Что означает принцип самостоятельности местного самоуправления
Статья 4. Принципы местного самоуправления
Статья 4. Принципы местного самоуправления
Местное самоуправление осуществляется на основе следующих принципов:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
государственной гарантии местного самоуправления;
обеспечения широкого участия граждан в осуществлении местного самоуправления;
самостоятельности местного сообщества в решении вопросов местного значения;
признания за местным сообществом собственных полномочий;
экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления;
организационной самостоятельности местного самоуправления;
взаимодействия с федеральными и областными органами государственной власти области в осуществлении общегосударственных задач, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и передавать органам государственной власти области свои отдельные полномочия в случае невозможности их выполнения;
многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления с учетом исторических, национальных и иных особенностей жизни населения;
самостоятельности органов местного самоуправления, их организационной обособленности от органов государственной власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
гласности и учета общественного мнения;
ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
участия населения в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения;
достаточности материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления для решения вопросов местного значения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 6. Основные принципы местного самоуправления
Статья 6. Основные принципы местного самоуправления
Местное самоуправление основывается на принципах:
1. Соблюдения прав жителей города на участие в местном самоуправлении.
4. Добровольности непосредственного осуществления населением города и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
5. Выборности органов и должностных лиц местного самоуправления.
6. Ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением города.
7. Организационной, экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления.
8. Государственной поддержки и гарантий местного самоуправления.
9. Невмешательства органов государственной власти в пределы компетенции местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом.
10. Достаточности и соответствия материальных и финансовых ресурсов города Черемхово задачам, функциям и полномочиям органов местного самоуправления.
11. Судебной защиты местного самоуправления.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Принцип самостоятельности местного самоуправления и его конкретизация в действующем российском законодательстве
Принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах соответствующих полномочий гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 12) и дополняется принципом организационной обособленности местного самоуправления, выражающимся в том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Принцип самостоятельности местного самоуправления предполагает выделение и законодательное закрепление круга вопросов местного значения, отнесенных к ведению местного самоуправления. Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет конкретный перечень таких вопросов. Она лишь указывает, что местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с Конституцией подробный перечень вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования и решение которых самостоятельно осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления, а также полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления определяются Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Органы местного самоуправления: основные полномочия
Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.
«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.
Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».
Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.
Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.
К таким полномочиям, в частности, относятся:
— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;
— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;
— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;
— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;
— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;
— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;
— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;
— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;
— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;
— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;
— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;
— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.
И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Статья 4. Основные принципы местного самоуправления
Статья 4. Основные принципы местного самоуправления
1. Основными принципами местного самоуправления являются:
— соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
— самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономическая и финансовая;
— взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
— ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством;
— многообразие форм организации местного самоуправления;
— государственные гарантии местного самоуправления.
2. Местное самоуправление г. Тамбова предусматривает:
— обязательное наличие выборного органа местного самоуправления;
— гласность и учет общественного мнения;
— наличие у населения самостоятельных полномочий по решению вопросов местного значения;
— соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
— защиту прав населения на самоуправление;
— поддержку деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
— сочетание интересов населения и государственных интересов;
— демократизм, социальную ориентированность и социальное партнерство.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.