Что означает пословица речь красна слушанием
«Речь красна слушанием»: смысл пословицы
Носители русского языка всегда ценили умение хорошо говорить. Грамотная, поставленная, богатая речь, наполненная различными средствами выразительности, всегда считалась показателем образованности и широкого кругозора говорящего. Понимание правильности речи и умение использовать все средства языка для того, чтобы грамотно донести свою мысль до собеседника и увлечь его монологом даже выделено в отдельное искусство риторики, которое изучается в некоторых школах и институтах. Но не только грамотность и выразительность реи ценились во все времена: не меньше ценилось и искусство молчать и слушать собеседника, улавливать и запоминать его мысль.
«Речь красна слушанием»
Эта пословица учит нас тому, что важно не только уметь говорить, но и слушать. Хороша лишь та речь, которую слушают с интересом, которую запоминают. Язык – это, в первую очередь, средство общения, что и требует помнить эта пословица. И, если речь перенасыщена образами, слушать ее становится невозможно хотя сама по себе речь и кажется красивой. Так же и наоборот: если речь предельно суха и конкретна, слушать ее обычно скучно, и многие слова не достигают своей цели.
Поэтому подобрать грамотный баланс красивых слов и средств выразительности и смысла – задача обычно не из легких, и эту задачу необходимо научиться решать, чтобы речь была не только интересной и красивой, но и запоминающейся, а также наполненной смыслом. При этом речь не должна прерываться междометиями, она должна быть гладкой, чтобы слушать ее было действительно приятно.
Важным моментом, указанным в этой пословице, является также умение слушать. Искусство слушать – это умение одновременно и уделять внимание говорящему, не прерывая его, и вникать в его речь, и вычленять смысл, и запоминать то, о чем говорит собеседник, и реагировать на слова собеседника. Таким образом слушать – это не просто молчать, это действительно принимать участие в разговоре, и тот, чья речь заставляет его собеседников слушать, не отвлекаясь на свои мысли, и вникать в тему монолога собеседника, может считаться действительно хорошим оратором и мастером слова.
Заключение
Быть мастерским оратором – это поистине искусство. Пословица «Речь красна слушанием» подчеркивает важность не только умения говорить красиво, но и умения говорить так, чтобы оратора слушали с интересом и не отвлекались на посторонние факторы. Особенностью наших предков было уважительное отношение к слову и к тем, кто умеет говорить красиво, используя все богатство и все средства выразительности языка. Но еще большее уважение вызывали те ораторы, кто мог только своей речью заворожить и привлечь внимание.
Также наши предки уважали и тех, кто умеет слушать. Умение донести мысли в речи – это всего лишь половина победы, нужно еще, чтобы собеседник умел эти мысли вычленить из общего потока слов, запомнить и понять, принять к сведению. Речь издавна служила способом передачи вековой мудрости, и плох был тот, кто не мог ее понять и усвоить, а потому хорошие слушатели были не менее мудрыми в глазах наших предков, чем хорошие ораторы.
И эта пословица дает акцент на том, что нет ничего более важного, чем встреча хорошего оратора и хорошего слушателя, и именно такое сочетание дает возможность передать всю мудрость, накопленную народом, новому поколению.
Речь красна слушанием?
Речь красна слушанием.
Нужно привести доводы(доказательства).
Речь красна слушанием.
Речь только тогда выполняет свою основную функцию, когда она воспринимается т.
Речь впустоту бессмысленна.
Слушание и разговор это какая речь?
Слушание и разговор это какая речь.
Прочитайте?
Впишите в предложения нужные по смыслу слова : речь про себя, письменная, устная.
К какой части речи относится слово слушание?
К какой части речи относится слово слушание.
Сочинение рассуждение высказывание » речь красна слушанием»?
Сочинение рассуждение высказывание » речь красна слушанием».
Помогите пожалуйста, нужно привести аргументы к выражению «Речь красна слушанием»?
Помогите пожалуйста, нужно привести аргументы к выражению «Речь красна слушанием».
Срично?
Помогите пожалуйста мне нужны 3 пословицы об устной речи и слушании и 3 пословицы о письменной речи и чтении.
Речь красна слушанием?
Речь красна слушанием.
Привести доводы к двум высказываниям.
Дети занимаются зарядкой с учителем. Они тянутся будто «до солнца».
Перечень букв, форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков.
Эта збор букв што би можно было сделать слова.
Именительный : чёрная ворона красный цветок домашнее задание родительный : чёрную ворону красный цветок домашнее задание дательный : чёрной вороне красному цветку домашнему заданию винительный : чёрную ворону красный цветок домашнее задание творитель..
Схема предложение с однородными членами это однородные члены и слово от которого оно зависит.
Этот забила вечна задирается.
Правильный ответ А) 1Б, 2В, 3А.
Ну вот и день на исходе, пора многим поворачивать к дому. И будто не идешь, а плывешь по белому морю. Кругом тихо. Каждое дерево в серебряном наряде. Хорошо, так бы и не уходил из сказочного царства природы. До свидания, зимний лес.
Помогите пожалуйста, нужно привести аргументы к выражению «Речь красна слушанием»?
Помогите пожалуйста, нужно привести аргументы к выражению «Речь красна слушанием».
Речь красна слушанием?
Речь красна слушанием.
Нужно привести доводы(доказательства).
Помогите, пожалуйста?
К тезису «Бесполезно искать смысл жизни» нужно привести аргументы и вывод.
Сочинение рассуждение высказывание » речь красна слушанием»?
Сочинение рассуждение высказывание » речь красна слушанием».
Срично?
Помогите пожалуйста мне нужны 3 пословицы об устной речи и слушании и 3 пословицы о письменной речи и чтении.
СРОЧНО?
Какой литературный аргумент можно привести к проблеме взаимоотношения личности в коллективе?
Помогите привести пример (аргумент) их жизни!
Речь красна слушанием?
Речь красна слушанием.
Привести доводы к двум высказываниям.
Дети занимаются зарядкой с учителем. Они тянутся будто «до солнца».
Перечень букв, форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков.
Эта збор букв што би можно было сделать слова.
Именительный : чёрная ворона красный цветок домашнее задание родительный : чёрную ворону красный цветок домашнее задание дательный : чёрной вороне красному цветку домашнему заданию винительный : чёрную ворону красный цветок домашнее задание творитель..
Схема предложение с однородными членами это однородные члены и слово от которого оно зависит.
Этот забила вечна задирается.
Правильный ответ А) 1Б, 2В, 3А.
Ну вот и день на исходе, пора многим поворачивать к дому. И будто не идешь, а плывешь по белому морю. Кругом тихо. Каждое дерево в серебряном наряде. Хорошо, так бы и не уходил из сказочного царства природы. До свидания, зимний лес.
Открытый урок по развитию речи в 7 классе на тему «Красна речь слушанием»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Красна речь слушанием»
Максимова Ольга Геннадьевна
учитель русского языка и
Открытый урок по развитию речи
Показать значение умения слушать; разъяснить, что означает глобальное, детальное и критическое слушание; систематизировать виды слушания; показать значение положительной внутренней установки на восприятие; показать два способа слушания – молчаливое и немолчаливое;
Развитие речи, умения слушать чужую речь; умения пользоваться глобальным, детальным и критическим слушанием; умения слушать текст в целом, слушать с установкой, слушать критически, слушать с положительной внутренней установкой; умения использовать два способа слушания – молчаливое и немолчаливое;
Воспитывать интерес к народной мудрости, к истории, к умению и желанию слушать; уважение к языку, к слову, к собеседнику, к лектору, т.е. к говорящему.
На стенде «Сегодня на уроке»
Когда слова согреют наши души,
Ничто их хор извечный не нарушит.
И это все с Любовью век от века
Подарено лишь только Человеку.
Красно поле пшеном, а речь слушанием.
Человек имеет один рот и два уха для того, чтобы раз сказать и два раза слушать.
Кто говорит – тот сеет,
Кто слушает – тот пожинает.
Сегодня (число на доске и в тетради)
Тема нашего урока «Красна речь слушанием».
(на доске и в тетради).
1) Слово учителя с элементами беседы:
— Почему я сегодня на этот урок выбрала именно эту тему? Так ли важно уметь слушать?
Американский писатель Кристофер Марли: «Чтобы стать хорошим собеседником, существует одно единственное правило…
— Как вы думаете, какое?
— Со стенда «Сегодня на уроке» прочитать сначала пословицы, затем слова Т.Травкиной.
— Записать в тетрадь пословицы.
2) Игра «Испорченный телефон»
— А вы умеете слушать?
— Кто умеет? (7 человек выходят за дверь)
— Учитель сообщает одному ученику из класса фразу, которую тот должен сообщить другому вошедшему, который был за дверью, а тот – третьему и так всей группе играющих. В итоге сравниваются исходная фраза и ее конечный результат.
Фраза (все оставшиеся в классе записывают ее в тетрадь для сверки).
«Работай над очищением своих мыслей. Если у тебя нет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
— Сравните, что было сказано учителем и что осталось после?
— А вы говорите, что умеете слушать. Этому научиться нелегко.
— А знаете ли вы, что в зависимости от задачи, от установки слушание может быть различным? То есть, начиная слушать, вы должны знать, для чего, с какой целью вы слушаете. Иногда достаточно понять, о чем шла речь в высказывании, какие вопросы в нем освещались. Вы воспринимаете текст в целом. Это слушание называется глобальным. Но бывает и так: слушающий получает установку: более глубоко проникнуть в содержание текста, во все его детали. В этом случае говорят об установке на детальное слушание. Но и глобальное, и детальное слушание иногда дополняется установкой на критическое восприятие услышанного. Если вам предлагают выразить свою точку зрения на то, о чем и как говорится в тексте; высказать согласие или несогласие с основной мыслью автора, то эта установка на критическое слушание.
Таким образом, слушание может быть разным.
4) Составление схемы (в тетради и на доске).
В деталях детальное
В целом глобальное
5) Отработка глобального слушания:
— Попробуем воспользоваться глобальным слушанием.
— Сейчас я вам прочитаю текст, вы его внимательно послушаете и озаглавите. Заголовок должен быть точным, кратким и единственным.
Никогда не унывайте, не падайте духом. Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – Радость. Каждый раз, когда что-то вам не удается, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуюсь. Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернет в вас силы. Каждая ваша слеза и слова уныния скомкают то, чего вы уже достигли в своих способностях, и отодвинут вашу победу далеко от вас.
— Выбор лучшего заголовка (на оценку).
— Сейчас вы пользовались глобальным слушанием.
6) Отработка детального слушания.
— Попробуйте воспользоваться детальным слушанием.
— Когда я буду читать текст по частям, запишите вопросы к каждой части. Еще древний философ говорил: «Об уме человека нужно судить не по ответам, которые он дает, а по вопросам, которые он задает».
3 части – 3 вопроса.
— Проверка вопросов (с оценкой)
— Сейчас вы пользовались детальным слушанием.
7) Отработка критического слушания.
— Попробуем воспользоваться критическим слушанием.
— Какого вида слушания требует эта задача?
— Оценка ответа и ее обоснование (на оценку).
8) Слово учителя с элементами беседы.
— От чего еще зависит эффективность слушания?
От внутренней установки. Положительная внутренняя установка – это готовность выслушать точку зрения другого, понять ее. Это установка одобрения. Она настраивает слушателей на доброжелательное отношение к говорящему, что приводит его в спокойное состояние, когда он может без затруднений выразить свою мысль. А слушатели, в свою очередь, могут применить два способа слушания – молчаливое и немолчаливое.
— В чем же состоит молчаливое слушание?
Молчаливое слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями.
Нет, в зависимости от ситуации мы можем выразить свое понимание, одобрение, поддержку, дать говорящему понять, что мы воспринимаем его речь с помощью кивка головой, улыбки, внимательного взгляда, коротких реплик типа «угу», «да-да», «понимаю».
Но встречается и немолчаливое слушание. Его суть заключается в некотором вмешательстве в речь собеседника, если мы хотим лучше понять говорящего. И с этой целью используются различные приемы. Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы как : (записать в тетради).
«Не повторите ли вы еще раз?»
«Что вы имеете в виду?»
«Не объясните ли вы свою мысль?»
«Другими словами, вы считаете…»
9) Отработка молчаливого и немолчаливого способов слушания
— Внимательно прослушивайте следующий текст, уясните его основное содержание. Если вам что-то непонятно или вы что-то прослушали, задайте вопросы, используя ключевые фразы.
— При восприятии текста используйте молчаливый и немолчаливый способы слушания.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы – символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, обозначающее «читать дым». Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. В Африке известия передавались от одного поселения другому дробью большого барабана – тамтама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме, был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Затем на третьем, четвертом, пятом холме и т.д. Сигнал, передаваемый на такой эстафете, быстро облетал всю страну.
В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются двумя языками: языком слов и языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья. Люди, живущие по разным сторонам ущелья, «переговариваются» языком свиста: сообщают новости, зовут в гости. Человеческий голос быстро теряется в горах, а свист разносится очень далеко.
— Чтение вопросов, коррекция (оценки).
Выводы и обобщения:
Слово учителя с элементами беседы:
— Чем же мы занимались сегодня? Что узнали? Чему научились?
Узнали, что уметь слушать не просто. Этому нужно учиться, что слушание бывает разным: глобальным, детальным, критическим и некритическим. Поняли, как Важно иметь внутреннею положительную установку на слушание.
Узнали, какими способами можно слушать – молчаливо и немолчаливо.
Все виды и способы слушания попробовали применить.
И теперь, используя эти знания и умения, вы должны стать самыми лучшими слушателями.
Оценки за работу на уроке.
Повторить и выучить все виды и способы слушания.
Подготовить интересный, содержательный текст, на котором мы вместе в классе попробуем применить все виды и способы слушания.
Конспект внеклассного занятия по теме «Красна речь пословицей»
Речь занимает важное место в жизни любого современного человека. С помощью языка мы взаимодействуем друг с другом, учимся определять настроение человека, его намерения и взгляды на речи полностью отражают мировоззрение русского человека, его привязанность к конкретным традициям и культуре. Главный акцент всегда делается на умении слушать, понимать собеседника, быть ему максимально полезным, а значит, делать что-то и для общества в целом.
Русские пословицы о речи наполнены глубиной и имеют психологический подтекст. Каждое высказывание можно применить к нашей повседневной жизни.
«Речи, как мед, а дела, как полынь»
Имеется в виду то обстоятельство, что люди часто бросают на ветер собственные слова. Необдуманные фразы, сказанные случайно, не могут принести пользы, не затрагивают глубин души другого человека, не могут сделаться для него максимально полезными. Люди, живя в обществе, очень рано научаются лукавить и играть определенную роль перед окружающими. Человек может в лицо говорить ласковые речи, быть максимально вежливым и приветливым, а за глаза проявлять холодность и отчужденность. Большинство людей вообще говорят совсем не то, что они чувствуют и думают в данный момент. Чаще их мысли бывают настолько горькими, что если бы окружающие о них знали, совсем отказались бы от взаимодействия с этими людьми.
В нашей жизни так мало искренности и все потому, что мы сами зачастую не умеем быть в достаточной степени правдивыми. Детей не учат проявлять эмоции в школе и не говорят им, что самое важное в жизни — это сохранить свою индивидуальность. Эмоциональное воспитание полностью находится на плечах семьи. А как по-настоящему немного удовлетворенных людей! Пословицы о речи помогают понять этот феномен.
Презентация»Красна речь пословицей и поговоркой» план-конспект урока по чтению (3 класс)
«Красна речь пословицей и поговоркой» Учитель: Чепрасова Светлана Викторовна
Красна речь пословицей. Без пословицы не проживешь. Старая пословица век не сломится. Пословица — всем делам помощница. Каким, одним словом мы можем объединить эти предложения?
«Красна речь пословицей и поговоркой»
Что такое пословица и поговорка? Пословица — это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение, суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, наставление, совет. Например: «Петь хорошо вместе, а говорить отдельно» Поговорка – меткое образное выражение, не заключающего в себе обобщающего смысла. Краткое изречение. Например: Мал золотник, да дорог. Пословица — законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка имеет всегда переносное значение. Назначение поговорки – как можно ярче, образнее, охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.
Высоко ценили значение пословиц и поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н. Толстой «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших. В них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, и словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В.Гоголь
Владимир Иванович Даль (1801-1871) «Пословица – это цвет народного ума», — говорил великий собиратель пословиц. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц. Владимир Иванович Даль — известный русский писатель, этнограф, он не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Откуда тогда такая любовь к русской истории, русскому языку? Он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Окончил курс в морском корпусе, несколько лет служил на флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в медицинский университет. Походная жизнь его, как походного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За свою работу Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
Выводы: Культура русского народа жива, мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. Красна речь пословицей и поговоркой!
1 конкурс Рассказы о пословицах Маленькое дело лучше большого безделья. Всему свое время. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тише едешь – дальше будешь.
2 конкурс Закончите пословицу Что с воза упало, то … Век живи, … Один в поле … Не зная броду, … Дело мастера … Когда я ем, … Утро вечера … Чем дальше в лес, …
Что с воза упало, то … (пропало) Век живи, … (век учись) Один в поле … (не воин) Не зная броду, … (не лезь в воду) Дело мастера … (боится) Когда я ем, … (я глух и нем) Утро вечера … (мудренее) Чем дальше в лес, … (тем больше дров)
3 конкурс Проверка домашнего задания Назовите пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Семеро одного не ждут. Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.)
Русские говорят: «Не рой яму другому – сам в нее попадешь», а осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома» Русские говорят «Слово – серебро, а молчание – золото», бельгийцы скажут «Кто много говорит, начинает врать» Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь», а индийцы «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел» 4 конкурс Это интересно! Пословицы народов мира
4 конкурс Это интересно! «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением. Монгольская пословица: «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого. Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка». «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера. Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
5 конкурс Собери части пословицы – сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут
6 конкурс Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
7 конкурс (Для родителей) Отгадай пословицу
Коса – камень. Нашла коса на камень. Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров. Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь. Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом. Дело – мастер. Дело мастера боится. Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.
«Красна речь слушаньем»
Важно не столько уметь произносить красивые слова, сколько научиться слушать оппонента. Молчание — великая вещь. Глубокое эмпатийное слушание позволяет лучше сфокусироваться на озвучиваемом вопросе, достичь понимания, прийти к определенному соглашению. Но как мало людей действительно умеют слушать своих собеседников! Многие хотят только, чтобы им одним уделяли достаточно времени и внимания, а сами не желают ничего вкладывать в отношения. Пословицы и поговорки о речи как нельзя лучше подчеркивают эту особенность.
Красную речь красно и слушать презентация к уроку по теме
МОУ «Куровская СОШ №6» Урок о речевом этикете. «КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ» Учитель русского языка и литературы: Борзых Наталья Михайловна
Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…
Речевой этикет – это сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ЭТИКЕТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА «ЯРЛЫК, ЭТИКЕТКА» ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ETHOS «ОБЫЧАЙ, ХАРАКТЕР»
Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
Задачи: рассмотреть классификацию формул речевого этикета; научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником; познакомить с историей развития русского речевого этикета научить правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи; научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения; воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку; внимательно относиться к своей и чужой речи.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Мигель де Сервантес
Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.
ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ
… Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин) ЗДРАВСТВУ И ЗДРАВСТВУ Й (форма повелительного наклонения глагола здравствовать) «БУДЬ ЗДОРОВ» «ПОЖЕЛАНИЕ ЗДОРОВЬЯ» ЦЕЛОВАТЬ (ЛОБЗАТЬ) «ЖЕЛАТЬ БЫТЬ ЦЕЛЫМ, НЕВРЕДИМЫМ, ЗДОРОВЫМ» Фр. ALLER («идти») Фр. ALLONS («ну») «телефонное» слово АЛЛО Буквально «ИДЕМ, ПОШЛИ»
Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло
Междометие ПОКА Формулы прощания ПО КАкое МЕСТо ПО+КА+МЕСТ = ПОКАМЕСТ ПОКА МЕСТО (сращение частей) наречие ПОКА Повелительное наклонение глагола ПРОЩАТь Первоначальное значение «прости (если что не так)» Фразеологизм «прощай, не поминай лихом» ПРОЩАЙ АДЬЮ – «с Богом, до свидания» от фр. A (предлог) + DIEU (Бог)
«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» СПАСИБО БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО») БЛАГОДАРЮ
1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительного наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива ( передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)
Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!
Умейте говорить друг другу комплименты! — Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. — Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).
Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.
Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников)
«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» — слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив». Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.
Домашнее задание: подобрать пословицы, цитаты известных людей по пройденной теме, написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?»
«Лучше недоговорить, чем переговорить»
Иногда мы ненароком можем обидеть близкого человека одним лишь неосторожно произнесенным словом. Следует знать, что не всегда нужно говорить голую правду напрямую. Иногда полезно что-то умолчать, если это подействует во благо. Важно то, с каким настроением мы строим привычные слуху фразы.
Некоторые люди могут и не заметить того, что обидели собеседника, вывели его из состояния внутреннего равновесия. Пословицы о речи изобилуют многовековой народной мудростью, в них знание сливается с непреходящими человеческими ценностями. В беседе нужно стараться давать оппоненту ровно столько, сколько он просит: ни больше, ни меньше. К сожалению, совсем немногие готовы действительно принимать благо. Большинство закрываются от потоков энергии любви и благодарности.
«Речи слышим, а сердца не видим»
Люди часто общаются друг с другом чисто механически, не заглядывая внутрь. Лишь меньшинство способно искать и найти за словами собеседника внутренний смысл. Необходимо не просто слушать фразы, но и улавливать темп голоса, настроение, с каким они произносятся. Мы зачастую привыкли жить настолько механически, что не видим, не замечаем того, что происходит вокруг и с ними самими.
Таким образом, пословицы о речи заключают в себе культурную и национальную ценность. С помощью этих нехитрых высказываний прошлые поколения делятся с нами неиссякаемым источником мудрости, нужно только уметь его принять.