Что означает понятие заведующий аптекой
Должностная инструкция заведующего аптекой
Открыть в формате WORD
1. Заведующий аптекой относится к категории руководителей.
2. На должность заведующего аптекой назначается лицо, имеющее высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
3. Назначение на должность заведующего аптекой и освобождение от нее производится директором организации.
4. Заведующий аптекой должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Закон РФ от 22.6.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Закон РФ от 7.02.92 № 2300- I «О защите прав потребителей», иные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения и фармацевтики.
4.3. Критерии и показатели, характеризующие состояние обеспечения населения лекарственными препаратами.
4.4. Теоретические и организационные основы фармацевтического дела.
4.5. Установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
4.6. Действующий порядок ценообразования.
4.7. Систему льгот, установленных органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления, для отдельных категорий граждан.
4.9. Основы экономики, организации труда и управления.
4.10. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
4.11. Правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. Заведующий аптекой в своей деятельности руководствуется:
5.1. Уставом организации.
5.2. Настоящей должностной инструкцией.
6. Заведующий аптекой подчиняется непосредственно
II. Должностные обязанности
1. Руководит аптекой в соответствии с действующим законодательством.
2. Организует работу коллектива по осуществлению своевременного и качественного обеспечения населения лекарственными препаратами, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения.
3. Обеспечивает наличие минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, установленного федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
4. Контролирует выполнение работниками аптеки приказов и распоряжений.
5. Проводит анализ деятельности аптеки и на основе показателей ее работы принимает меры по улучшению обеспечения населения лекарственными препаратами.
6. Организует финансово-хозяйственную деятельность аптеки с использованием новых экономических подходов и методов управления.
7. Принимает участие в решении возникающих в процессе деятельности аптеки задач в области организации лекарственного обеспечения населения.
8. Осуществляет рациональное использование трудовых, финансовых и материальных ресурсов аптеки.
9. Организует работу по кадровому планированию, рациональной расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних фармацевтических кадров.
10. Контролирует качество выполнения работы подчиненными сотрудниками и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка.
Заведующий аптекой имеет право:
1. Действовать от имени аптеки во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3. Запрашивать от работников необходимые информацию и документы.
4. Давать работникам обязательные для исполнения указания.
5. Вносить на рассмотрение директора организации представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников аптеки; предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
6. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.
Заведующий аптекой несет ответственность:
Заведующая аптеки
Грамотный опытный руководитель необходим для эффективной работы любого предприятия. В аптеке руководство осуществляет заведующая, которая контролирует организацию работы аптеки, анализирует товарный ассортимент, занимается документооборотом и выполняет массу других обязанностей. Качество работы всего персонала, а также успешность организации в целом напрямую зависят от степени профессионализма заведующей аптеки.
Обязанности заведующей аптеки
Перечень должностных обязанностей заведующей аптеки весьма широк:
— Работа с поставщиками – заключение договоров, закупка товаров аптечного ассортимента
— Организация системы продаж
— Разработка ценовой политики
— Контроль сроков годности
— Организация и обеспечение фармпорядка
— Контроль качества лекарственных средств
— Управление персоналом аптеки
— Сопровождение проверок контролирующими организациями
— Контроль трудовой дисциплины
— Контроль санитарного режима
— Ведение учета и отчетности
— Взаимодействие с медицинскими организациями
— Контроль исполнения работниками приказов и распоряжений
— Разработка штатного расписания
— Организация финансово-хозяйственной деятельности аптеки
— Повышение квалификации работников и т.д.
Кто может стать заведующей аптеки?
Руководителем (заведующей) аптеки может быть лицо с высшим профессиональным образованием по специальности «Фармация» и наличием сертификата специалиста по специальности «Управление и экономика фармации», при этом стаж работы на руководящих должностях должне составлять не менее 5 лет.
К заведующим аптеки также предъявляются следующие требования:
Чем еще занимается заведующая аптеки?
Руководитель (заведующая) аптеки обладает следующими полномочиями:
— Разработка приказов и распоряжений для персонала аптеки
— Подбор кадров, назначение на должности в соответствии с профессиональной квалификацией, увольнение работников
— Назначение премий или штрафов
— Решение вопросов финансового и материального обеспечения
— Получение и использование информационных материалов
— Представление аптечной организации в различных инстанциях
Заведующая аптекой несет ответственность за осуществление должностных обязанностей, своевременное выполнение приказов и соблюдение нормативных актов. Руководитель обеспечивает соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности, использование ресурсов, качество обслуживание покупателей. Именно поэтому при подборе заведующей следует обратить внимание не только на наличие соответствующего образования и опыта работы, но и на практические умения и профессиональные навыки.
Заведующий аптеки
Заведующий аптеки — должность, которая требует от соискателя наличия целого ряда компетенций и знаний. В статье мы раскроем основную информацию о том, что входит в обязанности заведующего, и какие требования предъявляются к его квалификации и опыту.
Кто может быть заведующим?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1081 от 22.12.2011г. «О лицензировании фармацевтической деятельности» к должности заведующего предъявляется ряд требований, в частности — наличие высшего или среднего специального фармацевтического образования.
Руководитель розничной или оптовой фармацевтической организации должен соответствовать одному из критериев:
Заведующий обязан иметь свидетельство о пройденной аккредитации или сертификации специалиста. Необходимо пройти интернатуру, ординатуру или профессиональную переподготовку в направлении «Управление и экономика фармации».
Профессиональный уровень и готовность к профстандартам напрямую зависят от опыта работы, поэтому для работы заведующим требуется иметь опыт работы от 3 лет для обладателей высшего образования и от 5 для специалистов со средним образованием.
Однако если аптека находится в отдалённом регионе, требования к квалификации заведующего могут быть снижены. Например, это должность смогут занимать фармацевты со средним специальным образованием без требований к опыту работы.
Особые условия допуска к работе
Помимо квалификационных требований, специалист должен проходить обязательные, периодические и внеочередные медицинские обследования. Ему необходимо пройти обучение по пожарной безопасности и охране труда, получить подготовку в направлении защиты аптеки от возникновения чрезвычайных ситуаций.
Профессиональные стандарты
Ключевой задачей заведующего аптекой является реализация потребностей покупателей в приобретении безопасных и качественных лекарств, БАДов, медицинских изделий и других товаров, доступных для приобретения в аптеках. Для наиболее эффективной реализации этой функции заведующий аптеки должен выполнять ряд трудовых функций.
Должностная инструкция заведующего аптекой включает:
Все сотрудники аптеки находятся в прямом подчинении заведующему. Только он может принимать на работу или увольнять персонал, назначать штрафы, определять графики отпуска и работы. Он формирует график работы сотрудников и отвечает за повышение их квалификации.
Заведующий сообщает обо всех изменениях в нормативно-правовых актах и документах, которые регулируют деятельность аптечной организации.
Soft skills — полезные навыки
Помимо квалификационных требований заведующему аптеки будет полезно обладать рядом «гибких навыков» — soft skills. Это неспециализированные навыки, которые помогают эффективно выполнять обязанности заведующей аптеки, успешно участвовать в рабочем процессе и обеспечивать высокую производительность, но при этом не имеют связи с конкретной предметной областью.
Коммуникативные навыки
В эту группу входит умение работать в команде и договариваться с людьми, грамотно аргументировать свою точку зрения. Заведующий является промежуточным звеном между владельцем аптеки или руководством сети и сотрудниками, поэтому он должен уметь решать конфликты и определять наиболее эффективные способы взаимодействия.
Эмоциональный интеллект и лидерские качества тоже входят в коммуникативные навыки. Они помогают лучше распознавать чужие чувства и эмоции, отслеживать и контролировать свои.
Навыки самоорганизации
Руководитель должен уметь эффективно построить свой рабочий процесс, правильно распоряжаться временем и расставлять приоритеты. Постоянно отвлекаясь на мелкие задачи, он не сможет уделить достаточное внимание более важным вопросам.
Так как заведующий отвечает за широкий спектр вопросов и является опорой для своих сотрудников и покупателей, он должен быть готов самостоятельно принимать решения и нести ответственность за все процессы, происходящие в аптеке. Иногда на время отсутствия заведующего аптекой, в качестве его заместителя, выбирается первостольник, обладающий высоким уровнем ответственности — это одно из ключевых требований. Таким способом сотрудник сможет приобрести опыт работы в качестве руководителя.
Умение работать с информацией
Руководство аптекой требует от соискателя быстроты ума и способности к обучению. Ему предстоит разбираться в огромном количестве моментов, постоянно пополнять и обновлять знания. Заведующий аптекой должен быть готов регулярно посещать отраслевые тренинги и семинары, применяя на практике полученную информацию.
Стрессоустойчивость
Фармацевтическая деятельность связана с постоянными изменениями и нововведениями, многие из которых способны выбить из колеи специалиста. Не стоит забывать про особенности работы с людьми. Все это требует от заведующего аптекой высокой стрессоустойчивости, которая позволит сохранять хорошую работоспособность долгое время.
Может ли заведующий работать провизором?
Часто соискатели интересуются, смогут ли они при необходимости совмещать должностные обязанности руководителя аптеки и провизора. Да, это возможно в том случае, когда заведующий соответствует квалификационным требованиям к руководителю аптеки и к провизору.
Для работы за первым столом заведующий должен пройти подготовку, которая соответствует квалификационным требованиям и профессиональному стандарту «Провизор» или «Провизор-аналитик», и иметь сертификат о пройденной аккредитации.
Номенклатура специальностей для специалистов с высшим фармацевтическим образованием, в соответствии с письмом Минздрава России от 7 декабря 2017 г. № 2128744/25-4, включает три направления:
Владельцы сертификата по специальности «82. Управление и экономика фармации» могут занимать только руководящие должности аптеки или его структурного подразделения. Для работы провизором и самостоятельного отпуска лекарственных препаратов ему потребуется дополнительный сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».
Согласитесь, многие провизоры мечтают стать заведующим аптекой. Но не все желающие знают, что входит в обязанности руководителя аптекой, какое необходимо иметь образование и какая область ответственности лежит перед заведующим. Данная статья поможет тем, кто совсем недавно приступил к работе в руководящей должности и тем, кто только задумывается о повышении.
Какое образование должен иметь заведующий аптекой?
К должности «заведующий аптекой» в Трудовом Кодексе РФ не указаны специальные профессиональные требования к кандидату. Условия приема специалиста на данную должность зависят от уровня образования.
Также кандидату в заведующие необходимо иметь сертификат УЭФ, который дает возможность занимать такие должности как директор (заведующий, начальник) аптечной организации, заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации, заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.
Среднее профессиональное образование
В аптеках, которые находятся в удаленных районах, руководящую должность может занимать фармацевт, имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация». К стажу работы в таких случаях строгих требований нет.
Область ответственности и основные функции заведующего аптекой
Деятельность заведующего аптекой регулирует ряд документов:
Заведующий аптекой – ее представитель в государственных, муниципальных и административных организациях. Он обязан организовывать эффективную работу и следить за надлежащим соблюдением всех правил внутри аптеки.
Еще одна функция заведующего аптекой – контролировать наличие лекарственных препаратов, условия хранения, адекватность ассортимента, правил отпуска (в том числе льготного).
Весь персонал, работающий в аптеке, подчиняются заведующему. В его полномочия входит: выписывать штрафы, увольнять и принимать сотрудников, утверждать графики работы и отпусков, расстановку работников и повышение их уровня, объявлять об изменениях в приказах, нормативно-правовых актах, инструкциях и других документах, регулирующих работу аптеки.
Какими качествами должна обладать заведующая аптекой?
Зачастую профессиональный уровень напрямую связан с опытом работы: ведь как бы хорошо первостольник ни владел теорией, основные навыки приобретаются именно в процессе работы. Чтобы руководить аптекой на должном уровне, необходимо иметь опыт работы не менее 2–3 лет.
Выбирая кандидатов на роль новой заведующей, руководитель сети оценивает их способность принимать решения, их организованность и ответственность. Именно такие первостольники могут получить шанс заместить заведующую на время ее отпуска или отъезда, приобретая при этом опыт работы на руководящей должности.
Будьте готовы к тому, что руководство обратит особое внимание на быстроту ума кандидатов, их знания и способность к обучению. А потому регулярно повышайте свой профессиональный уровень: читайте специализированную литературу и периодику, посещайте отраслевые семинары и тренинги, а затем применяйте полученные знания на практике. Учиться новому сегодня можно даже на рабочем месте – для этого существуют онлайн-тренинги и онлайн-семинары: чтобы посмотреть видеолекцию, вам потребуется 45 минут времени в день (которое можно выкроить в обеденный перерыв или между наплывами посетителей) и гаджет с выходом в Интернет.
Будущая заведующая должна разумно проявлять инициативу: умение первостольника внести рационализаторское предложение приветствуется и поощряется. При этом нужно уметь не только предлагать, но и обосновывать жизнеспособность своего предложения, а, столкнувшись с критикой, – учесть замечания и продолжить работу в выбранном направлении. Не оставайтесь в стороне при решении организационных вопросов в аптеке, не бойтесь брать на себя дополнительные обязанности и браться за новые дела и проекты – это станет дополнительным плюсом в вашей характеристике.
Заведующая аптекой – связующее звено между руководством сети и коллективом, и потому для нее очень важны умения правильно разрешать конфликтные ситуации и находить общий язык с людьми. Этот навык можно прекрасно «прокачать», общаясь с разными категориями клиентов: к каждому человеку нужен свой подход, и это справедливо как в отношении клиентов, так и в отношении руководства или коллег. Если в коллективе вы тот самый человек, которого зовут, когда надо успокоить разбушевавшегося посетителя, – будьте уверены, работа заведующей вам по плечу.
Без зава на ошибку
Аптечные сети отказываются от заведующих — зачем они это делают и к чему это приведет
«А если нет разницы, зачем платить больше?». Эта фраза из старого рекламного ролика во многом характеризует кадровую политику целого ряда российских аптечных сетей. Компании частично отказываются от заведующей аптекой в пользу одного сотрудника, руководящего 3–7 точками одновременно. С одной стороны — почему бы и нет, если некоторые функции заведующей уже выполняет электроника, а ключевые управленческие полномочия всё равно сосредоточены в центральном офисе? С другой стороны — никто не отменял наставническую роль заведующей и важность живого общения с покупателями. Мы решили выяснить мнение экспертов и практикующих профессионалов отрасли о том, насколько перспективна идея «оптимизации заведующих» и какие последствия ждут рынок в связи с этим.
Из первых уст
«У нас четыре аптеки. В двух аптеках заведующие, на две других — один общий руководитель. Прихожу к мысли: что‑то в структуре управления надо менять, — размышляет Елена Р., гендиректор локальной аптечной сети. — Хотела организовать работу так: один человек — формирование заказа/расценки по всех аптеках, еще один — контроль соблюдения фармпорядка (также во всех аптеках). Пока теоретически предполагаю, что так будет эффективнее. Мы в этом году пережили плановую проверку Росздравнадзора — и, конечно, не без нарушений. А когда погрузилась в изучение обязанностей заведующей, я поняла: она физически не может всё это проконтролировать. Да и, положа руку на сердце, она не компетентна в вопросах маркетинга, ценообразования, конкурентной политики, рекламы. Самое ужасное — это то, что и учиться тоже не хотят… Дефицит кадров — и так возьмут везде. А те, кто стремится учиться, в аптеке не задержатся, уйдут в офис».
«Зачем нужна заведующая? — удивляется Максим С., в прошлом директор небольшой сетевой аптеки. — Если фармацевты и провизоры опытные, то в ней необходимости нет. За фармпорядком могут следить и первостольники. Заказ делается централизованно. А консультацию тоже могут дать без заведующей аптекой».
Подобные настроения руководителей аптек объясняет аналитик рынка:
«Основная цель очевидна — это сокращение издержек, — констатирует основатель аналитического агентства Shulga Consulting Group Ярослав Шульга. — Ни для кого не секрет, в аптечном бизнесе фонд оплаты труда — ведущая статья в расходной части. И, конечно же, когда „менеджер группы аптек“ одной своей персоной заменяет 5–7–10, а то и 15 (!) заведующих аптеками, получается некоторая экономия. Особенно если организация работает „в белую“ и совершает все необходимые отчисления с зарплат. Безусловно, один из катализаторов поиска подобных методов — рыночная ситуация. Несмотря на кажущуюся „благополучность и стабильность“ аптечного бизнеса в глазах покупателя, прибыльность этого самого бизнеса проигрывает даже ставкам банковских депозитов».
По пути супермаркетов
Необходимость бороться за деньги потребителя нередко приводит к конфликту фармацевтического маркетинга и фармацевтической помощи. Это выражается, в частности, в переходе на «маркетинговые» методы управления.
«Аптечный сегмент давно идет дорогой ритейловых сетей, — комментирует руководитель группы исследований HeadHunter Мария Игнатова. — Сначала это был самостоятельный, монобрендовый и довольно успешный бизнес с одной специализацией — продажа лекарственных препаратов. Сегодня же мы наблюдаем трансформацию (и даже синергию) аптечных и ритейловых сетей, что, естественно, отражается и на рынке труда в отрасли «Медицина и фармацевтика». Появление аптек — или, лучше сказать, корнеров по продаже медикаментов — под брендами крупных торговых сетей и в помещениях этих сетей заимствует процессы управления сетевыми точками продаж. Надо сказать, в основе этого — вполне практичная бизнес-цель, связанная с унификацией и поддержанием единой брендовой концепции ритейлера».
Одно из свидетельств такой трансформации — набирающие популярность позиции руководителя (менеджера) группы аптек, а также директоров дивизионов по организации розничных продаж медикаментов, поясняет эксперт. Анализ вакансий на hh.ru показывает: потребность в таких специалистах испытывают именно крупные федеральные сети. Количество вакансий невелико — порядка 100 (на начало августа 2019), что можно объяснить тем, что в управление соискателю предлагают десять и более точек, объединенных по территориальному признаку на уровне целого региона.
Что требуется от «директора дивизиона»?
«Позиция достаточно высокая, и в большинстве случаев зарплата в вакансиях не указана. Из описаний стандартных требований к кандидатам очевидно: бизнесу требуются специалисты с широким набором навыков и большим опытом управления, — рассказывает Мария Игнатова. — Помимо обязательного высшего образования по специальности „Фармация“ и действующего сертификата специалиста, необходимы опыт коммерческой работы с аптеками, знание основ маркетинга и мерчандайзинга. Как и в других профессиональных областях, карьерный успех в аптеке теперь зависит от максимально широкого набора soft skills и hard skills (неспецифических и специфических для профессии навыков, — прим. ред.). И это реальность, которую нельзя игнорировать».
Что требуется от современного заведующего аптекой?
Для сравнения, по данным того же hh.ru за июль 2019 года, соискателю должности «заведующий аптекой» необходимы:
Последний пункт включает ответственность, умение принимать решения, грамотную речь и навыки общения, а также стратегическое мышление и способность работать «в режиме Юлия Цезаря» («многозадачность»).
Кажется, что требований немало. Но формально, согласно профессиональному стандарту специалиста в области управления фармацевтической деятельностью, навыков и умений у заведующей должно быть в разы больше — а именно около 170. Правда, профстандарт, в отличие от требований вакансии, носит во многом рекомендательный характер.
Средняя зарплата по России, которую предлагают такому идеальному лидеру, — 50 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге и Москве — немногим больше: 55 и 60 тысяч соответственно.
Плюс — карьерные возможности
Кто‑то идет по пути наименьшего сопротивления. И вместо поиска специалистов экономит ресурсы в ущерб качеству. «В конце минувшего года работодатель набрал людей без образования — и „повесил“ на каждого несколько аптечных точек. Де-юре же оформили других, — вспоминает свой уход из профессии Вера М., заведующая аптекой с десятилетним стажем. — К сожалению, это стало выгодно. Профстандарты мы зарыли. Профессионалы никому не нужны. А необразованным человеком, на первый взгляд, легче управлять. С другой стороны, грамотный заведующий — это половина успеха. А необразованные и „управляемые“ могут в любой момент собраться, обобрать до нитки и уехать. И их уже не найдешь. Жаль, что аптеки живут лишь сегодняшним днем».
Если же руководство аптеки практикует полностью легальный и основательный подход, то оптимизация заведующих может помочь построить карьеру новичкам. Специалист молод, полон сил, увлечен любимой профессией — и тут ему предлагают руководить не одной аптекой, а целыми двумя-тремя! Зарплата привлекательная (хотя бы в сравнении с «обычным» заведующим), название должности звучит солидно. Так почему бы и нет?
«Современные технологии обработки информации позволяют выполнять техническую работу заведующего аптекой (например, ежедневный заказ товара или предоставление отчетности) значительно быстрее. Отсюда и желание предприятий оптимизировать бизнес-процессы, поручив данную работу компетентным сотрудникам, — комментирует заместитель директора по продажам аптечной сети «Вита Плюс» Арсен Петросов. — И для ответственных специалистов это карьерный рост, определенный уровень престижа и увеличение оплаты труда».
«Мой мотив в работе — желание увидеть результат, „раскрутить“ аптеку. Особенно интересно „с нуля“, — рассказывает Ирина Ш., два с половиной года проработавшая заведующей. — Увидела достижения, несколько месяцев воодушевления, и заскучала: основное „поставлено на рельсы“. Хочется двигаться дальше. А мне 30 лет — амбиции, желание брать еще аптеки, решать интересные задачи, растить новые аптечные учреждения и реабилитировать нерентабельные… Словом, масса идей и желаний, но в сети не давали вторую аптеку. Приняла решение уходить, выучиться в магистратуре („менеджмент в фармации“) и пробовать себя где‑то выше. Ведь есть аптеки и с двумя заведующими. И с двумя заместителями заведующего: когда они работают на местах — то, конечно, можно брать еще аптеки (максимум до трех). Заместителя дают в „продуктивные“, растущие аптеки, в помощь заведующей, провизорам, фармацевтам. Умеет он всё то же, что и заваптекой — от маркировки товара и консультирования до помощи со сложными посетителями и административных вопросов».
Минус — огромная нагрузка
«Нужно платить три зарплаты трем специалистам, а берут одного человека на полторы. Вначале он счастлив, но это быстро проходит, — обращает внимание Людмила А., заведующая аптекой с многолетним стажем. — Это только кажется, что автоматика всё сделала проще. А на самом деле: аптека закрывается в 11 вечера — но рабочий день „менеджера группы“ далек от завершения. До часу ночи, а то и до двух такая „заведующая трех аптек“ готовит отчеты. Ведь есть электронная почта! У людей — колоссальные нагрузки, которые трудно долго выдержать».
«Общаюсь с подобными специалистами в разных аптечных сетях, — рассказывает Ярослав Шульга. — Возможно, мои наблюдения субъективны, но… Более молодые и амбициозные нередко гордятся своей должностью, функционалом и самим фактом „управления целой группой“ аптек. Нередко неплохо мотивированы по материальной составляющей. Более „возрастные“ сотрудники с некоторой ностальгией вспоминают „классический“ подход — и те времена, когда заведующая аптекой была действительно заведующей. Во всех смыслах этого слова. И почти все — независимо от возраста и опыта — отмечают колоссальные профессиональные нагрузки на этой должности. А еще — определенную потерю управляемости. И дистанцированность от коллектива отдельно взятой вверенной аптеки».
Минус — может пострадать сервис
Даже в маркетинге есть задачи, которые может решить только заведующий — убежден эксперт по аптечному маркетингу Олег Гончаров. «Сервис в аптеке, мечта многих собственников, рождается исключительно благодаря настойчивому желанию заведующей — и, как следствие, появлению новой привычки у сотрудников. Трансформация знания о продукте в практический навык по его предложению покупателю случается только по воле заведующей аптекой, — обращает внимание эксперт. — Если она формирует задачу, напоминает и требует, а при неуверенности сотрудников — демонстрирует личным примером возможность решения, то и первостольники приобретают привычку. У них появляется желание больше знать о новинках, повышать свою компетентность. И приятно удивлять посетителя своими знаниями…».
Ни один стандарт, по мнению эксперта, не в силах создать самое важное — атмосферу в аптеке. «Даже специальное обучение не способно сформировать такую компетенцию, — продолжает Олег Гончаров. — Самый желаемый результат — появление умения. Но переход умения в навык — это личное желание и неустанная тренировка. Кто может выступить катализатором этого процесса? Только заведующая аптекой. Ее отношение, личный пример, — даже банальное напоминание — способно дать нужные стимулы для создания новых привычек. И роль заведующей здесь неоценима. Если у вас трудятся такие заведующие, рядом с ними начинают работать увлеченные люди. Повторюсь: корпоративные стандарты, учебное видео, периодические тренинги не могут сформировать навык. Это возможно, когда каждый день на рабочем месте находится хотя бы один неравнодушный человек, у которого есть и знания, и полномочия, и уважение».
Минус — отсутствие включенности в ситуацию
«Автоматика никогда не сможет полностью заменить фармспециалиста, — убежден генеральный директор подмосковной аптечной сети «Альянс-Фарм» Владимир Гридякин. — Ведь даже в продуктовом покупатель просит консультации! А заведующая — это лидер в аптеке, который помогает каждому специалисту выстроить диалог с посетителем. И абсолютно все сложные моменты — от возврата до маркировки — в ее компетенции. Как она может решить вопросы, если не знает ни сотрудников, ни ситуацию? Когда на 5–6 аптек один заведующий, аптека превращается в магазин».
Промежуточный вариант
Некоторые крупные аптечные сети выстраивают «гибридную» систему, в которых наличие «директоров группы аптек» не отменяет наличие заведующих.
«Наша кадровая стратегия ни в коей мере не предполагает оптимизации численности директоров аптек (то есть заведующих), — поясняет заместитель генерального директора по управлению персоналом аптечной сети «Ригла» Светлана Стрелкова. — Напротив, система кадровой политики направлена на обеспечение высокой эффективности бизнеса. В том числе благодаря привлечению квалифицированных специалистов на более сложные и ответственные участки, а также возможности роста для каждого сотрудника. Мы предлагаем три ступени карьерного развития: директор аптеки, управляющий директор аптеки (зона ответственности — 2–3 аптеки) и управляющий „кустом“ — под руководством директора 25–40 аптек». При этом любой директор аптеки может принять участие в проекте «Карьера», пройти обучение и сдать экзамен. Если справляется успешно — переходит на вышестоящую позицию.
Итоги
Таким образом, наш опрос показывает неоднозначное отношение участников рынка к практике оптимизации заведующих аптеками. Для собственников и топ-менеджеров бизнеса — это выбор между выгодой от экономии ФОТ и возможными убытками из‑за снижения качества сервиса вкупе с издержками от управленческих ошибок «менеджера группы» по причине его оторванности от реальной ситуации в конкретной аптеке. Для самих заведующих или провизоров, планирующих свою карьеру в отрасли, — это выбор между большой зарплатой и спокойной жизнью.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.