Что означает посадить на бубуку
Счёт за музыку: «Бубука» бросает вызов Российскому авторскому обществу
Как крутить в кафе музыку легально
Предприниматель Дмитрий Пангаев открыл в Томске несколько пивных ресторанов, которые приносят около 130 млн рублей в год выручки. Чтобы гостям было уютнее в его заведениях, Пангаев сделал софт для составления плейлистов и начал продавать программу сначала коллегам из Томска, потом владельцам бизнеса в другие города. В середине нулевых Министерство культуры озаботилось сбором авторских отчислений с бизнеса в пользу артистов и композиторов, чья музыка звучала в кафе, ресторанах, фитнес-клубах, магазинах и других заведениях. Пангаев решил, что его сервис «Бубука» должен стать альтернативой неудобной системе, одобренной государством. Его козырь — прозрачность. В личном кабинете «Бубуки» каждый артист может увидеть, сколько раз его песню слушали в разных заведениях и сколько денег он получит за эти трансляции.
Пангаев мечтает построить «iTunes для бизнеса», он сделал упор на простой интерфейс и добавил мобильное приложение: с его помощью можно одним кликом запустить плейлист. Запуск системы обошёлся ему в 1 млн рублей, ещё 20 млн собственных средств он вложил в развитие технологии. По итогам 2015 года выручка компании составила 12 млн рублей. «Секрет» рассказывает, как сибирский проект борется с организациями, аккредитованными государством.
Ресторатор
Пангаев родился в Кемеровской области, потом поступил на инженера-конструктора в Томский университет систем управления и радиоэлектроники и остался жить в Томске. По специальности не работал ни дня: сначала попал на местный телеканал, где вёл развлекательные передачи, а потом в рекламу. В 2008-м Пангаев с партнёром Эдуардом Бухольцевым открыл пивной ресторан «Мюнхен» — на 180 мест с десятками сортов пива. Позже он купил франшизу ирландских пабов Harat’s, открыл два бара и компанию по оптовой продаже пива. Она поставляла напиток в рестораны Пангаева и заведения его друзей в Томске. В начале нулевых Пангаев с партнёром арендовали радиочастоту 106,6 у ВГТРК, чтобы «потешить самолюбие», и запустили своё радио.
В 2007 году томская сеть продуктовых магазинов «Лама» предложила партнёрам «озвучить» свои супермаркеты. Из этого проекта выросла компания «Служба поддержки продаж» (СПП), которая создавала рекламу для торговых площадей. Пангаев понял, что удобной системы, с помощью которой владелец кафе или магазина может включить в своём заведении легальную музыку, не существует. На рынке были компании, которые работали по агентской модели — их специалисты делали подборку разрешённой для воспроизведения музыки вручную, — или сервисы с глючными интерфейсами. Пангаев с партнёром сделали собственную программу и стали покупать права на музыку малоизвестных исполнителей.
К 2010 году, когда стали запускать «Бубуку» (от слова «бубнить»), Бухгольцев продал свою долю партнёру и переехал в Москву. Пангаев уезжать из Томска не рвётся: «У нас тут гигантские болота, и это целый мир, в котором офигенная природа, огромные озёра. Посмотреть на них приезжают из Германии, Австралии и других стран». Предприниматель говорит: Томск постоянно «привлекает молодую кровь», в городе есть несколько университетов и проблема с кадрами стоит не так остро, как во многих российских регионах. Кроме того, Томск — один из четырёх городов, где в 2005 году постановили создать особые экономические зоны и развивать технологические проекты, поэтому компании получают небольшие налоговые льготы.
Сервис
Когда Пангаев учился в 11-м классе, в его родном городе Прокопьевке начали продавать компьютеры «Спектрум», он на карманные деньги покупал игры на аудиокассетах, за новинками ездил в Новосибирск. Когда собралась хорошая коллекция, Пангаев составил каталог и предложил магазинам в Прокопьевке продавать копии, а выручку делить пополам. Он разработал защиту для своих игр, когда увидел, что покупатели начали сами их копировать, тогда уже на дискетах.
После окончания института к интересам в IT сфере Пангаев вернулся только с появлением «Бубуки», через 15 лет. Для озвучивания рекламы в супермаркетах партнёрам требовалась система поиска фоновой музыки. Сначала они привлекали сторонних разработчиков, потом увидели интерес к проекту и решили инвестировать в него. Тогда Пангаев не подозревал, что это обойдётся ему в десятки миллионов рублей. Деньги он вкладывал из прибыли от ресторанного бизнеса.
В 2012 году у «Бубуки» появился первый прототип с интерфейсом для сторонних клиентов. Одна из главных проблем, которую предстояло решить, — как сделать, чтобы система не тормозила. В некоторых заведениях нет интернета или он очень плохой, поэтому интернет-вещание не подходит. Пангаев решил, что всеми устройствами нужно управлять через центральный сервер. Схема такая: пользователь закачивает треки в облако, к которому может подключиться с компьютера, смартфона или планшета, выбрать музыку и посмотреть аналитику.
Первое время развиваться было просто — в Томске Пангаева знают многие, он предлагал услугу своим знакомым, но ближний круг быстро закончился, партнёры начали искать возможность продавать услугу предпринимателям в других городах.
Тогда же «Бубука» выиграла конкурс фонда Бортника и грант в 900 000 рублей, а в 2013-м — конкурс для разработчиков WebReady. Кроме того, «Бубука» получила субсидию от администрации Томской области на полмиллиона рублей, которая пошла на подписание соглашений с авторами. Сейчас в компании работают 11 человек и около 20 дилеров в разных городах. Её треки играют в 90 городах в тысяче заведений, сервис переведён на английский, французский, немецкий и турецкий языки.
«Бубука»: сибирский стартап, который РАО заборол
Алекс Пеганов: Привет. Можешь сразу рассказать, кто вы и на какие деньги делаете стартап?
Дмитрий Пангаев: Компания образовалась в Томске. Сначала мы озвучивали супермаркеты в своем городе и размещали в них рекламу. Эта компания работает до сих пор: espepe.ru. А потом решили, а почему бы не сделать «облачный» сервис, которым смогут пользоваться все желающие из любого города на легальных основаниях. Когда мы сделали первый вариант сервиса, встал вопрос по поводу качественного легального контента, и мы начали искать контакты с западными правообладателями. Сегодня мы сотрудничаем с люксембургской и английской компаниями по поставке качественного музыкального контента.
АП: У вас есть какой-то инвестор, или откуда взяли деньги?
ДП: Деньги взяли из кармана. Я вкладывал в проект свои собственные деньги. Надо отметить, что это не первый мой бизнес-проект. До этого активно занимался развитием ресторанного бизнеса в своем городе, стал совладельцем нескольких успешных заведений. В середине 2012 года мы выиграли конкурс фонда Бортника «СТАРТ» на «Бубуку» и получили грант в 900 000 руб., а в начале 2013 года получили субсидию от администрации Томской области в размере 500 000 руб. На сегодняшний день в проект вложено около 8 млн. руб.
АП: И сколько человек в команде, кто вы и откуда вообще? Можешь бэкграунд какой-то?
ДП: Команда насчитывает сейчас 10 человек. Программисты, которые работают в штате и только над этим проектом, контент-менеджер, менеджеры по работе с дилерами. Плюс мы активно развиваем дилерскую сеть, до середины следующего года планируем создать полномасштабную сеть дилеров по России и странам СНГ.
АП: Как сейчас работают публичные заведения с музыкой? Пиратство, плейлист в ВК, проверки/штрафы?
Спастись можно в случае отдельного договора с правообладателем. «Бубука» как раз и спасает наших предпринимателей таким образом, выдавая лицензию на систему и все объекты интеллектуальной собственности, находящиеся внутри системы. Нам со своей стороны предоставили права зарубежные лейблы.
Во многих городах нашей страны, конечно, до сих пор музыку в кафе и магазинах используют нелегально, включают с обычных компакт-дисков, купленных в магазине и имеющих статус «для личного прослушивания», или вообще скачивают из интернета в формате mp3, используя разные ресурсы и социальные сети. Но предприниматели хотят и готовы за это платить и спать спокойно, если все будет прозрачно и доступно по цене, а не драконовские ставки таких организаций, как РАО и ВОИС, которые устраивают им проверки, штрафы и прочую головную боль.
Предприниматели готовы платить, чтобы использовать удобный инструмент, который позволил бы им формировать нужный для их формата музыкальный контент с полным соответствием авторских и смежных прав. «Бубука» предлагает им свое «облако» в качестве инструмента и бесплатные приложения для устройств под Android и Windows в качестве способа воспроизведения на самом объекте. Причем все можно запустить в течение 1-го часа.
АП: То, что делает «Бубука», называется muzak, какой у них ассортимент и так ли все плохо?
По сути, мы создаем новый и прозрачный механизм для использование легального контента в коммерческих целях. Это своеобразный itunes для магазинов, кафе и ресторанов. Мы создали механизм, при котором пользватель и правообладатель могут общаться практически напрямую через сервис, и не нужны никакие общества по коллективному управлению правами.
ДП: Уважающие себя и других предприниматели в нашей стране хотят жить и работать в правовой форме. Просто им нужно предложить понятный и доступный механизм и инструмент для этого.
АП: Ок, а что с цифрами, выручкой, планами?
ДП: Заставляя предпринимателей платить за использование музыки на своих предприятиях, РАО и ВОИС раскачали крупных рынок и не предложили удобного сервиса и прозрачной системы расчетов с правообладателями. Учитывая, что мы стартап и только выходим на рынок, создавая дилерскую сеть, к «Бубуке» уже подключено около 200 объектов по всей стране. Все они, в основном,нашли нас сами через интернет или по рекомендации, поскольку мы не устраивали какой-то глобальной рекламной компании. На сегодняшний день, на площадях наших клиентов мы проиграли более 40 млн. легальных композиций.
Сейчас готовимся к тому, чтобы поддержать наших дилеров, которых с каждой неделей становится все больше и больше. Тем не менее оборот компании уже превышает 400 000 руб. в месяц с платежей за использование системы. Полтора месяца назад мы начали развивать дилерскую сеть и уже имеем 8 дилеров: в Красноярске, Петрозаводске, Омске, Томске, Хабаровске, Ростове на Дону, Барнауле и в Киеве в Украине.АП: Ага, понятно. А о планах можешь что-то рассказать?
ДП: До середины 2014 года планируем окончательно создать подготовленную и рабочую дилерскую сеть по России и странам СНГ и открыть офис в Москве. К концу 2015 года подключить к нашей системе 10% от предприятий торговли и общепита в России, которых насчитывается более 200 000. К концу 2015 года мы ориентируемся на оборот в 50 млн. руб. в месяц.
Параллельно в 2014 году, планируем выход на рынок Европы, где к соблюдения авторских прав относятся куда более пристально. При этом система уже работает не только с музыкой, но и с видео контентом. Сейчас активно ведутся переговоры с правообладателями на использование нашими клиентами видеоклипов, мультфильмов (для детских кафе). Система уже это все позволяет делать. Ведем активные переговоры с компанией Sony Music. Мы создали уникальный инструмент по аренде нашими клиентами медиа контента, при этом выработана понятная и прозрачная система биллинга, которая позволит нашим пользователям платить только за тот конетент, которым они пользуются, а правообладателям видеть это и вести учёт. Уже сегодня есть договоренности на запуск с помощью нашей технологии «Бубука» Harats TV в сети пабов Harats Pub. Наш проект активно ведет переговоры с несколькими фондами по привлечению инвестиций Seria A.
Как заработать на БУБУКЕ?
Да, с помощью нашего сервиса можно и заработать. А можно увеличить продажи какого-то конкретного товара или решить, например, кадровый вопрос. Мы расскажем парочку правдивых историй о том, как это удавалось сделать в реальной жизни.
Вы уже хорошо знаете, что, используя нашу площадку, вы имеете возможность размещать в «эфире» вашего заведения свою информацию — вплетать в общую ткань плейлиста собственные информационные ролики. Сделать это можно непосредственно в вашем личном кабинете, зайдя в рубрику «Реклама». Нажимаете кнопку «Добавить ролик», после чего жмёте «Выбрать файлы» и выбираете нужный файл на своём компьютере. Затем нажимаете кнопочку «Начать загрузку» и загружаете файл в систему. После того, как он будет загружен, появится важная кнопка «Добавить в эфир». О, это поистине волшебная кнопка! Она позволит вам наяву вкусить всю прелесть всевластия. С помощью «Добавить в эфир» вы сможете назначить период вещания вашего ролика, место, время, периодичность, дни молчания. Важно делать это правильно. Информации не должно быть слишком много, а ролики, которые будут звучать в супермаркете или торговом центре, должны соответствовать определенным стандартам.
Насколько подобные инструменты эффективны мы убедились несколько лет назад на примере продаж одной известной минеральной воды. В магазинах некой сети супермаркетов в один чудесный миг зазвучал ролик примерно такого содержания: «Не забудьте купить бутылочку такой-то воды». И что вы думаете? Продажи этой конкретной минеральной воды взлетели на 25%.
С этой же сетью связана и история решения болезненного кадрового вопроса. Сеть большая, магазинов много, а значит вопрос дефицита работников на ту или иную должность всегда стоит остро. И – о, чудо! С помощью размещения объявлений о вакансиях, которые зазвучали непосредственно в супермаркетах, его удалось решить практически полностью. В ролике сообщалось, что в этот конкретный магазин требуются работники и что обращаться можно к администрации и даже прямо сейчас. Эффект был ошеломительным.
Ну, когда же про «заработать»? Подходим к главному. Соберитесь! На самом деле всё просто. Никто не запрещает вам трансляцию у себя этих рекламных роликов продавать. Да, пусть у вас не телеканал и не радиостанция. Но, во-первых, и цена прокатов будет несравнимо ниже. (Надеемся, вам хватит знания жизни, чтобы не предлагать скромному отделу галантереи ценник от «Первого канала») А, во-вторых, и недооценивать свои возможности тоже не стоит. Сколько человек проходит через ваши площади ежедневно? Посчитайте, если вдруг почему-то этого ещё не сделали. И все эти люди смогут услышать важную информацию о товаре или акции в супермаркете или о новом эксклюзивном отделе в вашем торговом центре. Вы можете заинтересовать подобным предложением, например, расположенный неподалёку с вами салон красоты или фитнес – центр. Почему бы заинтересованным лицам не профинансировать подобное продвижение? Тем более, что это не обязательно могут быть только деньги. Бонусы, скидки, взаимозачёты и так до края человеческой фантазии. Если есть возможность на чём-то заработать, то глупо не сделать этого.
БУБУКА: как прийти в интернет из офлайна и не растеряться
PR-директор Russian Startup Rating www.rsr.vc
«БУБУКА» — облачная система трансляции музыкальных и видеокомпозиций с правом публичного воспроизведения и возможностью удаленного управления плейлистами. Музыкальная база сервиса включает в себя более 20 тысяч треков. Проект стартовал в июле 2012 года. В июне 2014 года ему присвоен рейтинг «ААА» Russian Startup Rating.
Команда
CEO и основатель — Дмитрий Пангаев (с аккордеоном)
Дмитрий, как я понимаю, «БУБУКА» — это твой первый IT-проект, хотя за плечами много лет опыта в офлайне. Почему ты вдруг решил перейти в онлайн?
Несколько лет назад начал серьезно задумываться о том, что в бизнесе нужно двигаться куда-то в другую сторону, а именно — в интернет. Каким образом, я еще не знал, но чувствовал, что там-то клад и зарыт. Но идей у меня на тот момент не было. Делать интернет-магазин было бы скучно и, более того, я не хотел торговать ничем материальным, потому что я уже прошел через все это и знаю, как это сложно: содержание складов, ответственность за товар и т.д. Я хотел продавать что-то в цифровом виде, нематериальное, то, что не нужно постоянно производить. В это время мы параллельно развивали проект по звуковому оформлению супермаркетов и прокату рекламы. По сути, это было чистое рекламное агентство. Но постепенно мы стали приходить к выводу, что вот такое программное обеспечение в автономном виде очень востребовано и можно было бы сделать соответствующий облачный сервис с подпиской — и таким образом реализовать свою идею выхода в интернет и торговли цифровым контентом. В общем, все это рождалось постепенно.
А как придумал название проекта?
Я не хотел, чтобы это было какое-то тяжеловесное англоязычное название. Нужно было простое название, которое будет вызывать у человека улыбку и при этом будет ассоциироваться с нашим бизнесом. «БУБУКА» произошла от слова «бубнить». Вообще, у меня было два варианта, которые я долго обдумывал, бродя по своей спальне ночью: «БУБУКА» и «Дудука». Я позвонил своему товарищу и спросил, какой ему больше нравится. Он выбрал «Дудуку». И в этот момент я понял, что мы будем называться «БУБУКА». Ну а потом и персонаж появился.
Не думаешь, что западной аудитории это название покажется сложноватым?
Это очень хорошо, что оно будет выделяться. Мы протестировали его во Франции, и все оказалось здорово: они вообще не понимают, что это такое, но улыбаются смешному русскому слову. А когда они узнают, что мы из Сибири, где, по их мнению, до сих пор ходят медведи, проникаются еще большей симпатией. Я решил так и позиционироваться на западе: как сибирский стартап — с фуфайкой, валенками и прочей атрибутикой.
Рынки каких стран планируете покорять в первую очередь?
Изначально мы нацелены на Германию, Францию и Великобританию. Спрос на данную услугу там есть. Есть и компании, которые реализуют звуковой контент, но такой упорядоченной системы, которую предлагаем мы, на мой взгляд, там пока нет. К примеру, есть сервисы, которые делают рассылку музыки на флешках или организуют коммерческое интернет-вещание. И если интернет не совсем стабильный, то звук прерывается. И на мой взгляд, наша концепция будет там востребована.
Так чем «БУБУКА» все-таки отличается от других?
Вообще, изначально мы писали программу для себя — на ПК, для Windows. Но уже тогда начали появляться первые вразумительные смартфоны, и я подумал, это же, черт возьми, компьютер и в нем есть интернет. Самыми доступными были первые смартфоны под Android, и мы начали писать под них приложение. Потом постепенно адаптировались под становящиеся все более массовыми новые устройства — медиа-плееры, планшеты. Сейчас даже пишем под айфоны и айпады.
А работает сервис так: на объекте стоит любое устройство, на которое человек бесплатно устанавливает наше приложение, а потом три дня может пользоваться всеми возможностями системы по премиальной лицензии: прослушивать всю музыкальную базу, скачивать композиции (это позволяет слушать контент и при отсутствии интернет-подключения), автоматически генерировать плейлисты, подбирать их по жанрам, размещать рекламные ролики, работать с видео- и фотоконтентом, делать слайд-шоу. Протестировав систему, он уже принимает решение, нравится ли ему это все и в каком режиме с нами работать дальше.
Клиент пользуется всеми функциями самостоятельно или вы даете ему какие-то готовые решения, сопровождаете?
Сначала мы делали все это за него, но часто сталкивались с ситуацией, когда клиент говорил, что ему не нравится музыка или еще какие-то предложенные нами штуки. Поэтому мы и перешли к облачной системе и дали клиентам возможность самим рулить процессом. Мы предоставляем ему базу, и он выбирает оттуда все, что хочет. Но услуга, при которой наш менеджер полностью ведет клиента, сохранена — за дополнительную плату. Однако, большинство клиентов — это все-таки те, кто предпочитает все делать самостоятельно.
Вообще, тут есть два интересных момента. Если речь идет о крупной компании, где есть отдел маркетинга с неленивыми сотрудниками, то они, как правило, любят все сами подбирать, настраивать, размещать ролики и т.п. И есть заведения, которые тоже пытаются сэкономить, но ничего особо не делают сами и начинают ворчать, что как-то все однообразно, и, в конце концов, приходят к платному варианту обслуживания. А сейчас мы добавили еще одну услугу по разовому обновлению контента. И сделали для ленивых бесплатную функцию генерации плейлиста по процентному соотношению жанров: допустим, столько-то рока, столько-то попа и столько-то лаунжа.
Сколько у вас уже заведений-клиентов?
По всей России уже подключено больше 500 объектов.
А за границей?
Мы еще не выходили за границу. Сейчас мы как раз занимаемся локализацией системы и её переводом на иностранные языки. Плюс там будет немножко другая система расчетов: будем прикручивать PayPal, чтобы упростить себе жизнь.
Каков объем музыкальной базы «БУБУКИ»?
Сейчас у нас примерно 20 тысяч треков. Но мы подписали контракт уже с новым лейблом, в рамках которого занимаемся отбором из их базы еще 10 тысяч треков.
Все отбирается вручную?
Это нереально тяжелый процесс. Из базы примерно в 100 тысяч треков нужно выбрать десятую часть. А мы же еще, конечно, хотим выбрать лучшее! И вот у нас сидит человек и прослушивает каждую песню — отбирает.
Как в таком случае удается избежать субъективизма?
Мы знаем, что нужно бизнесу, и у нас есть музыкальный вкус. У нас, кстати, есть и своя студия звукозаписи, и мы понимаем, где «фирма», а где, что называется, фуфло какое-то.
А сам что слушаешь?
В целом классику рока. Есть, конечно, любимые группы. Pink Floyd, например.
Вернемся к «БУБУКЕ». Как решается вопрос с авторскими правами?
Мы заключаем договоры напрямую с лейблами, у которых есть права на определенный контент. И сейчас мы получили согласие лейблов на использование их контента по всему миру. В России нас недолюбливают РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности). Потому что у них есть некая государственная аккредитация, которая по закону разрешает им собирать деньги даже за тех авторов, с которыми у них нет договора. И они почему-то считают, что все заведения страны должны платить только им. А когда кто-то появляется даже с ограниченным контентом и пытается выстраивать честные взаимоотношения, они начинают угнетать его, оказывая давление через клиентов, которых они пугают, угрожая судебными разбирательствами. Хотя, подчеркну, юридически мы все делаем правильно и взаимоотношения с авторами делаем честными и прозрачными.
А есть ли еще какие-то сложности подобного рода, с которыми приходится сталкиваться?
Есть сложности с тем, что наши бизнесмены вообще не хотят платить за музыку. Хотя сейчас уже не до такой степени, как раньше. Нормальные крупные и порядочные заведения понимают, что они используют музыку, у которой есть правообладатели, которым нужно что-то отчислять за использование их контента. Другое дело, что они иногда не знают, к кому податься. И приходит РАО, которое многие владельцы заведений воспринимают, как какой-то легальный рэкет — потому что они утверждают, что платить нужно и можно только им. Причем цены у них, мягко говоря, немаленькие. 5 000 рублей в РАО и 5 000 рублей в ВОИС в месяц — деньги, которые не каждое кафе может себе позволить. И владельцев кафе начинают пугать прокуратурой и судами. После этого предприниматели уходят в глухую оборону и вообще никому не верят. И пробить вот это неверие нам иногда бывает сложно. А есть и другая категория людей, которые думают, что они могут обмануть весь мир — в ответ на давление РАО они отыскивают альтернативу, например, в виде нас, и заключают с нами договор. В следующий приход РАО они показывают им наш контракт, а потом говорят нам: «Ну все, спасибо, мы расторгаем с вами договор». После этого мы ввели практику каждый раз при расторжении нашего контракта извещать РАО (с уведомлением об этом клиента, конечно).
Расскажи про вашу команду.
Команда сформировалась еще 2007 году, когда мы начали бизнес по рекламному аудиосопровождению супермаркетов. Конечно, с тех пор нас стало больше. Только разработкой занимаются 9 человек. Не все сидят в офисе, многие работают удаленно из самых разных точек мира. Каждый занимается своим кусочком проекта. Сейчас у нас горячая пора. До конца года мы планируем представить совершенно обновленную «БУБУКУ»: и по части сайта, и приложения, и предоставляемых возможностей.
Уже вышли на окупаемость?
Мне часто задают этот вопрос. И я всегда говорю, что если ничего не делать, довольствоваться тем, что есть (имеющейся программой, контентом и т.п.) и просто сидеть продавать, то тогда да — мы давно вышли на окупаемость. Но (и тут я люблю цитировать «Алису в стране чудес»): для того чтобы стоять на месте, нужно идти вперед, а для того чтобы двигаться вперед, нужно уже очень быстро бежать. И поэтому мы сейчас вкладываем в «БУБУКУ» еще больше денег и сил, чем в момент запуска — чтобы выходить на европейский уровень и вообще быстро развиваться. И сейчас она буквально поедает наши средства.
А чьи средства она так жадно ест, ваши собственные?
К сожалению, да (смеется). Вообще, мы рассматриваем и другие варианты. Но тут, как говорится, было бы еще, что рассматривать. В офлайн-бизнесе мне, в этом смысле, всегда все было понятно: открываешь ресторан, приглашаешь людей, знакомишь их с концепцией и предлагаешь поучаствовать. А здесь все по-другому. Еще два года назад я не знал, что такое венчурная компания. За это время я все это изучил, и теперь нас знают, наверное, все основные венчурные фонды нашей страны. Какую-то реакцию в ответ на наше инвестиционное предложение мы получили примерно из пяти фондов. С двумя из них мы вошли в активную стадию переговоров. Но потом я осознал, что я трачу на это очень много времени, а конкретики в результате получается мало. Я не хочу бегать за кем-то и клянчить деньги — мне это не нужно. И я на определенном этапе временно прекратил все взаимоотношения с фондами. Я тогда решил, что если мне очень потребуются деньги, я найду частного инвестора — слава богу, есть люди, которые полностью мне доверяют. Хотя, конечно, готов работать и с фондом и открыт для конструктивных переговоров на любом этапе.
Есть мысли запустить еще какой-то интернет-проект в будущем?
Есть, но это тоже в рамках «БУБУКИ» и связано с цифровым контентом, только в B2C-сегменте. У «БУБУКИ» огромный потенциал, и нам есть где развернуться в ближайшие годы. А потом, когда-нибудь, стану писать книжки.
Правильно я понимаю, что при этом ты по-прежнему продолжаешь заниматься ресторанным бизнесом?
Я, в принципе, за диверсификацию денег. Ресторанный бизнес может быть очень долгим, при определенных условиях. Такие заведения работают даже в войну, потому что всегда люди едят и пьют. Поэтому это вполне стабильный бизнес, если он правильно сделан, и нет каких-то серьезных ошибок в отстроенных процессах. Кроме того, по-прежнему продолжает работать мое рекламное агентство, есть еще компания по оптовым поставками пива премиум-класса в сегменте HoReCa. Так что да, офлайн не теряет для меня своей привлекательности. Но там я выступаю скорее как участник, а не как оперативный управляющий. На всех предприятиях есть свои люди на местах. «БУБУКА» для меня является основным и ключевым проектом, и здесь я сам и идеолог, и руководитель.
За новостями Russian Startup Rating можно следить на странице проекта в Facebook.