Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений

Общество, группы и личность в представлениях Ч.Х.Кули.

Творчество американского социолога, профессора Мичиганского университета Чарльза Хортона Кули (1864–1929) явно недооценено следующими поколениями ученых-психологов. Их внимание сосредоточилось лишь на небольшом количестве переменных, которые впоследствии оформились в то, что мы знаем теперь под названием «малой группы» [3]. Кули внес огромный вклад в дело становления социальной психологии США как самостоятельной дисциплины в конце XIX – начале XX века.

Свой подход Кули называл «органическим», но не в смысле биологического органицизма, а потому, что он исходит из признания изначального единства личности и общества [1, с. 100]. «Органический подход подчеркивает как един­ство целого, так и собственную ценность индивида, объясняя одно че­рез другое» [2, с. 34].

Концепция Кули во многом была направлена против инстинктивистских и механистических интерпретаций, признавая невозможность рассматривать инстинкты как универсальные мотивы социального поведения, с одной стороны, а также интерпретировать личность с помощью принципа «подражания» – с другой.

Признаком истинно социального существа Кули считает способность выделять себя из группы, сознавать свое Я, свою личность. Но непременное условие развития самосознания – общение с другими людьми и усвоение их мнений на свой счет. «Не существует чувства Я. без соответствующего ему чувства Мы, или Он, или Они» [1, с. 110]. Сознательное действие, по Кули, есть всегда действие социальное. А действовать социально – значит сообразовывать свои действия с теми представлениями о своем «Я», которые складываются у других людей.

Социально-психологическая теория Кули в основе своей имеет результаты наблюдений за процессом детского развития, в частности самопрезентации детей. Кули ставил себе целью рассмотрение данных наблюдений в тесной связи с миром социальных форм и процессов, с социологической точки зрения [4, p. iv].

Кули приводит центральный тезис своей теории о неразделимости индивидуального и социального в жизни человека. «Личность» и «общество» – не две разные сущности, а разные аспекты изучения живого процесса человеческого взаимодействия, который можно рассматривать либо со стороны личности, ее самосознания, динамики социального Я, либо со стороны общественных институтов и фиксированных типов общения.

В работах Кули берут свое начало многие аспекты современных социально-психологических проблем. Среди них такие явления, как социализация, конфор­мизм и нонконформизм, лидерство, личная власть.

Конформизм Кули рассматривает как один из механизмов подражания, наряду с соперничеством и идолопоклонством. Рассматривая понятие «лидерство», Кули считал его синонимом термина «личное влияние». Также стоит отметить, что Кули рассматривал явления лидерства, личной власти и личного влияния параллельно, в тесной взаимосвязи друг с другом. По сути дела, Кули пытался разработать социально-психологическую теорию лидерства, стремясь выяснить, «что делает лидерство возмож­ным для одних и недоступным для других» [2, с. 228].

Кули выделял два вида наследственности: природная и социальная. Социальная наследственность передается через язык, взаимодействие и образование. Главную основу социальной наследственности индивида, которая закладывается в нем только путем взаимодействия с другими людьми, составляют «сантименты», такие как осознание себя самого по отношению к другим, желание одобрения, соперничество, чувство чести, чувство социальной справедливости и несправедливости и т. п.

Проблема первичных групп и связанная с ней проблема социализации представляются наиболее значимыми для современной социальной психологии в творчестве Кули.

Первичной группой Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Именно первичная группа является основой для формирования социальной природы индивидуума, его идеалов [5, p. 23]. Примеры первичных групп: детский игровой коллектив, семья, соседство. Первичная группа является первичной в том смысле, что именно она дает индивиду самый ранний и самый доскональный опыт социального единства (групповой принадлежности) [5, p. 26].

Кули вплотную подходит к пониманию структуры коммуникации (общения), включая сюда не только процесс интеракции – межличностного взаимодействия, но и факт перцепции – восприятия людьми друг друга. В качестве примеров Кули приводит многие факты взаимного влияния индивидов или группы на поведение и суждения человека.

В рамках первичных групп происходит и социализация индивида. С одной стороны, Кули рассматривает процесс социализации как результат социального взаимодействия, а с другой – как процесс усвоения индивидом социального опыта. Усвоение идеалов, моральных норм индивида происходит в ходе коммуникации.

Принимая за процесс социализации процесс развития «Я» индивида, Кули выделяет следующие стадии социализации: «чувство «Я» (selffeeling), «чувственные состояния» (felling states) и «представления» (imaginations). Социализация «измеряется» Кули посредством рассмотрения возникновения «образов» (персональных представлений) в сознании. Последние переходят в «социальные чувства», социально подкрепляемые образцы и нормы поведения. Можно сказать, что социализация происходит в ходе восприятия индивидом других людей. Восприятие индивида как субъекта будет зависеть от того, каким образом его воспринимают другие. В этой связи Кули развивает теорию, которая вошла в историю под названием теории «зеркального Я».

Таким образом, в своих работах Кули выступил как один из основоположников социальной психологии, обозначил круг проблем, которые на долгие годы стали предметом социально-психологических исследований. Однако отсутствие опоры на эмпирические данные, ограниченность методологии и сведение всех социально-психологических явлений к непосредственному взаимодействию индивидов делали теорию Кули уязвимой для критики.

«Зеркальное Я».

Ч.Кули предполагал, что “зеркальное Я” представляет собой постоянный ментальный процесс, для которого характерны три фазы. Во-первых, мы представляем себе, как мы выглядим в глазах других людей. Например, мы можем решить, что поправляемся и становимся “жирными”. Во-вторых, мы воображаем, как другие люди будут оценивать нашу внешность. Мы прекрасно знаем, что обычно окружающие рассматривают тучных людей как непривлекательных. В-третьих, мы вырабатываем некий тип внутреннего самоощущения, например, чувство гордости или стыда, на базе которого создаем для себя представления о том, что думают о нас прочие люди. В нашем случае мы, скорее всего, будем испытывать беспокойство или неловкость, связанные со своей воображаемой тучностью.

Процесс зеркального отражения собственного Я является субъективным процессом и не обязательно соответствует объективной реальности. Самый обычный ребенок, усилия которого оценены и вознаграждаемы, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, испытывает чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный.

Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы личностей, выполняющих роль социального зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнениям и меньше другим, он может даже вообще игнорировать некоторые мнения и реакции по поводу своего поведения. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Понятие “зеркального Я” не подразумевает, что наше представление о самих себе обязательно радикально изменяется всякий раз, когда мы сталкиваемся с новым человеком или новой ситуацией. В связи с этим следует провести грань между собственными воображаемыми образами, так называемыми само-имиджами, и представлением о себе. “Само-имидж” – это наш внутренний собственный образ, обычно относительно кратковременный; он изменяется по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. Представление о себе – это более стабильный взгляд на самого себя, вневременное ощущение самого себя – “истинное Я”, или “Я такой, какой есть на самом деле”. “Само-имиджи” слой за слоем обычно накапливаются с течением времени и оказывают влияние на относительно устойчивое представление о самом себе. В целом можно сказать, что последовательность “само-имиджей” скорее корректирует, чем вытесняет наше более ясно выкристаллизовавшееся представление о самом себе, или самоидентичность.

Источник

Вопрос 48. Концепция зеркального «Я» Ч.Х. Кули.

Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений

Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений

Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений

· Чувство я оформляется и развивается благодаря опыту.

Чарльс Хортон Кули (1864-1929)

ü Тело отождествляется с Я, когда оно приобретает социальную функцию или значимость.

ü Не существует такого значения «Я», которое не имело бы смысловой соотнесенности с Ты, или Они.

Три основных элемента зеркального «Я» Ч.Х. Кули:

1) Представление о том, как мы выглядим в глазах другого человека (Наверное, она думает, что я хороший студент);

2) Представление о том, как он судит об этом нашем образе (Она думает, что я хороший студент и что я получу 5 на экзамене. Она оценивает меня положительно);

3) Некое чувство, вроде гордости или стыда (Я горжусь этим).

Вопрос 49. Этапы формирования самости по Дж. Г. Миду.

Существует два аспекта САМОСТИ:

1) Представляет непосредственную реакцию индивида на других.

2) Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека.

3) I отражает индивидуальность и своеобразие человека.

4) Все проявления самовыражения

5) Креативный и не просчитываемый аспект самости

6) Реакция человека на ситуацию, не носящую определенный характер

7) Неповторимый ответ уникального биоорганизма и внутреннего мира индивида на установки других людей в организованном сообществе

1) Совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек.

2) Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других.

3) Это осознанные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе.

4) Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения.

5) Отражает сущность «Я» как объекта

6) Производное от «I», которое возникает только после того, как человек совершает активные действия в отношении других.

Стадии генезиса (процесса полного развития) самости по Дж. Миду:

1. Самость конституируется организацией отдельных установок других индивидов по отношению к самому человеку и друг к другу в рамках специфических социальных действий, в которых он вместе с ним участвует

Виды деятельности: игра и соревнование

Отличие ролевой игры от соревнования – участвующий в соревновании должен быть готов принять установку любого другого участника этого соревнования, а различные роли должны находится в определенной взаимосвязи друг с другом.

Коллективная игра – дает способность действовать в организованной группе и определять свои будущие действия в пределах конкретной группы.

Когда ребенок становится членом сообщества, он начинает руководствоваться общими для этого сообщества установками, которое называется понятием «обобщённый другой»

Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Смотреть картинку Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Картинка про Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений. Фото Что означает представление кули об обществе как связи персональных представлений

2. Суть и завершение второй стадии полного развития самости

– восприятие индивидом не только организации отдельных установок по отношению к нему и друг к другу, но также социальных установок «обобщенного другого» или социальной группы, к которой он принадлежит, как некоего целого

Только принимая отношение «обобщенного другого» к своему «Я» индивид может мыслить в категориях абстрактных символов, которые конструируют рациональный взрослый ум.

«Индивид является индивидуальностью, поскольку принадлежит к конкретному обществу и перенимает в собственном поведении установления этого общества, принимая его язык, как средство, благодаря которому обретает свою индивидуальность, а затем принимаю различные роли, которыми снабжает его это общество, он обретает установку членов этого общества»

Источник

Федеральное агентство РФ по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Псковский государственный политехнический институт»

Государственного и муниципального управления

Выполнила студентка группы 611-1405С

Глава 1: Символический интеракционизм Ч.Кули

1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность

1.2 Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»

Глава 2: Анализ изменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года

Словарь используемых социологических терминов

Список используемой литературы

Эпоха XXI века принесла нам существенные изменения в идеологии и психологии человека.

Поэтому социальные проблемы волнуют не только социологов и научных деятелей, но и само государство, которое ведет целенаправленную политику по данному вопросу.

Данная работа состоит из двух частей:

теоретической, где рассматриваются следующие вопросы: Понятие «символический интеракционизм» и его сущность, Ч.Кули и его концепция «зеркального Я»;

практической, где прослежены и проанализированы изменения социальной структуры российского общества за последние 15 лет.

В работе были использованы следующие первоисточники: социологические энциклопедические словари, статьи периодической печати, статистические сборники, учебники и информация сайтов сети Интернет.

ГЛАВА 1. Символический интеракционизм Ч. Кули

1.1 Понятие «символический интеракционизм» и его сущность

Во всех социологических энциклопедических словарях дается пояснение такому направлению мысли как символический интеракционизм*. Вот, например, одно из них:

У истоков этого учения стояли американские исследователи Ч.Кули, У.Томас, Дж.Мид, Г.Блумер, М.Кун.

Основными теоретическими положениями данного направления являются:

ь Природа человека социальна;

ь Социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп*, внутри которых человек пребывает;

ь Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде*;

ь Отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности;

ь Это же самое происходит и с другими; в результате взаимопонимания обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, живущих в сознании каждого;

ь Воображаемое оказывается не менее важно для взаимодействия, чем реальное, и даже зачастую важнее его.

Центральным понятием символического интеракционизма является самость, позволяющая каждому из нас просчитывать последствия собственных поступков.

Теория подвергалось критике по следующим направлениям:

— недостаточно разработанная методология;

— игнорирование эмоциональной стороны самости как основы социального действия;

— отсутствие четкой концепции самости.

Данное направление сосредоточено на взаимодействии индивидов*. Элементы взаимодействия называются интеракциями Г.Блумер в работе «Общество как символическая интеракция» пишет: «интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действиям другого».

Сторонники символического интеракционизма, среди которых был и И. Гофман, изучают условия, в которых происходят интеракции: «Социальное взаимодействие можно определить как нечто неповторимое, происходящее в социальных ситуациях, т. е. в средах, в которых два и более индивида находятся в физическом реактивном присутствии друг друга».

Массовая коммуникация в символическом интеракционизме рассматривается как вторичная, как производная от коммуникации «лицом-к-лицу». Как пишет И. Гофман: она «. представляет собой редуцированную версию первичного реального взаимодействия».

Первым принципиальным моментом, вытекающим из символического характера интеракции, является различение стимула и объекта. Г.Блумер пишет: «Поведение человека не является результатом давления окружающей среды, стимулов, мотивов, социальных установок или идей».

Гораздо важнее оказывается уменье человека выделять и обозначать (артикулировать) объекты внешнего мира, интерпретировать ситуации и конструировать собственное поведение, исходя из этих интерпретаций, а так же других значений (целей, осознанных желаний, возможных путей их достижения).

Включение в ситуацию собственных желаний, устремлений, целей, способностей возможно благодаря тому, что человек может воспринимать себя как объект.

2.2 Ч. Кули и его концепция «зеркального Я»

Мировая социологическая мысль ценит Кули прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из

Он являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»).

Теории Ч. Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:

Ш в процессе взаимодействия друг с другом люди способны представлять, как они воспринимаются обобщенным другим;

Ш люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;

Ш люди развивают самопредставления, чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других.

Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует».

играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.

Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью».

Ч.Кули делает вывод, что «каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификации, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям».

Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.

В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно.

Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (sense of appropriation)». Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть поэтому названы «я» или «мое». Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.

Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.

Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.

Из понятия самости следует концепция «зеркального Я», имеющая очень большое значение в социологии.

Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Анализ изменений социальной структуры российского общества с 1994 по 2009 года

Социальная структура российского общества за последние 15 лет существенно изменилась, о чем наглядно показывают нам статистические сборники Госкомстата России с 1994 по 2009 год.

Структуры распространяются во времени и в пространстве, поэтому проанализировать их изменении необходимо не только в целом по России, но и на примере региона. По статистическим данным Псковской области можно отобразить их изменчивость с течением времени.

Проблемы социальной структуры постоянно привлекают к себе внимание российских социологов. Большинство исследований объединяется в методологическом плане, проведем собственный анализ на основе данных статистических сборников и журнальных статей.

Прежде всего, необходимо проанализировать численный состав населения России, составляющий наше общество. С 1994 по 2009 года прослеживается снижение численности населения:

численность населения РФ (тыс.чел.)

Диаграмма «Численность населения РФ» (см. Приложение №1 рис.1) графически отражает демографическую ситуацию в стране.

В Псковской области прослеживается та же тенденция. Взглянув на диаграмму «Численность населения Псковской области» (см. Приложение №1 рис.2), можно отметить, что снижение численности населения идет не скачкообразно, плавно, но уверенно вниз. Анализируя регион, как одну из составляющих страны, можно судить в целом о государстве.

Российское общество делится на два типа в зависимости от территории, на которой проживает:

В соответствии с показателями статистики, в целом по России и в Псковской области преобладает на протяжении многих лет городское население (см. Приложение №2 рис. 1,2). Доля сельского населения по области приблизительно равна половине жителей городов и поселков городского типа. Причем по стране прослеживается одновременное изменение роста или спада в изменении численности населения, т.е. равномерность. Если численность городского населения снижается, то число сельских жителей тоже снижается приблизительно на равное количество людей.

Распределение по половому признаку российского общества таково (см. Приложение №3 рис.1):

Данные цифры на протяжении последних 15 лет не изменились: на 6% превышает женское начало.

В Псковской области прослеживается следующее изменение:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *