Что означает пословица нет друга ищи а найдешь береги
Нет друга — ищи, а нашел — береги: Смысл, значение, рассказ с пословицей
Пословица: Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Вариант написания: Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Похожие по смыслу, аналоги:
Смысл пословицы, значение:
«Нет друга – ищи, а нашел – береги» – это пословица о том, что дружба является одной из главных ценностей в человеческой жизни. К сожалению, люди не всегда это понимают и в погоне за новыми, интересными знакомствами теряют настоящих, преданных друзей. Человек по-настоящему счастлив, если у него есть хотя бы один преданный друг, на которого он может положиться в трудную минуту. Те, кто умеет ценить настоящую дружбу, хранят ее всю жизнь и поддерживают своих товарищей в беде. Девиз таких людей – «Один за всех и все – за одного», то есть верные друзья всегда неразлучны.
Пример (рассказ с пословицей):
Никто в классе не хотел дружить с маленьким Лешей. Он был молчалив и замкнут в себе, и поэтому все считали его странным. Все смеялись над его маленьким ростом и тонким голосом. Леша очень переживал, что он вынужден сидеть за партой один, без товарища, и что ни мальчики, ни девочки не хотят с ним общаться. Но дедушка, видя его переживания, однажды сказал ему:
– Нет друга – ищи, а нашел – береги!
Леша запомнил эти слова и с тех пор искал себе друга среди одноклассников и соседей. Он помогал им выполнять домашние задания, начал играть с ними в футбол и догонялки, а однажды даже устроил в квартире вечеринку для всех своих знакомых. Однако никто по-прежнему не хотел с ним дружить. Леша сильно расстроился и снова замкнулся в себе.
Однажды мальчик возвращался домой из продуктового магазина, и на него из-за угла неожиданно напала злая собака. Леша очень испугался и, остановившись на месте, почувствовал, что близок к обмороку. Но тут из соседнего дворика выбежал Митя и, подбежав к Леше, встал рядом с ним. Собака тотчас отступила и скрылась за углом. Леша очень удивился: он никогда не искал дружбы с Митей и мало с ним разговаривал.
Он угостил его мороженым, и с тех пор мальчики крепко подружились. С тех пор Леша больше не искал себе товарища: он научился ценить дружбу Мити и сохранил ее на всю жизнь.
нет друга, так ищи: а нашел, так береги
Смотреть что такое «нет друга, так ищи: а нашел, так береги» в других словарях:
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. — Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. См. ДРУГ НЕДРУГ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги — Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БЕРЕЧЬ — БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля
Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Nec minor est virtus, quam quaerere… — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Πολλάκις δοκεῖ τὸ φυλάξαι τ’ἀγαθὰ τοῦ κτήσασθαι χαλεπότερον εἴναι. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Друг — денег дороже — Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Что означает пословица нет друга ищи а найдешь береги
Объясните значение пословицы «Нет друга — ищи, нашёл — береги», запишите Ваше объяснение.
(1)Русский народ изобрёл идеальный прибор — счёты — для облегчения счисления по десятичной системе. (2)Эти счеты по справедливости называются русскими.
(3)Отметим, что западноевропейский быт не знает употребления счетов, и ловкость пользования ими у русских много раз вызывала удивление иностранцев.
(4)Многие обороты нашей речи свидетельствуют о том, что счеты русским народом употребляются с очень давних пор. (5)«Сбрасывать со счета», «прикидывать», «накидка», «скидка», «сводить счеты», «скостить» и много аналогичных выражений в народном языке появилось в результате пользования счетами в течение долгого времени.
(6)Чаще всего на счетах приходится считать деньги. (7)Широкое распространение русских десятичных счетов связано с тем, что в России раньше, чем в других странах, возникла десятичная денежная система: рубль равен десяти гривенникам, гривенник — десяти копейкам, червонец — десяти рублям (впрочем, в XVIII веке червонец не сразу равнялся десяти рублям).
(8)Русские счеты широко использовались при начальном обучении арифметике в качестве учебного пособия. (9)Благодаря известному французскому математику Ж. Понселе, который познакомился со счетами, будучи военнопленным офицером наполеоновской армии в Саратове, аналогичный прибор появился во французских школах, а затем и в некоторых других странах Европы.
(10)К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как примитивному счетному аппарату. (11)Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.
Занятие «Нет друга, ищи, а нашел – береги»
Конспект классного часа на тему: «Нет друга, ищи, а нашел – береги».
Составила и подготовила Марченкова И.В.
Воспитатель высшей квалификационной категории.
Тема: «Нет друга, ищи, а нашел – береги».
Цель: воспитывать положительные качества личности.
Задачи: 1. Познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
2. Развивать устную фразовую речь, обогащать словарь обучающихся.
3. Воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу.
4. Коррекция памяти на основе запоминания стихотворений, мышления при анализе пословиц.
Раз, два, три, четыре пять –
Занятие нам пора начать
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Внимательно послушайте песню и скажите о чем она? (Звучит песня «Дружба крепкая»)
— О чем песня? (О дружбе, друге)
— Кто догадался о чем пойдет речь на занятии? Давайте прочитаем тему занятия.
— Кто такой друг? (Человек, дружит, никогда не обижает, не обманывает)
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Поднимите руку те, у кого есть друзья.
— Как вы понимаете пословицу «Нет друга, ищи, а нашел – береги»? (Без друзей жить трудно, если мы встретили друга, его не нужно обижать)
— Что связывает друзей? (Дружба)
— Что такое дружба? (Это когда у тебя есть друг, вы дружите с ним и никогда не ссоритесь, не обижаете друг друга)
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, объединенные одинаковыми интересами.
Игра «Доскажи пословицы».
Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.
Все за одного, а один….. (за всех)
Семеро одного….. (не ждут)
Один в поле….. (не воин)
Старый друг….. (лучше новых двух)
Не бросай друга…(в беде)
Сам погибай, а товарища…..(выручай)
Не имей сто рублей, а имей…..(сто друзей)
Человек без друга, что дерево……(без корней)
Вот видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
— А сейчас прочитайте поговорки о дружбе и постарайтесь объяснить их смысл.
Трусливый друг опаснее врага. (Врага опасаешься, а на друга полагаешься. В трудную минуту трусливый друг может подвести.)
Дружба, что стекло, расколешь не соберешь. (Разбитое стекло не вставить в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда.)
Дерево крепко корнями, а человек друзьями. (Чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде. Чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы)
Слово «дружба» по своему значению тесно связано с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний, единство в восприятии окружающего мира и в отношении к нему.
Послушайте стихотворение В. Шекспира.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может.
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
— А каким бы вы хотели видеть своего друга?
От друга требуется немного: понимание. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.
— Можно ли представить друга злым, завистливым? (Нет)
Внимательно послушайте стихотворение и скажите что произошло с подружками?
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
— Что произошло с подружками и почему? Можно ли так поступать с друзьями?
Сейчас немного поиграем. На доске висят различные человеческие качества. Нужно выбрать те, которые должны быть у настоящего друга. (Жадный, добрый, щедрый, верный, лживый, честный, доброжелательный, жестокий, надёжный, хвастливый)
Давайте прочитаем, что у нас получилось? Каким должен быть друг?
Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ – готовы ли вы встретить друга? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу.
Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, бесприкословно им подчинялись.
Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Требуется друг».
А со мной не дружат.
Бант у Кати расписной
И характер кроткий.
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
— Ты во всем должна идти
— Ты дружи со мной одной,
— Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
Подружусь я с Ильиной,
Все пятерки до одной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать
А девчонки на дыбы,
Не вставать же на колени,
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг.
— Почему никто не хотел дружить с девочкой? (Девочка искала друга для своей выгоды) Действительно, она думала только о себе и хотела иметь выгоду только для себя.
1 Представьте себе…
Вы пошли в поход, и идти осталось немного, а ваш друг устал. Ваши действия. (Нужно остановиться и передохнуть)
2. Привал. Все устали, но вашему другу выпал жребий идти за водой и чистить картошку. Ваши действия. (Нужно помочь другу)
3. Вам понравился отдых, и друг решил вырезать на березе свои инициалы. Как вы поступите? (Скажу другу, что дерево может погибнуть и этого делать нельзя)
4. Посуду нес ваш друг, а вы продукты. На обратном пути вам не придется нести продукты, т.к. они уже съедены. Кто понесет посуду?
5. Ваш друг во время игры нечаянно порвал вашу куртку. Ваши действия? (Прощу друга и сам зашью куртку)
6. Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба… На лице высокого, сильного парня, спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофёра: «Возьмите Сашу, он ногу натёр». Сашей звали третьего мальчика самого, казалось, безучастного к тому, что происходило. А он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно» И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.
— Какие взгляды на дружбу были у каждого из этих мальчиков? (1- й думал только о себе, а два других настоящие друзья)
— Как вы поступили в этой ситуации? (Так же, как Саша)
Физминутка. Песня-игра «Дружат дети всей земли».
Шире круг, шире круг!
(Дети делают несколько шагов от центра круга назад)
Всех друзей, всех подруг
(Идут по кругу вправо)
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине
(Останавливаются. Поднимают вверх руки, плавно покачивают ими, наклоняются)
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран
(Кладут руки на плечи друг другу и стоят на месте, покачивая в такт музыки)
Дружит солнце и весна,
Дружат звезды и луна!
(Берутся за руки, идут влево по кругу)
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей земли.
(Сходятся к центру, держась за руки, поднимают их вверх)
Шире круг, шире круг!
Всех друзей, всех подруг
Мы сегодня много говорили о друзьях, о дружбе.
— Как вы думаете, есть ли определенные правила, законы дружбы? (Да)
Не оставляй друга в беде. (Если с другом случилась беда нужно прийти на помощь)
Не зазнавайся. (Если у тебя что-то получается лучше, не надо хвалиться и гордится тем, что у тебя лучше)
Не обижайте, не оскорбляйте друга. (Нельзя говорить грубые обидные слова, нельзя драться с другом)
Не жадничайте. (Делиться конфетами, игрушками)
Уступайте друг другу. (У вас новая красивая игрушка и ваш друг хочет с ней поиграть, но при этом вам самим хочется играть)
Существует множество законов дружбы, но это – основные. Если вы их будете соблюдать, то станете настоящими друзьями.
— А только ли люди могут быть друзьями? (Нет)
— А кто еще? (Животные, птицы)
— Ребята, вы много читаете сказок, рассказов о дружбе. Какие рассказы и сказки о дружбе вы уже прочитали? (Простоквашино, Иван Царевич и Серый волк, Лиса и журавль, Конек-горбунок)
Игра «Кто с кем дружит».
Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
Смешной мишка Винни-Пух и …(Пятачок)
Добрая Белоснежка и …(семь гномов)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда)
Стук в дверь. Заходят Буратино и Мальвина.
Мальвина. (приветливо) Здравствуйте, дети!
Буратино. (бурча под нос) Здравствуйте.
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и всё! А что тебе от меня надо?
Мальвина. (обиженно) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу знать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ты так со мной разговариваешь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.
Мальвина. Буратино, что у тебя за тон?
Буратино. Обиженный. Ведь я никого не ругаю!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.
Буратино. Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «ну, как посадка прошла? А он обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал?
— Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро? (Нельзя смеяться над неудачами друзей)
Буратино. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте будем добрыми, вежливыми и просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в один миг.
— Ребята, а вам нравится то, что придумал Буратино? (Да)
Друзьям дарят подарки и говорят комплименты. Комплименты – это добрые, теплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе. Предлагаю те сердечки, которые мы делали на прошлом занятии, подарить тому, кого вы считаете своим другом, но обязательно со словами: «Я дарю тебе сердечко, потому что ты самый…(сказать о том, что нравится в человеке)
Кто еще не нашел друга – ищите, а кто нашёл – берегите.
Список использованной литературы и интернет-источники:
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.
Смотреть что такое «Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.» в других словарях:
Нет друга, так ищи: а нашел, так береги — Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
нет друга, так ищи: а нашел, так береги — Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродетель, чем приобретать, Приобретенное сохранять. Ovid. Ars am. 2, 13. Ср. Πολλάκις δοκεΐ το… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
БЕРЕЧЬ — БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля
Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Nec minor est virtus, quam quaerere… — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Πολλάκις δοκεῖ τὸ φυλάξαι τ’ἀγαθὰ τοῦ κτήσασθαι χαλεπότερον εἴναι. — См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Друг — денег дороже — Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)