Что означает прочерк в таблице растворимости соответствующей сульфиду алюминия
«Прочерк» и «вопрос» в таблице растворимости.
При подготовке к ЕГЭ, а также на уроках химии в школе периодически приходится пользоваться таблицей растворимости. Помимо привычных и понятных обозначений «Р», «Н», «М», там также можно увидеть знаки вопроса и прочерки. Когда ученик встречает такие отметки в таблице, то у него часто возникает непонимание. Что это значит? Почему не смогли такое вещество получить? Если уж они не знают, то куда мне до этого? А еще часто встречается крайне вредное и ошибочное утверждение: если в ходе реакции получился продукт «с вопросом или прочерком», то такая реакция не идет. Идет! Но давайте по порядку.
Основных причин отметок для вещества «?» или «-», по сути, две:
1) протекание окислительно-восстановительной реакции между катионом и анионом;
2) необратимый гидролиз соединения в водном растворе.
К первому случаю в рамках ЕГЭ можно отнести, как минимум, три соединения: йодид меди (II), йодид железа (III), сульфид железа (III). При попытке их получить по обменной реакции будет протекать ОВР:
2FeCl3 + 3Na2S = 2FeS + S + 6NaCl
Все эти реакции идут, однако ожидаемых CuI2, FeI3 и Fe2S3 там не получается в силу протекания окислительно-восстановительной реакции. Атом металла снижает свою степень окисления на единицу.
Второй случай встречается даже более часто и охватывает реакции, сопровождающиеся гидролизом продукта. В рамках ЕГЭ типичными примерами являются карбонат алюминия, сульфид алюминия и хрома (III), карбонат железа (III). При попытке получить такие вещества по обменной реакции в растворе будет наблюдаться взаимное усиление гидролиза:
Снова наблюдаем, что реакции вполне себе идут, однако ожидаемых Al2(CO3)3, Cr2S3, Al2S3, Fe2(CO3)3 не образуется. Вместо них получатся соответствующие по степени окисления гидроксиды металлов.
Стоит отметить, что сульфиды алюминия и хрома (III) существуют в твердом состоянии, их можно получить при сплавлении простых веществ. Однако, они тоже реагируют с водой, гидролизуются необратимо:
Таким образом мы видим, что бояться вопроса или прочерка для вещества в таблице растворимости не нужно. Реакция с гипотетическим образованием такого продукта точно идет. Но не стоит писать его формулу в продуктах, а нужно вспомнить сообразно реагентам, что там будет происходить: ОВР или гидролиз.
Задание 23 ЕГЭ по химии 2019
Блок «Химическая реакция. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций»
Усвоение элементов содержания этого блока проверяется заданиями различного уровня сложности, в их числе 4 задания базового уровня сложности, 4 задания повышенного уровня сложности и 2 задания высокого уровня сложности.
Элементы содержания блока имеют прикладной и практико-ориентированный характер, что обусловливает некоторую особенность заданий, ориентированных на проверку усвоения данного материала.
Выполнение заданий этого блока предусматривает проверку сформированности следующих умений: использовать в конкретных ситуациях знания о применении изученных веществ и химических процессов, а также о промышленных методах получения некоторых веществ и способах их переработки; планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ на основе приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в быту; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Некоторые из элементов содержания данного блока, такие как определение характера среды водных растворов веществ, индикаторы, расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного, расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси, проверялись в рамках одного задания в комплексе с другими элементами содержания.
Рассмотрим задания этого блока из демонстрационного варианта.
Задание 23
Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
ОТНОШЕНИЕ К ГИДРОЛИЗУ
Г) сульфид алюминия
1) гидролизуется по катиону
2) гидролизуется по аниону
3) гидролизу не подвергается
4) гидролизуется по катиону и аниону
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
При выполнении этого задания экзаменуемым необходимо продемонстрировать знания о процессах гидролиза солей различных типов в зависимости от силы кислоты и основания, их образующих.
Хлорид аммония – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, поэтому она гидролизуется по катиону (1).
Сульфат калия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, поэтому она не подвергается гидролизу (3).
Карбонат калия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, поэтому она подвергается гидролизу по аниону (2).
Сульфид алюминия – соль, образованна слабым основанием и слабой кислотой, поэтому она гидролизуется и по катиону, и по аниону, причем в водной среде происходит полный и необратимый гидролиз этой соли, о чем свидетельствует прочерк в таблице растворимости (4).
Таким образом, правильный ответ – 1324. Процент выполнения этого задания достаточно высокий: в 2018 году 62,6% экзаменуемых успешно справились с ним.
Задания ЕГЭ, связанные с понятием «химическое равновесие», как и с понятием «скорость химической реакции», не требуют количественных расчетов. Для их выполнения достаточно применения знаний на качественном уровне («смещается в сторону прямой реакции» и т.п.).
Усвоение содержания темы «Химическое равновесие» проверяется заданием 24 повышенного уровня сложности на «установление соответствия между позициями двух множеств».
Таким образом, правильный ответ – 322.
Что означает прочерк в таблице растворимости соответствующей сульфиду алюминия
На своем сайте я выкладываю уникальные, адаптивные, и качественные шаблоны. Все шаблоны проверяются на всех самых популярных браузерх.
Раньше я занимался простой вёрсткой одностраничных, новостных и т.п. шаблонов на HTML, Bootstrap. Однажды увидев сайты на DLE решил склеить пару шаблонов и выложить их в интернет. В итоге эта парочка шаблонов набрала неплохую популярность и хорошие отзывы, и я решил создать отдельный проект.
Кроме шаблонов я так же буду выкладывать полезную информацию для DataLife Engin и «статейки» для веб мастеров. Так же данный проект будет очень полезен для новичков и для тех, кто хочет правильно содержать свой сайт на DataLife Engine. Надеюсь моя работа вам понравится и вы поддержите этот проект. Как легко и удобно следить за обновлениями на сайте?
Достаточно просто зарегистрироваться на сайте, и уведомления о каждой новой публикации будут приходить на вашу электронную почту!
Задание 1
Что называется гидролизом? Объясните этимологию термина. Гидролиз (от греч. hydor ― вода и lysis ― разложение, распад) ― реакции обменного взаимодействия веществ с водой, приводящие к их разложению.
Задание 2
Какие типы гидролиза различают? Обратимый и необратимый гидролиз.
Гидролиз каких солей является необратимым? Солей, образованных слабыми летучими кислотами и слабыми нерастворимыми основаниями.
Почему? Потому, что продукты гидролиза уходят из зоны реакции в виде осадка или газа.
Как, используя таблицу растворимости, определить соль, подвергающуюся такому типу гидролиза? Такие соли обозначаются прочерком «#» в таблице растворимости.
Задание 8
Испытайте растворы мыла и стирального порошка индикаторной бумагой. Раствор мыла имеет щелочную среду.
Объясните, почему стиральные порошки предпочтительнее мыла? Стиральные порошки пенятся в воде любой жесткости и не разрушают структуру ткани, в то время, как мыла имеют плохую моющую способность в жесткой воде.
Почему не рекомендуется стирка шерстяных изделий порошками, предназначенными для стирки хлопчатобумажных тканей? Такие порошки имеют сильнощелочную среду, в присутствии которой белки гидролизуются и шерстяные изделия будут разрушаться.