Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Всего дороже честь сытая да изба крытая

Пословица про дом, двор и хозяйство:

Всего дороже честь сытая да изба крытая (мшеная).

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про дом, двор и хозяйство. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытаясодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про дом, двор и хозяйство Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

Русский язык об избах, хоромах, хатах.

Память о старине спрятать можно,
но как заставить молчать язык народа,
он помнит всё.

Кроме археологов и документалистов о былом нам рассказывает родной язык.

Например, в Польше отдельные административные территории называются воеводства. Это отражает давнюю борьбу народа за независимость. А когда Польша расширяла сферы влияния, то, как мы знаем, вместо мифической Киевской Руси возникло реальное Киевское воеводство.

Взглянув на карту народов, мы видим другой след истории – СТАН. Татар_стан, Узбеки_стан, Туркмени_стан. В Москве сохранился топоним Теплый стан. Известен даже целый полуостров Индостан. Слово СТАН явно сообщает о кочевом образе жизни народов. В русском языке можно найти производное от СТАН слово СТАНИЦА.

Язык сообщает о стане как о месте ночлега путника или войска.

Углубившись в вопрос, мы обнаруживаем пласты почти неведомой, но нашенской истории.

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Должностной знак станичного судьи. «Преградной стан. Кубанского казачьего войска».

Палаты.
Есть ещё одна и также неизученная страница русской истории. Она связана со словом ЮР. Старинные и современные словари толкуют его как – открытое, возвышенное место. У слова есть много созвучных братьев: «имена» которых, оканчиваются на *юрт. На языке многих народов России ЮРТ это село или городок.

Моя малая Родина это старинная владимирская деревенька, которая много веков гордо именуется как Юрцово. Этот топоним можно обнаружить от Белоруссии до Западной Сибири, а означает слово ЮРЦЫ (Словарь воровского жаргона) – палати или спальное место.

А вот тут то с чего началась статья.

Онлайн Словарь, http://onlineslovar.com/word_s-73116.html
Палатковать, кочевать табором, жить в палатке, в поле.

Палаты от палатка, шатер, легкий остов, обнесенный и покрытый холстом, платом или тканью, использовался для приюта.

Раскинуть палатку. Палатка при лавке, особое место склада, амбар; в рядах и в гостиных дворах.

У него ума палата, да не покрыта, беден. На полатях лежать, так и ломтя хлеба не видать. Залетела на полати сова, не боится ясного сокола. Храбр после рати, как залез на полати.

У Даля находим (Толковый словарь, 1863-1866): «до боярских эти палати существовали в крестьянских избах. Это род полуэтажа, антресолей, полезных, ради тесноты в избе и для тепла; общая спальня».

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

За всем этим интуитивно чувствуется не просто жильё, а сеть предшественников будущих постоялых дворов, часть которых стала погостами для сбора княжеской дани ещё во времена княгини Ольги. Вот и займемся разбором слов, какими наши предки назвали свои жилища.

Изба — присутственное место (например, изба-читальня)

Изба — учреждение в царской России (например, посольская изба)

Изба — географический объект, отдельно стоящее жилое деревянное строение.

На самом деле это не толкование, а халтура. Избу назвали… избой, а где смысловые истоки слова?

Несколько настораживает, что посольских хат в природе не существовало! В тоже время известна неизбывная печаль сожженной Хатыни.

Нам толкуют и избу и хату как одно понятие, различая их только географическими и природными условиями.

«Уже в очень раннее время, в начале первого тысячелетия нашей эры, наблюдаются различия в жилищном строительстве северной и южной групп восточнославянских племен. На севере, в лесной полосе, как правило, использовали бревенчатую срубную постройку, на юге в лесостепной полосе – постройки полуземляночного характера. Это различие приводит в дальнейшем к сложению устойчивых типов рядового жилья – бревенчатой избы в средних областях и хаты-мазанки на Украине» [Воронин].

Или вот: «… по поводу того, как соотносятся русская изба и украинская хата в контексте перевода. В любом русско-украинском словаре «изба» переводится как «хата».

А в академическом издании «Українсько-руський словник» содержится обратный перевод «хати» в «избу». Однако здесь содержится весьма существенное примечание: «не точно – о крестьянском жилище».

На мой взгляд, причина таких переводов и толкований лежит много глубже чем просто география мест. Современные толкования основаны на христианской Руси и некоторой примеси местничества. Но избы и хаты существовали задолго до крещения Руси. Ошибочно считать жилище славян исключительно материальной частью жизни, оставляя за скобками её духовную составляющую.

Изба.

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Христианские летописи поминают слово ИЗБА, начиная со своих первых записей IX века.

«Казалось бы, вопрос, что такое изба, не нуждается в подробном изъяснении. Действительно, кто из нас не видел деревянной избы? Построенная из толстых бревен, она является традиционным жилищем русского человека на протяжении нескольких тысяч лет. Само понятие избы настолько глубоко и многопланово вошло в культуру и быт, что стало обозначать не только жилище определенного типа, но и традиционный уклад жизни».

Избу приято считать строением исключительно крестьянским. А вот восстановленный в Коломенском царский теремной дворец XVII века имел в своей основе срубы, соединенные затейливым образом. А ведь в основе избы те же срубы.

Принципиальное отличие избы от хаты – значительный разброс размеров изб между собой и их этажность. А вот срубность признак различия не характерный. Срубные дома на смоленской земле до сей поры называют хатами. Традиционные глиняные хаты имеют только один этаж. Запомним эту существенную деталь.

А теперь обратимся к трактовкам и толкованиям.
Дъяченко, Церковный словарь:

Изба, Изьба, Истъеба (ст. слав., др. рус.) от корня топ-ить.

Вот мы и подошли к дохристианскому истоку слова ИЗБА.

«Изба была первым языческим храмом. Оттого слова хоромы (в смысле жилище) и храм (освящённое место богослужения) — филологически тождественны.

Славянин дал своему жилищу название от священного действия, которое совершается на очаге.

Название огнищанин, означающее главу рода, происходит от слова огнище, в славянских наречиях горн, очаг. Огнищанин владетель очага, глава семьи и первый жрец. Отсюда и вся изба в глазах славянина получила особенное освящение от очага.

Изба представлялась таинственным капищем, в котором пребывало благотворное светлое божество очага, здесь совершались обряды в его честь.

Один из таких обрядов мы повторяем и сегодня, не осознавая его древнюю сущность.

Многие следуют традиции и верят в примету, по которой разбить на пиру что-нибудь из посуды предвещает счастье. А разгадка проста. Принося жертву духу очага в особо торжественный день, вся семья садилась за стол, и по обрядовому закону пировала. После ужина опорожнённые горшки разбивали чтоб прогнать всякий недостаток. Горшок, в котором переносят на новоселье горячие уголья очага, также разбивается: как посуда, освящённая участием в религиозном обряде. Такая посуда непременно должна быть изъята из обиходного употребления.

Нечто подобное наблюдается и в современном христианстве, когда отслужившее свое предметы культа изымаются и сжигаются в особых печах. В иудаизме старинные документы вообще не подлежат уничтожению и хранятся вечно.

При дальнейшем развитии язычества, очаг олицетворился в дедушку-домового, по-прежнему выполняющего функции духа очага-охранителя дома. До сей поры живет летучее выражение, которое мы повторяем, благоговея – семейный очаг.

Храм.
Будучи местом отправления ритуалов славянской религии, дом славянина был не только жильём, но и храмом. Отсюда и слово ХОРОМЫ. Оно такое же древнее, как и слово ИЗБА.

Отголоски той старины сохранились. Мы видим домашние церкви в княжеских теремах и в царских дворцах. Сохранились домашние храмы и в избах крестьян в виде полочки с иконами в красном углу. Тоже наблюдаем и в украинских хатах.

Другой освященный обычай. Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду — значило нарушить уважение к святыне избы как храма. Даже враг, возле очага, оставался неприкосновенным, потому что пролить кровь в избе представлялось самым ужасным грехом. Это правило известно не только славянам, но многим народам Кавказа.

Вернемся к слову огнищанин. Слово это в глазах Церкви очевидно языческое, потому и было заменено близким к христианской идеологии словом крестьянин. Но что важно, и в новой традиции сохраняется правило почитания старших, как умудренных жизненным опытом, как хранителей прошлых знаний.

Хата.

Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Смотреть картинку Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Картинка про Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая. Фото Что означает пословица всего дороже честь сытая да изба крытая

Этнографический словарь:
«Хата жилое отапливаемое помещение в доме у украинцев, белорусов и русских южных областей России». Что-то малоинформативно.

Хата это не только украинская мазанка. Как я уже говорил у моих родственников на Смоленской земле, и срубные дома именуются хатами.

По всему выходит, что называть дом хатой это культура, связана с полянами и Польшей.

Или вот поговорка: «Моя хата с краю». Окраинная территория (будущая Украина) находилась как раз с краю Польши ещё в стародавние времена.

Хаты составляли станицы. А в отношении избы эта поговорка не имела смысла, поскольку избы часто строились обособленно. Это много позднее появились деревни из множества изб.

А каковы смысловые истоки слова ХАТА?
Обратимся к источникам. http://enc-dic.com/whistory/Hata-1469.html

Вероятно отсюда и слово хозяин, да и казино тоже.

Школьный этимологический словарь русского языка. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва, 2004:
Ср. авест. kata «комната, кладовая, погреб».

И, наконец, нечто особенное!

В древние времена трипольские мазанки, чаще всего, имели размер 12х6 метров, пространство это делилось на две части. В главной отапливаемой части жили домочадцы, а в другой держали скот.

Мы видим, что отапливаемая жилая часть имела размер в плане примерно 6 х 6 метров. Т.е. близко к восточной мере площади в одну хату – 5,23 х 5,23 метров.

Обязательными предметами мебели были кровать, «поличка» (полка для посуды), стол под иконами в красном углу, лавы вдоль стен и «ослон» — передвижная лава вдоль стола. Так и просится предположение: а не от той ли полочки-полички идет прозвание народа Поляне?

Конкретные размеры древних изб и хат, а также эволюция очага в печь и её размещение в жилье это отдельная большая тема, требующая специальной информации. Например такой, см. ссылку, или вот см. ссылку.

Западные кривичи восприняли от полян и Польши для своих срубных изб ассимилирующее название хата, но свой так сказать избяной уклад во многом сохранили.

А вот польско-украинский уклад вокруг собственно хаты для сегодняшнего дня во многом остается неведомым, хотя можно встретить попытки его описания, но они повторяют уклад жителей изб. Может, у кого найдется соответствующая информация, это было бы прекрасно.

Ну а теперь выводы.

Что касаемо хат:

1. Сарматы, кочуя по степям северного причерноморья, создавали временные домики. Для строительства несложных жилищ вполне достаточно полутора недель. Домики занимали площадь в одну хату, т.е. в 27,4 кв. м.

2. Территория Причерноморья, как известно степная без гор и леса, а потому серьезных городов, кроме как на берегу Черного моря, здесь возникнуть не могло. В тоже время тут постоянно сталкивались интересы разных народов. А по сему значительные города между Прикарпатьем и Доном просто не могли возникнуть вплоть до конца средневековья, что и отмечается археологией.

3. Сарматские названия домиков – хаты, было перенято славянами (полянами) и вошло в местное славянское наречие, получив распространение на территориях занимаемых сначала полянами, а затем и Польшей. Сарматский термин хата перешел уже на постоянное жилье славян.

Вообще название от единицы длины, площади или объема не является уникальным. Сколько на Руси было саженей, используемых для строительства и измерений на пахотной земле. Известна такая единица как «копна сена» или «скирда соломы». А кому неведомы советские «фазенды», именуемые «шесть соток».

Что касаемо изб:

4. Название дома – изба, относится к культуре северовосточных славян. Оно связано не с размером как сарматская хата, а с культом родового очага. Слово изба лингвисты выводят из смыслового корня истопить.

5. В избе в отличие от хаты могли жить несколько семей одного рода. В избе под общей крышей размещалось и жильё, и скотный и хозяйственный дворы. Изба строилась из расчета многодневного пребывания без выхода на улицу в зимнее многоснежное время.

6. У слов изба и хата разная историческая судьба. Понятия изба и хата совместимы друг с другом в смысле обозначения жилья, но не тождественны.

7. И, наконец, последнее.

Утраченная ныне цивилизация славян оставила в истории не только отличные от современных религиозные воззрения, но и оригинальную систему измерений. Эта система основана на комплексе разных саженей, позволявших вести измерения при строительстве без дробных остатков, и при этом имела в основе т.н. «золотое сечение». Мало того, что система древнерусская, так она ещё близнец системы измерений, использовавшейся при строительстве пирамид древнего Египта.

Вот такими неведомыми инструментами пользовались древние строители пирамид и русских хат и изб. Кому интересно, загляните в работу Древнерусская метрология египетских пирамид. Пирамиды Египта напомню, возведены почти за 3000 лет до н.э.

Я конечно далек от мысли, что пирамиды фараонам строили и ориентировали на звезды русские мужики. Но согласитесь, что не может быть случайностью такое совпадение единиц измерений. Также как не может быть случайной и привязка одной из русских саженей к английскому футу. Указ 1835 г. определил русскую сажень как 7 английских футов. Так был осуществлен переход к принципиально иной системе измерений. В ту эпоху был ликвидирован и славянский календарь как Каляды дар, провели очередную реформу славянской азбуки. В то время начинала сочиняться «наша» история, в том её варианте которого никогда не существовало.

Так мы теряли знания о своем прошлом. Так исконно русские слова стали загадочными для потомков.

Источник

Всего дороже честь сытая да изба крытая. Энциклопедия русской жизни

Самый знаменитый словарь русского языка – Толковый словарь живого великорусского языка – вышел в свет в 1863-1866 гг. Словарь состоит из четырех томов и включает более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Составитель этого словаря Владимир Иванович Даль (1801-1872) был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование сначала морского офицера (Петербургский морской корпус – 1814-1819), затем врача (Дерптский, ныне Тартуский, университет – 1826-1829), с 1833 года состоял государственным чиновником по различным ведомствам.Интересы Даля были разнообразны, он преуспел во многих областях знаний: инженерии, ботанике и зоологии (член-корреспондент Академии наук по отделению естественных наук с 1838 г.), этнографии, фольклору (см., например, сб. «Пословицы русского народа», 1861-1862 гг.). Писатель Даль (псевдоним Казак Луганский) создал множество произведений: сказок, рассказов, бывальщин, очерков, большей частью написанных в духе натуральной школы. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.Но самую широкую известность и признание принес Далю Толковый словарь – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как страстно любил русский язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.Далем написано несколько теоретических статей о словаре и о наречиях русского языка. Полвека посвятил он собиранию слов, вынашиванию замысла словаря и его осуществлению. Где бы он ни был – в военном походе, в госпитале, в служебной поездке, всюду вел записи, недаром почти половина слов, вошедших в словарь, собрана самим автором. Были у Даля и многочисленные помощники, присылавшие сведения из различных концов государства Российского. Трудно поверить, что гигантскую работу по составлению словаря проделал один человек. До Даля и после него столь большие по охвату материала словари в одиночку не составлялись, над ними работали целые коллективы специалистов. Поэтому Даля с полным основанием следует назвать энтузиастом-подвижником.Даль первым назвал свой словарь толковым. В эпиграфе автор указывал: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет значения слов и понятий, им подчиненных». Последующие словари подобного рода также стали называть толковыми.Даль желал с помощью своего словаря ознакомить современников с богатством и выразительностью существующего народного языка, «потому что язык этот силен, свеж, богат, краток и ясен…». Оттого-то и в заголовок автор вынес слова «живого великорусского языка». Живого – значит того, на котором говорят в настоящее время. Поэтому в словарь вошло огромное количество слов (по подсчетам Даля, около 80 тысяч), которые не были включены в другие словари, так как расценивались составителями как не стоящие внимания, простые, обиходные слова (в отличие от книжных). Под великорусским языком понимался русский язык (в отличие от малорусского, или малоросского, как в те времена называли украинский язык).Как же построен словарь? Словарный материал автор расположил по алфавитно-гнездовому принципу: в «гнездо» объединены слова, имеющие общий корень и начальную букву, а приставочные образования с этим же корнем следует искать на ту букву алфавита, с которой начинается приставка (в гнезде «ходить» находим слова хаживать, хоженое, хожденье, ход, ходьба и др., приставочные образования в гнездах на соответствующие начальные буквы: выхаживать, выходить, заходить, переходить, уходить и пр.).Объяснение слов дается не только описательно, но большей частью с помощью синонимов, которые Даль называл «тождесловами». Среди них приводятся слова литературные, просторечные, диалектные (например, гнездо «февраль»: фебруарий, стар, сечень, лютый; ныне народн. бокогрей, широкие дороги). О диалектных словах Даль делает пометы: где, в каких местах России они распространены. Например, новгородское, псковское, рязанское и т. п.Далев словарь – прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пище, семейном укладе, религии, суевериях, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и пр.Так, в словарной статье «Изба» находим следующие сведения: «Изба (истопка, истпка, истба, изба)… крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина, людская или кухня, жилье для прислуги в барском дворе; стар, внутренний покой в деревянном дворце царском; стар, палата, приказ, присутственное место… В Сибири избой зовут отдельную стряпную, кухню, и переднюю избу в отличие от кути, задней, стряпной, бабьей избы. Сборная изба, наемная миром, для сходок и для приезжих старшин. Черная, или курная, изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти. Красная изба, с красным, т. е. большим или переплетным окном, не с одними волоковыми. Старинная изба делилась на три части: на шолнуш, или кухню и спальню; избу, столовую и жилую; горенку, чистую, без печи или с голландкою; горенка украшалась картинами и ставилась иногда отдельным пристроем.Вообще у нас изба бывает рубленая, бревенчатая; она обычно четырехстенная; если же разгорожена рубленою стеною, то пятистенная, или о шести рубленых углах; …шестистенная, если сени посредине и из них вход в обе половины, в зимнюю и летнюю…» Далее следуют пословицы, поговорки и загадки, в которых упоминается изба (например: Всего дороже честь сытая да изба крытая. Чего в избе не видно? – тепла), а затем производные слова (например, избничий – стар, служитель при царской избе, комнате).При описании многих реалий (предметов) Даль выступает как тонкий знаток народного быта. Так, из словаря мы узнаем не один десяток названий для ручки (за что берут, держат, подымают вещь): топорище – у топора, дужка, перевясло – у ведра, черен, колодка – у долота, ножа, метловище – у метлы, грабловище – у граблей, скоба – у сундука, молотовище – у молота, удовище – у удочки, цепник, цеповище – у цепа, косье, косовище – у косы, древко – у стяга, пики. Даль поместил для наглядности даже иллюстрации к статьям «Говядо» и «Шапки».Великое множество лексического материала, связанного с промыслами и ремеслами, получило отражение у Даля: рыболовство, звероловство, охота, маслобитье, сыроварение, пивоварение, кожевенное, слесарное, плотницкое, сапожное дело, торговля, ткацкое, портновское ремесло, изготовление лаптей, ложек, шапок, корзин, различные игры и т. д. Вот почему называют словарь энциклопедией народной жизии XIX века.Талантливый писатель, Даль и к словарной работе подошел как художник. Статьи написаны так живо и увлекательно, что многие из них воспринимаются как художественные миниатюры (см. слова жизнь, животное, барка, круг, окно, обезьяна и пр.).Большой труд Даля был отмечен научной общественностью. За создание словаря Российская академия наук присудила автору Ломоносовскую премию (1869), Географическое общество – золотую медаль (1862), Дерптский университет – премию за успехи в языкознании (1870). Даль был избран почетным академиком (1868).Сегодня словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, так как отражает состояние языка позапрошлого века и является прежде всего диалектным словарем. К тому же он не свободен от некоторых ошибок, неточностей, что вызвано лингвистическими взглядами автора (сюда относится написание отдельных слов, объяснение происхождения (этимология) слов, грамматические пометы, замена иноязычных слов русскими эквивалентами, иногда создаваемыми самим Далем, распределение слов по гнездам и внутри гнезд и т. д.).Но, без сомнения, ценность словаря Даля не померкнет со временем. К нему постоянно обращаются специалисты: языковеды, историки, этнографы, фольклористы, писатели; он используется как источник при создании новых диалектных словарей, с ним сверяются, читая и изучая литературу XIX века.Словарь Даля – неисчерпаемая сокровищница для всех тех, кто интересуется историей русского народа, его культурой и языком.Из словаря мы узнаем не один десяток названий для ручки (за что берут, держат, подымают вещь): топорище – у топора, дужка, перевясло – у ведра, черен, колодка – у долота, ножа, метловище – у метлы, грабловище – у граблей, скоба – у сундука, молотовище – у молота, удовище – у удочки, цепник, цеповище – у цепа, косье, косовище – у косы, древко – у стяга, пики. ​Ольга КАРМАКОВА, старший научный сотрудник Института русского языка им. Виноградова РАН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *