Что означает посыпать голову пеплом

Что означает выражение «посыпать голову пеплом»?

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

Какое значение у устойчивого выражения «посыпать голову пеплом»? Какова история происхождения?

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

История выражения

Обычай, для демонстрации великой скорби, посыпать волосы пеплом является очень древним. Первые упоминания о нем относятся ко временам

Так у Гомера в «Иллиаде» главный герой Ахилл, выражая свое горе при получении известия о смерти своего друга, схватил в обе руки горсть пепла и осыпал им свою голову. Это означало огромную печаль и боль, которую испытывает человек, скорбя по умершему.

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

Кроме посыпания пеплом люди рвали одежду, рвали свои волосы, катались по земле. Проявление
скорби в те времена должны были быть показаны всем окружающим, и пепел был очень нагляден в этом смысле. Кроме того, он символизировал тленность всего живого.

В более поздние времена этот обычай был описан у еврейского народа в Ветхом Завете. Если человек узнавал о какой-то смертельной опасности, он так же мог выразить свое отчаяние, посыпая свою голову пеплом. Иудей Мардохей в книге Есфирь, при получении известия о том, что весь еврейский народ будет уничтожен по приказу персидского царя, вышел на середину города и с воплями разорвал на себе одежду и осыпал себя прахом и пылью.

Значение фразеологизма

Именно с тех времен и пошло выражение «посыпать голову пеплом», что является проявлением крайней степени горя и несчастья. Однако в наши дни подтекст этого фразеологизма несколько изменился. Очень часто его используют в некотором ироническом контексте.
«Что же мне теперь, голову пеплом посыпать?» Такое возможно услышать в ответ на обвинение в том, что человек несерьезно относится к проблеме или неудаче.

Интересные факты

Конечно, сегодня никто не будет выражать свои эмоции таким экстравагантным способом, как посыпание головы пеплом. Но обычай использования пепла для выражения тленности бытия, как ни удивительно, сохраняется до сих пор и не где-то в племенах Африки или Ближнего Востока, а в католической церкви.

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

Например, в Польше существует так называемая Пепельная среда. В этот день в костелах священники посыпают головы своих прихожан пеплом. Этот обычай в таком виде существует только у католиков латинского обряда и некоторых протестантов. Иногда вместо посыпания головы священник рисует на лбу прихожанина пеплом крест. Обычай этот не связан с выражением скорби, но также демонстрирует тленность и конечность человеческой жизни и связан с обычаем исповедоваться. Еще в первые века нашей эры пепел являлся неотъемлемым атрибутом ритуала публичной исповеди в католической церкви.

Но к выражению «посыпать голову пеплом» этот ритуал не имеет отношения. Значение данного фразеологизма именно в демонстрации и выражении скорби, будь то по-настоящему или в переносном или ироническом смысле.

Источник

Посыпать голову пеплом – художественный образ или действительный ритуал?

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пепломЧто означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пепломЧто означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пепломЧто означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пепломЧто означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пепломЧто означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землёй. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.

Комментарий эксперта:

В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки учёных попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!

В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.

Комментарий эксперта:

Художественный рельеф на четырёх сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.

Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространён художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Посыпать голову (главу) пеплом

Смотреть что такое «Посыпать голову (главу) пеплом» в других словарях:

Посыпать/ посыпать голову (главу) пеплом — Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /em> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок

Посыпать главу пеплом — См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) … Большой словарь русских поговорок

Посыпать пеплом главу — Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений

Посыпать пеплом главу — Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ. увлеченіяхъ. Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Посыпать пеплом главу — крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

посыпать пеплом главу — Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений

посыпать пеплом главу — (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех. увлечениях. Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

посыпать — 1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь

посыпать — плю, плешь и (разг.) пешь, пет, пем, пете, пят; посыпь; посыпанный; пан, а, о; св. 1. (что и чего). Насыпать немного чего л. сверху; разбросать по какой л. поверхности. П. корм рыбкам. П. крошек птицам. П. дорожки песком. П. торт орехами. П. хлеб … Энциклопедический словарь

ГОЛОВА — Адамова голова (глава). 1. Жарг. угол., Алт. Шутл. ирон. Череп, изображение черепа. БСРЖ, 131; Ф 1, 116; БТС, 29; СРГА 1,19. 2. Костром. Шутл. О человеке с большой головой. СРНГ 1, 206. 3. Жарг. угол. Шутл. О лысом человеке. ББИ,17. 4. Арх., Дон … Большой словарь русских поговорок

Источник

Что означает выражение «посыпать голову пеплом»?

Посыпать голову пеплом

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким. »,

«Вретище» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».

Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою. »

Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.

Аналог другого известного выражения — «рвать на себе волосы».

Когда вас охватывает горе или отчаяние, вы, как и все окружающие вас, начинаете плакать, «ломать руки», тяжело вздыхать. Иногда дело доходит до громких рыданий. Слу­чается, человек впадает в полное оцепенение.

Древние люди выражали свое горе гораздо более бурно. По ритуальному обычаю, глубоко скорбя о несчастье, при­нято было раздирать на себе одежды, рвать волосы, посыпать голову землею или пеплом.

Вот, например, как описывает Гомер в «Илиаде» скорбь, которая охватила Ахиллеса (или Ахилла), когда погиб в бою его лучший друг Патрокл:

Быстро в обе он руки схвативши нечистого пепла,
Голову всю им осыпал и лик осквернил свой прекрасный;
Риза его благовонная вся почернела под пеплом.
Сам он, великий, пространство покрывши великое, в прахе,
Молча простерся и волосы рвал, безобразно терзая.

Все эти странные, с нашей точки зрения, действия были (да остаются и сейчас у некоторых народов Юга и Востока) естественным выражением у них горя, крайнего отчаяния.

Язык сохранил и нам, в нашем быту, следы того времени, когда наши предки вели себя в горе, как Ахилл. Мы говорим «посыпать пеплом голову», «рвать на себе волосы», «раздирать одежды» (или «ризы»), когда хотим выразить крайнюю степень скорби или отчаяния.

Источник

Обо Всём

Размещение информации на любую тему.

Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть фото Что означает посыпать голову пеплом. Смотреть картинку Что означает посыпать голову пеплом. Картинка про Что означает посыпать голову пеплом. Фото Что означает посыпать голову пеплом

Посыпать голову пеплом –

Посыпать голову пеплом – художественный образ или действительный ритуал?

В истории богоизбранного израильского народа было немало горьких страниц. Повествуя о них, Священное писание описывает траурные обряды, помогавшие иудеям пережить несчастья. Одним из таких ритуалов было посыпание головы пеплом и землей. Так поступали поражённый проказой многострадальный Иов, обесчещенная дочь царя Давида Фамарь, узнавший о грядущем истреблении соплеменников израильтянин Мардохей и многие другие персонажи Священной истории. Был ли обычай посыпать голову пеплом действительной частью культуры, или это только художественный образ, лёгший в основу известного фразеологизма? Ответить на этот вопрос помогли археологические открытия.

В девятнадцатом веке археологические изыскания носили стихийный характер, и важные научные открытия совершались при самых непредсказуемых обстоятельствах. В 1852 году французская аристократка леди Д’Орбини, путешествуя по Италии, по случаю приобрела некий древний папирус. Вернувшись на родину, она показала артефакт хранителю древностей в Лувре, виконту Де-Руже. Так в руки ученых попала египетская рукопись тринадцатого века до Рождества Христова с остросюжетной «Повестью о двух братьях». Герои этого произведения переживают череду злоключений, и в ответ на удары судьбы один из них возлагает себе на голову руку с земным прахом — то есть, посыпает голову пеплом!

В 1923 году французский египтолог Пьер Монте, исследуя развалины древнего финикийского города Библа на территории Ливана, обнаружил в одном из склепов базальтовую гробницу. Надпись на саркофаге, датированном тринадцатым веком до Рождения Спасителя, гласила, что захоронение принадлежало финикийскому царю Ахираму.

Художественный рельеф на четырех сторонах гробницы изображал сцены скорби по усопшему императору. Стремясь передать атмосферу траура, древний художник запечатлел нескольких плакальщиц с руками, воздетыми над головой и сложенными щепотью. Он явно подразумевал, что женщины посыпают себе голову земным прахом — точно так же, как это делал герой египетской «Повести о двух братьях», а также многие библейские персонажи.

Археологические находки показали, что неоднократно описанный в Библии траурный ритуал посыпания головы пеплом был известен в древности не только израильтянам, но и другим ближневосточным народам. Едва ли настолько широко мог быть распространен художественный образ, не имевший связи с реальностью. По всей видимости, люди в древности в буквальном смысле покрывали головы выжженной землёй, знаменуя таким образом тленность земной жизни и напоминая себе о ничтожности забот и страданий перед лицом вечности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *