Что означает потребность в саморазвитии

Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Тема саморазвития стала невероятно популярной в последние несколько десятилетий: коучи, тренинги и тренеры, мотивационные курсы и программы – все направлено на то, чтобы помочь раскрыть потенциалы и таланты, совершенствуя «базу». С одной стороны такая вовлеченность бизнеса является отражением большого спроса, и это прекрасно, ведь это значит — люди стремятся к развитию (в «Пирамиде потребностей» американского психолога Маслоу – это высший сегмент). Но, с другой, разнообразие техник, правил и методов, говорит о том, что далеко не все и не с первого раза получают желаемый результат. В чем причина, и какие основные проблемы саморазвития выделяют сегодня?

Саморазвитие и развитие личности: в чем разница

С точки зрения психологии, развитие и саморазвитие личности – имеют различия. Развитие бывает двух видов: осознанное, происходящее при воздействии внешних факторов, и неосознанное, как например, физическое развитие, обусловленное возрастными изменениями. Т.е. изменения происходят под воздействием каких-то факторов.

Саморазвитие – осознанное стремление к изменениям своих внешних (стиль одежды, поведение) или внутренних характеристик, а также работа над социальными и профессиональными взаимоотношениями.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Толчком к становлению на путь саморазвития психологи считают наличие чувства неуравновешенности двух своих «Я»: реального и идеального, то каким бы хотелось себя видеть. Это несоответствие собственным ожиданиям может касаться интеллектуального, физического, духовного, эмоционального, психологического, коммуникативного и социального сегмента.

В связи с тем, что феномен саморазвития был выведен в самостоятельную единицу относительно недавно (научных публикаций, статей и точных терминов на сегодняшний день нет), в психологии, как и в философии, это понятие трактуется по-разному:

Отсутствие целостного представления о процессе способствует появлению новых объяснительных подходов и методик. Однако, психологи убеждены, что даже при наличии единого ответа на вопрос «Что такое саморазвитие?», пути работы над собой будут отличаться: человек – прежде всего личность, и цели преследуются разные.

Что дает саморазвитие

Саморазвитие включает в себя несколько обязательных составляющих: повышение собственной осознанности, умение управлять собой (поведение, эмоции, мысли), развитие силы воли, целеустремленность.

Саморазвитие, как и его полное отсутствие, оказывает влияние на выбор профессии, а также на успешность развития карьеры. При приеме на работу рекрутеры оценивают не только деловые и профессиональные качества, но и степень саморазвития: если человек постоянно стремится к расширению собственных знаний и их актуализации, значит, он будет более перспективным для компании.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Естественно, результаты самосовершенствования не ограничиваются исключительно профессиональной деятельностью. Одним из первых этапов работы над собой является принятие и оценка себя: человек анализирует свое место в обществе, семье, коллективе; свои сильные и слабые стороны; цели, которых хочется достичь. Поняв себя, гораздо легче строить гармоничные отношения с окружающими, приходит понимание поступков.

Исходя из теоретической части, саморазвитие – Рог Изобилия, из которого сыплются блага. Но в таком случае, почему такое большое количество людей, занимаясь саморазвитием, не получают желаемого результата, и еще большее число – не стремится к изменениям вовсе?

Проблема развития и саморазвития личности

Приемы работы над собой достаточно просты: самонаблюдение и самоанализ (можно вести дневник), самомоделирование, изучение психологии, чтение литературы. Но даже, внедрив все эти пункты, человек не всегда может достичь той внутренней гармонии со своим «Я».

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Одна из главных проблем – неправильная постановка цели. Если говорить о физическом саморазвитии, то самые популярные цели касаются изменений своего тела, например, избавиться от лишнего веса. Но желаемые объемы – это хорошее стремление, но не правильная цель. Правильной целью будет изменение мышления: научиться получать удовольствие от самого процесса (спорт, питание). Стремления часто выдают за истинную цель авторы мотивационных книг и методик, поэтому их так много.

«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти…»

Кроме того, те раздражители, которые лежат на поверхности, практически всегда имеют внутренний стержень: конфликты с коллегами могут быть вызваны страхом строить доверительные отношения, претензии к весу/параметрам/стилю – неуверенностью в себе, стремления к успеху – потребностями к признанию.

Важно при использовании любых методик для саморазвития – воплощать приемы в реальной жизни. Очень много людей читают книги по психологии, регулярно посещают тренинги или ходят на личные консультации, но результата либо нет, либо он носит временный характер. Мало прочитать/послушать — нужно сделать это правилом своего мышления, своей жизни.

Типы проблем саморазвития

Существует категория людей, которые считают саморазвитие пустой тратой времени, и предпочитают «плыть по течению». Причина такого безразличия, в барьерах, которые мы самостоятельно и с особой тщательностью выстраиваем:

Эти барьеры выливаются в форму психологической защиты: вытеснение (новая тревожная информация исключается), проекция, когда неприемлемые действия приписываются другому человеку, замещение и самообман.

Нельзя также сбрасывать со счетов лень. Проблема профессионального саморазвития часто возникает из-за нежелания менять что-то, и уж тем более менять в себе.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Проблемы саморазвития ребенка заключаются в том, что его не расценивают как равноправный социальный субъект. Хотя на сегодняшний день психологами отмечается позитивная тенденция: ранее предполагалось, что дети дошкольного возраста не способны к самопознанию — только развитие через новые знания, но работать еще есть над чем. Для саморазвития личности ребенка необходимо создавать условия, в которых он сможет проявлять себя, а также строить социально-значимые взаимоотношения, в основе которых общечеловеческие ценности.

Саморазвитие педагога

Важную роль в формировании самопознания и саморазвития ребенка играют педагоги. В условиях динамично развивающегося общества и науки, преподаватели должны заниматься своим собственным саморазвитием (получение новых знаний, использование новых методик), и поощрять это в детях. К сожалению, на данный момент образовательная система испытывает большие сложности в этом вопросе и дальше ситуация будет только усугубляться: часто преподнесенная информация — устаревшая, а демонстрируемая учителем модель поведения – однобока.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Исследования, проводимые психологами, показали что, чем больше педагогический стаж, тем ниже уровень профессиональной рефлексии. Интерес к новым знаниям с годами снижается, закрепляются привычные стереотипы деятельности, уменьшается показатель эмоциональной гибкости и эмпатии.

Следует понимать, что саморазвитие – непростой процесс, в ходе которого придется столкнуться с рядом неприятных открытий (еще бы, ведь они в основном о себе) и сложностей, а финишного пьедестала так и не будет: работать над собой нужно постоянно, это и будет задачей №1.

Источник

Саморазвитие личности — это тренд или необходимость?

В данной подробной статье Вы узнаете всё про саморазвитие личности: что это такое, как его начать, каковы его цели и т.д. и т.п. Прочитав данное руководство Вам станет понятно, как сдвинуться с мёртвой точки в своей жизни, как наконец-то начать её менять в лучшую сторону.

Материал для данного поста и сопутствующим ему статьям собирался в течении нескольких лет лично мной на собственном опыте и опыте ярких личностей современности: психологов, лекторов, философов.

Рекомендую прочитать эту статью до самого конца, так как в ней будут даны практические рекомендации, которые Вам нужно будет внедрить в жизнь для собственной пользы.

Давайте по порядку разбирать эту тему.

Что такое саморазвитие?

Всё меньше людей считают, что саморазвитие это чушь, на которую не стоит тратить своё время и всё больше людей всерьёз заинтересовываются им, как способом изменить свою жизнь. Начнём с определения.

Саморазвитие — это целенаправленный процесс работы над собой во всех сферах жизни для достижения счастья, гармония и процветания.

Другими словами, саморазвитие — это не какое-то хобби или занятие по интересам. Это деятельность, которой занимается каждый образованный и разумный человек, понимающий, что жизнь без этого подобна жизни марионетки в руках кукольника.

Человек должен развиваться на 4-х уровнях: физическом, социальном, интеллектуальном и духовном. Только в этом случае можно достичь гармонии и баланса в жизни. А согласно восточной психологии здоровье, успех и счастье в целом доступно только гармоничному человеку.

Подробное определение саморазвития можно прочитать в этой статье.

Почему важно заниматься саморазвитием?

Многие люди задаются вопросом: «Зачем это вообще нужно?». Кто-то предпочитает вместо саморазвития поработать, чтобы заработать ещё больше денег. Кто-то предпочитает получить как можно больше чувственных удовольствий вместо того, чтобы сделать себя лучше, чище и гармоничнее.

Так кто же выигрывает? Человек, работающий над собой или тот, кто стремится удовлетворить свои желания и чувства (выпить, покурить, заняться случайным сексом, съесть вредной пищи и т.п.), пускай и в ущерб каким-то аспектам своей жизни?

Человек, у которого есть хоть какая-то капля адекватности и разумности может заметить, что чем больше потакаешь своим желаниям, тем быстрее скатываешься на уровень животной жизни. Когда человек попадает в полную зависимость от ума и чувств его неизбежно ждёт деградация.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Если растрачивать жизнь на животные удовольствия (алкогольные и т.п.), то и будущее ожидает соответствующее. Если же человек стремится возвысить своё сознание, осознать своё истинное Я, улучшить качества характера и многое другое, то судьба у него улучшается.

Саморазвитием личности нужно заниматься для того, чтобы понять, кто я такой на самом деле, чтобы установить гармонию с этим миром, в котором мы живём, а также для того, чтобы быть счастливым и понимать как этого счастья достигать.

Когда человек начинает заниматься саморазвитием, то его отношение ко всем вещам, его ценности и цели жизни сильно меняются и становятся более возвышенными.

Когда нужно начинать заниматься самосовершенствованием?

Как говорят некоторые философы, самое лучшее время в жизни человека – это тяжёлые и трудные периоды. Именно тогда мы приходим к понятию саморазвития.

Как правило, когда в жизни всё хорошо человек расслабляется и начинает наслаждаться. Долгое нахождение в таком состоянии неминуемо ведёт к деградации личности. Поэтому важно понимать ту тонкую грань между наслаждением и постоянным контролем над собой.

Когда настают тяжёлые моменты жизни, мы задаём себе много вопросов. К примеру: почему произошло именно так, почему это случилось со мной, кто виноват в произошедшем и многие другие. А затем начинаются поиски ответов на вопросы.

«Так случилось и со мной. В один прекрасный момент всё, что было ценно для меня в жизни на тот момент – разрушилось. Я довольно тяжело перенёс самый пик того трудного периода. Затем начался постоянный и непрекращающийся процесс саморазвития».

И что интересно, чем больше я работаю над собой, тем больше нахожу ответов на вопросы, тем понятнее мне становится всё, что происходит в моей жизни. В нашей жизни так зачастую и происходит: пока не прижмёт жизнь и не загонит в угол, большинство из нас не начнёт шевелиться и самосовершенствоваться.

Саморазвитием личности нужно начать заниматься как можно раньше. Как только появилась такая мысль, нужно сразу хвататься за неё, развивать её и не отпускать.

Главные цели саморазвития

Как и любая другая деятельность, саморазвитие личности имеет свои цели и их довольно много. Но можно выделить главные цели.

Основная цель саморазвития стать счастливым и гармоничным человеком, осознать смысл человеческой жизни и по возможности достичь его в этой жизни.

И уже исходя из этого определения возникает множество целей саморазвития. Они есть также на четырёх уровнях жизни: физическом, социальном, интеллектуальном и духовном.

Если сказать вкратце в рамках данной статьи, то в саморазвитии должны быть такие направления, как духовное и нравственное саморазвитие, изучение законов Вселенной, выполнение обязанностей перед обществом и в семье, поиск предназначения в деятельности, искоренение вредных привычек и многое другое.

Помните, что важно соблюдать баланс и развиваться во всех сферах жизни.

С чего начать саморазвитие и самосовершенствование?

После того, как Вы изучите важные направления в саморазвитии на четырёх уровнях жизни, Вы можете немного запутаться во всём их многообразии. Поэтому здесь я дам несколько начальных рекомендаций, с которых стоит начать развивать себя.

Обычно всё начинается со следующих направлений:

Это те направления, в которых мы можем начать меняться уже сегодня. Нужно учиться вставать в необходимое время, есть здоровую пищу, избавляться от грубых и тонких вредны привычек. Более подробно о начале саморазвития читайте здесь.

По поводу предназначения рекомендую изучить данную рубрику.

Что касается двух самых важных направлений: духовного и нравственного развития, то в ажно начать делать хотя бы маленькие шаги в этом направлении.

В наш информационный век это делать не так уж тяжело, много материала на эту тему можно найти в интернете. Главное будьте осторожными, там много мусора и опасных теорий. Со своей стороны могу порекомендовать материалы, которые размещены на страницах Аудио и Рекомендую.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Также есть ряд современных психологов и философов, которые дают людям очень ценные знания. Обычное слушание лекций по нравственному развитию очень сильно влияет на нас, на наш разум. Люди после определённого время прослушивания лекций в корне меняют свою жизнь, бросают пить, курить и другие занятия, разрушающие человека. В конце концов, они становятся успешными и счастливыми.

Читайте мудрые книги, слушайте лекции в видео и аудио форматах, посещайте семинары, и уже через год Вы настолько сильно изменитесь, что Вас не узнают окружающие.

Пошаговый план саморазвития личности

Чтобы ещё больше помочь Вам эффективно и в кратчайшие сроки начать саморазвитие личности я составил план саморазвития личности сроком на один год. Он будет касаться различных сфер жизни и это будет хороший старт в самосовершенствовании.

Вот и сам план (это конечные цели, которые к концу года Вы будете выполнять постоянно и без лишнего напряжения):

Здесь описаны далеко не все пункты. Очень подробно все направления саморазвития раскрываются в моём обучающем видео-тренинге «Мощный рывок во всестороннем развитии«.

Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть фото Что означает потребность в саморазвитии. Смотреть картинку Что означает потребность в саморазвитии. Картинка про Что означает потребность в саморазвитии. Фото Что означает потребность в саморазвитии

Саморазвитие и разумная психология

Что же говорит по поводу саморазвития разумная психология? Рекомендует ли она развиваться и прилагать усилия, чтобы стать лучше на личностном плане?

Любая разумная психология, будь то западная или восточная психология, говорит о необходимости саморазвития личности, о том, что у каждого из нас есть множество недостатков, которые следует преодолевать.

По большому счёту психология и является наукой, которая побуждает человека к саморазвитию. Она показывает, как нужно действовать в той или иной ситуации и каким критериям нужно соответствовать. И это, в свою очередь, побуждает человек действовать, то есть заниматься самосовершенствованием.

Со своей стороны я считаю, что разумная психология (в которой обязательно есть рассмотрение и духовных вопросов) является важнейшей наукой в жизни человека, своеобразной инструкцией счастливой жизни. И необходимость её изучения гораздо выше, чем изучение математики или географии.

Книги для саморазвития личности

В плане полезных книг для самообразования и личностного роста можно порекомендовать много литературы, но далеко не всю, которая сегодня существует. Поэтому в рамках данной статьи Вы узнаете всего четыре книги, но их нужно прочитать по нескольку раз обязательно.

В этих книга есть всё, что нужно знать человеку о себе и окружающем мире на начальном этапе развития. Речь идёт о книгах Николая Левашова:

Если Вы серьёзно изучите рекомендованные книги, то картина мира у Вас существенно изменится. В принципе в этих книгах есть всё, что необходимо для успешной и счастливой жизни. Скачать их можно на странице «Рекомендую» (ссылка в меню и выше в тексте).

Не ждите того момента, когда в Вашей жизни или Ваших близких наступит тяжёлый период, который и заставит искать ответы на вопросы. Начните сейчас, сегодня, сделайте хоть какой-то маленький шаг.

Напишите в комментариях ниже, что Вы думаете о работе над собой и его необходимости в нашей жизни.

Если есть вопросы, то тоже задайте их в комментариях. Не стесняйтесь этого делать, это будет полезно и Вам и мне. Жду от Вас обратной связи!

Источник

Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Содержание

Введение

Проблема саморазвития личности относится к числу «вечных» тем, которые никогда не утрачивают свою актуальность. «Процессы саморазвития позволяют индивидуализировать жизненный путь, осуществлять свободный выбор способов существования в этом мире, ориентируясь на жизненно значимые ценности. Именно процесс саморазвития обеспечивает человеку потребность и возможность стать человеком, носителем культуры, норм, ценностных взаимоотношений» [1]. В свою очередь, изучение потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет ответить на вопрос: почему человек становится человеком? почему личность может стать зрелой?

В современном обществе проблема саморазвития личности и его факторов приобретает особую актуальность. Современные социальные условия характеризуются глобальными общественными трансформациями, ускорением темпов экономического и социокультурного развития, что отражается в постоянных изменениях во всех сферах жизнедеятельности людей. Поэтому жизнедеятельность в современном обществе предъявляет повышенные и качественно новые требования к процессу социальной адаптации и развития личности. «Это приводит к тому, что творческий потенциал человека, его готовность продуктивно реагировать на требования и изменения окружающей среды становятся одним из ключевых факторов развития, как самого человека, так и общества. Становится актуальной проблема изучения особенностей конструирования системы взаимодействия индивида с обществом, самим собой; исследования вопросов детерминации поведения, проявления активности в современных условиях приобретают иной характер и вектор исследования – поиск и анализ не только устойчивых паттернов функционирования, но, в большей мере, развития и саморазвития» [7].

В свою очередь, изучение факторов саморазвития личности позволяет определить оптимальные пути становления зрелой личности в непростых условиях жизнедеятельности в современном обществе.

1. Понятие саморазвития личности

Проблемой саморазвития личности интересовались еще античные философы (Гераклит, Сократ) [9]. Однако и до настоящего времени данная проблема не является до конца изученной. В современной психологии и педагогике нет единства взглядов исследователей на понятие саморазвития личности: «Одни по­нимают саморазвитие как самовоспитание, самоорганизацию личности … Другие понимают саморазвитие как саморегуляцию …; как процесс жизненного самоопределения …, или как активность в процессе самоутверждения» [9].

В философии саморазвитие рассматривается как процесс самосозидания, «самостроительства» личности, основанный на познании человеком самого себя [3].

В психологии и педагогике многие исследователи дают следующее определение саморазвития: «саморазвитие – это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям» [2; 3; 7; 13].

Однако другие исследователи рассматривают данный процесс осознанной и целенаправленной деятельности по внутреннему обогащению и личностному росту как самовоспитание [10; 12]: «на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем» [12]. По-видимому, самовоспитание как целенаправленную деятельность следует рассматривать как одну из форм саморазвития, а саморазвитие как таковое является более широким понятием.

В определении понятия «саморазвитие», вероятно, следует исходить из определения понятия «развитие». В современной психологии и педагогике развитие определяется как «объективный процесс количественных и качественных изменений психических процессов, свойств, состояний во времени, выражающихся в закономерных преобразованиях» [4].

На развитие человека влияет два рода факторов: внешние и внутренние [8]. «С одной стороны, на развитие человека влияет окружающий мир – образование, воспитание, а с другой, внутреннее целеполагание является источником самодвижения. То есть человек, руководствуясь своими ценностями и целями, овладевает способностью определять путь собственного развития, осуществлять его как свободную личностно значимую деятельность» [13], «одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя» [10]. Таким образом, саморазвитие – это развитие личности человека под влиянием внутренних факторов.

Некоторые авторы отождествляют развитие и саморазвитие личности, т.к. любые внешние факторы могут оказать лишь косвенное, опосредованное воздействие на развитие личности, и развитие всегда осуществляется под влиянием только внутренних факторов. «Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Оп только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам» [8].

В.Г. Маралов определяет саморазвитие личности как сложный специфический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве жизнедеятельности личности, который может принимать следующие основные формы, каждая из которых отражает определенный аспект самопостроения личности [4]:

По мнению Т.В. Лучкиной, саморазвитие представляет собой совокупность следующих процессов [3]:

Наиболее эффективным результатом предыдущих этапов и субъектом последующих этапов саморазвития является зрелая личность, обладающая такими характеристиками, как активность, индивидуальность, креативность, ответственность и самостоятельность [3].

Важнейшей характеристикой зрелой личности является то, что такая личность становится субъектом собственной жизнедеятельности, т.е. жизненный путь зрелой личности является результатом ее собственной целенаправленной активности, а не внешних обстоятельств [3; 4; 7 и др.]. Другими словами, зрелая личность не «плывет по течению», а является строителем собственной судьбы.

2. Факторы саморазвития личности

Прежде, чем перейти к изучению факторов саморазвития, рассмотрим факторы развития личности.

Наиболее значимой группой факторов развития личности считаются социальные факторы, т.е. те факторы, которые связаны с воздействиями на личность со стороны общества и, в частности, окружающих людей. Общество «возникло и совершенствовалось благодаря человеческой деятельности. Чтобы жить, люди должны были добывать себе средства для существования. Они не только использовали готовые продукты природы, но и занимались сельским хозяйством, ремеслом, познавали окружающий мир. В процессе творческо-преобразующей деятельности они формировали опыт социальных отношений, накапливали знания, обогащали духовную жизнь, развивали моральную и эстетическую культуру. Все это богатство материальной и духовной культуры, созданное трудом и творческими усилиями многих поколений людей, выступает как средство развития и формирования, личности как члена общества. Только овладевая в той или иной мере достоянием и достижениями общества, человек становится социальным существом» [8].

В число социальных факторов, наряду со стихийными воздействиями, входит непосредственно воспитание человека как специально организованный процесс, направленный на социализацию и развитие его личности.

Следующая группа – биологические факторы развития личности. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности» [8]. Даже сама способность человека к личностному развитию изначально является биологически обусловленной, заложена природой.

В процессе развития личности биологические и социальные факторы тесно переплетаются, взаимодействуют и выступают в единстве.

В дальнейшем, начиная с подросткового возраста, в силу вступает еще одна группа факторов, связанных с саморазвитием личности, когда источником развития становится собственная активность личности. «Данная потребность представляет собой результат особого социокультурного взаимодействия индивида как с окружающим миром, так и с самим собой. Это взаимодействие способствует наиболее полному раскрытию тех задатков и способностей личности, которые обеспечивают адекватную общественным потребностям самореализацию и самоутверждение» [7]. Другими словами, источниками саморазвития личности являются социальные и биологические факторы развития личности и их взаимодействие.

Согласно результатам исследования Ю.В. Мокеровой [7], наиболее значимыми факторами саморазвития личности являются:

Обобщая вышесказанное, можно предположить, что факторы саморазвития личности по сути делятся на две группы: внутренние факторы, связанные с психологическими особенностями самой личности, и внешние факторы, связанные с влияниями среды, способствующими либо препятствующими саморазвитию личности. При этом внутренние факторы являются более значимыми: «воспитание играет … роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие» [8].

К внутренним факторам саморазвития относятся способность к рефлексии (самоанализу, самопознанию) [4; 11; 13], самоуважение, положительная самооценка, самопринятие [4; 13], способность к надситуативной активности [3], развитые волевые качества [4], интернальность личности [4], способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности и самого себя в ней [13], опыт активной творческо-преобразующей деятельности [8], разрешения проблемно-конфликтных ситуаций [11], отсутствие избыточной психологической защиты [14] и паттернов непродуктивного поведения [14].

К внешним факторам саморазвития можно отнести условия жизнедеятельности, в которых удовлетворены потребности более низкого уровня (в питании, безопасности и т.п.) [2], наличие возможности свободного выбора [13], отсутствие частых неразрешимых проблемно-конфликтных ситуаций, приводящих к развитию защитных механизмов [11], внешняя стимуляция активности и одобрение (со стороны родителей, педагогов и т.д.), приводящие к формированию положительной самооценки [2; 11], отсутствие социального влияния и группового давления, отвергающего бытийные ценности и личностные цели субъекта [14].

Очевидно, что внешние факторы саморазвития имеют значение только в отношении к внутренним особенностям субъекта. Таким образом, внутренние факторы играют ведущую роль в процессе саморазвития личности.

3. Потребности, лежащие в основе саморазвития личности

Наиболее значимыми внутренними факторами саморазвития являются потребности. Именно в потребностях и мотивах человека, как правило, заложен источник его целенаправленной активности, поведения и деятельности, независимо от того, на достижение какой цели направлена эта активность.

Одной из наиболее распространенных и разработанных концепций потребности в саморазвитии является концепция самоактуализации. Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [2], т.е. высшая форма саморазвития.

Автор данной концепции Абрахам Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей [14].

В результате он пришел к выводу, что у людей существует потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.): «Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность, неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. … Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций» [6].

В связи с тем, что способности и склонности у всех людей разные, потребность в самоактуализации проявляется неодинаково: «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно» [6]. Тем не менее общей чертой всех самоактуализирующихся личностей является то, что все они вовлечены в какое-либо дело. «Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» … ценностями, т.е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [5].

Следует отметить, что, по мнению Маслоу, потребность в самоактуализации возникает у любого человека, т.е. при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня каждая личность может быть самоактуализурующейся: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это … человеческое существо с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [14].

В настоящее время большинство авторов сходятся во мнениях, что источником саморазвития человека является его потребность в самоактуализации. Однако существуют и другие точки зрения на потребности, лежащие в основе саморазвития.

Различая отмеченные в п.1 различные формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию), В.Г. Маралов считает, что каждая форма саморазвития имеет свои собственные потребности и мотивы [4].

Согласно его мнению, в основе самоутверждения как формы саморазвития «лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму … мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие» [4]. В основе самосовершенствования, в свою очередь, лежит стремление к идеалу, и «в качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал» [4].

Таким образом, если самоутверждение предполагает личностный рост относительно других людей, то самосовершенствование – личностный рост относительно самого себя.

По мнению Ю.В. Мокеровой, существует непосредственно потребность человека в саморазвитии. «Объектом потребности саморазвития является желаемое состояние субъекта, его перспектива в будущем. … потребность саморазвития можно определить как такое отношение индивида к самому себе, при котором формируется готовность к преобразованию собственной жизнедеятельности в целом или частично посредством и в условиях поиска максимально возможного будущего состояния. Потребность саморазвития возникает в тот момент, когда индивид осознает не только собственный этап развития, но и определят зону потенциального расширения потребностей, благ и возможностей. Учитывая, что задатки и предрасположенность индивида влияют на выбор деятельности, то можно предполагать, что потребность саморазвития будет преимущественно формироваться в тех сферах деятельности, которые индивид определяет или способен поддерживать как ведущие» [7].

Согласно данной точке зрения, в основе потребности в саморазвитии лежит стремление субъекта к свободе, его потребность самостоятельно действовать, контролировать и управлять событиями собственной жизни, своими ресурсами и, соответственно, теми социальными ситуациями, в которых происходит его жизнедеятельность.

Исходя из данной позиции, Ю.В.Мокерова разработала три условных модели становления и развертывания потребности саморазвития [7]:

Таким образом, в основе саморазвития по каждому из рассмотренных типов лежат различные потребности: в первом случае – потребность в самореализации, во втором случае – потребность в общественном признании, в третьем случае – стремление к самоорганизации и организации собственного жизненного пути.

Еще более широкий спектр потребностей, лежащих в основе саморазвития, рассматривает Г.К. Селевко [10]:

По мнению Г.К. Селевко, все перечисленные потребности направлены на созидание, улучшение личностью самой себя, саморазвитие.

Заключение

Проведенный в данной работе теоретический анализ потребностей, лежащих в основе саморазвития личности, позволяет сформулировать следующие выводы:

Наличие соответствующих потребностей является наиболее значимым, но не единственным фактором саморазвития личности. Для того, чтобы саморазвитие осуществилось, а не осталось на уровне внутреннего побуждения, необходимо присутствие других внутренних факторов, способствующих саморазвитию, и отсутствие внутренних факторов, препятствующих саморазвитию личности.

Внешние факторы так же играют определенную роль в этом процессе, но опосредованно, оказывая влияние на внутренние факторы саморазвития личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *