Что означает принцип состязательности и равноправия сторон
Стороны – это участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования), или защиты от обвинения.
К стороне обвинения относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, представитель, гражданский истец и его представитель.
К стороне защиты от обвинения относятся обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский истец, его законный представитель и представитель.
Состязательность сторон выражается в том, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга, они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Как сторона обвинения, так и сторона защиты имеет право на собирание и представление доказательств, иными словами, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, гражданский ответчик, а равно представители стороны обвинения имеют право собирать и представлять доказательства в рамках полномочий, предоставленных им действующим уголовно-процессуальным законом.
По окончании предварительного расследования и ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны защиты. В обвинительном заключении (акте, постановлении) – документе, оформленном по результатам предварительного расследования для направления уголовного дела прокурору и в суд, должен отражаться перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты и прилагаться список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты.
Суд не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, он создает необходимые условия для исполнения сторонами процессуальных обязанностей и реализации предоставленных им прав, осуществляя правосудие, выносит судебное решение по уголовному делу в виде приговора, определения или постановления.
В ходе рассмотрения уголовного дела в суде стороны обвинения и защиты равноправны. Они имеют равные права на заявление отводов и ходатайств, представление и исследование доказательств, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Судьи и адвокаты обсудили состязательность и равенство сторон в судебном процессе
Как ранее сообщалось, 9 октября в Москве прошло очередное заседание Клуба имени Д.Н. Замятнина, посвященное теме «Состязательность в судебном процессе: соотношение частного и публичного интереса».
Первым выступил председатель Совета судей РФ, секретарь Пленума ВС РФ Виктор Момотов, который в своем докладе затронул современное состояние принципа состязательности и перспективы его развития. По его мнению, важными условиями состязательности судебного процесса выступают добросовестность сторон и высокие этические стандарты поведения не только судей, но и других участников судопроизводства, прежде всего адвокатов, которые пользуются высоким доверием общества.
Состязательность в уголовно-процессуальном законе
Судья Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Олег Зателепин остановился на особенностях реализации принципа состязательности в уголовном процессе.
По его словам, ключевым моментом является определение роли суда в обеспечении этого принципа. Спикер отметил, что в РФ на законодательном уровне такие функции уголовного судопроизводства, как обвинение, защита и разрешение дела, разделены. В то время как в советском законодательстве на суд возлагались не только полномочия по разрешению дела, но и функция обвинения.
Олег Зателепин пояснил, что советский суд был обязан возбудить уголовное дело, если в ходе судебного разбирательства выявлял признаки какого-либо преступления, что говорило об инквизиционном характере уголовного процесса. Теперь же, по словам докладчика, суд лишь разрешает уголовное дело. Он не может поддерживать какую-либо из сторон и обязан обеспечить возможность реализации сторонами своих прав.
Спикер напомнил, что существует две модели уголовного процесса: континентальная и англосаксонская. В первом случае суд может по собственной инициативе собирать доказательства, поэтому она именуется моделью активного суда. Во втором он лишен таких полномочий, поэтому данная модель называется пассивной. По словам Олега Зателепина, обе конструкции в определенной части нашли отражение в российском УПК, поскольку он принимался в непростых условиях и, по сути, был результатам компромисса между двумя моделями.
Докладчик привел примеры пассивности российского суда в уголовном процессе. В частности, судья не вправе определять порядок исследования доказательств и не может по собственной инициативе вызвать свидетеля. В качестве иллюстрации реализации в УПК РФ континентальной модели спикер сослался на право суда собирать доказательства и назначать экспертизы.
Олег Зателепин критически отнесся к внедрению этой конструкции в России. Он пояснил, что в странах общего права данная модель имеет исторически сложившиеся основания: следствие ведет как обвинение, так и защита, поэтому суд оправданно не вмешивается. Пассивная роль суда, по мнению Олега Зателепина, особенно ярко просматривается в суде присяжных, в том числе и в нашей стране. При этом докладчик подчеркнул, что пассивная модель в чистом виде не существует ни в одной юрисдикции.
Олег Зателепин отметил, что «ранний» Конституционный Суд начала 1990-х гг. отрицал возможность реализации в российском уголовном процессе континентальной модели. Однако потом, по словам спикера, КС пересмотрел свою позицию и признал право суда на собирание доказательств в том случае, если это необходимо для правильного разрешения дела.
Докладчик полагает, что сложность реализации судом указанного права связана с тем, что законодатель, закрепив в УПК обе модели процесса, не привел их к компромиссу. Олег Зателепин не отрицает возможность сосуществования континентальной и англосаксонской концепций в рамках российской юрисдикции, но полагает, что в УПК необходимо четко определить пределы активности суда.
Равноправие и равенство сторон в административном процессе
Судья Судебной коллегии по административным делам ВС Юрий Иваненко осветил равенство процессуальных возможностей в административном судопроизводстве.
Прежде всего он отметил, что в России не реализована концепция единства процесса: наша правовая система имеет несколько кодексов, регулирующих судопроизводство в разных областях, каждому из которых присуща своя специфика.
Судья подчеркнул, что в КАС в качестве принципа судопроизводства закреплены не просто состязательность и равноправие сторон, а состязательность и равноправие сторон при активной роли суда. Данная особенность, по мнению докладчика, связана с тем, что почти все дела административного судопроизводства предполагают фактическое неравенство: обычный гражданин противостоит государственному органу или должностному лицу, обладающему специальными знаниями. Как указал Юрий Иваненко, именно очевидная беззащитность физического лица в данной ситуации обусловливает необходимость закрепления активной роли суда в соответствующем кодексе.
Спикер подчеркнул, что, поскольку в административном производстве не может быть классического понимания состязательности, государство стремится обеспечить равную степень защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле. Из этого вытекает еще одно юридическое «преимущество» граждан: обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного акта, действия или бездействия всегда лежит на соответствующем госоргане или должностном лице.
Юрий Иваненко также обратил внимание на необходимость разграничения принципа равноправия и принципа равенства сторон. Равноправие, по его словам, предполагает наличие у сторон спора одинаковых по виду и объему прав, т.е., по сути, является формальным равенством. В свою очередь, равенство сторон, как полагает спикер, заключается в обеспечении судом фактического «справедливого баланса» между сторонами. Юрий Иваненко сослался на позицию ЕСПЧ, согласно которой каждая сторона должна иметь реальную возможность изложить свою позицию в условиях, которые не создают для нее существенного неудобства по сравнению с другой стороной.
По мнению докладчика, равенство предполагает, что каждая сторона имеет возможность оспорить все доводы и доказательства другой стороны. Он подчеркнул, что данный принцип является конституционным, поэтому отступление от него недопустимо.
Завершая свое выступление, Юрий Иваненко отметил, что серьезной критике подвергается ч. 9 ст. 208 КАС. В соответствии с ней в ряде случаев при оспаривании нормативных актов участвующие в деле граждане, не имеющие высшего юридического образования, ведут дела только через представителя, имеющего такое образование. Судья пояснил, что указанное правило закреплено в интересах самих граждан, поскольку по данной категории дел исследуются преимущественно вопросы права, что предполагает необходимость участия в деле лица, обладающего соответствующими специальными знаниями.
Состязательность и равенство в странах общего права
Адвокат, партнер, руководитель практики международных арбитражных и судебных споров АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Ращевский в своем выступлении рассмотрел особенности состязательности и равенства сторон в судебном процессе стран общего права.
Свой доклад он начал с поразившей его характеристики процедуры оспаривания лицами, не являющимися гражданами США, попадания в «санкционный список» этого государства. По словам Евгения Ращевского, такой иностранец обладает гораздо меньшим объемом процессуальных прав, чем гражданин Соединенных Штатов. Чтобы получить полный комплекс юридических возможностей, необходимо доказать свою связь с данным государством – например, подтвердить наличие недвижимости на его территории. Более того, как сообщил Евгений Ращевский, иностранный гражданин не сможет ознакомиться с теми доказательствами другой стороны, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне США.
Адвокат рассказал, что в англосаксонском процессе пассивное поведение суда обусловлено тем, что большая нагрузка приходится на профессиональных представителей, которые и обеспечивают равенство сторон. Он указал, что еще до того, как дело попадет в суд, стороны обязаны раскрыть друг перед другом доказательства. При необходимости, подчеркнул спикер, адвокат дает аффидевит, которым подтверждает, что собрал и раскрыл все необходимые доказательства, которые должны попасть в процесс.
Евгений Ращевский пояснил, что институт раскрытия доказательств способствует мирному урегулированию споров. Если сторона понимает, что у нее недостаточно аргументов, она стремится договориться. В результате этого многие дела не доходят до суда.
Он обратил внимание на тот факт, что в рамках англосаксонского процесса представители сторон не имеют права дезинформировать суд. Более того, они обязаны обратить внимание суда на те факты, которые имеют значение для правильного разрешения дела.
Спикер обратил внимание и на «активные» возможности «пассивных» судов Великобритании. В этой стране они вправе возбуждать дела о неуважении к суду, чего российские суды делать не могут.
Евгений Ращевский отметил особенности взаимодействия англосаксонского суда с представителями сторон. Так, обычной практикой является направление проекта решения адвокатам, которые могут исправить ошибки и опечатки в нем. Представители не вправе показывать решение сторонам или предавать его огласке. Смысл направления им проекта решения, по мнению адвоката, заключается в том, чтобы максимально разгрузить судью, обеспечив ему возможность заниматься разрешением спора по существу.
«Если мы хотим разгрузить суды в части сбора доказательств, необходимо переложить эту обязанность на профессиональных представителей, которые должны отвечать за это своей лицензией. Дезинформируешь суд – теряешь право на профессию», – резюмировал Евгений Ращевский.
Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Кодекса
1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Статья 12 ГПК РФ. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Комментарии к ст. 12 ГПК РФ
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 532.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1999 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 6 октября 1999 года.
3. Основное содержание принципа состязательности сторон в гражданском процессе составляют следующие правила:
— исследование доказательств осуществляется сторонами;
— стороны равны в правах (ч. 3 ст. 38 ГПК РФ);
— суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела;
— разрешает дело суд.
4. Реализация данного принципа приводит к тому, что:
— суд или судья оставляет заявление без рассмотрения, если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились в суд по вторичному вызову или же когда истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (ст. 222 ГПК РФ);
— каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ);
— в случае если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны (ч. 1 ст. 68 ГПК РФ);
— признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ);
— после доклада дела председательствующий должен выяснить, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения (ст. 172 ГПК РФ);
— истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением (ч. 1 ст. 39 ГПК РФ);
— при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ);
— ссылка лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции (ч. 2 ст. 339 ГПК РФ); и др.
См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).
6. Учитывая, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при рассмотрении заявления суд первой инстанции должен, сохраняя беспристрастность, создать участвующим в деле лицам необходимые и равные условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. В частности, в случаях, когда участвующим в деле лицам представление доказательств затруднительно (в связи с нахождением этих доказательств в государственных органах, организациях, у граждан, которые отказываются их представлять по просьбе указанных лиц, и т.п.), суд оказывает им содействие в собирании доказательств и предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуального действия.
7. Сохраняя беспристрастность, необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела создает не только суд, но и судья (председательствующий).
9. Всестороннее исследование обстоятельств дела означает проверку всех выдвинутых по делу предположений, изучение как изобличающих, так и оправдывающих действия (решения) ответчика обстоятельств.
10. Рассмотрение обстоятельств дела следует считать полным, только если исследован весь предмет доказывания, все обстоятельства, подлежащие доказыванию (см. также комментарий к ст. 56 ГПК РФ).
12. В гражданском процессе истина абсолютно-относительная. Абсолютно истинными должны быть знания о том, что:
— деяние (решение), о котором идет речь в исковом заявлении, имело место;
— наличие такого деяния (решения) согласно закону может служить причиной предъявления исковых требований (принесения заявления);
— это было деяние (действие либо бездействие) или решение;
— ответчик принимал участие в совершении этого деяния либо принятии данного решения и др.
13. Неполным, к примеру, следует считать разрешение дела, когда не установлены пункт и статья ТК РФ, по которой гражданин был уволен, нарушало ли решение права и законные интересы заявителя, а также причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
14. Большинство остальных знаний абсолютно точно установить невозможно и в основном именно поэтому не требуется.
15. Абсолютной истины в гражданском процессуальном доказывании гораздо меньше, чем относительной. Мало того, суд даже по вопросам, по которым обычно должна быть установлена абсолютная истина, стремится к таковой, но не всегда ею располагает.
16. Истина не может добываться любыми способами. В ст. 21 Конституции РФ отмечено: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Еще одной гарантией объективности исследования обстоятельств дела является институт отвода заинтересованных в исходе дела прокурора, судьи, секретаря судебного заседания, эксперта специалиста и переводчика.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 532.
См.: О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 года N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 мая 2007 года N 24).
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 сентября 1992 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 4. С. 7.
20. См. также комментарии к ст. 35, 38, 53, 67, 441 ГПК РФ.
Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе
Согласно Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123). Под сторонами понимаются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном процессах.
Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.
Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.
Конституционный принцип состязательности и равноправия сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел. Ст. 14 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде.
Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
В уголовном судопроизводстве принцип равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств (УПК РФ).
Принцип состязательности и равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Данный принцип прослеживается и в вышестоящих инстанциях. В кассационной инстанции на жалобу одной стороны другая может представить свои возражения. При явке сторон они привлекаются к процедуре кассационного рассмотрения.
Вместе с тем нельзя не заметить, что содержание конституционного принципа состязательности и равноправия сторон нуждается в дальнейшем развитии в нормах соответствующего процессуального законодательства. В условиях отсутствия системного подхода в судебной процедуре по уголовным делам все еще наличествуют элементы прошлого обвинительного уклона. Процесс начинается с того, что обвинение оглашает судья. А если принять во внимание, что значительное число уголовных дел рассматривается без участия прокурора, то судья, по существу, вынужден выполнять часть его функций: допрашивать свидетелей, выяснять, почему они изменили показания, данные на предварительном следствии, производить очные ставки, по собственной инициативе оглашать документы, изобличающие подсудимого, и, наконец, не располагая мнением стороны обвинения, выносить приговор.
Неслучайно Конституционный Суд РФ вынужден принимать решения о внесении исправлений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство в целях реального обеспечения конституционных принципов правосудия.
21. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту
Право подозреваемого, обвиняемого на защиту представляет собой совокупность процессуальных средств, используя которые он может противостоять против выдвинутого обвинения. Это право знать, в чем он обвиняется, оспаривать участие в совершении преступления, опровергать доказательства, представлять доказательства и др. При этом перечень прав, используемый для защиты, не является исчерпывающим: п. 11 ч. 3 ст. 46 УПК РФ позволяет защищаться средствами и способами, не запрещенными законом.
Защиту по уголовным делам должны осуществлять адвокаты. В подтверждение своего адвокатского статуса защитник предъявляет удостоверение адвоката, а в подтверждение того, что ему поручена защита, ордер.
Участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если:
Неотъемлемой частью права на защиту является право обвиняемого и подозреваемого на бесплатную юридическую помощь адвоката, назначаемого защитником по решению суда, прокурора, следователя, дознавателя. Нарушение права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену приговора по делу.
Исходные положения определения языка, на котором ведется уголовный процесс, сконцентрированы в ст. 26, 68 Конституции РФ, в ст. 18 УПК РФ. Уголовное судопроизводство ведется на русском языке, а также на государственных языках входящих в Российскую Федерацию республик. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по уголовным делам ведется на русском языке.
Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право:
Если следственные и судебные документы подлежат обязательному вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника уголовного судопроизводства или на язык, которым он владеет.
23. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.
Можно сказать, что данный принцип гражданского процесса характеризуется четырьмя правилами:
б) судопроизводство может вестись на языке республики, входящей в состав РФ;
в) документы, составленные на иностранном языке, в суды в Российской Федерации представляются с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык (ч. 2 ст. 408 ГПК РФ);
г) участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Последнее правило является гарантией для лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.
Обеспечение перевода судебных документов, ходатайств, объяснений сторон и третьих лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, показаний свидетелей и заключений экспертов возлагается на суд. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся за счет средств соответствующего бюджета (ст. 97 ГПК).
Правила о языке, на котором ведется судопроизводство, прямо связаны с состязательностью, устностью, гласностью судебного разбирательства.
Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, является безусловным основанием к отмене решения суда (ст. 364 ГПК).
Обеспечение перевода судебных документов, ходатайств, объяснений сторон и третьих лиц, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, показаний свидетелей и заключений экспертов возлагается на суд. Оплата услуг переводчиков и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в суд производятся за счет средств соответствующего бюджета (ст. 97 ГПК).
5. Правила о языке, на котором ведется судопроизводство, прямо связаны с состязательностью, устностью, гласностью судебного разбирательства.
Нарушение установленных законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, является безусловным основанием к отмене решения суда (ст. 364 ГПК).
25. Судебная система РФ. Общая характеристика.
Понятие судебной системы.
Судебная система – упорядоченное построение судов, организованных на единых принципах и действующих на территории РФ в соответствии с их компетенцией.
— Совокупность всех судов РФ, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ РФ “О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.
Признаки судебной системы РФ (5 признаков)
Судебная система РФ характеризуется рядом признаков, которые находят прямое закрепление в законах, регулирующих организацию и деятельность судов. Эти признаки показывают связь всех судов, входящих в судебную систему РФ, а также позволяют сравнить судоустройство РФ и других государств, выявлять национальные особенности судебной ситсемы.
Единство судебной системы: (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ», на основании КРФ и ФКЗ
— все суды должны соблюдать установленные ФЗ правила судопроизводства;
— применение всеми судами КРФ, ФКЗ, ФЗ, норм Международного права, международных органов, уставов субъектов РФ, законов РФ;
— признание обязательности исполнения на всей территории РФ всех постановлений, вступивших в законную силу;
— законодательное закрепление единства статусов судей;
— финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета
27. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации,их соотношение.
Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти. Состоит из 19 судей, назначаемых по представлению Президента Советом Федерации. Судьи разделены на две палаты по 10 и 9 человек. Председатель Конституционного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента. Решения Конституционного Суда вступают в силу после опубликования и обязательны для исполнения всеми лицами, гражданами и учреждениями на территории РФ. Не осуществляет правосудие.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах РФ и военные суды.
1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ.
По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе трех судей ВС. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию ВС РФ.
По второй инстанции (кассационной) ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей.
Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции.
2. Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей ВС РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
3. Судебная коллегия ВС из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др.
4. Президиум ВС РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.
5. Пленум ВС, включающий в свой состав всех судей ВС, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства.
К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.
Суд общей юрисдикции среднего звена состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и присяжных. В судах среднего звена есть Президиум, в котором есть две коллегии (по уголовным и гражданским делам). Председателями коллегий являются заместители. Распределение судей по коллегиям осуществляет Президиум. В Президиум входят председатель суда, его заместители, наиболее опытные и подготовленные судьи. Президиум, кроме организационных вопросов, рассматривает дела по протестам в порядке надзора. Президиум, кроме организационных вопросов, рассматривает дела по протестам в порядке надзора. В республиках суды общей юрисдикции носят название Верховных судов.
Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.
Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; апелляционные арбитражные суды; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.
Арбитражный суд субъекта федерации действует в составе Президиума и двух коллегий (по гражданским и административным делам). В состав входят председатель суда, его заместители, судьи и арбитражные заседатели. Они рассматривают дела по I инстанции, вытекающие из гражданско-правовых и административных отношений, связанных с предпринимательской, коммерческой и хозяйственной деятельностью. Президиум наделен правом рассматривать дела в порядке надзора. В отдельных случаях в составе судов могут быть образованы судебные присутствия, расположенные вне мест постоянного пребывания этих судов.
Апелляционный и кассационный арбитражные суды имеют такой же состав. Рассматривают дела по II инстанции в апелляционном и кассационном порядке.
Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.
Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов РФ. В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.
28. Система судов общей юрисдикции, их общая характеристика.
К судам общей юрисдикции относятся ВС РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед.значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные специализированные суды, а также мировые судья.
Задачи судов общей юрисдикции:
· обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физ. и юр.лиц, а также прав и охраняемых законом интересов РФ, ее субъектов, фед.органов гос.власти, органов гос.власти суб.РФ и органов местного самоуправления;
· укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;
· защита основ конституционного строя РФ, ее целостности и безопасности.
На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:
· контроль законности и обоснованности решений и действий гос.органов и должностных лиц;
· изучение и обобщение суд.практики;
· ведение и анализ суд.статистики;
· разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);
· обращение в КС РФ с запросом о проверке закона или иного норм.акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле;
· разработка предложений по совершенствованию законов и иных норм.актов (по вопросам их ведения).
Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:
· в порядке уголовного судопроизводства – все уголовные дела;
· в порядке гражданского судопроизв. – все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (КС РФ, арбитражным судам);
· в порядке административного судопроизв. – дела об административных правонарушениях.
· Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ.
29. Понятие судебных инстанций
В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают следующие виды:
1) суд первой инстанции — суд, рассматривающий дело по существу.
2) суд второй инстанции – суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.
· суд апелляционной инстанции — суд, в котором производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу.
· суд кассационной инстанции — суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций.
3) суд надзорной инстанции — суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды: им не дано право быть судами первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с делом, вправе: оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения; отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей; отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
Отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 ГПК РФ.
При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.