Что означает понятие система чем социальные

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 2

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Если рассматривать общество как целостную систему, то главным его качеством я бы назвала наличие социальных отношений. Члены общества не только живут вместе, они постоянно взаимодействуют. Каждый человек подстраивает свои действия и свое поведение под действия и поведение других людей.

Социальные общества не являются чем-то статичным, наоборот, они постоянно меняются. Все члены общества осознают наличие/присутствие других людей и так или иначе реагируют на них, подстраивая свое поведение.

Любое общество представляет собой бесконечную череду социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликты и т.д. Эти процессы порождают целую сеть социальных отношений, которые и составляют основу любого общества.

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

Систем в обществе очень много. От политических до социальных. Если же рассматривать общество как единую систему, то наибольшее влияние общество оказывает на природу и на социум( мировое общество в целом). Наименее заметно воздействие системы с технической средой. Люди пока всерьез не воспринимают возможные технические проблемы, которые могут просто привести к вымиранию человечества. Влияние на окружающую среду, последние годы стало очень заметно. Глобальное потепление, подъем мирового океана. Общество на эти вызовы пока только отвечает собраниями и заседаниями. Про социальную среду, просто нечего сказать. В мировом сообществе такой бардак, что маленькая КНДР, может уничтожить цивилизацию в целом

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Вообще можно выделить 4 основные группы институтов

2) политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

4) институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

7. Каковы основные черты социального института?

наличие социальных норм, регулирующих поведение людей

наличие людей, занимающихся какой-либо деятельностью

наличие учреждений и средств для реализации этой деятельности

наличие организации (определенная иерархия)

8. В чём значение институциализации?

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество за первые два десятилетия XXI века сильно изменилось. В начале века казалось, что экономическая ситуация в стране после отказа от плановой экономики СССР пойдёт на рост, что укрепится национальная валюта и в стране вырастет уровень жизни. Надежды большинства населения Российской Федерации не оправдались. Повальная нищета, рост инфляции, рост цен, падение рубля и жуткое социальное расслоение на беднейшие и богатейшие слои населения. В начале и середине нулевых наблюдался определённых рост, который затем пошёл на спад, а к 2017 году ушёл в пике.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Для начала определим черты социального института:

— совместная деятельность больших масс людей

— деятельность для удовлетворения потребностей

— устойчивые формы организации жизни общества

— регулируется обычаями и традициями

На примере института образования:

— устойчивые формы организации и поведения: «учиться хорошо», «проявлять любовь к знаниям, к новому»

— регулируется обычаями, школьными и университетскими традициями, собранные в Устав

— совместная учебная деятельность больших масс людей

— учеба удовлетворяет социальные и культурные потребности

— есть здания, учебные учреждения и символика

Источник

Что означает понятие система чем социальные

Подробное решение параграф § 2 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что означает понятие «система»?

Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом.

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Главными социальными институтами являются: институт семьи и брака, политические институты, в первую очередь государство, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институты религии.

7. Каковы основные черты социального института?

Основными чертами социального института являются:

— социальный институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

— наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

— любой из институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею;

— социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.

8. В чём значение институциализации?

Институционализация, с точки зрения социологии, это процесс становления социального института. Значение данного процесса очень велико в жизни общества и государства, ведь мы окружены различного рода институтами, которые помогают нам в процессе жизнедеятельности. И когда общество чувствует необходимость в создании какого-нибудь нового института (учреждения), наделенного определенными социально значимыми функциями, начинается процесс создания этого института, включения его в уже существующую систему институтов.

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество начала XXI в. общество было разрознено многочисленными войнами и экономическими трудностями, из-за чего и произошла революция 1917 г.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Из данного высказывания видно, что общество существует и функционирует в многообразных формах», то есть общество, оставаясь обществом (сохраняя свою сущность), может всё-таки и изменяться. Здесь чётко проглядываются признаки общества как системы.

Такие результаты социологического опроса можно объяснить тем, что российское общество начала XXI в. очень часто обращалось за помощью в различные общественные институты, но так и не получила определённую помощь, поэтому рассчитывают только на себя и большинство никому не доверяют.

Источник

Социальная система

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная система — целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.

Содержание

История

Пониманию общества как системы предшествовало его понимание как социального порядка – поддержания и регулирование жизни определенным набором правил, изначально существующих или установленных между людьми. Основания этого порядка искались либо в естественном праве, присущем самой природе вещей, либо в его сверхъестественном (божественном) установлении. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычая, традиции, ритуала (морально) или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.
С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано. Алексис Токвиль был очевидно первым, кто использовал термин «социальная структура». Один из самых ранних и наиболее исчерпывающих анализов социальной структуры был проведен Марксом, который показывал зависимость политической, культурной, и религиозной сторон жизни от способа производства — в этом заключалась теория исторического материализма. Последующие марксистские теоретики, как Л. Альтюссер, считали что культурные и политические учреждения относительно автономны и зависимы от экономических факторов не фаталически, а только «в крайней ситуации». Но марксистский взгляд на социальную структуру общества не был единственным. Параллельно это понятие в своих работах развивали такие различные мыслители, как Герберт Спенсер и Макс Вебер, Фердинанд Тённис и Э. Дюркгейм, Г. Зиммель и Толкотт Парсонс, Питер Блау и Энтони Гидденс, Пьер Бурдьё и Ж. Деррида, Маргарет Арчер и И. Валлерстайн, а также Якоб Леви Морено.

Структура социальной системы

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

Источник

Понятие социальной системы и социальной структуры

Общая характеристика социальной системы и социальной структуры

Социальная система – это целостное образование, которое состоит из функционально связанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов (индивидов, групп, институтов, организаций, общностей).

Социальная система является более широким понятием, чем социальная структура. Социальной системой можно назвать способ организации взаимодействия всех элементов, которые ее составляют.

Социальная структура будет выступать в качестве совокупности самых устойчивых элементов и их связей, которые обеспечивают воспроизводство и функционирование всей системы. Другими словами, социальная структура – это основа, то что составляет фундамент и каркас социальной системы.

Основные подсистемы общества

Общество в качестве глобальной социальной системы будет представлять собой сложное целостное образование, которое включает в себя некоторое количество подсистем, несущих самостоятельную функциональную нагрузку. Принято выделять такие основные подсистемы общества:

Рассмотрим данные подсистемы подробнее.

Задача экономической подсистемы заключается в регуляции отношений между людьми в процесс производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Экономическая подсистема решает следующие вопросы:

Основная функция экономической подсистемы – это адаптация к динамичным условиям окружающей среды и удовлетворение интересов и материальных потребностей общества. При этом, чем выше будет уровень экономической организации общества, тем выше будет степень его адаптации, и, соответственно отсюда вытекает высокая эффективность функционирования. Данную цепочку на сегодняшний день показывают самые развитые индустриальные страны.

Главная задача политической подсистемы заключается в регуляции отношений, которые связаны с установлением, функционированием, организацией и изменением публичной власти. Она включает в себя такие компоненты как государство, правовые институты (прокуратура, суд, арбитраж и т.д.), политические движения и партии, общественно-политические объединения и ассоциации и др. Также ее важными компонентами являются ценностно-нормативные структуры, которые регулируют взаимодействия политических субъектов, и СМИ, задача которых обеспечивать взаимосвязь между гражданским обществом и государством. Основная функция политической подсистемы заключается в обеспечении социального порядка, интеграции и стабильности общества, его мобилизации на решение самых важных для жизни проблем и задач.

Следующая подсистема – социальная. Ее задача заключается в регуляции взаимодействия разных общностей и групп относительно социальных условий их жизни. В самом широком смысле, социальная сфера представляет собой совокупность организаций и институтов, которые отвечают за благосостояние всего населения (здравоохранение, общественное питание, коммунальное и бытовое обслуживание, общественный транспорт и т.д.). Если рассматривать социальную сферу в более узком значении, то она будет охватывать только учреждения социального обеспечения и социальной защиты, направленные на защиту социально-уязвимых слоев населения: безработных, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д.

Духовная или социокультурная подсистема занимается деятельностью по созданию, освоению и развитию культурных, а также духовно-нравственных ценностей, которые определяют поведение и сознание человека. К ее основным компонентам можно отнести научную сферу, образование, мораль, литературу, воспитание, религию и искусство. Ее основные функции заключаются в социализации личности, образовании и воспитании молодежи, развитии науки и культуры, воспроизводстве социокультурной среды жизнедеятельности людей, а также в обогащении их духовного мира.

Все данные четыре подсистемы находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга. При этом тяжело установить, которая из них занимает ведущую позицию. К примеру, в теории марксизма полагали, что экономическая подсистема будет обусловливать социальные, духовные и политические процессы. Однако за это многие социологи критиковали ее, говоря о том, что невозможно объяснить, почему одни общества устойчивы, а другие распадаются только с помощью влияния производственных отношений. На сегодняшний день социологи стараются не подходить к оценке ведущей роли той или иной подсистемы с однозначной стороны. Они полагают, что общество может нормально развиваться только если все системы функционируют эффективно и согласованно – экономическая, политическая, социальная и духовно-культурная. Если же недооценивать какую-либо из них, то это может привести к негативным последствиям для функционирования общества как целостной системы.

Модели социальной структуры

Определяя социальную структуру общества важно понять, какие компоненты входят в ее основу. С данной точки зрения исследователи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: категориальную и нормативно ценностную. Остановимся на них подробнее.

Нормативно-ценностная представлена структурным функционализмом и социологическими направлениями, которые примыкают к нему. В соответствии с данной моделью, главными компонентами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования, под которыми понимаются социальные институты, статусно-ролевые группы и др. В качестве источника изменения социальной структуры будет выступать преобладающая в обществе система норм, ценностей, культурных образцов, которые определяют значимость той или иной социальной роли, или же какого-либо типа социальной деятельности. Таким образом, в соответствии с данной моделью, социальную структуру рассматривают не как застывшую конфигурацию, а как динамичную целостную систему, которая представляет собой результат взаимодействия элементов, которые ее составляют.

В основе второй, категориальной модели лежит принцип о том, что основные элементы социальной структуры – это крупные социальные категории: классы, профессиональные группы, социальные слои и т.д. Представители марксистской теории говорят о том, что социальная структура также будет обусловлена ведущим способом производства, и здесь необходимо обратить внимание на анализ классовых противоречий, а также их воздействие на структурные сдвиги в социуме. Представители технологического детерминизма наоборот отмечают, ведущим источником перемен в социальной структуре являются технологические инновации. Они считают, что технический прогресс может решить все противоречия, которые существуют в современном обществе.

Также социальную структуру изучают и с точки зрения исключительно эмпирического подхода. Представители данного направления говорят о том, что в социальную структуру нужно включать только те общности людей, которые наблюдаемые и эмпирически фиксируемые, а также обладают определенными признаками, поддающимися измерению (например, возраст, доход, профессия, образование и т.д.).

Также в социологической литературе можно встретить и более широкую трактовку социальной структуры, которая говорит об общем строении социума, включающем в себя самые разные и разнохарактерные структурные элементы. Также существует трактовка, которая предполагает и социально-демографическую, социально-территориальную, социально-этническую и другую структуру общества.

Подводя итог можно сказать, что социальную структуру общества можно рассматривать с разных точек зрения. Задача социологии заключается в том, чтобы выявить основные законы ее формирования и развития. Это приобретает особую важность, т.к. именно социальная структура будет определять стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.

Источник

ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 2

1. Что означает понятие «система»?

2. Чем социальные (общественные) системы отличаются от природных?

3. В чём заключается главное качество общества как целостной системы?

Если рассматривать общество как целостную систему, то главным его качеством я бы назвала наличие социальных отношений. Члены общества не только живут вместе, они постоянно взаимодействуют. Каждый человек подстраивает свои действия и свое поведение под действия и поведение других людей.

Социальные общества не являются чем-то статичным, наоборот, они постоянно меняются. Все члены общества осознают наличие/присутствие других людей и так или иначе реагируют на них, подстраивая свое поведение.

Любое общество представляет собой бесконечную череду социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликты и т.д. Эти процессы порождают целую сеть социальных отношений, которые и составляют основу любого общества.

4. Каковы связи и отношения общества как системы со средой?

Систем в обществе очень много. От политических до социальных. Если же рассматривать общество как единую систему, то наибольшее влияние общество оказывает на природу и на социум( мировое общество в целом). Наименее заметно воздействие системы с технической средой. Люди пока всерьез не воспринимают возможные технические проблемы, которые могут просто привести к вымиранию человечества. Влияние на окружающую среду, последние годы стало очень заметно. Глобальное потепление, подъем мирового океана. Общество на эти вызовы пока только отвечает собраниями и заседаниями. Про социальную среду, просто нечего сказать. В мировом сообществе такой бардак, что маленькая КНДР, может уничтожить цивилизацию в целом

5. Что такое социальный институт?

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

6. Охарактеризуйте главные социальные институты.

Вообще можно выделить 4 основные группы институтов

2) политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

4) институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

7. Каковы основные черты социального института?

наличие социальных норм, регулирующих поведение людей

наличие людей, занимающихся какой-либо деятельностью

наличие учреждений и средств для реализации этой деятельности

наличие организации (определенная иерархия)

8. В чём значение институциализации?

1. Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XXI в.

Российское общество за первые два десятилетия XXI века сильно изменилось. В начале века казалось, что экономическая ситуация в стране после отказа от плановой экономики СССР пойдёт на рост, что укрепится национальная валюта и в стране вырастет уровень жизни. Надежды большинства населения Российской Федерации не оправдались. Повальная нищета, рост инфляции, рост цен, падение рубля и жуткое социальное расслоение на беднейшие и богатейшие слои населения. В начале и середине нулевых наблюдался определённых рост, который затем пошёл на спад, а к 2017 году ушёл в пике.

2. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.

Для начала определим черты социального института:

— совместная деятельность больших масс людей

— деятельность для удовлетворения потребностей

— устойчивые формы организации жизни общества

— регулируется обычаями и традициями

На примере института образования:

— устойчивые формы организации и поведения: «учиться хорошо», «проявлять любовь к знаниям, к новому»

— регулируется обычаями, школьными и университетскими традициями, собранные в Устав

— совместная учебная деятельность больших масс людей

— учеба удовлетворяет социальные и культурные потребности

— есть здания, учебные учреждения и символика

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *