Что означает принцип экстерриториальности гражданства

Экстерриториальность

Содержание

Практика и формы экстерриториальности

Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно.

Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. (т. н. дипломатический иммунитет).

В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры)

Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.

В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путём, пользуются экстерриториальностью.

Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Источник

Принципы российского гражданства

Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства

Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства

Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Смотреть картинку Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Картинка про Что означает принцип экстерриториальности гражданства. Фото Что означает принцип экстерриториальности гражданства

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Эта связь длится в течение всей жизни человека, возникает с момента рождения при приобретении гражданства РФ и прекращается со смертью или утратой гражданства. Отношения гражданства не могут прекращаться в одностороннем порядке.

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала.

Основные принципы гражданства Российской Федерации закреплены в ст. 6, 61, 62 Конституции РФ и более подробно раскрываются в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». Рассмотрим каждый из них.

1. Принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции) означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Единое российское гражданство может быть не единственным (например для лиц с двойным гражданством).

2. Принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции и п. 2 ст. 4 Закона о гражданстве) подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей-россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ.

3. Гражданство РФ экстерриториально (проживание или пребывание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства) – п. 3 ст. 4 Закона о гражданстве. Гражданин РФ вправе жить в том месте, которое он избирает. Разумеется, государство заинтересовано в том, чтобы его граждане жили и работали на территории РФ.

4. Российское гражданство имеет свободных характер. (ч. 3 ст. 6 Конституции) Гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. (п. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

5. Конституция РФ и Закон о гражданстве запрещают лишать человека гражданства РФ. Этот запрет имеет абсолютный характер, он относится и к лицам, осужденным за государственные преступления.

6. В основе изменения гражданства лежит волеизъявление лица. Автоматически характер приобретения и утраты гражданства исключается. Вступление в брак с иностранным гражданином или расторжение брака, изменение гражданства родителями детей, возраст которых позволяет им разумно оценивать происходящее (с 14 лет), не влечет за собой обязательного предоставления или утраты гражданства РФ. Лишь родившийся от гражданина РФ ребенок автоматически получает гражданство РФ, а малолетние дети (до 14 лет) при изменении гражданства родителей автоматически следуют за ними.

7. Принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами РФ (ст. 7 Закона о гражданстве) означает, что государство признает свои обязательства перед гражданином не только на своей территории, но и за ее пределами в силу экстерриториальной природы связи гражданина и государства.

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 63 Конституции). За преступления, совершенные за пределами РФ, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в РФ также считаются преступлениями). Однако административную ответственность гражданин РФ может нести и за границей.

9. Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ (при этом необходимо доказывать факт «без гражданства», как и иностранное гражданство). Получение гражданства человеком без гражданства лучше обеспечивает защиту его прав.

Источник

Принципы российского гражданства.

1. Принцип единого гражданства. Действующий Закон о гражданстве вслед за Конституцией
Российской Федерации не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его.
В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства
Российской Федерации в качестве единственного в стране.

2. Принцип самостоятельности решения человека о состоянии гражданства. Его особенность
заключается в способности личности самостоятельно решать вопросы гражданства при достижении 18
лет (ст. 60 Конституции РФ); в особом порядке проходит разрешение вопросов гражданства детей до 14
лет и от 14 до 18 лет, а также гражданства недееспособных лиц.
3. Принцип недопустимости лишения гражданства. Этот принцип состоит в несвязанности
гражданства с ответственностью за правонарушения и означает невозможность лишения человека
гражданства (ст. 6 Конституции РФ), какие бы противоправные деяния он ни совершил. Россия, в отличие
от СССР, отказалась от института лишения гражданства. Запрет на лишение гражданства проистекает из
двустороннего характера связи между гражданином и государством.
4. Принцип допущения двойного гражданства означает признание Россией юридических
последствий, которые вытекают для нее из состояния граждан Российской Федерации в гражданстве
иностранных государств, если такое состояние допускается законами или международными договорами.

5. Принцип сокращения числа лиц без гражданства означает, во-первых, создание государством
условий и устранение препятствий для получения российского гражданства, чему способствует введение
упрощенного порядка приобретения гражданства России. Во-вторых, законодатель вводит ряд правил,
предотвращающих рост числа лиц без гражданства.

6. Принцип равного гражданства. В рамках отношений гражданства принцип равного статуса людей
независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется
установкой, согласно которой все граждане РФ равны между собой независимо от времени их состояния в
российском гражданстве и основания его приобретения.
7. Принцип экстерриториальности гражданства означает сохранение гражданства за лицами,проживающими или пребывающими за пределами территории России. Таким образом, дополнительно
прослеживается пространственная устойчивость гражданства.
8. Сохранение гражданства при изменении семейных отношений означает, что вступление в брак и
расторжение брака, приобретение, изменение и утрата гражданства супруга не влияет на гражданство
второго супруга. Гражданство детей регулируется законом особо.
9. Защита и покровительство РФ своих граждан за рубежом заключается в комплексе мер,
направленных на обеспечение безопасности, и ответственном отношении России к своим гражданам
независимо от их местонахождения.

ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИИ.

Законодатель устанавливает, что российское гражданство приобретается:

2) врезультате приема в гражданство;

3) в результате восстановления в гражданстве;

4) путем выборагражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ;

5) поиным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве РоссийскойФедерации».

Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению:

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (на
территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на
момент рождения гражданство РФ. Действует принцип «права крови».

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой
родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо его
местонахождение неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места его
рождения. Здесь также действует принцип «права крови».

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой
является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на
территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Здесь
используется как принцип «права крови», так и принцип «права почвы».

4. Если оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения
ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится гражданином
Российской Федерации тогда, когда родился на территории РФ, а государства, гражданами которых
являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа
«права почвы».

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны,
становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со
дня его обнаружения.

Прием в гражданство в общем порядке осуществляет Президент РФ. Прием в российское
гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в разрешительном порядке, хотя момент
усмотрения существенно ограничен законом. Суть такого порядка: иностранец или лицо без гражданства
могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако
Президент, принимая решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Совершеннолетние и дееспособные иностранные граждане, и лица без гражданства вправе
обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные
граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с
заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от
имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено
международным договором Российской Федерации или Федеральным законом «О гражданстве
Российской Федерации» либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица
причин;
д) владеют русским языком.

Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 525 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Анализ принципов гражданства в Российской Федерации

Изотова Елена Николаевна, главный специалист-эксперт Министерства юстиции Российской Федерации.

Проанализировано развитие законодательства Российской Федерации о гражданстве и международных конвенций с 1936 г. по настоящее время. Систематизированы основополагающие принципы, послужившие основанием для разработки и принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Отмечена значимость принципов экстерриториальности, невозможности лишения гражданства и права его изменения, а также запрета обратной силы закона.

Ключевые слова: гражданство, принципы гражданства, иностранные граждане, лица без гражданства, апатриды.

Analysis of principles of citizenship in the Russian Federation

The author analyses development of legislation of the Russian Federation on citizenship and international conventions from 1936 up to now; systematizes fundamental principles being the basis for working out and adoption of Federal Law of May 31 2002 N 62-FZ «On Citizenship of the Russian Federation».

The article notes the importance of principles of extra-territorial principle, impossibility of deprivation of citizenship and right of changing thereof and also prohibition of retroactive effect of the law.

Key words: citizenship, principles of citizenship, foreign citizens, persons without citizenship, stateless citizens.

В условиях проводимой в стране административной реформы весьма актуальными и значимыми представляются вопросы российского гражданства.

Для рассмотрения анализа основополагающих принципов гражданства необходимо раскрыть понятие гражданства.

См.: СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

До принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона СССР от 19 августа 1938 г. «О гражданстве СССР» правовая литература не уделяла должного внимания разработке построения системы принципов гражданства.

См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. N 11.

Теоретические разработки принципов прошли путь от простого их выявления и сравнительной характеристики до попыток научной классификации этого явления и приведения их в определенную систему.

См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 6 февраля 1992 г. N 6. Ст. 243.

Углубленная разработка взаимоотношений личности и государства является необходимостью, вытекающей из провозглашения Российской Федерации ст. 1 Конституции демократическим правовым государством. Назначение, сущность, руководящие идеи, характеризующие содержание института гражданства, находят свое отражение в его принципах, целью которых служит формирование общих исходных начал правового регулирования всех отношений гражданства.

Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им.

Многие принципы прямо сформулированы в актах, а некоторые вытекают по смыслу из их положений. В связи с чем существует много комбинаций системы принципов гражданства.

Анализируя законодательство о гражданстве, можно выделить три основных группы принципов:

Рассматривая первую группу принципов, следует начать с права каждого гражданина на гражданство, выступающего в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своей потребности в наличии гражданства, а соответственно, возможности пользоваться своими конституционными правами и свободами, защитой со стороны государства.

Данный принцип запрещает любую дискриминацию в области гражданства. Он вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции). В соответствии с чем государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

См.: СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

См.: СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Не менее важное место среди принципов занимает поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Он направлен на обеспечение равенства всех лиц, проживающих в определенном государстве, путем принятия в его гражданство неграждан, существование которых в социуме с гражданами может в любой момент привести к возникновению конфликтных ситуаций.

См.: Конвенция о статусе апатридов 1954 г. // Сборник «Действующее международное право». Т. 1.

Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства, особенно это приветствуется в отношении лиц, бывших гражданами СССР, которые в силу распада Советского Союза вынужденно стали лицами без гражданства. Для них предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, при наличии у них вида на жительство.

Федеральный закон впервые установил, что выход из гражданства России не допускается, если гражданин не имеет иного гражданства либо гарантий на приобретение.

Поощрение апатридов, которые желают приобрести гражданство, является традиционным для мирового сообщества принципом, сформулированным и установленным в Конвенции о статусе апатридов 1954 г., которая призывает избегать случаев безгражданства.

Вторую группу принципов открывает принцип единого и равного гражданства, особую значимость которому придает Федеративное устройство Российской Федерации, то есть наличие в ее составе субъектов Федерации.

Значимость принципа усиливается благодаря тому, что с принятием Конституции «республиканское гражданство» было исключено и вопросы гражданства отнесены п. «в» ст. 71 к исключительному ведению Российской Федерации (Закон 1991 г. на тот момент предусматривал двухуровневую систему гражданства).

Такая несогласованность между Конституцией и Законом 1991 г. позволяла республикам в составе Российской Федерации (субъектам Федерации) свободно интерпретировать положения настоящих актов и расширять, несмотря на несоответствие Конституции, свои полномочия в области гражданства. «Гражданство республик» подразумевало собой наличие двойного гражданства, т.е. гражданин республики (субъекта Федерации) являлся одновременно и гражданином Российской Федерации.

Такое положение часто приводило к возникновению противоречий, так как и другие субъекты Российской Федерации (края, области и другие) требовали принятия «регионального гражданства» наряду с «гражданством республик», входящих в состав российского государства.

Часть 1 ст. 4 Конституции установила суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, а соответственно, ссылки на ч. 2 ст. 5 Конституции со стороны республик для установления собственного гражданства как атрибута суверенного государства не соответствовали Конституции Российской Федерации.

Устранение противоречий, имеющихся в законодательстве республик, было осуществлено с принятием федерального закона, который преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования «гражданства республик» в нем не признается.

Последний принцип идет в тандеме с принципом равного гражданства, который означает равенство всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства.

Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

К числу основных принципов гражданства относится принцип невозможности лишения гражданства или права изменить его. Этого права никто не может быть лишен. Устойчивость связей между гражданином и государством не означает принудительное удержание человека в гражданстве. Это ущемило бы его право на свободу (вплоть до принятия Закона 1991 г. законодательство закрепляло лишение гражданства по инициативе государства, без согласия гражданина, как форму его утраты).

Данный запрет направлен на предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов своего гражданства, не боясь какими-либо своими действиями лишиться его без своего согласия.

Развитие международных связей порождает проблему международной преступности, которая сама по себе представляет серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества в целом. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются в другой, а соответственно, их поимка и выдача затрудняются.

Как и во многих странах, в российском законодательстве, а в частности, в ч. 1 ст. 61 Конституции и ч. 5 ст. 4 Федерального закона закреплен принцип недопустимости высылки гражданина России за пределы Российской Федерации и выдачи его иностранному государству. Данный принцип защищает граждан от уголовного преследования по законодательству другого государства.

В соответствии с Уголовным кодексом граждане России, подлежащие уголовной ответственности по российским законам за совершенные ими деяния за пределами Российской Федерации на территории другого государства, приговариваются к наказанию, не превышающему верхнего предела санкции, предусмотренной законом этого государства (ч. 1 ст. 12).

См.: СЗ РФ. 200. N 23. Ст. 2349.
См.: Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. Ст. 3.

Одним из важнейших принципов является принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом (принцип экстерриториальности гражданства). Такого рода принцип вытекает из естественного права человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции (ч. 2 ст. 27).

Данный подход означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в России, но при этом гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, по своей сущности связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что непосредственно отражает природу государства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России, а также их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении пользования всеми правами, установленными Конституцией и другими законами.

Сохранение гражданства при заключении или расторжении брака само по себе является некой индивидуальной связью лица с государством, не допускающей автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного законом порядка. При этом и иностранный гражданин автоматически не может стать обладателем российского гражданства.

Особую роль в системе принципов играет принцип запрета обратной силы закона, закрепленный в ч. 7 ст. 4 Федерального закона. Определение наличия у лица гражданства Российской Федерации либо в прошлом СССР следует на основании законодательных актов России или СССР, их международных договоров, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие гражданства. Данный принцип в корне изменяет решение вопросов гражданства и требует от органов, которые занимаются ими, досконального изучения всех обстоятельств дела лица, претендующего на приобретение гражданства Российской Федерации.

Третья группа характеризуется всеобщностью, так как в нее входят все основополагающие принципы конституционного строя.

Подводя итог, необходимо отметить, что понимание такого явления, как гражданство, порой затруднительно, так как представляется весьма простым, но это не так. Оно довольно многогранно, а соответственно, и сложно. Как правило, гражданство определяется в виде связи лица с государством, но очевидно, что в то же время оно олицетворяет определенное состояние общества, а соответственно, принципы гражданства регулируют и общественные отношения. Принципы отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и несут в себе обобщенную характеристику отрасли права.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *