Что означает пословица горбатого могила исправит
Горбатого могила исправит
(значение) — о том, чьи недостатки неисправимы (русская пословица).
Выражение от русской пословицы — «Горбатого исправит могила, а упрямого дубина», которая указана в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля (раздел «Сознание – Улика»).
Во французском языке есть близкая пословица — Qui a bu boira, которая буквально переводится как — тот кто выпивает, будет и дальше пить (имеется в виду алкоголь). Но применяется она к привычкам в более широком смысле. Примерно в том же значении, что и «Горбатого могила исправит».
В словарях
✍ Примеры
«Что до моего мужа, он как-то раз заехал в гараж, напился там и уснул. А мороз тогда стоял ох какой лютый! Жизнь спасти ему удалось, а вот ноги парализовало. Теперь инвалид, а ведь ему всего 45 лет. И по-прежнему продолжает пить. Недаром говорят – горбатого могила исправит.».
«Тихий Дон» (1925 – 1940), кн. 4, ч. 8 гл. 4:
«Вот уж истинно, что горбатого могила выпрямит. Он и из Красной Армии пришел с грабленым добром.»
««Qui a bu — boira!» Колемин переселился во Францию, а затем в Испанию и там, по слухам, продолжал некоторое время свою деятельность в С.-Себастьяно».
«У знакомых» (1898 г.) – Сергей Сергеевич говорит Подгорину:
«Мы, старые студенты, умели и выпить, и красно говорить, и дело делать. Пью за ваше здоровье, дружище, а вы выпейте за здоровье старого дуралея-идеалиста и пожелайте ему, чтобы он так идеалистом и умер. Горбатого могила исправит.»
Что значит выражение Горбатого могила исправит?
Когда мы так говорим? Если речь идет о человеке со скверным характером, упрямом, ленивом, глупом: любом человеке, не желающем меняться самому и менять свой взгляд на происходящую действительность.
Существует вот такая версия происхождения поговорки. В Библии есть следующее изречение: «Кривое не может сделаться прямым». Есть такое предположение, что поговорка «Горбатого могила исправит» является трансформацией библейской мудрости. По смыслу эти два выражения действительно похожи. Как кривое не может выпрямиться, так и горбатый человек при жизни не может обрести прямую спину.
Недостатки бывают разными, это может быть пристрастие к алкоголю, несносный характер, увлеченность азартными играми, неспособность идти на компромиссы и т. д.
О чем говорит поговорка «Горбатого могила исправит»? Она говорит о том, что, к сожалению, человек не меняется. Почему могила исправляет горбатого? Потому что после кончины человека уже неважно, каким он был. В смерти все равны, и горбатые и стройные – все находят одно пристанище.
Так ли это на самом деле? Действительно ли человека нельзя изменить? В большинстве случаев это правда. Однако из всякого правила есть исключения. Порой в жизни людей происходят такие события, которые меняют их сознание. Есть множество примеров, когда, скажем, после несчастного случая люди становятся совсем другими, начинают новую жизнь.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Морфологический разбор «горбатого могила исправит»
Смысл поговорки «Горбатого могила исправит»
Горб человека не всегда рассматривается только лишь в прямом смысле. В образном понимании он может символизировать какие-то грехи и недостатки, обременяющие жизнь, и не дающие человеку духовно совершенствоваться. Горб – это некий крест, который человек несёт по жизни.
Недостатки бывают разными, это может быть пристрастие к алкоголю, несносный характер, увлеченность азартными играми, неспособность идти на компромиссы и т. д.
О чем говорит поговорка «Горбатого могила исправит»? Она говорит о том, что, к сожалению, человек не меняется
Почему могила исправляет горбатого? Потому что после кончины человека уже неважно, каким он был. В смерти все равны, и горбатые и стройные – все находят одно пристанище
Так ли это на самом деле? Действительно ли человека нельзя изменить? В большинстве случаев это правда. Однако из всякого правила есть исключения. Порой в жизни людей происходят такие события, которые меняют их сознание. Есть множество примеров, когда, скажем, после несчастного случая люди становятся совсем другими, начинают новую жизнь.
Словарь пословиц и поговорок
ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ. Убеждения или укоренившиеся недостатки, пороки кого-л. невозможно исправить. Ср. Черного кобеля не отмоешь добела; Каков в колыбельку, таков и в могилку. Пью за ваше здоровье, дружище, а вы выпейте за здоровье старого дуралея-идеалиста и пожелайте ему, чтобы он так идеалистом и умер. Горбатого могила исправит. Чехов, У знакомых.— Учить надо Шевченко, а не бить — не согласился Лазо.— Горбатого могила исправит. Ф. Гарин, Командующий фронтом.— Вижу, идейные позиции не сданы.— И не будут сданы. Никогда! — А может, со временем «легальные» полевеют? — Едва ли. Горбатого могила исправит. А пока для нас главное — огонь по народникам. А. Коптелов, Большой зачин.— Нет, Елисей Карпович,— усмехнулся Гусаров. — тебе выговор давать бесполезно. Горбатого могила исправит. Ф. Таурин, Ангара.— У вас единственная возможность доказать суду, что вы еще можете вернуться к честной жизни, это откровенное признание. Признайтесь во всем и до конца.— Мухамля-дов угрюмо молчал, и только из угла, где сидел Арский, донеслось: — Горбатого могила исправит. В. Мильчаков, Таких щадить нельзя.— Время, Феденька, время,— сказал он.— Все-таки семь лет. За семь лет, говорят, все вещества в организме проходят обмен. Замещаются…— Количественно,— возразил Федор Иванович.— Но не качественно.— Академик, видно, принял эти слова за намек на его вейсманистско-морганистское прошлое — дескать, горбатого могила исправит. В. Дудинцев, Белые одежды. достал из серванта посуду и бутылку коньяка, ловко накрыл на стол. При этом, не умолкая, рассуждал, что его доверчивость к добру не приводит, в который раз попадает в историю, но
Сталин: «Горбатого могила исправит»
«Допросов с пристрастием было пять с промежутком двое-трое суток; иногда я возвращался в камеру на носилках. Затем дней двадцать мне давали отдышаться… когда началась третья серия допросов, как хотелось мне поскорее умереть!»
Родившийся в 1891 году Александр Горбатов закончилсельскуюшколу-трехлетку, в Первую мировую дослужился до старшего унтер-офицера, был ранен и награжден несколькими Георгиями. Гражданскую закончил командиром кавбригады и остался в армии. Вплоть до ареста оставался именно кавалеристом.
Тем не менее, свои 15+5 (измена родине плюс поражение в правах) получил и отбыл на Колыму. Как и любая бюрократическая машина, каток репрессий катился еще долго после того, как сняли с должности и расстреляли Ежова, а на его место пришел Берия. Нашего героя осудили весной 39-го, когда новый нарком работал уже полгода.
Кто озвучил легендарную фразу
О советском командарме Александре Горбатове оставили воспоминания многие полководцы Великой Отечественной. В своих «Воспоминаниях и размышлениях» маршал Жуков писал, что Горбатов, как командир 3-й армии Брянского фронта с июня 1943-го до конца войны, был резок и прям в своих суждениях, не лебезил перед начальством. По архивным данным, свыше 80 солдат и офицеров армии Горбатова удостоились звания Героя Советского Союза (сам генерал-лейтенант получил это звание весной 1945 года за бои в Восточной Пруссии).
Упоминание о том, что «Горбатова могила исправит», есть в книге самого генерал-лейтенанта «Годы и войны», вышедшей в середине 60-х годов. Автор писал, что в декабре 1941 года он сильно поскандалил с командующим Юго-Западным фронтом Кириллом Москаленко: тот настаивал на необходимости лобовых атак полков в боях под Харьковом, а Горбатов, тогда командующий стрелковой дивизией, возражал против такой тактики и приказы Москаленко игнорировал. А на оскорбления военачальника ответил, что не намерен терпеть подобное отношение к себе. Информация об этом якобы дошла до Сталина. Главнокомандующий отреагировал фразой «Горбатова только могила исправит». На этом вся ситуация и разрешилась.
С Горбатовым связана еще одна история, лишний раз подтверждающая, что Сталину Горбатов определенно нравился. В беседе с поэтом Александром Твардовским генерал вспоминал: генералиссимус к нему относился беззлобно, но и на высокие должности не выдвигал. В 1942 году генерал обычной сучковатой палкой, которую использовал вместо трости после ранения, поколотил офицера особого отдела своей дивизии за то, что тот приказал раскатать на бревна для собственного блиндажа крестьянскую избу. Сталину доложили о данном факте. Вождь распорядился прислать Горбатову легкую тонкую трость, пояснив при этом, что пусть лучше генерал ходит с ней, а то, не ровен час, всех армейских особистов перебьет.
В воспоминаниях Константина Рокоссовского, Александра Василевского и Георгия Жукова Александр Горбатов описан как толковый полководец и интересный собеседник. Правда, еще и как человек со «странностями». Военачальником он был своеобразным – не пил и не курил (в 16-летнем возрасте поклялся товарищу, что за всю свою жизнь не сделает глотка спиртного и не выкурит ни одной папиросы; до своей смерти слово Горбатов держал). Рокоссовский писал: на войне генерал питался из полевой кухни, вместе со своими солдатами. Сам Горбатов не раз упоминал о ситуациях, когда в застолье начальство буквально заставляло его пить. Но и тогда он решительно отказывался.
Закончил войну, командуя армией. По признанию Жукова, мог бы командовать и фронтом.
… После войны Горбатов был вторым комендантом Берлина (первый, Николай Берзарин, не прослужил в этой должности и двух месяцев, погиб в автокатастрофе).
Ответственность огромная, но если не брать на себя сверх меры – толку не будет. К этому времени стоял вопрос вывода третьей армии домой, в Советский Союз. Неожиданно оказалось, что забрать с собой трофейные грузовики для работы на восстановлении порушенного фашистами хозяйства нельзя.
Наши американские «союзники» вдруг очень обеспокоились судьбой простых немцев. Сами при этом западный Берлин просто грабили, везли в США станки и ценности пароходами. Но допустить, чтобы Советы усилились хотя бы этими грузовиками янки не могли. Были установлены лимиты по вывозу в Союз трофейной техники. По линии Одера на всех мостах выставили совместные советско-американские заставы.
— Ну что, далеко ли у Вас понтоны, что наводили при форсировании Одера? Надо бы тряхнуть стариной.
В течение двух суток были наведены понтонные переправы через Одер. По ним в Советский Союз пошли сотни «контрабандных» грузовиков.
Когда об этом доложили Сталину, тот приказал никаких мер к нарушителю не предпринимать. После чего вождь сам вызвал генерала по ВЧ.
— Вы, товарищ Горбатов, наверное думаете, что это Вам сойдет с рук? Эти Ваши бандитские проделки? Что Вы там вытворяете?!
— Никак нет, товарищ Сталин, — не смутившись ответил битый жизнью генерал, — Мы выполняли приказ Ставки по форсированию Одера. Сначала под огнем врага на Берлин. Теперь – обратно, домой. Мосты почему-то захвачены американцами. Вот мы и…
— За Одер я Вам два месяца назад уже Звезду Героя подписал, товарищ Горбатов. Второй раз награждать не буду. С американцами сами объясняться будете!
Сотни трофейных грузовиков благополучно прибыли в Советский Союз и отправились на разбор развалин и новые стройки.
Впоследствии Горбатов возглавлял советскую военную администрацию в Германии, командовал 11-й гвардейской армией и год прослужил в должности командующего советскими ВДВ. Потом руководил Прибалтийским военным округом, избирался депутатом Верховного совета РСФСР.
По воспоминаниям Горбатого и другим открытым источникам, вкл.:
Предательница Толоконникова. Горбатого могила исправит!
Происхождение поговорки
В Библии есть следующее изречение: «Кривое не может сделаться прямым». Есть такое предположение, что поговорка «Горбатого могила исправит» является трансформацией библейской мудрости.
По смыслу эти два выражения действительно похожи. Как кривое не может выпрямиться, так и горбатый человек при жизни не может обрести прямую спину.
Еще есть версия, что фразу «Горбатого могила исправит» сделал популярной Иосиф Сталин.
Во время ВОВ был такой генерал по фамилии Горбатов. Он не отличался лояльностью, был прямолинеен, инициативен и частенько раздражал Генералиссимуса. Однажды в его адрес и была высказана вышеуказанная фраза, которая стала впоследствии крылатой.
В книге Даля, в которой собраны русские пословицы, есть такое изречение: «Горбатого исправит могила, а упрямого дубина». Это полная версия поговорки.
Еврейский Мир
31 октября в 3 часа дня в городе Нью-Йорк 29-летний уроженец Узбекистана Сайфулло Саипов стал очередным представителем ислама, совершившим нападение на неверных. В результате заранее спланированной акции восемь невинных людей лишились жизней, и дюжина искалеченных была отправлена в больницы.
Губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо назвал мусульманского убийцу «извращенным трусом». Американский президент Дональд Трамп в твиттер-сообщении написал, что «атака совершена еще одним очень больным и психически ненормальным человеком». Но соседи Саипова охарактеризовали его как «вежливого и спокойного».
Учитывая, что Саипов произнес магические слова «Аллаху Акбар», американская пресса и комментаторы были вынуждены признать, что террористический акт имеет отношение к исламу, но тут же стали дружно защищать «мирную религию». Даже наиболее «правый» телеканал Fox News направил в район мечети, к которой был приписан Саипов, более чем политически корректного корреспондента.
Зрителям канала Fox News был представлен, как его назвал корреспондент, «хороший мусульманин» иорданец Хишам Смади, объяснивший, что «мусульмане не совершают подобных действий». Корреспондент ему сочувственно поддакивал: «Эти люди коверкают то, что … является мирной религией, исповедуемой миллионами и миллионами, а может, даже миллиардами людей, превращая ее в такое. Насколько это вызывает у вас гнев?» Смади ответил, что «очень разгневан, так как по документам этот человек мусульманин, но он не действовал как мусульманин, он не мусульманин, мусульмане не совершают подобных действий…».
В том, что американская пресса вешает лапшу на уши американским гражданам всякий раз как речь заходит об исламе, нет ничего удивительного. Перед нами типичный пример того, как слепой ведет слепого, ибо абсолютно подавляющее число глашатаев из средств массовой информации разбираются в исламе хуже, чем свиньи в апельсинах. Но у свиней-то, по крайней мере, есть оправдание: им апельсинов не дают. А кто мешает американским дикторам и телеведущим хотя бы попытаться заглянуть в Коран, поинтересоваться фактами из жизни Пророка или просто хоть чуть-чуть попробовать разобраться в исламе?
Взять хотя бы совершенно безграмотное объяснение словосочетания «Аллаху Акбар». Всюду и везде его переводят как «Бог велик», что совершенно не соответствует истинному значению. Дело в том, что слово «Бог» на арабском языке произносится не «Аллах», а «илях». Утверждение о том, что иудаизм, христианство и ислам являются монотеистическими религиями по сути верно, но в то время как иудеи и христиане имеют в виду одного и того же Б-га (Бог-отец для христиан), у мусульман божество имеет имя, и имя это «Аллах».
Словосочетание «Аллаху Акбар» переводится как «Аллах Больше», или иначе говоря «Аллах более велик», то есть более велик, чем боги других религий. Когда правоверный мусульманин перед уничтожением неверных произносит словосочетание «Аллаху акбар», он утверждает превосходство мусульманского божества Аллаха над богами других религий.
Можно, конечно, называть Саипова «извращенным трусом» или «больным и психически ненормальным», но, по сути, он и ему подобные ни то и ни другое, а лишь рьяные приверженцы ислама, пытающиеся утвердить превосходство Аллаха, как они это понимают, и больше ничего.
Себастьян Горка
появился видеоролик рожденного в Марокко и живущего теперь в Антверпене мусульманского проповедника Тахара ибн Али, который предупреждал об угрозе создания исламского государства и внедрения исламских законов в Европе. Среди прочего он сказал: «Они убили Усмана. Они убили Али. Они убили Хуссейна. Это были сподвижники Пророка. Кто были их убийцы? Мусульмане. Другими словами или ты с нами, или мы тебя убьем. Сегодня то же самое, или даже хуже. Сегодня больше сект, больше групп. Каждый человек верен своей группе, своему шейху, и для него все остальные вероотступники. Более того, некоторые даже утверждают, что все остальные это неверные, не мусульмане. Большинство из этих групп и сект распространяют только ненависть. Все, что вы можете узнать от них, это ненависть: «Лишь мы попадем в рай, а всех остальных поглотит огонь ада».
он сказал: «Наша ежедневная жизнь состояла из молитв, еды и изучения религии по восемь часов в день». И коль ислам это «религия мира», остается предположить, что радикализация Хвеиса произошла от ежедневного приема пищи.
Хотя, похоже, что австрийцы в этом усомнились, по крайней мере, в отношении своих мусульман. Совсем недавно в Австрии было опубликовано исследование специалиста по исламской теологии, профессора исламского религиозного образования из Венского университета Эднана Аслана, которое он провел по запросу австрийского министерства иностранных дел. Полтора года работы, 310 страниц текста, и интервьюирование 29 заключенных мусульман (половина из них в тюрьме за совершение терактов) ставили своей целью изучить, какую роль играет ислам в радикализации молодых австрийских мусульман.
Вот что пишет Юдит Бергман из института Гейтстоун: «Исследование показало, что абсолютно неверно утверждать, как это делают западные лидеры, что джихадисты плохо разбираются в исламе и поэтому искажают его. Наоборот, джихадисты глубоко разбираются в исламской теологии. …
Исследование показало, что на радикализацию повлияли три основных фактора. Первый фактор — сам ислам: все участники исследования активно участвовали в собственной радикализации, изучая содержание, нормы и стандарты исламской доктрины, и считали это занятие поворотным моментом, положительно отразившимся на их жизни. Более того, большинство этих людей родились в религиозных мусульманских семьях и поэтому уже были хорошо знакомы с основами ислама».
Бергман далее пишет, что вторым фактором стала окружающая среда, то есть специфические мечети и имамы, оказывавшие влияние на этих людей. Но ведь и мечети, и имамы это не что иное, как ислам. Интересно, что все опрашиваемые в исследовании мусульмане стали распространителями ислама. Причем «исследование показало, что уровень теологических знаний определял индивидуальную роль каждого человека в иерархии — чем больше были их знания ислама, тем больше было у них полномочий».
Третьим фактором в радикализации австрийских джихадистов стало разделение на «мы» и «они», в особенности уверенность в том, что запад является врагом мусульманского мира. То есть, снова повторим упомянутого выше Тахара ибн Али: «или ты с нами, или мы тебя убьем».
Исламский мир прекрасно знает, что ноги у исламского террора растут из самого ислама. Недаром еще в 2020 году шейх Мухаммад Абдул Наср, дока в исламской юриспруденции, сам выпускник египетского университета Аль Азхар объяснил, почему этот престижный институт, считающийся в мусульманском мире главным бастионом ислама и исламской юриспруденции, отказался объявить ISIS не исламским.
Он написал: «Исламское государство является субпродуктом программ Аль Азхара. Разве может Аль Азхар осудить себя как не исламский? Аль Азхар утверждает, что должен быть халифат, и что его построение является обязанностью мусульманского мира. Аль Азхар учит законам о вероотступничестве и тому, что надо убивать вероотступников. Аль Азхар враждебен религиозным меньшинствам и учит таким вещам, как запрет на строительство церквей и тому подобное. Аль Азхар придерживается законов джизья (взимания дани с не мусульман). Аль Азхар учит забивать людей камнями. Так разве может Аль Азхар объявить себя не исламским?»
Муса Бархума заблуждается. Западный мир не в смятении. Он просто погряз в трясине политической корректности и вместо того, чтобы ясно и четко назвать имя врага и принять меры по борьбе с ним, так глубоко спрятал голову в песок, что, похоже, этого горбатого не исправит даже могила.
Оцените пост
(голосовало: 13, средняя оценка: 5,00 из 5)
Поделиться
Смысл поговорки «Горбатого могила исправит»
Горб человека не всегда рассматривается только лишь в прямом смысле. В образном понимании он может символизировать какие-то грехи и недостатки, обременяющие жизнь, и не дающие человеку духовно совершенствоваться. Горб – это некий крест, который человек несёт по жизни.
Недостатки бывают разными, это может быть пристрастие к алкоголю, несносный характер, увлеченность азартными играми, неспособность идти на компромиссы и т. д.
О чем говорит поговорка «Горбатого могила исправит»? Она говорит о том, что, к сожалению, человек не меняется. Почему могила исправляет горбатого? Потому что после кончины человека уже неважно, каким он был. В смерти все равны, и горбатые и стройные – все находят одно пристанище.
Так ли это на самом деле? Действительно ли человека нельзя изменить? В большинстве случаев это правда. Однако из всякого правила есть исключения. Порой в жизни людей происходят такие события, которые меняют их сознание. Есть множество примеров, когда, скажем, после несчастного случая люди становятся совсем другими, начинают новую жизнь.
Что означает выражение
Выражение «горбатого могила исправит» означает, что у человека есть какие-то действительные или мнимые недостатки, от которых он никогда не сможет избавиться. Соответственно, и употреблять это выражение можно лишь в тех случаях, когда речь идет о неисправимом человеке. При этом качества не обязательно будут отрицательными, они могут быть и нейтральными, и положительными, к которым говорящий относится в принципе доброжелательно, но с некоторой иронией. Например, это может быть мечтатель, не желающий видеть и понимать реальность, и даже очень добрый и мягкий человек, доброту которого не использует в своих интересах только ленивый.
Похожие по смыслу поговорки
Кроме данного выражения, есть и другие известные поговорки, отражающие суть устоявшихся наклонностей, которые сложно искоренить. Например: «Черного кобеля не отмоешь добела». Во французском языке также есть поговорка, которая дословно означает следующее: «Тот, кто выпивает, будет и дальше пить». В конкретном случае речь идет об алкоголизме. Однако эта поговорка воспринимается в более широком значении не только в отношении пьянства. Она характеризует дурные наклонности и черты характера, которые не поддаются корректировке.
Упорство – это вещь святая. Его принято считать качеством положительным. Упорных ставят в пример тем, кто бросает занятие едва что-то не получается.
Упрямство же – традиционно негативная черта. Но и не всякое упрямство порок. Нередко упрямство – это просто способ очертить зону своей самостоятельности, своего комфорта, свой мир, куда мы не пустим больше никого и заставим всех делать так, как мы желаем. Да, дети с такими задатками – небольшая радость для родителей, с ними очень трудно, их считают обычно нетолько упрямыми, но и вредными, зато все они индивидуальности. С настойчивым характером и стремлением достичь цели любой ценой, даже если потом окажется, что эта цель вовсе им не нужна, – за время достижения цель могла измениться, но бросить движение на полпути – это себя не уважать.
Самому упрямцу упрямство неудобств не доставляет, напротив – он чувствует себя центром мироздания, вокруг него суетятся, высылают парламентеров, ведут безуспешные переговоры, так что самооценка упрямца высока, и чем больше он упорен в своем упрямстве, тем лучше он о себе думает. Зато окружающие пребывают в полном дискомфорте. Они теряются, что делать. Сдать позиции совестно – это же ребенок, принять условия – себе дороже, потом эта сдача будет расценена как прецедент. Так что у окружающих есть только один путь: сдаваться, но очень медленно и показывая, что упрямцу делается огромная уступка, только чтобы он не чувствовал себя несчастным. Со временем вырабатывается даже сценарий, как каждой стороне себя держать. Если окружающие сценарий ломают – упрямец проявляет гнев. Мы так не договаривались! Обычно же упрямец готов вынести любые лишения и любые наказания, но цели он достигнет. Цель очень часто вообще не важна – важна победа над другими.
Знаю об этом очень хорошо, потому что моим родителям пришлось со мной очень нелегко. Не то что приказов, я не исполняла даже просьб. И если было очень нужно, чтобы я что-то сделала, имелся только один путь: мне запрещали это делать вкатегоричной форме. Тут же все выполнялось: не закрывай окно (тут же шторы задернуты), не гаси свет (тут же свет погашен), не ложись спать (тут же идем в постель) и прочее, прочее, прочее.
Им повезло, к тому времени, как они придумали такие запреты, и к тому времени, когда я прочухала, что меня так обманывают, я выросла. И негативизм – высшая форма упрямства – прошел с возрастом. Против него, как известно, лечения нет, а лекарства помогают только на время. Недаром Чуковский отправил своего упрямого героя Фому прямо в пасть к аллигатору.
Но упрямство – это сигнал, что вы что-то делаете неправильно, – слишком опекаете, слишком контролируете, слишком навязываете свою волю и решаете за ребенка, то есть слишком воспитываете. Отцепитесь вы от него! Оставьте в покое! В большинстве случаев, предоставленный себе, неподконтрольный, он перестанет упрямиться. Какой смысл противодействовать, если противодействовать нечему?