и часто используемым методом рейрейминга считается техника, предполагающая наличие 6 шагов.
Пошаговое применение методики:
Несмотря на то, что данный способ часто описывается в качестве метода, который можно использовать самостоятельно, психиатрическая практика указывает на невозможность ее применения без опытного специалиста.
Выполнение 6-шагового метода при помощи собственных усилий предполагает замену психолога на личное общение с подсознательным. Такие техники могут не только не дать никакого эффекта, но и навредить психическому здоровью.
Когнитивный
Применение когнитивной методики способно изменить взгляд на негативные события. Индивид начинает относиться к таковым более позитивно, либо вовсе кардинально меняет свое мнение.
Потому как негативные эмоции, вызванные неприятными событиями или воспоминаниями, могут привести к иррациональным убеждениям и непродуктивным действиям, в психиатрической практике используется так называемая когнитивная триада. Она предполагает наличие негативного взгляда на себя, мир и будущее.
Когнитивный рефрейминг характеризуется 3 основными шагами:
При удачном достижении 3 вышеописанных целей при помощи проведения когнитивного рефрейминга, справляться с негативными ситуациями станет намного проще. Такие последствия, как депрессия, безнадега и гнев резко понизятся.
Агрессивный
При использовании этой техники, следует вспомнить различные ситуации или переживания, которые вызывают подсознательную агрессию. С каждым разом необходимо пытаться останавливать ее негативное воздействие.
К примеру, если индивида раздражает то, что другие, более опытные сотрудники пытаются его чему-нибудь научить, хорошим выбором будет представление всей ситуации в качестве бесплатных курсов для повышения квалификации.
В случае, когда человека вводят в злость новые, неопытные коллеги, следует научиться воспринимать их как маленьких детей.
Гнев — это не самый лучший помощник в контексте человеческих отношений и собственного психологического здоровья. Потому лучше сменить его на более позитивные эмоции и отношение к происходящим событиям.
Логический
Логическая методика предполагает наличие рационального, последовательного отношения к ситуации. Не стоит подменять понятия, лучше всего найти для них объяснения наиболее позитивные аргументы.
К примеру, при усталости от частых командировок, можно обратить внимание на то, сколько индивид прочитал во время таковых поездок — то есть насладиться позитивным переживанием. Также стоит подумать о том, что частая смена обстановки благоприятно сказывается на психическом здоровье.
Даже если случилась ситуация, в которой не отыскать никаких позитивных моментов, следует помнить о том, что таковой опыт обязательно будет полезным в будущем. В дальнейшем это позволит избежать той же ошибки, стать сильнее.
Позитивный
Рефрейминг позитивного типа используется в психологии с той целью, чтобы вселить в индивида нужное оптимистическое мышление. Это позволяет обрести новое стремление в личности, которая уже потеряла какой-либо смысл существования.
Техника предполагает прямую замену одного понятия на другое. К примеру, можно относиться к сложившейся проблеме так, как будто это новая возможность поменять жизнь к лучшему.
Необходимо отыскать доброжелательные слова для того, чтобы устранить собственное нежелание или мысль о том, что ничего нельзя добиться. Вместо «я должен», следует говорить «я хочу», а «я надеюсь» заменить на «я в этом уверен». Фразу, «какой ужас» можно поменять на «это огромный шанс получить что-то новое».
Метод отрицательных качеств
Не всегда проблемы являются стечением обстоятельств. Зачастую — это следствие плохих привычек или негативных черт характера, включая различные зависимости. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо посмотреть на такое обстоятельство в другом ключе, используя технику отрицательных качеств.
К примеру, если индивид считает себя черствым и бесчувственным, следует задуматься о том, что возможно, он выражает свои эмоции не так как все. В этом случае лучше всего подойти к вопросу самоидентификации личности, осознать собственную уникальность.
Организации
Известные психологи Т. Дил и Л. Болмэн, при поиске наиболее правильной организационной техники управления, вывели теорию о необходимости подключения рефрейминга.
Суть метода организации включает следующие направления:
Для того чтобы понять ситуацию изнутри и выбрать необходимый фрейм, следует принять всевозможные точки зрения.
Для этого, американский психолог Ли Болман рекомендует ответить на ряд следующих вопросов:
Вопрос | Если ответ да | Если ответ нет |
Необходима ли индивидуальная самоотдача для успешности компании? | Структурный Символический | Политический Структурный |
Следует ли обращать внимание на технологическое качество методов решения? | Структурный | Символический |
Высока ли степень неоднозначности и неуверенности в компании? | Символический Политический | Структурный |
Компании нужны конфликтные ситуации или дефицит ресурсов? | Политический Кадровый | Структурный |
Взгляд на организационный процесс, исходя из фреймов, позволяет подобрать наиболее эффективные инструменты, которые дают возможность качественно планировать, принимать решения, а также реорганизовывать компанию.
Упражнения
Перед тем как учить технические особенности упражнений, следует разобрать некоторые примеры из жизни:
Рефрейминг в психологии – это метод НЛП, который имеет достаточно большое разнообразие упражнений. Все они могут изменить отношение к негативной ситуации к самой личности.
Я слишком»
Упражнение «Я слишком» можно выполнять самостоятельно, в домашних условиях.
Для этого следует:
К примеру, если человек пишет о своей излишней серьезности, можно прийти к выводу о том, что он является целеустремленным и амбициозным человеком, который всегда сдерживает свои обещания.
«Черное-белое»
Несмотря на то, что упражнение «Черное-белое» можно выполнять самостоятельно, лучше всего прибегнуть к коллективной игре в компании, состоящей из нескольких человек.
Цель упражнения — придумать каждому игроку положительную характеристику в ответ на отрицательное качество. Например, оценка «зануда» отличается тем, что человек не теряет время зря, планомерно следует собственной цели и умеет устранять различные соблазны на пути.
В то же время «высокомерный» — это знающий себе цену индивид, который имеет право давать советы за счет большой опытности. Чем больше негативных характеристик приведется в плюсы, тем лучше будет для общего настроя.
«Отпор»
Для того чтобы выполнить это упражнение, необходимо участие хотя бы 2 человек. Когда один индивид говорит другому неприятную характеристику, цель второго — выставить аргументы «против».
Например, если женщине сказали о том, что она толстая, лучше всего обратить внимание на высокий процент мужчин, которые любят пышные формы. Аналогичная ситуация при оценке «ленивый» может характеризоваться ответом «зато я не имею представления о том, что такое усталость».
Почти из каждой ситуации можно вывести множество положительных моментов, потому рефрейминг — это отличный способ научиться доброжелательно смотреть на многие вещи.
Эффективность техники объясняется тем, что она используется не только в клинической психологии, но и в бытовых моделях поведения — отношениях, бизнесе, учебе.
Видео о рефрейминге в психологии
Шестишаговый рефрейминг. Техника НЛП: