Что означает правовой статус
Правовой статус
Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.
Что такое правовой статус
Правовой статус это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
В структуру правового статуса входят следующие элементы:
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным.
Общий — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Структура правового статуса
Виды правовых статусов
Таким образом, правовой статус имеет четкую структуру и виды. Правовой статус личности на современном этапе становления и развития государственности в России является сложной, собирательной категорией, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими. Безусловно, негативным моментом является нестабильность, изменчивость правового статуса личности, что приводит в итоге к чувству неуверенности у граждан в завтрашнем дне, ведь со стороны государства нет четких и надежных гарантий реальной защиты прав и свобод.
Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.
Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован
Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).
Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.
В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.
При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.
Содержание поправок
Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.
В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.
Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.
Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).
Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.
Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.
В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.
Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.
Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.
Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.
Адвокаты оценили значимость изменений
По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.
Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.
Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.
«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».
Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.
«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».
Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.
Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».
В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.
В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.
«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.
Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.
Правовой статус
Правово́й ста́тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:
Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Правовой статус» в других словарях:
Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида… … Большой юридический словарь
Правовой статус — юридическое закрепление действующим законодательством фактического положения лиц в государстве и обществе … Пограничный словарь
Правовой статус личности — – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина. Содержание 1 Правовой статус личности 2 … Википедия
Правовой статус конопли — в мире (хранение в малых количествах). Карта в стадии разработки, источники информации приведены в … Википедия
Правовой статус личности — (англ legal status of personality) комплекс социально экономических, политических, культурных и др. гражданских прав и свобод, а также обязанностей граждан. Основы П.с.л. в РФ определены нормами гл. 2 Конституции РФ* и согласно ст. 64 не могут… … Энциклопедия права
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — система признанных и гарантируемых государством (в законодательном порядке) прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и… … Юридический словарь
Правовой статус работника образования — юридически закрепленное положение лица, занимающегося специализированной деятельностью, связанной с функционированием и развитием системы образования. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ … Официальная терминология
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА — система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а тж. законных интересов человека как субъекта права. Права и свободы представляют собой социальные возможности гражданина, признанные и… … Юридическая энциклопедия
Правовой статус однополых союзов — Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также … Википедия
Правовой статус личности — (англ legal status of personality) комплекс социально экономических, политических, культурных и др. гражданских прав и свобод, а также обязанностей граждан. Основы П.с.л. в РФ определены нормами гл. 2 Конституции РФ* и согласно ст. 64 не могут… … Большой юридический словарь
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Правовой статус личности: понятие, структура, виды
Правовой статус закрепляет реальное положение человека в обществе, а также социальный (фактический) статус лица.
Правовой статус – это признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий должностных лиц и государственных органов, при помощи которых они выполняют свои социальные роли. Ядром правового статуса являются права и обязанности.
К элементам правового статуса личности относятся:
Правовой статус делится на: общий, специальный и индивидуальный. Данные виды отображают соотношение таких философских категорий, как: «общий», «особенный», «отдельный».
Общий – статус лица как гражданина государства, который закреплен в Конституции.
Специальный статус закрепляет особенности положения определенных категорий субъектов (военных, адвокатов, государственных служащих, студентов, бизнесменов) и обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус – это отражает конкретику и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей отдельного лица (возраст, пол, семейное положение, трудовой стаж, должность).
Во-первых, понятие «правовой статус», имеет собирательный характер, так как собирает в себе правовые статусы всех граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, вынужденных переселенцев и беженцев.
Во-вторых, отражает реальное положение и индивидуальные особенности личности в системе различных общественных отношений.
В-третьих, позволяет рассмотреть права и обязанности личности в взаимообеспечиваемом и системном виде, в определенной целостности.
В-четвертых, открывает пути дальнейшего совершенствования статусов и дает возможность проводить их сравнение.
Правовой статус – это комплексная категория, которая отражает взаимоотношения общества и личности, государства и гражданина, коллектива и индивида и другие социальные связи. Поэтому очень важно, чтобы человек правильно представлял свои обязанности и права, свое положение, место в той или иной структуре.
В современной России, правовой статус личности весьма противоречив. С одной стороны, он имеет достаточно прогрессивную базу, которая в целом соответствует всем международно-правовым стандартам, а также в своей основе он ориентирован на человека (хотя большей степени декларативно).
С другой стороны, правовой статус личности в условиях кризиса в политической и экономической системах не является обеспеченным и стабильным. На его характер и природу влияют негативные процессы, которые отрицательно сказываются на нашей действительности, а именно: чиновничий произвол и бюррократия, безработица и рост преступности, невыплата заработной платы, проблема вынужденных переселенцев и беженцев.
Основные права личности
Права человека и гражданина – это довольно многообразное и сложно явление. Все права можно классифицировать на несколько критерий.
Юридические обязанности личности
К основным юридическим обязанностям гражданина РФ и человека относятся обязанности по:
Правовой статус человека и гражданина
Понятие и сущность правового статуса
Все многообразие сложнейших связей между государством и человеком находит свое выражение в юридической форме, опосредуемой государственной волей (властью). Это проявляется посредством фиксирования в нормативно-правовых актах различной юридической силы юридических прав, свобод и обязанностей людей и государства, в которых и обнаруживается та самая правовая (юридическая) связь между государством и человеком. Такая совокупность прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством в самом общем виде и носит название правового статуса.
Наряду с термином-понятием «правовой статус» в литературе и в языке юридической практики нередко встречается понятие «правовое положение». Иногда в этот же ряд включается и понятие «правовое состояние». В одних случаях они рассматриваются как однопорядковые понятия (термины), другие авторы трактуют их по-разному. В последнее время все чаще встречается термин «правовой статус», тем самым термины «положение» и «состояние» рассматриваются как синонимы с термином «статус».
Если раньше термин «правовой статус» употреблялся лишь в отношении отдельно взятой личности, то сегодня в языке юридической науки и практики все чаще говорится и пишется, например, о правовом статусе субъекта Российской Федерации.
Термин и понятие «правовой статус» (как и его синонимы) прежде использовались преимущественно языком общей теории государства и права в связи с рассмотрением вопроса о субъектах права (в теме «Правоотношение»). Значительно реже о правовом статусе говорилось в отраслевых юридических науках, в том числе, как это не покажется странным, в конституционном (государственном) праве. Однако развитие юридической науки и особенно конституционного права в последнее время привели к осознанию того обстоятельства, что при рассмотрении вопроса о месте и роли российских граждан в обществе и государстве, в том числе и особенно вопроса о взаимоотношении государства и личности совершенно недостаточно ограничиться лишь анализом основных прав и обязанностей личности (гражданина), а также гарантий этих прав и обязанностей (а именно так обычно традиционно трактовался правовой статус: совокупность прав, обязанностей и их гарантий). Закономерно возник такой аспект изучения содержания правового статуса как соотношение прав, обязанностей и понятия гражданства. Теперь гражданство, права и обязанности личности должны рассматриваться в комплексе, тесном единстве между собой. Кроме того, исследование правового статуса в наше время должно начинаться с обращения к Конституции страны как такому законодательному акту, в котором именно и кроется сущность и содержательные элементы того, что называется правовой статус. Проще говоря, конституционная характеристика правового статуса есть сущностное представление о правовом статусе, представление, которое начинает конкретизироваться в законах и подзаконных актах.
Главное о сущностных, точнее сказать, конституционных основах правового положения (статуса) личности в обществе и государстве, следует обратить внимание на четыре момента.
Второе. Используемые Конституцией Российской Федерации и действующим российским законодательством термины «личность», «человек», «гражданин», «лицо» обозначают в социальном плане, прежде всего, членов общества. Однако в политическом отношении личность, в соответствии с Конституцией РФ, выступает в нескольких качествах: а) российского гражданина, б) лица без гражданства, в) иностранного гражданина (подданного), г) беженца, д) вынужденного переселенца.
Третье. В Конституции содержатся исходные посылки для определения как структуры комплексного института правового положения личности, так и места каждого его составного элемента. При этом интересно и важно иметь в виду, что в нашей Конституции эти исходные положения закрепляются в двух главах: в ст. 64 главы I «Основы конституционного строя», и во всем содержании главы II «Права и свободы человека и гражданина». Если в ст. 64 говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации», то во II главе раскрываются (закрепляются) элементы этого правового статуса.
Четвертое. В области регламентации отношений государства и личности Конституция устанавливает исходные начала такой регламентации. Иными словами, Конституция лишь закрепляет основы правового положения (статуса) личности в обществе. Но в этих основах содержится то общее (фундаментальное), что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои, страты), например, по профессиональному, политическому, возрастному, социальному, экономическому и иным признакам. Другими словами, основы правового положения личности (общее) конкретизируется в особенном, т.е. в правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только принадлежностью к российскому гражданству, но и другими специфическими признаками.
Уместно заметить, что ни одна их прежних советских конституций не содержит термина «правовое положение (статус) личности, в то время как действующее законодательство достаточно широко использовало соответствующее понятие. В действующей Конституции термин-понятие «правовой статус» употребляется для закрепления одноименного политико-правового института.
Конституционно-правовая характеристика сущностных оснований правового статуса позволяет сделать вывод, что хотя понятия «конституционный статус» и «основы правового положения личности» идентичны по своему объему и содержанию, между ними все же имеется как единство, так и различие.
Единство состоит, в частности, в общности исходных позиций: как конституционный статус, так и его правовые основы опираются на одни и те же устои.
Различие же в том, что, если конституционный статус включает в себя лишь конституционные положения (нормы), то основы правового статуса наряду с ними развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве.
Итак, как же можно определить правовой статус с учетом высказанного выше?
Под правовым статусом целесообразно понимать систему предусмотренных действующим национальным или международным законодательством, прежде всего Конституцией, устанавливающей исходные начала взаимоотношения общества, государства и личности, и взаимообусловленных субъективных прав и юридических обязанностей различных субъектов права, а также юридических гарантий их осуществления, которая определяет общее, особенное и индивидуальное положение и правовую роль индивидов и организаций в общественных отношениях.
Несколько слов о предметах «привязки» термина «правовой статус». Выше в основном говорилось о правовом статусе личности. Действительно, понятие «личность» является исходной «привязкой». Но есть и иные понятия: «человек», «индивид», «гражданин». Какие здесь имеются особенности?
Когда мы начинаем размышлять о человеке как субъекте общественных отношений, мы употребляем термины и понятия, которые и выражают эту социальную связь: «индивид», «личность» и «гражданин». Именно с помощью этих понятий становится возможным выявить реальное (фактическое) и правовое положение, т.е. место и роль человека в обществе. Поэтому понятие «Правовой статус человека» не используется в научном и нормативно-правовом обороте, а употребляются понятия «правовой статус индивида», «правовой статус личности», «правовой статус гражданина», «правовой статус организации», «правовой статус субъекта федерации» и т.д.
Напомним некоторые из приведенных понятий и попытаемся связать их с понятием правового статуса.
Структура и виды правового статуса личности
Относительно структуры правового статуса в научной литературе имеются определенные разногласия (см. работы B.C. Нерсесянца, Н.В. Витрука, В.А. Кучинского, Л.Д. Воеводина и др.). Однако большинство ученых склонны включать в структуру правового статуса следующие элементы:
Названные элементы хорошо известны по курсам общей теории государства и права, конституционного права, гражданского права. Поэтому нет особой необходимости обращаться к ним подробно. Студенту достаточно будет вспомнить их, обратившись к соответствующим учебным пособиям, конспектам и, конечно же, к научной литературе по соответствующей проблематике. При этом особое внимание следует обратить на содержание понятий «субъективное право» и «юридическая обязанность», образующих смысловое ядро понятия правового статуса.
Обратимся к видам правового статуса.
В научной литературе общепризнанным является следующая классификация видов правовых статусов:
Специальный (родовой) статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (скажем, студентов, военнослужащих, учителей, пенсионеров, рабочих, предпринимателей и т.д.).
Индивидуальный статус фиксирует конкретную «привязку» правового статуса к отдельной личности (лицу), учитывая пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу др.). Этот статус, в отличие от общего, подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни данной личности переменами различного характера.
Можно выделить и иные виды правовых статусов.
Международно-правовой статус (индивида или организации). Это статус, опосредованный нормами международного права. Субъектами здесь могут выступать отдельные физические лица (например, беженцы или вынужденные переселенцы, лица, находящиеся в международном розыске за совершение преступлений международного характера), государства, международные организации и т.д.
Отраслевой правовой статус: конституционный, административно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой статусы и др.
С временной точки зрения можно выделить постоянный, временный и разовый правовые статусы. Например, если депутата Государственной Думы включают в парламентскую комиссию по расследованию какого-то чрезвычайного события, то по окончании работы данной комиссии депутат лишается своего статуса члена данной комиссии. Сам же депутат избирается в Государственную Думу на 4 года. В течение этого времени данное лицо будет обладать статусом депутата ГД со всеми вытекающими последствиями. Но этот же гражданин будет обладать и постоянным правовым (конституционным) статусом до тех пор, пока он, например, не сменит гражданство.
Конституционные принципы правового статуса личности
Принципы правового статуса есть лежащие в основании его исходные, руководящие начала, ведущие идеи и установки. Эти принципы отражают коренные отношения между государством и человеком (если речь идет о правовом статусе личности) в связи его местом и ролью в обществе.
Принципы правового статуса есть, по сути дела, идеологические категории, и как таковые, они складываются в сознании людей, воплощаются в их воле. Поэтому-то принципы не могут существовать и проявляться вне сознательной, волевой и целенаправленной деятельности человека.
В то же время эти принципы (как и идеология вообще) не есть абсолютные, навечно данные идеи. По мере развития общественных отношений, изменения исторической ситуации в обществе, эти принципы неизбежно будут претерпевать трансформацию.
Все принципы, лежащие в основании правового статуса личности (как уже отмечалось, именно об этом статусе мы преимущественно ведем речь), могут быть представлены следующей системой (Л.Д. Воеводин):
1. Учредительность всех элементов (институтов) основ правового статуса личности.
В основу всякой современной цивилизованной правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в ходе исторического развития общецивилизованный характер. Эти ценности составляют природу человеческой личности, а их утрата по существу оказывается уничтожением личности как таковой, потерей личностью самое себя. К неотъемлемым и неотчуждаемым правам, конечно, не могут быть отнесены все без исключения права и свободы. Речь идет о самых важных, прежде всего личных правах и свободах, особенно праве на жизнь. Данный принцип обнаруживается в ч.2 ст. 17 Конституции, ст.ст. 20,21,23, 24, 28, 34, 40,46-54, 55 и др.
3. Равноправие человека и гражданина как универсальный принцип правового статуса личности.
В широком смысле равноправие есть обладание каждым гражданином равными с другими гражданами правами, свободами и обязанностями, установленными действующим законодательством. Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечиваются ему на равных основания.
В наиболее полном объеме данный принцип равноправия записан в ч.2 ст.6 Конституции РФ: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные возможности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».
Этот же принцип обнаруживается в других нормах основного закона: ст. ст. 5,8, 13, 14,19, 40 и др.
Равноправие по Конституции РФ непосредственно проявляется в:
4. Гуманистическая направленность правового статуса личности.
5. Общая доступность прав и свобод и непреложность обязанностей.
Принцип этот нашел свое наиболее яркое выражение в ст. 32 Конституции РФ. Речь здесь идет, в частности, о выдвижении принципа всеобщности избирательных прав. Согласно этому принципу, все граждане Российской федерации, достигшие определенного возраста, независимо от каких-либо социально-политических условий, имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственного управления и органы местного самоуправления, на равный доступ к государственной службе, право участвовать в референдуме и отправлении правосудия. В ст. ст. 37, 40, 41, 43, 59 и др. этот принцип также нашел свое яркое выражение.