Что означает пословица дружба заботой да подмогой крепка сочинение 4 класс
Сочинение о дружбе, 4 класс
Каждый человек ответит на вопросы «Что такое дружба?» и «Кто такой настоящий друг?» по-своему. Для кого-то дружба – это взаимопонимание, а для кого-то – возможность увлекательно и незабываемо проводить свободное время. Для меня дружба – это, прежде всего, ощущение поддержки близкого человека и твердая уверенность в том, что он придет на помощь в трудную минуту. Настоящий друг не умеет завидовать, обижать или причинять боль: для него не важен социальный статус, он близок тебе по духу и понимает тебя с полуслова.
Не обязательно, чтобы настоящий друг соглашался с твоей точкой зрения: гораздо ценнее, чтобы он поддерживал тебя, даже если не согласен с твоими взглядами на жизнь. Настоящий друг может покритиковать, но никогда не солжет из лести и сознательно не унизит. Тайны, которыми ты делишься с другом, остаются только между вами двоими, и этим цениться и проверяется искренность истинного отношения к вам человека.
На мой взгляд, дружба – это единственное чувство, которому неподвластно притворство: она не терпит лжи и масок. С настоящим другом у человека не возникает потребности скрывать свои черты характера, возможные недостатки и выдавать себя за того, кем на самом деле не являешься. С таким человеком можно быть уверенным в том, что всё, что ты ему сказал, останется между вами. Друг – это не идеальный человек: он может совершать ошибки и нелепые поступки. Главное, чтобы друг умел не только прощать, но и не таить зла.
Сочинение на тему «Дружба»
Я считаю, что у каждого человека должен быть друг. У меня есть настоящий друг и зовут его Сережа. Дружим мы с ним ещё с садика. Он чуть выше меня ростом, у него тёмные волосы и светло-карие глаза. Он хорошо решает задачи по математике и пишет диктанты по русскому языку. В будущем он хочет стать ветеринарным врачом, потому что он очень любит животных и хочет им помогать. Он хорошо играет в шахматы и шашки. В шахматы он и меня научил играть. Мы часто с ним играем в настольные игры. Хотя у меня нечасто получается его обыграть.
Мы, как и все ребята, любим играть футбол. Он начал ходить в секцию по футболу и предложил ходить и мне, я согласился, и мы по выходным ходим туда. Там занимается много ребят, есть несколько футбольных полей и тренеров. Все ребята разделены на возрастные категории, с которыми занимается тренер, он наблюдает за нашей игрой. Иногда он останавливает её и подсказывает, как надо было поступить в той или иной ситуации.
Ещё мы с Сережей ходили в клуб юного техника, но в разные кружки. Мой лучший друг выбрал кружок по радиотехнике, так как ему нравится изучать, как устроена радиотехника и как её ремонтируют. Я выбрал кружок по моделированию и строительству уменьшенных копий кораблей. Мы вместе с ребятами из кружка под наблюдением нашего руководителя сделали несколько кораблей. Особенно хорошо получилась яхта с двумя электрическими моторчиками.
Дружба – это, пожалуй, самое ценное на свете. И я счастлив, что у меня есть настоящий друг, который всегда выслушает меня, поддержит и придёт на помощь, если это необходимо.
Сочинение о дружбе для 4 класса
На свете не так много вещей, которые являются вечными. Ведь золото, драгоценные украшения, изысканная одежда, дорогие автомобили и дома — все это ценности ложные, временные. Со временем они обесцениваются, ломаются, портятся, перестают быть модными. А вот среди вечных, истинных ценностей можно назвать три вещи. Это вера, любовь и дружба. «Настоящий друг — это величайшее сокровище», «верный друг познается в беде» — как часто мы с вами слышим эти пословицы, но как редко задумываемся над их настоящим значением.
В наше время непросто найти настоящего друга. Да, у каждого из нас есть много приятелей и так называемых друзей, которых я называю бабочками-однодневками. Они готовы пойти с вами в кино или кафе, помочь потратить деньги в модных бутиках, посмеяться над шуткой. Но эти друзья никогда не поддержат вас в трудную минуту, не разделят с вами ваши беды. Зачем им друг, которому надо помогать, которого нужно утешать, тратя свое время? Они лучше пойдут с другими, более удачливыми друзьями в кино. А неудачники их не интересуют.
А вот настоящий друг никогда не оставит вас в беде. Что бы не случилось, какая бы беда не постучала в вашу дверь, друг всегда будет рядом, всегда будет готов помочь, поддержать, утешить. Он всегда пожертвует ради вас своим временем, деньгами, а иногда даже жизнью. Вот это и есть настоящая дружба, которая является вечной и дорогой вещью в жизни. И поэтому ее, как весьма ценную вещь, надо беречь и дорожить ею.
классный час «Дружба заботой да подмогой крепка»
ОГ СКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
Классный час в 3 классе
«Дружба заботой да подмогой крепка»
Автор: учитель начальных классов
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДРУЖБА ЗАБОТОЙ ДА ПОДМОГОЙ КРЕПКА»
Цель проведения. Раскрытие понятия «дружба». Показ ценности дружеских взаимоотношений.
Ребята, как называются отношения людей, которые помогают друг другу, выручают в беде, радуются успехам друг друга? Чаще всего такие отношения называют крепкой, верной и долгой … (дружбой). (СЛАЙД 1)
Тема сегодняшнего нашего классного часа «ДРУЖБА ЗАБОТОЙ ДА ПОДМОГОЙ КРЕПКА» (СЛАЙД 2)
Мы вспомнить, что такое дружба и покажем ценности дружеских взаимоотношений.
Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споём.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжём,
Подарит нам радость, согреет теплом.
Песня о дружбе «Дружба крепкая…»(Исполняют дети) (СЛАЙД 3)
2.Ведущий. А что значит жить дружно? Как возникло само слово – друг?
2.Ведущий. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. (СЛАЙД 4)
Князь – это предводитель войск. Такой знатный человек, в подчинении которого находились простые люди. (Сегодня правит страной президент, а раньше был князь).
Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.
Ученики читают стихи.
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык,
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих,
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
1.Ведущий. Что значит дружить? Давайте рассмотрим жизненные ситуации и попробуем разобраться, как должен поступать настоящий друг. После каждой ситуации вы должны будете высказаться, правильно ли поступают ребята.
«Если друг мой самый лучший «Если друг на день рожденья
Поскользнётся, упадёт, Пригласил тебя к себе,
Покажу на друга пальцем Ты оставь подарок дома,
И схвачусь я за живот: Пригодится самому.»
«Если в классе ты сильнее,
Покажи ты всем кулак
И соседу, что слабее
Прям, под глаз поставь синяк.
Вывод: В дружбе очень важна забота, помощь, внимание, поддержка друг друга.(СЛАЙД 5)
1.Ведущий. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
2.Ведущий. А сейчас ребята расскажут, что такое настоящая дружба. И покажут, как дружба помогает в любом деле.
Ученики читают стихи.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Когда люди дружат, они легко понимают друг друга, не обижают по пустякам. Вот сейчас мы проверим, насколько вы можете дружно работать в группах. Посмотрите, что вам напоминают эти заготовки? (головы, лица). Правильно, это шаблоны головы. А как вы думаете, они одинаковые или у них есть отличия? (мальчики и девочки). Сейчас нам необходимо разбиться на группы (роза, ромашка, георгин). Сейчас вы вместе, дружно дорисуете лица. Каждый из вас должен дополнить лицо такими чертами, которые есть у вашего лучшего друга. (комиссия тоже принимает участие)
Вывод:Ребята, посмотрите, какие замечательные и добрые лица у вас получились.
2.Ведущий. Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и во дворе, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: “Дружная семья не знает печали ”.
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Конкурс «Собери пословицу» (СЛАЙД 7)
Конкурс «Кто с кем дружит»
Перед вами будут появляться разные герои, разные имена. Вы должны будите вспомнить, кто с кем дружит? Кто кому нужен?
Смешные бурундучки Чип и…..(Дейл) (СЛАЙД 8-9)
Добрая Белоснежка и ….(семь гномов) (СЛАЙД 10-11)
Добрый малыш и….(Карлсон) (СЛАЙД 12-13)
Доверчивый Буратино и….(Мальвина, Пьеро) (СЛАЙД 14-15, 16)
Забавный Винни –Пух и ….(Пятачок) (СЛАЙД 19-20)
1.Ведущий: Давайте, ребята, встанем в круг и поиграем в игру «Мы – друзья».
Дети становятся в круг. (СЛАЙД 21)
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари,
(дети улыбаются друг другу)
Слева друг и справа друг,
А вместе это дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло руки.
(дети пожимают руку тому, кто справа)
2.Ведущий. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
1.Ведущий: В завершении нашего классного часа, давайте каждый класс соберет и подарит в знак верной дружбы из «ладошек» цветок пожеланий. Вы на уроках труда изготовили из картона «ладошки» и писали свои пожелания. Сейчас каждый класс по очереди озвучит своё пожелание другому классу. (Дети собирают цветы пожеланий)(СЛАЙД 22)
Эти цветы вы унесёте в свои класс и пожелания на «ладошках» со временем будут только увеличиваться, т.е. вы их будите постоянно дописывать.
Наш классный час закончился. А дружба между вами пусть живет вечно!
Классный час «Дружба заботой и помощью крепка»
Форма проведения: беседа с элементами дискуссии; размышления за круглым столом.
(Звучит песня о дружбе.)
Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
В.А. Сухомлинский
Содержание классного часа
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зелёных рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
Учитель: Сегодня мы затронем одну из самых важных, жизненно оправданных тем – тему дружбы. Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение. В конце нашего разговора мы сравним, насколько изменилось ваше мнение на этот счет, а может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях новое.
(Каждая группа получила лист бумаги, карандаши. Учащиеся должны закончить предложение)
Учитель. Разобраться в этом сложном вопросе поможет притча. (Каждая группа на листе бумаги изображает ситуацию из притчи)
Ученик. Притча о дружбе. Как вы понимаете смысл притчи?
Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог счастья, бог богатства и бог дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его и сказали:
– Человек, ты достиг желаемого, и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой. Человек задумался и ответил:
– Пусть со мной останется бог дружбы, – сказал человек и лёг спать.
На утро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов. Человек удивленно спросил:
– Почему Вы все остались.
– Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.
Беседа по вопросам:
1. Что такое дружба? Дайте определение понятию.
Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружба – это единодушие относительно прекрасного и справедливого. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
Работа со словарем.
Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.
Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.
2. Подберите синонимы к слову “друг”. Есть ли между ними разница? Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки, почти тождественны.Но все же от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать не только в радости, но и в горе. Приятелей много, а друг может быть один. Слово “товарищ” первоначально означало“компаньон, участник совместных дел”.
Классный руководитель. Очень многие люди умеют замечать в окружающих положительные качества, а другие видят только отрицательные. Об этом хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
Работа в группах. На листках записать высказывания в два столбика. В первый – законы дружбы, во второй – качества, разрушающие дружбу. )
Учитель: Ребята, к нам на встречу пришли гости из прошлого: Цицерон и его учитель Лелий, которые хотят поделиться своими мыслями и рассуждениями по выбранной нами теме “О дружбе”.
Историческая справка
Сципион Эмилиан Младший– полководец и талантливый политический деятель.
Гай Лелий. Знаменитый греческий философ, настоящий меценат, благодаря его поддержке и вниманию многие деятели культуры того времени реализовали свои творческие возможности.
Цицерон – достойный приемник своих учителей – стал знаменитым оратором и политическим деятелем. По точности и обилию фактов, по неумолимой логике аргументации и по блестящей риторической форме его речи доставляют собой лучшие образцы ораторского искусства.
В аудиторию входят древнегреческие философы – Цицерон и Лелий.
Цицерон: О, мудрый учитель. Известно, что тебя связывала великая дружба со знаменитым государственным мужем Публием Сципионом.
Лелий: Нас связывали заботы о делах государственных и частных; у нас были общими и дом, и походы, и то, в чем весь смысл дружбы, – полное согласие в желаниях, стремлениях и мнениях. Поэтому меня радует не столько молва о моей мудрости, сколько надежда на то, что память о нашей дружбе будет вечна. Наша дружба – между Сципионом и Лелием – такова, что едва ли можно привести еще несколько примеров за прошедшие века, подобно этой, которая, надеюсь, станет известна потомкам.
Цицерон: Вы правы, потомки оценили вашу дружбу по заслугам. Нас пригласили, чтобы услышать ваше мнение о дружбе. Скажите, учитель, что вы о ней думаете, как ее оцениваете, какие наставления даете?
Лелий: Дружба не что иное, как согласие во всех делах, божественных и человеческих. Дружба проливает свет доброй надежды на будущее и не дает нам слабеть и падать духом.
Цицерон: Учитель, почему человек чувствует потребность в дружбе: из слабости ли и нужды, чтобы оказанием взаимных услуг получать от другого то, чего он достичь не может, и в свою очередь поступать с ним так же? Или есть другая причина?
Лелий: Мне кажется, что дружба возникла скорее от природы, чем в силу необходимости.
Цицерон: Я бы сказал о дружбе, которая проистекает от слабости, из корыстной необходимости, что она низкого, не благородного происхождения.
Лелий: Благородство всегда было присуще истинной дружбе.
Цицерон: Самое трудное – сохранить дружбу до последнего дня жизни. Нет худшего бича для дружбы, чем жадность к деньгам, свойственная большинству людей, соперничество из-за почета и славы; на этой почве между лучшими друзьями возникала злейшая вражда.
Лелий: Вы правы, мой друг, также разрыв происходит в тех случаях, когда от друзей требуют какого-нибудь непорядочного поступка, например, быть пособником в разврате или помощником в противозаконии тех, кто в этом отказывает, – хотя они поступают прекрасно в нравственном отношении, – обвиняют в измене долгу дружбы. Из-за таких упреков не только прерываются давнишние дружеские связи, но даже порождается ненависть навеки.
Цицерон: Ответьте, учитель, как далеко должна в дружбе заходить привязанность?
Лелий: В дружбе должен быть незыблемым закон – не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам
Цицерон: Так что же мы ищем в дружбе?
Лелий: В дружбе мы ищем верность; ведь неверное не может быть стойким.
Цицерон: Возникает еще один трудный вопрос: следует ли новых друзей, достойных нашей дружбы, порою предпочитать старым.
Лелий: Сомнение, недостойное человека! Ведь в дружеских отношениях не должно быть пресыщения, какое бывает в других случаях: самая старая дружба подобна винам, хорошо переносящим долгое хранение, должна быть наиболее услаждающей. И справедливо говорится, что надо съесть много пудов соли, дабы долг дружбы оказался исполненным. Что касается новых дружеских связей, то их не следует отвергать, но давние надо сохранять.
Цицерон: Как избежать ссор между друзьями?
Лелий: Самое важное – в дружбе быть на равной ноге с нижестоящим.
Цицерон: Что можно сделать для друга?
Лелий: Для каждого надо, во-первых, делать столько, сколько ты сам можешь выполнить; во-вторых, сколько тот, кого ты любишь и кому помогаешь, может взять на себя. Ведь какое бы высокое положение ты ни занимал, ты не можешь довести всех своих близких до высших магистратур. Даже если ты и можешь добиться для другого всего, чего угодно, все-таки надо принимать во внимание, что именно может он взять на себя.
Цицерон: Учитель, как достигнуть в дружбе наивысшего блага?
Лелий: Нужно составить мнение о человеке, прежде чем его полюбить, а не полюбить его до того, как составить себе мнение о нем. Но как во многих других случаях мы платимся за свою неосторожность, так более всего в выборе друзей и в своей привязанности к ним. Мы задним умом крепки и “делаем то, что уже сделано”, как говорит старинная поговорка.
Цицерон: И все-таки без дружбы не существует жизни, конечно, если люди хотят жить достойно, ибо дружба неведомым образом проникает в жизнь всех людей и ни одному поколению не позволяет обходиться без нее.
Лелий: Я слыхал от наших стариков, что если бы кто-нибудь поднялся на небеса и обозрел устройство вселенной и великолепие светил, то это изумительное зрелище его бы не очаровало; оно было бы гораздо приятнее ему, если бы нашелся человек, которому он мог бы рассказать об этом.
Цицерон: Действительно так. Природа не любит полного одиночества и всегда ищет какой-нибудь опоры. Именно это – самое приятное в каждом близком друге.
Лелий: Часто мы не слышим предостережений природы. Ведь различны и многообразны отношения между друзьями, и в них возникает много поводов для подозрений и обид; в одних случаях их необходимо избегать, в других – не придавать им значения; в-третьих – их переносить – вот что свойственно мудрому человеку. Порой надо стерпеть и обиду, дабы сохранить в дружбе пользу и веру. Ибо друзей часто приходится и наставлять, и порицать, и все это надо принимать по-дружески доброжелательно.
Цицерон: Правда тяжела, так как она порождает ненависть, которая отравляет дружбу; но уступчивость гораздо тяжелее, так как она, потворствуя проступкам, позволяет другу нестись к пропасти. Уступчивость толкает на обман.
Лелий: Во всем нужны разумность и внимательность прежде всего, чтобы предостережения не были суровы, а затем, чтобы порицания не были оскорбительны. Лесть же, пособница пороков, недостойна не только друга, но и вообще свободного человека. Человека, чьи уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, спасать безнадежно. Хорошо известны слова Катона: “Суровые недруги оказывают некоторым людям услуги большие, чем те, какие оказывают друзья, которые нам кажутся мягкими; первые говорят правду часто, вторые – никогда”.
Цицерон: Как же отличить лживого друга от истинного?
Лелий: Ласковая льстивость имеет успех особенно у тех людей, которые сами на нее напрашиваются и ее вызывают, надо быть настороже, дабы не поддаться на хитрое поддакивание. Ведь открытого льстеца видит каждый, за исключением разве только круглых глупцов; что касается хитрого и скрытного, то надо всячески остерегаться его и не давать ему втереться к нам в доверие. Что может быть более позорным, чем позволить издеваться над собой?
Цицерон: Учитель, что же создает и оберегает дружеские отношения?
Лелий: Доблесть, повторяю, доблесть. На ней основаны согласие, стойкость, постоянство.
Обсуждение
Каждая группа имеет распечатанный вариант высказываний о дружбе. Необходимо выбрать самый близкий и объяснить выбор.
Мудрые высказывания о дружбе
Непонимание делает из друзей врагов. Л. Фейхтвангер
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. У. Мизнер
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав – всякий будет с тобой. М. Твен
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. Л. Толстой
Дружба кончается там, где начинается недоверие. Сенека
Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки. Лабрюйер
Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его. Ларошфуко
Знакомство с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина.
Ответьте на вопрос: для чего человеку нужен друг?
Почему рельсы всегда рядом?
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Звучит песня В.Высоцкого. “О друге”.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его –
Достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А. Дюрер
Рассмотрите с разных точек зрения ситуации. Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Ситуация 1.
Ученики готовятся к экзаменам. У одного из них, скажем, Александра, лекции в полном порядке. У другого, допустим, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает в просьбе, объясняя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
(А. Дементьев)
Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
почему-то не выдержав искуса,
помрачнел
и, потухшую трубку грызя,
наблюдает
за радостью
искоса.
Ну, а если б
несчастье со мною стряслось,
если б в душу
недуги вонзились,
как лезвия,
к моему изголовью
склонился б, небось,
сокрушаясь и соболезнуя.
Часто
дружба,
к своей устремившись звезде,
вдруг замрет на каком-то градусе…
Кто сказал:
человек познается в беде?
Человек
раскрывается
в радости!
Слайд 17. Составление законов дружбы
Существуют ли законы (правила) дружбы? Попробуйте создать эти законы. (На лепестках из бумаги написать 5 свойств, характерных для настоящей дружбы, потом их объединить в цветок.)
Законы дружбы
Звучит песня о дружбе (написанная учеником)
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
Ты коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас ради Бога
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Р. Гамзатова
Звучит песня О.Митяева. “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались).