Что означает признание иностранным агентом
Что означает признание иностранным агентом
(введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
2. Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в установленном им порядке.
3. На основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок ведения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данного списка устанавливается указанным органом. В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд.
4. От обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, освобождаются:
1) сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также представители иностранных государственных органов и международных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации по официальному приглашению;
2) иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации, в том числе признанные иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации;
3) иные лица по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны.
5. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
6. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Форма и порядок представления отчета устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
7. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации. Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.
8. Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
9. В случае прекращения деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, физическое лицо вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган ходатайство об исключении из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. В течение 60 дней со дня получения указанного ходатайства федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган принимает решение об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Форма ходатайства об исключении физического лица из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?
В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.
Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?
Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.
Кто такие иноагенты
Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.
Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.
Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.
Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.
НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.
Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.
НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.
Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.
Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.
Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.
Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.
СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.
Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.
Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.
Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.
Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?
Кратко
Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?
Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.
А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?
Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.
По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?
СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.
Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.
Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?
Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.
Какие проблемы создает иноагенство?
Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.
Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?
Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.
Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?
С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.
Юрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.
Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.
Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.
Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).
Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?
Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.
То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?
Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.
А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?
Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.
Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?
Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.
Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?
Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.
Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.
Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.
Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?
Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).
Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?
Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.
И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?
Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.
В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?
Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.
Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?
Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.
Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?
ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.
Все о статусе иноагента: правовые рекомендации
В конце 2020 года в России ужесточили законодательство об иностранных агентах. Если раньше своеобразное “клеймо” (а вместе с ним и множество обязанностей) получали только некоммерческие организации и иностранные СМИ, то теперь к ним добавились еще незарегистрированные общественные объединения и просто конкретные люди. Вместе с директором и ведущим юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой подробно разбираемся, что может стать причиной включения СМИ или человека в реестры СМИ-иноагентов или физлиц-иноагентов и какие санкции предусмотрены законодательством.
1. КТО ТАКИЕ ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ? В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам. Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые: а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.); б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников. Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям. Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”: Человек (в зависимости от своих действий) может получить статус либо иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, либо физического лица — иностранного агента. В этой рекомендации мы разбираем подробно именно эти два статуса. |
2. КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ — ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ? Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны: Есть два пути попадания в этот реестр. ПЕРВЫЙ Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям: К иностранным источникам в этом случае относятся: ВТОРОЙ Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ” человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:
К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.
|