Что означает понятие светское государство
Светское государство: характеристика, признаки
Базовые виды государства
В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:
Теократическое государство
Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.
К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.
Клерикальное государство
Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.
Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.
Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.
Светское государство
Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.
Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.
Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:
Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.
Основные признаки светского государства
Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:
Этапы отделения религиозных сообществ от государства
Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:
Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:
Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.
Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.
При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.
В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.
Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.
Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.
На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения:
Светское государство
«В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признаётся обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга».
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех религий равны перед законом.
Большинство мусульманских стран не отвечают критериям светскости. Так, Иран и Саудовская Аравия официально являются теократическими государствами, в конституциях большинства арабских стран записано, что их законодательство основано на Коране и шариате, религиозная форма брака является единственно возможной. В Малайзии в последние годы произошёл отход от светского государства (появилась религиозная полиция, разбирающая дела мусульман). Из государств с преобладанием мусульманского населения светскими являются, например, Турция и Казахстан, Кыргызстан и Азербайджан. Кроме того, бывают случаи, когда государство имеет государственную религию и вместе с тем провозглашает себя светским (Англия, Дания, Египет, Тунис, Бангладеш и так далее).
Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.
Принцип светскости предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Также он способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства, как основной формы организации общественно-политической власти.
В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнёрства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств:
преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями).
Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определённого типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.
Светское государство
Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.
Не полностью религия отделена от государства и в Израиле.
Сейчас важное значение имеет реализация принципа светскости, что предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.
В социологической науке представлена типология светских и несветских государств по различным основаниям. Критерии классификации светских государств: 1) наличие партнерства государства и религиозных организаций и 2) степень влияния религии на правовую систему государства. Данные критерии позволяют выделить 4 типа светских государств: преференциальный, эквипотенциальный (государство стремится к максимально возможной изоляции религиозных организаций от государственной жизни), контаминационный, идентификационный (сотрудничество государства с религиозными организациями)[1].
Разные типы светских государств, существующие в современном мире, являются закономерным итогом развития общества. Формирование определенного типа светского государства обусловлено конкретными историческими, политическими, культурными и иными особенностями общественной динамики.
Как нам понимать светскость государства
Эх, Россия! Всё больше в тебе признаков приближающихся перемен. И чем более осознанными будут эти перемены, тем меньшую цену придется платить тебе за очередную «революцию сознания». И тем больше ценного опыта уходящей эпохи удастся сохранить русскому обществу. Именно поэтому сегодня нуждаются в переосмыслении многие привычные понятия, которые раньше не вызывали у нас вопросов.
На площадках Общественной палаты стартовала серия круглых столов и семинаров, нацеленных на обсуждение новых трактовок понятия «светское государство». Понятие «светскость» («секулярность») представляет собой сложную проблему. Именно поэтому странно было слышать скоропалительные предложения упразднить существующий федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый ровно 20 лет назад осенью 1997 года, и принять новый закон, который будет базироваться на иных концептуальных основаниях и регулировать российское религиозное пространство с помощью «светскости». Было предложено разделить сферы религиозных и нерелигиозных сегментов социума и их компетенций, отделив, например, «клерикализацию» от религиозного духовно-нравственного влияния строкой закона. Или проявления антирелигиозной ксенофобии отделить циркуляром от некоей «естественной» свободы самовыражения. Наконец, чего уж останавливаться на малом, просто отделить сферу светскости от сферы религиозной. Делать это все предлагается, вбив в перечень социальных норм некие дополнительные «флажки».
Удовольствие рассказать читателю о перипетиях принятия «закона девяносто седьмого года» и его глубинных смыслах я отложу на некоторое время. Не горит. А вот о светскости (секулярности) необходимо говорить именно сейчас. Ниже вы поймёте почему.
Попробуем подойти к ответу на этот вопрос.
1. Секулярность не монолитна. На деле существует множество идейно не схожих секулярностей, как и множество религий. Поэтому говорить по старинке о «секулярности вообще» так же странно, как говорить о «религиозности вообще».
5. Секулярность (как и религиозность) мифологична. Сегодня вполне очевидно, что между светским и религиозным гораздо меньше кардинальных, глубинных различий, чем казалось прежде. Более того. Если дать какому-то варианту светскости превратиться в завершенную идеологическую систему, в ней, как во всякой идеологии, легко будет отыскать квазирелигиозные основания. Например, современный позитивизм и эволюционизм имеют собственную «священнную историю»: это концепция социального Прогресса, понимаемого как освобождение от догматизма и косности.
Иными словами, мы сегодня имеем дело с открытием и осознанием мифорелигиозных оснований светскости-секулярности. До недавнего времени об этом было не принято говорить. Но сегодня не говорить об этом уже нельзя.
Феномен неочевидности, условности границ религиозного и секулярного ученые анализируют в рамках проблематики постсекулярности. Они отмечают, что современные формы секулярного позитивизма порождают все больше иррациональных и гибридных понятий, формализация которых затруднена. Без прояснения данной проблематики невозможно построить сколько-нибудь удовлетворительное социологическое описание современного общества и упорядочить отношения различных по образу жизни социальных групп, избежав конфликтов между ними.
К сожалению, некоторые сегодняшние определения светскости грешат либо логической некорректностью, либо дискриминацией представителей традиционных и классических религий.
Светское государство должно быть равноудалено от разных мировоззрений, поскольку любой другой подход означал бы дискриминацию одних мировоззрений и привилегию для других. Если, например, строго придерживаться принципа равноудаленности, то «светскость» не будет иметь ничего общего ни с религиозностью (классической и неклассической), ни с атеизмом, ни с различными позитивистскими, этноцентрическими и прочими учениями. По всей видимости, такое государство окажется на позициях агностицизма: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Резюмируя сказанное, я бы дал следующее определение современного светского государства: «Это государство, чьи нормы и идеалы определяются независимо от отношения к религии, идеологии или иной системе знания, но исходя из их исторической роли в жизни конкретного народа». То есть в соответствии с демократическим принципом большинства, перенесенным в историческую перспективу.
Светское государство: понятие и характеристика. Религиозные объединения
Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:
По закону религиозные объединения:
Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.
Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.
И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с «трудными» подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.
В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и законодательством РФ создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» (в редакции от 2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.