Что означает принцип abc при оказании медицинской
Универсальный алгоритм оказания первой помощи
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших
Согласно Универсальному алгоритму первой помощи в случае, если человек стал участником или очевидцем происшествия, он должен выполнить следующие действия:
1. Провести оценку обстановки и обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи:
1) определить угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья; 2) определить угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; 3) устранить угрожающие факторы для жизни и здоровья; 4) прекратить действие повреждающих факторов на пострадавшего; 5) при необходимости, оценить количество пострадавших; 6) извлечь пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест (при необходимости); 7) переместить пострадавшего (при необходимости).
2. Определить наличие сознания у пострадавшего.
При наличии сознания перейти к п. 7 Алгоритма; при отсутствии сознания перейти к п. 3 Алгоритма.
3. Восстановить проходимость дыхательных путей и определить признаки жизни:
1) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 2) выдвинуть нижнюю челюсть (при необходимости); 3) определить наличие нормального дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; 4) определить наличие кровообращения путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). При наличии дыхания перейти к п. 6 Алгоритма; при отсутствии дыхания перейти к п. 4 Алгоритма.
4. Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы
Вызвать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом (по тел. 03, 103 или 112, привлекая помощника или с использованием громкой связи на телефоне).
5. Начать проведение сердечно-легочной реанимации путем чередования:
1) давления руками на грудину пострадавшего; 2) искусственного дыхания «Рот ко рту», «Рот к носу», с использованием устройств для искусственного дыхания. При появлении признаков жизни перейти к п. 6 Алгоритма.
6. При появлении (или наличии) признаков жизни выполнить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей одним или несколькими способами:
1) придать устойчивое боковое положение; 2) запрокинуть голову с подъемом подбородка; 3) выдвинуть нижнюю челюсть.
7. Провести обзорный осмотр пострадавшего и осуществить мероприятия по временной остановке наружного кровотечения одним или несколькими способами:
1) наложением давящей повязки; 2) пальцевым прижатием артерии; 3) прямым давлением на рану; 4) максимальным сгибанием конечности в суставе; 5) наложением жгута.
8. Провести подробный осмотр пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, осуществить вызов скорой медицинской помощи (если она не была вызвана ранее):
1) провести осмотр головы; 2) провести осмотр шеи; 3) провести осмотр груди; 4) провести осмотр спины; 5) провести осмотр живота и таза; 6) осмотр конечностей; 7) наложить повязки при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионную (герметизирующую) при ранении грудной клетки; 8) провести иммобилизацию (с помощью подручных средств, аутоиммобилизацию, с использованием медицинских изделий); 9) зафиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий); 10) прекратить воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промыть желудок путем приема воды и вызывания рвоты, удалить с поврежденной поверхности и промыть поврежденные поверхности проточной водой); 11) провести местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; 12) провести термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
9. Придать пострадавшему оптимальное положение тела
Для обеспечения ему комфорта и уменьшения степени его страданий.
10. Постоянно контролировать состояние пострадавшего и оказывать психологическую поддержку
Наличие сознания, дыхания и кровообращения
11. Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи
Передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом при их прибытии и распоряжении о передаче им пострадавшего, сообщив необходимую информацию.
СОДЕРЖАНИЕ
Медицинское использование
Протокол ABC существует на всех уровнях оказания помощи, чтобы напоминать человеку, проводящему лечение, о важности проходимости дыхательных путей, дыхания и кровообращения для поддержания жизни пациента. Эти три проблемы имеют первостепенное значение при любом лечении, поскольку потеря (или потеря контроля) любого из этих элементов быстро приведет к смерти пациента. Эти три цели настолько важны для успешного ухода за пациентами, что составляют основу обучения не только лиц, оказывающих первую помощь, но и участников многих программ повышения квалификации в области медицины.
В том случае, если пациент не дышит нормально, действующие международные рекомендации (установленные Международным комитетом по связи по реанимации или ILCOR) указывают, что компрессию грудной клетки следует начинать.
Ранее в руководстве указывалось, что проверка пульса должна выполняться после оценки дыхания, и это составляло «циркуляционную» часть инициализации, но эта проверка пульса больше не рекомендуется для непрофессиональных спасателей. Некоторые тренеры продолжают использовать циркуляцию в качестве ярлыка для третьего шага процесса, поскольку выполнение компрессий грудной клетки фактически является искусственным кровообращением, и при оценке пациентов, которые дышат, оценка «кровообращения» по-прежнему важна. Однако некоторые инструкторы теперь используют букву C для обозначения компрессий в своих базовых курсах обучения оказанию первой помощи.
Дыхательные пути
Бессознательные пациенты
Сознательные пациенты
Дыхание
Бессознательные пациенты
Сознательные или дышащие пациенты
Тираж
Как только кислород может быть доставлен в легкие через чистые дыхательные пути и эффективное дыхание, необходимо обеспечить циркуляцию, чтобы доставить его к остальному телу.
Недышащие пациенты
В современных протоколах для непрофессионалов этот шаг опущен, поскольку было доказано, что у непрофессиональных спасателей могут возникнуть трудности с точным определением наличия или отсутствия пульса, и что в любом случае существует меньший риск причинения вреда при выполнении компрессий грудной клетки. на бьющееся сердце, чем невыполнение их, когда сердце не бьется. По этой причине непрофессиональные спасатели приступают непосредственно к сердечно-легочной реанимации, начиная с компрессий грудной клетки, что, по сути, является искусственным кровообращением. Чтобы упростить обучение этому для некоторых групп, особенно на уровне базовой первой помощи, буква C для циркуляции заменена на значение CPR или компрессии.
Однако следует помнить, что медицинские работники часто по-прежнему включают проверку пульса в свою проверку ABC и могут включать дополнительные шаги, такие как немедленная ЭКГ при подозрении на остановку сердца, чтобы оценить сердечный ритм.
Дыхательные пациенты
У дышащих пациентов есть возможность провести дальнейшую диагностику, и, в зависимости от уровня квалификации лечащего спасателя, доступен ряд вариантов оценки, в том числе:
Вариации
Почти все организации по оказанию первой помощи используют «ABC» в той или иной форме, но некоторые включают его как часть большего инициализма, начиная от простого «ABCD» (предназначенного для обучения непрофессиональных специалистов по дефибрилляции) до «AcBCDEEEFG» (версия для службы скорой помощи Великобритании. для оценки пациента).
Есть несколько обучаемых протоколов, которые добавляют букву D в конец более простой ABC (или DR ABC). Это может означать разные вещи, в зависимости от того, чему тренер пытается научить и на каком уровне. Буква D может означать:
ABCDE
Кроме того, некоторые протоколы требуют проведения оценки пациента на стадии «Е». Все протоколы, в которых используются шаги «Е», расходятся с необходимостью обеспечения базовой жизнеобеспечения на этом этапе и начинают искать первопричины. В некоторых протоколах может использоваться до 3-х E. E может означать:
ABCDEF
Буква F в протоколе может означать:
ABCDEFG
Буква G в протоколе может означать
Некоторые тренеры и протоколы используют дополнительную (маленькую) букву «c» между буквами A и B, что означает « шейный отдел позвоночника » или «рассмотреть C-позвоночник». Это напоминание о том, что пациенту необходимо знать о возможных травмах шеи, поскольку открытие дыхательных путей может привести к дальнейшему повреждению, если не используется специальная техника.
Военные часто используют подход CABC, где первая буква C означает «катастрофическое кровотечение». Случаи сильной травмы указывают на то, что большая потеря крови приведет к смерти пострадавшего до обструкции дыхательных путей, поэтому в первую очередь следует принять меры по предотвращению гиповолемического шока. Часто это достигается путем немедленного наложения жгута на пораженную конечность.
DR ABC
DRsABC
Модификация DRABC заключается в том, что, когда пациент не отвечает, спасателю приказывают послать (или крикнуть) о помощи и послать сигнал в ваше местоположение ».
DRSABCD
Расширение CABC, которое объясняет значительно повышенный риск переохлаждения пациента из-за гиповолемии и последующей реакции организма, подобной холодной погоде.
История
По состоянию на 2010 г. Американской ассоциация сердца решила сосредоточиться СЛРАМИ на сокращение перерывов в сжатия и изменила порядок в своих руководящих принципах C irculation, A irway, B reathing (САВ).
Понятие реанимации. АВС – алгоритм. Восстановительное положение.
Искусственная вентиляция легких. Подготовка, правила, особенности, меры безопасности.
Способы проведения искусственного дыхания
Существуют различные способы искусственного дыхания, наиболее простыми и эффективными являются способы «рот в рот» и «рот в нос».
Пострадавшего надо уложить на спину на ровную поверхность, голову запрокинуть. Оказывающий помощь делает максимально глубокий вдох и, прижав свой рот к его рту (носу), делает энергичный выдох. Из гигиенических соображений можно на рот и нос пострадавшего положить марлевую салфетку или чистый платок.
При искусственном дыхании «рот в рот» (рис. 22) следует зажать нос пострадавшего, а при способе «рот в нос» зажать его рот, чтобы не выходил воздух. Если вдыхание производится правильно, то отмечается расширение грудной клетки. Если этого не наблюдается, нужно пострадавшему запрокинуть голову и продолжать искусственное дыхание. Выдох совершается пассивно за счет эластичности легочной ткани и грудной клетки. Таких вдохов пострадавшему производят 14-16 раз в 1 мин, детям – 18-24.
По способу Сильвестра пострадавшего укладывают на спину с опущенной головой (во избежание затекания желудочного содержимого в дыхательные пути). Производящий искусственное дыхание становится у изголовья больного, берет его руки за среднюю треть предплечий и отводит их кверху за голову до горизонтальной линии (вдох). Через 1-2 с опускает руки, сгибая их в локтевых суставах и придавливая к грудной клетке. В минуту производят 12-16 таких движений.
По способу Шефера (рис.5.15.б) пострадавшего укладывают на живот и проводят методическое сдавливание грудной клетки 12-16 раз в минуту.
Методы Сильвестра и Шефера противопоказаны при травмах грудной клетки, метод Сильвестра — при переломах верхних конечностей.
Продолжать искусственное дыхание нужно до восстановления самостоятельного дыхания и появления пульса.
Восстановление кровообращения. Подготовка, правила, особенности, меры безопасности.
Механизм действия и техника наружного массажа сердца
При ритмичном сжимании сердца между грудиной и позвоночником кровь изгоняется из левого предсердия в аорту и поступает, в частности, в головной мозг, а из правого – в легкие, где насыщается кислородом. После прекращения давления на грудную клетку полости сердца вновь заполняются кровью. При проведении наружного масса сердца пострадавшего укладывают спиной на твердую поверхность, лучше на высоте стола. Оказывающий помощь становится слева от пострадавшего, левую ладонь кладет ему на область сердца, покрывает сверху правой и делает энергичный толчок, чтобы сотрясение грудной клетки распространилось на сердечную мышцу (рис.5.16). Грудную клетку сдавливают строго вертикально на 4-5 см с частотой 60 раз в минуту. У детей массируют сердце одной рукой.
Если у пострадавшего наступила остановка дыхания и сердечной деятельности, то наружный массаж сердца проводят наряду с искусственным дыханием в перерывах между вдохами, но не одновременно, даже если помощь оказывают два человека. После 3-4 энергичных толчков на область сердца производится 1 выдох в рот пострадавшего.
Эффективность наружного массажа проявляется через некоторое время: появляется пульс на крупных артериях, розовеют губы, восстанавливается самостоятельное дыхание. Сознание обычно восстанавливается позже. Даже при отсутствии заметного лечебного эффекта наружный массаж сердца позволяет сохранить кровоснабжение мозга до прибытия вызванных сразу же после ДТП медиков.
Следует помнить, что грубое проведение наружного массажа сердца может привести к перелому ребер с повреждением легких, сердца, желудка и печени, особенно у детей и стариков.
Что означает принцип ABC при оказании медицинской помощи?
Что означает принцип ABC?
Что входит в комплекс сердечно легочной реанимации?
Базовая сердечно-легочная реанимация включает в себя три этапа (ABC): обеспечение проходимости дыхательных путей (A — Airway); проведение искусственного дыхания (В — Breathing); проведение непрямого массажа сердца (С — Circulation).
Каким должно быть соотношение непрямого массажа сердца и искусственного дыхания при проведении сердечно легочной реанимации?
Рекомендуется выполнить первоначально 5 вдохов, затем непрямой массаж сердца – 30 компрессий, затем ИВЛ – 2 вдоха. Далее продолжать в соотношении 30 : 2, массаж сердца и искусственное дыхание соответственно. Для восстановления проходимости дыхательных путей используются те же приёмы, что и у взрослых.
Сколько надавливаний при реанимации?
Давление руками на грудину пострадавшего выполняется весом туловища участника оказания первой помощи на глубину 5-6 см с частотой 100-120 в минуту. После 30 надавливаний руками на грудину пострадавшего необходимо осуществить искусственное дыхание методом «Рот-ко-рту».
Что означает аббревиатура ABC?
ABC (англ. American Broadcasting Company) — телекомпания США.
В каком случае допускается прекратить проведение сердечно легочной реанимации?
Сердечно-легочную реанимацию можно прекратить в следующих случаях: появление у пострадавшего явных признаков жизни; прибытие бригады скорой медицинской помощи; невозможность продолжения сердечно-легочной реанимации ввиду физической усталости.
В чем сущность проведения сердечно легочной реанимации?
В чем суть оказания сердечной реанимации?
Сердечно-лёгочно-мозговая реанимация (СЛМР) — комплекс неотложных мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из состояния клинической смерти. Включает компрессии грудной клетки (непрямой массаж сердца) на глубину 5—6 см со скоростью 100—120 нажатий в минуту.
Что относится к эффективной реанимации?
Показатели эффективной СЛР
появление самостоятельного пульса на сонных артериях, не связанного с компрессиями на грудину; сужение зрачков; восстановление самостоятельного дыхания. Если при проведении СЛР появился самостоятельный пульс на сонных артериях, а самостоятельное дыхание нет – следует продолжить только ИВЛ.
Сколько нужно нажатий на грудную клетку в минуту?
Прямые руки спасателя располагаются перпендикулярно грудной клетке пострадавшего. Массаж производят быстрыми толчками, тяжестью всего тела, не сгибая руки в локтях. Частота сжатий 80-100 в минуту. Грудина больного при этом должна прогибаться на одну треть (около 5 см для взрослого пострадавшего).
Как следует расположить руки на грудной клетке при выполнении непрямого массажа сердца?
Что из перечисленного входит в перечень мероприятий по оказанию первой помощи?
Что рекомендуется правилами выполнения сердечно легочной реанимации двумя спасателями?
Правила выполнения реанимации:
Если помощь оказывает один спасатель, то 2 вдоха – 15 (60) надавливаний. Если помощь оказывают два спасателя, то 1 вдох – 5 (60) надавливаний. Если есть третий спасатель, то он приподнимает ноги пострадавшего для лучшего притока крови к сердцу.
Каковы действия при проведении сердечно легочной реанимации?
Базовая сердечно-легочная реанимация включает в себя три этапа (ABC): · обеспечение проходимости дыхательных путей (A — Airway); · проведение искусственного дыхания (В — Breathing); · проведение непрямого массажа сердца (С — Circulation).
Что означает принцип abc при оказании медицинской
Понятие пациент-ориентированного подхода появилось достаточно недавно. Безусловно, данный подход произрастает из недр клиент-ориентированного подхода, только с той разницей, что в данном случае клиентом (конечным потребителем) является пациент (клиент медицинской организации), а услуга является медицинской. Это вносит в формирование подхода существенные особенности. Приравнивать клиент-ориентированный подход к пациент-ориентированному, конечно, нельзя, хотя стоит заметить, что принципы формирования их, безусловно, едины. Формируя услугу и выводя ее на рынок, необходимо понимать, что ключевым будет конгруэнтность покупательской (потребительской) способности и предлагаемой модели услуг [1]. Продукт (услуга) должен прежде всего соответствовать ожиданиям потребителя. Необходимо выстраивать гибкую систему взаимодействия (работы) с клиентами и своевременно менять условия предоставления услуг в случае изменения потребностей и желаний конечного потребителя. Создание комфортных эмоционально-психологических условий и соучастие в поиске решений для клиента – это базовые принципы наряду со стремлением постоянно совершенствоваться и изменяться к лучшему в отношении производства продукта (услуги) [2]. Особенности пациент-ориентированного подхода заключаются в том, что на основе клиент-ориентированности необходимо создать инновационный подход к планированию, проведению, оценке и контролю медицинской помощи, которая базируется на партнерских и взаимовыгодных принципах сотрудничества между пациентом и его ближайшим окружением (семья) с медицинской организацией в лице административного, врачебного, сестринского и обеспечивающего персонала [3; 4].
Принципы пациент-ориентированного подхода
1. Первый принцип пациент-ориентированности заключается в уважении потребительских ценностей, потребностей и предпочтений. Рассматривая принцип «уважительного отношения к пациенту», можно говорить, что данный аспект отражается в обеспечении прав граждан в сфере оказания медицинской помощи. Помимо этого, ставится во главу угла приоритет интересов пациента.
2. Второй принцип – целостность, логичность и преемственность лечебно-диагностического процесса. Надо понимать, что пациенты в данном аспекте являются уязвимым звеном. Болезнь, которая снижает качество жизни пациента, окрашивает в негативные краски психоэмоциональный фон настроения. Пациент, видя согласованность действий со стороны медицинских работников, вселяет в себя надежду на скорейшее выздоровление.
3. Третий принцип – информированность пациента обо всех деталях лечебно-диагностического процесса, о ходе медико-социальной реабилитации и т.д. Этот принцип достаточно широкий и охватывает много аспектов. Так, пациент по желанию должен иметь доступ к информации о своем заболевании, о клиническом состоянии, о вариантах лечения, а также о методах профилактики.
4. Четвертый принцип – создание комфортных условий пребывания пациента в процессе оказания ему медицинской помощи на всех этапах: в амбулаторно-поликлиническом учреждении, в стационаре, в отделениях реабилитации и т.д.
5. Пятый принцип – обеспечение эмоциональной поддержки в отношении пациента. В реализации данного принципа медицинский работник должен учитывать такие факторы, как обеспокоенность пациента по поводу своего состояния, а также исхода заболевания. Надо учитывать, что пациенты могут испытывать тревогу из-за возможных последствий болезни (инвалидизация, финансовая несостоятельность, потеря работы, проблемы в семье).
6. Шестой принцип – создание условий общения пациента с его ближайшим окружением. Следует уделять внимание уровню субъективного комфорта пациента, по возможности обеспечивать всестороннюю поддержку, не ограничивать его в общении с родственниками, коллегами, друзьями.
7. Седьмой принцип – обеспечение непрерывности лечебного процесса, а также оправдание ожиданий в части его видоизменения со временем. Для обеспечения этого принципа прежде всего надо доносить подробную информацию о лекарственных препаратах, ограничениях, диетах в доступной для пациента форме.
8. Восьмой принцип является базовым и формирующим все предыдущие принципы. Он заключается в надлежащем обеспечении доступности медицинской помощи для потенциального пациента. Это физическая доступность к медицинской организации, наличие общественного транспорта, возможность беспрепятственной записи на прием к врачу, возможность выбора врача, методики лечения.
Внедрение пациент-ориентированного подхода
Один из первых шагов во внедрении пациент-ориентированного подхода при оказании медицинской помощи населению – это необходимость знать мнение пациентов о качестве и доступности оказываемых им медицинских услуг [8]. Самый простой способ – это опрос пациентов «на выходе». Прежде всего, необходимо поменять модель взаимодействия в структуре взаимодействия с пациентом как конечным и ключевым потребителем медицинской услуги [9; 10]. Необходимо задавать вопрос «Что бы Вы хотели улучшить в работе медицинской организации?», а не «Что случилось у Вас при посещении медицинской организации?». При этом надо понимать, что отслеживание настроений и ожиданий пациентов ложится не на плечи медицинских работников (врачебный и/или средний медицинский персонал), а на обеспечивающий персонал по данному направлению. Медицинский персонал обеспечивает основной поток ценностей организации, и пациент-ориентированность в их отношении лежит в области этики и деонтологии медицинской деятельности, степени эмпатии и т.д. [11].
Можно говорить о трёхуровневой системе (структуре) пациент-ориентированного здравоохранения. На микроуровне ключевым является модель взаимоотношений «врач – пациент», на среднем уровне – «медицинская организация – пациент», на макроуровне – «национальная система здравоохранения – пациент». При этом в сбалансированной системе здравоохранения основой в этой структуре является модель «врач – пациент». Она является «материнской платформой» (базовым неделимым элементом) для формирования модели «медицинская организация – пациент». В свою очередь, модель «медицинская организация – пациент» является базовым элементом для модели макроуровня [12]. В несбалансированной системе здравоохранения одна из моделей может преобладать на фоне деградации других моделей. Так, например, при гипертрофии модели «врач – пациент», которая преобладает в кризисные ситуации (при разрушении национальной системы здравоохранения), формируется частный децентрализованный сектор медицинских организаций. При увеличении роли государства и централизации системы здравоохранения, бюрократизации и формализации лечебно-диагностического процесса происходит деградация модели «врач – пациент». При этом при увеличении доли государства в формировании национальной системы здравоохранения, при отсутствии эффективных инструментов управления (процессно-ориентированный подход в управлении медицинской организацией, внедрение бережливых технологий на рабочих местах) и контроля (независимые профессиональные союзы, ассоциации и т.д.), происходит монополизация рынка медицинских слуг и уничтожение конкурентных взаимоотношений [13]. Отсутствие конкуренции на рынке медицинских услуг пагубно сказывается как для медицинских работников, так в итоге и для пациентов. Для медицинского персонала в данной ситуации ключевым критерием профессиональной состоятельности становится не уровень и широта компетенций, а лояльность к работодателю. Для пациентов – это прежде всего падение качества медицинских услуг [14; 15].
Внедрению пациент-ориентированного подхода в оказании медицинских услуг могут препятствовать ряд факторов. Прежде всего, это система профессиональной организации труда медицинских работников. Здесь одним из ключевых факторов является негибкая система оплаты труда. В настоящее время, несмотря на введение эффективных критериев оценки труда сотрудников, утвержденная система, по сути, не учитывает качества оказываемых медицинских услуг (за исключением формальных критериев). Привязка количества обслуживаемых пациентов к оценке качества оказанных услуг и уровню оплаты труда является не эффективной в долгосрочной перспективе [16]. Такой подход может привести в формальной оценке труда медицинских работников без корреляции с показателями здоровья обслуживаемого населения. Зачастую врач может стремиться (если речь идет о корреляции между уровнем оплаты труда и количеством пациентов) к увеличению базы пациентов. Тем самым сокращается время, затрачиваемое на каждого пациента в отдельности. Такой подход неминуемо приведет к падению качества медицинских услуг, профессиональному выгоранию и деградации модели «врач – пациент» [17].
Одним из примеров привязки уровня оплаты врача к количеству пациентов могут служить данные социологического опроса медицинских сотрудников, проведённого Ernst&Young Russia в 20 тыс. медицинских организациях государственного и частного сектора в 2015 г. Так, более 45 % организаций сообщили о том, что уровень оплаты труда сотрудников зависит напрямую от выполнения плана по количеству пациентов. В этих организациях введена прогрессивная шкала заработной платы в зависимости от суммы выручки организации. В то же время 55 % опрошенных заявили, что их цель – это эффективное лечение пациентов, и считают привязку размера зарплаты к прибыли организации пагубной. По мнению А.З. Столпнера, привязка заработной платы врача к выручке может повлиять на необоснованные с медицинской точки зрения назначения (лечебно-диагностические процедуры и т.д.). По его мнению, практика доплаты за дополнительные назначения врачу широко распространена в настоящее время в столичных медицинских организациях. Он настаивает на том, что упор на качество лечения заставляет пациента возвращаться именно в эту клинику и приводить туда своих родственников и знакомых, тем самым повышая уровень доверия к медицинской организации. Стоит заметить, что в данном подходе главная цель – это повышение уровня доверия к бренду (brand loyalty) [14].
По мнению James Alan Robinson, профессора University of Chicago, одного из ведущих специалистов в области политики и менеджмента в сфере здравоохранения, все три существующие модели оплаты труда в системе здравоохранения (оплата за отдельно взятые услуги, подушевое финансирование, фиксированные ставки оплаты труда) не являются совершенными. Он заявляет, что «оплата за услуги поощряет оказание нецелесообразных услуг, мошенническое накручивание посещений и процедур и бесконечное перенаправление пациентов от одного специалиста к другому», «подушевая оплата поощряет отказ в предоставлении нужных услуг, отказ от хронических больных и сужение объема работы при отбрасывании пациентов, требующих много времени», «окладная система подрывает продуктивность, поощряет отдых на рабочем месте и насаждает бюрократическую ментальность, в которой любая процедура – еще чья-то проблема» [18; 19].
Комплаентность и лояльность пациентов
Ключевой базовый принцип пациент-ориентированного подхода – это повышение комплаентности (patient compliance) и лояльности пациентов (patient loyalty). В данном аспекте стоит различать эти два понятия, хотя с лингвистической точки зрения они, безусловно, являются синонимичными. Разделение этих понятий при формировании пациент-ориентированного подхода необходимо ввиду различной функциональной значимости (нагрузки) этих определений. Приверженность к следованию назначенного лечения (adherence to therapy), а также выполнению требований врача по соблюдению лечебно-охранительного режима отражает личное отношение в системе «врач – пациент». Но этот фактор определяется уровнем доверия пациента к компетенции врача, его уровню профессиональной подготовки (квалификации). По мнению I.E. Leppik, категория «приверженности» включает в себя несколько компонентов: поведенческий компонент (пациента), его нацеленность на результат, а также степень возможности (условий) выполнения назначений. На практике уровень «приверженности» обычно измеряется правильностью или неправильностью выполнения медикаментозных назначений (следование назначенным дозам, соблюдение временного интервала и т.д.). Если пациент принимает лекарственное средство в дозе, составляющей 80–120 % от назначения, то уровень «приверженности» можно расценивать как высокий. Помимо прямых оценок «приверженности», существуют и косвенные (непрямые) методы определения уровня данного показателя. К ним можно отнести количество использованных/оставшихся таблеток, анкетирование, проверку записей (дневников) пациентов и т.д. [20].
Что касается «лояльности» пациента, то целесообразнее ее рассматривать в модели «медицинская организация – пациент». Данный показатель отражает как степень доверия пациента к конкретной медицинской организации (к юридическому лицу, к учреждению), так и к системе оказания медицинской помощи в целом. Например, доверие к частной или государственной системе здравоохранения или к системе «платной» или «бесплатной» медицины. Так, согласно данным агентства BusinesStat, в 2019 г. более 27,0 % жителей Москвы и Московской области обращались за услугами частных медицинских организаций. Высокий показатель ( %) обращаемости в коммерческие клиники на фоне развитой сети государственных учреждений здравоохранения говорит прежде всего о степени доверия респондентов. Ключевыми причинами явились в 35,2 % случаев – высокая профессиональная составляющая врачей, по мнению респондентов, в 34,5 % – высокая результативность назначенных схем и процедур. При этом 56,4 % опрошенных шли на прием к конкретному врачу (фактор приверженности модели «врач – пациент»). На фактор приверженности в модели «медицинская организация – пациент», по мнению 21,4 % респондентов, повлиял хороший уровень организации медицинской помощи (оперативность, полнота охвата и т.д.). Помимо медицинских организаций, в круг субъектов мотивационной модели «медицинская организация – пациент» может быть включена и страховая компания. Но этот аспект играет роль исключительно в частном секторе. Что касается государственного сектора здравоохранения, согласно опросу, доверие к врачу (42,4 %) значительно ниже, чем доверие к медицинской организации (76,9 %) в целом (или к системе государственного здравоохранения). Это обусловлено главным образом тем, что наряду с признанием низкой квалификации врачей в госсекторе, респондентами осознается «всеобщий» охват государственных гарантий в системе ОМС и возможность «получить» дорогостоящие методы лечения и обследования при наличии показаний. Омрачает эту картину, по мнению 79,9 % респондентов, высокий уровень «бюрократизации» государственной система оказания медицинской помощи. В то же время в частном секторе доверие к врачу значительно выше, чем к коммерческой организации в целом. Это обусловлено тем, что большинство опрошенных (65,5 %) считают, что руководство таких организаций ставит цель получения прибыли на порядок выше, чем оказание качественной медицинской помощи [16].
При формировании пациент-ориентированного управления в медицинской организации необходимо руководствоваться в принятии решений прежде всего интересами пациента (клиента). Главной целью является повышение уровня доверия пациента к врачу и к медицинской организации в целом. Взаимодействие в данной системе осуществляется на взаимовыгодных условиях и партнёрских отношениях, что должно отражаться на планировании и реализации медицинских услуг населению. Для оценки деятельности медицинской организации и системы здравоохранения в целом необходимо учитывать мнение граждан о системе контроля качества медицинских услуг и результативности/эффективности менеджмента [20; 21]. Учредитель медицинской организации должен регулярно инициировать проведение независимого опроса прикрепленных пациентов, что должно стать основой для планирования объема и вида медицинских услуг. Внедрение пациент-ориентированного подхода при надлежащей имплементации ведет, прежде всего, к повышению обращаемости населения, приверженности к лечению, что, в свою очередь, отразится на показателях выявляемости заболеваний, длительности ремиссий, снижения уровня заболеваемости, а также на более широком охвате населения профилактическими мероприятиями [22].