Что означает понятие социальное общество
1. Понятие и типология социальных общностей и групп
2. Молодежь как социальная общность
2.1. Молодежная субкультура
2.2. Стратификация молодежи в целях образования, занятости и потребления
Список используемой литературы
1. 1. Понятие и типология социальных общностей и групп
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности.
Свойства социальных общностей: 1) наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность; 2) наличие единых, разделяемых всеми участниками общности, правил, норм; 3) солидарные социальные взаимодействия партнеров, обусловленные наличием совпадающих целей и единых норм.
Типология социальных общностей:
2. По численности: 1) диады (взаимодействие двух человек); 2) малые общности (включают от 3 до нескольких десятков человек); 3) большие общности (от сотен до тысяч человек); 4) суперобщности (включают десятки тысяч и миллионы человек); 5) все мировое сообщество.
3. По времени существования: 1) кратковременные (существуют от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры междугороднего автобуса); 2) длительные (существуют от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения); 3) долговременные (существуют от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).
4. По плотности связей между индивидами: 1) тесно сплоченные (организации); 2) аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).
5. По базовому системообразующему признаку: 1) территориальные (дальневосточная общность), 2) этнические (русские) (6), 3) демографические (молодежь, женщины), 4) культурные (субкультурные) и т.д.
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей.
Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.
Изучение социальных групп имеет особое значение для социологии. Это связано с тем, что, в отличие от иных типов общностей, они оказывают на человека неизмеримо более сильное воздействие, формируют микросоциальную среду нашего существования в обществе.
Под социальной группой в социологии чаще всего понимают объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия.
Последний признак является важнейшей отличительной чертой социальной группы и проявляется: 1) в непосредственной мотивированности взаимодействий не личными потребностями, а интересами всей группы; 2) в институционализорованном характере этих взаимодействий. В свою очередь, институционализация социальных взаимодействий в группе проявляется: 1) в статусно-ролевом дифференцировании членов группы (каждый член группы занимает определенный статус внутри группы и выполняет соответствующие данному статусу роли); 2) в формировании устойчивой внутренней структуры (иерархии), обеспечивающей успешное функционирование группы; 3) в наличии формальных и неформальных отношений (групповых норм, традиций, обычаев).
Типология социальных групп:
1. По аскриптивному (предписанному от рождения) признаку: а) расовые; б) этнические; в) территориальные; г) родственные и т.п.
2. По статусному или профессиональному признаку: а) рабочие; б) служащие; в) предприниматели и т.п.
3. По целям деятельности: а) хозяйственные (трудовой коллектив); б) научно-исследовательские (коллектив ученых); в) политические (партия) и т.п.
6. По различным признакам, которые определяют устойчивость данного группового образования: а) этнические (расовые); б) культурные (субкультурные); в) с теми или иными видами и структурами внутригрупповых связей; г) выполняющие те или иные функции; д) решающие те или иные задачи и т.д.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
1. 2. Молодежь как социальная общность
2.1. Молодежная субкультура
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Изучение молодежных субкультур составляет важное направление социологии молодежи.
С 60-х годов XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира; в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.
С конца 80-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным.
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь играют основную роль.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, являлась, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.
На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобрела преступность среди российской молодежи.
Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультуным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.
2.2. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и
В современном российском обществе социальная стратификация воспроизводится не только распределением собственности и власти, но и доступом к интеллектуальным ресурсам. Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям.
Как отмечал М. Вебер, именно способность людей воспринимать радикальные изменения в общественной жизни, готовность к адекватному поведению в новых условиях представляются наиболее важным в обеспечении успеха в крупных социальных и экономических сдвигах. В рамках этой теории была поставлена задача: выявить факторы включения молодых людей в рыночные отношения в сферах образования, занятости (на рынке труда) и потребления. Ее решение дает возможность проанализировать наблюдаемую социальную стратификацию молодежи, что весьма важно для понимания взаимосвязи социоэкономической динамики и поведенческих приоритетов «рыночного поколения» в трансформационных процессах российского общества с целью выявления состояния его «включенности» в рыночную экономику.
Для выражения кредо современного поколения учащейся молодежи можно использовать девиз, сформулированный самими студентами: «Добиться успеха в жизни, жить в кайф; получить все и сразу!»
Хорошее образование в этом процессе становится главной стартовой ступенью в достижении жизненного благополучия.
Рост престижности высшего образования (падение его произошло в начале девяностых годов в условиях «дикого» рынка, подъем с 995 г), фиксируемый в ходе мониторинга «Абитуриент-студент-выпускник», привел к его массовизации: 70% россиян считают необходимым дать своим детям высшее образование. В то же время массовизация образования ведет к росту на рынке труда доли невостребованных выпускников: предложение не находит спроса. Наряду с этим, усиливается требовательность к знаниями и умениям выпускников со стороны работодателей. Поток недостаточно подготовленных работников увеличивает напряженность, в первую очередь, на региональных рынках труда, и образование все более становится сферой столкновения экономических интересов.
Эмпирический анализ поколения «next» свидетельствует о резких динамических изменениях распределения между ними социальных ролей. По мнению сегодняшних двадцатилетних, молодежь 16-18 лет отличается от них; между ними не всегда существует взаимопонимание, есть различие в ценностных приоритетах. Возрастная когорта, рожденная в годы перестройки, в условиях открытости России мировому информационному пространству, оказалась более подвержена воздействиям Запада, успела впитать в себя его потребительские стандарты и, как должное, воспринимает криминализацию общества. Для этой группы молодежи характерен тип поведения, ориентируемый на развлечения, неформальное общение и потребление поп-культуры. Воспринимаю рыночную экономику как «криминал» (49,3%), они принимают ее как данность, подстраивая под социальную практику экономические модели поведения.
Сравнительный анализ характерных черт современной учащейся молодежи позволяет сделать следующие выводы. Под влиянием глоболизации молодежь стремительно трансформируется и меняет смысложизненные принципы советского поколения на потребительские ориентиры. Характерной чертой поколения является высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению и участию во всякого рода «тусовках».
Нынешнее поколение молодежи можно назвать поколением независимых и целеустремленных индивидуалистов, приверженцев коммуникативной свободы, своеобразными «романтиками» потребления, раскрепощенными, самоуверенными и амбициозными молодыми людьми.
Человек может стремиться к достижению своей цели разными способами: во-первых, самостоятельно, не учитывая, что делают другие; во-вторых, в борьбе с другими, когда он стремится к чему-то, к чему стремятся также и другие, и ему приходится противопоставлять им себя; в-третьих, в сотрудничестве с другими, в данном случае это сотрудничество регулируется организационными предписаниями, которые соединяют сотрудничающих людей в целевые группы.
В связи с вышеизложенным рассмотрим такое понятие как организация.
Социальные организации возникают и функционируют в рамках социальных институтов. Важнейшими их чертами являются: 1) постоянное и прочное взаимодействие между участниками; 2) четкое определение их функций, прав и обязанностей; 3) регламентация и контроль за исполнением функций и обязанностей; 4) наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих их функционирование.
В социологии сложилось несколько подходов к пониманию сущности организации: 1) это искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в социальной структуре общества и предназначенное для выполнения конкретной функции; 2) это деятельность по организации, включающая распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и контроль; 3) это степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов какой-либо системы.
1. Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
3. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые обусловлены его строением.
Понятие организация применяется к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, при этом обычно употребляется в общем контексте с понятиями структура, система и управление. Как правило, в понятии организация фиксируются динамические закономерности системы, которые относятся к функционированию, поведению и взаимодействию ее частей.
Применительно к социальным объектам употребляют понятие «социальная организация». Ведущий исследователь в области проблем социальных организаций А.И. Пригожин в ряде своих работ дает подробную и содержательную характеристику социальных организаций.
Во-первых, это «искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции», т.е. в данном случае под организацией понимается искусственно созданная группа институционального характера, которая выполняет определенную общественную функцию. В этом смысле организация выступает как элемент социальной структуры. В таком значении термин «организация» относится к предприятию, банку, школе, органу власти, добровольному союзу и т.д. В этом смысле «социальный институт» и «социальная организация» тождественны друг другу.
В-третьих, это «определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов». В этом значении термин «организация» выступает в качестве свойства, атрибута социального объекта. В этом смысле термин «организация» применяется, когда необходимо различать степень внутренней упорядоченности и согласованности элементов той или иной социальной системы.
Типология социальных организаций:
1. По степени формализации существующих связей, статусов и норм; а) формальные организации (их особенности): 1) возникают, как правило, в результате соответствующего административного, политического решения; 2) основаны на разделении труда; 3) им присуща глубокая специализация; 4) деятельность организации четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами; 5) функционирование основано на управленческой деятельности); б) неформальные организации (их особенности: 1) возникают и функционируют параллельно с формальными; 2) появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для удовлетворения социальных потребностей; 3) это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий; 4) в них действуют свои, отличающиеся от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения; 5) они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества, компенсируя, таким образом, их недостатки; 6) это самоорганизующиеся системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации).
Структура социальной организации включает: 1) информацию и систему ее передачи; 2) готовность персонала (к реализации задач организации); 3) социально-психологическую атмосферу; 4) коммерческие идеи и стратегию деятельности; 5) ресурсы (технические и духовные); 6) метод управления и роль руководителя.
Исследователи отмечают высокую степень влияния на деятельность организации окружающей ее внешней среды Функции организаций: 1) удовлетворение человеческих потребностей через производство (средств производства, предметов потребления, среды обитания человека); рекреацию (отдых и лечение); социализацию (предоставление информации, образование и воспитание); 2) общественная интеграция путем обеспечения социального контроля и социального управления.
Существует закон, согласно которому любая формальная организация стремится превратиться в бюрократическую систему. С другой стороны, без бюрократии сегодня невозможен ни технический, ни организационный, ни общественный прогресс.
Таким образом, общество-это взятые в устойчивых, регулярных и институциализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей.
Список используемой литературы
1. Заславская Т.И. Социальная неравномерность переходного общества./ Общественные науки и современность.1996, № 4.
2. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России// Социологические исследования, 2002, №10.
4. Мкртчан Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления// Социологические исследования, 2005, №2
5. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. Целевые общности (социальные организации)
6. Пригожин А.Н. Современная социология организаций / М., 1995.
ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОСТЬ» в других словарях:
ОБЩЕСТВО — в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определ. этап че ловеч. истории (обществ. экономич. формаций, межформационные … Философская энциклопедия
социальность познания — СОЦИАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ понятие, выражающее собой многообразные формы взаимосвязи знания, с одной стороны, и его окружения (деятельности, общения, культуры, социума в целом), с др. Специально разрабатывается в социальной эпистемологии,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ОБЩЕСТВО — организованное сообщество индивидов, связанных общим интересом. В более узком смысле понятие общества означает экономический обмен между индивидами, отношения интереса. Отличается от понятий общины и государства. Община предполагает природную… … Философский словарь
В тени молчаливого большинства, или конец социального — (фр. A l’ombre des majorités silencieuses, ou la fin du social) социально философское сочинение Жана Бодрийяра, написанное в 1982 году, в котором автор ставит под вопрос само существование социального, предпринимает попытку… … Википедия
Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора
ТЕННИС — (Tonnies) Фердинанд (1855 1936) немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания)… … Новейший философский словарь
ТЁННИС (TONNIES) Фердинанд — (1855 1936) немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват доцент, с 1909… … Социология: Энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Понятие «социальное» и его изучение в социологии
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Понятие «социальное» и его отличие от понятия «общественное»
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный» и «социальный». Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».
В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
9. Структурно-функциональная теория (Парсонс, Мертон)
Основные положения теории
1. Общество рассматривается как система;
2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности ее частей;
3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности ее границ).
Толкотт Парсонс (р.1902 г.) считается основателем теории структурного функционализма. Он опирался на работы Спенсера, Конта.
В 1951 году Парсонс опубликовал труд под названием «Социальная система», в котором внимание было уделено анализу 5 проблем:
1. Социального порядка,
2. Социальной структуры,
3. Социальной интеграции,
4. Социальной стабильности,
5. Социального взаимодействия.
По его мнению, в любом обществе существуют некие механизмы, которые обеспечивают коллективную солидарность и социальную стабильность. Любое обществе склонно поддерживать стабильность при помощи двух механизмов: самоподдержания и саморегуляции.
Достижение стабильности обусловлено тем, что люди в своих действиях имеют одни мотивы и придерживаются одним и тем же ценностям.
Т.е. любое общество должно выполнять 4 функции:
Адаптация | Наличие общих целей |
Иметь общие нормы и механизмы разрешения конфликтов | Интеграция |
Для реализации этих функций в обществе складывается соответственные механизмы:
Экономика | Политика |
Система родства | Культура |
Роберт Мертон (1910 р.) продолжал мысли Парсонса, но только по своему.
В отличии от Парсонса от считал, что стабильность общества весьма проблематична и, главное, заранее не задана.
Теория структурно-функционального анализа, разрабатываемая Мертоном, существенно отличалась по уровню абстрактности от того, что делал в этой области социологического анализа Парсонс. По существу, Мертон стремился конкретизировать абстрактные теоретические размышления его старшего коллеги, «спустить» их с высоких «теоретических небес» на более низкий и приземленный уровень. Мертона постоянно тянуло к теоретизированию иного характера, более тесно связанного с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего уровня.