Что означает праведный труд
«Праведный труд». Занятие по программе «Истоки»
Ирина Тимофеева
«Праведный труд». Занятие по программе «Истоки»
Тема: «Праведный труд»
1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд земной».
2.Развивать речевые умения: говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли.
3. формировать умение понятно вести диалог с педагогом;
выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослыми и услышанного.
4. Воспитание у детей уважения к труду.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнемся им. Улыбнемся друг другу.
На стуле в корзине прикрытые салфеткой лежат булочки.
Посмотрите ребята что это? Правильно это хлеб. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое, и узнаем, как издавна люди жили, трудились и откуда взялся хлеб? Сейчас мы все сядем на стульчики, закроем глаза и переместимся в стародавние времена. (Звучит народная музыка, показ слайдов жизнь людей на Руси). Ребята открывайте глаза и посмотрите на экран, как жили люди на Руси.
Дети как вы думаете, что такое праведный труд? Ответы детей. Праведный труд – это труд, основанный на правде справедливости, труд на общую пользу. Давным-давно семейное воспитание было направлено на подготовку детей к труду в жизни. (Показ слайда 1) Привычки, воспитанные в детстве, сохраняются в человеке на всю жизнь. Привык к работе и работа будет доставлять радость. Труд даёт нам радость, счастье, удовольствие. Раньше в нелегком труде, объединялась вся семья.
Откуда взялся хлеб
/из истории труда хлебороба/
Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. (Показ слайда №1) Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. (Слайд№2) Долго ходит он, наконец, засеял все поле. Потом запряг Пеганку в борону и заборонил семена.
— Ну, Слава Богу. Посеял хлебушко! Какой-то урожай на будущий год Бог пошлет?
(слайд №3)Вот пришла зима. Было холодно. Петя сидел в избе. Редко когда удавалось ему надеть сестрин полушубок и валенки и выбежать на улицу.
Долго тянулась зима, но все, же кончилась. (Показ слайда №4) Наступила весна. Петя бегал по полям, видел, как на той полосе, где осенью сеял отец, зазеленелась рожь. (Показ слайда №5)За лето рожь выросла, выпустила и налила колос и пожелтела. (Показ слайда №6)Пришло время жатвы. Отец и мать с раннего утра уходили в поле. Петя часто бегал в поле, носил им обедать. Он видел, как они жали рожь серпами, связывали в снопы, а снопы складывали один на другой в копны. Вот тяжелые снопы покрыли все поле.
Отец запряг лошадь и говорит Пете:
— Поедем, сынок, привезем с поля хлебушка.
(слайд№7)Привезли снопы в овин, высушили их и стали молотить. Намолотили много зерен. Отец стал подкидывать их лопаткой. Ветер далеко относил мякину и всякий сор, а тяжелые семена падали в одну кучку. (Слайд№8)Потом отец повез зерна на мельницу и Петю взял с собой. Тут Петя увидел, как из этих зерен получилась мука.
(слайд№9)Привезли муку домой, и мать Пети из свежей муки замесила лепешки. Вкусные вышли лепешки.
Вопросы к рассказу
1. Как называется рассказ. Ответы детей
2. Ребята, о чём этот рассказ? Ответы детей.
Рассказ П. Засодимского «Откуда взялся хлеб» расказывает о нелёгком труде хлебороба.
4. Можно ли труд хлебороба назвать легким?
Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
После трудов праведных люди веселились, играли в разные игры. Мы с вами тоже сейчас поиграем в одну из них.
Играющие выбирают дедушку Сысоя. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. п., будут показывать.Они подходят в дедушке Сысою и поют:
Здравствуй, седой, Словно ступочкой.
дедушка Сысой. А послушай,
Не тряси бородой, Что мы скажем!
Словно веничком; Да посмотри,
Не стучи клюшечкой, Что мы покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Сысой отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Сысоем. И игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
IIчасть Ресурсный круг
Дети отвечают на вопросы: Для чего люди трудятся? Когда ты трудишься, какое чувство у тебя?»
IIIчасть Рефлексия. Оформление страницы «Праведный труд»
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой. (Звучит волшебная музыка) Давайте закроем глаза и переместимся в наше время в наш любимый детский сад «Брусничку». Мы дома, ребята вам понравилось наше путешествие? Что доброе захотелось вам сделать после сегодняшнего разговора?
А сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Значение слова «праведный»
2. Высок. устар. Справедливый, правильный. Законно и праведно требование человека на личное счастие. Белинский, Сочинения А. Пушкина. — Митрий Митрич! Будьте праведным судьей. Гладков, Повесть о детстве.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРА’ВЕДНЫЙ, ая, ое; ден, дна, дно (книжн. устар). 1. Благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности,
Праведная жизнь. 2. Проникнутый правдой (в 3 знач.), соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости. Вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь! Лермонтов. П. судья.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́ведный
1. строго соблюдающий правила религиозной морали; благочестивый ◆ Право же, она заслужила это своей праведной жизнью и хотя бы тем, что за жизнь свою не произнесла ни одного хульного слова против Бога. Виктор Астафьев, «Затеси», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. отвечающий правилам религиозной морали ◆ Любовь все грехи искупает, на праведную жизнь наставляет. Эдуард Володарский, «Дневник самоубийцы», 1997 г. (цитата из НКРЯ)
3. высок. устар. соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости; справедливый, правильный ◆ Но поскольку в утопизме возникает идея спасения мира через утверждение в нем праведного порядка или закона, ветхозаветная идея теократии принимает в нем характер спасения мира через государственное принуждение. С. Л. Франк, «Ересь утопизма», 1946 г. // «Родник» (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: закостеневать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «праведный»
Синонимы к слову «праведный»
Предложения со словом «праведный»
Цитаты из русской классики со словом «праведный»
Сочетаемость слова «праведный»
Что (кто) бывает «праведным»
Понятия, связанные со словом «праведный»
Ве́тхий де́н(ь)ми, Ветхий днями (ивр. עַתִיק יוֹם, арам. Атик Йомин, др.-греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, лат. Antiquus dierum, цер.-слав. ве́тхїй де́нми) — образ из Книги пророка Даниила.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ГоловосекУсекнове́ние главы́ Иоа́нна Предте́чи (др.-греч. Ἀποτομὴ τῆς Τιμίας Κεφαλῆς Ἰωάννου τοῦ Βαπτιστοῦ) — великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа (11 сентября) и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову.
Одним из главных христианских догматов, касающихся Девы Марии, является тот факт, что Она родила Иисуса Христа, второе Лицо Троицы, Бога-Слово во плоти, и таким образом, является Богородицей и Матерью Божией.
Значение слова праведный
Словарь Ушакова
пр а ведный, праведная, праведное; приведен, приведна, приведно (книж. устар.).
1. Благочестивый, не погрешающий против правил, требований религиозной нравственности, морали. Праведная жизнь.
Фразеологический словарь русского языка
Словарь антонимов русского языка
Православие. Словарь-справочник
святой, который, будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
, ая, ое.
1. Благочестивый, не погрешающий против правил религиозной морали.
* ► [Феклуша:] У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный. // Островский. Гроза // *
* ► Любят люди падение праведного и позор его, как изрек сам покойный старец. // Достоевский. Братья Карамазовы //* *
◘ БОЖЕ ПРАВЕДНЫЙ, ◘ ПРАВЕДНЫЙ ГОСПОДЬ.
* ► Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! // Пушкин. Капитанская дочка // *
Словарь церковных терминов
святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и праведную жизнь.
Православная энциклопедия
канонизированный святой, который, не будучи священником и живя среди себе подобных, вел праведную, святую жизнь.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: святой, благочестивый; справедливый, правый (приподн.), законный
Ant: несправедливый, неправый, незаконный
Словарь Ожегова
ПРАВЕДНЫЙ, ая, ое; ден, дна.
1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам. Праведная жизнь.
2. Основанный на правде (во 2 знач.), справедливый (устар.). П. суд. П. судья.
• От трудов праведных не наживёшь палат каменных (разг.) трудясь честно, трудно разбогатеть.
| сущ. праведность, и, ж.
Конспект ООД «Праведный труд»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «РАДУГА»
Подготовила: Шаламова Т.Л.
Ханты-Мансийск 20 21г
Тема: «Праведный труд»
Цель: закрепление представления детей о значении труда в жизни человека, об уважительном отношении к людям труда.
1. Продолжать знакомить с социокультурной категорией «Труд земной».
2. Развивать речевые умения : говорить самостоятельно в ресурсном круге, понятно формулировать свои мысли.
4. Воспитывать трудолюбие и ответственность.
Дети с воспитателем играют в хороводную игру: «А мы сеяли, сеяли лен….».
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы пришли в гости в русскую избу. Давайте поздороваемся и немного поиграем. (Приглашаем детей в хоровод.)
Воспитатель: Я приглашаю вас сесть за столы. Посмотрите ребята картинки, которые я для вас приготовила перепутались. Как вы думаете, о чем могут рассказать нам эти картинки? Правильно, это пословицы о труде. Давайте вспомним и проговорим их.
ü Что посеешь, то и пожнешь.
ü Не потрудиться — так и хлебу не уродиться.
ü Труд человека кормит, а лень — портит.
ü Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
ü Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах труда, и, конечно о ценностях труда земного.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что такое труд? (ответы детей).
Воспитатель: Труд— это деятельность, которая приносит результат.
Но сегодня мы с вами поговорим не просто о труде, а о праведном труде.
— Как вы думаете, что такое праведный труд (ответы детей)
Праведный труд — это труд, который основан на правде, справедливости, труд на общую пользу, на пользу всех людей.
Воспитатель: Пословицы о труде мы с вами вспомнили, а сейчас послушайте отрывок из рассказа Пермяка «Для чего руки нужны»
«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть.
— Чтобы ложку держать.
— Чтобы кошку гладить.
— Чтобы камешки в речку бросать».
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
Воспитатель: А как вы, дети, могли бы ответить на этот вопрос: «Для чего руки нужны?»
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу показать вам нелегкий труд крестьян на земле, их добрые дела. Посмотрите, что это? (ответы детей)
— Это земля, а зачем нам земля? Правильно чтобы выращивать растения, на сначала ее нужно вспахать, посмотрите, как раньше пахали землю.
— А это что? Правильно, это семена. Что нужно с ними сделать? Правильно – посадить. А вот как в давние времена сеяли семена пшеницы (показ картинки). Давайте тоже с вами потрудимся и посеем наши семена. (посев семян в приготовленную почву)
— А это у нас пшеница! Когда пшеница созревает наступает время жатвы. Жатва — это время уборки урожая, посмотрите, как раньше собирали пшеницу. (показ картинки) Затем колосья обмолачивали и зерна перемалывали.
— А кто знает, что получиться если перемолоть зерна? Правильно получится мука. (воспитатель показывает муку и картинку как раньше мололи зерна)
— И вот из муки уже можно испечь хлеб. Посмотрите вот у нас какой хлеб . (круглая буханка хлеба из соленого теста)
Хлеб раньше пекли в печи, а на праздники его украшали разными узорами и назывался такой хлеб – каравай. (показ слайда)
Давайте и мы украсим наш хлеб, чтобы у нас получился каравай. У нас еще осталось тесто, сейчас мы из него и сделаем узор, но узор не простой, вам нужно раскатать тонкие полосочки и маленькие шарики, а затем мы украсим наш каравай.
Наш хлеб — это поле, (вкладываем из полосок теста ромб) теперь нам поле нужно вспахать, (вкладываем прямые линии внутри ромба вдоль и поперек), наше поле готово для посева семян, давайте посеем семена (укладываем шарики из теста внутри получившихся квадратиков). И вот наши семена начинают прорастать (выкладываем полоски теста на каждом углу ромба закругляем их кончики). Посмотрите какой красивый каравай нас получился! Но для того чтобы попробовать каравай, нужно его испечь в печи. (Воспитатель ставит каравай в импровизированную печь.)
Воспитатель: Вы сегодня большие молодцы и славно потрудились. Ребята, а можно ли прожить без труда?
(ответы детей). (я тоже считаю, что без труда прожить нельзя
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто
На все века и годы
Настоящий
Царь природы?
Царь полей,
Заводов,
Руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Воспитатель достает из печи готовый каравай.
Воспитатель: Ребята, вот и готов наш каравай, а давайте мы с вами его попробуем.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Первая Заповедь. О труде.
Первая фраза заголовка обычно вызывает у человека ассоциацию с первой из десяти заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Но это не было первой по времени заповедью, которую Бог дал человеку. Ибо до Моисея был Адам, которому Бог дал заповедь о труде.
Когда согрешивший, т.е. нарушивший естественные законы собственного духовного бытия Адам был изгоняем из Рая, в котором из-за своего нового состояния не смог бы пребывать, не деградируя как личность, то Бог изрёк ему следующее: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт 3:19)
Этим Адаму, а в его лице и всему человечеству предписывалось непременно трудиться ради жизненно необходимого, чтобы ничего не доставалось даром.
В этом глубокий смысл и закон нашего нынешнего существования. Это была, естественно, ни в коем случае не некая «месть» Бога человеку. Такое представление о Боге больше похоже на языческое или католическое, но никак не православное. Заповедь о труде была дана как лекарство, как нужное средство для того, чтобы падший человек всё-таки смог бы духовно расти и наследовать вечную и счастливую жизнь, для которой человек и был создан. Иначе путь к совершенству и богоподобию был бы закрыт для человека.
В современном обществе отношение к труду совсем иное. У нас культ «успешного человека», который мало трудится или вообще не трудится, но много получает, так что в свободное от короткой работы время может вести пресыщенную жизнь. Объектом зависти и подражания является молодой и полный сил человек-паразит, который ничего не делает, но имеет все мыслимые и не мыслимые материальные блага. Иначе говоря, живёт за счёт других. Ряд авторов статей на тему труда правильно указывают, что такая жизнь может подорвать физическое здоровье человека. Но, даже если человек всячески следит за свои здоровьем (а для жизни ради чувственных наслаждений, к которой такие люди стремятся, оно требуется), деградации личности ему не избежать. Леность и праздность несовместимы с личным совершенством.
Из хроники происшествий до нас порой доносится, до какой невообразимой мерзости может дойти человек, ведущий праздный образ жизни. Какие гадости могут порой происходить в богатых особняках и на частных островах! И это только вершина айсберга.
Кто-то может сказать, что человек, мол, это уже заработал, а теперь тратит. Не могу с этим согласиться. Во-первых, не всякое действие человека, пусть и сопровождаемое прибылью, является трудом. В процессе труда должен появляться продукт, физический или интеллектуальный (например, качественное управление тоже является интеллектуальным продуктом труда). Да и здравый рассудок вкупе с элементарным понятием о справедливости подсказывают нам, что находящийся в полном физическом и умственном здравии человек должен отдавать своей стране, своему народу больше, чем потребляет. В противном случае он непременно начнёт жить за счёт кого-то. И когда 18-летний юноша разъезжает в машине за пару миллионов или более, живёт в шикарно обставленной квартире, возникает естественный вопрос: «А когда это он успел наработать?», хоть в человека-часах измеряй, хоть в чём. Это означает, что всё это он просто так или иначе получил. Тут падение в той или иной степени гарантировано. Отсюда и явление жизни, называемое «золотой молодёжью», когда обеспеченные родители сразу дают своим детям все материальные блага, а взамен получают уродливые, искажённые личности, порой утратившие всякий человеческий облик.
Некоторые, видя все эти безобразия, обращаются к нашему советскому прошлому, считая его в этом плане идеалом. В Советском Союзе был настоящий культ труда, советская идеология позаимствовала это из христианства, иначе бы она не могла бы быть воспринята русским народом. Но это было чисто внешнее, обманчивое сходство. В нашем христианстве труд с его плодами является лишь средством для достижения высокой цели, а при социализме из труда сделали идол, назначив его самоцелью. Такое грубое принижение роли труда с личностно-возвышающего до материально-необходимого неизбежно со временем породило формально-чиновничий подход: пропагандой труда занимались горлопаны-агитаторы, которые сами в повседневной жизни были далеки от всякого труда. Вечером же они могли лицемерно смеяться над тем, о чём так пафосно вещали с трибун.
Итак, мы имеет две крайние модели общества по отношению к труду. Добросовестный труд как ничто, как цель для насмешек сейчас и идолизированный труд в СССР. Наш путь — царский. Христианский.